Научная статья на тему 'Российская региональная экономическая стратегия в современных условиях глобализации'

Российская региональная экономическая стратегия в современных условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
338
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОНЫ РОССИИ / REGIONAL ECONOMIC STRATEGY / GLOBALIZATION / WORLD ECONOMIC PROCESSES / INTEGRATION / REGIONS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Козлов Аркадий Артемьевич

Рассмотрены теоретико-методологические аспекты обоснования универсальных подходов к созданию региональных экономических стратегий. Показано содержание гносеологического базиса, которое заключается в: а) определении региональных предпосылок, обусловливающих способность региона позитивно воспринимать целенаправленные стратегические воздействия; б) разработке инструментария определения и выбора оптимальных путей развития регионального экономического комплекса. В условиях современной России, испытавшей в полной мере трансформационные воздействия глобализации, ортодоксальной либерализации, дезинтеграционных явлений на фоне общего кризиса, насущной потребностью является формирование концепции устойчивого социально-экономического развития страны на общенациональном и субфедеральном (региональном) уровнях, опирающейся на формирующуюся теорию державной экономической политики. Потребность в создании подобной концепции регионально-государственного развития приобретает особую актуальность в период наметившегося противостояния социально-экономических систем России и «западного мира». Практической основой подобных концепций должны стать стратегии развития региональных социально-экономических систем. Отсутствие четкой системы подходов к их созданию негативно влияет на характер региональных экономических преобразований. В региональных стратегиях не всегда предусматривается комплексный теоретико-методологический анализ сущностных региональных черт, являющихся предпосылками, условиями для создания стратегий, а также механизмы и инструментарий определения принципов, концептуальных положений потенциальной региональной динамики. В настоящее время существует необходимость разработки гносеологического базиса, комплексной теории познания регионального развития, которая будет являться основой для формирования инструментария создания региональных стратегий. Существует необходимость выработки теоретико-методологического аппарата, который возможно использовать в качестве методической и методологической основы создания стратегий. Необходимо создание прогностического обоснования целенаправленных трансформаций региональных социально-экономических систем с целью оптимизации их функционирования и развития. Региональные интересы и цели регионального развития находятся в корреляционном взаимодействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Козлов Аркадий Артемьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN REGIONAL ECONOMIC STRATEGY IN MODERN CONDITIONS OF GLOBALIZATION

In article the author considered theoretic-methodological aspects of justification of universal approaches to creation of regional economic strategy. The author showed the content of gnoseological basis which consists of: a) definition of the regional prerequisites causing ability of the region positively to perceive purposeful strategic influences; b) to development of tools of definition and choice of optimum ways of development of a regional economic complex. In conditions of modern Russia which experienced fully transformational impacts of globalization, orthodox liberalization the disintegration of the phenomena against a general crisis, a pressing need is formation of the concept of sustainable social and economic development of the country on nationwide and subfederal (regional) levels, guided by the formed theory of majestic economic policy. The need for creation of the similar concept of the regional-state development gains special relevance during the outlined opposition of social and economic systems of Russia and «Western world». Strategy of development of regional social and economic systems has to become a practical basis of similar concepts. Lack of accurate system of approaches to their creation negatively influences nature of regional economic transformations. In regional strategy there isn't always the complex theoretic-methodological analysis of intrinsic regional lines which are prerequisites, conditions for creation of strategy, and also mechanisms and tools of definition of principles, conceptual provisions of potential regional dynamics. Now there is a need of development of gnoseological basis, the complex theory of knowledge of regional development which will be a basis for formation of tools of creation of regional strategy. There is a need of development of the theoretic-methodological device which is possible for using as a methodical and methodological basis of creation of strategy. Creation of predictive justification of purposeful transformations of regional social and economic systems for the purpose of optimization of their functioning and development is necessary. Regional interests and purposes of regional development are in correlation interaction.

Текст научной работы на тему «Российская региональная экономическая стратегия в современных условиях глобализации»

РОССИЙСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

КОЗЛОВ АРКАДИЙ АРТЕМЬЕВИЧ

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: ekonomge@ mail. ru

Рассмотрены теоретико-методологические аспекты обоснования универсальных подходов к созданию региональных экономических стратегий. Показано содержание гносеологического базиса, которое заключается в: а) определении региональных предпосылок, обусловливающих способность региона позитивно воспринимать целенаправленные стратегические воздействия; б) разработке инструментария определения и выбора оптимальных путей развития регионального экономического комплекса. В условиях современной России, испытавшей в полной мере трансформационные воздействия глобализации, ортодоксальной либерализации, дезинтеграционных явлений на фоне общего кризиса, насущной потребностью является формирование концепции устойчивого социально-экономического развития страны на общенациональном и субфедеральном (региональном) уровнях, опирающейся на формирующуюся теорию державной экономической политики. Потребность в создании подобной концепции регионально-государственного развития приобретает особую актуальность в период наметившегося противостояния социально-экономических систем России и «западного мира». Практической основой подобных концепций должны стать стратегии развития региональных социально-экономических систем. Отсутствие четкой системы подходов к их созданию негативно влияет на характер региональных экономических преобразований. В региональных стратегиях не всегда предусматривается комплексный теоретико-методологический анализ сущностных региональных черт, являющихся предпосылками, условиями для создания стратегий, а также механизмы и инструментарий определения принципов, концептуальных положений потенциальной региональной динамики. В настоящее время существует необходимость разработки гносеологического базиса, комплексной теории познания регионального развития, которая будет являться основой для формирования инструментария создания региональных стратегий. Существует необходимость выработки теоретико-методологического аппарата, который возможно использовать в качестве методической и методологической основы создания стратегий. Необходимо создание прогностического обоснования целенаправленных трансформаций региональных социально-экономических систем с целью оптимизации их функционирования и развития. Региональные интересы и цели регионального развития находятся в корреляционном взаимодействии.

Ключевые слова региональная экономическая стратегия; глобализация; мирохозяйственные процессы; интеграция; регионы России.

Вопросы корреляции социально-экономического развития российских регионов и глобальных экономических процессов весьма актуальны. На протяжении длительного времени евразийские и другие мировые экономические пространства с трудом адаптировались друг к другу вследствие размеров, территориальной удаленности и хозяйственной обособленности первых. Это обусловливает необходимость создания современных стратегий вовлечения российских регионов в мирохозяйственные процессы, интеграции отечественных субъектов федерации в глобальное экономическое пространство. Этому вопросу посвящена данная статья.

Цель статьи заключается в выявлении и обосновании базовых трендов российской региональной социально-экономической динамики в связи с современными трансформациями глобализационных

процессов. В соответствии с поставленной целью, в статье решаются следующие задачи: рассмотреть характер вовлечения в глобализационные процессы составных территориальных частей российской социально-экономической системы; раскрыть базовые направления и специфику создания стратегий развития регионов России; обосновать оптимальные подходы к выработке стратегии интеграции российских регионов в мировое экономическое пространство [1].

Современные тенденции вовлечения России и ее регионов в мирохозяйственные процессы в значительной степени противоречивы и требуют осмысления. Противоречивая сущность политических, социальных и экономических процессов «пронизывает» весь глобализирующийся мир, все его территориальные элементы в виде стран и реги-

онов, во многом определяя характер их современного состояния и направления развития. Регионализация, воплощением которой становится усиление региональной экономической индивидуальности, повышение роли субгосударственного региона, региональных социально-экономических систем в качестве низшей базовой функциональной «клетки» мирохозяйственного организма [2].

В условиях современной России, испытавшей в полной мере трансформационные воздействия глобализации, ортодоксальной либерализации, дезин-теграционных явлений на фоне общего кризиса, насущной потребностью является формирование концепции устойчивого социально-экономического развития страны на общенациональном и субфедеральном (региональном) уровнях, опирающейся на формирующуюся теорию державной экономической политики [1]. Потребность в создании подобной концепции регионально-государственного развития приобретает особую актуальность в период наметившегося противостояния социально-экономических систем России и «западного мира».

Практической основой подобных концепций должны стать стратегии развития региональных социально-экономических систем. Отсутствие четкой системы подходов к их созданию негативно влияет на характер региональных экономических преобразований. В региональных стратегиях не всегда предусматривается комплексный теоретико-методоло-гический анализ сущностных региональных черт, являющихся предпосылками, условиями для создания стратегий, а также механизмы и инструментарий определения принципов, концептуальных положений потенциальной региональной динамики.

В настоящее время существует необходимость разработки гносеологического базиса, комплексной теории познания регионального развития, которая будет являться основой для формирования инструментария создания региональных стратегий. Существует необходимость выработки теоретико-методологического аппарата, который возможно использовать в качестве методической и методологической основы создания стратегий. Необходимо создание прогностического обоснования целенаправленных трансформаций региональных социально-экономических систем с целью оптимизации их функционирования и развития.

Создание концепции предполагает комплексное историко-экономическое исследование трансформирующихся «окружающих» региональный экономический комплекс разнообразных внеэкономических сред, а также анализа «стартового» состояния основных экономических структур и характе-

ристик региона. Для определения изначальных побудительных мотивов и предпосылок социально-экономических трансформаций необходимо выявление системы интересов множества структурных региональных социально-экономических ячеек и их иерархии, что позволит обрисовать, хотя бы в общих чертах, гипотетические конечные результаты преобразований. Нечасто встречающееся в региональных исследованиях совмещение названных направлений имеет принципиальное значение [3].

Данный подход способствует выработке инструментария определения оптимальных путей развития комплекса региональных социально-экономических данностей.

Научно-теоретическая составляющая в выработке региональных экономических стратегий обусловливает систематизацию, накопление, обоснование методических приемов отбора предлагаемых решений, касающихся каких-либо действий в экономической сфере региона. Особенно необходимо это, если речь идет о каких-то радикальных территориально-структурных преобразованиях, трансформациях в региональной социально-экономической сфере. Из сказанного вытекает еще одна задача, стоящая перед экономической наукой, которая заключается в обосновании приоритетов социально-экономической политики в регионе в долгосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Подобная временная дифференциация крайне необходима, поскольку достижение желаемого результата от реализации экономической стратегии, воплощения в жизнь принятых решений, немыслимо без определенного алгоритма действий. Однако само понятие о диалектике региональной экономической стратегии предполагает «гибкость» подобных алгоритмов, приспосабливающихся к конкретной ситуации (региональной, государственной, глобальной) [1]. Таким образом, региональное экономическое поведение - противоречивый и динамичный процесс, допускающий не только изменения последовательности действий, но и смену экономических парадигм.

Под стратегией экономического развития региона следует понимать научно обоснованную совокупность идей, касающихся необходимости, целесообразности и возможности сознательной трансформации региональных данностей. Создается система подходов к выявлению целей, способов, средств и форм реализации этих идей. Также определяется роль государства и других заинтересованных политических и экономических субъектов в достижении искомого регионального состояния.

Специфика проблем создания региональных стратегий исходит из общего видения экономики

А. А. когьоу

региона как единого целого, развитие которого идет во всей его сложности, многообразии форм и противоречивости. Научный подход к проблеме основывается также на выделении и анализе основных индикаторов развития региона, ресурсов, генеральных целей, а также выбора механизмов их осуществления. Последние впрямую связаны с теорией и практикой регионального управления.

Характер региональных проблем обусловливает выбор механизмов достижения целей региональных стратегий. Типичными проблемами большинства регионов России являются: сложное состояние многих предприятий, прежде всего, обрабатывающих, отраслей; имущественное расслоение и низкий уровень жизни большинства населения; недостаток бюджетных средств; поиск финансовых средств для структурной перестройки экономики, интенсификации производства, внедрения новых технологий. Эти обстоятельства создают потребность в формировании новых подходов к управлению региональными процессами. Итак, не существует пока в условиях России универсального, отработанного способа, метода разработки и реализации экономической стратегии [4]. Это вполне закономерно, когда речь идет о конкретных методах и способах ведения преобразований, так как российские регионы крайне разнообразны и имеют огромные различия практически по всем параметрам. В то же время, методологические проблемы, общие подходы к определению региональных стратегий могут претендовать на некоторую универсальность.

Само понятие «стратегия регионального развития» предполагает существование определенной логической цепочки понятий: 1) возникновение проблемы в какой-либо региональной сфере; 2) ее динамика, переход количественных характеристик в качественные, которые ведут к заметному ухудшению каких-либо региональных социально-экономических показателей; 3) выявление задач регионального развития и на этой базе выработка плана конкретных действий; 4) осуществление региональной стратегии; 5) оценка результатов [3].

Создание региональной стратегии возможно постольку, поскольку определены задачи регионального развития. Социально-экономическая система может считаться эффективной тогда, когда она способна в конкретных обстоятельствах обеспечить достижение базовых целей общества: высокого уровня и качества жизни населения, гармоничных социальных отношений, устойчивой динамики развития.

Фундаментом, на котором строится стратегия, является определенная цель. Цели проявляются в виде конкретизации региональных интересов в

форме, доступной для системы регионального управления процессом их реализации. Цели регионального развития проявляются как основа для предписывания конкретных действий, которые можно адресно кому-то поручить, оценивать и корректировать их осуществление, вести контроль и т. д. При этом подобные действия должны находиться в компетенции региональных органов власти и управления [5].

Региональные интересы и цели регионального развития находятся в корреляционном взаимодействии. Но это не значит, что цели воспроизводят интересы, так как первые, в большей мере, определяют не принципиальные направления стратегии, а конкретные действия. Необходимо четко разделять, с одной стороны, цели, которые могут быть поставлены правительством или иными управленческими структурами перед хозяйствующими субъектами и бюджетными организациями, действующими на территории региона, с другой, - собственно цели регионального развития. Заданные «сверху» цели, в принципе, могут совпадать с сугубо региональными целями и интересами, а могут быть и внешне безотносительными к ним. Так, совпадения есть, например, в федеральных мерах по преодолению последствий чрезвычайных ситуаций; безотносительность проявляется как цели наращивания внешнеэкономического (нефтяного, газового) потенциала. В то же время, последние в ряде случаев оказываются в прямом противоречии с местными интересами [1]. В общем, региональные интересы как база оценок и обоснований первичны по отношению к целям регионального развития. Последние сами нуждаются в оценке их соответствия региональным интересам.

Можно выделить пять основных групп целей (с множеством подцелей) регионального развития. Во-первых, это цели стратегически-действенного характера, нацеленные на вывод из депрессивного состояния, трансформация хозяйственного потенциала, ориентация на преимущественно внешнеэкономическую деятельность и т. д. Во-вторых, стратегически-стабилизационного плана, направленные на сохранение и поддержание сложившейся ситуации или эволюционные преобразования в хозяйственной сфере. В-третьих, цели улучшения положения в здравоохранении, жилищном строительстве и других региональных отраслях. В-четвертых, выделяются цели среднесрочного отраслевого и функционального свойства, например, коммерциализация социальной сферы. В-пятых, тактические цели развития отдельных служб, систем и объектов регионального хозяйства. Подобное ранжирование целей закладывает основу для применения типологического подхода к выявлению региональных эконо-

мических стратегий, которые должны различаться в зависимости от характеристик региона [5]. Системная обработка целей регионального развития может стать основой для разработки шкалы критериев для аналитических оценок региональных ситуаций и обоснования предлагаемых решений, а, следовательно, и для появления объективной основы для создания гибкой системы региональных стратегий.

К долгосрочным приоритетным задачам региональной политики, применимых для абсолютного большинства российских регионов, следует относить: а) формирование и укрепление экономической основы для самостоятельного социально-экономического развития регионов посредством четкого разграничения компетенции и ответственности между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации и органами местного самоуправления; 2) укрепление финансовой самостоятельности регионов на основе бюджетного федерализма; 3) сглаживание межрегиональных различий в уровнях социально-экономического развития с использованием централизованной поддержки; 4) осуществление государственной политики стимулирования развития районов и городов, располагающими крупным научно-техническим потенциалом и способных стать точками роста экономики субъектов РФ; 5) использование преимуществ территориального разделения труда, формирование общероссийского и региональных рынков с учетом исторически сложившейся специализации и ее развития [6]. Эти задачи, по сути дела, являются элементами общей государственной региональной политики, для осуществления которой существует набор механизмов, анализ которых будет представлен ниже. Дифференцированный подход к региональным проблемам предполагает выделение задач развития определенных типов регионов, то есть с различными: величиной территории и населения, специализацией, набором ресурсов, размерами бюджета, уровнем и качеством жизни и т. д.

В зависимости от ориентации на тот или иной доминирующий тип производства возможны три типа региональных стратегий экономического развития [7].

Первый тип - формирование внутрирегионального рынка. Эта стратегия предполагает проведение целенаправленной региональной политики с целью укрепления и расширения внутрирегиональных связей. По мере формирования внутреннего рынка возможна экспансия на внешние рынки с целью получения дополнительных ресурсов для экономического роста. Такая стратегия может быть рекомендована регионам, имеющим собственную сырьевую базу, где добывающая и тяжелая промышленность,

производство товаров народного потребления и сельское хозяйство достаточно сбалансированы [5]. Она вполне годится и для регионов, сделавших ставку на развитие аграрного комплекса и жилищное строительство. Ее осуществление предполагает следующие действия: создание региональной системы информации о возможностях и потребностях региона; создание системы стимулирования эффективных связей внутри региона; предоставление гарантий оплаты продукции потребителями внутри региона; стимулирование внутреннего накопления; создание системы защиты внутреннего регионального рынка от внешней экспансии.

Второй тип - стратегия внешней экспансии. Такая стратегия применима в регионах, обладающих какими-либо уникальными ресурсами и высоким экспортным потенциалом. При реализации такого рода стратегии экономическая жизнь в регионе осуществляется за счет активизации связей с внешним миром. Подобную стратегию могут осуществлять преимущественно добывающие, а также, в некоторой степени, продовольственные регионы. Для этого они нуждаются в снятии ограничений на внешнеэкономическую деятельность и либерализации торговли.

Третий тип - пассивно-завлекательная стратегия. Данный термин не совсем удачен, поскольку «завлекательная» стратегия не предполагает пассивности как таковой. Скорее, наоборот, привлечение к себе внимания в виде, прежде всего, инвестиций, требует активных действий со стороны регионов лишенных какой-либо особой экономической привлекательности. Поэтому данную стратегию следовало бы назвать активно-привлекающей [8].

Задачам регионального стратегирования соответствует выделение уровней показателей, из которых первые представляют собой факторы-условия или, другими словами, данности природного, общественного и экономического характера, обусловливающие современное состояние социально-экономической системы региона, а главное - являющиеся «фундаментом» ее возможного развития. Первый уровень - это и есть, собственно, факторы-условия, показатели регионального развития. Второй уровень - построенные на массиве факторов-условий индикаторы развития региона. Мы понимаем под индикатором современное количественное и качественное состояние какого-либо показателя, выведенного из фактора, которое находится в динамике и определяет характер возможного целенаправленного воздействия на этот показатель [9]. Например, фактором-условием можно считать инвестиционную привлекательность региона. Она складывается, в том числе, и из налоговой нагрузки,

А. А. когьоу

сальдо платежного баланса, структуры производственных затрат, инвестиционной активности, комплекса инвестиционных рисков и т. д., то есть из определенных состояний показателя, которые могут изменяться в результате определенного воздействия [10]. Следовательно, инвестиционную активность и другие вышеназванные показатели следует считать, следуя нашей логике, индикаторами социально-экономического развития региона.

Системный подход позволяет выявить, классифицировать и проанализировать совокупность факторов-условий регионального развития. Мы исходим из того, что они и по отдельности, и в комплексе (системе) создают отличительную специфику каждой региональной социально-экономической системы (СЭС). Эта специфика является определяющей по отношению к потенциальным, общественно-хозяйственным возможностям регионального образования [11].

Факторы-условия и факторы-предпосылки являются составными частями или свойствами экономических комплексов в рамках социально-экономических систем различного уровня - от глобальной до региональной. Совокупность факторов, эволюционируя, создают региональное экономическое «лицо», определяют его динамику. Совокупность данных факторов складывается на следующей основе: 1) сложившийся на базе функционирующего хозяйственного комплекса региональный совокупный воспроизводственный потенциал и определяемые им конкурентные преимущества региона; 2) инвестиционная привлекательность и ее динамика, зависящая, в том числе, от конкретной экономической политики государства [12].

Таким образом, региональные интересы и цели регионального развития находятся в корреляционном взаимодействии. Существует необходимость выработки теоретико-методологического аппарата, который возможно использовать в качестве методической и методологической основы создания стратегий.

Литература

1. Юрьев В. М., Козлов А. А. Социально-экономическая потенция региона как основа создания стратегии развития // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2008. № 2.

2. Яковец Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: Экономика, 2003. С. 6.

3. Козлов А. А. Исторический подход в исследованиях закономерностей развития региональной социально-экономической системы // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2012. Вып. 1. Т. 17.

4. Чернецова Н. С. Экономическая природа и эволюция системы экономических интересов: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2003.

5. Козлов А. А. Сквозные направления в российской социально-экономической динамике // Парадигма державности в развитии российского государства: мат-лы Междунар. науч. конф. 14-16 июня 2011 г. Тамбов, Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2011.

6. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / под ред. А. Г. Гранберга, В. И. Да-нилова-Данильяна, М. М. Циканова, Е. С. Шопхоева. М.: Экономика. 2002. С. 413.

7. Козлов А. А. Принципы и методика выделения территориально-производственных систем в процессе создания региональных экономических стратегий // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2012. Вып. 3 (107).

8. Ушаков А. Методологические вопросы оценки уровня социально-экономического развития региона. / А. Ушаков, Л. Рязанов, Д. Андрианов, Е. Переятенцева, М. Решетников, О. Хохлова // Вопросы статистики. 2005. № 1. С 59.

9. Полунин Л. В. Методологические особенности российской модели трансформируемой региональной экономической системы // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 10 (044). С. 160-164.

10. Юрьев В. М., Смагина В. В., Радюкова Я. Ю. [и др.] Очерки экономики новой России: монография / под ред. Юрьева В. М. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004.

11. Семьянинов П. В. Особенность геоэкономического подхода к определению роли государства в экономике России в условиях глобализации // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. № 2 (58). С. 24-28.

12. Горбунова О. Н., Гладышева А. В. Разработка системы показателей мониторинга и прогноза подготовки кадров на региональном уровне // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 9. С. 41-48.

References

1. Yur'yev V. M., Kozlov А. А. Sotsial'no-ekonomicheskaya potentsiya regiona kak osnova sozdaniya strategii razvitiya // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2008. № 2.

2. Yakovets Yu. V. Globalizatsiya i vzaimodejstviye tsivilizatsij. M.: Ekonomika, 2003. S. 6.

3. Kozlov А. А. Istoricheskij podkhod v issledo-vaniyakh zakonomernostej razvitiya regional'noj sotsial'no-ekonomicheskoj sistemy // Vestnik Tambov-skogo univer-siteta. Seriya Yestestvennye i tekhnicheskiye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 1. T. 17.

4. Chernetsova N. S. Ekonomicheskaya priroda i evolyutsiya sistemy ekonomicheskikh interesov: avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk. M., 2003.

5. Kozlov А. А. Skvoznye napravleniya v rossijskoj sotsial'no-ekonomicheskoj dinamike // Paradigma derzhavnosti v razvitii rossijskogo gosudarstva. mat-ly

A. A. K03H0B

125

Mezhdunar. nauch. konf. 14-16 iyunya 2011 g. Tambov, Izd-vo TGU im. G. R. Der-zhavina, 2011.

6. Strategiya i problemy ustojchivogo razvitiya Rossii v XXI veke / pod. red. A. G. Granberga, V. I. Danilova-Danil'yana, M. M. Tsikanova, Ye. S. Shopkhoyeva. M.: Ekonomika. 2002. S. 413.

7. Kozlov A. A. Printsipy i metodika vydeleniya ter-ritorial'no-proizvodstvennykh sistem v protsesse sozdaniya regional'nykh ekonomicheskikh strategij // Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Vyp. 3 (107), 2012.

8. Ushakov A. Metodologicheskiye voprosy otsenki urovnya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona. / A. Ushakov, L. Ryazanov, D. Andrianov, E. Pereya-tentseva, M. Reshetnikov, O. Khokhlova // Voprosy statis-tiki. 2005. № 1. S 59.

9. Polunin L. V. Metodologicheskiye osobennosti rossijskoj modeli transformiruemoj regional'noj ekono-micheskoj sistemy // Sotsial'no-ekonomicheskiHe yavle-niya i protsessy. Tambov, 2012. № 10 (044). S. 160-164.

10. Yur'yev V. M. [i dr.] Ocherki novoj Rossii: monografiya / pod red. Yur'yeva V. M. Tambov: Izd-vo TGU im. G. R. Derzhavina, 2004.

11. Sem'yaninov P. V. Osobennost' geoekonomi-cheskogo podkhoda k opredeleniyu roli gosudarstva v ekonomike rossii v usloviyakh globalizatsii // Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2008. № 2 (58). S. 24-28.

12. Gorbunova O. N., Gladysheva A. V. Razrabotka sistemy pokazatelej monitoringa i prognoza podgotovki kadrov na regional'nom urovne // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 9. S. 41-48.

St St St

THE RUSSIAN REGIONAL ECONOMIC STRATEGY IN MODERN CONDITIONS OF GLOBALIZATION

KOZLOV ARKADY ARTEMYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: ekonomge@ mail. ru

In article the author considered theoretic-methodological aspects of justification of universal approaches to creation of regional economic strategy. The author showed the content of gnoseological basis which consists of: a) definition of the regional prerequisites causing ability of the region positively to perceive purposeful strategic influences; b) to development of tools of definition and choice of optimum ways of development of a regional economic complex. In conditions of modern Russia which experienced fully transformational impacts of globalization, orthodox liberalization the disintegration of the phenomena against a general crisis, a pressing need is formation of the concept of sustainable social and economic development of the country on nationwide and subfeder-al (regional) levels, guided by the formed theory of majestic economic policy. The need for creation of the similar concept of the regional-state development gains special relevance during the outlined opposition of social and economic systems of Russia and «Western world». Strategy of development of regional social and economic systems has to become a practical basis of similar concepts. Lack of accurate system of approaches to their creation negatively influences nature of regional economic transformations. In regional strategy there isn't always the complex theoretic-methodological analysis of intrinsic regional lines which are prerequisites, conditions for creation of strategy, and also mechanisms and tools of definition of principles, conceptual provisions of potential regional dynamics. Now there is a need of development of gnoseological basis, the complex theory of knowledge of regional development which will be a basis for formation of tools of creation of regional strategy. There is a need of development of the theoretic-methodological device which is possible for using as a methodical and methodological basis of creation of strategy. Creation of predictive justification of purposeful transformations of regional social and economic systems for the purpose of optimization of their functioning and development is necessary. Regional interests and purposes of regional development are in correlation interaction.

Key words: regional economic strategy, globalization, world economic processes, integration, regions of Russia.

A. A. KOZLOV

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.