Научная статья на тему 'Территориальная организация туристско-рекреационного пространства на основе кластерных подходов'

Территориальная организация туристско-рекреационного пространства на основе кластерных подходов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1781
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кластер / регион / туристско-рекреационные потребности / конкурентоспособность / туристский продукт / территория / рекреация / развитие туризма. / cluster / region / tourist and recreational needs / competitiveness / tourism product / territory / recreation / tourism development

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лихошерстова Галина Николаевна

В развитии территории важен не только рекреационный потенциал как таковой и даже не туристский потенциал, а в большей степени обеспеченный туристский поток. Поэтому, основной вопрос заключается в том, как и каким образом адаптиро-вать рекреационный потенциал территории для эффективного туристского исполь-зования и обеспечить, таким образом, стабильный туристский поток. Другими сло-вами, как конвертировать рекреационный потенциал в кинетику туристского дви-жения. Ориентация на кластерный подход в организации туристско-рекреационного пространства, экономики производства и услуг, позволит определить место и роль каждого субъекта кластера и, таким образом, выявить пути максимального повыше-ния конкурентоспособности всех его участников. Успешное развитие территории потребует альянса ученых и практиков разных уровней. Управление развитием территории, комплексный характер формирования услуг, связанность и интеграция социально-экономических процессов неизбежно приведут к необходимости тесного и разнообразного межотраслевого взаимодействия, которое и создаст предпосылки для развития туристско-рекреационного пространства на основе использования кластерных подходов. Для дальнейшего развития территории потребуются новые технологии управления, которые должны системно воплотиться в региональных стратегиях формирования конкурентоспособных туристско-рекреационных кластеров. Использование кластерных технологий в территориальной организации турист-ско-рекреационного пространства позволит не только создать оптимальную, упро-щенную и выгодную систему доступа к финансовым (инвестиционным) ресурсам для своих участников и партнеров, но и будет способствовать реализации воз-можностей устойчивого, а не инерционного развития территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Лихошерстова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIAL ORGANIZATION OF THE TOURIST AND RECREATIONAL SPACE ON THE CLUSTER APPROACHES BASE

The successful development of the territory is provided not only by recreational and tourist potential, but, to a greater degree, by a facilitated flow of tourist traffic. Therefore, the main question is how and by what means to adapt the recreational potential of the territory for the effective tourism use and thus to provide a stable tourist flow. In other words, how to convert the recreational potential into the kinetics of tourist traffic. The orientation on the cluster approach in the organization of tourist and recreational space, economy of production and services will enable to determine the place and role of each unit of the cluster and thus to identify the ways of maximizing the competitiveness of all its participants. The successful development of the territory will require an alliance of scientists and experts at different levels. The development of the territory management, complex nature of services formation, connectivity and integration of socio-economic processes will inevitably lead to the need for the close and varied inter-sectoral cooperation, that will create the preconditions for the development of tourist and recreational space through the use of the cluster approaches. For further development of the territory, there will be a necessity for new management technologies, which should be consistently implemented into the regional strategies of developing competitive tourist and recreational clusters. The use of cluster technology in the territorial organization of tourist and recreational space will enable not only to create an optimal, simplified and effective system of access to financial (investment) resources for its members and partners, but will also contribute to the realization of possibilities of sustainable, not inertial development of the territory.

Текст научной работы на тему «Территориальная организация туристско-рекреационного пространства на основе кластерных подходов»

серия Экономические исследования ТТаучный результат

УДК 338.48

Лихошерстова Г.Н.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТуРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ

КЛАСТЕРНЫХ ПОДХОДОВ

Лихошерстова Галина Николаевна, доцент, кандидат экономических наук, доцент Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)

ул. Победы, 85, 308015, г. Белгород, Россия.

E-mail: [email protected]

Аннотация

В развитии территории важен не только рекреационный потенциал как таковой и даже не туристский потенциал, а в большей степени обеспеченный туристский поток. Поэтому, основной вопрос заключается в том, как и каким образом адаптиро-вать рекреационный потенциал территории для эффективного туристского исполь-зования и обеспечить, таким образом, стабильный туристский поток. Другими сло-вами, как конвертировать рекреационный потенциал в кинетику туристского дви-жения.

Ориентация на кластерный подход в организации туристско-рекреационного пространства, экономики производства и услуг, позволит определить место и роль каждого субъекта кластера и, таким образом, выявить пути максимального повыше-ния конкурентоспособности всех его участников. Успешное развитие территории потребует альянса ученых и практиков разных уровней.

Управление развитием территории, комплексный характер формирования услуг, связанность и интеграция социально-экономических процессов неизбежно приведут к необходимости тесного и разнообразного межотраслевого взаимодействия, которое и создаст предпосылки для развития туристско-рекреационного пространства на основе использования кластерных подходов. Для дальнейшего развития территории потребуются новые технологии управления, которые должны системно воплотиться в региональных стратегиях формирования конкурентоспособных туристско-рекреационных кластеров.

Использование кластерных технологий в территориальной организации турист-ско-рекре-ационного пространства позволит не только создать оптимальную, упро-щенную и выгодную систему доступа к финансовым (инвестиционным) ресурсам для своих участников и партнеров, но и будет способствовать реализации воз-можностей устойчивого, а не инерционного развития территории.

Ключевые слова: кластер; регион; туристско-рекреационные потребности; конкурентоспособность; туристский продукт; территория; рекреация; развитие туризма.

№1 2015

72 Ш

Сетевой научно-практический журнал

серия Экономические исследования

Н

АУЧНЫИ

РЕЗУЛЬТАТ

Likhosherstova G.N.

TERRITORIAL ORGANIZATION OF THE TOURIST AND RECREATIONAL SPACE ON THE CLUSTER APPROACHES BASE

Likhosherstova Galina Nikolaevna, PhD in Economics, Associate Professor Belgorod State National Research University; 85 Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia

E-mail: [email protected]

Abstract

The successful development of the territory is provided not only by recreational and tourist potential, but, to a greater degree, by a facilitated flow of tourist traffic. Therefore, the main question is how and by what means to adapt the recreational potential of the territory for the effective tourism use and thus to provide a stable tourist flow. In other words, how to convert the recreational potential into the kinetics of tourist traffic.

The orientation on the cluster approach in the organization of tourist and recreational space, economy of production and services will enable to determine the place and role of each unit of the cluster and thus to identify the ways of maximizing the competitiveness of all its participants. The successful development of the territory will require an alliance of scientists and experts at different levels.

The development of the territory management, complex nature of services formation, connectivity and integration of socio-economic processes will inevitably lead to the need for the close and varied inter-sectoral cooperation, that will create the preconditions for the development of tourist and recreational space through the use of the cluster approaches. For further development of the territory, there will be a necessity for new management technologies, which should be consistently implemented into the regional strategies of developing competitive tourist and recreational clusters.

The use of cluster technology in the territorial organization of tourist and recreational space will enable not only to create an optimal, simplified and effective system of access to financial (investment) resources for its members and partners, but will also contribute to the realization of possibilities of sustainable, not inertial development of the territory.

Keywords: cluster; region; tourist and recreational needs; competitiveness; tourism product; territory; recreation; tourism development.

№1 2015

Лихошерстова Г.Н.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНЫХ ПОДХОДОВ

Введение. Процесс территориальной организации туристско-рекреационного пространства и развития туризма представляют важную задачу для решения народно-хозяйственных проблем. Географическая проблематика проведения исследований туристско-рекреационного пространства связана с влиянием природных, социально-культурных ресурсов на развитие туризма, формированием и территориальной организацией туристско-рекреационных комплексов [12].

Длительное время в нашей стране подходы к территориальной организации туризма были основаны на модели рекреационной системы, разработанной еще в начале 1970-х гг. школой В.С. Преображенского. В последующем эта модель получила развитие и ее использовали в своих работах Ю.А. Веденин, Н.С. Мироненко, Е.А. Котляров, В.И. Азар, И.Т. Твердохлебов, В.А. Квартальнов, И.В. Зорин, А.Ю. Александрова, Л.Ю. Мажар и др.

Цель работы. Развитие рыночной экономики в России потребовало нового подхода к процессам, происходящим в туристской индустрии, т.к. возникли проблемы, связанные с управлением и развитием туристских местностей [12]. Динамичное развитие туризма в последние годы способствовало активизации работ по формированию туристско-рекреационных кластеров, эффективность функционирования и успешность реализации которых зависит от уровня развития основ предварительно развернутой рекреации, что связано с рациональным размещением туристской инфраструктуры, систематическими инновациями в туристском бизнесе. При этом рекреация должна опираться на предварительно выстроенную систему рекреационных территорий. Потому установление и определение роли кластера в построении экономики регионального пространства в современных условиях является задачей весьма актуальной и достаточно нелегкой.

Материалы и методы исследования. Процесс проводимого исследования основан на использовании двух информационных групп:

- во-первых, это методы, основанные на анализе официальной государственной статистики;

- во-вторых, методы, основанные на анализе косвенной информации а именно: первичной и вторичной баз данных, публикаций.

Основная часть. В настоящее время по оценкам ведущих экономистов существует порядка 833-х кластеров разных типов в 25-ти развитых и 24-х развивающихся странах мира. Кластеры, по мнению ученых и специалистов, являются одним из инструментов обеспечения конкурентоспособности стран в мировом хозяйстве, что подтверждают данные Европейской комиссии. Экономическая природа происхождения формирования кластера определяется:

- плотным взаимодействием и координацией между участниками экономической деятельности по производству (продаже) определенного технологического или любого другого вида продукта;

- наиболее эффективной формой достижения высокого уровня конкурентоспособности, представляющей собой объединение различных организаций, в рамках которых используются преимущества двух способов координации экономической системы - внутрифирменной иерархии и рыночного механизма, что дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения.

Так, 24% исследованных кластеров были отнесены к мировым лидерам, 37% - к национальным лидерам и еще 24% - к экономическим субъектам с высоким уровнем конкурентоспособности. Только 3% кластеров были охарактеризованы как экономические субъекты с низким уровнем конкурентоспособности. Проведенная диагностика уровня использования кластерных технологий и мировой опыт позволили установить, что для эффективного формирования конкурентоспособного продукта логичнее всего использовать кластерный механизм, в котором кластер выступает как средство обеспечения конкурентоспособности территории посредством повышения производительности входящих в него фирм и отраслей, повышения способности к инновациям, стимулирования новых бизнесов, поддерживающих инновации и комплексное использование потенциала развития территории. Кластерная успешность определяется созданием нового конкурентоспособного продукта с последующим укреплением и дальнейшим развитием неформальных устойчивых связей между всеми участниками кластера.

Создание высокоэффективного кластера позволит организовать более эффектив-

серия Экономические исследования

Лихошерстова Г.Н.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНЫХ ПОДХОДОВ

74

ное поле механистического взаимодействия между определенными или выделенными для решения поставленных задач представителями региональной власти и сопряженных с ней сфер взаимодействия, с целью ведения конструктивного диалога по вопросам формирования и упрощения механизма сотрудничества между предпринимательскими структурами и региональным правительством. Установленные и выделенные особенности кластерных подходов и их формирований в экономике позволяют указать на их блочно-ориентированную преимущественность перед отдельно взятым факторным формированием конкурентных преимуществ как предприятий так и региона в целом:

1) на уровне предприятия это:

- снижение производственных издержек, централизация общих функций, оптимизация системных технологий и на этой основе максимизация эффективности использования ресурсов кластера;

- долгосрочная стратегия деятельности участников кластера -оптимизация качества и ценообразования продуктов, как результат формирование оптимизированных внешних и внутренних кластерных связей

2) на уровне региона это:

- повышение экспортной способности кластерных форм взаимодействия, вывод кластерного подхода на внешний и внутренний рынки, результирующий эффект - эффект синергии (общий результат превосходит сумму сложенных отдельных эффектов);

- сетевое сотрудничество внутрикластерное и посекторальное, построение связей между публично-частным партнерством и региональным самоуправлением.

Выделенная таким образом блочно-ориентированная система формирования кластера проявляет его социально-экономические свойства, которые формируются с учетом присутствия внутриорганизационной среды кластера. Результативность внутриорганизационной среды кластера уже формируется под воздействием и использованием высокоорганизованного механизма управления формированием условий, базовой основой которого являются: цели, функция и мотивация. Цели, функция и мотивация в свою очередь, включают социальную среду: статус, нормы и отношения. Настоящий подход к социаль-

но-экономическим свойствам кластера, его элементам, во многом предопределяется тем, что кластерный подход это подход, основанный на формировании высокотехнологичных систем управления ресурсосбережением в регионе, в котором одним из основных элементов выступает человеческий ресурс (капитал), а возникающие между ними отношения - системообразующие качества, выступают как цель, управление и взаимодействие. Поэтому, эффективность кластерного подхода к управлению формированием социально-экономического развития региона, определяется на основе анализа его основных экономических проблем и предусматривает следующее:

- оценку достигнутого уровня и особенностей социально-экономического развития региона, анализ его ресурсной базы, что позволяет оценить динамику основных показателей развития территории;

- проработку сценариев структурной перестройки регионального хозяйства, а также стратегии адаптации его (хозяйства) к новой системе межрегиональных связей и взаимозависимостей;

- выбор и обоснование направлений перспективного развития территории.

Кроме того, кластерный подход в управлении развитием туристско-рекреационного пространства региона предопределяется изучением и анализом стратегических альтернатив развития региона на определенную перспективу, которые можно определить как:

- стратегия роста, которая реализуется путем значительного ежегодного превышения показателей краткосрочных и долгосрочных целевых параметров над уровнем показателей предыдущего года (применяется в динамично развивающихся регионах, имеющих большой потенциал);

- ограниченный рост, для которого характерно установление целей от достигнутого уровня, скорректированного с учетом инфляции (выбирают регионы со стабильной экономической ситуацией);

- сокращение - выбирают в случаях стагнации или кризисного состояния региона, т.е. стратегия последнего средства, так как уровень поставленных целей ниже достигнутого в прошлом. Рассматривается несколько вариантов: ликвидация неэффективных производств; отсечение лишнего, т.е. сверты-

серия Экономические исследования

Лихошерстова Г.Н.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНЫХ ПОДХОДОВ

вание тех производств, экономическая неэффективность которых обуславливает падение результатов по региону в целом;

- сокращение и переориентация, т.е. ликвидация части производств с направлением высвобожденных средств в перепрофилированные и модернизированные предприятия региона;

- сочетание, которое используется, в основном, регионами, активно действующими на многих рынках и во многих отраслях.

Варианты происходящих причинно-следственных процессов по формированию кластеров в регионе, показывают, что управление воспроизводством и развитием региона является прерогативой представителей органов администрирования, местной власти и бизнес-структур, т.к. лоббирование интересов региона на уровне государства в целом определяется региональной политикой, кластерным подходом в экономике региона. Взаимосвязь кластерного подхода и обеспечение конкурентоспособности можно выразить через механизм взаимодействия функционально-ориентированных областей. Поэтому для наиболее эффективного и наиболее полного процесса кластерного управления системным развитием экономики региона целесообразно совершенствовать и развивать действующий механизм управления. Так, организационный процесс управления формированием структуры кластера предполагает присутствие:

- высокоорганизованной системы целей, структуризации их распределения согласно многоуровневой управленческой организации;

- структурной организации внутрисистемных концепций, связей;

- распределения функций и задач, прав и обязанностей внутри системы, которые определяют соотношение децентрализации и централизации.

Исходя из организационного процесса формирования структуры кластера, внутренним его развитием могут выступать:

- во-первых, управленческая стратегия, ее масштабность, структура управления и распределения задач;

- во-вторых, технологический и производственный потенциал.

Реализация кластерных инициатив потребует разработки мер государственной

поддержки, что позволит систематизировать усилия государства, в лице федеральных министерств и ведомств, с одной стороны, и федеральных, региональных органов власти, с другой, путем выделения нового объекта управления - кластера [5]. В свою очередь, ориентация на кластерный подход к организации пространственной экономики, экономики производства и услуг позволит определить место и роль каждого субъекта кластера и, таким образом, выявить пути максимального повышения конкурентоспособности всех его участников от мер государственной поддержки [8]. Будучи интегрированным в различные виды экономической политики государства, кластерный подход переориентирует их с учетом необходимости активации и развития кластеров. При этом управляемость кластера будет основываться на уровне развитой инфраструктурной плотности, которая предполагает наличие различных организационно-правовых форм субъектов хозяйствования, а также их отраслевую направленность и специализированность, которая по своей сущности определяет и формирует основной воспроизводственный элемент в общей технологической системе кластера. Поэтому, представители системы управления региональным развитием должны быть заинтересованы в создании кластеров с целью повышения эффективности экономики, привлечения в регион новых технологий, выравнивания экспортно-импортного баланса территории, т.к. опыт использования кластерного подхода наглядно демонстрирует, что все эти ожидания оправдываются при грамотном подходе к формированию кластера и учете региональных особенностей территории [3].

Результаты исследования и их обсуждение. Обобщая применение совокупности теорий к дефиниции кластер, представляется возможным сформировать:

- во-первых, определение кластер, которое должно учитывать его комплексную сущность (территория, совокупность субъектов, среда развития);

- во-вторых, определение «кластер», как элемент экономического пространства, сущность которого определяется результатом взаимодействия хозяйствующих субъектов и макроэкономической среды на территории.

серия Экономические исследования

Лихошерстова Г.Н.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНЫХ ПОДХОДОВ

76

Поэтому при его определении находит свое отражение сочетание микро- и макроэкономических подходов в использовании пространственной составляющей;

- в-третьих, сущностный подход в эволюционировании функциональных особенностей кластера в направлении актуализации его средовой и пространственной составляющей, а также повышении его роли в результате взаимодействия между хозяйствующими субъектами с целью самоорганизации, повышения конкурентоспособности, как самих ор-ганизаций-участниц кластерных формирований, так и государства в целом.

Таким образом, использование кластерных технологий в рекреационной системе является специфической формой пространственной организации индустрии туризма, позволяющей синтезировать изучение устойчивости туристской системы как социально-экономического феномена с анализом последствий туристской деятельности и значения индустрии туризма для устойчивого регионального развития. Туристские кластеры как структуры территориальных хозяйственных систем имеют ряд внутренних особенностей, объясняемых спецификой рекреационного проектирования и продвижения на рынке туристского продукта. Специфика действия мультипликаторов в туристско-рекреационном кластере определяется через:

- местную промышленность и сельское хозяйство, строительство и торговлю региона участвующих в удовлетворении туристского спроса. По данным экспертов UNWTO в сферу обслуживания туристов вовлечено 24 отрасли экономики (транспорт, общественное питание, гостиничное хозяйство, коммунальное хозяйство, электроэнергетика, связь, культура и пр.);

- мультипликаторы дохода и занятости, делающие туризм эффективнейшим фактором развития регионов.

Управление развитием территории, комплексный характер формирования услуг, связанность и интеграция социально-экономических процессов приводят к необходимости тесного и разнообразного межотраслевого взаимодействия, которое и создает предпосылки для возникновения и развития туристско-рекреационного кластера [7]. На территории РФ получили свое начало потенциально сформированные и уже рабо-

тающие туристско-рекреационные кластеры. Происходящий процесс поддерживается государственными инвестициями, что в принципе меняет условия формирования и продвижения кластерных образований в туристской отрасли. Большая часть экспертов отмечает, что в настоящее время отметить или выделить закономерности, при которых возникают кластеры, достаточно проблематично, т.к. не совсем понятно, как их развивать, и никто не знает, что это кластер, пока он уже не сложился как некое экономическое единство. Если кластер формируется компаниями, то сначала люди просто делают бизнес, а потом естественным путем происходят объединения.

В настоящее время для России одной из актуальных задач является создание туристских кластеров. РФ занимает в мировом рейтинге привлекательности туристических стран 59-е место. При этом по природным богатствам Россия находится на 9-м месте, и представители Всемирной туристической организации прямо заявляют, что Россия могла бы принимать до 40 млн. туристов в год. В Италии, например, ежегодное количество туристов в два раза превышает население страны. В Россию, по последним данным, сегодня приезжает не более 2 млн. человек, главным образом из Европы. Сложившийся на данный момент у России имидж сырьевой страны не способствует изменению представления у иностранцев о наших регионах. Для привлечения туристов нужно развивать транспортную инфраструктуру. Кроме того, нужна «экономика событий» -организация мероприятий, форумов, съездов, конкурсов, то есть всего того, что может привлечь туристический поток, кроме самой природы и памятников. Приоритетным направлением в российском туризме можно назвать развитие информационно-коммуникационных отраслей. Еще одной актуальной темой для российского туризма является развитие систем безопасности, начиная от контроля возникновения техногенных катастроф и заканчивая проработкой безопасности маршрутов туриста. Следует учитывать и такие понятия, как бренд, репутация и имидж. В российских условиях должны присутствовать все три составляющих, если убрать хотя бы одну, то эта модель может

серия Экономические исследования

Лихошерстова Г.Н.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНЫХ ПОДХОДОВ

разрушиться, и тогда не последует тот качественный скачок, на который так рассчитывают представители власти и эксперты в сфере туризма. Поэтому следует не упустить возможность развития туризма в России. Существующие общепризнанные туристические территории мира, такие как Карибский бассейн, Средиземноморье, Персидский залив к настоящему времени достигли своего максимума, т.е. ими представлены все услуги, рассчитанные на любого потребителя, и на данный момент они уже прошли все три цикла реинвестирования в экономике.

На сегодняшний день время мировая индустрия туризма, имеющая годовой оборот в 1,3 трлн. долларов, ищет новые рынки и территории для освоения и развития [2]. Привлекательными в России эксперты называют Мурманск, Балтийское море, включая арктические территории (острова Новая Земля и Шпицберген), территорию Карелии, Кавказ, Алтай, сибирские реки (от истоков до устья), Дальний Восток. На данный момент примерно половина туристов приезжает в Санкт-Петербург, 35% европейских туристов посещает Москву и 15% -Золотое кольцо. По мнению В. Кружалина, доктора географических наук, заведующий кафедрой рекреационной географии и туризма МГУ им. Ломоносова «у России сегодня есть уникальный шанс создать единую туристско-рекреационную систему, которая в своей конструкции должна состоять из многоуровневых, разной сложности туристско-рекреационных кластеров». Поэтому вполне очевидно, что это задача чрезвычайной важности, т.к. в сознании людей туризм -это личное дело каждого, но при этом не первостатейное дело для страны и общества в целом. Но человечество исторически создало систему труда, а в противовес работе - отдых, который может рассматриваться как система реабилитации человеческих интеллектуальных и физических сил. Такую реабилитацию может дать только научно обоснованная система отдыха. Создать систему восстановления сил в течение недели, месяца, отпуска - это очень органично связано с тем, зачем человек живет на Земле. 38% стран мира формируют свой бюджет в основном за счет индустрии туризма [1]. Очевидно, что эта индустрия -единственная нематериальная сфера дея-

тельности, которая стимулирует 32 отрасли народного хозяйства. Следовательно, отражая Российский аспект развития индустрии туризма с использованием кластерных технологий, можно отметить, что у России такие перспективы есть. Регионы, которые предполагают территориальное свое развитие через формирование туристических зон, необходимо еще на начальном этапе ориентировать на проведение социологических исследований, т.е. изначально следует определить, чего, например, хочет местное население, предполагаемая целевая аудитория, а что ожидают бизнес - структуры. При этом актуальными остаются вопросы работы с профсоюзами. Так, в настоящее время около 60% внутреннего туризма обеспечивается через профсоюзы. Но есть одно непременное условие развития внутреннего туризма - это вопрос безопасности. Государство должно выполнять свою основную функцию, которую оно нам гарантирует по Конституции. Кроме того, нужно уделить внимание социальной ориентированности внутреннего туризма. Сейчас, заезжая в отдаленные места, при низком уровне сервиса человек должен сразу отдать не менее 150 долларов. Возникает вопрос туриста -«За что?». И проблема ведь не только в дороге, но и слабой инфраструктуре, и неадекватном ценообразовании. Поэтому, этот вопрос в настоящее время остается все актуальным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Резюмируя сложившиеся тенденциозные точки зрения ученых и экономистов, лидеров мирового бизнеса в области территориальной организации туристско-рекреационного пространства на основе кластерных технологий, следует, что ключевые ценности, наряду с формированием территориальных кластеров (туристско-продуктовых цепочек), комплексным освоением территории институциональным инвестором, маркетинговой стратегией и встраиванием в туристские продукты большего масштаба (сети), отражают освоение новых технологий развития российского туризма, т.к. кластер, является тем реальным механизмом взаимодействия и сотрудничества всех заинтересованных факторов туристского инвайронмента, основной задачей которого является максимизация эффективности реализации разрабатываемых программ и планов.

серия Экономические исследования

Лихошерстова Г.Н.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНЫХ ПОДХОДОВ

ЛИТЕРАТУРА:

1. Hingworth J.R. Construction Methods and Planning. E&FNSpon. London, 2008. 409 p.

2. Greeven M. Persistent superior economic performance, sustainable competitive advantage, and Shumpeterian innovation: Leading established computer firms // Europ. Management J. Oxford, 2004. Vol. 2008. №5. P. 517-531.

3. Ваганова О.В., Лихошерстова Г.Н. Органы власти в становлении инновационного кластера: региональный аспект // Вестник Брянского государственного университета.

2011. №3.С. 71-74.

4. Елеева З.Б. Туристская индустрия 10 лет спустя: прогноз развития отрасли // Турбизнес. 2009. № 10. С. 64-66.

5. Колотова Е. В. Рекреационное ресурсоведение: учеб. пособие. М.: РМАТ, 2008. 198 с.

6. Лихошерстова Г.Н. Диагностика кластерного регионального развития РФ // Граница - среда инноваций: формирование умных приграничных территорий: материалы III Междунар. молодеж. форума перспективного сотрудничества (Грайворон, 30 июня 2012 г.). НИУ «БелГУ». Белгород,

2012. С. 29-34.

7. Лихошерстова Г.Н., Лихошерстов А.Ю. Кластер как «рыночный институт пространственного развития региона» // Актуальные проблемы экономики в условиях

реформирования современного общества: материалы заоч. междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, НИУ «БелГУ»), Белгород,

2013. С. 25-27.

8. Лихошерстова Г.Н. Роль туристско-рекреационного кластера в формировании инновационно-ориентированной экономики региона // Путеводитель предпринимателя. Рос. акад. предпринимательства. Москва, 2013. Вып.ХУП. С. 163-169.

9. Лихошерстова Г.Н., Лихошерстов А.Ю., Ваганова О.В. Теоретические аспек-ты управления формированием туристско-рекреационного кластера в регионе // Научное обозрение. 2013. №3. С. 293-296.

10. Махновский Д.Е. Управление региональным туристко-рекреционным комплексом в условиях глобализации // Общество. Личность. Культура. Белгород, СПб., 2008. 575 с.

11. Рассохин О.В. Новое в законодательстве о туристской деятельности в России // Российская туристская газета. 2007. №7. C. 45-48.

12. Романов АА., Саакян Р. Г. География туризма: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ, 2011. 285 с.

13. Соколова Ю. Региональный аспект развития туризма // Российская туристская газета. 2009. №4. 35-40.

серия Экономические исследования

Лихошерстова Г.Н.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНЫХ ПОДХОДОВ

REFERENCES:

1. Hingworth J.R. Construction Methods and Planning. E&FNSpon. London, 2008. 409 p.

2. Greeven M. Persistent superior economic performance, sustainable competitive advantage, and Shumpeterian innovation: Leading established computer firms // Europ. Management J. Oxford, 2004. Vol. 2008. №5. P. 517-531.

3. Vaganova O.V., Lihosherstova G.N. Authorities in Establishing an Innovation Cluster: a Regional Perspective // Bulletin of Bryansk State University. 2011. №3. P. 71-74.

4. Eleeva Z.B. The Tourist Industry 10 years Later: the Forecast of the Industry Development // Tourist Industry. 2009. № 10. P. 6466.

5. Kolotova E.V. Recreational Resource Studies. Study Manual. M.: RIAT 2008. 198 p.

6. Likhosherstova G.N. The Diagnosis of Cluster Regional Development // Border - Environment of Innovation: Developing Smart Border Areas: materials III Intern. youth forum of future cooperation (Graivoron, June 30, 2012 ). NRU “BelSU”. Belgorod, 2012.

P. 29-34.

7. Likhosherstova G.N., Likhosherstov A.Y. Cluster as a «Market Institution of the Spatial Development of the Region» // Current Problems of Economy in the Conditions of

Modern Society Reforms: materials of the distance Intern. scientific and practical. conf. (Belgorod, NRU “BelSU”), Belgorod, 2013. P. 25-27.

8. Likhosherstova G.N. The Role of the Tourism and Recreation Cluster in the Development of Innovation-Oriented Economy of the Region // Guide-Book for Entre-preneurs. Rus. Acad. of Entrepreneurship. Moscow, 2013. Issue. XVII. P. 163-169.

9. Likhosherstova G.N., Likhosherstov A.Y., Vaganova O.V. Theoretical Aspects of Management of Developing the Tourism and Recreation Cluster in the Region // Scientific Review. 2013. №3. P. 293-296.

10. Makhnovskii D.E. Managing the Regional Tourist and Recreation Complex in the Context of Globalization // Society. Personality. Culture. Belgorod, St. Petersburg, 2008. 575 p.

11. Rassokhin O.B. New Things in the Legislation of Tourist Activity in Russia / Russian Tourist Newspaper. 2007. №7. P. 45-48.

12. Romanov AA., Sahakian R.G. The Geography of Tourism: Study Manual. M.: UNITY,

2011. 285 p.

13. Sokolova Y. Regional Aspect of Tourism Development // Russian Tourist Newspaper. 2009. №4. P. 35-40.

Рецензент:

Терновский Д. С., профессор, доктор экономических наук, профессор АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права»

серия Экономические исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.