2. Ефименко, Н.В. Ассоциативная структура цветового значения слова и текста: дис. ... канд. филол. наук / Н.В. Ефименко. - Уфа, 2011.
3. Ефимова, М.В. Параметры многозначности и нейтральности в психологической структуре термина / М.В. Ефимова // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Филология. - 2014. - № 2 - Вып. 11. -С. 312-318.
4. Ефимова, М.В. Экспериментальное исследование стратегий идентификации терминов / М.В. Ефимова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер.: Филология. Искусствоведение. - 2012. - № 28(282). -Вып. 70. - С.66-69.
5. Залевская, А.А. «Живое слово» и интерфейсная теория значения / А.А. Залевская // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Филология. - 2013. -№ 24. - Вып. 5. - С. 54-61.
6. Залевская, А.А. Введение в психолингвистику / А.А. Залевская - М., 2007.
7. Кияк, Т.Р. О внутренней форме лексической единицы / Т.Р. Кияк // Вопросы языкознания АН СССР, институт языкознания. - М., 1987. - С. 58-69.
8. Лемов, А.В. Система, структура и функционирование научного термина: на материале русской лингвистической терминологии: дис. ... д-ра филол. наук / А.В. Ле-мов. - Саранск, 2000.
9. Леонтьев, А.А. Деятельностный ум (Деятельность. Знак. Личность) / А.А. Леонтьев. - М., 2001.
10. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М., 1972.
11. Рогожникова, Т.М. Автоматизированный анализ вербальной информации как декодирование суггестивного потенциала языковой системы / Т.М. Рогожникова // Вест-
ник Уфимского государственного авиационно-техничес-кого университета. - 2014. - Т. 18. - № 2(55). - С. 66-77.
12. Рогожникова, Т.М. Суггестивные ресурсы и внутренняя форма вербальной модели / Т.М Рогожникова // Теория и практика языковой коммуникации. - Уфа, 2014.
- C. 232-255.
13. Рогожникова, Т.М. Суггестивный потенциал имени / Т. М. Рогожникова // Теория и практика языковой коммуникации. - Уфа, 2013. - C. 415-434.
14. Рогожникова, Т.М. Этнокультурная специфика цветовой ассоциативности звуков башкирского и татарского языков / Т.М. Рогожникова // Русскоязычие и би(поли)лингвизм в межкультурной коммуникации XXI века: когнитивно-концептуальные аспекты: Матер. IV Межд. науч.-метод. конф. - Пятигорск, 2011. - С. 5155.
15. Рогожникова, Т.М. Ассоциативная цветность звуков башкирского и татарского языков / Т. М. Рогожни-кова, Г.Р. Кочетова // Вестник Башкирского университета.
- 2012. - Т. 17. - № 13 (Филология и искусствоведение). -С. 1313-1320.
16. Рогожникова, Т.М. Исследование ассоциативности звуков башкирского и татарского языков / Т.М. Рогож-никова, Г.Р. Кочетова // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты: Матер. шк.-сем. (VII Березинские чтения). - М., 2011. - Вып. 17. -С. 241-246.
17. Шмелева, О.Ю. Терминологические процессы в диахронии и синхронии (на материале английского языка) / О.Ю. Шмелева. - СПб., 2010.
18. Яковлева, Р.В. Ассоциативная цветность звуко-букв немецкого языка / Р.В. Яковлева // Мавлютовские чтения: Материалы Всероссийской молодежной научной конференции: Сб. тр. в 5 т. Т. 5. - Уфа, 2014. - С. 46-48.
УДК 811.161.1
Л.М. Салимова
ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ Ю. М. ЛОТМАНА КАК ЭЛИТАРНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В статье рассматриваются возможности применения лингвокультурологического подхода в лингвоперсонологических исследованиях, посвященных созданию галереи языковых портретов выдающихся отечественных ученых. Наблюдения над текстами, созданными известным филологом и культурологом Ю.М. Лотманом (1922-1993), позволяют сделать вывод об элитарности языковой личности автора.
Лингвокультурология, лингвоперсонология, языковая личность, элитарная языковая личность, культура, текст.
The article considers the possibility of using linguoculturological approach in linguopersonological studies devoted to creating linguistic portrait gallery of prominent Russian scientists. Observations on the texts created by a famous linguist and cultural scientist Y. M. Lotman (1922-1993) let us draw a conclusion about the author's elitist linguistic identity.
Cultural linguistics, linguopersonology, linguistic identity, elitist linguistic identity, culture, text.
В качестве одной из важнейших задач, стоящих в настоящее время перед антропоцентрической лингвистикой в области исследования языковой личности, можно назвать создание типологии языковых личностей, построенной на основе различий в стилях мышления, в путях развития коммуникативной компетенции, как в диахроническом, так и синхроническом представлении. Неисчерпаемый источник на-
учного вдохновения содержится в изучении языковых личностей отдельных, конкретных носителей языка, создании индивидуального речевого портрета. Языковая личность в той или иной степени репрезентирует лингвокультурную ситуацию, в условиях которой она творит, языковую картину мира своего народа, отражающуюся в ее индивидуальной картине мира, себя как индивидуальность, «... поэтому
универсальное значение личности нуждается в анализе и объяснении» [4, с. 237]. Исследователи в области лингвокультурологии и лингвоперсонологии проявляют особенный интерес к элитарной языковой личности, которая отличается не столько общепризнанными качествами [26], [5], [13], [14], [25], сколько сформировавшимся индивидуальным отношением к миру и его проявлениям.
Языковая личность, таким образом, может быть признана элитарной только в том случае, когда она рассматривается на фоне ее отношений с другими представителями лингвокультурного сообщества, поскольку сама «культура, прежде всего, - понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, - явление общественное, то есть социальное» [21, с. 5].
В поисках объекта исследования ученые обратили пристальное внимание в первую очередь на выдающихся членов языкового коллектива. Лингвопер-сонология пополнилась исследовательскими трудами об элитарной языковой личности ученых - представителей как гуманитарных, так и естественных наук: В.В. Виноградова [16], [27], А.Ф. Лосева [6], Н.Н. Казанского [24], А.А. Реформатского [15], Д.С. Лихачева [23]; К.И. Бендера [14], В.И. Вернадского [18], Н.П. Бехтеревой [17] и др.
Наблюдения над языком ученых убеждают, что отечественные ученые видят свое высокое предназначение не только в служении науке, но и в пропаганде научного знания, популяризации научных достижений. Отсюда - отступления от требований научного стиля, выражающиеся в возрастании субъективного начала, обусловленного стремлением обеспечить более высокую степень понимания научного текста его читателем. В.В. Виноградов, которому лингвистика обязана появлением термина «языковая личность», может быть, по признанию исследователей, отнесен к элитарному типу носителя речевой культуры, обладающему несомненной «притягательной силой» [27, с. 177]. Нетипичные для научного стиля субъективность и конкретизированность, даже подчеркивание собственной роли в разработке описываемой проблемы, характеризуют языковую личность Н.П. Бехтеревой и вызваны, «вероятно, стремлением пропагандировать описываемую методику с опорой на собственный авторитет в научных кругах, ... особым отношением Н.П. Бехтеревой к работе ученого как к сфере его реализации, оценкой личных достижений и положительной роли амбиций в научной работе» [17, с. 63]. Другие исследователи языковой личности ученых также отмечают некоторые важные особенности, наблюдаемые в языке научных текстов. Так, «А.Ф. Лосев как профессиональная языковая личность сферы академической науки продуцирует дискурс, интегративный по своей сущности, в котором максимально адекватно реализуется ведущее коммуникативное намерение ученого -пропаганда научного знания» [6, с. 191]. Л.П. Кры-син прямо называет одну из сторон научного творче-
ства А. А. Реформатского популяризаторством науки о языке [15, с. 151].
Изучение особенностей элитарной личности научных деятелей осуществляется прежде всего посредством наблюдения за их профессиональным дискурсом, воспринимаемым как отражение научной картины мира и заключающим в себе возможности, с одной стороны, выявления лингвостилистических особенностей языка отдельной науки, с другой - характеристики авторского научного мировоззрения и способов его репрезентации, а с третьей - описания автора с точки зрения принадлежности его к определенному типу речевой культуры.
В ряду представителей науки, чьи труды стали источником изучения их личностных особенностей, достойное место, на наш взгляд, должен занять Юрий Михайлович Лотман (1922-1993) - ученый с мировым именем, основатель и глава Московско-Тартуской семиотической школы, президент Всемирной ассоциации семиотики (1968), член-корреспондент Британской академии наук (1977), действительный член Норвежской академии наук (1987), Шведской Королевской Академии (1989), Академии наук Эстонии (1992), выдающийся исследователь русской культуры, один из лучших представителей отечественной литературоведческой школы, блестящий исследователь творчества Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина, автор и ведущий телевизионного цикла передач «Беседы о русской культуре», человек необычайно эрудированный и обаятельный и, смеем предположить, носитель элитарного типа речевой культуры.
Обращение к личности и творчеству Ю.М. Лот-мана в рамках настоящего исследования обусловлено несколькими причинами. Во-первых, просматривается безусловная гуманистическая направленность творческого наследия ученого, наглядно отражающая триаду понятий «человек - язык - культура». Во-вторых, имя Ю.М. Лотмана обладает повышенной степенью известности, включающей не только область узких специалистов-филологов, благодаря его трудам по русской культуре и выступлениям в СМИ. В-третьих, лингвистический подход к изучению текстов Ю. М. Лотмана не получил широкого применения, исключая работу В.Я. Парсамовой [22]. В-четвертых, исследование языковой личности Ю. М. Лотмана может занять достойное место в галерее языковых портретов выдающихся отечественных ученых, созданной в рамках лингвоперсонологиче-ского направления в лингвокультурологии. В-пятых, языковая личность Ю. М. Лотмана сама является результатом влияния других языковых личностей, признаваемых элитарными, и в этом случае в описании нуждаются особенности лингвокогнитивного процесса восприятия и оценки одной элитарной языковой личности другой.
Научные интересы Ю. М. Лотмана охватывают очень важные стороны жизни человека, связанные прежде всего с культурой, пониманием ее знаково-сти, осознанием места и роли целого народа и отдельной личности в истории, умением ценить мате-
риальные и духовные сокровища нации и т.п., - 273 научные публикации [28, с. 372-386] по литературоведению, истории русской литературы, творчеству отдельных ее представителей (А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева и др.), текстологии, семиотике культуры, в т. ч. литературы и кино, и т. д., которые дают основание Р.Г. Григорьеву и С.М. Даниэль рассуждать о «парадоксе Лотмана». «Очень нелегко ответить на простой, казалось бы, вопрос: кем, собственно, был Юрий Михайлович Лотман? Филологом, историком, искусствоведом, культурологом, семиотиком, философом? <...> Безусловно, это тот случай, когда перечисление не только грозит оказаться неполным, но и вообще теряет смысл. Он был мыслителем универсального размаха, что, впрочем, не мешало ему быть специалистом в особо избранных областях. Его личность как бы олицетворяет принцип дополнительности, а научная деятельность соизмерима с работой целого института ученых разного профиля» [Цит. по: 11, с. 18].
Язык научного произведения, несмотря на более жесткие требования, предъявляемые к нему, позволяет на основе анализа лексических, грамматических, стилистических и иных средств выявить особенности мировоззрения автора, его научных предпочтений и позиции, занимаемой им в решении отдельных вопросов. Это, в свою очередь, является необходимой частью ценностного аспекта изучения языковой личности, которая не может состояться без своего ценностного, или мировоззренческого, компонента. Следует подчеркнуть, что описание языковой личности Лотмана - создателя научного произведения - представляется достаточно сложной, многоплановой и одновременно интересной, перспективной задачей, прежде всего в силу разнообразных трудностей, возникающих в процессе ее осуществления. Так, образ автора, представленный в научном тексте, обладает рядом особенностей (так же, как и его реципиент), среди которых обозначим только его роль в репрезентации научного знаний, приближенной к художественному освоению действительности. «Он (образ автора - Л.С.), с одной стороны, передается самовыражением и реализацией отношения к создаваемой действительности, а с другой стороны, состоит в декодировании и отражении идеи в индивидуальном сознании в соответствии с собственной сформировавшейся "картиной мира"» [2, с. 64], с третьей же - оказывает влияние не только на научное мировоззрение читателя, но и на его формирование как носителя речевой культуры.
«Многоликость» Лотмана, разносторонность его интересов, неординарность предлагаемых им подходов к рассмотрению культуры, глубина и одновременно доступность аргументации, а также сама его личность, взгляды, открытия становятся объектом пристального внимания еще его современников. Одной из первых таких работ можно назвать монографию Анн Шукман [29], посвященную учению Лот-мана о семиотике в литературе, после выхода в свет которой список русскоязычных и иностранных пуб-
ликаций постоянно пополняется [7, с. 6-7]. Это позволяет О.Н. Леута сделать вывод о том, что «фигура Лотмана всегда оставалась в поле внимания ученых-гуманитариев. Сейчас интеллектуальный диалог с Лотманом развивается по нарастающей, можно утверждать, что его личность становится знаковой для осмысления путей отечественной и мировой науки в XX веке» [19, с. 4]. В этой связи отметим, что даже «список работ о жизни и творчестве Ю. М. Лотмана», состоящий из 88 наименований [28, с. 387-390], не следует признавать полным, поскольку в нем не нашли отражения некоторые публикации до и после 2009 г. Поэтому подчеркнем наш особый интерес к размышлениям современных исследователей о личности Ю.М. Лотмана.
В целом в исследовании Ю. М. Лотмана как элитарной языковой личности нам представляются важными следующие соображения.
Во-первых, масштаб личности ученого-филолога и культуролога требует глубокого и всестороннего анализа, осуществимого при помощи различных методов гуманитарных наук. До настоящего времени взгляды Ю. М. Лотмана были подвергнуты анализу преимущественно с литературоведческой [8], [1], [11] и др., философской [10], [19], [28], [9], культурологической [3], педагогической [12] точек зрения, а личностный аспект изучен только на примере биографического [7] и эпистолярного [22] материала. По нашему мнению, степень изученности наследия ученого, его личности следует признать недостаточной, поскольку именно лингвоперсонологический взгляд, как неоспоримо свидетельствуют исследования в этой области, способен достойно осветить и раскрыть «феномен» Лотмана.
Во-вторых, имя Ю. М. Лотмана получило широкую известность благодаря трудам, призванным познакомить прежде всего не специалистов, а рядовых носителей языка с сокровищницей русской культуры. Важнейшую роль в этом сыграло обаяние языковой личности автора, обладавшего ярко выраженной речевой и коммуникативной компетентностями, что позволило ему внести весомый вклад в дело популяризации научного (в первую очередь - гуманитарного) знания. Сам ученый, в соответствии со своими взглядами, не уделял лингвистическому аспекту особенного внимания, связывая язык как знаковую систему преимущественно с культурой в широком философском смысле [20], но не с человеком - его носителем.
В-третьих, Ю.М. Лотман - исследователь, ставший явлением в отечественной и европейской культуре, и закономерно, что в изучении его языковой личности должен быть активно представлен культурологический компонент. Таким образом, лингво-культурологический аспект, до настоящего времени не нашедший в имеющихся трудах полноценного применения по отношению к Лотману, заключает в себе интересные перспективы, способные расширить представление как о самом объекте наблюдений, так и о возможностях подобного рода исследований в лингвоперсонологии в целом.
Полагаем, что взаимосвязи человека, языка и культуры, нашедшие отражение, сознательно или бессознательно, в текстах ученого, а также он сам как языковая личность имеют право на изучение, а предложенные современной наукой методы и подходы позволят осуществить полномасштабный анализ языковой личности Ю.М. Лотмана.
Литература
1. Баевский, В.С. Ю.М. Лотман - исследователь Пушкина / В.С. Баевский // Известия АН. Серия литературы и языка. - 2002. - № 6. - С. 49-56.
2. Бахтизина, М.Г. Формирование и декодирование образа автора в процессе коммуникации «автор - читатель» / М.Г. Бахтизина // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2011. - № 4. - С. 57-65.
3. Васильева, А.В. Ю.М. Лотман / А.В. Васильева. -М. ; Ростов н/Д., 2005.
4. Воробьев, В.В. Языковая личность в лингвокульту-рологии / В.В. Воробьев // Языковая личность: лингвистика, лингвокультурология, лингводидактика: Материалы Всеросс. научно-методической конференции с международным участием «Лингвистические и лингвокультуроло-гические основы формирования языковой личности в условиях многоязычия» / отв. ред. Л.Г. Саяхова. - Уфа, 2001.
- С. 234-237.
5. Гольдин, В.Е. Речевая культура / В.Е. Гольдин, О.Б. Сиротинина // Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. - М., 1997. - С. 413-415.
6. Дружинина, В.В. Лингвориторические параметры идиостиля как выражение менталитета языковой личности ученого (А.Ф. Лосев): дис. ... канд. филол. наук / В.В. Дружинина. - Сочи, 2004.
7. Егоров, Б.Ф. Жизнь и творчество Ю.М. Лотмана / Б.Ф. Егоров. - М., 1999.
8. Егоров, Б.Ф. О Ю.М. Лотмане-пушкинисте / Б.Ф. Егоров // Русская литература. - 1994. - № 1. - С. 227-235.
9. Зайнетдинова, Р.А. Становление проблемного поля концепции семиосферы Ю.М. Лотмана: историко-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Р. А. Зайнетдинова. - Екатеринбург, 2011.
10. Зеленская, Л.Ю. Принципы интерпретации текста в Московско-Тартуской семиотической школе. Историко-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук / Л.Ю. Зеленская. - М., 2000.
11. Ким, Су Кван. Основные аспекты творческой эволюции Ю.М. Лотмана: «иконичность», «пространствен-ность», «мифологичность», «личностность» / Ким Су Кван.
- М., 2003.
12. Костерина, Э.В. Научно-педагогическое наследие Ю.М. Лотмана: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Э.В. Костерина. - Смоленск, 2007.
13. Кочеткова, Т.В. Проблема изучения языковой личности носителя элитарной речевой культуры (обзор) / Т.В.
Кочеткова. - URL: htpp: // www.portal.tpu.ru: 7777/ SHARED/e/ELLENNOV/four/Tab2/Kochetkova TV.pdf
14. Кочеткова, Т.В. Языковая личность носителя элитарной речевой культуры: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Т.В. Кочеткова. - Саратов, 1999.
15. Крысин, Л.П. Вспоминая Реформатского / Л.П. Крысин // Общественные науки и современность. - 2008. -№ 3. - С. 151-155.
16. Кузнецова, Л.Н. Языковая личность ученого-филолога В.В. Виноградова как носителя элитарной языковой личности / Л.Н. Кузнецова. - URL: htpp:// www. fo-rum.aspu.ru/viewtopic.php?f=51&t=2841
17. Кузьмина, Е.М. Н.П. Бехтерева как языковая личность: субъективная модальность в научном повествовании / Е.М. Кузьмина // Мир русского слова. - 2011. - № 2.
- С. 58-63.
18. Курьянович, А.В. Языковая личность ученого - носителя элитарной речевой культуры (на материале эпистолярного дискурса В.И. Вернадского) / А.В. Курьянович // Сибирский филологический журнал. - 2010. - № 1. -С. 188-197.
19. Леута, О.Н. Теория художественного текста в трудах Ю.М. Лотмана: Эстетические проблемы: дис. ... канд. филос. наук / О.Н. Леута. - М., 2003.
20. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб., 2011. -С. 18-252.
21. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) / Ю.М. Лотман. - СПб., 1997.
22. Парсамова, В.Я. Языковая личность ученого в эпистолярных текстах (на материале писем Ю.М. Лотмана): дис. ... канд. филол. наук / В.Я. Парсамова. - Саратов, 2004.
23. Романова, Т.В. Языковая личность Д.С. Лихачева как элитарная языковая личность русского интеллигента (на материале книги Д.С. Лихачева «Воспоминания») / Т.В. Романова // Мова. - 2006. - № 11. - С. 12-18.
24. Силантьева, М.С. Элитарная языковая личность в профессиональном дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук / М.С. Силантьева. - Пермь, 2012.
25. Сиротинина, О.Б. Культура речи и речевая культура человека / О.Б. Сиротинина // Чтобы Вас понимали: Культура русской речи и речевая культура человека / под ред. О. Б. Сиротининой. - М., 2009. - С. 64-70.
26. Сиротинина, О.Б. Устная речь и типы речевых культур / О.Б. Сиротинина // Русистика сегодня. - 1995. -№ 4. - С. 17-27.
27. Федорченко, И.А. Метафорическая и метатекстовая константы языковой личности академика В.В. Виноградова: дис. ... канд. филол. наук / И.А. Федорченко. - Новосибирск, 2002.
28. Юрий Михайлович Лотман / под ред. В.К. Кантора.
- М., 2009.
29. Shukman, A. Literature and Semiotics. A Studi of the Writings of Yu.M. Lotman / A. Shukman. - Amsterdam ; N.Y.; Oxford,1977.