Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 378.147
Овладение речевыми жанрами как один из путей формирования речевой компетенции студентов
Шерстяных И. В.
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В статье обосновывается подход к речевым жанрам как методическому средству, служащему основой для создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды. В работе утверждается, что при коммуникативном подходе ключевой единицей обучения являются жанры речи. В статье предлагается дидактический материал, основу которого составляют речевые жанры. Именно в процессе работы с речевыми жанрами происходит формирование речевой компетенции. Представленные задания, с помощью которых студентам предъявляются соответствующие знания и формируются основные коммуникативные умения, могут использоваться на таких речеведческих дисциплинах, как педагогическая риторика, аргументативная риторика, стилистика, культура речи.
речевая компетенция, коммуникативный подход, жанровое мышление, речевой жанр.
Аннотация.
Ключевые слова:
Дата поступления статьи в редакцию: 10 января 2018 г.
В современной методике обучения и воспитания речевая компетенция рассматривается как составляющая коммуникативной компетенции [7, с. 106]. Речевая компетенция характеризует степень развития речи и означает знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, а также способность пользоваться языком в речи. Речевая компетенция включает в себя: 1) знание основных понятий лингвистики речи; 2) умения и навыки анализа текста; 3) коммуникативные умения - умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения с учётом адресата и стиля [5].
Методика развития речевой компетенции доста-
точно хорошо разработана применительно к школьной практике [3; 6; 8]. В системе обучения русскому языку предусматривается овладение такими видами речевой деятельности, как восприятие, воспроизведение, создание высказываний, поэтому возникает необходимость учёта связей между умениями воспринимать и излагать готовый текст и создавать собственный [3]. Гораздо меньше внимания уделяется развитию речи студентов, в частности будущих учителей-словесников, которых необходимо специально обучать умению строить развёрнутые устные и письменные высказывания в определённых жанрах, так как именно им предстоит учить школьников построению жанров устной и письменной речи.
Мысль о том, что язык обнаруживается не в хаотических, свободных от действия каких-либо канонов проявлениях, но определённым образом оформленных построениях, одним из первых высказал М. М. Бахтин. По М. М. Бахтину, «мы говорим только определёнными речевыми жанрами, то есть все наши высказывания обладают определёнными и относительно устойчивыми типическими формами построения целого» [1, с. 257].
В настоящее время понятие «речевой жанр» принадлежит к числу важнейших теоретических понятий таких речеведческих дисциплин, как риторика, стилистика, культура речи. Антропологическое языкознание опирается на понятие речевого жанра как на один из наиболее эффективных объясняющих механизмов при рассмотрении ситуаций использования языка, механизмов порождения и интерпретации речи. На таком фоне вполне закономерно обращение к речевому жанру как форме включения языка в человеческую деятельность и связанные с нею процессы познания внеязыковой реальности, детерминирующие специфику организации жанра. Владение набором основных речевых жанров на практике считается важным аспектом коммуникативного поведения: степень овладения жанрами речи является одним из показателей речевой компетенции, владение речевыми жанрами есть одна из «статусных характеристик личности» [4, с. 135].
Утвердившийся в педагогике коммуникативный подход предполагает введение учащегося в речевую ситуацию и умение в ней ориентироваться, т. е. ясно представлять себе собеседника, условия речи и задачи общения. Коммуникативный подход в обучении призван научить учащихся свободно ориентироваться в речевой среде, а также уметь адекватно реагировать в различных языковых ситуациях. Объектом обучения с позиции названного подхода становится речевая деятельность [2; 3]. Таким образом, процесс обучения в рамках коммуникативного подхода строится по модели коммуникации. Коммуникативность речевых жанров проявляется в том, что они всегда существуют только в определённой ситуации общения. Обучение полноценному общению - это прежде всего обучение речевым действиям, цель которых не построение отдельных предложений, а передача определённого замысла, т. е. обучение созданию и интерпретации жанров речи.
Один и тот же жанр может быть проанализирован по-разному: как текст, сконструированный по особой модели, реализующейся в определённых речевых ситуациях, и как продукт речевой деятельности, формирующийся в ряду других высказываний, которые порождаются в процессе общения и соотносятся друг с другом на основе общности замысла и стремления к взаимопониманию участников коммуникации.
Исходя из сказанного, считаем, что формирование речевой компетенции происходит именно в процессе работы с речевыми жанрами. Поэтому речевые жанры (далее - РЖ) составляют основу дидактического материала, с помощью которого студентам предъявляются соответствующие знания. Отсюда, чтобы научить создавать тексты определённых жанров, нужно показывать обучающимся образцы таких текстов, изучать их структуру, языковые особенности, коммуникативные возможности и т. п. Целенаправленный отбор РЖ и заданий к ним, включение каждого задания в продуманную систему работы - необходимые условия, создающие речевую среду, в которой происходит формирование речевой компетенции [11; 12].
Формировать речевую компетенцию студентов можно и должно на таких занятиях, где даются образцы текстов различных речевых жанров и предоставляется возможность пробовать свои силы в собственных речевых действиях. Такие занятия позволяют преподавателю поддерживать мотивацию студентов к изучению языковых средств, что способствует успешному усвоению учебного материала [13, с. 6]. Опорной, ключевой единицей обучения в данном случае являются жанры речи. РЖ выступают как методическое средство, служащее основой для создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды. Жанры составляют основу дидактического материала, с помощью которого студентам предъявляются соответствующие знания и формируются основные коммуникативные умения.
Создание условий для формирования речевой компетенции предполагает совершенствование таких коммуникативных умений, как правильный анализ речевых ситуаций, выбор наиболее эффективных стратегий речевого поведения; контроль и совершенствование собственной коммуникативной практики в каждой конкретной речевой ситуации. В жизни создаётся бесконечное множество ситуаций общения, а значит, востребовано всё многообразие РЖ - от приветствий, поздравлений до эстетических и философских РЖ.
В процессе выполнения заданий студенты осваивают методику анализа РЖ. Предмет анализа в заданиях - устная и письменная речь в её естественном функционировании. В заданиях должен использоваться как образцовый, так и дефектный дидактический материал. Образцовый речевой материал служит моделью для подражания, дефектный материал выступает как объект критики и редактирования. Кроме того, в формулировках заданий может быть частично представлен теоретический материал.
Обязательным условием работы над жанрами считаем коммуникативный подход к их изучению, позволяющий педагогу использовать в своей работе тексты разных жанров с разными целевыми установками: 1) как средство личностного усвоения материала; 2) как средство предметного общения при работе с авторскими текстами студентов или текстами учебных пособий; 3) как средство диагностики уровня знаний обучающихся, их личностной позиции по отношению к знаниям.
Овладение навыками жанрового мышления предполагает довольно долгий путь обучения. В ходе своего социального становления личность «врастает» в систему жанровых норм. В свою очередь эта система «врастает» в сознание говорящего индивида по мере его социализации, определяя уровень его речевой компетенции, влияя на характер его дискурсивного мышления [10, с. 13].
Отсюда, для обучения речевым жанрам используется дидактический материал, в котором имеются определения речевых жанров с указанием их основных жанрообразующих признаков; образцы текстов определённых жанров; памятки, рекомендации по созданию различных РЖ.
Для анализа отбираются такие речевые жанры, которые необходимы каждому человеку в его речевой практике, дают установку на решение задач нравственно-этического характера; актуальны в современной жизни; способствуют развитию общеучебных и профессиональных умений. По этим основным учебно-воспитательным задачам отбираются речевые жанры, рассматриваемые с точки зрения их уместного употребления в разных сферах деятельности и служащие:
1) воспитанию культуры речевого поведения (репертуар этикетных РЖ);
2) подготовке будущих учителей в их профессиональной деятельности, к общению в официальной и неофициальной обстановке (характеристика, заявление, объяснительная, докладная записка, служебная записка, совещательная речь и др.);
3) овладению различными видами учебно-речевой и научно-исследовательской деятельности (конспект, тезисы, аннотация, научная статья, реферат, автореферат и под.);
4) развитию общительности, воображения, импровизации (сказка, рассказ, эссе и т. д.).
Почти все указанные группы РЖ используются в той или иной мере в преподавании самых различных дисциплин в вузе, что подчёркивает интеграционный характер речеведческих дисциплин и позволяет реализовать метапред-метные связи.
Представим дидактический материал, который может использоваться на речеведческих дисциплинах, и покажем возможности работы с ним. Предлагаемые задания апробированы на кафедре филологии и методики Педагогического института Иркутского государственного университета. Представленный материал является результатом педагогической деятельности автора в вузе со студентами направления Педагогическое образование.
Задание 1. Сравните литературоведческий и лингвистический подходы к определению понятия «жанр» (см. схему). Отметьте общее и различия в определениях. Что положено в основу определения признаков жанра? Чем оправдывается необходимость выделения жанра как типа речевого проявления? Предложите свой вариант определения понятия «жанр».
Схема 1. Подходы к толкованию понятия «жанр»
Задание 2. По мысли В. А. Салимовского, среди жанров есть такие, которые бытуют на протяжении всей истории духовной культуры, другие же существуют лишь в определённые эпохи. Признаки жанра эволюционируют: нередко одни и те же жанровые названия в разные периоды развития выражают разные понятия, так как соотнесены с различными типами текстов.
В системе жанров каждой эпохи одни жанры становятся наиболее авторитетными, другие, напротив, утрачивают былое лидирующее положение, отходят на второй план или исчезают [9, с. 56].
жанр
подходы
литературоведческим
X
выделяются жанры художественных произведений
вид литературно-художественного произведения в пределах рода (эпоса, лирики и драмы)
vo
а ъ о
а ъ а
vo
a
3
в пределах рода (эпоса, лирики и драмы) выделяют жанры по их ведущему эстетическому качеству, «тональности»: комические, трагические, элегические, сатирические, идиллические и др.
длительная история формирования
Жанр изменяется, преобразуясь в творчестве каждого выдающегося писателя.
историческая изменчивость
Одни жанры приходят на смену другим, меняются типы и характер жанров, их функции в ту или иную эпоху.
Жанр об-наружива-ет устойчивость, живучесть.
Признаки литературных жанров
1) эстетическая основа отношения к действительности;
2) охват действительности (ср.: рассказ и роман);
3) тип изложения (повествование, описание, диалог);
4) композиционная структура (роль действия, персонажа, обстоятельств);
5) характер организации словесной ткани (ритм, интонация, тропы и т. д.).
на основе этих признаков определяются
I
• диапазон жанра,
• «игра между тематическими и стилистическими структурами,
• заложенные в тексте возможности вариаций различных элементов» (Н. В. Поляков)
лингвистический
выделяются речевые жанры
соответствуют ситуациям речевого общения, типичным темам, т. е. представляют собой отражение в речи многократно встречающихся в жизни определённых видов социального взаимодействия людей.
типовая разновидность текстов (письмо, заявление, указ, рассказ, роман...)
ситуативно-типовое высказывание (вопрос, приказ, совет, команда.)
В каждой сфере бытуют и применяются свои жанры, отвечающие условиям сферы; этим жанрам и соответствуют определённые стили.
РЖ идентифицируется с определённым типом текста.
В каждую эпоху развития литературного языка задают тон определённые РЖ, притом не только вторичные (литературные, публицистические, научные), но и первичные (определённые типы устного диалога).
Перестройка и обновление РЖ.
Один РЖ может быть воплощением различных функциональных стилей.
Схема 1. Подходы к толкованию понятия «жанр»
Приведите примеры и подберите тексты: а) «исчезнувших» РЖ, б) РЖ, «бытующих на протяжении всей истории духовной культуры», в) «трансформированных» РЖ, г) РЖ, «занимающих лидирующее положение».
Задание 3. Прочитайте текст, озаглавьте его, разбейте на абзацы. Определите стиль текста, его тип, жанр.
Дайте лаконичное объяснение происхождения и значения слова «дюжина» в жанре словарной статьи для толкового словаря.
Адаптируйте исходный текст для школьников (замените книжные слова и выражения на понятные учащимся; лаконичные, насыщенные информацией конструкции преобразуйте в описательные и развёрнутые; каждое положение проиллюстрируйте яркими и общепонятными примерами).
Слово «дюжина» появилось в русском языке в начале XVII века. С этого времени оно отмечается в памятниках письменности, раньше всего в таможенных книгах. По происхождению это заимствование из французского языка, восходящее, через итальянский язык, к латинскому источнику. Латинское числительное «duodecim» значит буквально «двенадцать, два сверх десяти». Дюжиной на Руси чаще всего вели счёт мелких однородных предметов, например: дюжина пуговиц, дюжина шнуров, дюжина яиц и т. п. Число 13 называлось в шутку «чёртовой дюжиной» и считалось несчастливым. Было в русском языке в старину и прилагательное «дюжинный», образованное от слова «дюжина». «Дюжинный» значило «к дюжине относящийся»; просто «рядовой» (о товаре) или переносно: «обыкновенный, невыдающийся» (о человеке). В Словаре В. И. Даля читаем: «Человек дюжинный - обыкновенный, рядовой, без особых достоинств, каких много». В современном русском языке слово «дюжинный» употребляется довольно редко. Но оно как бы сохраняется в прилагательном «недюжинный» и в существительном «недюжинность». Слово «недюжинный» значит «выдающийся, необыкновенный, выделяющийся своими способностями». Мы говорим, например, «человек недюжинного ума, таланта» или «богатырь недюжинной силы» (З. Н. Люстрова, Л. И. Скворцов, В. Я. Дерягин).
Задание 4. Ниже приведены начала и окончания текстов определённых жанров. В каждом случае попытайтесь определить, в каком жанре строится высказывание, какова будет его композиция, объём. Попытайтесь восстановить полный текст. Во всех ли случаях это легко сделать?
1. Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению <.. .>
2. Когда кошка моется к себе лапкой - быть <.>
3. К сведению абонентов <.>
4. В статье рассматриваются вопросы <...>
5. Электропоезд до станции Крутое отправлением в один час двадцать четыре минуты проследует только до станции Железнодорожная <.>
6. <.> Успехов Вам в ваших начинаниях!
7. <.> Приносим извинения за доставленные неудобства.
8. <...> Издание адресовано как учёным-гуманитариям (филологам, психологам, педагогам), так и широкому кругу читателей.
9. <...> Мы следим за развитием событий! Следующий выпуск менее чем через полчаса.
10. <...> До встречи!
Задание 5. Одним из жанров научного стиля является рецензия. Ниже даны
стереотипные речевые формулы, присущие этому жанру. Дополните список, используя две - три рецензии, помещённые в различных научных журналах.
Рассматривая... вопрос, автор отмечает, что...; в рецензируемой работе дан анализ...; в первой части работы много внимания уделяется...; богатый фактический материал, приведённый автором в работе, подтверждает...; в целом отмечая положительные качества работы, нельзя не сказать и об отдельных ошибках и неточностях...; в работе даётся обзор....
Напишите рецензию на одну из научных работ.
Задание 6. Трансформируйте исходный текст в разные жанры других стилей.
Образец.
Научный стиль. Научно-популярный отчёт.
Проанализировав анатомические и физиологические свойства подопытного, именуемого Колобок, учёные поставили под сомнение факт существования данной субстанции.
Во-первых, изучена рецептура и процентное соотношение компонентов, из которых состоит существо, именуемое Колобок. В результате анализа получены результаты, не подлежащие интерпретации.
Во-вторых, рассмотрены социальные и биологические факторы, которые могли оказать влияние на развитие речи, прямохождение и другие признаки.
Однако учёным не удалось установить причину мутационных процессов в данной субстанции (тесте), приведших к генетическому сбою и появлению рассматриваемого существа, именуемого Колобок.
Задание 7. Сравните приведённые тексты с содержательной, композиционной, интенциональной точки зрения. Могут ли данные тексты быть обозначены одним наименованием. Ответ обоснуйте.
1. Бабочки и огонь
Три бабочки, подлетев к горящей свече, принялись рассуждать о природе огня. Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала:
- Огонь светит.
Другая подлетела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала:
- Он жжётся!
Третья, подлетев совсем близко, исчезла в огне и не вернулась. Она узнала то, что хотела узнать, но уже не смогла поведать об этом оставшимся.
Получивший знание лишается возможности говорить о нём, поэтому знающий молчит, а говорящий не знает.
2. Часы, минуты, секунды
Часовая стрелка на часах движется медленно-медленно.
Как дедушка.
Минутная стрелка движется побыстрей.
Как папа.
А самая маленькая стрелочка бегает быстро-быстро.
Как бегают маленькие.
Стрелка-дедушка показывает часы, стрелка-папа - минуты, а самая маленькая стрелочка - секунды, потому что она и секунды не может на месте посидеть.
Папа минуты не может на месте посидеть.
А дедушка сидит целый час. Для него часы пролетают так, как для других минуты и секунды.
Грустно дедушке, что для него так быстро пролетают часы, и чтоб отвлечь его от этих невеселых мыслей, у него то и дело спрашивают: который час?
Слышите, как?
Не которая минута.
Не которая секунда.
А который час.
Из уважения к дедушке (Ф. Кривин).
3. Дверь
Люди представляются мне бесконечным рядом закрытых дверей по коридору. Одни заперты на всякий случай, другие и открывать не хочется.
Был у меня один блестящий ключик. И по тому, как трудно он мне достался, думал: там - сокровища! Открыл эту дверь, а там глухая стена. И никуда не ведёт.
... Исчезают люди, исчезают двери. Остаются стены или руины (Г. Сапгир).
Задание 8. Согласно концепции М. М. Бахтина, «в каждую эпоху развития литературного языка задают тон определённые речевые жанры, притом не только вторичные (литературные, публицистические, научные), но и первичные (определённые типы устного диалога - салонного, фамильярного, кружкового, семейно-бытового, общественно-политического, философского и др.)» [1, с. 243].
Подумайте, существует ли зависимость жанрового оформления текста от темы, от стиля. Подтвердите ваш ответ примерами.
Приведите примеры: а) РЖ, имеющих несколько наименований (например, обзор прессы, обзор печати, дайджест, ревю); б) обозначений нескольких жанров или их разновидностей одним наименованием (например, исповедь - жанр конфессионального общения, жанр автокоммуникации, жанр литературный).
Задание 10. Как известно, речевые жанры культурно обусловлены и зависят от социального контекста. Выберите из перечисленных ниже форм речевые события. Укажите, какие РЖ могут входить в состав каждого из них.
Концерт, митинг, инаугурация, школьный урок, научно-практическая конференция, свадьба, интеллектуальная игра, спортивное соревнование, драка, экскурсия, венчание, застолье, игра КВН, экзамен.
Подобного рода задания решают следующие методические задачи:
- мотивация к созданию речевой ситуации и, как следствие, - к созданию собственных текстов определённых жанров;
- развитие воображения как основы творческого процесса создания РЖ;
- отработка мыслительных операций: поиск аналогий, общих признаков, различий, т. е. сравнения, сопоставления; анализа и синтеза, построения понятия;
- формирование речевой компетенции студентов.
Усвоение приёмов построения текста определённого РЖ в процессе анализа жанров-образцов способствует формированию речевой компетенции, помогает студентам осознанно использовать сформированные умения в самостоятельной речевой практике. Правильное, точное, полное восприятие чужого текста предполагает конструирование собственного, адекватного данному. Поэтому,
совершенствуя умения текстовосприятия, мы создаём условия для формирования умений текстообразования.
Работа с текстами определённых РЖ помогает решать в комплексе задачи, необходимые для подготовки будущих учителей: формирование коммуникативных умений, навыка анализа текстов различных жанров; формирование представления о языке как целостной системе; приобщение к литературе как сокровищнице слова; развитие орфографической и пунктуационной зоркости; формирование общеучебных, научно-исследовательских и профессиональных умений, необходимых в педагогической деятельности.
Список литературы
1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М. : Искусство, 1979. - 424 с. - (Серия: «Из истории советской эстетики и теории искусства).
2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2000. - 384 с.
3. Ипполитова, Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. А. Ипполитова. - М. : Флинта : Наука, 1998. - 176 с.
4. Карасик, В. И. Язык социального статуса / В. И. Карасик. - М. : Ин-т рус. яз. РАН, 1992. - 330 с.
5. Кирилина, Л. И. Лингвистический анализ текста как средство развития творческих способностей школьников [Электронный ресурс] / Л. И. Кирилина // Сибирский учитель : научно-методический журнал. - 2001. - № 3 (13), июнь. - иЯЬ: http://www. sibuch.ru/node/652 (дата обращения: 30.01.2018).
6. Ладыженская, Н. В. Обучение успешному общению. Речевые жанры : кн. для учителя / Н. В. Ладыженская; под ред. Т. А. Ладыженской. - М. : Ювента ; Баласс, 2005. - 176 с.
7. Матвеева, Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика / Т. В. Матвеева. - М. : Флинта : Наука, 2003. - 432 с.
8. Михальская, А. К. Практическая риторика и её теоретические основания : пособие по спецкурсу / А. К. Михальская. - М. : Прометей, 1992. - 136 с.
9. Салимовский, В. А. Жанр литературный / В. А. Салимовский // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. - М. : Флинта : Наука, 2006. - С. 56-57.
10. Седов, К. Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации / К. Ф. Седов // Антология речевых жанров : повседневная коммуникация. - М. : Лабиринт, 2007. - С. 7-38.
11. Стернин, И. А. Практическая риторика : учеб. пособие / И. А. Стернин. - М. : Академия, 2008. - 272 с. - (Серия «Педагогические специальности»).
12. Хорошая речь / под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой. - 2-е изд. -М. : Изд-во ЛКИ, 2007. -320 с.
13. Шерстяных, И. В. Теория речевых жанров : лекционно-практический курс для магистрантов / И. В. Шерстяных. - М. : Флинта : Наука, 2013. - 546 с.
Mastering the Speech Genres as One of the Ways of Formation the Students' Speech Competence
I. V. Sherstyanykh
Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract. The article substantiates the approach to speech genres as a methodological means used as a basis for creating the educational as well as developmental speech environment. The paper argues that speech genres become the crucial teaching units within the communicative approach. The article offers the didactic materials based on using speech genres. In the process of working with speech genres the speech competence is being formed. Offered learning activities help students to acquire relevant knowledge and basic communicative skills, and can be used for teaching such disciplines as Pedagogical rhetoric, Argumentative rhetoric, Stylistics, Speech culture.
Key words: speech competence, communicative approach, genre thinking, speech genre.
Шерстяных Инна Валерьевна
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологии и методики
Педагогический институт, Иркутский государственный университет
664003, г. Иркутск, ул. Набережная, 6
Sherstyanykh Inna Valerievna
Candidate of Sciemes (Philology), Associate Professor, Associate Professor of the Philology and Methods Department
Pedagogical Institute, Irkutsk State University
6 Nizhnyaya Naberezhnaya St, Irkutsk, Russia, 664003
тел.: 8(3952)240700 e-mail: irkinna@yandex.ru
tel.: 8(3952)240700 e-mail: irkinna@yandex.ru