Лупырь В. Г. Организационно-педагогические условия профессиональной служебной...
УДК 378
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ МВД РОССИИ (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АСПЕКТ)
В. Г. Лупырь
С позиции логики построения педагогической системы, отражающей требования ФГОС и нормативных правовых актов МВД России, исследуются организационнопедагогические условия дисциплин профессиональной служебной и физической подготовки курсантов МВД России.
Ключевые слова: педагогические условия, нормативные правовые акты, логика, компетенции, интеграция, курсанты.
В профессиональном образовании под организационно-педагогическими условиями понимается совокупность факторов, норм и правил, обеспечивающих оптимальное функционирование педагогического процесса в целом или его отдельных компонентов '. Анализ организационно-педагогических условий междисциплинарной интеграции в профессиональной служебной и физической подготовке (далее — профессионально-служебная) курсантов позволил на основе гипотезы исследования выявить сущность процессов, лежащих в основе комплексного междисциплинарного подхода, эффективность формирования профессиональных компетенций в области оперативно-служебной деятельности в рассматриваемом нами аспекте.
Необходимо отметить, что после вступления в 2003 г. России в Болонский процесс были приняты обязательства по проведению реформ в национальной образовательной политике. Образовательные организации МВД России в том числе осуществляют подготовку кадров полиции на основании требований ФГОС 2. Таким образом, одним из направлений государственной политики в области модернизации образования является обновление учебного содержания 3, ориентиром которого служат требования ФГОС к образовательным результатам.
Педагогические наблюдения показали, что обучение курсантов происходит по традиционной ЗУН-модели (знания, умения, навыки) профессионального образования. Данная модель построена на предметном (тактико-специальная, физическая, огневая подготовка) принципе усвоения учебного материала и, по нашему мнению, не в полной мере обеспечивает результаты образования, соответствующие требованиям предстоящей профессиональной деятельности.
Основные проблемы модели предметного преподавания исследованы и проанализированы ведущими учеными МВД России (Ю. Ф. Подлипняк, В. Я. Кикоть, С. С. Жевлакович, А. И. Щипин и др.). К сожалению, неоднократно предпринимавшиеся попытки объединить учебный процесс данных дисциплин в единую педагогическую систему не привели к достижению
поставленной цели. Создание в некоторых образовательных организациях МВД России учебно-научных комплексов профессионально-служебной подготовки, задачей которых является разработка единого перспективного и приоритетного направления научного обеспечения междисциплинарного (межотраслевого) взаимодействия, направленного на учебнометодическое совершенствование преподаваемых дисциплин, не приводит к качественному изменению результатов обучения. Данное обстоятельство пока не учитывается в образовательной политике нашего министерства. Назовем некоторые причины.
Первая — противоречия в логике содержания нормативных правовых актов 4, регламентирующих процесс профессионально-служебной подготовки курсантов, не позволяющие отразить в полной мере требования практики 5 и разработать модульный вариант одновременного изучения дисциплин по принципу привязанности к группе компетенций.
Анализ причины. При всех различиях указанных выше нормативных правовых актов общее заключается в том, что смысловая структура их центрирована на практической деятельности. Следовательно, их содержательная часть должна быть направлена на то, чтобы обеспечить максимальную приближенность учебного процесса к предстоящей практической деятельности. Иначе можно сказать, что содержание нормативных актов должно отражать структурнологическую связь между требованиями практики и процессом формирования у курсантов способностей (профессиональных компетенций) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
В связи с этим возникает проблема согласованности и, как следствие, наличия связующих аспектов профессионально-служебной подготовки курсантов с требованиями практики. Это обусловлено тем, что в процессе оперативно-служебной деятельности все «силовые» действия интегрируются в единую модель, характеризуя принцип «целостности», основа которой регулируется административно-правовыми нормами.
Наличие или отсутствие структурно-логических связей в содержании нормативных правовых актов, регламентирующих учебный процесс дисциплин профессионально-служебной подготовки курсантов, мы определяли посредством их взаимосвязи и согласованности.
Цель данного анализа — определение степени согласованности или отклонений индивидуальных значений факторного и результативного признаков методом взаимосвязи знаков, который вычисляется при помощи коэффициента Фехнера:
Кф
па - пь Па + Пь’
где na — число совпадений знаков отклонений индивидуальных величин от средней; nb — число несовпадений. Коэффициент Фехнера (Кф) может при-
12
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
Лупырь В. Г. Организационно-педагогические условия профессиональной служебной...
Таблица. Схема анализа согласованности требований практики с нормативными документами, регламентирующими учебный процесс дисциплины
Требования практики: ст. 20. Применение физической силы Нормативные акты МВД России Программа ФГОС Совпадение
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений Пресечение... неповиновения правонарушителя Приемы борьбы лежа. Удары и защита. Задержание, сопровождение .осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений А
нимать максимальные значения от -1,0 до +1,0, что свидетельствует соответственно о наличии обратной или прямой зависимости.
Определение согласованности в содержании указанных выше актов осуществлялось способом сравнительного анализа на стыке правовых актов и обозначалось: А — количество совпадений (прямая зависимость); В — количество несовпадений (обратная зависимость) (табл.).
Анализ степени согласованности нормативных правовых документов, регламентирующих учебный процесс дисциплины «Физическая подготовка», с требованиями практики показывает, что Наставление по организации физической подготовки в ОВД (далее — Наставление), содержание рабочей программы, а также требования ФГОС находятся в прямой зависимости (Кф = 1,0).
Анализ согласованности нормативных правовых документов, регламентирующих учебный процесс дисциплины «Огневая подготовка», с требованиями практики показывает, что существует прямая зависимость, т. е. высокая степень согласованности (Кф = 1,0) между соответствием требованиям практики и требованиям ФГОС. Однако степень согласованности между требованиями практики и содержанием ведомственных документов (Наставление-2012 и Программа) находится в обратной зависимости (Кф = -0,76, Кф = -0,88).
В то же время между ведомственными документами существует прямая зависимость. Результатом наличия связи послужило то, что содержание Программы включает в себя учебные упражнения стрельб из пистолета, которые предлагаются в Курсе стрельб Наставления-2012. Соответственно, прослеживается согласованность между Наставлением-2012 и Программой (Кф = 0,88). Между Наставлением-2012 и ФГОС прямая связь отсутствует (Кф = -0,76).
Анализ согласованности нормативных правовых актов, регламентирующих учебный процесс дисциплины «Тактико-специальная подготовка», выглядит следующим образом:
— существует прямая зависимость между требованиями практики и ФГОС (Кф = 1,0), т. е. разработка законодательных (ФЗ «О полиции») и нормативных правовых актов Российской Федерации (ФГОС) осуществляется при условии соблюдения логической
взаимосвязи и, как следствие, прямой зависимости между ними, исключая тем самым противоречия как в педагогической практике, так и в практической деятельности;
— отсутствие прямой зависимости между требованиями практики и ведомственными нормативными правовыми актами МВД России (Кф = -1,0; Кф = -0,33. Приказ, программа).
Как видно из представленного анализа, наибольшее отклонение в структурно-логических связях между требованиями практики и нормативными правовыми актами существует у дисциплин «Огневая подготовка» и «Тактико-специальная подготовка».
Вторая причина — новые реалии, которые можно представить как компетентностную парадигму.
Анализ причины. Компетентностная парадигма является проблемой не только в профессиональном образовании системы МВД, но и проблемой развития в целом профессиональной школы. Модернизация отечественного образования акцентирует внимание на переориентации оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитание» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. По мнению некоторых ученых, «компетентностная парадигма выдвинула перед образовательной практикой ряд принципиальных проблем практического плана: ... проектирование объема, уровня, структуры содержания теоретических знаний, практических умений и необходимого опыта деятельности прямо зависит от результатов образования, выраженных в форме компетенций» 6.
Как видно, компетенция, в отличие от предметных знаний и умений, имеет интегративную природу, она несводима к механической сумме знаний и способов действий, полученных в ходе изучения предметов. Следовательно, за формирование тех или иных компетенций не могут «отвечать» только отдельные учебные дисциплины. Формирование компетенций — это результат использования инновационных технологий, методов, организационных форм, усиливающих интегративные тенденции в образовательном процессе.
Таким образом, в части интегративного подхода к дисциплинам профессионально-служебной подготовки понятие «компетенция» необходимо рассматривать как комплексную характеристику способ-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
13
Лупырь В. Г. Организационно-педагогические условия профессиональной служебной...
ностей и готовности демонстрировать, применять междисциплинарные знания, умения, навыки, а также личностные качества в профессиональной деятельности.
Отсюда следует, что вторая причина обусловлена противоречием между комплексным характером формирования компетенций как основного результата профессионального образования и структурой учебного плана, ориентированной на формирование предметных знаний, умений и навыков.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день не существует разработанного или предполагаемого в качестве научной гипотезы алгоритма объединения существующих знаний, умений и навыков правовой, огневой, физической и тактической подготовки курсантов (слушателей), обобщения их до уровня моделей и концепций, с последующей разработкой общенаучной методологии педагогической системы междисциплинарной интеграции профессиональнослужебной подготовки курсантов МВД России.
Третья причина — отсутствие опытно-конструкторских разработок нестандартного технического, имитационного оборудования, использование которого в учебном процессе позволит выполнять требования ФГОС по формированию профессиональных компетенций в рассматриваемом нами аспекте.
Анализ причины — современные технические устройства, позволяющие моделировать различные ситуации оперативно-служебной деятельности — интерактивные тиры. Однако из-за их высокой стоимости в учебном процессе образовательных организаций МВД России они практически не используются. Кроме того, необходимо отметить, что единственный принцип работы интерактивных тиров — проекция видеосюжетов с экрана. Данный принцип работы не позволяет в полной мере представить моделируемую ситуацию, отражая при этом специфику оперативнослужебной деятельности сотрудников полиции. Отсутствует возможность панорамного воспроизведения ситуации, в процессе решения которой курсант обязан продемонстрировать междисциплинарные способности тактически грамотного решения предложенной задачи с точки зрения закона и тактики.
Нестандартное техническое и имитационное оборудование (трансформеры, движущиеся по фронту мишени, специальные мишени и т. п.) позволит разрабатывать фабулу ситуационных задач, максимально отражая специфику оперативно-служебной деятельности. Например: «вход в жилое помещение» или «вход в жилое помещение с последующим его осмотром» и т. д. Применение технического оборудования даст возможность создавать ситуации, используя междисциплинарные связи. Имитационное оборудование позволяет наполнять моделируемые ситуации административно-правовыми нормами, отражая тем самым принцип межотраслевой интеграции. Например: «Осмотр закрытых пространств (участков местности) с угрозой применения огнестрельного оружия». Если мысленно воспроизвести
действия сотрудника полиции в предложенной ситуации, то можно констатировать, что в данном случае необходимо применять знания из разных областей наук — тактико-специальной, огневой подготовки, административной деятельности ОВД.
Подтверждением актуальности этой причины является совпадение нашего подхода с позицией зарубежных специалистов: «В тренировках по огневой подготовке инструкторы учат полицейских в первую очередь перемещаться к любому укрытию, если перед ними внезапно появляется мишень, и вступать в бой с мишенью уже из-за укрытия. Соответствующие макеты укрытий должны располагаться на различном расстоянии впереди, в тылу и по обе стороны так, чтобы курсанты учились искать пригодное укрытие и двигаться к нему. Необходимо использовать реальные предметы» 7.
Поэтому существует установка на интеграцию и, как следствие, на системный подход. Таким образом, сформулировав принцип интеграции как обязательное педагогическое условие, мы тем самым констатируем, что есть все основания рассматривать профессионально-служебную подготовку в виде элементов, связей между ними и зависимостей между связями. При этом необходимо отметить, что результатом познания сущности процессов системы профессионально-служебной подготовки курсантов МВД России выступает гносеологический образ 8 — не только наглядное представление об изучаемом объекте, но и совокупность способов его интеграции. Данный подход, по нашему мнению, является наиболее объективным, так как при исследовании «объекта» отображается и то, чего пока еще нет, что существует как гипотеза, тенденция развития. Это позволяет говорить о познании нового, т. е. педагогической системы междисциплинарной интеграции между компонентами дисциплин профессионально-служебной подготовки курсантов. Это и есть историческое развитие педагогической системы, характеризующейся динамикой перехода от состояния раздробленности к состоянию целостности. Данное развитие представляет органическое единство исторических состояний (этапов) профессионально-служебной подготовки, а не произвольное конструирование процесса формирования профессиональных компетенций у будущих сотрудников полиции к предстоящей оперативнослужебной деятельности.
Выводы.
1. Структура формирования у курсантов профессиональных компетенций в области профессиональнослужебной подготовки такова, что существует диспропорция между организационно-педагогическими условиями профессионально-служебной подготовки и способностью курсанта (слушателя) объединить приобретенные знания, умения и навыки в целостную систему.
2. Разрабатываются ФГОС, вводятся в действие новые наставления по организации огневой и физической подготовки, но при этом содержание
14
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
Лупырь В. Г. Организационно-педагогические условия профессиональной служебной...
примерных и, соответственно, рабочих программ дисциплин профессионально-служебной подготовки остается без изменений. Такой организационнопедагогический подход приводит к отсутствию структурно-логической связи между процессом формирования способностей применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, т. е. связи, которая соответствует требованиям практики.
3. Противоречия не только прослеживаются в содержании рабочих программ, но и выявляются в ходе мероприятий, проводимых ДГСК МВД России (оперативно-тактические учения среди образовательных организаций МВД России, Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди сотрудников уголовного розыска, чемпионат МВД России по преодолению полосы препятствий со стрельбой, инспектирование вузов), где тактико-специальная подготовка в том виде, в каком она разработана на сегодняшний день, остается невостребованной. Таким образом, непонятно, какова роль данной учебной дисциплины в педагогической практике учебнонаучного комплекса дисциплин профессиональнослужебной подготовки, основной задачей которого является взаимодействие вышеуказанных дисциплин на основе комплексности и междисциплинарной интеграции.
4. Наиболее высокая степень согласованности направлений индивидуальных значений требований практики с нормативными правовыми документами прослеживается по учебной дисциплине «Физическая подготовка». Это можно объяснить тем, что на протяжении длительного времени, точнее, с начала прошлого века, вопросам «самозащиты» в полиции уделялось большое внимание. Это подтверждается и высокой степенью научной проработки теоретикометодологических основ развития у сотрудников ОВД профессионально важных физических качеств, двигательных умений и навыков в процессе изучения боевых приемов борьбы.
5. Существующая педагогическая система профессионально-служебной подготовки курсантов вузов МВД России полностью построена на принципе и функциональности разделения дисциплин физической, огневой и тактико-специальной подготовки. Организованная по такому принципу профессионально-служебная подготовка курсантов приводит к несоответствию между существующим объемом знаний (с тенденцией к интеграции) и возможностью усвоения их как системы, т. е. целостного образа профессиональной деятельности.
В предлагаемом нами подходе предприняты некоторые, возможно небезупречные, попытки представить авторский взгляд на организационнопедагогические условия профессионально-служебной подготовки курсантов вузов МВД России. Но данный подход основан на многолетней педагогической практике на кафедрах физической, огневой подготовки, в должности начальника учебно-научного комплекса дисциплин профессиональной служебной и физической подготовки, что в целом позволяет говорить об авторской концепции на основе педагогической практики и обобщенного методологического анализа научного знания. 1
1 Полякова Е. А. Организационно-педагогические условия подготовки рабочих кадров в системе среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2011. № 1. С. 14-16.
2 Литвин Д. В. Проблема интеграции обучения и образования в профессиональной подготовке сотрудников полиции в России и за рубежом // Физическая культура, спорт — наука и практика. 2014. № 4. С. 87-93.
3 Зенкина С. В., Борис С. И. Учебные материалы нового поколения // Педагогика. 2014. № 5. С. 35.
4 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки (специальности) 030505.65 Правоохранительная деятельность : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 20. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; Примерные рабочие программы по учебным дисциплинам профессионально-служебной подготовки в образовательных организациях МВД России. М., 2011 ; Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 13 ноября 2012 г. № 1030дсп ; Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 13 ноября 2012 г. № 1025дсп ; Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приложение к приказу МВД России от 3 июля 2012 г. № 663.
5 Статья 20 «Применение физической силы», ст. 21 «Применение специальных средств», ст. 23 «Применение огнестрельного оружия» Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7, ст. 900. С. 2140-2186).
6 Ибрагимов И. Г. Методологические и прикладные проблемы развития дидактики профессиональной школы // Педагогика. 2014. № 8. С. 3-12.
7 Хонц Т. А. Действительно ли совершенна совершенная практика? // Law and Order. 1997. № 12. Р. 49-53.
8 Мартишина Н. И. Введение в гносеологию : учеб. пособие. Омск, 1997. С. 9-10.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
15