ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Pedagogics
УДК 372.8
С. А. Арефьева, О. В. Арефьева
Марийский государственный университет, Йошкар-Ола
Теория речи как основа педагогической риторики
В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретической основой педагогической риторики как учебной дисциплины, в качестве которой выступает «Теория речи». Цель статьи - раскрыть многоплановый характер дисциплины «Педагогическая риторика», ориентированной на формирование коммуникативной компетентности и культуры речи будущего учителя, для принятия студентами системы норм и правил речевого поведения в будущей профессиональной деятельности, регулирующих отношения учителя с коллегами, учащимися и их родителями; обосновать значимость теории речи как системообразующего компонента содержания педагогической риторики для развития профессионально важных качеств личности, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности. В статье определяются задачи изучения теории речи как составной части педагогической риторики, направленной на формирование коммуникативной компетентности обучаемых; обосновывается эффективность компетентностного подхода в процессе обучения педагогической риторике; раскрывается содержание курса педагогической риторики, все темы которой пронизаны речевым аспектом; рассматривается взаимосвязь теории речи со смежными науками (языкознанием, психологией, педагогикой, социолингвистикой, теорией коммуникации, стилистикой и др.), обусловленная как целями профессиональной подготовки будущего учителя, так и содержанием данной дисциплины; описывается вклад отечественных и зарубежных ученых в становление и развитие теории речи и педагогической риторики. В заключении статьи содержится вывод о значимости теории речи для целей формирования профессиональной речи будущего учителя при изучении педагогической риторики в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Ключевые слова: педагогическая риторика, теория речи, русский язык, коммуникативная компетентность, культура речи учителя.
Педагогическая риторика как учебная дисциплина имеет целью формирование коммуникативной компетентности и речевой культуры будущего учителя. «Особенно важно это для тех, -пишет А. К. Михальская, - кто пользуется словом как профессиональным инструментом, и в первую очередь для педагогов, чья речь не только главное орудие профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспринимаемый учениками» [3, с. 4].
Научными исследованиями отечественных и зарубежных ученых (Г. А. Анисимов, Л. Г. Анто-
нова, Е. В. Архипова, М. Т. Баранов, Е. А. Быстрова, Н. А. Ипполитова, В. И. Капинос, Т. А. Ладыженская, А. К. Михальская, Е. И. Никитина, Л. А. Петровская, М. А. Холодная, Т. Гордон, Д. Хаймс, А. Холлидей, Л. Бахман и др.) установлено, что коммуникативная компетентность представляет собой интегративное качество личности, включающее положительную мотивацию и потребность в речевом общении, знания основ теории речи и речевой коммуникации, способность и готовность к решению коммуникативных задач. Таким образом, в современной системе подготовки будущего учителя компетентностный
6
Педагогические науки
подход, основные положения которого разработаны в трудах В. И. Байденко, А. А. Бодалева, М. Н. Ватютнева, И. А. Зимней, М. Н. Лихачевой, А. В. Хуторского, D. D. Dubois, D. Hymes, K. Reen, S. J. Savignon, L. M. Spencer и др., занял ведущее место.
Проблема профессиональной подготовки учителя на основе компетентностного подхода актуальна, так как она значима в научной теории, недостаточно разработана в частных методиках, имеет перспективное значение как для профессиональной подготовки учителя в целом, так и для исследования проблемы формирования профессиональной речи учителя в частности. Актуальность данной проблемы применительно к методике обучения русскому языку обусловлена, кроме того, тем, что она предполагает изучение закономерностей формирования грамматического строя детской речи, особенностей профессиональной речи и разработку на этой основе «теории и методики развития речи (обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, культуру речи и стилистику, связную речь)» [1, с. 83].
Изучение педагогической риторики на основе компетентностного подхода диктуется как целями профессиональной подготовки будущего учителя, так и содержанием данной дисциплины. Основой педагогической риторики является теория речи, рассматривающая речь как деятельность, вербальное общение людей; речь как продукт речевой деятельности, в качестве которого выступает текст, речевое произведение, высказывание; речь как монологическое построение, соответствующее функционально-смысловым типам речи (повествование, описание, рассуждение) определенного стиля и жанра.
Теория речи является системообразующим компонентом всего курса педагогической риторики, что проявляется в ее содержании. Речевой аспект пронизывает все темы курса педагогической риторики: «Педагогическая риторика как предмет изучения», «Общая и частная риторики», «История риторики как основа педагогико-риторического идеала», «Речевая деятельность учителя», «Педагогическая речевая ситуация», «Общение. Специфика педагогического общения», «Ораторская речь. Роды и виды ораторской речи», «Этапы подготовки речи: инвенция, диспозиция, эло-куция, меморио, акцио», «Создание и восприятие текстов (высказываний) в процессе общения», «Текст», «Стили речи», «Устные и письменные жанры профессионального педагогические обще-
ния», «Педагогический дискурс», «Коммуникативные качества речи».
Теория речи, в свою очередь, также имеет интегративный характер, что обусловлено многоплановостью содержания понятия «речь», дихотомией язык - речь, вниманием к изучению феномена «речь» различных наук. Теория речи опирается на языкознание, психологию, психолингвистику, социолингвистику, семиотику, культуру речи, педагогику и частные методики, стилистику, риторику, текстологию, культурологию, теорию коммуникации, литературоведение и т. д., поскольку, как указывает М. Р. Львов, «изучение языка и речи требует широкой общекультурной и общенаучной основы» [2, с. 21].
Своим развитием и становлением теория речи обязана исследованиям взаимосвязи языка, мышления и речи (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев,
A. Р Лурия, А. А. Потебня, С. Л. Рубинштейн и др.); трудам, посвященным вопросам изучения детской речи (К. Б. Бархин, Ф. И. Буслаев, А. Н. Гвоздев,
B. А. Добромыслов, Т. А. Ладыженская, М. Р Львов, А. В. Миртов и др.); научно-методическим исследованиям проблемы развития устной и письменной речи учащихся (Ф. И. Буслаев, С. И. Абакумов, В. А. Добромыслов, В. И. Капинос, Т. А. Ладыженская, В. Н. Мамушин, Е. И. Никитина и др.); исследованиям в области стилистики и теории текста (В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Н. С. Валгина, Б. Н. Головин, А. И. Горшков, М. Н. Кожина, М. В. Ломоносов, М. Р. Львов, А. И. Мамалыга, А. К. Панфилов, Г. Я. Солга-ник, Д. Н. Шмелев и др.).
Изучение педагогической риторики, в основе которой лежит теория речи, способствует формированию коммуникативной компетентности будущего учителя, что проявляется в овладении знаниями о речи и речевой деятельности, правилах и нормах общения, требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях; в овладении коммуникативно-речевыми умениями; в осознании специфики педагогического общения и особенностей коммуникативноречевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности учителя; в овладении умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения; в овладении опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказываний; в развитии речевой личности учителя.
Таким образом, теория речи служит теоретической основой формирования профессиональной
С. А. Арефьева, О. В. Арефьева
7
речи будущего учителя при изучении педагогической риторики в процессе подготовки будущего учителя в вузе.
Ш
1. Arefeva S. A. Metodika russkogo yazyka kak pedagogi-cheskaya nauka, Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta, Ioshkar-Ola, 2009, No. 4, pp. 81-83.
2. LvovM. R. Osnovy teorii rechi: uchebnoe posobie, M.: Izda-tel'skii tsentr «Akademiya», 2000, 248 p.
3. Mikhal'skaya A. K. Pedagogicheskaya ritorika: uchebnoe posobie, Rostov-na-Donu: Feniks, 2013, 379 p.
1. Арефьева С. А. Методика русского языка как педагогическая наука // Вестник Марийского государственного университета. Йошкар-Ола. 2009. № 4. С. 81-83.
2. Львов М. Р. Основы теории речи: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 248 с.
3. Михальская А. К. Педагогическая риторика: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 379 с.
UDK 372.8
S. A. Arefeva, O. V. Arefeva
Mari State University, Yoshkar-Ola
Theory of speech as the basis of pedagogical rhetoric
The article considers the issues related to the theoretical basis of pedagogical rhetoric as an academic discipline, which the theory of speech is. The aim of the article is to reveal the multidimensional nature of the discipline “Pedagogical rhetoric”, focused on the formation of communicative competence and speech culture of a future teacher, for the acceptance by the students of the system of norms and rules of speech behavior in the future professional activity, regulating the relations of a teacher with his colleagues, students and their parents; to prove the importance of the theory of speech as a core component of the contents of pedagogical rhetoric for the development of professionally important personal qualities that are necessary for successful professional activity. The article defines the problems of studying the theory of speech as an integral part of pedagogical rhetoric aimed at the formation of communicative competence of learners; substantiates the effectiveness of competence-based approach in the process of training i n pedagogical rhetoric; reveals the contents of the course of pedagogical rhetoric, all the themes of which are permeated with the speech aspect; examines the relationship of the theory of speech with the related Sciences (linguistics, psychology, pedagogy, sociolinguistics, communication theory, stylistics, etc.), caused both by the goals of professional preparation of a future teacher, and by the contents of this discipline; describes the contribution of domestic and foreign scientists to the formation and development of the theory of speech and pedagogical rhetoric. In the end of the article there is a conclusion about the significance of the theory of speech for the purpose of formation of professional speech of a future teacher when studying pedagogical rhetoric in the process of professional training at the University.
Keywords: pedagogical rhetoric, theory of speech, the Russian language, communicative competence, teacher’s speech culture.