С.П. Клейменов
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОРЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В статье рассматривается эволюция системы расселения Псковской области в период XVIII—XX вв. Даётся оценка роли административного и экономического фактора в формировании и развитии территориальной организации хозяйства и населения региона. Особое внимание уделяется анализу возможных сценариев пространственного развития Псковской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Ключевые слова: Псковская область, расселение населения, административно-территориальное деление, пространственное развитие, экономический потенциал.
Регионы, характеризующиеся значительными размерами территории, как правило, сталкиваются с проблемами пространственной организации населения и хозяйства. В данном контексте Псковская область не является исключением. Природные условия и особенности социально-экономического развития предопределили территориальные диспропорции в системе расселения.
Пространственная организация региона - результат длительной эволюции демографических, политических, экономических и иных явлений как внутреннего, так и внешнего характера. В России одной из форм проявления, с одной стороны, и управления вышеназванными процессами, с другой стороны, традиционно выступает административно-территориальное деление (АТД). В условиях централизованного государства такой подход к пространственной организации общества вполне обоснован. В данном контексте хрестоматийным примером территориального устройства страны выступает губернская реформа Екатерины II (1775 г.), в соответствии с которой в основу АТД был положен количественный критерий - численность населения. Так, для губернии демографический ценз составил примерно 400 тыс. душ мужского пола, для уезда - около 30 тыс. душ. Своеобразным «лейтмотивом» екатерининской реформы было совершенствование системы сбора налогов и правопорядка. «Опорный каркас» создаваемой пространственной организации населения составляли города, число которых за короткий период времени
увеличилось почти вдвое. В частности, статус города в 1777 г. получил Новоржев, став десятым по счёту городским поселением в пределах нынешних границ Псковской области. В городах размещались различные административные учреждения, а также объекты социальной инфраструктуры (школы, больницы и т. д.). Таким образом, в губернских и уездных центрах формировалась сфера городской занятости, количественные параметры которой определялись в значительной степени административным рангом соответствующего населённого пункта.
Пространственная организация Псковской губернии, после нескольких корректировок внутренних и внешних границ (17751782 гг.) и «контрреформы» АТД Павла I (1796 г.), приобрела окончательную конфигурацию в 1802 г. и включала в свой состав 8 уездов [1]. Средняя площадь уезда составила 5,4 тыс. кв. км, при этом данный показатель колебался от 3,7 тыс. кв. км Новоржевского уезда до 6,9 тыс. кв. км Порховского уезда. Такая административно-территориальная конструкция сохранялась в течение почти 120 лет, несмотря на многочисленные изменения политической, социально-экономической и демографической конъюнктуры в регионе.
В первой половине XIX в. в Псковской губернии наблюдалась своего рода «демографическая стагнация». По причине частых неурожаев (и, как следствие, - голода), Отечественной войны 1812 г. и эпидемий численность населения стабилизировалась на уровне 650 тыс. чел. [14]. В это время в ряде
уездов получил развитие «отхожий» промысел, чему во многом способствовала географическая близость С.-Петербурга. Одной из основных сфер занятости псковских «отходников» в столице Российской империи было строительство. В ХУШ-ХК вв. строительные работы в С.-Петербурге велись преимущественно силами вольнонаёмных работников, набираемых, как правило, из крепостных близлежащих территорий. Крестьяне трудились за определённую плату так называемым «вахтовым методом» (от 3 до 5 месяцев), после чего возвращались домой [9]. Такая деятельность была выгодна помещикам, так как в условиях малопродуктивного сельского хозяйства «отхожий» промысел позволял крепостным получать дополнительный доход, часть которого в виде оброка отдавалась феодалу. В результате, накануне реформы 1861 г. в Порховском уезде 50,7% крестьян состояли на оброке, 37,4% имели смешанную форму повинности и только 22% были на барщине. Для сравнения, в Великолукском уезде, который наряду с Порховским уездом считался одной из лучших в сельскохозяйственном отношении территорий губернии, на барщине состояли 91,6% крестьян [6].
Вторая половина XIX и начало XX столетия ознаменовались стремительным ростом численности населения губернии (псковский аналог эпохи «демографического взрыва»). Средняя численность населения уезда за указанный период увеличилась с 80 тыс. чел. в 1850 г. до 140 тыс. в 1897 г. и до 178 тыс. в 1914 г. Данная демографическая ситуация объясняется высоким естественным приростом (8 - 15%о), что при традиционно высокой рождаемости (45 - 50%) достигалось за счёт постоянного сокращения смертности [8].
Подобный тренд был во многом обусловлен уменьшением количества смертей жителей региона от голода и от эпидемий, чему в немалой степени способствовало улучшение социально-экономической обстановки в регионе. Во-первых, за указанный период в Псковской губернии существенно улучшилась ситуация в сфере оказания медицинских услуг. Так, в 1870 г. Министерство финансов выделило 50 тыс. руб. на устройство губернской земской больницы и не-
скольких больниц в уездных городах. В сельской местности создали сеть фельдшерских пунктов, открыли аптеки. Во-вторых, в результате отмены крепостного права в 1861 г. крестьяне получили не только личную свободу и право на собственность (в том числе и на землю), но и разрешение на свободную торговлю, создание ремесленных и торговых заведений, свободное перемещение по стране. Последнему в немалой степени способствовало строительство и ввод в эксплуатацию в 1859 г. железной дороги С.-Петербург-Вар-шава, проходящей через Псков и Остров. Как следствие, количество «отходников» в губернии увеличилось за период 1865 - 1896 гг. почти в 4 раза [6]. В-третьих, в начале 60-х гг. XIX в. в Европе резко вырос спрос на льняное волокно. Данное обстоятельство было вызвано снижением поставок хлопка-сырца из США из-за начавшейся в этой стране гражданской войны 1861 - 1865 гг. В результате, если в 1860 г. из Псковской губернии вывозили 234 тыс. пудов льноволокна, то в 1870 г. в 7,5 раз больше - 1744 тыс. пудов. В то же время, в соответствии с законом сравнительного преимущества Д. Риккардо, значительно увеличился импорт хлеба - с 21 тыс. пудов в 1860 г. до 1838 тыс. пудов в 1870 г., т. е. в 87,5 раза [17]. Это снизило опасность возникновения голода в регионе от систематических неурожаев зерновых. Благоприятная рыночная конъюнктура на льноволокно привело к расширению посевных площадей под лён-долгунец.
Прибыльный льняной промысел повысил миграционную привлекательность Псковского края. В последние десятилетия XIX столетия в губернии наблюдалось положительное миграционное сальдо на уровне 15-18%, что обеспечивало ежегодный механический прирост в 10-15 тыс. чел. [10]. Мигранты поселялись преимущественно в сельской местности. Так, в 1856 - 1897 гг. численность сельского населения увеличилась на 62%, в то время как городское - на 50%. За указанный период количество городских жителей возросло всего на 25 тыс. чел., причём 58% прироста пришлось на г. Псков. Во многом подобная ситуация была обусловлена своего рода «экономической стагнацией» городов. Губернская столица и уездные центры по-прежнему вы-
полняли, главным образом, административные и торговые функции. Промышленный «компонент» был представлен многочисленными мелкокустарными производствами по обработке сельскохозяйственной продукции. Практически в каждом городе действовали небольшие льнотрепальные, кожевенные, винокуренные, кирпичные, лесопильные предприятия. Крупные (по меркам губернии) заводы с численностью рабочих в несколько сот человек функционировали в основном в Пскове, в частности, шпагатная фабрика ГЮ. Мейера и литейно-механический завод А.К. Штейна. В начале ХХ в. численность фабрично-заводских рабочих губернии составляла примерно 5 тыс. чел. Строительство железных дорог способствовало появлению ряда новых станций и посёлков и, соответственно, созданию многочисленных рабочих мест. В результате, в губернии перед первой мировой войной насчитывалось несколько тысяч железнодорожников, в частности, только в Великих Луках и Новосокольниках - около 4 тыс. чел. [13] .
В ходе крестьянской реформы 1861 г. значительные изменения претерпело территориальное устройство Псковского края. В соответствии с «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» была проведена дифференциация административно-экономического пространства губернии: уезды были разделены на волости, которые в свою очередь формировались из сельских общин. Последние представляли собой локальные сообщества крестьян, проживающих преимущественно в пределах одного или нескольких смежных сельских поселений. Максимальное расстояние деревень от волостного центра не должно было превышать 12 вёрст. Кроме того, географически волость, как правило, должна была совпадать с церковным приходом. Во многом подобный подход был обусловлен тем, что церковь не только играла роль культурно-образовательного центра на определенной территории (в частности патронировала деятельность начальных школ), но и являлась своего рода ЗАГСом, т. е. вела метрические записи о рождении, браке, смерти. Основная функция сельской общины заключалась в организации и ведении хозяйственной деятельности на определённой площади. Волостные функции
носили исключительно административно-полицейский характер. Таким образом, волость представляла собой социально-территориальную ячейку аграрного региона, где в роли экономического базиса выступала сельская община, а институциональной надстройки -волостная система управления.
Численность населения волости колебалась в пределах от 300 до 2 тыс. ревизских душ мужского пола. Учитывая многодетный характер крестьянских семей, вышеназванные параметры значительно увеличиваются. Так, в 1860-х гг. в Псковской губернии средняя численность волости составляла примерно 6 тыс. чел. (при средней площади 393 кв. км). В 1914 г. аналогичный показатель достиг уровня в 9,8 тыс. чел. (при средней площади 318 кв. км) [6].
Существенным изменениям территориальная организация хозяйства и населения Псковского края подверглась во время так называемого «военного лихолетья» 1914-1920 гг. После неудач русской армии на германском фронте боевые действия приблизилась к границам губернии. Как следствие, в 19151917 гг. в целях улучшения снабжения и маневрирования войск Северного фронта, была построены рокадные железные дороги По-лоцк-Опочка-Псков с ответвлением на Крас-ногородск и Псков-Гдов-Нарва. В результате железнодорожным сообщением была охвачена практически вся западная часть периметра региона. Прифронтовое положение обусловило рост численности населения Пскова и Великих Лук на 75-80%, главным образом, за счёт дислокации в этих городах воинских частей. Гражданская война негативно повлияла на экономику губернии. Многие предприятия были остановлены или разрушены. Численность промышленных рабочих сократилась по сравнению с довоенным показателем более чем в 3,5 раза и составила в 1921 г. всего 1349 чел. [13]. Новая экономическая политика (НЭП) привела к быстрому восстановлению промышленного потенциала губернии. В 1926 г. объёмы производства промышленной продукции и численность рабочих в целом достигли довоенного уровня.
В 1920-х гг. на пространстве Северо-Запада СССР стала реализоваться идея административно-экономического районирования
страны, разработанная Госпланом. Теоретической основой данного АТД являлся план ГОЭЛРО, который представлял собой программу хозяйственного развития СССР на 10-15-летнюю перспективу. В ходе его реализации производительность труда должна была вырасти до уровня ведущих государств Западной Европы и США, главным образом, вследствие масштабной электрификации и механизации производства. Авторы ГОЭЛРО предложили экономическое районирование страны на базе сложившегося географического разделения труда и дальнейшей его эволюции за счёт богатых сырьевыми и топливными ресурсами восточных территорий. Успешной реализации данного плана должно было способствовать централизация хозяйственного управления.
В контексте вышеназванной политики в 1927 г. территория Псковского края вошла в состав Ленинградской области в виде двух округов: Псковского (с центром в г. Псков) и Великолукского (центр - г. Великие Луки). Административная «связка» «уезд-волость» была заменена на «район-сельсовет». В результате в пределах современных границ Псковской области было образовано 38 районов и 674 сельских совета. В течение 1930-х гг. после нескольких административных «коррекций» количество районов и сельсоветов сократилось до 33 и 628, соответственно [1]. В хозяйственном отношении Псковскому и Великолукскому округам отводилась роль аграрной периферии с традиционной льняной специализацией. Это было обусловлено тем, что для размещения мощностей тяжёлой индустрии (согласно плану ГОЭЛРО, в промышленном строительстве акцент делался на данный сектор экономики) на Псковщине не было должной природно-ресурсной базы. Поэтому в регионе получили развитие предприятия либо перерабатывающие местное сырьё (лён, лес, торф, известняк), либо выпускающие продукцию для местных нужд (стройматериалы, продукты питания и предметы широкого потребления, сельскохозяйственные машины). В основном данные производства были сосредоточены в районных центрах, обеспеченных железнодорожным сообщением. Среди населённых пунктов, получивших в
межвоенный период городской статус, были крупные железнодорожные узлы - Дно и Новосокольники, а также железнодорожные станции - Пустошка, Идрица и Локня.
В 1930-х гг. кардинальные изменения произошли в аграрной сфере - экономическом базисе региона. Производство сельскохозяйственной продукции в первое «межвоенное» десятилетие в основном осуществлялось индивидуальными крестьянскими хозяйствами - «единоличниками». В конце 1920-х гг. в Псковском крае насчитывалось 334 тыс. подобных хозяйств. При этом значительная часть «единоличников» проживала на хуторах (в Псковском округе - 37%). В условиях формирования административно-командной экономики рыночные товарно-денежные отношения были аннулированы. Руководство страны стало проводить политику объединения крестьянских хозяйств в колхозы и обязательности поставок продукции государству, получившую в отечественной историографии термин «коллективизация». По-сути, коллективизация 1929-1931 гг. была антиподом крестьянской реформы 1861 г., т. е. частная (крестьянская) собственность на землю замещалась общественно-антрепренерской (колхозной). Земельный фонд коллективных хозяйств формировался, с одной стороны, за счёт посевных площадей «единоличников», вступивших в колхоз, с другой - за счёт изъятия земель у наиболее зажиточных крестьян (так называемых «кулаков»).
Кампания принудительной записи «единоличников» в колхозы не принесла желаемых результатов. В мае 1930 г. в коллективных хозяйствах состояло всего 4,2% крестьян. Как следствие, власти изменили методику: главным средством вовлечения в колхозы индивидуальных хозяйств становится налоговая политика. В 1931 г. налоговое бремя для «единоличников» стало в 10 раз выше, чем для членов коллективного хозяйства. В создавшейся ситуации из-за опасности полного разорения крестьяне были вынуждены вступать в колхозы. К середине 1935 г. в Псковском и Великолукском округах в коллективные хозяйства было объединено 83% и 76% «единоличников», соответственно. К началу Великой Отечественной войны в регионе насчитывалось 3057 колхозов и 24 совхоза. Коллекти-
визация сопровождалась существенными изменениями в системе сельского расселения. В контексте проводимой в период 1938-1940 гг. политики укрупнения колхозов, было сселено только по Псковскому округу 80% хуторов. В результате, было образовано 158 новых посёлков и выросли в размерах существующие деревни [13].
Великая Отечественная война нанесла тяжелый урон населению и хозяйству Псковского края. За годы войны численность населения региона сократилась в 3 раза в связи с гибелью и высылкой несколько сотен тысяч человек в Германию, а также эвакуации преимущественно трудоспособного контингента в восточные районы страны. В 1944 г. в целях скорейшего восстановления народного хозяйства были образованы Псковская и Великолукская области [1]. Потребности в рабочей силе решались, главным образом, за счёт возвращения в родные места бывших жителей региона. Уже в 1950 г. численность населения Псковского края превысило 1 млн. чел., причём численность городских жителей достигла довоенного показателя - 200 тыс. чел. [11].
Во многом такая ситуация была обусловлена тем, что основная масса мигрантов устраивалась на работу в городах и посёлках городского типа. Данному процессу способствовало, с одной стороны, масштабное строительство промышленных объектов и жилых зданий, восстановление транспорта, с другой
- крайне низкий уровень жизни в сельской местности. В частности, бюджет колхозника складывался из оплаты по трудодням и дохода от приусадебного хозяйства, доля которого составляла 60%. Вплоть до середины 1950-х гг. оплата трудодня в денежном выражении была минимальной и в основном обеспечивалась выдачей натуральных продуктов. Доходность приусадебного участка значительно снижалась в результате постоянного роста сельскохозяйственного налога. В послевоенных колхозах 75% трудоспособного населения составляли женщины. Проблему дефицита рабочей силы ещё в большей степени усиливала низкая механизация колхозов. На этом фоне в 1948 - 1950 гг. численность сельского трудоспособного населения сократилась на 70 тыс. чел., главным образом, вследствие миграции мужского населения в города [12].
В 1957 - 1965 гг. была реанимирована идея административно-экономического районирования страны, целью которого был переход от отраслевого к территориальному принципу управления народным хозяйством. После НЭПа отраслевой (ведомственный) подход в развитии отдельных секторов экономики наиболее органично вписывался в создаваемую в 1930-х гг. административнокомандную модель хозяйствования. Каждая отрасль планово развивалась под конкретную номенклатуру продукции в соответствии с прогнозируемыми или текущими потребностями экономики и обороноспособностью государства. В связи с этим, только в период 1928-1933 гг. количество отраслей увеличилось с 50 до 120. При вышеназванном подходе экономическая эффективность производства обеспечивалась преимущественно за счёт экономии на масштабе, что в большинстве случаев достигалось в результате строительства крупных предприятий. В 1950-е гг. всё чаще стали проявляться недостатки подобной формы организации производства, прежде всего из-за увеличения затрат на изготовление единицы продукции или так называемого «отрицательного эффекта масштаба». Во многом возникшая ситуация была обусловлена несоответствием на региональном уровне динамики развития определённой отрасли, с одной стороны, и ресурсного потенциала, с другой. Для устранения производственно-территориальных диспропорций было принято правительственное постановление о создании совнархозов - государственных органов территориального управления хозяйством.
В свете «модных» в середине ХХ в. концепций регионального развития («полюсов роста» Ф. Перру, «кумулятивной причинности» Г. Мюрдаля, «центр-периферия» Дж. Фридмана и т. д.) это было вполне прогрессивное решение. Псковская область после объединения с Великолукской областью в единое административное образование вошла в состав Ленинградского совнархоза. В контексте концепции «центр-периферия» Псковский край выступал в роли «рецепи-ента» производств, представлявших собой филиалы крупных предприятий «донора» -«центра» Ленинграда (ныне С.-Петербурга).
В 1957-1965 гг. были построены электромеханический завод, заводы АТС и АДС, кабельный завод (все в г. Пскове), завод «Реостат» в Великих Луках. По-сути, это было началом индустриализации и масштабной урбанизации Псковского края. Инерция промышленного развития области в соответствии с решениями Госплана продолжилась и после ликвидации в 1965 г. совнархозов. Сохранилась и ориентация размещения отраслевых мощностей в региональных центрах. Псков и Великие Луки продолжилась и в последующее десятилетие, где в начале 1970-х гг. вступают в строй ТЭСО, завод щелочных аккумуляторов, соответственно. В процессе своего развития данные предприятия, наращивая свои мощности, превратились в крупные производства, на которых трудились тысячи рабочих
(в конце 1980-х гг. на «Псковэлектромаше» было занято 3500 чел., на заводе АТС - 4000 чел., на радиозаводе «Плескава» - 6000 чел.).
«Индустриальная волна» 1960 - 1970 гг. затронула и ряд районных центров, где строились новые предприятия или увеличивались мощности действующих производств: г. Не-вель (швейная и обувная фабрики), г. Остров (завод электрических машин, завод «Вектор»), г. Порхов (известковый и релейный заводы), п. г. т. Дедовичи (ГРЭС). Как следствие, стремительно росла урбанизированность региона. В период 1959-1989 гг. численность городского населения увеличилась в 2 раза, достигнув максимального в истории Псковской области показателя - 530 тыс. чел. Основной прирост (более 75%) обеспечили Псков, Великие Луки и вышеназванные районные центры.
2500 т
2000 -■
1500 --
1000 -■
500 -■
Т 600
-- 500
-- 400
-- 300
-- 200
-- 100
О +-■—Iй Ч" I " I ■ 1 I ■ 1 I ■ I ш 1 I ■ 1 I
1927 1939 1950 1959 1970 1979 1989 2002 2010
I Средняя численность населения волоста
(с/совета),
чел
I Средняя численность работников
с/х
предприятия,
чел
-Средняя
площадь
волоста
(с/совета),
Средняя посевная площадь с/х предприятия, га
Рис. 1. Динамика демографических и экономических показателей в разрезе волостей
(сельских советов)
В 1958 - 1971 гг. городской статус получили 9 населённых пунктов: Бежаницы, Красный Луч, Дедовичи, Красногородск, Кунья, Плюсса, Заплюсье, Пушкинские Горы, Струги Красные [1]. Промышленный сектор данных п. г. т., большинство из которых являлись рай-
онными центрами (исключение составляли п. г. т. Красный Луч и Заплюсье), формировали предприятия, специализировавшиеся, главным образом, на переработке сельскохозяйственной продукции подконтрольных колхозов и совхозов. При этом градообразу-
ющими предприятиями по праву считались организации по обслуживанию транспортных коммуникаций и инженерной инфраструктуры, а также предприятия социальной сферы, в штате которых числилась большая часть экономически активного населения.
Во второй половине ХХ в. «экономия на масштабе» стала определяющей в развитии сельского хозяйства области, следствием чего стала политика укрупнения колхозов и совхозов. Если в 1950 г. средние показатели посевных площадей и численности рабочего персонала сельскохозяйственного предприятия составляли 430 га и 210 чел., соответственно, то в 1970 г. - 1810 га и 440 чел. (рис. 1). Процесс укрупнения сельхозпредприятий не
На фоне реформы внутреннего административно-территориального деления 1960-х гг. в Псковской области проводились мероприятия по укрупнению сельских поселений посредством переселения жителей из малых деревень в центральные сёла. Целью подобной политики было обеспечение сравнительно рентабельного (в соответствии с установленными ведомственными нормативами) уровня социального обслуживания в сельской местности. Как известно, социальная инфраструктура на селе традиционно на-
вписывался в рамки существовавших административных образований, что часто приводило к несогласованности в принятии хозяйственных решений в пределах определённой территории. Подобная ситуация обусловила пересмотр пространственных параметров сельсоветов и районов. В 1950 - 1970 гг. численность сельских советов уменьшилась с 654 до 240, а их средняя площадь возросла с 80 кв. км до 220 кв. км. В результате, границы сельсоветов в большинстве случаев стали совпадать с границами соответствующих колхозов или совхозов. В то же время количество районов сократилось с 41 до 24, а их средняя площадь увеличилась с 1300 кв. км до 2210 кв. км (табл. 1).
ходилась на балансе местного колхоза или совхоза. Её низкая эффективность объяснялась не столько несостоятельностью в финансовом отношении большинства сельскохозяйственных предприятий и низкими заработными платами их работников, сколько небольшими размерами школ, магазинов, почтового обслуживания, домов культуры и т.д. Деревни, объявленные неперспективными, лишались вышеназванных объектов, что только ускоряло исход из них трудоспособного населения. Как следствие, за период 1960 - 1990 гг. количе-
Таблица 1
Динамика численности административно-территориальных образований Псковской области в период 1927-2010 гг. (составлено по [1])
Годы 1927 1939 1950 1959 1970 1979 1989 2002 2010
Количество районов 38 33 41 32 24 24 24 24 24
Количество волостей (с/советов) 674 628 654 359 240 245 245 249 163
Средняя площадь района, кв.км. 1360 1530 1295 2660 2210 2210 2210 2210 2210
Средняя численность населения района (без учёта численности населения Пскова и Великих Лук), чел. 43590 44080 23410 25430 27740 23860 22020 18880 15410
ство сельских населённых пунктов в области сократилось с 11 тыс. до 8 тыс. Деградация сельской местности продолжилась и в последующие десятилетия. В 2010 г. 23% сельских поселений области были безлюдными, а в каждой второй деревне численность жителей варьирует от 1 до 10 чел. [19].
Переход от командно-административных к рыночным методам хозяйствования негативно отразился на состоянии экономики Псковской области и, как следствие, на сфере занятости. В 1990-е гг. резко сократилась численность промышленно-производственного персонала (более чем на 50 тыс. чел.). В результате удельный вес работающих в промышленности в структуре занятости снизился за период с 1990 - 2000 гг. до с 30% до 19%. Роль своеобразного амортизатора на региональном рынке труда в это время приняла на себя сфера услуг, прежде всего торговля. В частности, доля занятых в торговле и обще-
ственном питании выросла с 7,7% в 1990 г. до 10,2% в 2000 г. Кроме того, часть промышленных рабочих, попав под сокращение, выехала в сельскую местность, что позволяет проводить аналогии с 1920 г. В результате, в 1992 г. впервые за последние десятилетия во внутрирегиональной миграции вектор «город-село» стал преобладать над вектором «село-город» [4]. В сельском хозяйстве в 1998 г. было занято 24% экономически активного населения (опередив по этому показателю промышленность
- 18%). Несмотря на самую низкую зарплату (45-55% от средней зарплаты в экономике), численность занятых в сельском хозяйстве в течение последующего десятилетия снижалась постепенно, по мере выхода на пенсию трудоспособного населения. Основными причинами такой ситуации являлось отсутствие должных вакансий на региональном рынке труда и сложности переезда в другие субъекты Федерации.
1990 1995 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010
□ промышленность
□ строительство
■ торговля и общественное питание
■ сельское хозяйство
□ транспорт и связь
□ прочие отрасли непроизводственной сферы
Рис. 2. Структура занятости населения, % к общей численности занятых в экономике
На фоне отрицательных трендов экономического и демографического развития в обстановке политической неопределённости стабильность АТД было необходимым условием. При этом в период 1989-2002 гг. средняя численность населения района (без учёта численности населения региональных центров - Пскова и Великих Лук) сократилась на 3140 чел. или на 14% (табл. 1). Реакцией региональных властей на данный демографический тренд стало укрупнение волостей, средняя площадь которых увеличилась на треть и составила в 2010 г. 324 кв. км. Подобное решение было экономически обосновано. В связи с тяжёлым финансовым положением подавляющее большинство колхозов и совхозов не могли в должной мере обеспечить нормальное функционирование школ, домов культуры, детских дошкольных учреждений, находившихся на их балансе. Как следствие, в 1995 г. вышло Постановление Правительства РФ «О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность». В результате резко возросла нагрузка на бюджеты различных территориальных уровней. В целях «оптимизации» расходования финансовых средств многие вышеперечисленные предприятия социальной сферы были подвержены процедуре закрытия [18]. Таким образом, ряд волостей лишился собственных объектов социальной инфраструктуры, что на фоне банкротства базового колхоза или совхоза делало их несостоятельными в качестве административно-территориальных образований. Следуя логике централизованного управления 1960х гг., укрупнение волостей - объективная реальность. Как следствие, следующим шагом в процессе реформирования АТД Псковской области может стать укрупнение районов. На первом этапе (исходя из показателя численности населения 1970 г.) количество районов предлагается довести до 16, а в дальнейшем
- в соответствии с темпами сокращения численности сельского населения.
В XXI в., по мере восстановления российской экономики и её интеграции в мировое хозяйство, остро встал вопрос о дальнейших путях пространственного развития страны в условиях глобализации общественных отно-
шений (в отличие от советского периода, когда схемы территориальной организации общества разрабатывали в основном с учётом внутренней специфики хозяйственного развития). Одним из сценариев трансформации существующей системы расселения страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе является «Концепция пространственного развития РФ» [20]. Согласно Концепции, территориальная организация хозяйства и населения должна способствовать повышению конкурентоспособности национальной экономики, обеспечивать транспортную связанность страны и гарантировать сохранение целостности её территории. Для реализации данных планов необходимо добиться концентрации имеющихся финансовых, энергетических, демографических и иных ресурсов для решения поставленных задач. Проявлением подобной политики, в частности, должно стать достижение или стабилизация на отдельных территориях плотности населения в 50 и более чел. на кв. км, в том числе и за счёт сселения жителей из слабозаселённых регионов. В качестве «опорных пунктов» новой системы расселения страны рассматриваются города-«миллионеры», а также крупные областные (реже отраслевые) центры.
По мнению разработчиков Концепции, предлагаемая схема пространственной организации страны приведёт к экономии денежных средств за счёт отказа от реконструкции капиллярной дорожной сети, «свёртывания» социального хосписа и снижения расходов на поддержание инженерной инфраструктуры на обширных (преимущественно сельских) территориях. Освободившиеся в результате подобной «оптимизации финансы будут направлены на повышение качества социальных услуг, строительство новых и модернизацию действующих транспортных магистралей, создание высокотехнологичных рабочих мест. Несмотря на заявленный в Концепции «новаторский подход» в вопросах территориальной организации общества, данное исследование в целом представляет собой модернизированный вариант пространственного мышления времён индустриальной экономики. Как и в советское время, в основе экономического развития лежит принцип «экономии масштаба» «фордистского» типа.
Основной формой проживания граждан РФ признан крупный город, входящий в «опорный каркас» системы расселения, которая в свою очередь развивается в рамках известной модели «центр-периферия». Следствием заявленных экономических и демографических преобразований в очередной раз должно стать укрупнение существующих административно-территориальных единиц. Следуя логике авторов Концепции, на Северо-Западе России, по аналогии с «хрущёвскими» совнархозами 1960-х гг., возникнет образование с центром в С.-Петербурге, включающее в себя Псковскую, Новгородскую, Ленинградскую области.
В «постиндустриальном» обществе, которое сформировалось в развитых странах Европы и Северной Америки, комфортность проживания является важным фактором конкурентоспособности национальной экономики. Интегрируясь в мировое хозяйство, Россия оказалась перед необходимостью в короткий срок обеспечить уровень жизни своим гражданам, соответствующий стандартам государств-конкурентов. Этим и объясняется, почему вышеназванный «мобилизационный» сценарий пространственного развития актуален и востребован, так как он предполагает относительно быстрое улучшение условий проживания для большей части населения страны. В отличие от России, где акцент сделан на формирование мегаполис-ной урбанизации (концентрация населения в гигантских городах), в странах Европы и США всё большее развитие получает так называемая «полицентрическая модель урбанизации» или «новый урбанизм» - градостроительная концепция, ориентированная на возрождение небольшого компактного «пешеходного» города. Базовой ячейкой «нового урбанизма» является городской ареал («городская община»), в пределах которого на расстоянии 450 - 500 метров от каждого дома должны располагаться остановка транспорта или железнодорожная станция, магазины, общественные здания, детские площадки, места отдыха и т. д. [2]. Смежные городские ареалы посредством развитой транспортной сети соединяются в единый комплекс - «децентрализованную агломерацию». Развитие подобной формы урбаниза-
ции может осуществляться как за счёт нового градостроительства, так и в результате объединения соседних городских поселений и прилегающих к ним территорий.
«Децентрализованная агломерация» -своего рода сетевая поляризация территории или «разделение пространства на качественно противоположные системы ареалов, каждая из которых нанизана на свою сеть линий» [15, с. 170]. В связи с тем, что города тесно связаны с прилегающими местностями (пригородами, субурбиями), урбанизированные ареалы существовали на протяжении всей эволюции системы расселения. Внешние границы данных образований варьируются во времени, так как обусловлены не только конфигурацией транспортной сети, её трансформацией, но и развитием транспорта [16]. От технического прогресса на транспорте зависит показатель (так называемая «константа Гольца»), характеризующий средневзвешенные временные затраты жителя на регулярные перемещения внутри определённого селитебного ареала. Транспортная составляющая константы Гольца или «константы пространственной самоорганизации территории» - это выведенная в результате многочисленных наблюдений величина, равная 12 минутам, что при средней скорости 60
- 70 км/час эквивалентно расстоянию 12-15 км [5].
В Псковской области во второй половине ХХ в. сформировалось 27 урбанизированных ареалов вокруг 14 городов и 13 п. г. т., контуры которых проведены в соответствии с рисунком автодорожной сети и пространственной производной от константы Гольца (15 км). Городское поселение Сосновый Бор, получившее свой статус в 1997 г., рассматривается как часть Себежского урбанизированного ареала. Площадь выделенных ареалов составляет примерно 9,8 тыс. кв. км или 19% площади региона (рис. 3). На данной территории в 1967 г. проживало 500 тыс. чел. или 58% населения области [3]. За последующие 35 лет численность населения урбанизированных ареалов выросла на 114 тыс. (прежде всего за счёт роста городского населения) и составила 81% общей численности населения региона. В то же время численность населения сельской «периферии» сократилась в 2,5 раза - с 363
тыс. чел. до 147 тыс. чел. Если в 1967 г. доля хранился и в последующие годы. В настоящее
территорий с плотностью населения менее 5 время более 65% площади Псковской области
чел./кв. км составляла 22% от областного по- составляют незаселённые и слабозасёленные
казателя, то в 2002 г. - 49%. Данный тренд со- территории (рис. 4).
Рис. 3. Плотность населения Псковской области в 1967г., чел./кв. км
Рис. 4. Плотность населения Псковской области в 2002 г., чел./кв. км
Рассматривая систему расселения Псковской области сквозь призму Концепции пространственного развития РФ, можно констатировать следующий факт. Указанному критерию «территориальной эффективности» (50 чел./кв. км) соответствуют четыре урбанизированных ареала: Псковский (с плотностью населения 363 чел./кв. км), Великолукский (328 чел./кв. км), Островский (69 чел./кв. км) и Печорский (61 чел./кв. км). В пределах данных образований общей площадью 1670 кв. км (примерно 3% площади региона) в 2002 г. проживало 385 тыс. чел. (50% жителей области). Согласно авторам Концепции, чтобы сохранить «демографическое присутствие» на территории Псковского края, необходимо проводить политику, направленную на повышение концентрации существующих и планируемых финансовоэкономических ресурсов в пределах указанных ареалов. Перспективы остальных урбанизированных территорий будут напрямую зависеть от присутствия в них объектов федерального значения: учреждений службы исполнения наказания, погранзастав, воинских частей, железнодорожных станций.
Превращение единой системы расселения Псковской области в территорию «очагового» проживания населения можно предотвратить, если кардинально изменить подход к пространственному развитию региона. В условиях «демографического цейтнота» добиваться сплошного, повсеместного проживания населения нецелесообразно. Поэтому необходимо сделать акцент на развитие территорий, где возможно создание «децентрализованной агломерации». В данном контексте интерес представляют ареалы «Порхов-Дно-Дедовичи» и «Бежаницы-Новоржев-Лок-
ня-Красный Луч». Осуществление данного проекта возможно только при повышении совокупного экономического потенциала вышеназванных территорий. Для размещения в их пределах высокотехнологичных производств особую актуальность приобретает совершенствование транспортной сети, главным образом, за счёт строительства новых автомобильных магистралей [7].
Решение существующих социальноэкономических проблем только за счёт компактного проживания населения не может кардинально изменить сложившуюся ситуацию в регионе. Для каждого населённого пункта (урбанизированного ареала) с ограниченными возможностями хозяйственного развития существует как предельно-допустимый, так и минимально-необходимый уровень экономической эффективности. Поэтому особое значение приобретает выбор стратегии пространственного развития региона, в соответствии с которой будут перераспределяться экономические и демографические ресурсы между определёнными территориями (урбанизированными ареалами). Обладая механизмами самоорганизации и саморегулирования, одни территории могут развиваться за счёт собственной производственно-инфраструктурной базы, другие
- в результате целенаправленной финансовой поддержки на федеральном и региональном уровне. В связи с этим, на современном этапе общественного развития актуально не столько изучение существующей ресурсной базы конкретного региона или урбанизированного ареала, сколько выявление его хозяйственного потенциала с точки зрения формирования в соответствующих границах «постиндустриальной» структуры экономики.
Литература
1. Административно-территориальное деление Псковской области (1917-2000). Псков, 2002. 463 с.
2. Амосов Ю. Возвращение дружелюбного города // Эксперт. №17. 2005. С. 58-63.
3. Атлас Псковской области. М.: ГУГК СССР, 1969. 44 с.
4. Глезер О. От перемены мест область не меняется // Ваш Выбор. № 6. 1993. 13 с.
5. Гольц Г.А. Транспорт и расселение. М.: Наука, 1981. 248 с.
6. Дейч Г.М. Крестьянство Псковской губернии в конце XVIII и в первой половине XIX века. Псков, 1957.
7. Клейменов С.П. Модернизация территориальной структуры хозяйства и населения Псковской области в рамках концепции «децентрализованной концентрации» // Псковский регионологический журнал. №5. Псков: ПГПУ, 2007. С. 26-32.
8. Кривуля И.В., Манаков А.Г. Депопуляционные процессы в Псковской области и ключевые направления демографической политики // Псковский регионологический журнал. № 1. Псков: ПГПУ, 2005. С. 57-69.
9. Луппов С.П. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века / АН СССР. М., 1957.
10. Манаков А.Г., Евдокимов С.И., Григорьева Н.В. Западное порубежье России: географические аспекты становления и развития Псковского региона. Псков: Издательство АНО «Логос», 2010. 216 с.
11. Народное хозяйство Псковской области. Стат. сборник. Ленинград, 1968. 289 с.
12. Полукошко В.В., Шевельков В.В. Земля Псковская. История и современность. Псков, 2003. 264 с.
13. Псковский край в истории России. Псков: Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. 350 с.
14. Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1811-1913). М., 1956.
15. Родоман Б.Б. Территориальные ареалы и сети. Очерки теоретической географии. Смоленск, 1999. 256 с.
16. Юр Е.С. Новые подходы к организации территории и развитию расселения в Германии // Известия РАН. Серия географическая. М., 2000. № 6. С. 48-56.
17. Гедунов Б.Н. Льняная нить длиной в тысячелетие.иКЬ: flax.net.ru>mdex.php?option.
18. Псковская область. Информационно-аналитический портал. URL: http:old.pskov.ru/soc-ec/agri-culture.
19. Псковский статистический ежегодник. URL: http:// pskovstat.gks.ru/public/DocLib2/ ежегодник 2010. htm.
20. Россия: принципы пространственного развития. URL: http:// www.Glazychev.ru.
S.P. Kleimenov
ADMINISTRATIVE AND ECONOMIC FACTORS OF PSKOV REGION SPATIAL DEVELOPMENT: THE PAST AND THE PRESENT
The article deals with Pskov region population’s location evolution in the XVIII-XX centuries. Economic and administrative factors are assessed in terms of territorial organization of the regional business and population. Special attention is paid to the analysis ofpossible scripts of Pskov region spatial development in the mid and long run.
Key words: Pskov Region, population location, administrative-territorial divisions, spatial development, economic potential.