УДК 371.2
О. В. Обоянцева, М. А. Червонный
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
На основе описания социокультурной, инфраструктурной специфики муниципальных образований России характеризуются особенности сельских муниципальных образовательных систем, их влияние на модерниза-ционные процессы в образовании.
Ключевые слова: муниципальная образовательная система, социокультурная, инфраструктурная специфика, классификация сельских муниципальных образовательных систем.
Тенденции развития муниципальных образова- вина ХХ в.), а затем аграрно-индустриального
ний (МО) в Российской Федерации обусловлива- (вторая половина ХХ в.) производства, преоблада-
лись рядом специфических характеристик: особы- ющим числом сельских поселений, слабой степе-
ми геотерриториальными условиями российского нью развитости социальной инфраструктуры и др.
государства, господством аграрного (первая поло- Классификация МО представлена на рисунке [1].
Муниципальные образования
агропромышленные
Территориальные образования, состоящие из нескольких поселений, объединенных общей территорией (город - сельский район)
аграрные
МО «Город - сельский район» с преимущественно аграрным направлением в социально-экономическом развитии региона
сервисные
МО «Город - сельский район» с преимущественно сервисной направленностью в социально-экономическом развитии региона
Рис. 1. Классификация муниципальных образований по функциональному и территориально-отраслевому принципам
К началу административной реформы 2005 г. общая численность муниципальных образований приближалась к 29 тыс. [2]. В процессе реформирования, по данным Министерства регионального развития России, общее число муниципальных образований в Российской Федерации составило 24 510, из них муниципальных районов - 1 819, городских округов 520, городских поселений - 1 823, сельских поселений - 20 112.
Большинство муниципальных образований Российской Федерации расположено в сельской местности, что обусловливает и специфику их образовательных систем, и интерес исследователей к данному феномену.
Особую роль в развитии педагогики села в 90-е гг. ХХ в. - начале XXI в. сыграли специалисты Института социальной педагогики РАО (бывшего ГНУ «ИСПС РАО») В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова, Е. С. Гуртовой, Б. А. Куган, В. Б. Орлов, Г. В. Пичугина, Г. Г. Силласте и др.
Вместе с тем, вследствие своей полифункцио-нальной сложности, вопросы специфики сельских муниципальных образовательных систем (МОС) пока остаются открытыми. На основании изученных педагогических исследований и статистичес-
ких данных в области образования можно выделить ряд особенностей сельских МОС:
1. Малочисленность сельских МОС.
Специфика сельских МОС связана, в первую
очередь, с их малочисленностью. На рисунке представлена численность учащихся сельских школ в Российской Федерации в 2004/2005 учебном году. Сравнение численности учащихся сельских и городских школ [2] показало, что только в 3 % всех субъектов Российской Федерации число учащихся сельской местности составляет 6-23 % от всего числа школьников; в 20 % всех регионов - 5976 %; почти в 50 % регионов России число учащихся сельской местности составляет в среднем 33 % от всего контингента общеобразовательных учреждений (ООУ). Количество сельских образовательных учреждений составляет в целом около 70 % от всего числа учреждений данного типа.
2. Преобладание малокомплектных (МКШ) и малочисленных (МЧШ) образовательных учреждений. Уже в 2000 г. количество малокомплектных и малочисленных ОУ составляло почти 70 % всех сельских и 50 % всех ООУ Российской Федерации, а в силу демографического кризиса эта тенденция только усиливается [2].
3. Специфика общеобразовательных сельских образовательных учреждений. Комплексные характеристики сельской школы выделены коллективом авторов во главе с В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой, В. Б. Орловым [3]: типовое разнообразие, малочисленность, безальтернативность в образовательном пространстве, зависимость от места расположения и социально-экономического
потенциала местности, стихийная интегратив-ность, полифункциональность деятельности сельского учителя, многообразие видов школ, большая значимость трудового воспитания, слитность с природным окружением, постоянный социальный контроль, тесная связь с народными традициями, специфика организации учебно-воспитательного процесса (см. таблицу).
Особенности сельских школ
Коллектив учащихся Педагогический коллектив Родительский коллектив Особенности учебно-воспитательного процесса
- отсутствие параллелей классов; - малая наполняемость классов-комплектов; - разновозрастные объединения; - ограниченность общения со сверстниками; - несформированность коллектива класса; - отклонения в индивидуально-психологических особенностях; - преобладание мальчиков или девочек; - ростовые колебания; - нестабильность типологических групп; - специфичность ученического актива - совмещение должностей; - избыток и недостаток специалистов; - низкая стабильность состава; - замещения; - «педагогическое одиночество»; - ограниченность возможностей; - слагаемые нагрузки; - сочетание предметов; - комплексные кабинеты; - широкий профиль учителя; - специфичность взаимоотношений; - усиленный контроль за деятельностью педагога; - оперативная помощь; - ограниченная самостоятельность; - тяга к городу; - плюсы и минусы «приезжающих» - своеобразие образовательного уровня; - ограниченность культурного общения; - принадлежность одному производству; - повышенная трудовая занятость - горизонтальные ряды отметок; - вертикальные ряды отметок; - «вес» и «престиж» отметки; - стимулирующее воздействие отметки; - ориентация на среднего ученика; - преобладание фронтальной работы; - установка на непрерывный контроль; - жесткая связь контроля и оценки
4. Низкая эффективность учебного процесса.
Эффективность процесса обучения в системе общего образования зависит от соотношения между затратами на организацию и реализацию учебно-воспитательного процесса и качеством реализации образовательных программ. Это приводит к необходимости выделения четырех элементов системы эффективности: качества как комплексного элемента (соотношение цели и результатов обучения на макроуровнях (вход-выход), самого процесса обучения (см. рис. 2), комплекса материально-технических, кадровых, учебно-методических, материально-технических ресурсов.
Рис. 2. К понятию эффективности процесса обучения
Процесс обучения будет эффективным, если соотношение затрат на реализацию образовательных программ будет полностью соответствовать требованиям качества (т. е. запланированным целям), что позволит ООУ удачно предъявлять свой «конкурентоспособный продукт».
В рамках перехода на нормативно-подушевое финансирование ООУ сложилось ситуация, что в сельских МОС стоимость обучения одного ученика не соответствует заданным нормам, качество результатов образовательного процесса достаточно низкое, уровень обеспеченности различного вида ресурсами в большей степени недостаточный.
Так, например, в Томской области уровень результатов ЕГЭ в сельских МКШ более чем на 10 % ниже от среднеобластного уровня, так же как и качество образования в целом по МО. В 2008 г. стоимость обучения в сельских ОУ колебалась от 19 750 до 249 750 руб. (в части субвенций) при средней стоимости обучения школьника около 18 тыс. руб. в сельской школе. Господствует низкая производительность труда учителя в сельских ООУ, что отражается в показателях стоимости ученико-часов: в г.
Томске средний ученико-час составляет 1.5 руб., в сельских ООУ - от 3.5 руб. (на основании отчета по результатам внедрения комплексного проекта модернизации образования Томской области [4]).
Следовательно, эффективность деятельности ОУ связана с современным построением процесса обучения и его ресурсного обеспечения на основе принципов вариативности, пратико-ориентирован-ности, опоры на компетентностный подход в обучении; инновационности в использовании технологий обучения, новых форм организации и контроля самостоятельной работы обучающихся и др.
Наиболее эффективно при обучении школьников (результативности) в рамках реальных (сопоставимых) временных затрат (оперативности) и использовании реальных затрат на ресурсы (ресурсо-емкости) сетевое взаимодействие ООУ, позволяющее повысить степень доступности к вариативным образовательным программам.
5. Слабая доступность к вариативным образовательным программам. В настоящее время сети общеобразовательных учреждений не обеспечивают в необходимой степени полноты и территориальной доступности образовательных услуг:
- существующие сети зачастую выстроены без учета территориальной доступности ряда услуг системы самого общего образования, а также ресурсов иных учреждений образования и культурной инфраструктуры поселений;
- ОУ сетей не обеспечивают адекватность предоставляемых образовательных услуг потребностям учащихся разного возраста. Конфигурация большинства образовательных учреждений в сельской местности не создает предпосылки для обучения и воспитания в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физи-
ческую безопасность, поскольку на одном пространстве и в одних условиях обучаются дети разных возрастных групп;
- ресурсы МОС, общеобразовательных учреждений используются нерационально. ОУ не позволяют обеспечивать эффективное использование своих ресурсов (человеческих, информационных, материальных, финансовых), что представляется крайне важным при модернизации образования в условиях ограниченных финансовых возможностей страны, поскольку существующие сети образовательных учреждений не предусматривают необходимую целевую концентрацию ресурсов;
- существующие ОУ не создают современных условий для получения учеником образования, соответствующего требованиям государственных программ, не гарантируют приемлемое для общества качество образования во многом потому, что в образовательном процессе не используется современное оборудование и учебная литература. Причиной такого несоответствия условий (социального стандарта) требованиям к содержанию и результатам образовательного процесса (образовательному стандарту) является не только недостаточное финансирование образования, но и нерациональное распределение ресурсов;
- существующие общеобразовательные учреждения не способны быстро адаптироваться к демографическим волнам;
- МОС включают малочисленные учреждения, что неоправданно повышает издержки на содержание этих учреждений и всей сети.
Данная специфика складывалась на всем промежутке развития сельской школы советского и российского периодов. Именно она определяет региональную специфику модернизационных процессов в сельском образовании.
Список литературы
1. Ключевые проблемы региональных образовательных систем: опыт анализа / Под ред. А. М. Моисеева. М.: РОССПЕН, 2002. 284 с.
2. 11^: http://stat.edu.ru/CD/contents.htm
3. Гурьянова М. П. Теоретические основы модернизации сельской школы России: дис. ... д-ра пед. наук:. М., 2001. 412 с.
4. Официальный сайт Департамента общего образования Томской области. 11^: http://edu.tomsk.gov.ru
Обоянцева О. В., младший научный сотрудник.
Томский государственный педагогический колледж.
Ул. Крылова, 12а, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.
Червонный М. А., кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель проректора.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 13.08.2010.
O. V Oboyantseva, M. A. Chervonny PECULIARITIES OF FUNCTIONING AND DEVELOPING OF RURAL MUNICIPAL EDUCATIONAL SYSTEMS
Taking into account social and infrastructure specificity of municipal education systems in Russia peculiarities of rural municipal education systems and their influence on the processes of modernization in education are analyzed in this article.
Key words: municipal educational systems, infrastructure specificity, classification of rural municipal educational systems.
Oboyantseva O. V.
Tomsk State Pedagogical College.
Ul. Krylova, 12a. Tomsk, Russia.
Chervonny M. A.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]