Научная статья на тему 'Теоретико-методологическое обоснование системы интеграции учебных дисциплин боевой подготовки в вузах МВД России'

Теоретико-методологическое обоснование системы интеграции учебных дисциплин боевой подготовки в вузах МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЦЕЛОСТНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КУРСАНТЫ / ВУЗЫ МВД РОССИИ / METHODOLOGY / SYSTEM / PEDAGOGICAL SYSTEM / INTEGRITY / INTEGRATION / INTERRELATION / COMBAT TRAINING IN LAW-ENFORCEMENT BODIES / CADETS / HIGHER SCHOOLS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лупырь Валерий Григорьевич

Рассматривается интегративное свойство системы, теоретические аспекты системности научных подходов в области боевой подготовки курсантов, обосновываются методологические подходы междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов вузов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лупырь Валерий Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and Methodological Substantiation of System of Integrating Subject Matters of Combat Training in Higher Schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article considers the integration property of the system and the theoretical aspects of the systematic character of scientific approaches in the field of combat training of cadets. The author justifies the methodological approaches of interdisciplinary integration in combat training of cadets of higher schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологическое обоснование системы интеграции учебных дисциплин боевой подготовки в вузах МВД России»

Психологические

аспекты

профессиональной

подготовки

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ МВД РОССИИ

В. Г. Лупыръ

Рассматривается интегративное свойство системы, теоретические аспекты системности научных подходов в области боевой подготовки курсантов, обосновываются методологические подходы междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов вузов МВД России.

Ключевые слова: методология, система, педагогическая система, целостность, интеграция, взаимосвязь, боевая подготовка в органах внутренних дел, курсанты, вузы МВД России.

В отечественной и мировой педагогике теоретики немало внимания уделяют вопросам интеграции. Сегодня можно говорить о наличии интегративно-педагогических концепций - совокупностей систематизированных взглядов, положений и идей, определяющих направленность и содержание интегративно-педагогической деятельности в той или иной сфере, на том или ином уровне реализации образовательно-воспитательных целей и задач (8, 167).

Исследователями выделено две группы интегративно-педагогических концепций (8). К первой относятся концепции, где предметом являются интеграционные процессы, что находит отражение в их названиях. Это, например: концепция внутрипредметной интеграции педагогического знания (В. И. Загвязинский); концепция интеграции общего и профессионального образования (М. Н. Берулава, Ю. С. Тюников) и др.

Во вторую группу входят образовательные концепции, в которых интегративный элемент внешне не проявляется, но частично задается их характеристиками и выступает в качестве результата их реализации. Это концепция культурно-образовательного центра (А. Я. Найн и др.), концепция целостной школы в современной немецкой педагогике (Р. Винкель, X. Редер, X. Брюнгер) и др.

К сожалению, существующие в современной педагогике концепции интегративного обучения еще не заняли достойного места в профессионально-прикладной и боевой подготовке не только курсантов вузов МВД России, но и в целом сотрудников органов внутренних дел. Интегративное обучение не получило широкого признания и среди преподавателей учебных центров и

вузов, осуществляющих учебный процесс по дисциплинам боевой подготовки. Интеграционные конструктивные практические возможности оптимизации и эффективности учебного процесса по боевой подготовке курсантов пока недооцениваются.

Интерес к технологиям интегративного обучения в рассматриваемом нами аспекте проявляется пока только в нескольких вузах МВД России: Московском университете, Омской и Нижегородской академиях.

Так, научно-методическое сотрудничество профессорско-преподавательских коллективов кафедры огневой подготовки Московского университета и кафедры вооружения и стрельбы Омской академии МВД России позволило организовать и провести педагогический эксперимент. Целью эксперимента являлось подтверждение положения о том, что обучение сотрудников органов внутренних дел применению и использованию огнестрельного оружия на основе междисциплинарной интеграции специальных учебных дисциплин (огневая подготовка и административная деятельность в ОВД) позволит формировать прочные знания, умения и навыки практического использования огнестрельного оружия. В эксперименте принимали участие курсанты Московского университета, Омской академии МВД России (69 человек), а также практические работники (46 человек) УВД Омской области.

Итогом совместной деятельности явилось внедрение в примерную программу учебной дисциплины «Огневая подготовка» для образовательных учреждений МВД России (10) третьего этапа обучения - тактико-технической подготовки. Задачей данного этапа является формирование знаний, умений и навыков практического применения и использования огнестрельного оружия в ситуациях, приближенных к реальным условиям осуществления профессиональной деятельности (для курсантов и слушателей, обучающихся по специализации

030505.65 - «Правоохранительная деятельность»).

В Московском университете МВД России в учебный процесс внедрен специальный курс «Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел» по специальности 030505.65 - «Правоохранительная деятельность». Задачей спецкурса является объединение на общей методологической основе в единый комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности сотрудников органов внутренних дел при решении ими оперативно-служебных и служебнобоевых задач, а также в различных ситуациях повседневной жизни (11).

Изучаемая нами междисциплинарная интеграция в боевой подготовке настолько сложна, что отдельные исследования по тем или иным аспектам педагогической системы боевой подготовки курсантов не охватывают ее сущности, связи и проблематики. Боевая подготовка обучающихся в образовательных учреждениях МВД России в ходе своего развития приобрела определенный уровень знаний и сопутствующей информации. Она представляет сегодня разветвленный, выделенный в отдельные учебные дисциплины (тактико-специальная, огневая и физическая подготовка), слабо систематизированный учебный процесс.

Процесс боевой подготовки курсантов и слушателей вузов МВД не может вестись только на базе сложившихся знаний. Безусловно, передача опыта из поколения в поколение должна осуществляться постоянно, но опыт - это всегда прошлое, хотя основа его, конечно, не устаревает. Суть миссии интегративного обучения в боевой подготовке курсантов заключается в следующем: готовить будущих сотрудников не только к предстоящей служебной деятельности, но и к жизни в целом, учить самостоятельной реализации сформированных знаний, умений и навыков в ходе оперативнослужебной деятельности, опираясь на опыт ведущих специалистов МВД России в данной области.

На основе изложенного выше можно сделать вывод, что специфическим содержанием системы междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов является рациональное и гармоничное использование полученных знаний, умений и навыков в процессе профессионально-прикладной подготовки с учетом оперативно-служебной деятельности, оптимизации своего профессионального состояния в рассматриваемом нами аспекте.

В конце XIX в. резко увеличилось число комплексных проектов и проблем, в связи с этим возникла потребность в специалистах, не только обладающих знаниями, но и умеющих обобщать знания, использовать аналогии, формировать комплексные и междисциплинарные интеграционные модели. Понятие системы приобрело статус общенаучной категории, начали появляться обобщающие научные направления, которые исторически возникали иногда параллельно, на различных, прикладной или теоретической, основах (3, 3). Понятие «система» стало широко использоваться в различных областях знаний, заинтересовало не только инженеров, но и исследователей, и, в частности, теоретиков-педагогов. Системные представления стали включать в той или иной форме в учебный процесс вузов, и в настоящее время междисциплинарные курсы входят в учебные планы различных специальностей - технических, экономических, гуманитарных.

Параллельно с направлениями, применявшими термин «система», возникали междисциплинарные направления, которые развивались как самостоятельные и фактически были ориентированы на системные исследования. Потребность в использовании этого термина возникает в тех случаях, когда невозможно что-то продемонстрировать, изобразить и нужно подчеркнуть, что это будет большим, сложным, не сразу полностью по-

нятным, а также целым, единым. При этом понятие системы подчеркивает упорядоченность, целостность, наличие определенных закономерностей ее построения, функционирования и развития. Так, Л. фон Берталанфи определял систему как «комплекс взаимодействующих компонентов» (2, 20-37) или как «совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой» (1, 23-82).

Методики и модели прикладных системных исследований базируются на основных положениях педагогических систем. Педагогическая система создается для осуществления педагогического процесса. Процесс и система здесь представляют одно целое: система создается для процесса, процесс осуществляется в системе.

Применительно к педагогической системе междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов необходимо отметить, что термин «интегративность» употребляется как синоним целостности. Под качественно новой, целостной педагогической системой междисциплинарной интеграции нами понимается система знаний и умений, образующаяся в результате взаимосвязи и взаимодействия структурных компонентов содержания учебных дисциплин боевой подготовки и сопровождающаяся ростом системности, обобщенности и уплотненности знаний курсантов, умением устанавливать причинно-следственные связи между элементами интегрируемых дисциплин.

Таким образом, развитие системы - это необратимое, направленное, закономерное изменение объекта. Развитие происходит благодаря относительной открытости системы и ее подсистем (тактико-специальной, огневой, физической), вследствие чего она приобретает способность достигать более высоких результатов образования. В нашем случае развитие педагогической системы боевой подготовки будет осуществляться за счет междисциплинарной интеграции.

Системообразующим компонентом педагогической системы все чаще называют технологию учебно-воспитательного процесса. При таком подходе педагогическая система - устойчивый организационно-технологический комплекс, обеспечивающий достижение заданной цели. Следует подчеркнуть, что педагогическая система всегда технологична. По этому признаку легко отличить ее от произвольного «набора» составных частей. Технологичность - внутреннее качество системы, определяющее ее возможности и подчиненное весьма строгой организационной (и управленческой) логике (9, 111).

Таким образом, систему интеграции современной боевой подготовки курсантов вузов МВД России необходимо рассматривать как систему междисциплинарных связей (интеграции) учебных дисциплин, обеспечивающих завершенность теоретического и практического (прикладного) педагогического процесса.

Методологическим основанием исследования интегративных явлений и процессов учебных дисциплин боевой подготовки является разрабатываемая нами система междисциплинарной интеграции в профессиональном образовании нашего министерства на базе исследования концепций и подходов к решению данной проблемы. Как указывает А. Я. Данилюк, ведущим ме-

тодологическим принципом педагогики был и, по сути, остается принцип обобщения нового педагогического опыта. Массовая инновационная практика 90-х гг. XX столетия позволяет отбирать и обогащать те технологии (4, 7), которые соответствуют требованиям междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов МВД России.

Для понимания обозначенной проблемы полезны общеметодологические представления о закономерности теории систем.

Все научные исследования опираются на определенную совокупность исходных положений, концепций, теорий, составляющих его основу. Рассматривая вопрос о взаимосвязи педагогики с другими науками, ученые установили, что методологическую основу для познания педагогических явлений, процессов и состояний обеспечивает философия (9, 137). Поэтому выбор философской основы (методологии) исследования задает стратегическое направление изучению педагогической действительности. Философия определяет общий подход, указывает метод познания педагогических явлений. От понятия «метод» и образуется понятие «методология». Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности (13, 365).

С философских позиций система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Системный подход - методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов (12, 427, 429). Системный подход в педагогике и дидактике - это методологическая ориентация в научном познании объективной действительности и практике управления сложными системами (5, 18).

В науковедческой и педагогической литературе существует множество точек зрения на сущность методологии в целом, и, непосредственно, методологии педагогических исследований.

Распространенным является определение методологии как учения о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области теории и практики (7, 240).

В аспекте рассматриваемой нами проблемы профессионально-прикладное становление курсантов находится в русле данной тенденции философского осмысления педагогического знания. Решение этой проблемы мы видим в получении интегративных знаний, умений и навыков посредством использования рассматриваемого метода обучения в учебном процессе, научной и методической деятельности в целом.

Включив в расчлененный учебный процесс дисциплин боевой подготовки элементы взаимодействия (связь), отдельные подсистемы, такие, как тактико-специальная, огневая и физическая, утрачивают часть своих свойств, которыми они потенциально обладали в свободном состоянии, таким образом передавая их в закономерно возникающую, целостную педагогическую систему,

образующую междисциплинарную интеграцию в боевой подготовке курсантов вузов МВД России. Понятие «связь» входит в любое определение системы и обеспечивает возникновение и сохранение ее целостных свойств. Это понятие одновременно характеризует и строение (статику), и функционирование (динамику) системы.

Анализ представленных концепций убеждает, что междисциплинарная интеграция, и не только в боевой подготовке, должна занять ведущее место в учебном процессе, стать «генеральной линией» в педагогической политике образовательных учреждений МВД России.

Таким образом, рассмотренные нами подходы в комплексе являются теоретико-методологическими основаниями исследования и разработки педагогической системы междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов. Анализ современных подходов и систем педагогического управления показывает, что в условиях дальнейшего развития общества приоритетными становятся целостные педагогические системы, обеспечивающие единство тенденций индивидуализации и интеграции человека в социуме (6, 189).

Предлагаемая нами педагогическая система междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов образовательных учреждений МВД России обосновывается и выстраивается в аспекте современных требований нашего общества к защите прав и свобод каждого гражданина Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. - М., 1969.

2. Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем // Системные исследования: ежегодник, 1972. - М., 1973.

3. Волкова В. Н., Денисов А. А. Теория систем: учебное пособие, 2006.

4. Данилюк А. Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств: дис. ... д-ра пед. наук. - Ростов н/Д, 2001.

5. Загрекова Л. В., Николина В. В. Теория и технология обучения: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М., 2004.

6. Маркелов В. В. Педагогическая система развития индивидуальности в физическом воспитании и спорте: дис. ... д-ра пед. наук. - Пермь, 2006.

7. Методологические проблемы развития педагогической науки. - М., 1985.

8. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В. С. Кукушкина. - М., 2006.

9. Подласый И. П. Педагогика: учебник. - М., 2007.

10. Примерная программа учебной дисциплины «Огневая подготовка» для образовательных учреждений МВД России. - М., 2006.

11. Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел» для курсантов (слушателей), обучающихся по специальности

030505.65 - «Правоохранительная деятельность». - М., 2007.

12. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - М., 1987.

13. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.