Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(Supplement 3) https://elibrary.ru/ixctdh https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3
«HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS: HISTORY AND MODERNITY»
93
САМООЦЕНКА ЗНАНИЙ ПОДРОСТКОВ КАК ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Филькина О.М., Долотова Н.В., Воробьева Е.А., Бобошко А.В.
Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова Минздрава России, Иваново, Россия
Ключевые слова: подростки; самооценка; информированность; здоровый образ жизни
Актуальность. При формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) информационная готовность и мотивация к ведению ЗОЖ имеют особое значение у подростков, когда происходит становление личности, вырабатываются индивидуальный стиль поведения и активности в ЗОЖ. Цель: определить информированность подростков по вопросам формирования ЗОЖ.
Материалы и методы. Проведено анкетирование 366 подростков 15-17 лет, обучающихся в общеобразовательных школах, позволяющих оценить их знания по основным темам формирования здоровья и ЗОЖ. С помощью анкеты для самооценки знаний по этим же темам проведено сравнение их самооценки с реальным уровнем знаний.
Результаты. Установлено, что подростки 15-17 лет достаточно хорошо информированы по вопросам личной безопасности и профилактики травматизма (88,3% правильных ответов), здорового питания (86,1%) и личной гигиены (85,5%). Низкая информированность выявлена по темам оптимальной двигательной активности (68,3%), школьных факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье (72,2%), режима дня (73,8%). При анализе изменений самооценки выявлено, что подростки выше всего оценили свои знания о режиме дня и личной гигиене (по 4,9% балла), ниже всего — знания о школьных факторах, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье (3,9 балла). При этом нами были выявлены противоречия, связанные с высокой самооценкой подростками режима дня и оптимальной двигательной активности, которые не соответствовали их реализации в школе и дома.
Заключение. Недостаточная информированность подростков по вопросам формирования ЗОЖ при завышенной самооценке свидетельствует о необходимости непрерывной информационной работы для повышения информированности
и формирования навыков ЗОЖ.
* * *
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Хамцова Р.В., Гаврюшин М.Ю.
Самарский государственный медицинский университет Минздрава России, Самара, Россия
Ключевые слова: физическое развитие; дошкольный возраст; региональные особенности
Актуальность. В условиях роста школьно-обусловленной заболеваемости приобретает особую значимость подход к здоровью детей, направленный на первичную профилактику отклонений и заболеваний. Информативным инструментом
надзора за благосостоянием детей при этом выступает оценка физического развития как основного показателя общего уровня здоровья детского населения. Актуальным является анализ региональных особенностей физического развития детей отдельных регионов. Цель: определение региональных особенностей физического развития детей дошкольного возраста в Самарской области.
Материалы и методы. Одномоментно обследовано 1585 детей дошкольных образовательных организаций Самарской области при использовании метода шкал регрессии. Сравнительную характеристику проводили с антропометрическими параметрами детей других регионов: Архангельской области, Республики Башкортостан, Республики Северная Осетия — Алания, приведёнными в литературе. Различия считали значимыми при р < 0,05.
Результаты. Дети дошкольного возраста Самарской области имеют более высокие значения параметров физического различия по сравнению с детьми из других регионов. При сравнении с Архангельской областью значимая разница выявлена по длине тела практически во всех половозрастных группах, кроме мальчиков 4 и 5 лет 6 мес и девочек 3 лет и 4 лет 6 мес. При этом значимая разница показателей массы тела выявлена для мальчиков и девочек 6 лет 6 мес и мальчиков 3 лет 6 мес, 4 лет 6 мес. Реже наблюдалась значимая разница при сравнении с Республикой Башкортостан — по длине тела мальчиков и девочек 3 лет 6 мес, девочек 4 лет 6 мес и мальчиков 6 лет 6 мес. Значимые различия показателей массы тела выявлены только у мальчиков 3 лет 6 мес. Значимые различия при сравнении с Республикой Северная Осетия — Алания установлены по длине тела всех половозрастных групп детей, кроме девочек 3 лет и мальчиков 5 лет 6 мес и 6 лет, обеих половых групп 3 и 6 лет, девочек 3 лет 6 мес, 6 лет 6 мес и мальчиков 5 лет 6 мес.
Заключение. Выявлены региональные особенности физического развития детей, свойственные разным регионам Российской Федерации. Особенно выраженно они проявляются при анализе показателя длины тела ребёнка. Отсутствие значимых различий антропометрических параметров в большинстве возрастных групп детей одного федерального округа может объясняться схожестью климата (умеренно-континентальный в обоих регионах) и социальных условий, в которых развиваются дети.
* * *
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Храмцов П.И.12, Березина Н.О.1, Антонова Е.В.1, Храмцова С.Н.2
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия; 2Государственный университет просвещения, Москва, Россия
Ключевые слова: первоклассники; школьно-значимые функции; моторная координация; здоровьесбережение
Актуальность. Начало систематического обучения является важным этапом в развитии детей и формировании их здоровья. Успешность адаптации и обучения, а также состояние здоровье детей во многом зависят от уровня развития школьно-значимых когнитивных и моторных функций. Цель: обо-