УДК: 378.046.4; 378.1
Е. Е. Сартакова
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В предложенной работе исследуются общие историко-педагогические тенденции развития муниципальных образовательных систем России, специфика сельских систем образования, тенденции реализации идей доступности, качества и эффективности в процессе структурных комплексных изменений в 2002-2009 гг., тенденции процесса формирования сетей образовательных учреждений в рамках комплексного проекта модернизации образования (на примере Томской области).
Ключевые слова: историко-педагогические тенденции развития муниципальных образовательных систем России, специфика сельских систем образования, тенденции реализации идей модернизации.
Изменения, происходящие в социально-экономическом устройстве России с начала 90-х годов, обусловившие реформирование сферы образования, предполагают коренную его модернизацию. При этом потребность в структурном изменении приводит к необходимости смены его целей. Целевыми ориентирами постепенно становятся: формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения; практика социализации и воспитания подрастающего поколения с учетом общечеловеческих ценностей и ценностей национальной культуры; превращение образования в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечивать развитие личности и развитие местных общественных систем при условии корпоративного взаимодействия между всеми социальными институтами.
Современная фаза модернизации образования России (2000-2010) базировалась на определенных философских и педагогических основаниях.
Процесс концептуального обоснования ведущих идей комплексных структурных изменений осуществлялся на всех этапах современной фазы модернизации образования в России, что приводило к необходимости коррекции содержания инноваций и уточнения технологий их реализации на региональном, муниципальном, школьном уровнях. Теоретическое обоснование ведущих идей модернизации общего образования (одновременно выступающих целями и принципами) осуществлялось в процессе самих структурных изменений. Обоснование их на базовом уровне можно датировать 2007 г. (в процессе комплексного проекта модернизации образования (КПМО)).
Реализация ведущих идей модернизации носила вариативный характер в рамках направлений, средств, темпов, форм ввиду национально-региональной, инфраструктурной, демографической специфики.
Специфические характеристики сельских муниципальных образовательных систем определяются
типами муниципальных образовательных систем (МОС) (М. В. Груздев), признаками вариативности видов образовательных сетей (на основе классификации А. М. Цирульникова), мультисетевого взаимодействия, особенностями расселения (депопуляция, мелкоселенность, поляризация), финансирования, организации взаимодействия (ведомственная разобщенность, административные барьеры, управленческий дисбаланс), управления (институциональный дисбаланс, отраслевой подход), инфраструктуры (слабое развитие транспортных сетей, коммуникаций, современной связи).
Идеологической основой разработки тактики модернизации сельских образовательных систем являлись: Закон РФ «Об образовании» [1]; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [2]; Концепция модернизации педагогического образования [3]; Концепция реструктуризации сети ОУ, находящихся в сельской местности [4]; Концепция профильного обучения [5]; концептуальные документы Национального проекта «Образование», впоследствии Комплексного проекта модернизации образования. На основе этих документов были разработаны методики комплексных структурных изменений, применение которых было зачастую затруднено ввиду их инвариантности, которая выражалась в использовании традиционных форм и методов становления современного инновационного образования.
Формирование постиндустриального общества в России как сетевой социальной структуры напрямую обуславливает потребность в создании новой модели образования, которая смогла бы обеспечить переход к новому типу социального развития (т. е. послужить некоторым пусковым механизмом указанных процессов). Соответственно, уровню развития потребностей новой сетевой социальной структуре российского общества должна соответствовать и форма деятельности самой образовательной системы и ее компонентов на региональном, муниципальном уровнях.
В ходе реализации многочисленных проектов сельские системы образования в целом, школы в
частности, так и не решили традиционными способами противоречие между образовательными потребностями сельского социума, формируемого в том числе и со стороны государства, и недостаточным уровнем качества, доступности, эффективности вариативных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями (ОУ).
В рамках повышения доступности образования не были созданы условия для предоставления возможностей равного доступа, выбора вариативных образовательных услуг не только общего базового, но и углубленного, профильного, предшкольного, дополнительного, инклюзивного образования, пси-холого-педагогического сопровождения процесса обучения сельских школьников ввиду безальтерна-тивности сельских ОУ, низкой степени развитости дистанционного общего образования.
В настоящее время в МОС затруднен переход на компетентностно-ориентированные образовательные программы, а их составляющие - программы социализации и воспитания - носили достаточно поверхностный характер, что сказывалось на уровне адаптации школьников к современной жизни.
При повышении эффективности образовательного процесса сложилась ситуация, когда высокая стоимость образовательной услуги, оказываемой большинством сельских ОУ, не соответствовала ее качеству, а внешние и внутренние возможности реструктуризации были исчерпаны. При этом более 70 % всех школ сельской местности (малокомплектные, малочисленные, отдаленные ОУ) вообще слабо адаптировались к новым финансово-экономическим условиях функционирования.
Это обусловило задачу разработки и реализации новых организационных, технологических, инфраструктурных форм организации образования. В условиях сетевой структуры современного российского общества решение данного класса задач, видимо, должно быть связано с инновационными формами организации образования - сетевым взаимодействием сельских ОУ.
Выявление особенностей современной стадии модернизации образования в качестве основы способствовало определению сущностных характеристик сетевого взаимодействия сельских ОУ:
1. Управленческие: наличие целостностных многоцентровых объединений ОУ (по Ю. Хабермасу), формирующихся через самостоятельную позицию в рамках решения конкретных задач под основополагающие идеи; формирование единого комплекса взаимоувязанных стратегий развития ОУ; фрактальная (дробная) структура сети ОУ (согласно мнению В. В. Шульговского) при сохранении свойств самоподобия («автомодельности») и системы взаимодействия; смягченная и расщепленная должностная иерархия (А. В. Олескин) при четком
распределении полномочий с широкой взаимопе-рекрывающейся специализацией всех членов сети (по А. А. Богданову); эффективные внутрисетевые каналы коммуникаций, которые позволяют синхронизировать процессы, происходящие в различных частях сетей (Г. И. Петрова), открытость по отношению к внешней и внутренней средам (Ш. Е. Вак-ег), т. е. «установление широких, многомерных связей коммуникации», а также «спонтанность» -«свободное формирование, текучесть, постоянное изменение» структуры сетевого взаимодействия.
2. Педагогические: единая взаимоувязанная
многоцентровая (со специализированными на определенных проблемах центрами) система организации профессионального роста педагогов и менеджеров на рабочем месте; предоставление одинакового уровня и качества образовательных услуг для всех обучающихся сетевой формы организации образования путем реализации пакета сетевых вариативных образовательных программ; свободно сформированная модель реализации вариативных специализированных воспитательных программ, направленных на организацию взаимодействия всех школьников, обучающихся в ОУ, - членах сетевой организации; открытый способ организации мониторинга качества образовательных услуг, координируемый и добровольно осуществляемый членами сетевого взаимодействия в целях коррекции их уровня и качества.
3. Организационные: взаимоувязанные модели доступа к сетевым образовательным программам (в том числе осуществление подвоза, открытие интернатов и др.); нормативно-правовое обеспечение процесса реализации вариативных сетевых образовательных программ; финансово-экономическое обеспечение, в том числе и с использованием механизма оценки стоимости сетевой образовательной услуги.
Все это позволило выявить и обосновать концептуальные основания сетевого взаимодействия сельских школ для решения задач модернизации образования.
Цель сетевого взаимодействия ОУ на селе в условиях модернизации образования - создание действенного механизма внедрения ведущих идей о современном образовании постиндустриального (информационного) общества, соответствующего запросам инновационной экономики.
Ведущие идеи модернизации связаны с повышением доступности, качества, эффективности образовательных услуг. Идея повышения доступности образовательных услуг представлена как механизм соблюдения принципа социальной справедливости - равного права обучающихся на реализацию вариативных образовательных программ всех уровней, типов и видов - определялась через поня-
тие географической, содержательной доступности всех уровней образования, в том числе и для социально уязвимых групп населения, с позиции материально-технического оснащения, педагогического, интеллектуального и др. ресурсов образовательного учреждения. Повышение качества образования есть совокупность свойств и характеристик ресурсно-обеспеченного образовательного процесса, которые придают ему способность удовлетворять потребности в знаниях, умениях, навыках, сформированных различных компетентностях, уровне воспитанности обучающихся, обеспеченных соответствующими условиями реализации. Эффективность образования может быть сформулирована как система оптимального использования ресурсов для получения наиболее высокого качества реализации вариативных (основных, дополнительных) образовательных программ и внеурочной деятельности.
Концептуальные аспекты целеполагания процесса формирования современной модели образования обуславливаются потребностями общества и его социальных институтов, отдельных социальных групп, современной личности.
Ведущим требованием общества и, следовательно, государства к образованию является формирование человеческого потенциала (О. И. Гени-саретский, Н. А. Носов, Б. Г Юдин (1996); В. Ж. Келле (1997); Н. Н. Авдеева, И. И. Ашмарин, Г. Б. Степанова (1997), А. А. Попов (2009)) как интегральной антропологической характеристики, описывающей способность человека выстраивать рефлексивное отношение к собственным наличным качествам и ресурсам и формировать проект своего настоящего и будущего. Такая антропологическая характеристика адекватна бытию человека в культуре постмодерна и в обществе, организованном как система открытых социальных сетей.
Для отдельных страт наиболее актуальным является решение проблемы подготовки человека к жизни в условиях сетевой структуры современного российского социума. Модель современного гражданина определяется через совокупность качеств личности, готовой осуществлять гражданские права и нести обязанности перед обществом в рамках свободных коммуникаций с большим количеством людей, при необходимости посредством интернет-технологий.
Для личности в системе образования сетевой организации преимущество остается за формированием навыков обеспечения «качества жизни» как комплексной характеристики готовности человека обеспечить высокое качество образования, культуры, среды обитания (экологии), социальной, экономической и политической организации общества при высоком уровне сохранения самого
«я». Таким образом, готовность к управлению качеством жизни включает в себя управление развитием личности на основе процессов социализации, в первую очередь в рамках семьи и образования, управление качеством среды жизни, образования, здоровья и др.
Триединая модель целеполагания сетевого взаимодействия обеспечивается механизмами доступности, качества, эффективности образовательных услуг, адекватных инновационной экономике современного сетевого общества.
Реализация названных целей предполагает оп-ределенние требований к новому состоянию сети учреждений общего образования, которая должна обеспечить решение актуальных задач модернизации образования:
1. Обеспечение пространственной доступности услуг, предоставляемых сетью: сохранение сельских начальных школ, в том числе малокомплектных школ (МКШ), в каждом селе; сохранение отдаленных сельских основных и даже средних школ, в том числе МКШ, малочисленных школ (МЧШ). При этом необходимо педагогический процесс в такого типа ОУ модернизировать как с точки зрения развития ребенка в частично закрытом образовательном пространстве, так и с материально-технических, финансовых аспектов.
2. Реализация возможности выбора образовательной программы, что обуславливает необходимость объединения сельских ОУ, социума для формирования пакета сетевых вариативных образовательных программ, в том числе профильных.
3. Обеспечение необходимой концентрации и целевого распределения ресурсов (человеческих, информационных, материальных, финансовых), что предполагает целевую концентрацию ресурсов одного типа в одной институциональной форме, изменение сегодняшней структуры сети общего образования, характеризующейся низкой специализацией элементов и подэлементов сети.
Реализация названных целей формирования сетевого взаимодействия сельских ОУ для решения задач модернизации общего образования базируется на ряде основных моментов:
— качество образования обеспечивается не отдельными учреждениями, а сетью образовательных учреждений;
— ликвидация «статуса» безальтернативности сельских ОУ;
— внутрисетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений с другими учреждениями, т. е. межведомственное взаимодействие;
— рационализации использования ресурсов сети общеобразовательных учреждений способствует специализация учреждений или их крупных структурных подразделений;
— стандартизация требований к выходу на каждой ступени внутри сети ОУ.
Основным содержанием понятия сетевого взаимодействия ОУ является синхронизация процессов для получения запланированных результатов, итогов, состояний, которая повышает скорость и связность сети.
Основу сетевого взаимодействия ОУ как конструкции составляют: система отношений между ОУ по вопросам реализации образовательных услуг и организации профессионального роста педагогов (включая управление, распределение/присвоение ответственности, отношений собственности, предметов ведения, регламентов принятия решений, схемы финансирования); распределенность ответственности и работ по реализации сетевых образовательных программ по участникам сети; узлы сети (ОУ); нормативно-правовое и организационно-техническое обеспечение.
Особенности сетевой организации сельских ОУ, ее функционирования и развития в условиях сельской местности проявляются в усложнении и диверсификации сети образовательных учреждений, усиливающейся дифференциации типов и видов учебных заведений общего образования, сопровождающейся процессами интеграции (создание образовательных комплексов), отходом от «школоцентрической» модели организации общего образования, использовании образовательных ресурсов других ведомств и социальных институтов, а также образовательного потенциала местного сообщества, переориентации общего образования на запросы рынков труда.
Принципы формирования сетевого взаимодействия сельских ОУ:
1. Принцип опережающего развития образования применяется как адекватный ответ на запросы, обусловленные направлениями социально-экономического развития муниципальных образований (МО) и означает мобильную переориентацию системы образования на подготовку человека к жизни в быстро меняющихся условиях интенсивного развития социальных и экономических процессов и нового качества жизни, готового оперативно предложить свое участие, отвечая на запросы общества и рынка труда.
2. Принцип комплексности и интеграции определяет процесс формирования сельских образовательных сетей (ОС), результатом которого станет формирование системы образования на селе, основанной на взаимосвязи отдельных элементов этой системы.
3. Принцип связанности. Формирование сетевого взаимодействия ОУ тесно связано с программами развития муниципальных образований и основывается на учете их специфики.
4. Принцип кооперации и сотрудничества означает организацию сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений для достижения совместной цели (повышения эффективности и качества общего образования) при разделении функций, обязательств между образовательными учреждениями. Развитие системы образования объединяет все заинтересованные стороны независимо от их принадлежности и формы собственности и направлено на развитие конкуренции и образовательной среды МО.
5. Принцип опережающего развития ОС.
Данный принцип означает мобильную переориентацию ОС на подготовку человека к жизни в быстро меняющихся условиях развития экономических и социальных процессов, адекватный ответ на запрос общества.
6. Принцип непрерывности образования.
Современный мир характеризуется переходом к
глобальным процессам, важнейшую роль в которых будут играть знания человека и основанные на них компетенции. Непрерывное образование человека в течение всей его жизни является фактором мобильности общества, его готовности к прогнозируемым изменениям. Предоставление государством и обществом возможностей человеку постоянно развиваться и образовываться вне зависимости от возраста, состояния здоровья и других факторов способствует гармонизации общественных отношений через справедливое перераспределение знаний как основного капитала человека. Обладание капиталом знаний позволяет человеку эффективно организовать собственную жизнь и управлять ею, обеспечивает права всех на самореализацию.
7. Принцип инновационности. ОС осуществляют внедрение новых технологий в обучение, выработку новых идей и решений, их распространение.
8. Принцип открытости. ОС учитывают глобализацию экономики и образования и расширение международной сети сотрудничества.
9. Принцип многообразия. Многообразие это:
— расширение количества образовательных программ в сельских ОС;
— расширение различных форм обучения;
— применение различных современных учебных методик;
— увеличение возможностей заниматься спортом и в кружках по интересам, чтобы обеспечить физическое и духовное развитие населения.
Технологическое обеспечение формирования моделей ОС связано с классификацией образовательного пространства сельских территорий (М. В. Груздев) с учетом национально-территориального фактора. Модели формирования ОС тесно связаны с геоэкономической характеристикой территории.
Наибольшее значение для проектирования территориальных сетей имеют следующие расселен-ческие структуры:
— находящиеся в буферной зоне городов с высокоинтенсивным сельским хозяйством при очевидном влиянии города;
— отдаленные и сохраняющие традиционные сельскохозяйственные функции в сочетании с отраслевым природопользованием;
— эволюционизирующиеся в рамках перехода сельских населенных пунктов в агрорекреацион-ные поселения; отмирающие «дистрофные» населенные пункты, утратившие прежние хозяйственные функции.
Характеристика расселенческих структур позволяет выделить три группы ОС: пригородные, центральные, отдаленные. При этом в пригородных МОС преобладают второй-третий типы расселения, в центральных - третий-второй типы, а в отдаленных - первый-четвертый типы поселений.
Организационные модели ОС могут быть классифицированы по принципу развития социокультурной сферы - сети, учитывающие особенности:
— расселения (депопуляция, мелкоселенность, поляризация);
— финансирования (распыление средств, недофинансирование, избыточность);
— организации взаимодействия (ведомственная разобщенность, административные барьеры, управленческий дисбаланс);
— управления (институциональный дисбаланс, отраслевой подход к управлению территориями);
— инфраструктуры (слабое развитие транспортных сетей, коммуникаций, современной связи).
Организационная структура ОС включает следующие виды: ядерную, узловую, сотовую, ступенчатую.
Формы ОС обусловлены особенностями их структуры и могут быть представлены следующими конструкциями:
— всероссийский, региональный уровень: различного вида «школы» (в том числе и летние выездные), деятельность которых направлена на реализацию дополнительных образовательных услуг; сети дистанционного образования;
— региональный уровень: сети дистанционного, дополнительного образования; областные школы сетевого характера (для детей с особыми нуждами, одаренными детьми), сети ОУ, направленные на развитие школьников и организацию внеурочной деятельности (проектные школы, развивающие школы типа «Математика. Педагогика. Интеллект»;
— муниципальные образовательные сети: классические (основанные на подвозе обучающихся); межмуниципальные и муниципальные образова-
тельные округа, сети ресурсных центров, профильные муниципальные образовательные сети.
ОС объединяют в обязательном режиме отдельные образовательные учреждения или их филиалы различного уровня: начальные, основные, средние школы. Классификация отдельных ОС связана с целями функционирования. В концепциях пред-профильной подготовки и профильного обучения выделяют муниципальные образовательные сети (в малых образовательных системах они совпадают с понятием и структурой МОС). Кроме того, можно выделить ОС, связанные с подвозом учащихся из сел, в которых нет ОУ. В данном случае идет кооперация не ОУ, а субъектов образовательного процесса, которая поддерживается ресурсно. Одним из видов ОС являются различного вида выездные школы, т. е. временные объединения учреждений образования с определенной целью, например, выездные летние школы, школы одаренных детей и др. и центры дистанционного образования.
В структуру сельских ОС также входят различного уровня государственно-общественные органы управления образованием. Важнейшей задачей является модернизация самой модели управления муниципальной образовательной системой. Управление - функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели. Управление должно осуществляться на основе интеграции всех педагогических средств, которыми располагает образовательная среда. Предметом специального управленческого внимания становится вопрос гармонизации двух режимов, в которых ОС существует (функционирование и развитие), так как процесс изменений никогда не может быть завершен и приобретает перманентный характер. Отсюда вытекает необходимость удерживания вертикальных иерархических связей, без чего невозможна реализация единой образовательной стратегии и одновременно терпеливого формирования связей горизонтальных.
Все, что связано с поддержанием нормального, стабильного режима функционирования, управляется через вертикальные связи: вопросы финансово-хозяйственной дисциплины, грамотное распределение государственных средств, охрана жизни и здоровья детей, ведение школьной документации, отчетность, контроль за выполнением государственных стандартов образования на ключевых переходных этапах образования.
В процессе модернизации системы образования предстоит, во-первых, обеспечить открытость образования, во-вторых, перейти к модели взаимной ответственности в сфере образования, усилению роли всех субъектов образовательной политики и
их взаимодействия. Необходимо расширить участие общества в выработке, принятии и реализации управленческих решений в образовании.
Направления формирования сетевого взаимодействия сельских ОУ
В области повышения качества и эффективности образования - реализация сетевых образовательных программ.
Образовательная программа представляет собой организационно-педагогическое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с разными образовательными потребностями и возможностями установленных стандартов образования.
В рамках повышения принципа доступности необходимо ставить задачу формирования спектра вариативных образовательных программ, учитывающих специфику развития обучающихся и их заказ ОУ. Сельские МОС и соответственно ОУ способны удовлетворять данные требования только в условиях сетевого взаимодействия всех образовательных учреждений, что обуславливает потребность в создании сетевых образовательных программ.
В условиях перехода к стандартам общего образования второго поколения образовательные программы (кроме квалификационной характеристики выпускника, требований к уровню его подготовки, описаний специфики учебного плана, положений о промежуточной и итоговой аттестаций, программно-методического обеспечения) неразрывной частью входят требования к ресурсному обеспечению образовательного процесса и система нормативов.
Образовательные программы тесно связаны с модернизацией содержания образования и являются механизмом реализации принципов доступности (обеспечение равного доступа к освоению вариативных образовательных программ) и качества.
В области повышения доступности образования - формирование моделей современных ОУ, предшкольного, профильного, инклюзивного, дополнительного образования (в очной и дистанционной формах) в сельских образовательных сетях.
В настоящее время можно выделить порядка 15 классификаций сельских ОУ [6] при том, что на основании Письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 17.02.1997 г. № 150/14-12 «О наименованиях государственных и муниципальных образовательных учреждений», Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 г. № 79 утвержден список типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений, одним из которых является ОУ [7].
В то же время специфика национальной образовательной системы (преобладание небольших сельских школ [6]) обусловливает необходимость формирования целого спектра различных моделей учреждений и механизмов их развития.
Все виды ОУ можно классифицировать по принципам численности учащихся, реализуемым образовательным программам, эффективности использования ресурсов. Для села характерно деление ОУ на крупные, малочисленные (МЧШ), малокомплектные сельские школы (МКШ). Для районов Сибири характерны и отдаленные сельские школы, которые могут быть любыми по численности. Основанием для выделения отдаленной школы в качестве самостоятельной является малая эффективность организации учебно-воспитательного процесса, т. е. высокая стоимость обучения школьника, что заставляет задуматься над механизмом модернизации отдаленной сельской школы (ОСШ).
Введение новых финансово-экономических механизмов требует разработки инновационных педагогических моделей ОУ, а существующее законодательство является тормозом для утверждения этих моделей и внедрения соответствующего финансирования.
Можно выделить основные направления модернизации ОУ: развитие дидактической модели; формирование современной воспитательной системы; создание инновационной системы управления и изменение ресурсного обеспечения в рамках формирования программ развития, механизм формирования которых широко описан в современной педагогической литературе.
В структуру ОС могут быть включены следующие модели сельских ОУ (на основе работ М. П. Гурьяновой, Б. Кугана, В. Фральцовой, В. М. Артюхова и др.), различающихся по срокам обучения и видам реализуемых образовательных программ в рамках организационно-педагогической структуры: начальные школы (НОШ): ДОУ - НОШ, НОШ - предшкола; НОШ на дому, НОШ - дом учителя, нОш - филиал ООШ, НОШ - филиал сОш, НОШ - филиал сельского социокультурного комплекса, НОШ с 5-6 классами, прогимназия; основные школы (ООШ): ООШ как филиал СОШ, ДОУ - ООШ, ООШ с филиалами НОШ; средние школы (СОШ): ДОУ - СОШ, СОШ с филиалами НОШ или ООШ, предшкола - СОШ, сельский учебный комплекс, сельская гимназия, сельский лицей, школа с углубленным изучением отдельных предметов, профильная школа (многопрофильная модель ОУ; однопрофильная (широкопрофильная); внутришкольная на основе использования технологии разновозрастных групп; внутришкольная на основе использования межпредметных связей; модульная; практико-ориентированная модель; уни-
версального обучения)), сельский учебно-воспитательный комплекс, сельский социокультурный комплекс, сельская школа полного дня, агрошкола, агролицей.
Несмотря на реструктуризацию значительного количества малочисленных учреждений, удельный вес сельских малокомплектных школ (в частности, с наполняемостью до 120 человек) в сети функционирующих образовательных учреждений Российской Федерации продолжал неуклонно увеличиваться. Оптимизация деятельности и развитие МКШ будут способствовать формированию ОС, МОС в целом.
Организация предшкольного образования ориентирована на создание внутрипоселковых образовательных сетей, направленных на предоставление дошкольных образовательных услуг в следующих формах: группы полного дня; группы кратковременного пребывания; группы предшкольного образования.
Организация профильного образования в сельских образовательных сетях будет направлена на реализацию следующих моделей:
— внутришкольные (разновозрастные, на основе индивидуальных образовательных программ, принципа модульности, широкопрофильные модели);
— муниципальные образовательные сети на базе ресурсного центра, в условиях консорциума, некоммерческих организаций;
— региональные образовательные сети: дистанционные профильные школы, школы психологопедагогического сопровождения индивидуальных образовательных программ школьников.
Условия формирования сетевого взаимодействия сельских ОУ для решения задач модернизации образования:
— технология формирования сетевого взаимодействия сельских ОУ, представленная в виде алгоритма: переход в инновационный режим развития ОУ в рамках формирования современных педагогических моделей учреждения - создание педагогических ассоциаций различного типа - организационное и правовое оформление образовательных сетей - формирование современных подсистем управления сетевым взаимодействием - становление сетевой модели организации профессионального роста педагогов и менеджеров, организация взаимодействия по формированию и реализации сетевых образовательных, воспитательных программ;
— разработка сетевых образовательных программ ОУ с учетом национально-региональной специфики сельских территорий России.
Систематика сетевых образовательных программ может быть составлена по вариативным основаниям (уровни усвоения программ, форма орга-
низации содержания и педагогической деятельности, целевое обеспечение индивидуальных, частных потребностей творческого развития обучающегося в системе дополнительного образования, длительность разрешения задач обучения, уровень образованности, область использования в рамках базисного учебного плана);
— кадровое обеспечение формирования сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений, направленное на создание условий для профессионального роста педагогов (развитие содержания профессионального роста менеджеров и педагогов по вопросам сетевого взаимодействия сельских ОУ, адаптация и использование практикоориентированной технологии профессионального развития педагогов села); специальная профессиональная подготовка учителей для сетевых моделей сельских школ, в том числе и МКШ по направлениям: методика преподавания образовательных областей и образовательных комплексов, методика преподавания в МКШ, профильное обучение в МКШ, управление малокомплектной школой).
Мониторинг эффективности сетевого взаимодействия сельских ОУ для решения задач модернизации образования состоит из групп, критериев и показателей, которые связаны с:
1) созданием условий для повышения качества образования сельских школьников, соответствующих потребностям инновационной экономики: качество обучения - индикаторы: качество обучения, в том числе ЗУНов, результатов ЕГЭ, сформиро-ванности ключевых компетентностей, качество воспитания, качество образовательных программ;
2) обеспечением доступности качественного образования для всех участников образовательного процесса на селе без учета фактора места жительства по показателю «Количество сформированных сетей», уровни развития материально-технической базы в соответствии с требованиями СанПИНов, учебно-методического обеспечения на основании требований к кабинетам ОУ в виде среднего балла по району;
3) созданием условий для организации педагогического процесса - показатель «Эффективность образовательных услуг», который включает показатели «Эффективность использования финансовых средств», «Уровень соответствия качества образования и степени финансирования».
Разработанная концепция формирования сетевого взаимодействия сельских ОУ для решения задач модернизации образования позволит сформировать местные системы образования как единицы национальной образовательной системы, условия для обеспечения доступности и высокого качества образования сельских школьников.
Список литературы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1. М., 1992. 56 с.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. 2002. № 6. С. 11-40.
3. Концепция модернизации педагогического образования. М., 2003. 34 с.
4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М. 18 с.
5. Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации //
Образование в современной школе. 2001. № 10. С. 5-9.
6. Гурьянова М. П. Типология сельских общеобразовательных учреждений России. М.: АСОПиР, 2001. 92 с.
7. Документы в образовании. М., 1977. 342 с.
Сартакова Е. Е., доцент кафедры общей педагогики и психологии.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 09.08.2010.
E. E. Sartakova
THE CONCEPT OF FORMATION OF NETWORKING IN RURAL SCHOOLS TO MEET THE CHALLENGES OF MODERNIZATION OF EDUCATION
The article analyses general historical and pedagogical tendencies of development of municipal educational systems in Russia, rural educational systems specific character, tendencies in realization of accessibility ideas, quality and efficiency in the process of structural complex changes in 2002-2009, tendencies in the process of forming of educational establishments’ nets inside the complex project of education modernization (Tomsk region).
Key words: general historical and pedagogical tendencies of municipal educational systems’ development in Russia, rural educational systems ’ specific character, tendencies of realization of ideas of modernization.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]