ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 37.07
Е.Е. Сартакова
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Томский государственный педагогический университет
Последнее десятилетие минувшего века характеризовалось глубокими переменами в социальноэкономических условиях развития отечественной системы образования, в ее правовых основах, в содержании педагогического процесса и др. Одним из важнейших аспектов развития системы образования Российской Федерации является ее регионализация, которая обусловила разграничение компетенций между различными уровнями властных структур, формирование местных образовательных систем (МОС) в целом и становление отдельных элементов в частности (в том числе территориальных сетей, включая локальные сети малокомплектных и малочисленных школ, реализующих различные образовательные услуги).
Постоянно растущие требования со стороны государства и общества в области качества, доступности и эффективности образовательных услуг способствовали формированию новых условий развития местных образовательных систем (переходу на нормативное финансирование; введению государственного контроля за качеством общего образования, развитию содержания образования, внедрению инновационных педагогических технологий и проч.).
Значительное влияние на процесс развития сельских муниципальных образовательных систем оказывали специфические свойства школ, чью деятельность обусловливали такие особенности ОУ, как устойчивость, уникальность эволюции, внутренняя противоречивость в развитии, слабая внешняя и внутренняя интеграция и др.
Механизмы развития муниципальных образовательных систем были определены в ряде государственных документов, в том числе в Законе «Об образовании», концепциях модернизации российского образования на период до 2010 г., предпрофильной подготовки, профильного обучения и др. Документом, определяющим стратегию развития сельских муниципальных сетей и отдельных ОУ, стала Концепция реструктуризации сети ОУ, находящихся в сельской местности.
В то же время потребность в разработке концептуальных основ и механизмов модернизации современных сельских муниципальных образовательных систем обусловлена рядом факторов. Так, слабый уровень развития образовательного права не в полной мере позволил использовать предложенные технологии и механизмы модернизации сельских образовательных учреждений. Задачи профилиза-ции старшей школы и, соответственно, формирование муниципальных образовательных сетей были частично решены в условиях низкой плотности населения, малодоступности, отдаленности, при низком уровне развития технических коммуникаций российской действительности. Малочисленность и малокомплектность образовательных учреждений как специфические элементы региональных и муниципальных образовательных систем РФ определили слабую степень модернизации педагогического процесса в рамках сетевого взаимодействия. Введение нормативного финансирования в силу высоких затрат на обучение детей в сельских школах требовало теоретического обоснования моделей местных образовательных систем.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием объективных тенденций развития российского образования: возрастанием требований государства и общества к деятельности муниципальных образовательных систем на селе в области качества, эффективности, доступности образовательных услуг; необходимостью формирования механизмов развития образования на селе: территориальных сетей, включающих современные модели школ (в том числе малокомплектных и малочисленных), реализующих современные образовательные программы путем использования инновационных образовательных технологий; моделей и технологий подготовки и повышения квалификации педагогов для сельской местности.
Характеристику региональной образовательной системы и сущность принципа регионализации рассматривали в своих работах многие исследователи: М.В. Артюхов [1], Н.Д. Малахов [2], Ю.Т. Ма-
мышев [3], В.И. Проданов [4], Т.А. Фральцова [5] и др.
Создание региональных образовательных систем для современной России имеет особое значение. Этот процесс направлен на сохранение оптимального соотношения и развития социально-политической и культурной независимости территории, а также конкретное преломление в региональных программах, соответствующих целям развития образования в стране и в мире. Через систему образования в регионе должна осуществляться качественная подготовка работников любой сферы, должны идти процессы формирования людей, отвечающих требованиям времени, на качественно новом уровне развития всех общественных сфер. Образование в регионе должно помочь сохранить существующий образ жизни и сохранить уровень общественного производства, культуры и т.д.
Особое внимание привлекает работа Д. А. Новикова [6], который разработал математическую модель региональной образовательной системы. Автор рассматривает возможные подходы к описанию региональной сети. Для Д. А. Новикова элементами РС являются территориальные сети (ТС) - совокупности образовательных учреждений (ОУ), обслуживающие в условиях низкой миграции населения некоторую территорию (административно-территориальное образование), обособленную с точки зрения спроса и предложения на образовательные услуги и выпускников соответствующих ОУ.
На наш взгляд, составной частью РОС являются муниципальные образовательные системы (МОС). Муниципальная образовательная система (МОС) в настоящее время является одним из актуальных предметов педагогических исследований. Можно отметить определенный научный опыт в изучении данной проблемы. Так, вопросами разработки и реализации программ развития занимались Г.П. Афанасьев [7], В.С. Лазарев [8], М.М. Поташник [9] и др.
На основании определений В.М. Артюхова [1] для проведения исследования введем рабочее понятие МОС как совокупности муниципальных (территориальных) образовательных сетей (МС) (в том числе педагогических ассоциаций различного типа), реализующих различные образовательные программы (обладающие территориальной специфичностью), объединенных единой системой пар-тисипативного управления в рамках принадлежности к одной административной единице. Уточняя определение В.М. Артюхова, мы вводим понятие МС как составляющих сельской муниципальной образовательной системы России.
Организационная структура МС разработана специалистами АПКиПРО и включает следующие виды: ядерную, узловую, сотовую, ступенчатую.
При этом авторы указывают, что в настоящее время необходимо создавать новые типы сетей, учитывающих особенности развития социокультурной сферы России: расселения (депопуляция, мелкосе-ленность, поляризация), финансирования сетей (распыление средств, недофинансирование, избыточность), организации взаимодействия (ведомственная разобщенность, административные барьеры, управленческий дисбаланс), управления (институциональный дисбаланс, отраслевой подход к управлению территориями), инфраструктуры (слабое развитие транспортных сетей, коммуникаций, современной связи) [10]. Цель формирования муниципальных образовательных сетей (МС) образовательных учреждений в региональной системе образования (РОС) - создание условий для повышения доступности и качества образования. Особенностью формирования МС Томской области является вариативность их видов (на основе классификации А.М. Цирульникова [11]):
- МС - специализированные педагогические ассоциации (ПА) - традиционные педагогические ассоциации, которые представлены различными моделями учебно-воспитательного комплекса [12,
13];
- МС - нешколоцентрические системы - ПА, где общеобразовательная школа выступает лишь как одно из равноправных звеньев более широкой социально-образовательной системы. К числу таких ОУ стали относится так называемые КОЦ (культурно-образовательные центры), сельские социокультурные комплексы;
- МС классические, основанные на подвозе учащихся;
- МС - выездные школы;
- МС профильного обучения;
- МС - образовательные округа (ОО).
Образовательные округа стали формировать в
различных субъектах Федерации от Москвы до Самары и Томска как механизмы формирования муниципальных образовательных систем. Наиболее известен опыт образовательных округов Самары, Чувашии, Карелии, Москвы и других регионов. Образовательный округ - это различные формы объединения учреждений образования всех уровней (школы различных типов, учреждения дополнительного образования), инновационных организаций. Модели образовательных округов в Томской области были различны (самарская, чувашская, томская (как добровольное сообщество педагогов и учащихся), профильного обучения (с 2004/2005 учебного года), внутрипоселенческие).
В процессе работы с 2002 г. в 13 муниципальных образованиях Томской области созданы в общей сложности 53 образовательных округа. В округах выделено 57 базовых школ, в которых созда-
ются оптимальные условия для обучения сельских школьников. Большая часть сельских ОУ (61 %) обладают качественной материально-технической базой, что способствует качественному выполнению образовательных программ в полном объеме. Только 9 % всех ОУ не реализуют образовательные программы в полном объеме (менее 80 %) в связи со слабым уровнем технического обеспечения. МС объединяют в обязательном режиме отдельные образовательные учреждения (или их филиалы) различного уровня: начальные, основные, средние школы. Классификация отдельных МС связана с целями функционирования. Ввиду инфраструктурной неоднородности муниципальных образований региона можно выделить следующие направления формирования МС - создание муниципальных образовательных сетей (пригородные и центральные районы), моделей отдельных ОУ в рамках внутри-поселенческих ассоциаций, моделей формирования локальных сетей МКШ (отдаленные районы). Развитие сети общеобразовательных учреждений региона определено двумя стратегическими задачами: обеспечение качества образования, соответствующего современным требованиям его стандартизации; обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства обучаемых (45 % ОУ региона являются территориально отдаленными).
Мероприятия по развитию сети общеобразовательных учреждений осуществляются в рамках региональной образовательной политики Томской области, рассчитанной на период до 2010 г., Концепции реструктуризации сети образовательных учреждений, Концепции развития малокомплектных сельских школ Томской области, муниципальных программ реструктуризации сети общеобразовательных учреждений по основным направлениям:
- рационализация сети образовательных учреждений для обеспечения равных возможностей получения качественного образования для разных категорий детей независимо от места проживания и в соответствии с образовательными запросами;
- нормативно-правовое и организационное обеспечение эффективности развития сети образовательных учреждений и их видовой структуры;
- создание механизма систематического обновления содержания образования всех уровней и моделей общеобразовательных учреждений, обеспечивающего стандартизацию содержания образовательных услуг;
- формирование открытого информационного образовательного пространства и интенсивного внедрения информационно-коммуникационных технологий;
- модернизация материально-технической учебной базы;
- осуществление целенаправленного заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических и руководящих кадров.
При этом модели модернизации МС также связаны с характеристикой МОС по признаку принципа территориальной доступности (см. табл.).
Таблица 1
Модели территориальных сетей и малокомплектных школ
Тип района Модели МКШ Модели МС
Приго- родный Начальные, начальные с 5-6 классами, основные ОУ Сетевые, внутри-поселковые, специализированные, свободные
Цент- ральный Начальные, начальные с 5-6 классами, основные, средние ОУ, МКШ разновозрастного обучения, МКШ с частично разновозрастным обучением Сетевые, внутри-поселковые, специализированные (в условиях дистанционного образования)
Отдален- ный МКШ разновозрастного обучения, МКШ с частично разновозрастным обучением Внутрипоселковые, специализированные (в условиях дистанционного образования)
Особое место в формировании МС играют образовательные программы, создание которых и является специфицирующим признаком высокой степени сформированности данной системы в целом. В каждой МС должна быть сформирована система преемственных образовательных вариативных программ, удовлетворяющих различные образовательные потребности населения, в том числе предпрофильного, профильного, профессионального, дополнительного, предшкольного образования. Главным условием достижения нового современного качества общего образования являются глубокая модернизация содержания образовательных программ и внедрение продуктивных (развивающих) образовательных технологий.
Таким образом, в современных условиях, на основе уже сложившегося позитивного опыта, основными механизмами дальнейшего развития региональной образовательной сети являются: оптимизация сети образовательных учреждений, включая количественное сокращение малокомплектных сельских школ в депрессивных поселениях; реализация различных форм предшкольного образования; содержательное и организационное развитие эффективных моделей малокомплектных сельских школ (МКШ); целенаправленная работа по созданию безопасных условий жизнедеятельности школьников.
Поступила в редакцию 06.07.2008
Литература
1. Артюхов М.В. Управление развитием муниципальной системы образования. Томск; Новокузнецк, 1999.
2. Малахов Н.Д. Развитие муниципальных систем управления образованием // Педагогика. 1998. № 7.
3. Мамышев Ю.Т. Организация деятельности МОС в условиях актуализации главных приоритетов образования. Майкоп, 2000.
4. Проданов И.И. Теория и практика управления развитием профессионализма учителей в решении инновационной системы образования. СПб., 1998.
5. Фральцова Т.А. Организация условия становления районного образовательного округа. Кемерово, 1999.
6. Новиков Д.А. Модели и механизмы управления развитием РОС. М., 2001.
7. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1981.
8. Лазарев В.С. Управление школой: теоретические основы и методы. М., 1997.
9. Поташник М.М. Управление качеством образования. М., 2000.
10. Механизмы формирования муниципальных образовательных сетей. М., 2007.
11. Цирульников А.М. Инновация в сельской школе // Инновационное движение в российском школьном образовании. 1997; Цирульников А.М. Педагогические основы вариативной организации сельской школы. М., 1992; Цирюльников А.М. Сельская школа. Проблемы и перспективы развития. М., 1994.
12. Зеленова Т.Г. Педагогизация среды в условиях села. Ярославль, 1998.
13. Корнев С.М. Педагогические условия и средства поддержки социализации личности в комплексном центре развития КПН. Тюмень, 2000.
УДК 37.013.8
Б. С. Желдыбаева
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ - ЗАЛОГ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ИХ ЛИЧНОСТИ
Школа-гимназия № 5, Казахстан, ВКО, г. Семей
Современный образовательный процесс предполагает технологизацию обучения. Все виды новых педагогических технологий опираются на развивающие виды деятельности. Вне обучения не может быть полноценного развития. В процессе обучения необходимо учитывать особенности уже достигнутого уровня развития, опираться на него.
Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках, в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.
На становление личности в первую очередь оказывают влияние национальные порядки, а затем уже все интернациональные. Это играет свою положительную роль и в процессе познания.
Организация образовательного процесса протекает тем успешнее, чем у большего количества обучаемых удалось возбудить и развить познавательный интерес. В этом случае познавательный интерес - «стремление больше знать» - становится одним из ведущих мотивов учения. Не случайно проблема познавательного интереса издавна привлекала внимание педагогов. Ей уделяли большое внимание в своих работах основоположники педагогики Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А. Дис-тервег.
Интерес является одним из важнейших стимулов к учению, познанию нового. Под его влиянием развивается интеллектуальная активность, совершенствуется память, обостряется работа воображения, восприятия, повышаются внимание, сосредоточенность.
Познавательный интерес определяет положительное отношение ученика к учению в целом и к изучению отдельных предметов. Если учителю удается пробудить интерес к своему предмету, то создаются предпосылки для самостоятельной творческой работы учащихся: они будут стремиться к знаниям, преодолевать разнообразные трудности на пути их приобретения.