Научная статья на тему 'Рыночный механизм взаимодействия рынка образовательных услуг вузов и рынка труда'

Рыночный механизм взаимодействия рынка образовательных услуг вузов и рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2796
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / РЫНОК ТРУДА / МЕХАНИЗМ ВЗИАМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриева Н. В.

Основными субъектами взаимодействия рыночного механизма взаимодействия рынка образовательных услуг вузов и рынка труда выступают индивиды (абитуриент студент выпускник / молодой специалист), высшие учебные заведения (университеты, академии, институты), работодатели (предприятия и организации различных организационно-правовых форм), государство (в лице федеральных и региональных органов управления). Рыночный механизм, призванный координировать деятельность субъектов рынка образовательных услуг вузов и рынка труда, наряду с присущей ему инерционностью, имеет неустранимые дисфункции, которые получили в экономической теории название изъяны, несовершенства или провалы. Изъянами рынка называются проявления его функционирования, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные для себя или нежелательные для общества экономические решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рыночный механизм взаимодействия рынка образовательных услуг вузов и рынка труда»

1. Туристская индустрия активно развивается во всем мире, в т.ч. строятся новые объекты туристской инфраструктуры: гостиницы; рестораны, зоны отдыха и развлечений и другие объекты. Поэтому важно готовить специалистов, не только владеющих навыками организации и управления и туристской деятельностью, но и специалистов в области инвестиционного менеджмента, которые, с одной стороны, владеют знаниями управления всеми этапами инвестиционного процесса по строительству и реконструкции туристских объектов, а с другой стороны, знакомы со спецификой функционирования этих объектов на рынке туристских услуг.

2. В туризме появляется все больше компаний, которые относятся к различным мировым сетям. Эта особенность присуща преимущественно гостиничному и ресторанному бизнесу, составляющим базу туристской индустрии. Это требует подготовки квалифицированных специалистов, владеющих компетенциями, позволяющими им успешно работать на рыках сетевых компаний в сфере туризма.

3. Для успешного продвижения отдельной дестинации на рынок туристских услуг требуются скоординированные усилия как самих агентов рынка туризма в России, так и региональных властей, заинтересованных в развитии труизма на той или иной территории.

Для наиболее эффективного взаимодействия представителей туристской индустрии и органов власти различных уровней управления сегодня уже назрела необходимость специализированной подготовки специалистов, владеющих компетенциями в сфере такого взаимодействия.

При переходе к новым образовательным стандартам третьего поколения учет выделенных направлений подготовки позволит повысить эффективность всего процесса обучения специалистов в сфере туризма.

УДК 378.046.4

Рыночный механизм взаимодействия рынка образовательных услуг вузов и рынка труда

Н. В. Дмитриева,

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

Основными субъектами взаимодействия рыночного механизма взаимодействия рынка образовательных услуг вузов и рынка труда выступают индивиды (абитуриент — студент — выпускник / молодой специалист), высшие учебные заведения (университеты,

академии, институты), работодатели (предприятия и организации различных организационно-правовых форм), государство (в лице федеральных и региональных органов управления).

Рыночный механизм, призванный координировать деятельность субъектов рынка образовательных услуг вузов и рынка труда, наряду с присущей ему инерционностью, имеет неустранимые дисфункции, которые получили в экономической теории название изъяны, несовершенства или провалы. Изъянами рынка называются проявления его функционирования, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные для себя или нежелательные для общества экономические решения.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, рынок труда, механизм взиамодействия

Рассмотрим рыночный механизм взаимодействия рынка образовательных услуг вузов и рынка труда. Основными субъектами взаимодействия выступают индивиды (абитуриент — студент — выпускник/молодой специалист), высшие учебные заведения (университеты, академии, институты), работодатели (предприятия и организации различных организационно-правовых форм), государство (в лице федеральных и региональных органов управления).

В пределах сферы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг (ОУ) вузов обозначим основные интересы субъектов [3, с. 45]:

• индивиды стремятся получить высшее образование, поднять свой социальный статус, получить конкурентные преимущества на рынке труда и найти подходящую к требованиям и параметрам работу, имея при этом альтернативу по заработной плате и социальным условиям (цель определена в рамках определения рационального индивида);

• вузы (государственные) заинтересованы готовить востребованных рынком труда специалистов по качественным образовательным программам. Указанная цель позволяет поднять престиж вуза, увеличить приток абитуриентов, получить определенные средства для улучшения материального обеспечения учебного процесса, увеличить заработную плату, уменьшить текучесть кадров и, в конечном счете, упрочить свое положение среди других высших учебных заведений; в негосударственных (коммерческих) вузах содержание образовательной деятельности аналогично государственным вузам, но подчинено цели получения прибыли;

• предприятия/организации — нанять квалифицированные кадры, способные обеспечить эффективную деятельность предприятия/организации;

• государство заинтересованы осуществлять политику подготовки кадров с высшим образованием в соответствии с потребностями национальной экономики.

Под рыночным механизмом взаимодействия рынка ОУ вузов и рынка труда понимается согласование интересов субъектов указанных рынков на основе информации, получаемой в виде изменения цены труда, включает в себя следующие основные элементы: спрос и предложение труда, спрос и предложение ОУ, цена труда и ОУ, конкуренция.

В упрощенном виде «идеальный» механизм можно представить в следующем виде: рынок труда, получая импульс с товарного рынка об изменении цен и объемов выпуска продукции, реагирует изменением спроса на труд. Возникает дефицит (увеличение спроса на труда) или избыток (уменьшение спроса) кадров того или иного профиля, который влечет за собой изменение уровня заработной платы данных специалистов.

Согласно теории человеческого капитала происходит изменение нормы отдачи от инвестиций в образование, что, в свою очередь, вызывает изменение спроса на данный вид профессионального образования. Вузы реагируют на этот процесс изменением стоимости образовательных услуг, объема и структуры приема, либо изменением требований к индивидам, если численность обучающихся регулируется государством, что, в конечном счете, приводит к изменению выпуска специалистов.

Необходимо отметить, что рынок труда оказывает влияние не только на изменение выпуска специалистов, но и предъявляет требования к уровню и качеству подготовки специалистов, т. е. в определенной степени оказывает влияние и на формирование учебного процесса в вузах. Таким образом, основным элементом, приводящим в движение рыночный механизм взаимодействия рынка труда и рынка ОУ, является цена труда: стоимостные интересы производителей образовательных услуг и их потребителей выступают естественным саморегулятором и, на первый взгляд, не требуют государственного участия.

Основная проблема функционирования такого механизма заключается в том, что система высшего образования не может одномоментно реагировать на сигналы рынка труда и обеспечивать выпуск специалистов, по объему и структуре адекватный текущим изменениям спроса на квалифицированный труд по следующим причинам [2, с. 67].

1. Система высшего образования по своей природе инерционна: организация учебного процесса по новым направлениям подготовки специалистов требует от полугода до нескольких лет.

2. Образовательный лаг (период обучения) составляет в современных системах высшего образования в среднем от 4 до 6 лет.

В результате происходит запаздывание реакций рынка образовательных услуг вузов на изменение ситуации на рынке труда, которое является причиной возникновения циклов на рынке труда, состоящих из периодов «перепроизводства» специалистов и их дефицита.

Поэтому рассматривая взаимодействие между рынком труда и рынком ОУ вузов, будет ошибочным отводить высшему образованию пассивную роль. Вузы оказывают значительное влияние на рынок труда: дефицит / избыток квалифицированных кадров и соответствующее изменение уровня заработной платы на рынке труда может происходить не только вследствие сигналов с товарных рынков, но также при несоответствии объема и структуры выпуска в вузах потребностям рынка труда.

Существует точка зрения, что описанный циклический процесс изменения заработной платы и числа специалистов, предлагающих свои услуги на рынке труда, описывается известной «паутинообразной» моделью, которая предполагает, что после нескольких затухающих циклических колебаний предложения специалистов и цены на квалифицированный труд на рынке достигается новая точка равновесия.

Однако на практике постоянное запаздывание реакции рынка ОУ на сигналы рынка труда вызывает непрерывное колебание уровня заработной платы, связанное с последовательными фазами дефицита и «перепроизводства» специалистов разных специальностей.

Помимо влияния на объем и структуру предложения специалистов на рынке труда, рынок ОУ вузов также влияет на качество человеческих ресурсов, служит селективным средством для пополнения рынка труда. Кроме того, как было отмечено, высшее образование само является обширным сектором занятости и экономической деятельности. В периоды спада экономической активности высшее образование выступает в качестве института социальной защиты выпускников школ, задерживая их выход на рынок труда на длительный период.

Таким образом, сам механизм взаимодействия рынков труда и образовательных услуг является одной из причин возникновения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда выпускников, который в период «перепроизводства» специалистов находит свое выражение в увеличении напряженности (количественное соотношение спроса и предложения на рынке труда в разрезе специальностей), снижении предлагаемой работодателями заработной платы, безработице выпускников вузов и их трудоустройстве не по специальности.

Необходимо отметить, что последствия «перепроизводства» специалистов, в первую очередь, рост безработицы среди молодых специалистов, амортизируются за счет:

продолжение выпускниками вузов обучения на следующих образовательных ступенях (второе высшее образование, аспирантура и т.д.), призыва на военную службу (для юношей), ведения домашнего хозяйства (преимущественно для девушек).

Рассмотренный рыночный механизм, призванный координировать деятельность субъектов рынка ОУ вузов и рынка труда, наряду с присущей ему инерционностью, имеет неустранимые дисфункции, которые получили в экономической теории название изъяны, несовершенства или провала. Изъянами рынка называются проявления его функционирования, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные для себя или нежелательные для общества экономические решения.

Рассмотрим основные дисфункции рынка в сфере подготовки и занятости специалистов, а также противоречия, возникающие в связи с дисфункциями, препятствующие эффективному функционированию рыночного механизма взаимодействия рынка ОУ вузов и рынка труда [1, с. 89].

1. Информационная асимметрия. На идеальном рынке совершенной конкуренции субъекты пользуются неограниченным и бесплатным доступом к необходимой информации. Однако на реальном рынке информация является неполной, а распределена она неравномерно между субъектами. Возникает информационная асимметрия, когда информация, существенная для принятия субъектами решений, находится в преимущественном распоряжении одного из участников. Эффекты информационной асимметрии характерны для рынка ОУ вузов и рынка труда выпускников вузов и наиболее отчетливо проявляются в период формирования, становления инфраструктуры рынков. Проблемы неполноты информации обостряются также в связи с усложнением современных организационно-правовых и экономических форм деятельности субъектов рынков, расширением специальностей, востребованных на рынке труда, и соответствующих им видов и направлений подготовки специалистов на рынке ОУ.

На рынке ОУ, в первую очередь, к указанным проблемам можно отнести ситуации, когда индивиды на этапе принятия решения о потреблении ОУ вузов в силу рассмотренных свойств этих услуг не могут объективно оценить их качество и эффект от их потребления. Ситуация усложняется тем, что неполнота и асимметрия информации ослабляет сигнальную связь между предприятиями (как источниками финансирования подготовки специалистов) и вузами, что приводит, с одной стороны, к неадекватной реакции рынка ОУ вузов на сигналы рынка труда о востребованном объеме и структуре квалифицированных кадров. Таким образом, возникает противоречие между спросом на ОУ вузов и реальными потребностями работодателей в квалифицированной рабочей силе на рынке труда.

С другой стороны, на рынке труда эффект информационной асимметрии проявляется, прежде всего, в неспособности работодателей достоверно оценить профессиональные качества выпускников вузов, как правило, не имеющих опыта работы, на основании образовательных сигналов, полученных индивидами в период обучения в вузе. При этом существует проблема доверия работодателей к формальным образовательным сигналам, призванным отражать качество подготовки специалистов, и установка шкалы заработной платы для выпускника вуза, соответствующей его квалификации. Следствием асимметрии информации на рынке труда выпускников вузов становится противоречие уровня образования и эффекта от образования.

2. Неспособность рынка производить общественные блага. Как было отмечено, ОУ вузов имеют многоуровневую природу и удовлетворяют индивидуальные потребности, потребности работодателей и общественные потребности.

С одной стороны, вузы как центры образования удовлетворяют потребности личности в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности, а также потребности работодателей в квалифицированный специалистах. Здесь эффективность образовательной деятельности в терминах теории человеческого капитала характеризуется частной нормой отдачи от инвестиций (домашних хозяйств и работодателей) в человеческий капитал. С другой стороны, вузы призваны удовлетворять потребности общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием, т. е. быть эффективными с точки зрения общественной значимости. Однако рыночный механизм не позволяет определить потребности экономики в новых перспективных специальностях, ориентированных на стратегические интересы государства, научнотехнический прогресс и развитие фундаментальной науки, долгосрочные потребности национальной экономики.

Подготовка специалистов для социально-значимых отраслей экономики (образование, здравоохранение, наука, культура, социальное обслуживание и государственное управление) требует гарантированного обеспечения их подготовки. Ввиду неспособности рынка производить общественные блага, государство должно обеспечивать их производство, как правило, мобилизуя средства потенциальных потребителей посредством системы налогообложения.

Проблема возникает, когда в условиях ослабленной экономики государство не способно за счет бюджетных средств обеспечить подготовку и занятость специалистов по специальностям, общественно значимым, но не востребованным среди индивидов и

работодателей. Поэтому появляется противоречие между потребностями индивидов и предприятий на рынке ОУ вузов и общественными потребностями [2, с. 112].

3. Неспособность рынка устранить внешние эффекты — дополнительные выгоды или издержки, которые не являются результатом деятельности тех, кто их получает. В качестве примера негативных внешних эффектов можно привести поведение работодателей, которые, являясь наряду с индивидами и государством потребителями результатов образовательной деятельности вузов, опосредованными в профессиональных знаниях, умениях и навыках выпускников, могут не брать на себя прямых издержки по их подготовке.

Когда государство по различным причинам сокращает финансирование высшего образования, бремя затрат на подготовку специалистов перекладывается на домашние хозяйства. Возникает противоречие между источниками финансирования подготовки специалистов на рынке ОУ вузов и потребителями результатов образовательной деятельности на рынке труда.

4. Неспособность рынка обеспечить социально приемлемые границы неравенства.

Рыночный механизм нейтрален к существующим в обществе социальным требованиям и имеет тенденцию к неоправданной дифференциации доходов и имущества между участниками рыночных отношений. Эта дисфункция наиболее ярко выражена в

условиях коммерциализации профессионального образования, когда оно выступает своего рода преобразователем неравенства в социальном происхождении в неравенство доходов на рынке труда. С одной стороны, вузы, удовлетворяя потребности общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием, производят общественное благо — образование, равнодоступное для всех граждан России, оплату которого берет на себя государство. Это благо, несомненно, обладает свойствами несоперничества и неисключаемости. С другой стороны, вузы, удовлетворяя потребности индивида в приобретении высшего образования, проводят обучение и на платной основе. Очевидно, это уже частное благо, обладающее свойством исключаемости.

Тогда с одной стороны, вуз — это субъект общества и государства, он выступает в роли социального института, центра образования, науки и культуры, удовлетворяющего потребности общества и выполняющего государственные заказы на подготовку специалистов. С другой стороны, вуз — это субъект рыночных отношений, выступающий в роли производителя образовательных услуг и свободно реализующий свою продукцию на рынке. В этом случае вуз заботится о своих доходах, хотя необходимо учитывать, что государственный вуз, в отличие от негосударственного, является некоммерческой организацией, а предпринимательской деятельностью должен заниматься постольку,

поскольку это соответствует его целям. В условиях расширяющейся коммерциализации высшего профессионального образования назревает противоречие между вузом как социальным институтом и вузом как субъектом рыночных отношений.

Принципиально важным становится вопрос о пределах коммерциализации вузов: насколько широко можно развивать коммерческую деятельность без потери вузами их социального общественно-значимого статуса. В силу объективных свойств и функций высшей школы как социального института сфера чисто рыночных отношений здесь ограничена и доминирующую роль продолжает играть государство [1, с. 74].

Среди рассмотренных дисфункций рынка особый интерес представляют эффекты информационной асимметрии на рынках ОУ и труда, которые приводят к противоречию права индивида на профессиональное образование и его права на труд. Существующая свобода выбора индивидом специальности на рынке ОУ не обеспечивает его востребованность на рынке труда и занятость по полученной специальности. В работах российских авторов асимметрия информации в этой сфере до сих пор не рассматривалась, в то время как в зарубежной литературе к указанной проблеме подходят как к одной из фундаментальных дисфункций рынка.

Учитывая несовершенство рыночного механизма взаимодействия рынка ОУ вузов и рынка труда, приводящее к дисбалансу между спросом и предложением на рынке труда выпускников вузов, функционирование рыночного механизма призвано дополнять государственное управление сферы подготовки и занятости специалистов.

Литература

1. Гуртов и др. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. М.: Техносфера, 2006.

2. Капелюшников Р. и др. Какой рынок труда нужен российской экономике? Перспективы реформирования трудовых отношений. М.: ОГИ, 2003.

3. Федосеев В.В. Экономико-математические модели и прогнозирование рынка труда. М.: Вузовский учебник, 2005.

4. www.rbc.ru —Официальный сайт компании РосБизнесКонсалтинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.