66
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
УДК 378.016 + 355.586
О. В. Шереметова
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются теоретико-методологические основы формирования у студентов культуры безопасности и компетенций безопасной жизнедеятельности в условиях современных рисков, применение с этой целью как традиционных, так и инновационных методов обучения. В результате данного подхода в профессиональную деятельность вступит специалист, имеющий значительный набор компетенций разного уровня и профиля, что ускорит процессы устойчивого развития социально-экономической системы Республики Беларусь.
Введение
Перед системой высшего образования в Республике Беларусь современная социокультурная ситуация, характеризующаяся социальными, экономическими, идеологическими и культурными преобразованиями, ставит задачу подготовки высококвалифицированных специалистов, способных и готовых жить и работать в изменяющемся обществе, принимать нестандартные решения в новых условиях. Для решения этой задачи молодые люди должны овладеть такими способами мышления и деятельности, которые бы породили у них новые знания и приемы их использования в изменяющихся условиях, умели выработать «личностные подходы к науке, культуре, системе ценностей, своему нравственному совершенствованию» [1]. Экономическое образование, экологизация общественного сознания остается важнейшим фактором обеспечения экологической безопасности, формирования условий для перехода Республики Беларусь к устойчивому социально-экономическому развитию.
Результаты исследования и их обсуждение
Оптимизация социально -гуманитарной подготовки выпускников вузов выступает сегодня в качестве одного из важнейших направлений развития высшей школы. Обусловлено это рядом факторов [2].
• Резко возрастает значимость социально-мобильных, коммуникативных и адаптивных качеств личности.
• Проблемой выживания человечества становится тандем: экология среды обитания -экология природы самого человека.
• На фоне укрепляющейся тенденции развития мирового сообщества по формуле культуры мира и демократии, взаимотерпимости и взаимообогащения народов и культур одновременно сохраняется конфликтность на уровне социально-политических, этнонациональных и религиозно-конфессиональных отношений.
• Дискретность, нелинейность развития современного общества, равно как и сопутствующая этому энтропийность человеческих практик, также становятся все более часто повторяющимися явлениями.
• Сохраняющаяся опасность глобальных кризисов, обусловленных негативными последствиями развития техногенной цивилизации, диктует возвышение роли человеческого фактора.
• Для транзитивных обществ переходного типа, к которым относится и белорусский социум, характерны неустоявшиеся тенденции и ориентиры развития. Особенно это касается социальной и духовной сфер жизнедеятельности, социокультурных и ценностно-мировоззренческих ориентаций молодежи.
Все вышеперечисленное предполагает солидный «защитный», компенсаторный запас социально-гуманитарных знаний и умений у будущих специалистов - сегодняшних студентов. В этой связи важное значение приобретает развитие стандартизации социально-гуманитарного образования (СГО), что позволяет регламентировать оптимальный минимум требований к подготовке специалиста в вузе в соответствии с вызовами времени.
ПЕДАГОГІКА
67
Европейское сообщество, поставив своей целью формирование единого образовательного пространства, отразило свои подходы, адекватные вызову времени, в документах Болонского процесса. Во главу угла в разработке нормативных требований в сфере высшего образования европейские государства выдвигают компетентность выпускника высшего учебного заведения. Под этим понимаются интегрированные характеристики качества подготовки специалистов. Компетентностная модель предполагает сдвиг от академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускников.
Компетентностный подход в национальных системах образования Беларуси, России и Украины начинает формироваться еще в конце прошлого века, однако до настоящего времени так и не принято единое определение понятия «компетентность».
Еще в конце прошлого века, в 1996 году, на симпозиуме в Берне (27-30 марта) по программе Совета Европы принято определение пяти ключевых компетенций, которые должны приобрести молодые европейцы. К ним относятся:
1. политические и социальные компетенции;
2. компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе;
3. компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией;
4. компетенции, связанные с возрастанием информатизацией общества;
5. способность учиться на протяжении жизни.
На современном этапе развития Республика Беларусь столкнулась с проблемой, известной странам постиндустриального периода развития, - снижение численности населения, выдвинувшее на повестку дня задачу компенсирования растущего дисбаланса трудовых ресурсов. Демографическая ситуация в республике не является благополучной - среднегодовая численность населения за 2000-2005 годы сократилась на 229,7 тыс. и составила 9 775,3 тыс. человек [3]. В этих условиях важнейшим конкурентным преимуществом развитых стран остаются ресурсы квалифицированной рабочей силы. Экономическая эффективность знаний, умений и навыков выпускников вузов, адекватная требованиям современной общественной практики высокая квалификация работников станут если не единственными конкурентными факторами в мировой экономике, то, по всей вероятности, решающими для большинства отраслей в развитых странах.
Одним из основных путей решения возникшей проблемы является принятие Программы перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь на 2005-2010 годы. Программой определена двухступенчатая система высшего образования. На первой ступени ведется подготовка специалистов со сроками обучения от 4 до 6 лет (в зависимости от сложности получаемой специальности и квалификации). Вторая ступень -магистратура, сориентированная на данном этапе на подготовку к поступлению в аспирантуру в целях получения научной квалификации. В соответствии с данной программой в Республиканском институте высшей школы разработан Макет образовательного стандарта высшего образования первой ступени и Образовательный стандарт цикла социально-гуманитарных дисциплин [4].
Одной из отличительных особенностей белорусских стандартов нового поколения является их разработка в компетентностном формате. Ориентированное на компетенции образование формировалось в 70-х годах. Термин «компетенция» был введен в научный обиход американским языковедом Н. Хомским для обозначения способности к выполнению какой-либо деятельности и совокупности знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине [5].
Обобщая результаты исследований В. И. Байденко, О. Л. Жук, И. А. Зимней, Н. Н. Кошель,
А. В. Макарова, В. Д. Шадрикова, А. В. Хруцкого и других, можно заключить, что под компетенцией целесообразно понимать знания и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач, а под компетентностью - способность применять знания и опыт для решения профессиональных, социальных и личностных проблем.
За прошедшее время сложилась научная школа «компетентностного образования» российского исследователя, академика РАО И. А. Зимней, где предлагается разграничение трех основных групп компетентностей [6]:
• компетентности, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения;
• компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы;
• компетентности, относящиеся к деятельности человека во всех ее типах и формах.
68
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Представленная в работах И. А. Зимней дифференцированная классификация компетенций и компетентностей в настоящее время получила наиболее широкое применение. Предложенная классификация включает в себя целый перечень компетенций (компетенции здоровьесбережения, ценностно-смысловые компетенции и компетенции гражданственности, социального взаимопонимании и др.), в которые безопасность входит составляющей частью. Однако, на наш взгляд, компетенции безопасности необходимо выделить отдельным блоком и формировать их начиная с дошкольного обучения ребенка, усиливая с учетом профессиональной направленности в колледжах и вузах, так как статистические данные, по -прежнему свидетельствующие о гибели и ранениях людей в авариях на дорогах, в процессе производства и быту, алкогольной, наркотической и никотиновой зависимости, подтверждают выводы об актуальности формирования у современного человека компетенции безопасности. Речь идет о комплексной подготовке специалиста к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, чему способствует мировоззренческая, нравственная, интеллектуальная, психологическая, коммуникативная и физическая готовность. Всего это можно достигнуть только использованием системного процесса воспитания личности.
В соответствии с целями и принципами подготовки по образовательной программе первой ступени выпускник должен приобрести компетенции:
- осмысленного безопасного обращения с продуктами развития естествознания;
- социальной и гражданской ответственности за экологические последствия принимаемых решений и действий и др.
В таких условиях одной из основных задач, стоящих перед системой образования республики, является необходимость подготовки специалистов, обладающих высоким уровнем ответственности, приоритетной целью, внутренней потребностью которых является обеспечение безопасности окружающей среды и человечества в целом. Для этого необходимо новое мировоззрение, система идеалов и ценностей, формирование компетентностного подхода к жизнедеятельности в целом.
Таким образом, очередная парадигма современности - безопасность человека в сравнении с другими критериями его жизнедеятельности - имеет первостепенное значение. Поэтому императив безопасности человека должен стать основой всей человеческой деятельности, всех государственных планов, научных разработок, образовательных программ. Процесс образования убеждений, по нашему мнению, должен рассматриваться как последовательная смена состояний сознания, связанных с особенностями личного отношения обучаемых к усваиваемым знаниям, воспринимаемым вначале как нейтральная информация, а затем как личностно-значимая и профессионально-необходимая.
Компетенции не могут формироваться на основе «готовых» знаний, умений и навыков. Освоить действительность учащийся может только путем креативной деятельности. Компетентность как интегрированное социально-дидактическое личностное качество развивается на основе самостоятельно приобретаемого опыта решения разнообразных задач и ситуаций. Компетенции наиболее эффективно формируются посредством технологий, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями [7].
Необходимо начинать воспитывать безопасный образ мышления в школе и продолжать на протяжении всего образовательного процесса человека, так как его личная физическая и психологическая готовность к встрече с экстремальной ситуацией зачастую более значима, чем государственные меры.
Известно, что многие беды в нашей республике явились следствием падения социальных нравов населения, особенно молодежи. Появление реальных свобод, в том числе и свободы передвижения, активный процесс заимствования образцов западной культуры и образа жизни в целом сделали общество открытым, к сожалению, и для таких негативных явлений, как насилие, жестокость, распущенность.
В современный период развития общества большую значимость, помимо собственно профессиональной подготовки специалиста, приобретают вопросы, связанные с формированием высокой степени нравственной ответственности личности. Это отражает, прежде всего, возрастание масштабов деятельности специалиста-профессионала, необходимость его широкого гуманитарного кругозора, который позволил бы выходить за рамки своей узкой специализации и наладить деловую коммуникацию как по вертикали, так и по горизонтали. Необходимо формировать культуру безопасности, воспитывать личность безопасного типа.
ПЕДАГОГІКА
69
Именно в этот сложный период необходимы четко сформулированные аспекты культуры безопасности. В качестве основных ее характеристик выступает уровень развития творческих сил и способностей человека к профилактике рисков, предупреждению и уменьшению вреда (причиняемого вредными и опасными факторами жизнедеятельности) ему лично, ущерба другим людям и обществу в целом. Иными словами: культура безопасности - составляющая и неотъемлемая часть культуры, она представляет собой системное отношение и взаимодействие человека и общества в целом, определяемое уровнем их специальной подготовленности (овладение знаниями, умениями и навыками, методами и способами морально-психологической подготовки), и осуществление практической деятельности, которая гарантированно обеспечивает организацию безопасной жизни.
Культура безопасной деятельности - это совокупность правил, норм и действий индивида, группы и общества в целом по созданию, поддержанию и корректировке безопасных условий и результатов деятельности [8]. Она выполняет следующие основные функции: защитноадаптивную, сигнификативную, нормативную, валеологическую.
Культура безопасности - набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, выполнение которых показывает, что проблемам безопасности, как обладающим высшим приоритетом, уделяется должное внимание. Необходимые компоненты культуры безопасности [9]:
> предотвращение самоуспокоенности в процессе нормальной эксплуатации;
> понимание персоналом потенциального значения с точки зрения безопасности всех отклонений от штатного регламента;
> признание приоритета безопасности в принятии решений;
> чувство ответственности конструкторов и проектантов;
> системный подход на всех этапах, непренебрежение мелочами;
> неформальное отношение к опыту.
Формированию у студентов компетенций безопасности способствует применение как традиционных, так и инновационных методов обучения. Причем подобная подготовка специалистов экономического профиля может быть проведена как в рамках блока естественнонаучных дисциплин, где рассматриваются общие закономерности опасных явлений, формирование модели здорового образа жизни, устойчивость к стрессам, способность оценить обстановку и умение принять решение, так и в рамках системы образовательных дисциплин, куда разделы по проблемам безопасности могут входить отдельными темами.
Для формирования компетенций безопасности их необходимо структурировать и определить содержание непрерывного многоуровневого образования - от дошкольного воспитания до последипломного образования.
Решение данных задач частично возможно при изучении в высших учебных заведениях дисциплин «Защита населения и хозяйственных объектов от чрезвычайных ситуаций», «Радиационная безопасность» и «Охрана труда». Данное положение нашло отражение в образовательных стандартах всех специальностей Белорусского торгово -экономического университета потребительской кооперации.
Решить данную задачу также может помочь введение спецкурсов (например, «Рискология» или «Управление рисками»), где будут рассматриваться вопросы классификации рисков, философии рисков, прогнозирование и управление рисками.
Результатом изучения подобных курсов является четко выработанная поведенческая модель в ситуации риска, умение принимать решения и брать ответственность. В ходе проведения занятий, тренировок, учений приобретаются навыки в соблюдении правил поведения и действий в экстремальной обстановке, вырабатываются морально-психологические качества, такие как уверенность в своих действиях, готовность выстоять в сложной и напряжённой обстановке, организованность, дисциплинированность, психологическая стойкость.
Основной упор по образованию в этой области необходимо делать на систему высшего образования, так как она готовит специалистов высокой квалификации, которые впоследствии становятся руководящими работниками, на которых возлагается ответственность за жизнь и здоровье людей. Выпускники вузов должны получать глубокие теоретические знания и практические навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей и гражданского долга как по профилактике, так и в условиях возможных чрезвычайных ситуаций. Формы и методы обучения призваны обеспечить глубокое усвоение знаний, выработать необходимые навыки и умения действовать в реально складывающейся обстановке.
70
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Основным направлением в развитии образования в области безопасности жизнедеятельности является применение инновационных технологий. Не исключая традиционные формы обучения, требуется шире внедрять технологии преподавания дисциплин с использованием обучающих компьютерных программ, презентаций, программ по самообучению и тестовому контролю знаний. Более широкого внедрения требуют интерактивные учебные пособия, пособия на электронных носителях для заочной и дистанционной форм обучения. Активизация участия студентов в профильных международных и научно-практических конференциях существенно расширит их кругозор и сформирует более ответственное отношение к проблеме безопасности общества и человечества в целом.
Выводы
Теоретико-методологический подход к вопросам формирования компетенций выпускника по обеспечению безопасной жизнедеятельности предполагает:
1) рассмотрение данных компетенций как сложной открытой синергетической системы;
2) анализ процесса функционирования данной системы с позиций ее устойчивости и мобильности;
3) выявление таких точек на траектории движения системы, в которых возможен процесс как дальнейшего ее развития, так и изменения в регрессирующем плане;
4) воспитание личности с набором компетенций безопасности - это воспитание нового поколения, способного к более продуктивной и целеустремленной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, природы, активно поддерживающего безопасность общественного и личного бытия и развития;
Ожидаемые результаты - это выход в профессиональную деятельность специалиста, имеющего значительный набор компетенций, в том числе и компетенции безопасности, что ускорит процессы устойчивого развития социально-экономической системы Республики Беларусь.
Литература
1. Латыш, Н. И. Образование на рубеже веков / Н. И. Латыш. - 2-е изд., доп. - Минск : НИО, 2000. - 215 с.
2. Макаров, А. В. Проектирование стандартов высшего образования нового поколения по циклу социально-гуманитарных дисциплин / А. В. Макаров. - Минск : РИВШ, 2005. - 82 с.
3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. -Минск, 2006. - С. 38.
4. Макаров, А. В. Проектирование стандартов высшего образования нового поколения: компетентностный подход / А. В. Макаров // Выш. шк. - 2006. - № 5. - С. 13-20.
5. Проконина, Ж. В. Компетентностный подход в иноязычном образовании / Ж. В. Проконина // Выш. шк. - 2007. - № 2. - С. 52-56.
6. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 41-42.
7. Жук, О. Л. Компетентностный подход в стандартах высшего образования по циклу социальногуманитарных дисциплин / О. Л. Жук // Выш. шк. - 2006. - № 5. - С. 21-25.
8. Безопасность деятельности : энцикл. словарь / под ред. О. Н. Русака. - СПб. : Инф. изд. агентство «Лик», 2003. - 324 с.
9. Маньков, В. Д. Безопасность общества и человека в современном мире : учеб. пособие / В. Д. Маньков. - СПб. : Политехника, 2005. - 551 с.
Summary
In this article the author considers the ways on how to form students’ culture of safety and competence of safe life activity under conditions of modern risks, applying for this purpose both traditional and innovative methods of training. As a result of the given approach, a graduate will come into professional activity as a specialist who has a significant package of competences of different levels which benefits to accelerating processes of sustainable development of social and economic system of the Republic of Belarus.
Поступила в редакцию 01.12.09.