ТЕРРИТОРИАЛЬНО-СТРУКТУРНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРИРОССИЙСКИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
КОЗЛОВ АРКАДИЙ АРТЕМЬЕВИЧ
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: ekonomge@ mail.ru
ПАНКОВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: Psv69tmb@ mail.ru
В работе выстраивается система анализа оценок региональных проблем и обоснования региональной политики на основе региональных интересов и целей региональной политики. Проводится дифференцирование и ранжирование целей по принципу их важности, очередности, характера и механизма действия. Выделены группы целей регионального развития. В рамках стратегий зарождаются и региональные программы, и планы конкретных государственных шагов по воздействию на социально-экономическую сферу регионов. В качестве атрибутов, более того, ипостасей региональной политики, определены региональные программы. Акцент делается на: определении и обосновании основных задач и приоритетов региональной политики; рассмотрении теоретических принципов, проблем и стратегии государственного регулирования экономического развития регионов; выявлении смысла и механизмов регулирования регионального развития; осмыслении специфики региональных программ в условиях рыночной экономики. Показана целесообразность для современной России пересмотра системы оценок региональных ситуаций, для которого существуют, по меньшей мере, четыре повода. Во-первых, при директивном руководстве практически не ощущалось потребности в объективных оценках региональных ситуаций и в развернутых обоснованиях принимаемых решений с позиций региональных интересов. Во-вторых, с последовательным обретением регионами самостоятельности сформировалась принципиально новая - собственно региональная - сфера интересов, действий и ответственности. В-третьих, в условиях перехода к паритетным меж- и внутрирегиональным отношениям требуется принципиально новый уровень доказательности, убедительности и системности оценок и обоснований. В-четвертых, требуется открытость и доступность представления информации. Система анализа оценок региональных проблем и обоснования региональной политики должна выстраиваться на основе таких показателей и характеристик, которые позволили бы оценить последствия реформационных действий с позиции региональных интересов и целей региональной политики. Наряду с региональными интересами важным критерием оценки хода реформационных преобразований и обоснования принимаемых решений являются цели регионального развития.
Ключевые слова региональная стратегия, социально-экономическая система, цели регионального развития, региональные диспропорции.
Система анализа оценок региональных проблем и обоснования региональной политики должна выстраиваться на основе таких показателей и характеристик, которые позволили бы оценить последствия реформационных действий с позиции региональных интересов и целей региональной политики. Наряду с региональными интересами важным критерием оценки хода реформационных преобразований и обоснования принимаемых решений являются цели регионального развития. В основу кладется четкий критерий - отвечает ли принимаемое в рамках региональной политики решение общерегиональным целям. Необходимо дифференцирование, ранжиро-
вание целей по принципу их важности, очередности, характера механизма их действия. Предлагается выделение пяти основных групп целей регионального развития, которые назывались нами выше: 1) стратегически-действенного характера 2) стратегически-стабилизационного плана (сохранение и поддержание сложившейся ситуации, эволюционные преобразования в хозяйственной сфере и т. д.); 3) аналогично применительно к отдельным отраслям регионального ведения (здравоохранение, жилищное строительство и т. д.); 4) среднесрочного отраслевого и функционального свойства (коммерциализация социальной сферы, создание регио-
нальной службы занятости и т. д.); 5) тактические (конкретные задания по развитию отдельных служб, систем регионального хозяйства, объектов и т. д.).
Создание стратегий развития региональных социально-экономических систем, прежде всего, предполагает определение комплекса мероприятий, обеспечивающий решение проблем и сроки их выполнения. Мероприятия привязываются к конкретным исполнителям, т. е. проектирование процесса решения проблемы осуществляется одновременно и во взаимосвязи с синтезом целереа-лизующей системы.
В России на протяжении двух десятков лет происходит трансформация парадигмы экономического развития, определяются общие и частные принципы государственного влияния на социально-экономические процессы и явления. В условиях транзитарной экономики появились, сформировались и продолжают развиваться новые подходы к выработке и воплощению в жизнь региональной экономической политики, а также принципы государственного регулирования экономического и социального развития.
Прокладывая собственные пути решения стратегических задач, Россия, в определенной мере, опирается на мировой опыт выработки региональных экономических политик и их реализации. Цели стратегического планирования развития внутригосударственных социально-экономических систем могут различаться по отдельным странам и макрорегионам, но цели ее достаточно унифицированы и универсальны. К их числу относят:
- выравнивание внутригосударственных территориальных диспропорций для достижения экономической эффективности, политической и социальной стабильности;
- влияние на демографические показатели и экономическую активность населения;
- развитие сырьевой периферии; улучшение использования ресурсов путем снижения безработицы и неэффективной занятости в ходе повышения предпринимательской активности и развития современных отраслей [ 1].
Анализируя зарубежный опыт региональной политики с точки зрения его эффективности, мы приходим к выводу о сложности вопроса выбора критериев оценки. В качестве результата региональной политики обычно выступает такой показатель, как уменьшение разрывов в уровнях социально-экономического развития регионов. Эта цель и является основной, особенно в промышленно развитых странах.
В рамках стратегий зарождаются и региональные программы, и планы конкретных государствен-
ных шагов по воздействию на социально-экономическую сферу регионов. Их можно определить в качестве атрибутов, более того, ипостасей региональной политики. Акцент делается на: определении и обосновании основных задач и приоритетов региональной политики; рассмотрении теоретических принципов, проблем и стратегии государственного регулирования экономического развития регионов; выявлении смысла и механизмов регулирования регионального развития; осмыслении специфики региональных программ в условиях рыночной экономики.
В современной России целесообразным является пересмотр системы оценок региональных ситуаций, для которого существуют, по меньшей мере, четыре повода. Во-первых, при директивном руководстве практически не ощущалось потребности в объективных оценках региональных ситуаций и в развернутых обоснованиях принимаемых решений с позиций региональных интересов. Во-вторых, с последовательным обретением регионами самостоятельности, сформировалась принципиально новая - собственно региональная - сфера интересов, действий и ответственности. В-третьих, в условиях перехода к паритетным меж- и внутрирегиональным отношениям требуется принципиально новый уровень доказательности, убедительности и системности оценок и обоснований. В-четвертых, требуется открытость и доступность представления информации [2].
В целом, проблема функционирования информационного поля стратегий развития регионов осложняется спецификой региональных процессов в условиях транзитарной экономики.
Информационный базис для определения направлений социально-экономических стратегий может быть укреплен, если:
- будет работать система учета, способствующая формированию представлений о собственном потенциале территорий и региональных задачах (интересах, целях) его развития;
- в законах окончательно закрепятся норы, определяющие возможность проведения собственной региональной политики, основанной на интересах и целях;
- полностью реализуются права органов исполнительной власти на безвозмездное получение от предприятий, учреждений и организаций, расположенных на соответствующей территории, сведений, необходимых для анализа ее социально-экономического развития.
Система анализа оценок региональных проблем и обоснования региональной политики должна, выстраиваться на основе таких показателей и характе-
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
ристик, которые позволили бы оценить последствия реформационных действий с позиции региональных интересов и целей региональной политики. Наряду с региональными интересами, важным критерием оценки хода реформационных преобразований и обоснования принимаемых решений являются цели регионального развития [1]. В основу кладется четкий критерий - отвечает ли принимаемое в рамках региональной политики решение общерегиональным целям. Необходимо дифференцирование, ранжирование целей по принципу их важности, очередности, характера механизма их действия. Предлагается выделение пяти основных групп целей регионального развития, которые назывались нами выше: 1) стратегически-действенного характера; 2) стратегически-стабилизационного плана (сохранение и поддержание сложившейся ситуации, эволюционные преобразования в хозяйственной сфере и т. д.); 3) аналогично применительно к отдельным отраслям регионального ведения (здравоохранение, жилищное строительство и т. д.); 4) среднесрочного отраслевого и функционального свойства (коммерциализация социальной сферы, создание региональной службы занятости и т. д.); 5) тактические (конкретные задания по развитию отдельных служб, систем регионального хозяйства, объектов и т. д.). Возможно выделение трех базовых групп целей, каждая из которых структурно охватывает региональную социально-экономическую систему определенного ранга - региональную, отраслевую, субъектно-хозяйственную (конкретный субъект хозяйственной деятельности, например, предприятие). В каждой группе возможно появление уровней, выделяемых в зависимости и в соответствии с конкретными задачами. Кроме того, может быть определена система субцелей (подцелей), зависящих от характера и путей реализации целей.
Рациональное развитие региона предполагает постановку и достижение следующих целей:
- во-первых, ускоренное комплексное развитие региональной социально-экономической системы (стабилизация развития, выход из депрессивного состояния, опережающее развитие и т. д.). Способами реализации целей могут являться - приватизация, деприватизация, внешнеэкономическая деятельность, коммерциализация социальной сферы, создание региональной службы занятости и т. д.;
- во-вторых, развитие отдельных хозяйственно-социальных отраслей региона (отраслевые региональные социально-экономические системы);
- в-третьих, развитие социально-экономической системы в рамках отдельных организаций, предприятий и т. д. [3].
Подобная региональная политика также должна охватывать многообразные сферы экономических отношений: отношения собственности; финансово-кредитную, налогово-бюджетную системы; организационно-управленческие, производственно-экономические, аграрные отношения; недропользование; социальные и этнические процессы; законодательство [4].
Эти отношения должны осуществляться в рамках конституционно-правовых норм и строиться на следующих принципах:
- реальное равенство всех субъектов Федерации в отношениях с Центром и между собой;
- однотипность условий (правовых, налоговых, имущественных) и возможностей (организационных, инфраструктурных) деятельности каждого регионального субъекта;
- учет особенностей территориальной специализации каждого региона в зависимости от природных ресурсов, климатических, транспортных, кадровых и иных условий;
- самостоятельность в мерах и действиях регионов по обеспечению полной или максимально возможной самодостаточности финансово-бюджетных ресурсов и их целевого использования;
- взаимодействие по расширению сотрудничества между регионами в целях укрупнения общего товарного рынка, технологического и информационного пространства;
- согласование действий по взаимопомощи регионов в освоении природных ресурсов, решении экологических проблем, занятости, социально-этнических задач;
- справедливость в разрешении споров и противоречий между субъектами Федерации, возникающих по различным вопросам;
- ответственность руководителей региональных органов власти за принятые или своевременно непринятые решения и действия;
- неангажированность региональных субъектов власти в распределении бюджетных и внебюджетных средств, в поддержке частного сектора, в борьбе с преступностью и коррупцией в региональных и местных органах власти.
Эти принципы определяют выбор методов реализации региональной политики. Среди этих методов следует отметить: системное прогнозирование; постановка реальных среднесрочных целевых задач ступенчатого решения долгосрочных; инициативный поиск финансовых, технологических и интеллектуальных ресурсов; многофункциональное регулирования экономических и социальных процессов; координация целей и действий на всех уровнях отношений; действенный оперативный контроль.
Возможность стимулирования ускоренного развития дотационных регионов с помощью региональной политики зависит от выбора оптимального инструментария ее проведения.
Теории государственного регулирования экономического развития социально-экономических систем регионов должны давать ответ на два основных вопроса:
- какими должны быть цели и объекты региональной политики, другими словами - экономическое развитие каких регионов должно стимулироваться государством и зачем;
- какими должны быть методы стимулирования экономического развития выбранных регионов [5].
Существуют два основных подхода к созданию теорий регионального роста. Первый - это применение к регионам моделей экономического роста, аналогичных моделям, разработанным для объяснения роста экономики страны в целом. Второй базируется на анализе поведения отдельных субъектов экономических отношений, поскольку их деятельность определяет развитие регионов.
Следует отметить, что набор мер государственного регулирования регионального экономического развития не подчиняется единой теоретической концепции и различается по отдельным территориям в зависимости от характерных для них проблем. Меры по повышению привлекательности регионов для инвесторов можно разделить на две группы:
1. Привлечение инвестиций за счет улучшения свойств территории - совершенствования инфраструктуры, которая понимается в широком смысле как синтетический показатель условий хозяйствования в данном регионе.
2. Повышение инвестиционной привлекательности региона за счет предоставления инвесторам определенного набора льгот. Первый метод следует считать более предпочтительным, так как он дает стабильный и долгосрочный эффект.
Ведя речь о смысле и механизмах государственного регулирования регионального экономического развития, его роли и масштабах, необходимо учитывать, что ряд принципиальных вопросов пока остаются без ответа. Среди подобных вопросов можно выделить следующие:
- могут ли сократиться диспропорции в уровне экономического развития территорий, если федеральные власти России не будут уделять внимание регулированию регионального развития?;
- может ли региональная политика достигнуть такой цели, как стимулирование ускоренного (по сравнению со средним по стране) экономиче-
ского роста в наиболее отсталых, проблемных регионах?;
- какие инструменты региональной политики в наибольшей степени могут способствовать достижению ускоренного роста в экономически отсталых регионах - налоговые льготы, инвестиции в инфраструктуру, методы бюджетного выравнивания?
Необходимо заявить, что: во-первых, передача средств в пользу слаборазвитых регионов, носящая благотворительный характер, вступает в противоречие с задачей повышения эффективности производства и ведет к потере регионом конкурентных позиций; во-вторых, перераспределение инвестиций из высокоразвитых в слаборазвитые регионы вступает в противоречие с задачами обеспечения большей эффективности капиталовложений в производство [4]. Современная российская модель и содержание государственного управления региональным хозяйством обеспечивают возможность применения экономических методов регулирования процессов регионального развития. Переход к реальному федерализму в России сопровождается тем, что каждый субъект Федерации становится экономической подсистемой с сильной взаимосвязанностью своих основных элементов. Значительно возрастает влияние доходов и платежеспособного спроса на региональное производство, потребление и инвестиции, развитие социальной сферы, а также влияние производства на доходы и занятость. Регион как рынок испытывает влияние внешних конкурирующих факторов, поскольку региональный обмен осуществляется на рыночной основе [6].
Важным вопросом выработки региональных стратегий является выбор наиболее важных программ и критериев отбора программных проблем. К числу таких критериев следует отнести:
- особо важную значимость программы для национальной экономики региона, связь с крупными структурными преобразованиями, повышением эффективности хозяйства и уровня жизни населения, обеспечением экологической безопасности и рационального природопользования и т. д. (приоритетность проблемы);
- межотраслевой и многоплановый характер, наличие многих участников решения и необходимость координации их действий;
- принципиальная новизна и прогрессивность технических, организационных и других программных мероприятий, ожидаемые высокие народнохозяйственные результаты [7; 8].
Узким местом в региональном программировании остается оценка эффективности программ. Результативность разработки и реализации региональной программы (экономическая, социальная,
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
научно-техническая, экологическая эффективность) выражается абсолютными, относительными, стоимостными, натуральными показателями итогов достижения программной цели. Следует анализировать соотношение результатов и затрат хозяйственной деятельности, которое отражается в общих и частных показателях экономической эффективности. Следует учитывать показатели не только абсолютной, но и сравнительной эффективности: национальный доход на душу населения, соотношение фондов накопления и фондов потребления и т. д. [9]. В зависимости от типа программы для оценки ее эффективности рекомендуется использовать и такие показатели, как производительность труда, удельные капиталовложения, срок окупаемости, а также объемы производства важнейших видов конечной продукции, ввод в действие производственных мощностей и объектов непроизводственной сферы, развитие науки и техники, ре-сурсо- и импортозамещение и другие.
Литература
1. Лексин В. Н., Швецов А. Н. Смысл и механи-зиы государственного регулирования территориального развития // Российский экономический журнал. 1997. № 3. С. 25 -42.
2. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966.
3. Юрьев В. М., Смолина Е. Э., Радюкова Я. Ю. Государственное регулирование экономики. Тамбов, 2003.
4. Радюкова Я. Ю., Федорова А. Ю., Смагин И. И. Развитие финансовой системы в условиях модернизации экономики России: колл. монография. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013.
5. Козлов А. А. Гносеологический базис обоснования и создания стратегии социально-экономического развития региона: монография. Тамбов: Изд-во Перши-на, 2008.
6. Козлов А. А. Гносеология создания региональной экономической стратегии: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Тамбов, 2008.
7. Козлов А. А. Общие подходы к выработке региональной социально-экономической политики // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 3 (59). С. 102-106.
8. Планирование и финансирование экономического развития регионов / под ред. Т. Ф. Басса. Н. Новгород, 1993.
9. Мамонтов В. Д. К переосмыслению отдельных экономических положений // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 1. С. 98-102.
References
1. Leksin V. N., Shvetsov А. N. Smysl i mekhaniz-my gosudarstvennogo regulirovaniya territorial'nogo razvitiya // Rossijskij ekonomicheskij zhurnal. 1997. № 3. S. 25 -42.
2. Izard U. Metody regional'nogo analiza: vvedeniye v nauku o regionakh. M.: Progress, 1966.
3. Yur'yev V. M., Smolina Ye. E., Radyukova Ya.Yu. Gosudarstvennoye regulirovaniye ekonomiki. Tambov. 2003.
4. Radyukova Ya. Yu., Fedorova А. Yu., Smagin I. I. Razvitiye finansovoj sistemy v usloviyakh modernizatsii ekonomiki Rossii: koll. monografiya. Tambov: Izd-vo TROO «Biznes-Nauka-Obshchestvo», 2013.
5. Kozlov А. А. Gnoseologicheskij bazis obosno-vaniya i sozdaniya strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona: monografiya. Tambov: Izd-vo Pershina, 2008.
6. Kozlov А. А. Gnoseologiya sozdaniya region-al'noj ekonomicheskoj strategii: avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk. Tambov, 2008.
7. Kozlov А. А. Obshchiye podkhody k vyrabotke re-gional'noj sotsial'no-ekonomicheskoj politiki // Vestnik Tam-bovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Gumani-tarnye nauki. Tambov, 2008. Vyp. 3 (59). S. 102-106.
8. Planirovaniye i finansirovaniye ekonomicheskogo razvitiya regionov / pod red. T. F. Bassa. N. Novgorod, 1993.
9. Mamontov V. D. K pereosmysleniyu otdel'nykh ekonomicheskikh polozhenij // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2010. № 1. S. 98-102.
* * *
TERRITORIAL AND STRUCTURAL APPROACHES TO CREATION OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF IN-RUSSIAN SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS
KOZLOV ARKADY ARTEMYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: ekonomge@ mail.ru
PANKOV SERGEY VIKTOROVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: Psv69tmb@ mail.ru
In work authors built the system of the analysis of estimates of regional problems and justification of regional policy on the basis of regional interests and purposes of regional policy; carried out differentiation and ranging of the purposes by the principle of their importance, sequence, character and the mechanism of action; allocated groups of purposes of regional development. Within strategy both regional programs and plans of concrete state steps for impact on the social and economic sphere of regions arise. Attributes, moreover, forms of regional policy, are regional programs. Authors made the emphasis on: definition and justification of main objectives and priorities of regional policy; consideration of theoretical principles, problems and strategy of state regulation of economic development of regions; identification of sense and mechanisms of regulation of regional development; judgment of specifics of regional programs in conditions of market economy. Authors showed expediency for modern Russia of revision of system of estimates of regional situations for which there are, at least, four occasions. First, at the directive management there wasn't practically need for objective estimates of regional situations and for developed justifications of made decisions from positions of regional interests.
Secondly, with consecutive finding by regions of independence essentially new - actually regional - the sphere of interests, actions and responsibility appeared. Thirdly, in conditions of transition to parity boundaries -and to the intra regional relations there is need for essentially new level of substantiality, persuasiveness and system of estimates and justifications. Fourthly, there is need for openness and availability of submission of information. The system of the analysis of estimates of regional problems and justification of regional policy has to be built on the basis of such indicators and characteristics which would allow to estimate consequences of reformation actions from a position of regional interests and purposes of regional policy. Along with regional interests important criterion of an assessment of the course of reformation transformations and justifications of the made decisions are purposes of regional development.
Key words: regional strategy, social and economic system, purposes of regional development, regional disproportions.
_ ,, . SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
T. 9. № 12, 2014