Жанузакова Л.Т.,
ведущий научный сотрудник Института законодательства РК, д.ю.н., профессор
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Как известно, 1 сентября 2006 г. на первом совместном пленарном заседании палат Парламента Республики Казахстан, открывавшем третью сессию, с программным докладом выступил Глава государства - Н.Назарбаев. Он заявил о модернизации государственного управления на принципах корпоративного управления, транспарентности и подотчетности обществу. Как отмечено в докладе, будет выстраиваться качественная модель государственного управления, где во главу угла будут поставлены интересы потребителя государственных услуг.1
Такой подход базируется на конституционных нормах об утверждении Казахстана демократическим, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы (ст.1), признании абсолютного и неотчуждаемого характера прав и свобод человека, определении ими содержания и применения законов и иных нормативных правовых актов (ст.12), установлении права Президента определять основные направления внутренней и внешней политики государства, рассмотрении его как символа и гаранта единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ст.40).
Президент определил конкретные подходы и меры в данной области. Распоряжением Главы государства от 11 сентября 2006 г. № 66 утвержден План мероприятий по реализации мер, направленных на совершенствование системы государственного управления.2
1. Прежде всего, это совершенствование
структуры государственных органов.
Предполагается сократить иерархию должностей на всех уровнях власти, в том числе число политических госслужащих, исключить отдельные промежуточные звенья, обеспечить комплексность в работе государственных органов при принятии управленческих решений. Правительству поручено проводить регулярный, а не от случая к случаю, функциональный анализ с целью исключения дублирования функций между центральными государственными органами, подведомственными территориальными подразделениями и местными исполнительными органами, по итогам такого анализа принимать решения по совершенствованию структуры государственных органов и сокращению государственного аппарата.
За министерствами будут закрепляться функции по выработке политики и контролю за ее реализацией, принятию политических решений, нормотворческой деятельности, координации деятельности комитетов. Комитеты министерств должны самостоятельно заниматься реализацией указанной политики и осуществлять контрольные и надзорные функции. Для повышения регулирующих функций министерств и ведомств, акиматов должны быть усилены их полномочия и самостоятельность в принятии управленческих решений.
Отмечается необходимость определения статуса и полномочий агентств, не входящих в состав Правительства, их роли в системе государственного управления.
Следует отметить, что четкое разграничение
функций и полномочий между центральными и местными исполнительными органами является составной частью процесса децентрализации, начавшегося еще в 2004 г. Однако до сих пор не уделялось должного внимания разграничению функций между министерствами, центральными исполнительными органами, не входящими в состав Правительства, и ведомствами. Само понятие "ведомство" в юридической литературе часто употребляется в широком смысле для обозначения всех центральных исполнительных органов: министерств, агентств, комитетов и других структурных образований.
Согласно Конституционному закону "О Правительстве Республики Казахстан" от 18 декабря 1995 г.,3 министерство является центральным исполнительным органом республики, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию. Министерство образуется, реорганизуется и упраздняется Президентом республики по предложению Премьер-Министра, полномочно в пределах своей компетенции самостоятельно принимать решения по вопросам, не отнесенным к компетенции Правительства республики. Структура министерства утверждается соответствующим министром. Структурными подразделениями министерства являются ведомства, департаменты и управления (ст.22).
Центральным исполнительным органом, не входящим в состав Правительства, является агентство Республики Казахстан, образуемое, реорганизуемое и упраздняемое Президентом республики по предложению Премьер-Министра. Агентство осуществляет руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные и разрешительные функции. Структура агентства утверждается его руководителем - председателем и состоит, как правило, из департаментов и управлений (ст.23).
Думается, не совсем правильно употребление понятия агентства как центрального исполнительного органа, не входящего в состав Правительства. Более точно говорить о нем, как об органе, не входящем в структуру Правительства.
Состав Правительства характеризует персональный перечень входящих в него должностных лиц. Структура Правительства - это совокупность
его организационно-функциональных подразделений, осуществляющих полномочия Правительства в различных сферах государственного управления. При этом данное понятие структуры высшего исполнительного органа употребляется в широком смысле. Если же говорить о структуре Правительства в узком смысле, то речь фактически пойдет об организационных подразделениях, обеспечивающих непосредственно его деятельность.
Аналогичное толкование данных понятий дал и Конституционный Совет РК в своем постановлении от 19 ноября 2003 г. N 11 "Об официальном толковании статьи 70 Конституции Республики Казахстан". В частности, в нем отмечалось, что Конституция подразумевает под понятием "структура Правительства" совокупность государственных органов, возглавляемых и руководимых Правительством республики. Понятие "состав Правительства" по смыслу охватывает только должностных лиц, состоящих в Правительстве, как члена коллегиального органа государства, принимающего соответствующие акты.4
Кроме того, в соответствии с Конституционным законом агентство не входит в состав Правительства. Фактически речь идет о том, что оно не входит в структуру высшего исполнительного органа. Согласно же структуре Правительства, утвержденной Указом Президента РК от 22 января 1999 г. № 6 "О структуре Правительства Республики Казахстан"5 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 27 марта 2006 г. № 73 "О мерах по дальнейшему упорядочению и повышению эффективности системы государственного управления Республики Казахстан",6 в структуру Правительства входят 4 агентства: по статистике; по управлению земельными ресурсами; по информатизации и связи; по регулированию естественных монополий. Налицо грубое противоречие подзаконного акта конституционному закону. При этом надо подчеркнуть, что структура Правительства на протяжении последних 8 лет постоянно менялась, агентства из нее то выводились, то вновь вводились.
С другой стороны, если за основу взять то положение, что председатель агентства не входит в состав Правительства, то это положение тоже не всегда соблюдается. Так, Указом Президента РК от 20 марта 2004 г. N 1316 председатель Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) Калмурзаев С. С. назначен членом Правите ль-ства.7
Ведомством является комитет центрального исполнительного органа. В отличие от министерств и агентств, являющихся самостоятельными субъектами исполнительной власти, подчиненных Правительству, ведомство - орган, образуемый обычно в системе министерства. Однако, исходя из использования в Конституционном законе более общей формулировки о том, что это "комитет центрального исполнительного органа" (выделено автором), допускается, что ведомство может быть создано и в структуре агентства. Образуется, реорганизуется и упраздняется оно Правительством по представлению руководителя соответствующего центрального исполнительного органа. Структура, компетенция и порядок взаимодействия ведомства с иными государственными органами, положение о нем утверждаются Правительством. Ведомство, в пределах компетенции центрального исполнительного органа республики, осуществляет специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также межотраслевую координацию либо руководство подотраслью (сферой) государственного управления (ст.24).
Еще в 1991 г. С. Зиманов, критикуя непрекращающиеся структурные изменения правительственных учреждений, отмечал, что не найдено оптимальных вариантов их организации, ставил под сомнение обоснованность создания тех или иных центральных ведомств, дублирующих функции друг друга.8
Это замечание сохраняет актуальность до сегодняшнего дня.
Следует заметить, что в настоящее время границы между министерством и агентством размыты, особого различия между ними нет. Разница заключается в том, что на агентство могут возлагаться "иные специальные исполнительные и разрешительные функции", но что подразумевается под ними - тоже не совсем ясно, ибо и министерства могут ими обладать. Кроме того, председатели агентств в отличие от министров обычно в состав Правительства не включаются, хотя и есть исключения. Можно предположить, что министерства образуются по наиболее ключевым, важным направлениям деятельности Правительства. Однако, учитывая, с какой легкостью министерства и агентства образуются, реорганизовываются и упраздняются, насколько часто изменяется их организационно-правовая форма, такой вывод исключается. Только за период с 1997 г. по 2000 г. Президентом издано более 20 указов, направленных на существенное реформирование
государственных органов. При этом значительное число министерств и ведомств подверглось сокращению, упразднены государственные комитеты, образованы агентства. В структуру Правительства, утвержденную Указом Президента от 22 января 1999 г., 13 раз вносились изменения и дополнения, предусматривающие образование и реорганизацию целого ряда центральных исполнительных органов.
Еще в советское время известным государ-ствоведом И.О. Бишером отмечалось несоответствие ряда министерств и государственных комитетов (центральных исполнительных органов, которые ныне заменены агентствами) их типовой характеристике и отсутствие единого подхода при образовании новых центральных органов государственного управления.9
Как справедливо отмечает К.Б. Сафинов, какой-либо систематики или концепции, обосновывающей необходимость постоянных реорганизаций в системе центральных исполнительных органов, не усматривается. Поэтому он предлагает сосредоточить все полномочия по реорганизации центральных исполнительных органов, в т.ч. и ведомств, учитывая их взаимосвязанность друг с другом, в руках Президента.10
Советскими, а позднее казахстанскими правоведами в свое время высказывалась идея об издании законов о министерствах и ведомствах.11 На наш взгляд, эта идея до сих пор актуальна. Принятие специального закона о центральных исполнительных органах дало бы возможность не только четко разграничить функции между министерствами, агентствами, ведомствами, закрепить их статус и полномочия, определить их роль в системе государственного управления, порядок их формирования, реорганизации и упразднения, статус их руководящих должностных лиц и другие вопросы, но самое главное - обеспечило бы большую стабильность в исполнительном аппарате, позволило бы избежать постоянной, не всегда обоснованных кадровой "чехарды" и организационных перестроек. В этом законе можно было бы также закрепить основы статуса территориальных органов министерств и ведомств, определить способы и формы их взаимоотношений с местными исполнительными органами. Кроме того, это способствовало бы установлению единообразного подхода при закреплении правового положения конкретных министерств и ведомств путем утверждения положений о них актами Президента и Правительства.
Оптимизации требует не только структура
Канцелярии Премьер-Министра, но и аппаратов акимов. С этой целью следует пересмотреть типовые структуры для областных, районных и городских органов, утверждаемые Правительством.
Осуществляя дальнейшую децентрализацию управления, передавая некоторые функции и полномочия местным органам, необходимо осуществлять перераспределение не только по вертикали, но и по горизонтали - между акиматами и маслихатами. Особенно это касается вопросов, касающихся непосредственно местного населения, а также с целью усиления контрольных полномочий маслихатов.
Изучение Плана мероприятий показывает значительное сокращение промежуточных звеньев на верхних уровнях управления и незначительное - на региональном (сокращается только должность ведущих специалистов). Считаем, что на территориальных уровнях управления, хотя бы на районном, городском можно сократить должность главных экспертов.
Кроме того, План в основном затрагивает персонал центральных и местных исполнительных органов. В то же время остается неясным, как реформа затронет Администрацию Президента, аппараты палат Парламента, Конституционного Совета, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, ЦИК и т.д. Аппаратные работники этих органов также относятся к административным государственным служащим, но структура этих органов имеет отличия от структуры министерств и ведомств. Поэтому в Плане мероприятий надо отразить отдельно вопросы сокращения госслужащих и промежуточных должностей в этих органах.
2. Вторая группа мер включает увеличение зарплаты государственных служащих до уровня, сопоставимого с крупными казахстанскими частными компаниями, с привязкой ее к конкретным результатам труда.
Будет внедряться система оценки качества работы государственных органов и каждого сотрудника, заработная плата должна зависеть только от профессионализма и эффективности выполняемой работы государственного служащего. В отношении политических госслужащих предполагается разработка системы выплаты годовых бонусов на основе результатов рейтинговой оценки деятельности государственных органов. Все деньги, которые будут получены от примерно 30-процентного сокращения госаппарата, будут направлены на повышение оплаты труда госслужащих. Президент акцентировал внимание на воз-
можности формирования и специального фонда для поощрения административных государственных служащих.
С этой целью в Республике Казахстан по инициативе Агентства по делам государственной службы был проведен пилотный проект оценки должностей административных государственных служащих по факторно-балльной системе. Переход к этой системе был обусловлен необходимостью обеспечения конкурентоспособности государственного сектора (прежде всего, в сфере оплаты труда государственных служащих), повышения профессионализации государственных служащих, устранения противоречий при регулировании новых правоотношений, возникающих в период усложнения социальных процессов в обществе, более эффективного использования человеческих и финансовых ресурсов.12
Анализ результатов пилотного исследования показал, что на основе дифференцированного, количественного рейтинга каждой должности становится возможным сравнивать должности между собой, определять их истинные места в классификации должностей и путем привязки баллов к денежному эквиваленту установить реальную оплату, добившись при этом справедливости и освободившись от уравниловки. В то же время результаты проекта выявили и недостатки оплаты труда государственных служащих, в том числе резкую разницу в соотношении коэффициентов оплаты труда в высших, средних и нижних категориях.
В этой связи прямое повышение заработной платы государственных служащих и ее приближение к уровню оплаты труда в частном секторе видится наиболее приемлемым методом повышения эффективности работы государственного аппарата.13
Действующая система оплаты труда государственных служащих является неконкурентоспособной по сравнению с частным сектором. Премиальный фонд сегодня формируется только за счет экономии сметы госоргана. Жестко установленный размер окладов не учитывает качество и результаты труда. В этой связи была высказана весьма продуктивная мысль о том, чтобы оклады государственных служащих напрямую зависели от динамики роста ВВП. При этом должна работать система коэффициентов, методики, с помощью которых можно будет объективно оценить вклад каждого государственного служащего.14
На уровне указа Президента необходимо оп-
ределить критерии и размеры или коэффициенты (в процентном отношении) выплаты бонусов политическим госслужащим.
3. Третья группа мер модернизации ставит целью достижение высокого качества государственных услуг.
Во всех государственных органах будут разработаны и внедрены отраслевые стандарты предоставления государственных услуг. Одновременно поэтапно будут внедряться международные стандарты качества ИСО и принцип открытости работы государственных органов и подотчетности их обществу. Предложено, чтобы каждый государственный орган имел стратегический план своего развития с отражением в нем конкретных целей, задач, путей их достижения и перспектив развития. Соблюдение стандартов оказания государственных услуг должно основываться на системе внутреннего и внешнего аудита, в том числе путем систематического проведения социологических опросов населения и предпринимателей.
Быстрый доступ к качественным государственным услугам призвано обеспечить и повсеместное внедрение "электронного правительства".
Указом Президента от 10 ноября 2004 г. № 471 утверждена Государственная программа формирования "электронного правительства" на 20052007 годы, реализация которой уже началась.15 Ее осуществление создаст условия для оптимизации административных процедур государственных органов и интеграции информационных систем и ресурсов государственных органов. Часть государственных услуг будет осуществляться в электронной форме, сократится время на их оказание, значительно увеличится количество граждан, пользующихся электронными услугами и т.д.
Особое внимание нужно уделить и формированию "электронных акиматов", поскольку в большинстве регионов оказание электронных услуг практически не осуществляется.
По-видимому, внешний аудит населения за соблюдением стандартов оказания государственных услуг невозможен в должной мере без ознакомления с такими будущими стандартами. По мере разработки их было бы целесообразно публиковать в информационных порталах центральных и местных государственных органов.
4. Внедрение рейтинга деятельности государственных органов и новых подходов в бюджетном процессе является четвертым приоритетом предлагаемой модернизации.
В следующем году внедряется система рейтинговой оценки деятельности центральных государственных органов и акиматов областей на регулярной основе в целях улучшения внутреннего администрирования рабочих процессов, повышения эффективности расходования бюджетных средств и обеспечения качества государственных услуг.
В бюджетном планировании акцент будет смещаться от жестких бюджетных ограничений к системе финансирования, ориентированной на конечный результат. Государственные, отраслевые, региональные и бюджетные программы должны иметь конкретные цели и индикаторы. При этом будет усиливаться ответственность первых руководителей и создаваться действенная система контроля за расходованием бюджетных средств и реализацией соответствующих программ.
Необходимо четко определить и закрепить на нормативном уровне критерии рейтинговой оценки государственных органов. В апреле 2006 г. Президент на расширенном совещании с участием руководителей Администрации Президента, Правительства, ряда ключевых министерств, акимов областей, г. Астана и Алматы Президент озвучил четыре основных критерия рейтинговой оценки деятельности центральных и местных исполнительных органов, не исключив возможности введения и других критериев. Это:
1) управление человеческим капиталом;
2) электронное правительство;
3) эффективность реализации государственных и отраслевых программ, эффективность решения региональных проблем;
4) качество государственных услуг.16
Помимо названных Президентом критериев
рейтинговой оценки (каждый из которых требует расшифровки), следует также учитывать снижение уровня коррупции, культуру обслуживания населения, поддержку контактов с НПО, СМИ и уровень открытости госоргана.
5. Повышение стабильности, устойчивости и управляемости государственного аппарата включает в себя следующие меры:
- введение высшей административной должности статс-секретаря, назначаемого Главой государства, который будет курировать все внутренние дела госоргана, что позволит высшему руководству сосредоточиться на разработке политики и стратегических вопросов;
- внедрение механизмов оценки работы административных госслужащих, разработка механиз-
ма их ротации между центром и регионами.
Очевидно, введение должности статс-секретаря в министерствах, агентствах и других центральных исполнительных органах будет сродни должности руководителя аппарата, имеющейся в аппаратах палат Парламента, Конституционного Совета, местных органах управления, а также руководителей Администрации Президента и Канцелярии Премьер-Министра. В случае же учреждения данной должности во всех государственных органах без исключения, в том числе там, где есть руководители аппаратов, возникает вопрос о разграничении полномочий между ними и возможном дублировании их функций, установлении еще одного промежуточного барьера между исполнителями и руководящим составом, что, безусловно, не может быть признано позитивным моментом. Кроме того, возникает вопрос: будет ли на него распространяться конкурсный порядок замещения должности или Президент будет назначать статс-секретаря по собственному усмотрению?
С другой стороны, вышеназванная факторно-балльная система оценки государственных должностей требует повсеместного внедрения с учетом результатов ее апробации.
Президент на указанном совещании также подчеркнул необходимость создания системы обмена специалистами между центральными и местными исполнительными органами, а также системы обмена персоналом внутри регионов -между областями и районами.17
В настоящее время Глава государства активно использует данный механизм ротации в отношении политических госслужащих высшего ранга. Многие должностные лица из высшего руководства страны в своей время были акимами областей, г. Астаны и Алматы. Налицо - и обратный процесс, когда члены Правительства, руководители агентств назначаются акимами.
6. Существенное значение для модернизации государственного управления имеет снижение уровня коррупции.
Меры по борьбе с коррупцией включают работу по сокращению административных барьеров, бюрократической "волокиты" и чрезмерного количества проверок; усиление защиты интересов малого и среднего бизнеса как при введении норм государственного регулирования, так и при их реализации; передачу непрофильных активов и несвойственных государственных функций в конкурентную среду до конца 2006 г.
Президент особо акцентировал внимание на
вопросе легализации имущества и просил Парламент внести изменения в Закон "Об амнистии в связи с легализацией имущества" для усиления вопроса конфиденциальности и продления срока проведения акции по легализации до первого апреля 2007 г.
В целях сокращения сроков оказания государственных услуг, снижения уровня коррупции и ведомственных барьеров в г. Астана и Алматы созданы центры обслуживания населения, где можно получить документы, удостоверяющие личность, оформить РНН, необходимые справки и т.д. Однако их работу нельзя признать в полной мере удовлетворительной, поскольку в этих центрах создаются большие очереди, качество обслуживания оставляет желать много лучшего.
Практика реализации Закона "Об амнистии в связи с легализацией имущества" показала, что те надежды, которые возлагались на него, пока не оправдались. Большинство граждан не спешат с легализацией своего "теневого" имущества. Кроме того, та пропагандистская компания, которая велась в пользу принятия данного закона, почему-то умалчивает события в микрорайонах "Шанырак", "Думан" г. Алматы, где людям, самовольно построившим дома, отказывают в подобной легализации, несмотря на то, что в середине-конце 90-х г.г. руководством акимата г. Ал-маты давались гарантии гражданам о положительном решении данного вопроса. Очевидно, что решение о легализации самовольно построенных домов должно приниматься в каждом случае индивидуально. В отношении тех граждан, которым будет отказано в таком признании, должны быть разработаны механизмы предоставления коммунального жилья либо земельных участков для индивидуального жилищного строительства с предоставлением, по возможности, бюджетных ссуд на такое строительство либо ипотечного кредитования по наиболее льготным ставкам с частичным погашением кредитов из местных бюджетов.
Снижению уровня коррупции должно способствовать и многократное повышение уровня заработной платы государственных служащих. Однако оно в существенной степени не уменьшит коррумпированность государственного аппарата. Ведь коррупцию порождают не только "низкая" зарплата государственных служащих, но и несовершенство законодательства, сложность структуры органов власти, наличие бюрократических процедур, отсутствие внешнего и внут-риорганизационного контроля за деятельностью
аппарата государственных органов, отсутствие должного учета и контроля, чётко распределённой компетенции, дублирование и совмещение функциональных обязанностей, низкая профессиональность кадров, несбалансированность прав и ответственности государственных служащих, - словом, всех тех приоритетов административной реформы, на которые указал Президент. Поэтому данные вопросы должны решаться в комплексе.
7. Седьмое направление модернизации - формирование и укрепление позитивного имиджа государственной службы.
Президент подчеркнул необходимость воспитания корпуса госслужащих на лучших примерах высокопрофессионального, патриотичного, добросовестного несения государственной службы на средних, низовых уровнях, популяризации и показа их обществу.Как отметил Глава государства, успех в осуществлении административной реформы зависит от слаженности в деятельнос-
ти всех ветвей власти. Кроме того, при проведении реформ государственного управления и политической системы он не исключил возможность внесения соответствующих изменений и дополнений в Конституцию.
Понятно, что зарождение нового поколения казахстанских государственных служащих, которые могли бы рассматривать себя в качестве менеджеров, нанятых народом для оказания государственных услуг, займет достаточно долгое время, так как за этим стоит проблема изменения ценностных ориентиров, сложившихся в действующем государственном аппарате.
Модернизация государственного управления и проведение политических реформ, по мнению Президента, будут способствовать консолидации нашего общества, росту авторитета и престижа Казахстана на мировой арене, становлению страны одним из центров международной политики, диалога цивилизаций, стабильности и интеграции в Центрально-азиатском регионе.
'Казахстанская правда. - 2006. - 2 сентября
2Казахстанская правда- 2006. - '3 сентября; Правовой справочник "Законодательство"
3Ведомости Парламента РК. - '995. - № 23. - Ст.'45
4Казахстанская правда. - 2003. - 28 ноября
5Казахстанская правда. - '999. - 23 января
6САПП РК. - 2006. - № 9. - Ст. 78
7Казахстанская правда. - 2004. - 24 марта
8Зиманов С. Конституция и Парламент Республики Казахстан. - Алматы: Жетг жареы, '996. - С.87.
9Бишер И. О. Аппарат государственного управления союзной республики и проблемы его совершенствования. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Рига, '987.- С.'27-'28
'0Сафинов К.Б. Правительство Республики Казахстан на переходном этапе. - Алматы: Юрист. - 2002. - С.'99-200
"Хакимов МХ. и др. Новая Конституция СССР и управление народным хозяйством. - Ташкент, '979.-С.67; Сафинов К.Б. Указ. соч. - С.200
'2Байменов А. Государственная служба. Международный опыт. Казахстанская модель. - Астана: Фолиант, 2000.-
С.'34-'35
'3ПряниковВ. Госуправление: стартуют системные перемены //Казахстанская правда.- 2004. - '8 сентября. '4Турисбек А. Правовые механизмы функционирования корпуса административных государственных служащих в Республике Казахстан. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. - Алматы, 2005. - С.'37
15Казахстанская Правда. - 2004. - '6 ноября
'6От выводов к конкретным поручениям //Казахстанская правда. - 2006. - '5 апреля '7Казахстанская правда. - 2006. - '5 апреля
•k it it it it
MaKfljiada J^asaK/cmaH npesudenmi Kfl3ipzi Ke3erfze 6ejizinezeH 3KiMiuijiiK petpopMauuHbitf nezi3zi dasbimmapuHbiii cancu otceden zicatfapy mppgbicbwda ictce acbipujiybma mcuiday OKacanun %apacmupbui-san.
In clause the basic directions of realization of administrative reform are considered and analysed in view of the political modernization, certain by the President of Kazakhstan at the present stage.