УДК 316.334.2
ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ МОНОСТРУКТУРНОЙ ЭКОНОМИКИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
© 2015
А.П. Левина, соискатель кафедры «Социология»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. В период трансформации социально-экономических отношений, связанных с переходом российской экономики на инновационный путь развития, приоритетное значение занимает высококвалифицированный специалист, действительно востребованный в гражданской индустрии, в обороной промышленности, в высокотехнологичной сфере производства, и в отраслях, которые определяют конкурентоспособность страны. Образование и наука обеспечивают наличие подготовленных и квалифицированных кадров, способных быстро и эффективно реализовывать в России новые инновационные проекты. В тоже время важно, чтобы выпускники вузов, еще обучаясь в системе профессионального образования, приобретали компетенции, востребованные в инновационной экономике. Рынок труда обеспечивает эффективное использование трудовых ресурсов территории, увеличивая не только темпы экономического роста, но и уровень материального благополучия населения. Города с моноструктурной экономикой зависимы от внешних социально-экономических факторов, где основная нагрузка их негативного воздействия ложится на социальную составляющую города. В большей степени именно выпускники вузов попадают в группу риска по проблемам занятости на территории моногорода. Существующая структура технологии трудоустройства выпускников вузов в моногороде с выраженной асимметрией информации не позволяет им реализовать свои творческий и личностно-профессиональный потенциалы. Государственная политика в области трудоустройства выпускников вуза предусматривает сетевую систему управления процессом трудоустройства, где в качестве элементов сети представлены центры содействия трудоустройству выпускников вузов, деятельность которых организована при вузах. Мероприятия по организации трудоустройства выпускников вузов с бюджетным финансированием направлены на временное трудоустройство или привлечение этой категории граждан к общественным работам. Вуз в условиях экономики знаний, реализовывая научную, образовательную и инновационную деятельность, является активным участником локального рынка труда: обеспечивает потребность работодателей в специалистах; предоставляет возможность получения дополнительного образования; участвует в процессе трудоустройства выпускников вузов, в том числе и как работодателей. Участвуя в процессе трудоустройства на локальном рынке труда, образовательный процесс вуза и его наполнения трансформируются на практическую реализацию полученных знаний, тем самым, сокращая сроки на получения теоретических знаний. Функциональная перегруженность вуза в социально-экономической системе снижает эффективность его участия на рынке образовательных услуг как «поставщика» фундаментальных знаний, которые являются основой инновационной экономики страны.
Ключевые слова: рынок, труд, выпускник, социум, рынок, вузы, образование, наука, ресурсы, экономика, инновация, знание, финансирование, услуги, карьера, работодатели, отношения, потребность, кадры.
В классической экономической и социологической теориях рынок труда рассматривается как социально-экономическая система с поэлементным составом, функционирование которой обеспечивает взаимодействие между работодателями и работниками.
В науке признаны: двойственность рынков труда, то есть разделение рынка на первичный и вторичный по уровню образовательной емкости и качеству рабочих мест; сегментация - предполагает территориальное разделение рынка труда на глобальный, страновые, региональные, локальные; вычленение отраслевых и профессионально-квалификационных рынков труда; спецификацию регулируемого и нерегулируемого рынков труда и т.д.[1]
Рынок труда выпускников можно рассматривать как локальный сегмент рынка труда территориального образования. Под рынком труда выпускников вузов будем понимать такую социально-экономическую систему с выделенными элементами, которые, взаимодействуя между собой, образуют экономическое пространство, обеспечивающее на условиях конкуренции, механизма спроса и предложения возможность полностью реализовать творческий и личностно-профессиональный потенциал выпускника вуза с учетом потребностей работодателей.
Рынок труда выпускников представляет собой взаимодействие спроса на труд и его предложения, в результате которого устанавливается определенная цена труда и формируются социально-экономические условия трудовой деятельности [2]. Рассмотрим подробнее эти характеристики.
Предложение труда формируется из предоставления рабочей силы выпускников вуза. Выпускник вуза на локальном рынке труда представляет собой субъект, обладающий только желанием трудоустроиться. Отличительная черта на локальном рынке труда выпускника вуза - это владение теоретическими знаниями 46
и конкурентоспособность.
В работах Г.В. Лаврентьева, Н.Б. Лаврентьевой, Н.А. Неудахиной, Ф.С. Исмагиловой конкурентоспособность выпускника рассматривается как показатель вузовской подготовки, поскольку основным результатом деятельности современного вуза является «качество выпускника», то есть «конечного продукта» на рынке образовательных услуг [3].
Исследователи С.И. Сотникова, А.Г. Шатохин, О.В. Борисова и Л.Г. Миляева рассматривают выпускника вуза как рабочую силу, следовательно, ее конкурентоспособность - это степень полезности качеств рабочей силы потенциальному покупателю - работодателю, а в узком - обладание такой профессией (специальностью) и такими качествами, которые дают работнику преимущество в борьбе с конкурентами за вакантное рабочее место [4].
Ученые Б.Д. Парыгин, И.В. Вирина, О.В. Киржбаум рассматривают конкурентоспособность как характеристику личности, обеспечивающую эффективность профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях [5].
В работах Л.В. Львова и О.В. Перевозовой конкурентоспособность представлена как одна из компетенций, обеспечивающая социально-профессиональную мобильность выпускника, способного и готового реали-зовывать свои профессионально-личностные качества и соответствовать требованиям рынка труда, претендуя на занятие вакансии и успешную профессиональную деятельность [6].
Выпускник вуза самостоятелен в выборе работодателя, начало трудовой деятельности, режима труда и требований к качеству рабочих мест, однако главное решение принимается им не индивидуально, а, как правило, домохозяйством, равно как и принятие решения о выборе вуза, формы обучения, специализации и т.д. Приоритеты домохозяйства определяются его объектив-
ным экономическим интересом, материальным положением, целями и ценностям, национальными особенностями, сложившимися традициями и др.[7]
Для работодателя выпускник вуза - это «исходный материал» с набором объективных и субъективных отличительных признаков - наличие высшего образования, отсутствие или недостаток опыта работы, неразвитость навыков поиска работы и неадекватность самооценки, без соответствующих трудовых умений и навыков.
Спрос на труд определяется потребностями работодателя именно в молодых специалистах, способных быстро реагировать на изменения рыночных условий в экономике, имеющих креативное и нестандартное мышление. В современных условиях возникают и развиваются новые тенденции в содержании и структуре рабочих мест. Работодатель, желающий отвечать новым требованиям, предъявляемым экономикой знаний, стремится обеспечить большую гибкость наемного труда через ротацию рабочих мест, разнообразие рабочих операций, повышение адаптивности, разнообразие трудовых навыков, непрерывное обучение, внедрение гибких графиков рабочего времени и т.п. Если во времена господства промышленного капитализма от работника требовалось выучить определенный набор приемов на всю оставшуюся жизнь, то в условиях экономики знаний работник должен быть готов к постоянному овладению новыми навыками по мере внедрения новых инновационных технологий. В этих условиях работодатели предъявляют все более высокие требования к деловым и личным характеристикам работников, качеству их профессиональной подготовки, уровню квалификации, умениям и навыкам [8].
Цена труда выпускников представляется как денежное выражение профессиональной социализации выпускников вузов. Цена труда, как правило, ниже среднерыночной, так как, по мнению работодателя, он вынужден понести дополнительные финансовые траты на дополнительное образование выпускника, так как сказывается наличие существенного разрыва между теоретической подготовкой в высших учебных заведениях и практическими аспектами конкретной трудовой деятельности.
На Международной конференции исследователей высшего образования ректором ВШЭ Я. Кузьминовым озвучена следующая статистика рынка труда выпускников вузов: « 90% студентов технических и инженерных специальностей - «троечники», а студенты платных отделений вообще не конкурентоспособны на рынке труда. Работодателям приходится переучивать 75% выпускников вузов, в то время как 20 лет назад в переобучении нуждались лишь 30-40%. Ежегодные расходы работодателей на доведение до ума выпускников вузов составляют порядка 500 млрд рублей в год» [9].
Такое обесценение труда выпускника вуза является одним из факторов поиска работы не по специальности. Для того, чтобы претендовать на более высокую заработную плату, молодому специалисту необходимо обладать дополнительным образованием (знание языков, знание в области информационных технологий и т.д.).
Однако если рассматривать уровень предлагаемой заработной платы между выпускниками вузов и соискателями с «неоконченным высшим образованием», представляется другая картина. В работах ученых в области трудоустройства выпускников вуза [10] отмечено, что дополнительное влияние на доходы выпускника вуза оказывает качество полученного образования. Этот фактор зависит и от качества предоставляемых образовательных услуг, и от успешности их восприятия со сто-
роны студента.
Согласно теории фильтра (теории образовательных сигналов), авторами которой являются экономисты и социологи А. Берг, М. Спенс, Дж. Стиглиц, П. Уилс, К. Эрроу, образование рассматривается как средство отбора, как устройство, сортирующее людей по уровню их способностей, при этом диплом о высшем образовании является своего рода сигналом, оценивающим способность человека к обучению. Центральная идея этой теории - выдвижение на первый план не производительной, а селективной (информационной) функции образования. В основе этой теории находятся следующие предположения:
образование не увеличивает способности, производительность работника;
люди изначально имеют различные способности;
образование связано с издержками, в том числе моральными;
издержки на образование и способности находятся в обратной зависимости;
издержки на отбор работников и выяснение их истинной производительности для работодателей достаточно высоки [11].
Теория фильтра (теория образовательных сигналов) утверждает, что образование само по себе проявляет те способности, которые уже заложены в человеке. Руководствуясь принципом экономической целесообразности, человек не будет получать высшее образование, если ему необходимо приложить чрезмерные физические и моральные усилия к получению новых знаний и понести финансовые затраты.
С учетом этих образовательных сигналов можно говорить о том, что наличие диплома о высшем образовании является доказательством того, что соискатель готов к умственным усилиям в процессе трудовой деятельности. Это положительно сказывается на выпускниках вуза, так как, оценивая их как соискателей на вакантную должность, не имеющих профессиональных навыков и умений, работодатель ориентируется на уровень полученного диплома, а, следовательно, и оплата труда выпускников вуза по сравнению с оплатой труда соискателей с «неоконченным высшим образованием» будет выше.
Другим образовательным сигналом работодателю об увеличении уровня заработной платы выпускнику вуза является статусность (престижность) вуза. Идея того, что выпускники престижных вузов имеют возможность получить качественное образование за счет высокого уровня профессорско-педагогического состава, совершенной материально-технической базы, заставляет работодателей «платить за диплом» [13].
Анализ опубликованных работ [12], посвященных общим вопросам функционирования и развития рынка труда, отечественных учёных-экономистов Г. Абрамчука, И. Алхасовой, С. Дудникова, А. Коровкина, Л. Костина, Л. Отставновой, Ф. Прокопова, В. Трунина, Л.Чижовой, С. Утиновой в разрезе элементов рынка труда выпускников вуза позволяет нам все элементы рынка труда выпускников вуза классифицировать по группам:
Базовые (основные) элементы представляют основных участников процесса трудоустройства выпускников вуза: работодатель и соискатель вакансии (выпускник вуза);
Второстепенные элементы обеспечивают непрерывность процесса трудоустройства выпускников вуза, объединенные между собой по функциональному назначению;
Элементы-константы присутствуют как на общем рынке труда, так и на локальном «таблица 1».
Таблица 1 - Элементы рынка труда выпускников вуза
Группы Элементы группы Функции
Базовая Выпускник вуза Формирование предложения труда
Работодатель Формирование спроса на труд
Второстепенная Вуз Обеспечивать рынок труда выпускников квалифицированными специалистами (образовательная составляющая локального рынка труда)
Центры подготовки и переподготовки специалистов
Обучающие курсы и семинары
Кадровые агентства Обеспечивать формирование информационного поля рынка труда выпускников (информационная составляющая локального рынка труда)
Рекрутинговые агентства
Электронные базы данных вакансий сети Интернет
Служба статистики
Элементы-константы Центр занятости населения Выступает на рынке как элемент, владеющий информацией как о спросе на труд, так и предложении на труд
Администрация территориального образования Контрольная функция
Отмена государственного распределения выпускников, хотя и была вынужденной мерой в связи с неизбежностью ухода государства из социальной сферы, после приватизации значительной части предприятий еще больше осложнила положение на рынке труда [14]. Дело в том, что государственное распределение являлось связующим звеном между структурами реального сектора экономики и сферы образования, которое во многом определяло содержание образовательных программ [15]. Выпускники вузов столкнулись с проблемой самостоятельного поиска рабочего места, к чему подавляющее их большинство не было готово[16]. Образовался разрыв между вузами и работодателями, в ряде случаев не заполненный до сих пор [17].
Бюджетные средства, выделяемые на подготовку молодого специалиста по конкретной специальности, затрачиваются с крайне низкой эффективностью, в результате чего экономика не получает необходимые кадры, выпускники образовательных учреждений вынуждены переучиваться с учетом требований рынка труда, образовательные учреждения продолжают подготовку специалистов, не востребованных на рынке труда [18-23].
Рынок труда в новых экономических условиях столкнулся с таким явлением, как «инфляция квалификаций», когда специальность работника, зафиксированная в дипломе, не соответствует занимаемой должности. Вопреки ожиданию, что включится механизм саморегуляции, эта ситуация на рынке труда не привела к существенным преобразованиям на рынке образовательных услуг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Разумова, Т.О. Выпускники высших учебных заведений на рынке труда: автореф. дис. ... докт. эконом. наук: 08.00.05 / Разумова Татьяна Олеговна. - М., 2009. - 48 с.
2. Машина, М.В. Экономическая азбука / М.В. Машина. - М.:МИРОС Международные отношения, 1995. - 320 с. Ефимова, Е.А. Рынок труда моногородов: состояние и перспективы / Е.А. Ефимова //
Пространственная экономика. - 2011. - № 1. - С. 119
- 135..
3. Лаврентьев, Г.В., Лаврентьева, Н.Б., Неудахина, Н.А Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. - Барнаул: Алтайского государственного университета, 2004. -156 с.Исмагилова, Ф.С. Управление конкурентоспособностью в инновационной среде / Ф.С. Исмагилова // Среднее профессиональное образование. - 2009. -№ 3. - С. 19 - 21.
4. Сотникова, С.И. Конкурентоспособность рынка труда: генезис социально-экономического содержания / С.И. Сотникова // Маркетинг в России и за рубежом.
- 2006. - №2. - С. 95 -107.
5. Шатохин, А.Г. Теоретическая модель конкурентоспособности работника / А.Г. Шатохин // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2000. - № 2. - С. 26 - 31.
6. Борисова, О.В., Миляева, Л.Г. Основные направления повышения конкурентоспособности выпускников ВУЗов на рынке труда / О.В. Борисова, Л.Г. Миляева // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). -2009. -№ 5(67). - С. 157-161.
7. Вирина, И.В. Формирование и развитие конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда: автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 / Вирина Ирина Владимировна. - М., 2007. - 24 с. Практикум по социально-психологическому тренингу / под общ.ред. Б.Д. Парыгина.^3-е изд., перераб. и доп. - СПб., 2001. - 352 с.
8. Киржбаум, О.В. Повышение конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда: организационный аспект: автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 / Киржбаум Ольга Владимировна. - Омск, 2007. - 26 с.
9. Львов, Л.В., Перевозова, О.В. Феномен конкурентоспособности в профессиональном образовании менеджеров / Л.В. Львов. О.В. Перевозова // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 1(20). - С. 169-178.
10. Разумова, Т.О. Выпускники высших учебных заведений на рынке труда: автореф. дис. ... докт. эконом. наук: 08.00.05 / Разумова Татьяна Олеговна. - М., 2009. - 48 с.
11. Грейбил, М.М. Социальный и человеческий капитал как факторы благосостояния и развития: автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 / Грейбил Марк Максимович. - М., 2003. - 28 с. Авраамова, Е.М., Верпаховская, Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания / Е.М. Авраамова, Ю.Б. Верпаховская // Социологические исследования. - 2006. - №4. - С. 37 - 46.
12. Материалы Международной конференции «Исследования в области высшего образования». -Москва, 2010.
13. Разумова, Т.О. Выпускники высших учебных заведений на рынке труда: автореф. дис. ... докт. эконом. наук: 08.00.05 / Разумова Татьяна Олеговна. - М., 2009. - 48 с..
14. Капелюшников, Р.И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы: критический анализ / Р.И.Капелюшников. - М.: Наука, 1981. - 286 с.
15. Ильина, Е.Г. Развитие человеческих ресурсов с точки зрения теории человеческого капитала и теории образовательных сигналов / Е.Г. Ильина // Вестник Дагестанского научного центра. - 2009. - №35. - С. 77-80.
16. Чистяков, В.В. Исследование динамики регионального рынка труда: автореф.дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 / Чистяков Вячеслав Викторович. -
Саратов, 2006 - 20 с.
17. Иванова Т.Н. Региональные особенности социально-трудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ) Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 10. С. 81-85.
18. Иванова Т.Н. Социально-трудовая мобильность современной молодежи: состояние и перспективы (региональная специфика) диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / ГОУВПО «Саратовский государственный университет». Саратов, 2011.
19. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 70-72.
20. Бекоева М.И. Формирование профессиональной мобильности студентов как важная составляющая про-
блемы трудоустройства выпускников вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 27-30.
21. Иванова Т.Н. О структурных элементах социально-трудовой мобильности молодежи на рынке труда // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 15-18.
22. Самиева О.Б., Сбитнева А.Н. Психолого-педагогические проблемы академической мобильности в современной системе образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 57-60.
23. Бураева В.Г. Сущность и содержание профессиональной мобильности студентов как педагогической категории // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психо-
© 2015
roraa. 2014. № 3. C. 51-54. A LABOR MARKET OF GRADUATES UNDER MONOSTRUCTURAL ECONOMY:
SOCIOLOGICAL ASPECT
A.P. Levina, Competitor of the Department "Sociology" Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. The transformation of the socio-economic relations, connected with the transition of the Russian economy on an innovative path of development, priority takes highly skilled really demanded in the civil industry, defense industry, high-tech manufacturing, and in industries that define thecountry'scompetitiveness. Education and science ensurethe availability oftrained and qualified personnel able to quickly and effectively implement in Russia, new and innovative projects. At the same time it is important thatgraduates still being trained invocational education, acquired competencies demanded inthe innovation economy. Thelabor market provides an efficientuse oflabor resources oftheterritory, increasing notonly economic growth,but also the level of material well-being of the population. Cities monostructural economies dependent on external social and economic factors, where the mainburden of the negative impact of falls on the social aspect of the city. For the most part it graduates are at risk on the employment in the territory of company towns. The existing structure technology employment of college graduates in monotown pronounced asymmetry of information does not allow them to realize their creative and personal and professional potential. The state policy in the field of employment of university graduates provides network process control system of employment, where the network elements are presented centers promote employability of graduates, whose activities are organized in high schools. Arrangements for the employment of college graduates with government funding aimed at temporary employment or involvement of this category of citizens in public works. The university in the knowledge economy by implementing the scientific, education and innovation, is an active member of the local labor market: employers need to provide for experts; It provides an opportunity to obtain additional education; participates in the process of employment of college graduates, including both employers. Participating in the process of employment on the local labor market, the educational process of the university and its content is transformed to the practical implementation of the acquired knowledge, thereby reducing the time to obtain theoretical knowledge. Functional congestion institution in the socio-economic system reduces the effectiveness of his involvement in the education market as the "supplier" of basic knowledge, which are the basis of innovative economy.
Keywords: market, labor, graduate, society, markets, universities, education, science, resources, economy, innovation, knowledge, finance, services, career, employers, attitude, need, frames.