Научная статья на тему 'Теоретико-правовые основы проведения административной реформы в Республике Казахстан'

Теоретико-правовые основы проведения административной реформы в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article author illuminates the questions of the phased undertaking the administrative reform in the Republic of Kazakhstan by means of complex optimization of the state device of all branches authorities.

Текст научной работы на тему «Теоретико-правовые основы проведения административной реформы в Республике Казахстан»

Нугманова ЭЛ.

заместитель директора Института законодательства РК,

к.ю.н., доцент

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

В Послании Президента Республики Казахстан «Казахстан - 2030» одним из приоритетных направлений является создание профессионального государства, эффективного и современного корпуса государственных служащих, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении приоритетных целей путем дальнейшего углубления административной реформы.

Безусловно, необходимость реформ обусловлена низкой эффективностью работы государственного аппарата, наличием многочисленных дублирующих функций государственных органов, множеством лишних звеньев в структуре государственных органов, отсутствием персональной ответственности, низким профессионализмом, а также увеличением динамики коррупционных правонарушений.

Для достижения указанных целей, на наш взгляд, необходимо провести следующие мероприятия:

1. реорганизовать и совершенствовать государственный аппарат;

2. радикально повысить эффективность управления;

3. наладить межведомственную и межрегиональную координацию;

4. повысить профессионализм;

5. продолжить комплексную работу по борьбе с коррупцией;

6. индивидуализировать, персонифицировать ответственность государственных служащих.

На наш взгляд, проводить административную реформу необходимо поэтапно посредством:

Во-первых, совершенствования и оптимизации государственного аппарата центральных и местных органов исполнительной власти; агентств, не входящих в состав Правительства (в том числе агентств непосредственно подотчетных, подчиненных Президенту РК);

Во-вторых, совершенствования деятельности и оптимизации государственного аппарата (административных государственных служащих законодательной ветви власти, иных административных государственных служащих);

В-третьих, совершенствования деятельности и оптимизации административных государственных служащих судебной ветви власти, правоохранительных органов.

Так, Главой государства на открытии третьей сессии Парламента поставлена задача по созданию профессионального государственного аппарата, эффективной, современной государственной службы, основанной на принципах корпоративного управления, транспарентности и подотчетности обществу с учетом лучшего международного опыта, позволяющего обеспечить налаженную межведомственную координацию и эффективность при выполнении государственных функций.

Создание профессионального государственного аппарата, эффективной, стабильной, современной государственной службы потребует, на наш взгляд, комплексного подхода и совершенствования деятельности государственных служащих всех ветвей власти.

1. В целях совершенствования деятельности центральных и местных исполнительных органов необходимо создать компактное, профессиональное Правительство, четко разграничив полномочия Правительства, министерств, ведомств, т.е. функциональное разграничение полномочий органов государственного управления (как по вертикали, так и по горизонтали). Подобная децентрализация позволит Правительству сконцентрироваться на приоритетных задачах - выработки межведомственной и межрегиональной координации, обеспечении общего руководства. Создание компактного и профессионального Правительства с гибким аппаратом, состоящим из подготовленных кадров, владеющих методами стратегического планирования позволит сконцентрироваться на выполнении наиболее важных функций.

Безусловно, обеспечение эффективности Правительства должно базироваться на трех взаимозависимых факторах: его структурной организации, стратегической координации, уровне подготовки кадров.

Предполагается, что упразднение в Канцелярии Премьер-Министра отраслевых отделов позволит исключить дублирование функций отраслевых министерств по выработке политики в соответствующих отраслях. Однако оптимизации требует не только структура Канцелярии Премьер-Министра, но и аппаратов акимов. Осуществляя дальнейшую децентрализацию управления, передавая некоторые функции и полномочия местным исполнительным

24

Ы< 3 (3) 2006 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

органам, необходимо осуществлять перераспределение не только по вертикали, но и по горизонтали - между акиматами и маслихатами, в том числе вопросов, касающихся непосредственно местного населения, с целью усиления контрольных полномочий маслихатов.

В целях децентрализации власти предлагается закрепление регуляторных функций за министерствами, реализационных, контрольных, надзорных функций за ведомствами (комитетами).

Так, значительное расширение полномочий министерств и полномочий первых руководителей (министров) - в их полномочия должны входить функции по выработке политики, принятия политических решений, нормотворческой деятельности и координации деятельности комитетов, в том числе вопросы назначения и освобождения с должностей вице-министров, председателей комитетов (регуля-торные функции) позволят повысить самостоятельность и ответственность министерств за состояние дел в соответствующих отраслях.

Ведомства, в свою очередь, предполагается наделить функциями по реализации политики, в том числе по внесению предложений в министерство о направлениях политики и совершенствованию законодательства, а также осуществлять контрольные и надзорные функции.

Работа каждого министерства, ведомства, аки-мата должна строиться по программам действий на основе общегосударственной стратегии с четко определенными целями и конкретными задачами. Децентрализация должна проводиться по следующему алгоритму: от Правительства министерствам, от министерств к ведомствам, от центра к регионам и от государства в частный сектор, что позволит освободиться от выполнения несвойственных государству функций. При этом необходимо отметить, что децентрализация должна основываться на принципе строгого иерархического подчинения и подотчетности, обеспечивающего строгий контроль и координацию за состоянием дел. (Правительство-министерства-ведомства).

Для обеспечения эффективной децентрализации предполагается создание Межведомственной комиссии по административной реформе, способствующей обеспечению системности и коллегиальности в принятии подобного рода решений.

В целях оптимизации и исключения дублирования выполняемых функций в центральных и местных исполнительных органах необходимо упразднить промежуточные звенья по принципу «лучше меньше - да лучше», что позволит обеспечить системность, комплексность подходов при реализации выполняемых функций, эффективность при принятии управленческих решений, повышение профессионализма и ответственности государственных служащих.

В целях стабильности проводимой политики и эффективности государственного управления в центральных исполнительных органах предполагается введение высшей административной должности Статс-секретаря, назначаемого Президентом Республики Казахстан.

Срочного, концептуального реформирования и ревизии требует деятельность агентств, не входящих в состав Правительства (в том числе непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту РК). Структура агентств, не входящих в состав Правительства (в том числе непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту РК) также требует оптимизации и исключения дублирующих функций и должностей. Государственные органы, функции которых заключаются в регулировании той или иной сферы экономики необходимо преобразовать в агентства, а возможно часть из них сократить.

Повышение эффективности государственного управления опосредовано повышением качества оказываемых государственных услуг, объективной оценки деятельности государственного органа в целом. Внедрение отраслевых стандартов в деятельность государственных органов позволит совершенствовать институт государственных услуг, ориентированный на результат и повышение их качества.

2. Углубление административной реформы, совершенствование и оптимизация административных государственных служащих потребуют реформирования структуры Администрации Президента, аппаратов Палат Парламента, Конституционного Совета, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, ЦИК и т.д. Аппаратные работники этих органов также относятся к административным государственным служащим, но структура этих органов имеет отличия от структуры министерств и ведомств. Поэтому вопросы сокращения госслужащих и промежуточных должностей в этих органах потребуют апробирования и тщательного функционального анализа деятельности каждого органа, учета их специфики.

3. Оптимизация административных государственных служащих судебной ветви власти также предполагает сокращение промежуточных должностей, что позволит исключить выполнение дублирующих функций и повысит ответственность, эффективность и функциональность государственных служащих.

4. Правоохранительные органы наделяются государственно-властными полномочиями по охране, санкционированию прав и свобод граждан и выполняют эти функции от имени государства.

Безусловно, в целях эффективного реформирования необходимо на законодательном уровне урегулировать вопросы прохождения, организации

гражданской службы, законодательно обеспечив правовое регулирование в законах:

о государственной службе (для государственных служащих)

о милитаризованной службе (для работников правоохранительных органов и т.д.)

о гражданской службе (для работников социальной сферы).

Универсальными механизмами реформирования государственного аппарата должны выступить: повышение ответственности и профессионализма государственных служащих (улучшение системы найма, подготовки и продвижения кадров), а равно, повышение социального статуса государственных служащих, комплексная борьба с коррупцией«

При подборе и продвижении государственных служащих необходимо исходить из принципа «кадры решают все»: при наличии прочих равных условий предпочтение должно отдаваться наиболее профессиональным кадрам. Повышение профессионализма государственной службы должно стать приоритетной задачей государства по этапам: подготовка кадров - непрерывное повышение квалификации кадров. При этом должна проводиться соразмерная повышению требований к профессионализму государственным служащим политика по повышению их социального статуса.

Кроме того, при децентрализации власти и наделении более широкими полномочиями в целях сохранения баланса полномочий и ответственности особенно важными являются вопросы повышения персональной ответственности государственных служащих. Борьба с коррупцией должна носить системный и комплексный характер. Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц» от 14 апреля 2005 года поставлены задачи о необходимости достижения прозрачности деятельности органов государственного управления. При этом особая роль в достижении

указанных целей должна быть отведена судебным органам, поскольку одним из элементов контрольных механизмов, выработанных международной практикой, является институт административной юстиции, позволяющий обжаловать действия (бездействия) государственных органов (должностных лиц).

В этих целях предполагается создание Межведомственной комиссии по вопросам совершенствования действующего законодательства в части противодействия коррупции, деятельность которой будет направлена на выявление норм, создающих условия для коррупции как в проектах нормативных правовых актов, так и в действующем законодательстве.

Создание эффективной, современной государственной службы, оптимального и управляемого государственного аппарата, посредством сокращения промежуточных должностей и разграничения полномочий между органами государственного управления в целом позволит исключить выполнение дублирующих функций между государственными органами, а также внутри государственного органа (т.е. как по вертикали, так и по горизонтали) и повысит эффективность государственного аппарата. При этом децентрализация власти должна сопровождаться наделением широкими полномочиями с корреспондирующим повышением персональной ответственности, а также должна строиться на принципах строгого иерархического подчинения и подотчетности, позволяющего обеспечить межотраслевую и межрегиональную координацию. Выполнение государственных функций на принципах транспарентности, прозрачности и подотчетности обществу с учетом лучшего международного опыта позволит обеспечить конструктивное взаимодействие всех ветвей власти и будет способствовать более эффективной реализации задач, определенных Президентом по вступлению в число 50-ти конкурентоспособных стран мира.

э}с «Ц э|с

0з макаласында автор мемлекеттж аппараттыц барльщ бил ¡к тармацтарын кешещц оцтайландыру аркылы К^азацстан Республикасында эммшипк реформаны кезец-кезецмен журпзу мэселелерш царастырады.

In this article author illuminates the questions of the phased undertaking the administrative reform in the Republic of Kazakhstan by means of complex optimization of the state device of all branches authorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.