УДК 81. 161. 1
ТЕОРИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
© Л. М. Салимова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел./факс +7 (347)273 82 72.
E-mail: sali-lira@yandex.ru
Статья содержит обзор основных направлений, выделяемых в современной лингвистике в рамках решения проблемы языковой личности. В настоящее время теория языковой личности разрабатывается с точки зрения различных подходов, с помощью разнообразных методов исследования, путем рассмотрения отдельных аспектов проблемы, на основе выбора разных объектов для наблюдения.
Ключевые слова: язык, лингвистика, языковая личность, лингвокогнитология, лингво-культурология, лингводидактика.
Антропоцентрическая парадигма исследования, занявшая во второй половине XX века доминирующие позиции в лингвистике, поставила своей главной целью изучение человека во всех его ипостасях по отношению к языку - «человека говорящего», «речевую личность», «коммуникативную личность», «культурную идентичность», но прежде всего - языковую личность (homo loquens), то есть личность, выраженную в языке.
Термин «языковая личность», впервые использованный В. В. Виноградовым в книге «О художественной прозе» (1930) и вошедший в научный обиход благодаря Ю. Н. Караулову и его книге «Русский язык и языковая личность» (1987), в настоящее время активно используется исследователями, не вызывая сомнений в целесообразности своего употребления.
Период конца XX - начала XXI вв. ознаменовался в российской лингвистике особенным интересом к языковой личности. Изучение языка вместе с его носителем бесспорно стало считаться перспективнейшим направлением в науке и главнейшей задачей всех исследований в течение ближайших десятилетий.
Языковая личность, с ее когнитивными способностями, коммуникативными потребностями, речевой деятельностью, представляет настолько сложное, многогранное явление, которое требует глубокого анализа и всестороннего наблюдения, что высказывания о полной разработанности и изученности данной научной проблемы представляются преждевременными. Отечественная наука продолжает исследования в этом направлении. В настоящее время теория языковой личности разрабатывается с точки зрения различных подходов, с помощью разнообразных методов исследования, путем рассмотрения отдельных аспектов проблемы, на основе выбора разных объектов для наблюдения.
Построением теории языковой личности занимаются представители различных филологических школ, как в центре, так и в регионах, причем и те, и другие внимательно прислушиваются к мнению коллег, поддерживают выдвигаемые гипотезы и предлагают свои решения общей научной проблемы.
За последние десятилетия накоплена солидная научно-методологическая база по изучению языко-
вой личности. Ее описанию посвящены отдельные научно-исследовательские труды, среди которых основополагающую роль играют «Русский язык и языковая личность» Ю. Н. Караулова (1987 г. и последующих изданий), а также «Лингвокультуро-логия (теория и методы)» В. В. Воробьева (М., 1997), «Языковая личность в лекционном освещении» Т. В. Кочетковой (Саратов, 1998), «Языковой круг: личность, концепты, дискурс» В. И. Карасика (Волгоград, 2002), «Языковая личность в художественном тексте» Л. Н. Чурилиной (М., 2006) и др.
За небольшой период времени отечественная лингвистика пополнилась интереснейшими научными идеями, представленными в диссертационных исследованиях по языковой личности. Для того чтобы продемонстрировать географию распространения интереса к изучаемой проблеме и диапазон вопросов, рассматриваемых в рамках ее решения, приведем только несколько примеров: «Языковая личность носителя элитарной речевой культуры» Т. В. Кочетковой (Саратов, 1999), «Языковая личность: Лингвокультурологический аспект» А. И. Тхорика (Краснодар, 2000), «Языковая личность Владимира Набокова как автора художественного текста: Лексический аспект. На материале русскоязычной прозы» Л. А. Каракуц-Бородиной (Уфа, 2000), «Языковая личность политического лидера: На материале газет новейшего времени» Т. Б. Соколовской (СПб., 2002), «Языковая личность Ивана Грозного: на материале деловых посланий» О. В. Поповой (Омск, 2004), «Языковая личность в ино-культурной среде: по данным русскоязычной технически опосредованной коммуникации носителей китайского языка» М. Е. Трубчаниновой (Воронеж, 2008), «Русская языковая личность профессионального переводчика» А. Б. Бушева (М., 2010), «Женская языковая личность в художественном тексте (на материале русского и немецкого языков) З. Р. Хачмафовой (Ставрополь, 2011), «Языковая личность в русскоязычном блоге: когнитивно -
прагматический аспект» А. А. Калашниковой (Ростов-на-Дону, 2011).
Своеобразной попыткой объединить усилия исследователей, разрабатывающих проблему языковой личности, можно назвать сборники статей, подготовленные в Москве («Язык и личность»,1989), в
Краснодаре («Языковая личность: экспликация, восприятие и воздействие языка и речи», 1990), в Волгограде («Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики», 1999), в Уфе («Языковая личность: Лингвокультурология. Лингводидактика.
Лексикография», 2001; «Языковая личность: Лингвистика. Лингвокультурология. Лингводидактика», 2011) и др. Кроме того, очень важны для понимания современного состояния теории языковой личности отдельные статьи, опубликованные в различных журналах и сборниках статей авторитетнейшими в этом вопросе учеными: Ю. Н. Карауловым, К. Ф. Седовым, Т. В. Кочетковой, О. Б. Сиротининой, В. В. Воробьевым, С. Г. Воркачевым, В. И. Карасиком, Л. П. Крысиным и др.
Исследователям, работающим в области изучения языковой личности, предоставляется возможность общения с коллегами в рамках разнообразных конференций. Так, только в Башкирском государственном университете (Уфа) благодаря усилиям проф. Л. Г. Саяховой и ее учеников были организованы конференции всероссийского уровня с международным участием - «Межкультурная коммуникация: К проблеме формирования толерантной языковой личности в системе вузовского и школьного лингвистического образования» (2001), «Лингвистические и лингвокультурологические основы формирования языковой личности в условиях многоязычия» (2011).
Исходным для исследований стало понимание языковой личности в качестве конкретного носителя языка, способного понимать, воспроизводить и создавать тексты, это личность, охарактеризованная на основе анализа произведенных ею текстов с точки зрения использования в них системных средств языка для отражения видения ею окружающей действительности (Ю. Н. Караулов, В. В. Воробьев). Базисом для характеристики языковой личности принято считать ее трехуровневую структуру, предложенную Ю. Н. Карауловым, в соответствии с которой выделяются вербально-семантический, лингвокогнитивный и прагматический (мотивационный) уровни. Последующие исследования, предпринятые в этой области, показали жизнеспособность идей Ю. Н. Караулова. Языковую личность признали «... интегральным объектом изучения комплекса молодых и интенсивно развивающихся направлений науки о языке (когнито-, психо-, социо-, прагма-, этно-, онтолингвистики и т.п.)» [1, с. 5]. В дальнейшем структурирование языковой личности Ю. Н. Карауловым получило переосмысление, дополнение и уточнение в трудах других ученых. Так, В. А. Маслова называет три компонента, составляющих содержание языковой личности,- ценностный, или мировоззренческий, культурологический и личностный [2, с. 119]. В. И. Карасик предлагает в качестве аспектов изучения языковой личности ценностный, познавательный и поведенческий [3]. В целом в речевой организации человека выделяют языковую способность, коммуникативную потребность, коммуникативную компетенцию, языковое сознание, речевое поведение [4, с. 258-259].
Анализ имеющейся литературы по теории языковой личности позволяет выделить из разнообразия подходов к ее рассмотрению, имеющих в основе общие принципы, несколько особо важных и наиболее часто применяемых.
С точки зрения лингвокогнитивного подхода, языковая личность является лишь одной из ипостасей «человека говорящего» (наряду с «речевой личностью» и «коммуникативной личностью). В этом случае «...человек говорящий, рассматриваемый в первую очередь как языковая личность, является носителем определенных знаний и представлений» [5, с. 18]. Составляющей научной (когнитивной) картины мира является концепт (Е. С. Кубрякова, Д. С. Лихачев, Ю. С. Степанов, С. Г. Воркачев и др.)
- «сложившаяся совокупность правил и оценок организации элементов хаоса картины бытия, детерминированная особенностями деятельности представителей данного лингвокультурного сообщества, закрепленная в их национальной картине мира и транслируемая средствами языка в их общении» [6, с. 159]. Изучение концептов и их объединений, представленных в языковом сознании личности, способов репрезентации в ее дискурсе,- перспективное направление в теории языковой личности.
Психолингвистический и социолингвистический подходы содержат возможности для изучения речевого поведения языковой личности в той или иной коммуникативной ситуации, общественном окружении. В психолингвистике «языковая личность - это человек, рассматриваемый с точки зрения его способности совершать речевые действия -порождения и понимания высказываний» [7, с. 111]. «Исследование строения дискурса позволяет выявить своеобразие речевого поведения как конкретного носителя языка, так и идиостиля группы людей» [1, с. 15-16]. В случае, когда речь идет о билингвальной/полингвальной личности, интерес вызывает проблема выбора языка индивидом в различных ситуациях общения [8].
Лингвокультурологический подход к изучению языковой личности получил наибольшее распространение, что связано со становлением одноименного направления в лингвистике. Как объект лингвокультурологии «языковая личность существует в пространстве культуры, отраженной в языке, в формах общественного сознания на разных уровнях (научном, бытовом и др.), в поведенческих стереотипах и нормах, в предметах материальной культуры» [9, с. 235]. Для изучения языковой личности предлагаются лингвокультурологические категории, которые, «...будучи актуализированными в речи, ...обладают идентифицирующей силой, маркируя говорящего как члена того или ЛКС, как равноправного пользователя лингво-культурным кодом» [10, с. 80].
Лингводидактический подход базируется на представлении о языковой личности, формирующейся в процессе реализации ее деятельностнокоммуникативных потребностей, что находит применение в методике обучения языку (русскому и/или родному). Формирование именно такой язы-
ковой личности предусмотрено в современной образовательной среде в рамках предлагаемого методистами компетентностного подхода [11], легшего в основу «Лингвокультурологической концепции обучения башкирскому языку и родным языкам в образовательных учреждениях Республики Башкортостан» [12]. Продолжаются исследования языковой личности, функционирующей в сфере высшей школы. «В сфере профессиональной деятельности филолог ... , представленный ... в качестве репрезентанта педагогического и научного дискурса, выступает как элитарная языковая личность или личность, стремящаяся к элитарному типу речевой культуры» [13, с. 6]. Как показывают наблюдения над речевой деятельностью студентов, «... поли-языковая коммуникативная ситуация, наблюдаемая на территории Республики Башкортостан, оказывает непосредственное воздействие на формирование языковой личности: ... у индивида развивается языковое чутье и понимание ценности, неповторимости каждого национального языка. В то же время билингвизм и полилингвизм выступают причиной усложнения содержания сознания...» [14, с. 5].
Учение о языковой личности, разрабатываемое средствами антропоцентрической научной парадигмы, подразумевает использование широкого спектра методов, приемов, способов исследования языкового материала. Их выбор определяется поставленными в каждой конкретной работе целями и задачами. Наиболее часто применяются следующие методы: общелингвистические: наблюдение над объектом, описательный (как в диахронии, так и диахронии), тезаурусный (метод идеографического описания лексики), метод семантических полей (Л. М. Васильев), метод контент-анализа индивидуального словаря автора, герменевтический; методы лингвокогнитологии: концептуальный (Л. О. Чер-нейко, В. А. Долинский), дискурсный (Т. Б. Алисова); методы лингвокультурологии: метод лингвокультурологических полей (В. В. Воробьев), метод лингвокультурологического анализа текста; метод описания языковой личности на основе предлагаемых современной наукой моделей (Ю. Н. Караулов,
В. А. Маслова, В. И. Карасик, Т. В. Кочеткова); методы лингвопрагматики (в т.ч. анализ модальности речи, риторический анализ); методы психолингвистики; сравнительно-сопоставительные методы; статистический метод; методы учебной лексикографии; экспериментальный метод.
Построение комплексной теории языковой личности осуществляется путем глубокого анализа различных аспектов ее содержания. Прежде всего рассматриваются различные характеристики, определяющие статус существования языковой личности в лингвистике: элитарная языковая личность, семиологическая личность, речевая личность, словарная языковая личность, эмоциональная языковая личность, амбивалентная языковая личность, национальная языковая личность, языковая личность западной и восточной культур, русская языковая личность, толерантная языковая личность, билин-гвальная личность, полилингвальная личность.
На основе анализа семантических и функционально-прагматических характеристик различных языковых единиц осуществляется реконструкция трехуровневой структуры языковой личности [15; 16]. При изучении каждого из уровней языковой личности возможно использование следующих методов: для вербально-семантического - анализ лексики, в которой отразились особенности определенной лингвокультурной ситуации; для лингвокогнитивного - метод построения лингвокультурологических полей в тексте и тезаурусный - метод составления тезауруса по тексту, принадлежащему языковой личности; для мотивационного - выявление и описание прецедентных феноменов, имеющих место в индивидуальном когнитивном пространстве языковой личности и отразившихся в тексте [15, с. 39-40]. Интересный материал для наблюдения речевого поведения языковой личности предлагает лексика с национально-культурным компонентом значения (фразеологические единицы, афоризмы, без-эквивалентная лексика). В рамках образной вербализации тезауруса «базовая метафорика - не просто «магический кристалл» видения мира личностью в силу ее языковой компетентности, но и голограмма стилей и эпох, позволяющая этносу видеть себя не только в историческую минуту, но и глазами предыдущих поколений...» [16, с. 23].
Культурный концепт в языковом сознании представлен как совокупность разноплановых значений, выражаемых лексическими, фразеологическими единицами, прецедентными феноменами, этикетными формулами, а также тактиками речевого поведения. В языковом сознании личности концепты являются прежде всего «константами русской культуры», вследствие чего их использование в дискурсе характеризует языковую личность как представителя того или иного лингвокультурного социума, как яркую индивидуальность. Отдельные концепты («Душа», «Любовь», «Родина», «Русская национальная личность», «Дом» и др.) и их объединения - «кон-цептосфера» (Д. С. Лихачев), лингвокультурологическое поле (В. В. Воробьев), концептуальное поле и т.п. - находятся под пристальным вниманием исследователей (Ю. С. Степанов, Ю. Е. Прохоров, А. Вежбицкая, В. В. Воробьев и др.).
Значимые для языковой личности понятия, переходя в вербальную форму, находят свое место в языковой картине мира. «Внешний мир и сознание -вот два фактора, которые порождают языковую картину мира любого национального языка» [17, с. 144]. Изучение языковой картины мира как индивидуальной, так и коллективной (национальной, социально/идеологически/гендерно/иначе ориентированной) вносит существенный вклад в понимание природы языковой личности (О. А. Корнилов, С. Е. Никитина, А. П. Василевич, Е. Г. Свинчукова, А. В. Вандыше-ва, Г. Г. Кульсарина, Л. М. Салимова, З. А. Рахма-туллина, З. М. Раемгужина, Р. Р. Янмурзина и др.).
Теория языковой личности, разрабатываемая современными учеными, вызывает научный интерес выбором разнообразных объектов исследова-
ния. Здесь следует обозначить наметившиеся в последние годы тенденции.
Во-первых, обращение к попытке построения усредненного, общего типа языковой личности, понимаемой как совокупности носителей языка, обладающих общими речеповеденческими и коммуникативными признаками и компетенциями. Так, это может быть коллективный речевой портрет старшеклассника, студента, преподавателя, переводчика, сотрудника правоохранительных органов, государственного служащего, субъекта блог-дискурса и т.п. (Т. П. Тарасенко, О. А. Леонтьева, Ю. С. Фомина, М.
С. Силантьева, И. С. Прокудина, А. А. Бушев, Т. Л. Масыч, М. Н. Панова, А. А. Калашникова и др.).
Во-вторых, обращение к лингвоперсоналогии, т.е. к анализу языковой личности конкретного носителя языка, реального или вымышленного (персонажа литературного произведения). При создании подобного речевого портрета принимаются во внимание признаки, присущие коммуниканту и как представителю определенной общности, и его собственные, индивидуальные особенности. Прежде всего под пристальным научным вниманием оказались писатели: В. В. Набоков (Л. А. Каракуц-Бородина), А. С. Пушкин (Л. М. Салимова), Б. Акунин (Н. Н. Менькова), Г. Иванов (Е. А. Кац), З. Биишева (Р. Р. Янмурзина), Х. Давлетшина (З. А. Рахматуллина) и др. Особое место в этом ряду занимает изучение речевого поведения языковой личности в профессиональной среде: научно-
педагогической, переводческой, музыкальной и т.д. В этом случает важнейшее значение придается понятию «речевая культура», по отношению к которой исследователи рассматривают носителей языка
- элитарного, средне-литературного, литературноразговорного, фамильярно-разговорного, жаргонного и просторечного типов (О. Б. Сиротинина, И. А. Стернин, Т. В. Кочеткова и др.). Заслуженное внимание уделяется описанию языковой личности носителей элитарной речевой культуры [18; 13].
В-третьих, обращение к изучению явлений и процессов, происходящих в языке, на материале речевой деятельности отдельных языковых личностей и/или их групп. Так осуществляется реконструкция лингвокультурной ситуации (В. М. Шакле-ин) эпохи создания текста в зависимости от выбора типа описания (диахронического или синхронического). Известны исследования по языковой ситуации древнерусской эпохи (Н. В. Писарь, Д. В. Аникин), эпохи Ивана Грозного (С. А. Шилина, О. В. Попова), Петровской эпохи (М. Б. Ясинская, Е. Н. Иванова), советской эпохи (Т. В. Шкайдерова), современной эпохи электронных средств массовой информации (О. А. Левоненко) и др.
В качестве одной из важнейших задач, стоящих в настоящее время перед антропоцентрической лингвистикой, в области исследования языковой личности можно назвать создание типологии языковых личностей, построенной на основе различий в стилях мышления, в путях развития коммуника-
тивной компетенции, как в диахроническом, так и синхроническом представлении. Неисчерпаемый источник научного вдохновения заключается в изучении языковых личностей отдельных, конкретных носителей языка, создании индивидуального речевого портрета. Языковая личность в той или иной степени репрезентирует лингвокультурную ситуацию, в условиях которой она творит, языковую картину мира своего народа, отражающуюся в ее индивидуальной картине мира, себя как индивидуальность, «...поэтому универсальное значение личности нуждается в анализе и объяснении» [9, с. 237]. В целом же построение комплексной теории языковой личности представляется возможным лишь благодаря усилиям многих ученых.
ЛИТЕРАТУРА
1. Седов К. Ф. Становление структуры устного дискурса как выражение эволюции языковой личности: дис. ... д-ра фи-лол. наук. Саратов, 1999. 436 с.
2. Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
3. Карасик В. И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 476 с.
4. Тхорик В. И., Фанян Н. Ю. Лингвокультурология и меж-культурная коммуникация. М.: ГИС, 2006. 260 с.
5. Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация). М.: Диалог-МГУ, 1998. 352 с.
6. Прохоров Ю. Е. В поисках концепта. М.: Флинта: Наука, 2009. 176 с.
7. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 1997. 224 с.
8. Аюпова Л. Л., Салихова Э. А. Выбор языка индивидом: критерии, особенности и условия языковой (са-мо)идентификации // Тез. докл. Языковая личность: Лингвистика Лингвокультурология. Лингводидактика. Баш-ГУ. Ноябрь 2011 г. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. С. 177-184.
9. Воробьев В. В. Языковая личность в лингвокультурологии // Тез. докл. Языковая личность: Лингвистика. Лингво-культурология. Лингводидактика. БашГУ. Ноябрь 2011 г. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. С. 234-237.
10. Иванова С. В., Чанышева З. З. Лингвокультурология: проблемы, поиски, решения.Уфа.: РИЦ БашГУ, 2010. 366 с.
11. Саяхова Л. Г. Компетентностный подход к изучению русского языка в учебниках 10-11 классов школ гуманитарного профиля с обучением на тюркских языках. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2009. 127 с.
12. Самситова Л. Х. Лингвокультурологическая концепция обучения башкирскому языку и родным языкам в образовательных учреждениях Республики Башкортостан. Уфа: ГУП РБ БИ «Китап» им. З. Биишевой, 2010. 24 с.
13. Силантьева М. С. Элитарная языковая личность в профессиональном дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Пермь, 2012. 18 с.
14. Фомина Ю. С. Языковая личность студента полиэтнического вуза: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2011. 23 с.
15. Салимова Л. М. Языковая картина мира А. С. Пушкина как русской языковой личности в романе «Евгений Онегин»: дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2000. 198 с.
16. Шестак Л. А. Русская языковая личность: Коды образной вербализации тезауруса: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2003. 50 с.
17. Корнилов О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М.: КДУ, 2011. 350 с.
18. Кочеткова Т. В. Языковая личность носителя элитарной речевой культуры: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Саратов, 1999. 53 с.
Поступила в редакцию 06.09.2012 г.