Научная статья на тему 'Термины атомистики в философском словаре Лукреция: семантическое поле "первоначала"'

Термины атомистики в философском словаре Лукреция: семантическое поле "первоначала" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
377
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТОМИЗМ / МАТЕРИЯ / ПЕРВОНАЧАЛА / ТЕРМИНОЛОГИЯ / ЛУКРЕЦИЙ / ЭПИКУРЕИЗМ / ФИЛОСОФИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЭПОС / ATOMISM / MATTER / PRINCIPLES / TERMINOLOGY / LUCRETIUS / EPICUREANISM / PHILOSOPHY / DIDACTIC EPOS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тимофеев Иван Сергеевич

Исследование посвящено анализу лексики атомизма в произведении Лукреция, которая рассматривается на четырех уровнях: этимология, семантика, морфология, метрика. Данная статья раскрывает принципы создания системы терминов, условия их взаимодействия в семантическом поле и продуктивность для философского языка. Проведенный анализ показал, что Лукреций создал множество синонимических единиц, составляющих единое семантическое поле со значением «первоначала». Особенностью терминотворчества Лукреция взаимодополняемость терминов ( principia и prima применяются как метрические варианты к primordia, exordia ). Новые термины создаются на основе слов общего языка, а не заимствуются и не калькируют греческие первоисточники. При этом все указанные атомистические термины представляют собой существительные среднего рода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terms of the atomic theory in the Lucretius' philosophical vocabulary: the semantic field “principles”

This paper focuses on the analysis of group of atomistic terms in the poem De Rerum Natura which is considered at four levels: etymology, semantics, morphology, and metrics. The article reveals the principles of creating a system of terms, the conditions of their interaction in the semantic field and productivity for the philosophical language. The analysis showed that Lucretius created a lot of synonymous units that constitute a single semantic field “principles”. A specific feature of the poet's method of term-creating is the the complementarity of terms ( principia and prima are used as metric variants to primordia and exordia. New terms are created on the basis of common language words, and do not borrow and do not translate Greek primary sources. All the mentioned atomistic terms are the neuter gender nouns.

Текст научной работы на тему «Термины атомистики в философском словаре Лукреция: семантическое поле "первоначала"»

И. С. Тимофеев

ТЕРМИНЫ АТОМИСТИКИ В ФИЛОСОФСКОМ

СЛОВАРЕ ЛУКРЕЦИЯ: СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

«ПЕРВОНАЧАЛА»

Исследование посвящено анализу лексики атомизма в произведении Лукреция, которая рассматривается на четырех уровнях: этимология, семантика, морфология, метрика. Данная статья раскрывает принципы создания системы терминов, условия их взаимодействия в семантическом поле и продуктивность для философского языка.

Проведенный анализ показал, что Лукреций создал множество синонимических единиц, составляющих единое семантическое поле со значением «первоначала». Особенностью терминотворчества Лукреция взаимодополняемость терминов (principia и prima применяются как метрические варианты к primordia, exordia). Новые термины создаются на основе слов общего языка, а не заимствуются и не калькируют греческие первоисточники. При этом все указанные атомистические термины представляют собой существительные среднего рода.

Ключевые слова: атомизм, материя, первоначала, терминология, Лукреций, эпикуреизм, философия, дидактический эпос.

Оригинальность физики эпикуреизма в трактовке Лукреция заключается в том, что это атомизм1 без термина ато^о^ 'атом'. В греческой философской мысли это также не было чем-то обязательным, поскольку существовало несколько пониманий атомизма как учения о неделимых частях пространственной величины, кроме всем известного учения Левкиппа-Демокрита: первичные треугольники Платона, неделимые линии Ксенократа, атомизм времени и движения у Диодора Крона (Solopova 2008: 196).

Атомизм эпикурейского типа, представленный в поэме «О природе вещей», интересен изобилием терминов и проблемой рецепции греческого философского словаря. Анализ словоупотреблений Лукреция выявил целый ряд лексем, передающих греческие философские понятия «атом», «первоначало» и

1 Термин аторос; впервые введен в философский обиход Левкиппом и Демокритом. Также существует малоправдоподобная версия, что его мог изобрести финикиец Мох Сидонский (Бо1ороуа 2008: 196-200). О проблеме Левкиппа-Демокрита см. она же с. 308-316.

стойко связанных между собой отношениями синонимии и взаимозаменяемости. Эти слова образуют единое лексическое поле: corpora (prima/genitalia), corpuscula, semina (rerum), primordia (rerum)/ordia prima, exordia (rerum), principia, prima. В рамках данной статьи стоит ограничиться исследованием лексики с семантическим компонентом «начало»2. Эти термины заслуживают многоуровневого рассмотрения с точки зрения этимологии, семантики, морфологии и метрики.

Primordia (та атог^еТа)

Существительное primordium засвидетельствовано в латинском языке уже у Пакувия3; впервые в эпосе это слово встречается у Цицерона в переводе «Явлений» Арата, причем оба раза в значении «начало» в среднем роде мн. ч. Однако у Цицерона эта лексема употреблена всего 5 раз: в переводе поэмы Арата (Cic. Arat. fr. 1; fr.34, 39), дважды в автоцитации из неё же (De leg. II, 7) и однократно в трактате по риторике (Cic. De part. orat. 7). К сожалению, из-за фрагментарности астрономической поэмы Цицерона она не может служить образцом для сравнения с материалом «О природе вещей». Учитывая этот факт, а также то обстоятельство, что от философской прозы первой трети I в. до н.э. ничего не сохранилось, приходится считать, что слово primordia в философский узус, по-видимому, ввел именно Лукреций.

Известный исследователь эпикуреизма и издатель текстов Эпикура и Лукреция Сирил Бейли назвал слово primordia (ср. р. мн. ч.) излюбленным термином римского поэта для передачи понятия «атом» (Bailey 1947: 606). Однако ученый вынужден был признать (Bailey 1947: 607), что данный термин не имеет точных соответствий у Эпикура.

При рассмотрении источника и мотивированности термина primordia прежде всего необходимо обратиться к наследию основателя эпикуреизма. В связи с фрагментарностью сочинений греческого философа возникают определенные трудности

2 Группа слов с семантическим компонентом «цельное тело» - corpora, corpuscula, semina - требует внимания в рамках отдельной статьи.

3 «.. .quod primordium capissam ad stirpem exquirendum...» (Pac. trag.50-52). Также слово широко представлено в прозе: см. Liv. pr. 1; Col. 1.1.18; Sen. Nat. quaest. 3.13.2 и др.

при соотнесении термина primordia с каким-то прообразом в его философском словаре.

По свидетельству схолия 4 к первому письму Эпикура (Epicur. Epist. ad Herod I 44) одно из его сочинений называлось «Первоосновы» - 2xoi%eiôoeiç. Более того, в этом схолии упомянута одна из тем5 эпикурейской физики - изменение цвета предмета в зависимости от положения атомов, - которая подробно освещается и многократно доказывается во второй книге поэмы с привлечением терминологии атомизма. В изложении этого вопроса особую роль играют термины primordia и principia.

Ещё раз слово oxoi%eirooiç в том же значении, но только в ед. ч., встречается в письме к Геродоту (Epist. ad Herod. I 37). В том же письме представлено слово oxoi^eió^axa (Epist. ad Herod. I 36), имеющее, по-видимому, значение 'принципы', 'положения'. С. Бейли оставил это слово без комментария в своем издании Эпикура (Bailey 192б: 175). Ф. А. Петровский также не высказал никаких соображений по этому поводу (Petrovski 1947). Единственное, чем можно объяснить: у нас недостаточно данных о языке Эпикура, а oxoi^eió^axa, похоже, не стало устойчивым термином.

Наиболее подходящей иллюстрацией к словоупотреблению Лукреция стоит признать тот случай, когда oxoi%eïa (nom. pl.) 'начала' используется как термин атомистики в Письме к Пифоклу (Epist. ad Pyth. I 37). Ее определение - axo^a 'неделимые' - в переработке Лукреция предстает как solido corpore (Lucr. I 48б, 500) и solida simplicitate (I 548, 574, б09; II 157), где математически-умозрительный подход Эпикура заменен более образным описанием с использованием Abl. qualitatis. Эти определения во всех случаях характеризуют исключительно термин primordia. Таким образом, все сказанное позволяет с определенной долей уверенности сделать вывод о том, что существительное primordia передает термин oxoi^eia.

С точки зрения внутренней формы слова лексема primordia прозрачна и обозначает 'первоначало' или 'начало'. Это редкий

4 To 5s хР®ма пара x^v Osaiv x®v аторж aXXaxxsaOai sv таге; 5ю5ека Lxoixsiraosai 9^01 (Usener 1887: 114; Bailey 1926: 25).

5 Наиболее близким по содержанию можно признать пассаж в II 100211. Ср. также II 813-21.

пример, когда термин у Лукреция не засвидетельствован и в общеупотребительном значении, подчеркивая терминологическую строгость и системность атомистического словаря Лукреция. Противоположная ситуация, например, наблюдается в случае с однокоренным словом exordia, что уже было подмечено Я. М. Боровским (Borovskij 2009: 167).

Двусоставное слово отражает отмеченную М. фон Альбрехтом (Albrecht 2003: 333) фундаментальную особенность Лукреция: «Ясность6 - в созвучии с эпикурейскими принципами -главная стилистическая задача Лукреция». И, действительно, дальнейшие примеры наглядно продемонстрируют, как Лукрецию необходима прозрачность структуры слова, чтобы термин сам себя объяснял.

Первый компонент содержит основу порядкового числительного primus. Это очень редкое для терминологии явление становится продуктивным в атомистике Лукреция, и тут достаточно упомянуть ряд терминов с таким корнем: corpora prima, exordia prima, principia и prima1. Кроме них существует только один пример термина с количественным числительным -quattuor res «четыре элемента», навеянный xéooapa pi^ó^aia Эмпедокла (Timofeev 2015: 232).

Второй компонент термина primordia связан с глаголом ordior «навивать основу», «ткать». Говоря о трудной проблеме атомизма и невидимых глазу абстракциях - о материи и первоначалах, - поэт вынужден апеллировать к чему-то наглядному, прибегнуть к метафоре: материя - это ткань8, а первоначала «вплетаются» в нее, что на лексическом уровне подчеркивается

9

лексемами одного семантического поля - nexus , contextus,

6 Этот принцип ясности (aa9^vsia) имеет большое значение в тексте Лукреция: ср. carmine praepandere clara lumina (I 143-44) и lucida carmina (I 993-94).

7 Бейли признает терминами также prima elementa IV 941 (Bailey 1947: 1294) и primoria elementa VI 1009 (Bailey 1947: 1707). Леонард и Смит в своем издании странным образом оставляют лексему elementa без должного внимания (Leonard-Smith 1942: 846).

8 В этой связи необходимо подчеркнуть особую осведомленность поэта в ткацком деле и знание устройства ткацкого станка (V 1350-53).

9 В тексте поэмы имеется вариант conexus (I 633; II 726, 1020; III 557; V 441).

textura10 (I 238-49). В этих словах заключена отсылка к синонимичным для ordior глаголам - necto 'вязать', 'сплетать' и texo 'ткать', 'вить'.

Эту же метафору «материи-ткани» подкрепляет сочетаемость термина primordia и его синонимов11 с прилагательным subtilis (IV 122) 'тонкий', которое произошло из *subtexlis (Pokorny 1959: 1058), *sub tela (Ernout, Meillet 1939: 955) или из *subteli- (de Vaan 2008: 619) и является производным от глагола texo. Прилагательное subtilis, как и слова textilis, textus, textura, засвидетельствовано только начиная с Лукреция (de Vaan 2008: 619), что делает поэму «О природе вещей» незаменимым источником по истории этого языкового материала.

Метафора «материи-ткани» не ограничивается атомистикой, но охватывает весь текст поэмы, подтверждением чему служит метафора «поэзия-ткань», поскольку свои собственные римские oxoi^eiróosi^ - «первоосновы» - учения, изложенные в поэме, Лукреций называет coeptum и inceptum 'начатое', которое он

12 13

продолжаетpertexere (dictis) 'ткать', 'сплетать' (I 418, VI 42). Поэт тем самым подчеркивает преемственность с греческими натурфилософами, которые благодаря своей наблюдательности черпали из сферы ремесленных занятий полезную аргументацию, образность, термины.

Мир атомов у Лукреция описывается не как зловещая картина хаоса, наоборот наблюдается попытка истолкования терминов primordia и exordia через ассоциации с однокоренной (Pokorny 1959: 1058; de Vaan 2008: 433-34) лексемой ordo 'порядок'14. Лукреций явно чувствовал внутреннюю форму слова primordia, поскольку этот термин часто фигурирует в

10 Ценное замечание в словаре Вальде-Хофмана о том, что textura -калька с эпикурова слова яергяХок^ 'переплетение' (Walde, Hofmann 1938-1956: 678).

11 Exordia rerum (IV 114-15), corpora (III 195).

12 Ср. выражение pergam conectere rem (II 478, 522).

13 Ф. Петровский сохраняет эту метафору: «Но продолжаю я нить своего рассуждения снова» (Petrovski 1946: 31).

14 Иную позицию высказывают А. Эрну и А. Мейе (Ernout, Meillet 1939: 711), что близость глагола ordior с существительным ordo маловероятна. При этом мысль Эрну, отвечавшего за латинские интерпретации словаря, о том, «что римляне не чувствовали близости ordior и ordo» (Ernout, Meillet 1939: 712), успешно опровергается прочтением текста Лукреция.

контексте, где говорится про движение, расположение -positura15 (I 818, 908-09; II 1007-08) и порядок атомов - ordo (I 827-28, 1021-22; II 252-53, 883-85; V 418-20).

Возможно, осознанием связи лексем primordia и ordo также объясняются стилистически неудачные пассажи, как например, V 418-420, в котором термин primordia rerum соседствует с зачином «ex ordine ponam» и выражением «ordine se locarunt». То, что на современный вкус может показаться шероховатым и недоработанным, по-видимому, представляло собой сознательную игру с разными значениями слова.

Лукреций, как и Цицерон, употребляет слово primordium в поэме только во множественном числе им. и вин. падежей. По частотности превалирует именительный падеж (46 к 26). С. Бейли отметил, что Gen, Dat, Abl Pl в гекзаметре возможны только от синонимичного с primordium слова principium (Bailey 1947: 606). Помимо этого, термин primordia имеет две основные формы: primordia (37 раз) и primordia rerum (35 раз), а также одну единичную вариацию ordia prima.

Ordia prima

В лучших традициях языкового экспериментаторства Энния и в согласии с эпической практикой Лукреций использует вариант16 лексемы primordia - ordia prima (IV 32), до Лукреция не засвидетельствованный (Walde, Hofmann 1938-1956: 221). Эта форма единична, встречается в начале второй половины поэмы, когда термин primordia уже знаком и привычнен для читателя. Эта инновация создается не на пустом месте: она мотивирована наличием подобной структуры у других терминов атомистики (corpora prima, exordia prima и просто prima) и органично встраивается в общий ассоциативный ряд.

Трансформация термина оправдана тем, что она подходит для поэзии, поскольку выступает по отношению к исходному primordia как метрический вариант с отличной, но удобной для гекзаметрической клаузулы морной структурой (дактиль-хорей).

15 Существительное positura передает лексему Oéoic; в уже указанном схолии к трактату Lxoixsiróosi;.

16 Рукописная традиция не дает разночтений в случае с термином ordia prima; комментаторы и издатели также не высказывали сомнений в его аутентичности.

Во-вторых, вариант ordia prima, несмотря на свою окказиональность, очень подходит для объяснения эпикурейской физики. Подобная модификация термина наглядно иллюстрирует достоверность атомистики, вписываясь в знаменитые сравнения роли букв в словах и атомов в предметах (I 196-98, 823-29; II 688-98). Таким образом, термин ordia prima свидетельствует о важности языка для философских построений эпикурейцев.

Exordia (та атог^ега)

17

Слово exordium, , отмечаемое в латинском языке со времени Энния, произошло (Vaan 2008: 433-34) от глагола exordior 'закладывать основу ткани', 'начинать'. В поэме существительное exordia в 5 из 11 контекстов18 (II 333; III 31, 380; IV 45,

114) выступает как термин семантического поля «первоначала». Оно служит вспомогательным синонимом к слову primordia и подчиняется общим признакам атомистических терминов: сочетаемость19 с определениями rerum и prima.

Бейли называет словосочетание exordia rerum «метрическим вариантом» термина primordia и не признает его «техническим термином» (Bailey 1947: 859). Однако схожая картина не строго терминологического употребления наблюдается, кроме primordia и clinamen достаточно широко (напр. corpora, principia, semina, elementa, material-es).

Термин встречается в двух формах: exordia prima и exordia rerum. В случае последнего Бейли замечает, что вся комбинация cunctarum exordia rerum эквивалентна термину primordia (Bailey 1947: 996). Форму exordia prima Бейли справедливо сопоставляет на основании наглядности с термином ordia prima (Bailey 1947: 1058). Однако его мысль требует уточнения: эти два термина объединяет не только один корень и общая грамматическая форма, но и употребление, поскольку оба применяют-

17 Существительное exordia впервые появляется в тексте поэмы в клишированном выражении exordia sumere (I 149). Схожие функции оно получает в синонимической конструкции exordia capere (V 331). Данные обороты не имеют отношения к философской терминологии, но скорее контрастируют с ней как устойчивые словосочетания.

18 Неясными случаями следует признать II 1062, V 430, V 471, так как в пользу специальности их значения необходимо привести весомые аргументы.

1 Ему также присуща сочетаемость с прилагательным subtilis (IV

115), как и термину primordia.

ся в поэме в рассуждениях об атомарной природе души. Словосочетание exordia prima (animai III 3SQ) как и ordia prima (IV 2S) является метрически удобным дополнением к primordia и exordia.

Лексема exordia всегда у Лукреция выступает как существительное в Nom. Pl. Терминологическое употребление лексемы exordia легко определить по уточняющему её генитиву, как, например, exordia prima animai и cunctarum exordia rerum. Метрически термин exordia применяется как тождественный вариант к primordia, обычно образуя постоянную формулу cunctarum exordia rerum.

Principia (àpxai).

Затруднения, касающиеся лексемы principium, связаны с ее общеупотребительностью, проявляющейся в следующих примерах: dat principium (II 2б2) и faciunt principium motus (II 253-54), наречное principio (I 5Q3 и т. д.). Также лексема principia (ср. р. мн. ч.) не заявлена в экспозиции (I 54-б1) как один из многих синонимов, передающих понятие 'атом', 'первоначало'. Однако другая основополагающая дефиниция содержит бесспорное доказательство, что principia выступает как синоним к primordia:

Corpora sunt porro partim primordia rerum,

partim concilio quae constant principiorum. (I 4S3-S4)

Ясно, что все контексты, допускающие замену на primordia, можно признать примерами философского словоупотребления. Второй критерий - сочетаемость с определением rerum, присущая и другим уже упомянутым терминам: primordia, exordia, materia/-es. Третий критерий - функционирование лексемы principia в качестве несогласованного определения при термине: clinamen principiorum (II 292), figura (II б71, 722; III 317-1S), ordo (II 769-7Q), positurae (II 947; IV бб7, 943).

По мнению Бейли термин principia20 соответствует греческому àpyai 'начала' (Bailey 1947: 6Q7). Термин principia по

2Q У Цицерона слово principia в качестве философского термина встречается лишь один раз в отношении 4 элементов: Aristoteles... cum quattuor nota illa genera principiorum esset complexus, e quibus omnia orerentur, quintam quandam naturam censet esse, e qua sit mens. (Tusc. disp. I 22).

частотности (41 раз) уступает primordia, но опережает exordia и

prima. Важнейшая черта термина principia - недостаточность

21

склонения в поэтическом словаре Лукреция, обусловленная метрической структурой. Он представлен только в Gen. (19 раз), Dat. (9 раз), Abl. (13 раз) Pl. и восполняет невозможность употребления у Лукреция в указанных падежах терминов primordia и exordia. За счет разницы морного облика слов возникает метрическая пара. Благодаря своеобразной взаимодополняемости эти термины образуют единую систему.

Для философского словаря Лукреция термин principia очень важен22 как вариант, обладающий богатыми метрическими возможностями: он идеально вписывается в гекзаметрический размер и занимает любые позиции в стихе.

Prima

Уникальный пример термина в философском словаре

23

Лукреция дает субстантивированное числительное prima (I 61; II 313; III 37224; IV 18625). Субстантивация для римского поэта является одним из продуктивных способов образования терминологии. Однако не стоит также полностью исключать возможность, что этот термин мог быть образован путем эллипса определяемого слова в выражениях corpora prima и ordia/ exordia prima. В качестве доказательств в пользу первой версии

21

Им. и вин. падежи мн. ч. от principia не используются даже с элизией конечного гласного. Кроме того, это слово не употребляется в единственном числе в качестве термина, чтобы не путать с наречным principio.

2 Продуктивность термина подтверждается тем фактом, что прилагательное principialis используется именно в терминологическом качестве (II 423).

23 О происхождении формы слова см. подробнее Tronsky 2001: 400 и Tronsky 2001: 404.

24 Несмотря на то, что Бейли следует за корректурой Бентлея privis вместо primis, стоит вслед за Мартином сохранить чтение рукописей (Bailey 1947: 1057) и признать в этом стихе ещё один случай термина primis.

В данном стихе Бейли без объяснений предлагает видеть не термин «атом», а нечто вроде сгустков частиц (Bailey 1947: 140, 1204). Этому противоречит эпитет minuta при слове prima, синонимы minuta corpora IV 183-84 и corpuscula rerum IV 199, окаймляющие рассматриваемый термин.

необходимо иметь в виду употребление Цицерона 26 и самодостаточность в образовании словосочетаний - primorum natura (II 313)27.

Термин prima семантически примыкает к группе primordia-exordia-principia. В ключевой дефиниции атомистики (I 54-61) prima замыкает цепочку синонимов, начатую primordia. Благодаря сходству денотатов он должен при чтении отсылать ко всей совокупности лексем указанной группы, а также к выражениям corpora prima и ordia/exordia prima. В морфологическом плане термин всегда употребляется во мн. ч. и только в косвенных падежах. На основании сказанного получает подтверждение мнение Бейли, что термин prima равнозначен principia (Bailey 1947: 608).

Выводы:

Излагая достижения эллинской философии на латинском языке, Лукреций использовал семантически прозрачные термины в сочетании с метафорой «материи-ткани». Рассмотренные термины атомистики не только объясняются через дефиниции (I 54-61, 483-84 и т. д.), но и соположением синонимов помогают толковать означаемое, благодаря чему в обширном и специфическом материале находит подтверждение наблюдение фон Альбрехта: «Произведения римской литературы вообще открыты и для знатока, и для дилетанта. Ее «экзотерический» характер отличает, к примеру, философские произведения римлян от подавляющего большинства греческих...» (Albrecht 2003: 43).

Первостепенными критериями при отборе слов на роль термина становятся семантика и метрика лексемы. Продуктивными способами создания терминов оказываются: обогащение семантики слова специальным значением (primordia, exordia, principia, prima), создание устойчивых синтагм (primordia/

26 Cic. Ac. I 26: «Itaque aer (hoc quoque utimur enim pro Latino) et ignis et aqua et terra prima sunt; ex his autem ortae animantium formae earumque rerum quae gignuntur e terra. Ergo illa initia et ut e Graeco vertam elementa dicuntur...».

27 Данный пассаж по содержанию и лексике очень близок к (IV 111— 15), а словосочетание primorum natura предвосхищает термин primordia.

28

exordia rerum) и субстантивация (prima) . Новые лексемы создаются на основе слов общего языка, а не заимствуются и не

29

калькируются .

Метод Лукреция характеризуется образованием множества

30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

синонимических терминологических единиц, составляющих единое семантическое поле, что было продемонстрировано на примере слов со значением «первоначала».

Важной особенностью создания терминов оказывается взаимодополняемость форм. Как в случае с термином materia/es берутся разные падежи от I и V склонений (Timofeev 2016: 977-978), так и термины атомистики не во всех падежах соответствуют метрике стиха и заменяются синонимами: термины principia и prima применяются как метрические варианты к primordia и могут рассматриваться в рамках единой парадигмы склонения.

Литература

von Albrecht, M. 2002: Istoriia rimskoi literatury. [Geschichte der Römischen Literatur]. Moscow.

фон Альбрехт, М. 2002: История римской литературы. Перевод с немецкого А. И. Любжина. М. Bailey, C. (ed.) 1926: Epicurus. The extant remains. Oxford. Bailey, C. (ed.) 1947: Titi Lucreti Cari De Rerum Natura Libri Sex. Vol. I-III. Oxford.

Borovskij, Ya. M. 2009: [Designation of matter and space in the vocabulary of Lucretius]. In: Operaphilologica. St.-Petersburg. Боровский, Я. М. 2009: Обозначение вещества и пространства в лексике Лукреция. В кн.: Opera philologica. СПб. Ernout, A., Meillet, A. 1939: Dictionnaire étymologique de la langue

latine. Histoire des mots. Paris. Lebedev, A. V. 2008: Arche [Principle]. Antichnaya filosofiya. Entsiklopedicheskiy slovar' [Ancient philosophy. Encyclopedic Dictionary]. Moscow, 185-186.

Лебедев, А. В. 2008: Архе. Античная философия. Энциклопедический словарь. М., 185-186. Leonard W. E., Smith S.B. (ed.) 1942: T. Lucreti Cari De Rerum Natura Libri Sex. Madison.

28

Данный вывод подтверждает наблюдения прошлых исследований отдельных терминов Лукреция (Timofeev 2014: 892-894; Timofeev 2016: 975-977).

29

У Лукреция отсутствуют заимствованная форма atomus и калька слова «атом» - individuum.

30 Поэтическая образность и эпический язык требуют вариативности хотя бы на минимальном уровне.

Petrovski, Th. (ed.) 1946: Lucreti De rerum natura Libri VI. Vol. I. Leninopolis.

Петровский, Ф. А. (ред.) 1946: Лукреций «О природе вещей». Редакция латинского текста и перевод Ф. А. Петровского. Л. Petrovski, Th. (ed.) 1947: Lucreti De rerum natura Libri VI. Dissertationes, commentarii. Vol. II. Leninopolis. Петровский, Ф. А. (ред.) 1947: Лукреций «О природе вещей». Статьи, комментарии. Л. Pokorny, J. 1969: Indogermanisches Etymologisches Wörterbuch. Bern, 1058.

Solopova, M. A. 2008: Atomizm [Atomism]. Antichnaya filosofiya. Entsiklopedicheskiy slovar' [Ancient philosophy. Encyclopedic Dictionary]. Moscow, 196-200.

Солопова, М. А. 2008: Атомизм. Античная философия. Энциклопедический словарь. М., 196-200. Timofeev, I. S. 2015: [Synonymity in the appellations of four primal elements in Lucretius' De rerum natura]. In: Aktualnye problemy filologicheskoi nauki: vzgliad novogo pokoleniia: Materialy XX-XXI Mezhdunarodnykh konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh «Lomonosov» [Actual problems of Philology: the new generation view: Papers of XX-XXI International Conferences for Students and Young Scientists "Lomonosov"]. Moscow, 230-233

Тимофеев, И. С. 2015: Синонимия в номинации четырех первоэлементов в поэме Лукреция «О природе вещей». Актуальные проблемы филологической науки: взгляд нового поколения: Материалы XX-XXI Международных конференций студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». М., 230-233.

Timofeev, I. S. 2014: [The term "void" in the Lucretius4 philosophical vocabulary]. Indoevropeyskoe yazykoznanie i klassicheskaya filologiya [Indo-European linguistics and classical philology] 18, 889-895. Тимофеев, И. С. 2014: Возникновение и употребление термина inane «пустота» в философском словаре Лукреция. Индоевропейское языкознание и классическая филология 18, 889-895. Timofeev, I. S. 2016: [Term "matter" in the Lucretius' philosophical vocabulary]. Indoevropeyskoe yazykoznanie i klassicheskaya filologiya [Indo-European linguistics and classical philology] 20, 972-983. Тимофеев, И. С. 2016: Термин materia/materies в философском словаре Лукреция: этимология, семантика, морфология. Индоевропейское языкознание и классическая филология 20, 972983.

Tronsky, I. M. 2001: Istoricheskaya grammatika latinskogo yazyka. Obshcheevropeyskoe yazykovoe sostoyanie [Historical grammar of the Latin language. Pan-European linguistic state]. Moscow. Тронский, И. М. 2001: Историческая грамматика латинского языка. Общеевропейское языковое состояние. Москва. Usener, H. 1887: Epicurea. Leipzig (= reprint New York, 2010). de Vaan, M. 2008: Etymological dictionary of Latin and the other Italic languages. Leiden, Boston.

Walde, A. 1938-1956: Lateinisches etymologisches Wörterbuch, 3 neubearbeitete. Aufl. / Von J. B. Hofmann. Bd. I—III. Heidelberg.

I. S. Timofeev. Terms of the atomic theory in the Lucretius' philosophical vocabulary: the semantic field "principles"

This paper focuses on the analysis of group of atomistic terms in the poem De Rerum Natura which is considered at four levels: etymology, semantics, morphology, and metrics. The article reveals the principles of creating a system of terms, the conditions of their interaction in the semantic field and productivity for the philosophical language.

The analysis showed that Lucretius created a lot of synonymous units that constitute a single semantic field "principles". A specific feature of the poet's method of term-creating is the the complementarity of terms (principia and prima are used as metric variants to primordia and exordia. New terms are created on the basis of common language words, and do not borrow and do not translate Greek primary sources. All the mentioned atomistic terms are the neuter gender nouns.

Keywords: atomism, matter, principles, terminology, Lucretius, Epicureanism, philosophy, didactic epos.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.