♦--------------
УДК 330.33.012
so
-----------♦
В.О. Фадеев
ТЕОРИЯ ЦИКЛОВ КОНДРАТЬЕВА И ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ РОСТ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
В статье анализируется теория циклического развития в контексте предпосылок, факторов и особенностей экономического роста. Обосновывается модель восстановительного роста в экономике, ее базовые характеристики, возможности и ограничения. Восстановительный рост увязывается с переходом к устойчивому росту на базе качественно новой модели развития. Выявлены ограничения инновационного развития и факторы, сдерживающие инвестиционную активность организаций в российской экономике. Раскрываются особенности экономического кризиса и антикризисных мероприятий в России (2008 - 2009 гг.)
Ключевые слова: экономические циклы, восстановительный и устойчивый экономический рост, посткри-зисное развитие.
V.O. Fadeev
THE KONDRATIEFF'S CYCLIC DEVELOPMENT THEORY AND RECONSTRUCTIVE GROWTH OF ECONOMIC SYSTEMS
The paper contains an analysis of the cyclic development theory in the context of premises, factors and peculiarities of economic growth. The author provides rationale for reconstructive growth of economy, gives its basic characteristics, opportunities and restrictions. Reconstructive growth is linked to transition to sustainable growth on the basis of fundamentally new model of development. The author describes some restrictions of innovative development and constrains of investment operations conducted by Russian companies. The paper also describes the features of economic crisis and anti-recessionary measures in Russia in 2008 - 2009.
Key words: economic cycles, reconstructive and sustainable economic growth, post-crisis development.
Создание теории длинных циклов Кондратьева, связанных с трансформацией преобладающих технологических и экономических укладов, позволило преодолеть линейный подход к исследованию хозяйственной жизни общества. Положение о том, что экономическое развитие имеет характер циклической экономической динамики, фундаментально теоретически и прогностически значимо, поскольку позволило Н. Кондратьеву в середине 1920-х гг определить природу и время текущего экономического кризиса, Великой депрессии (1929 - 1933 гг.) и других менее масштабных и разрушительных кризисов. Ученые считают, что это предсказание было основано на вероятностной картине смены отдельных фаз выявленных им периодов в новейшей истории развитых капиталистических стран [1, с. 5].
Формулируя концептуальные положения своей теории, Н. Кондратьев выделяет в динамических процессах не только количественные и качественные, но и эволюционные, а также волнообразные изменения. При этом существенные сдвиги в структуре общественных потребностей, организации хозяйственной жизни, технологии производства и применяемой технике он классифицирует как качественные изменения: «В тех случаях, когда элементы экономической жизни или их связи подвергаются изменениям, не исчерпывающимся изменением их числа, объема и вообще не сводимым к количественным изменениям, мы говорим о наличии качественных изменений» [3, с. 20]. Те изменения, которые при отсутствии радикальных внешних воздействий протекают в определенном направлении, были отнесены к эволюционным движениям. Волновые процессы рассматривались им как периодические и повторяемые.
«Под волнообразными (повторимыми, или обратимыми) процессами, - писал Кондратьев, - мы понимаем те процессы изменений, которые в каждый данный момент имеют свое направление и, следовательно, постоянно меняют его, при которых явление, находясь в данный момент в данном состоянии и затем меняя его, рано или поздно может вновь вернуться к исходному состоянию» [3, с. 21].
Теоретически важно, что Кондратьев связал циклическую динамику хозяйственной жизни не только с тенденциями изменения экономических индикаторов, но и с глобальными закономерностями и социальноэкономическими процессами. Исследуя длинные волны в экономическом развитии европейских государств, Н. Кондратьев обнаружил, что повышательная и понижательная стадии обладают специфическими свойствами, которые в своих работах он описал как эмпирические закономерности. Прежде всего, он подчеркивал, что повышательная тенденция длинноволнового цикла сопряжена с коренными изменениями в самих основах хозяйственной жизни. Н. Кондратьев в своих работах обращал внимание на то обстоятельство, что перед началом повышательной волны каждого большого цикла, а иногда в самом начале ее, наблюдаются значительные изменения в основных условиях хозяйственной жизни общества. Это обычно выражается в глубоких изменениях техники, организации производства и обмена, а также в трансформации условий денежного обращения.
Общеизвестно, что процесс технических изменений является перманентным, однако его интенсивность значительно усиливается именно на повышательной волне длинного цикла, на что и обращает внимание Кондратьев. Годы перелома в развитии больших циклов точно
установить не представляется возможным. Вместе с тем начальная стадия циклов, как правило, отмечена «научными открытиями и связанными с ними техническими изобретениями, широкое внедрение которых ведет к возникновению и усилению повышательной волны» [1, с. 5]. Материальную сторону больших циклов определяют изнашивание, смена и расширение основных капитальных благ, требующих длительного времени и огромных затрат для своего производства. В экономически развитых странах уже в настоящее время получили развитие оптические технологии, нанотехнологии, развивается генная инженерия, создана информационная и досуговая индустрия, проводятся экспериментальные исследования в области медицины. Происходит радикальное изменение природы экономического развития, формируются новые источники роста. Выводы Кондратьева о нелинейном характере экономического развития имеют фундаментальное теоретическое значение для исследования природы современного посткризисного развития.
Глобальный финансовый кризис, охвативший и экономику России (2008 - 2009 гг.), актуализировал научные исследования по различным аспектам циклического развития мирового хозяйства и проблемам восстановительного роста. Циклическая экономическая динамика закономерна для развития мировой экономики, а также интегрированных в нее национальных хозяйственных комплексов. Процессы глобализации усиливают такие фундаментальные черты мирового хозяйства, как неравномерность и цикличность развития. В этом теоретическом контексте восстановительный рост представляет собой элемент структуры экономического цикла и составную часть циклической экономической динамики. Анализ причин и следствий финансовых кризисов, случавшихся в истории человечества, выполнен во многих работах российских и зарубежных авторов [2].
Восстановительный рост в России и многих других странах зафиксирован в разные месяцы 2009 - 2010 гг (табл. 1). Исключением является Греция, где темпы роста являются отрицательными. Сравнительный анализ свидетельствует, что темпы восстановительного роста российской экономики были несколько выше, чем в некоторых развитых странах (США, Канаде, Франции, Германии), но ниже, чем в Китае, Индии, Бразилии.
В катастрофическом положении остаются страны-должники, такие как Греция, Ирландия, сложная ситуация также в Испании, Италии, Португалии. В экономике разных государств использовали разные модели преодоления рецессии. Так, например, США использовали модель, основанную на инструментах стимулирования спроса за
счет увеличения расходов государственного бюджета и домохозяйств. В отличие от этого государства Западной Европы в большей степени были ориентированы на сокращение бюджетных расходов, включая уменьшение размеров бюджетного дефицита, использование механизма стимулирования налоговых стимулов для бизнеса.
В России политика государственной поддержки в период восстановительного роста (2010 г.) была ориентирована на создание условий экономической и социальной стабильности, в то время как на предшествующем этапе (2009 г) «спасали» отдельных экономических агентов (банки и крупные (или градообразующие) предприятия).
Расширение спроса, как потребительского, так и инвестиционного, инициирует рост производства на определенных стадиях и в различных отраслях. Для расширения деловой активности нужен импульс. Механизм мультипликатора позволяет расширить спрос в сопряженных производствах, при этом вовлекаются временно незадействованные в связи с кризисом ресурсы. В результате восстановительный рост набирает темпы, при этом происходит взаимное стимулирование инвестиций и потребления. Таким образом, темпы восстановительного роста, низкие в самом начале, постепенно растут, достигая определенных размеров, а затем вновь затухают
В работе дано авторское толкование «жизненного цикла» восстановительного роста, который включает три этапа: начальный, основной, завершающий, каждый из них различается как темпами восстановления экономики, так и источниками, а также характером изменений. Поскольку восстановительный рост всегда имеет «затухающий» характер, существует необходимость формирования стратегии социально-экономического развития, в которой источником все в большей степени будет частный спрос, а в меньшей - государственные расходы. Подобная стратегия сформирует основы дальнейшего развития экономики. Главные направления экономической политики, нацеленной на преодоление кризиса и рецессии, с одной стороны, должны учитывать глобальные тренды и закономерности циклической динамики, определяющие движение всей хозяйственной системы в целом, с другой стороны - специфические особенности российской экономики.
Система антикризисных мер помимо задач преодоления негативных последствий финансовой нестабильности должна предусматривать формирование предпосылок долгосрочного экономического роста; одновременно с восстановлением докризисного уровня производства необходимо структурное обновление экономики, способное создать механизм роста нового качества.
Т а б л и ц а 1
Динамика ВВП, в % к предыдущему году*
Страны 2000 2001 2002 2003 2005 2007 2008 2009 2010 2010 в % к 2007
Россия 10,0 5,1 4,7 7,3 6,4 8,5 5,2 -7,9 3,8 0,6
США 4,1 1,1 1,8 2,5 3,1 1,9 0 -2,6 2,7 0,0
Канада 5,2 1,8 2,9 1,9 3,0 2,2 0,5 -2,5 3,0 1,0
Франция 4,1 1,8 1,1 1,1 2,0 2,3 0,1 -2,5 1,6 -0,9
Германия 3,5 1,4 0 -0,2 0,9 2,8 0,7 -4,7 3,5 -0,6
Греция 4,5 4,2 3,4 5,9 2,3 4,3 1,3 -2,3 -3,9 -4,9
Китай 8,4 8,3 9,1 10,1 11,3 14,2 9,6 9,1 10,3 31,9
*Сост. по: Вопросы экономики. 2011. № 2. С. 6.
Антикризисные меры, реализованные в разных государствах, опирались на денежно-кредитную политику, меры направленные на стимулирование развития отраслей, ориентированных на внутренний спрос, поддержку банковской системы, сдерживание панических настроений населения. Основные направления господдержки и противодействия кризису в России включали такие группы мер, как финансирование рабочих мест, помощь банкам, поддержка проблемных предприятий, адресное перечисление средств нуждающимся организациям, повышение государственных гарантий. Среди отраслей, получивших государственную поддержку в период кризиса российской экономики, следует назвать автомобилестроение, транспортную инфраструктуру, «новую» энергетику и энергосбережение, жилищное строительство, инновационные технологии, агропродовольственный комплекс, аэрокосмическую промышленность.
Общая сумма фискального стимулирования российской экономики в рамках антикризисных мер (2009 г.) составила более 3% ВВП России (валового внутреннего продукта). Более половины выделенных средств были направлены на участие в уставных капиталах финансовых организаций (31,3%), а также на межбюджетные трансферты, кредиты и дотации (27,6%). На поддержку населения и рынка труда (включая трансферты Пенсионному фонду) направлено 12,4% средств антикризисного пакета Правительства РФ, профинансированного за счет федерального бюджета (рис. 1). В борьбе с
растущей безработицей были приняты меры, не столько ориентированные на общественные работы, сколько на поддержку малого бизнеса (особенно в молодежной среде), а также на переобучение, повышение квалификации, формирование новых навыков работы. Именно такие меры дают наибольший эффект при выходе из кризиса, оживлении экономики и начале восстановительного роста. К сожалению, в рамках антикризисных мер не было выделено значительных средств на финансирование инвестиций в инфраструктуру, которые имеют высокий мультипликативный эффект и позитивное прямое и косвенное влияние на экономику. Например, доля расходов на финансирование инфраструктуры в развивающихся странах, входящих в 020, составляла более половины. В России была реализована программа концентрированной поддержки отдельных отраслей. Одним из приоритетов стали предприятия оборонно-
промышленного комплекса, государство выделило огромные средства на закупку вооружений и военной техники. Приоритетным сектором экономики стал также строительный комплекс. Среди инструментов его поддержки со стороны государства следует назвать прямую покупку жилья за счет бюджетных средств, предоставление гарантий по кредитам, конвертацию контролируемых государством долгов девелоперских компаний перед банками в собственность последних. Эти меры позволили поддержать не только сам строительный комплекс, но и смежные производства (промышленность строительных материалов, металлургию, мебельную промышленность), ориентированные на внутренний спрос. Важные шаги были предприняты в направлении поддержки банковской системы. Специальная программа была разработана для российского автопрома, значительные средства были направлены в нефтяной сектор, в меньшей степени были профинансированы другие отрасли и комплексы.
Глобальный финансовый кризис выявил ключевые проблемы российской экономики: ее зависимость от мировых цен на сырьевые ресурсы, высокие долги российских корпораций, накопленные в период доступности дешевых кредитов, слабость рыночных институтов, диспропорции в экономике, низкую инновационную мотивацию бизнеса, дефицит долгосрочных инвестиционных ресурсов. Современная структура российской экономики не формирует предпосылок перехода от восстановительного роста к устойчивому экономическому росту. Для решения этой задачи прежде всего необходимо стимулировать процессы технологического обновления и модернизации российской экономики на основе привлечения инвестиций и создания условий для бизнеса.
Посткризисное развитие экономики России предполагает не столько восстановление существующих производственных мощностей в традиционных отраслях, сколько создание новых наукоемких производств, основанных на высоких технологиях. В связи с этим преодолению социально-экономических последствий глобального финансового кризиса способствует активная инновационная стратегия, направленная на технологическое обновление и внедрения инноваций, что может поддержать восстановительный рост отраслей, имеющих «затухающий» характер и сформировать потенциал долгосрочного роста. Технологическое обновление производства на базе инноваций повышает экономическую эффективность предприятий, внедряющих новшества. Вместе с тем следует отметить, что инновационные структуры, существующие в России, пока еще оказывают слабое влияние как на социально-экономическое развитие территорий, так и на технологический уровень страны [4]. К ограничениям инновационного развития отнесены следующие группы факторов.
Во-первых, низкий удельный вес организаций, осуществляющих инновации в России. Если в Германии доля подобных предприятий составляет 62,6%, Австрии - 50,6%, Швеции 44,6%, то в России - только 8,0% (табл.2).
Участие в уставных капитала* предприятий реального сектора (Юг3%),
Подцержка, населения н рынка труда (12,4%)
Прочие
(3Р3%).
Стимулирование спроса на продукцию (3,1%)
Мезк&юджетные трансферты, кредиты и дотации (27.6%)
Участие в уставных капиталах Ф НМ ЯН № 14 Ы Ї организаций (31г3%)
Рис. 1. Структура антикризисного пакета Правительства РФ, профинансированного за счет средств федерального бюджета, 2009 г
Т а б л и ц а 2
Удельный вес организаций, осуществляющих инновации, %*
Россия Австрия Германия Швеция
Всего 8,0 50,6 62,6 44,6
Добыча полезных ископаемых 5,1 31,2 39,0
Обрабатывающие производства 11,5 53,5 71,2 51,6
Металлургическое производство 22,9 85,4 70,1 49,0
Производство аппаратуры для радио, телевидения и связи 37,2 90,9 92,4 64,4
*Сост. по: Россия и страны-члены Европейского союза. 2009. Стат. сб. М.: Росстат, 2009. С. 212 - 213. Данные по РФ приведены за 2008 г., по странам ЕС - за 2004 - 2006 г
Наибольшее число организаций, осуществляющих инновации в России, приходится на металлургическое производство (22,9%) и производство аппаратуры для радио, телевидения и связи (37,2%). В то же время в экономически развитых государствах эти показатели значительно выше и составляют порядка 92,4% (производство аппаратуры для радио, телевидения и связи в Германии) и 85,4% (металлургическое производство Австрии).
Во-вторых, скорость создания принципиально новых технологий, позволяющих занять стратегически важные позиции на мировых рынках, остается крайне низкой.
В-третьих, важной причиной является отсутствие системности и комплексности инновационных преобразований, которые должны быть самым тесным образом связаны с социально-экономическими и институциональными изменениями.
В-четвертых, следует учитывать низкие затраты федеральных и региональных властей, а также руководителей предприятий, выделяемых на технологическую модернизацию и инновационное обновление производства как на макро-, так и на микроуровне.
Как свидетельствуют данные (рис. 2), в числе факторов, сдерживающих инвестиционную активность организаций, доминируют недостаток собственных финансовых средств, неопределенность экономической ситуации в стране, а также высокий процент банковского кредита. В этих условиях совершенствование государственной политики является важным направлением активизации инновационной активности экономических агентов. В ряде субъектов РФ приняты базовые программы, направленные на повышение инвестиционной привлекательности регионов. Разработка и реализация долгосрочных стратегий инновационного развития регионов позволит согласовать их с потребностями и стратегическими задачами социально-экономического развития субъектов РФ. Государственное стимулирование модернизации российской экономики предполагает привлечение иностранных инвестиций. Процессы глобализации и интеграции России в мирохозяйственные связи повышают роль иностранных инвестиций в национальной экономике.
Прямые иностранные инвестиции оказывают существенное влияние на экономический рост, поскольку способствуют развитию определенных отраслей и регионов, стимулируют производства, ориентированные на экспорт, содействуют взаимовыгодному обмену технологиями и нововведениями, активизируют конкуренцию. Приток (отток) иностранных инвестиций в национальную экономику в определенной мере зависит от готовности государств создавать благоприятный инвестиционный климат. В научной литературе, основанной на опросах экспертов, неоднократно отмечалась высокая чувствительность инвестиций, в том числе иностранных, к административным барьерам, политическим рискам, превышению полномочий отдельных представителей региональной и муниципальной власти, несовершенству таможенного и миграционного законодательства.
Как свидетельствуют данные (табл. 3), более половины (53,9%) инвестиционных ресурсов зарубежных государств в экономику России приходится на три страны (Соединенное Королевство, Нидерланды, Германия). Более чем две трети (68,4%) иностранных инвестиций,
с-а грвдукцнс спОсгаетыж ПанцэЕсчэга чрсднта пацтиш кредита в >1-е-естгч.+:«иые рнои «д-аынчмчд?
!Ь5С :редгт5 длп к-агметиии ситуации в ггки-е
НН ЭССГН ЦНЯ1Н ЬГЙ
прмктэе
Рис. 2. Факторы, ограничивающие инвестиционную активность предприятий и организаций РФ, %
привлеченных в регионы России, приходится всего на пять стран (Соединенное Королевство, Нидерланды, Германия, Кипр, Китай).
Т а б л и ц а 3
Поступление иностранных инвестиций в экономику России по основным странам-инвесторам, 2010 г.*
Модернизация экономики предполагает и модернизацию сотрудничества с государствами СНГ В сфере инноваций можно выделить несколько видов сотрудничества. Во-первых, производственно-кооперационные связи между предприятиями, которые в большей степени представлены в оборонной промышленности, авиастроении, электронном приборостроении и др. Во-вторых, сотрудничество на базе межгосударственных программ и проектов. В-третьих, создание совместных предприятий, позволяющее обеспечить не только финансирование инноваций, но и совместное использование результатов инновационной деятельности. В-четвертых, поддержка и реализация совместных научных исследований. В-пятых, создание зон свободной торговли (ЗСТ) на основе многостороннего сотрудничества государств СНГ
Кроме того, многосторонне сотрудничество в сфере инноваций выполняет функции оптимизации издержек, содействуя экономическому развитию « новых секторов», что является фактором экономического роста. Так, Центр высоких технологий, учрежденный Российской венчурной компанией и Казахским инновационным фондом (2009 г), призван стимулировать сотрудничество в инновационной сфере и поддерживать развитие высоких технологий. Международный инновационный центр нанотехнологий, созданный в рамках СНГ на базе Объединенного института ядерных исследований в Дубне (2009 г.), будет способствовать росту конкурентоспособности экономических систем. Кроме того, подписано Соглашение о создании Совета по сотрудничеству в области
фундаментальной науки (2011 г.). Итогом совместных усилий станет формирование межгосударственного инновационного пространства на базе долгосрочного сотрудничества, которое позволит достичь глобального технологического лидерства по специализированным направлениям инновационного развития.
Не менее важными направлениями являются создание объектов инвестиционной инфраструктуры (промышленных парков, инвестиционных площадок, инновационно-технологических центров, центров трансферта технологий, инновационных бизнес инкубаторов) и развитие инвестиционных практик, основанных на принципах частно-государственного партнерства. Инновационный центр «Сколково» создан как многоцелевой комплекс разработки и коммерциализации новых технологий. В рамках этого проекта создан технопарк, начал работу открытый университет, формируется центр интеллектуальной собственности, который ориентирован как на защиту интеллектуальных прав, так и на их коммерциализацию. Подписаны соглашения с российскими и международными компаниями. Инновационный центр «Сколково» должен стать крупнейшей в России экспериментальной площадкой новых подходов в экономической, инвестиционной и инновационной политике. Создание благоприятного для инноваций инвестиционного климата, использование стимулов для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в наукоемкие и высокотехнологичные сегменты экономики сформируют долгосрочные предпосылки для развития экономики России.
На данном этапе жесточайшей конкуренции за потребителя инновационных продуктов со стороны транснациональных корпораций необходима также поддержка государством экспорта российской наукоемкой продукции с целью продвижения высокотехнологичных товаров и услуг на мировые рынки. Важным направлением является экономическое и научно-техническое сотрудничество на основе взаимодополняющего характера входящих в интегрированные сообщества хозяйственных систем.
1. Иванов В.В. Волны Кондратьева в истории человечества // Общественные науки и современность. 2010. № 2.
2. Киндлбергер Ч, Алиберр Р. Мировые финансовые кризисы. Мании, паники и крахи. СПб., 2010.
3. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения: избр. труды. М., 2002.
4. Русановский В.А., Блинова Т.В. Технологические детерминанты нового качества экономического роста // Экономические науки. 2008. № 10 (47).
Страны-инвесторы Млн дол. США В процентах к итогу
Все инвестиции 114 746 100
Великобритания 40 770 35,5
Нидерланды 10 696 9,3
Германия 10 435 9,1
Кипр 9 003 7,8
Китай 7 631 6,7
Остальные страны 31,6%
*Источник: Россия в цифрах. 2011: крат. ст. сб. / Росстат. М., 2011. С. 508.
удк 330.341.2 а.Е. Шкрябина
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ИНСТИТУТОВ ТРАНСАКЦИОННОГО СЕКТОРА
В статье представлена оценка эффективности трансакционного сектора при помощи качественных показателей, рассмотрены некоторые из существующих методик оценки эффективности внутрифирменной трансакционной деятельности, предложенные А.Н. Олейником и Н.В. Городновой. Показана методика, позволяющая определить результативность внутрифирменной трансакционной деятельности. Выявлено, что для проведения