22
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
УДК 378.18:37.017.4
Л. В. Вишневецкая
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье предпринята попытка раскрыть особенности формирования гражданской активности студентов экономического вуза во внеучебной деятельности.
Проведенный контент-анализ законодательных актов и нормативно -правовой документации, научных исследований по проблематике отечественных и зарубежных ученых позволил выявить и теоретически обосновать внешние и внутренние факторы, определяющие специфику организации воспитательной работы по формированию гражданской активности студенческой молодежи экономического вуза во внеучебной деятельности, определить ее содержание и основные педагогические подходы, сформулировать цель, задачи, принципы и функции формирования гражданской активности студентов-экономистов, актуальные в условиях перехода Республики Беларусь на инновационный путь развития.
Введение
Переход Республики Беларусь на инновационный путь развития ставит перед высшими учебными учреждениями проблему подготовки высококвалифицированных специалистов для инновационной экономики путем актуализации их гражданской активности в различных сферах общественно значимой деятельности.
Между тем анализ научной литературы и современной педагогической практики (Д В. Артюхович, И. М. Дуранов, Ю. М. Резник, Е. П. Рудник, Ф. Х. Сахапова, И. В. Сопивнык и др.) показывает, что специальных исследований по проблеме формирования гражданской активности студентов экономического вуза не проводилось [1]—[5]. В то же время уровень развития гражданской активности студентов экономического вуза сегодня не отвечает государственному социальному заказу и запросам общества. Основная причина этого видится в недостаточном использовании потенциала различных видов деятельности, в частности внеучебной деятельности как эффективного фактора формирования гражданской активности личности в учебно -воспитательном процессе высшего учебного заведения экономического профиля.
Таким образом, противоречие между значимостью формирования гражданской активности студентов экономического вуза во внеучебной деятельности и уровнем разработанности данной проблемы в педагогической теории и практике высшей школы подтверждает актуальность и обосновывает выбор темы проведенного исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Студенческая молодежь является «одним из самых творческих и социально активных представителей общества» [6, 27], определенной социально-демографической группой людей, выделенной на основе возрастных особенностей, социального положения, места и функций в социальной структуре, интересов и ценностей [7, 147] и занимающейся «подготовкой к высококвалифицированной профессиональной деятельности посредством получения высшего образования» [8, 55].
Под гражданской активностью студентов в настоящем исследовании подразумевается сложное интегративное личностное качество, выражающееся в их осознанном и целенаправленном участии в различных сферах общественно значимой деятельности (социальной, экономической, политической, духовно-нравственной) посредством принятия гражданских ценностей и идеалов белорусского общества и государства, выстраивания на их основе отношений к окружающему миру и себе и самоактуализации в качестве гражданина.
В современной педагогической литературе воспитание во внеучебной деятельности является педагогической ценностью, самостоятельной категорией, тесно связанной с учебным процессом [9, 181]. С позиций гуманистической педагогики и психологии, рассматривающих воспитанника как субъекта своей жизнедеятельности, саморазвития, самовоспитания и самореализации, внеучебная деятельность представляет собой социально-педагогическую среду целенаправленного организованного взаимодействия воспитанников и воспитателей вне учебного процесса, на добровольных началах, с учетом потребностей, интересов и склонностей воспитанников, с целью их социализации, саморазвития и гражданского становления как профессионалов и граждан.
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
23
Внеучебная деятельность способствует приобретению студентами положительного опыта актуализации гражданской активности в различных сферах жизни: политической, экономической, социальной и духовно-нравственной. В процессе самореализации студента как человека и личности происходит его развитие. Под развитием понимают «процесс взаимосвязанных количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественных взглядов и убеждений» [10, 39]. Результатом развития личности студента выступает формирование, обозначающее ее становление, приобретение совокупности устойчивых социальных свойств и качеств. Таким образом, формирование гражданской активности студентов экономического вуза во внеучебной деятельности представляет собой целенаправленный процесс становления и развития гражданской активности личности студента, который обладает совокупностью гражданских качеств, системой социально значимых убеждений, взглядов, мировоззрением, ценностными ориентациями, знает и умеет реализовать свои гражданские права и обязанности и нацелен на общественно значимую деятельность.
Проведенный контент-анализ законодательных актов и нормативно-правовых документов Министерства образования Республики Беларусь [11]-[20], психолого-педагогических исследований, касающихся формирования гражданских качеств у учащейся и студенческой молодежи [1]-[5], [8], [21], позволяет сделать вывод о том, что специфика формирования гражданской активности студентов во внеучебной деятельности определяется внешними и внутренними факторами (см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Специфика формирования гражданской активности студентов
К внутренним факторам относятся возрастные особенности студентов и характер взаимоотношений и взаимодействия между субъектами учебно-воспитательного процесса. К внешним факторам относятся государственный социальный заказ на подготовку специалистов для инновационной экономики и особенности исторического развития Республики Беларусь на современном этапе.
Охарактеризуем каждый из факторов.
Время обучения в вузе совпадает с периодом поздней юности, который отличается сложностью становления черт личности. В психолого-педагогической литературе студент как человек
24
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
определенного возраста и как личность характеризуется с биологической, психологической и социальной стороны [8], [22], [23]. Проведенный анализ психолого-педагогических работ позволил предположить, что основными специфическими особенностями студенческого возраста являются:
- оптимум физических и интеллектуальных сил;
- усиление сознательных мотивов поведения, укрепление личностных качеств;
- умственная и нравственная зрелость;
- сложившиеся убеждения и мировоззрение;
- способность критически оценить и анализировать свои действия и поступки;
- самоопределение и идентификация, принятие ответственных решений;
- способность и готовность к самореализации, самоуважение и самопринятие;
- способность и потребность в нравственной саморегуляции, повышение чувства долга и ответственности;
- выстраивание системы нравственных, культурных, духовных ценностей и определение ценностных ориентаций;
- формирование специальных профессиональных способностей и качеств;
- овладение полным комплексом социальных ролей: гражданина, профессионала, труженика, семьянина и др.
Особенности формирования гражданской активности студентов экономического вуза также определяются государственным социальным заказом на подготовку специалистов для инновационной экономики, нашедшим свое отражение в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, в государственных программах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы [24]-[26]. В данных документах акцентируется внимание на подготовку специалистов, способных и готовых «внести изменения в существующую культуру, социальную сферу, экономику» [14, 11].
Согласно новым образовательным стандартам среди требований, предъявляемых к выпускникам экономических специальностей, особое место занимают требования к социально -личностным и профессиональным компетенциям. В частности, выпускник экономического вуза должен обладать такими качествами, как гражданственность, высокое чувство патриотизма и любви к Родине, быть способным к социальному взаимодействию, знать идеологические ценности, моральные, нравственные ценности государства и следовать им и т. д. [27, 5-6]. Таким образом, студент экономического вуза должен обладать не только определенным объемом профессиональных компетенций, но и способностью и готовностью проявить свою гражданскую активность в политической, экономической, социальной, нравственно-духовной сферах.
Особое значение при формировании гражданской активности студентов имеют особенности исторического развития Республики Беларусь на современном этапе, характеризующиеся социальными, идеологическими, экономическими и культурными преобразованиями, происходящими в стране. Одной из важнейших задач высшего образования в Республике Беларусь является обеспечение наиболее полного развития способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, возможности её активного, свободного и конструктивного участия в развитии общества [17]. Важность создания благоприятных условий для предоставления молодежи возможности реализовать себя в своей стране подчеркнул Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко [28].
Формирование гражданской активности студентов на современном этапе исторического развития Республики Беларусь ориентируется на приоритеты воспитания в стране и предопределяется государственной идеологией. Под идеологией понимается «целостный свод идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан» [29]. Понимание и овладение идеологией способствует росту духовного, интеллектуального, нравственного потенциала личности [30]. Как отмечает белорусский ученый Ф. И. Храмцова, в основе идеологического воспитания студенческой молодежи -целенаправленный, научно-обоснованный социально-педагогический процесс создания оптимальных условий для освоения молодыми людьми основополагающих ценностей, идей, убеждений, формирования национального самосознания и активной гражданской позиции [31]. В контексте идеологического воспитания формирование гражданской активности студенческой молодежи приобретает особую значимость. Включение молодых людей в общественно значимую конструктивную деятельность способствует становлению молодых граждан, их деятельностному участию и самореализации в созидании сильной и процветающей Беларуси.
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
25
Немаловажен для процесса формирования гражданской активности студентов во внеучебной деятельности такой фактор, как характер взаимоотношений и взаимодействия субъектов учебновоспитательного процесса. Учет потребностей, возможностей и интересов студенческой молодежи, уважение ее прав на независимость и самостоятельность, гуманизм и демократия во взаимоотношениях со студентами призваны способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности молодых людей. Включение студенческой молодежи в различные виды деятельности способствует реализации сформулированных в психологии и педагогике представлений о единстве личности и ее деятельности. С этой точки зрения, личность и деятельность взаимообусловлены и непосредственно и опосредованно влияют друг на друга. С одной стороны, деятельность в ее многообразных формах осуществляет изменения в структуре личности. В свою очередь, личность осуществляет выбор адекватных ей видов и форм деятельности и преобразований деятельности, отвечающих потребностям ее личностного развития. Таким образом, деятельность выступает как средство становления и развития субъектности личности студента, а студент - как субъект своей деятельности.
Определение специфики формирования гражданской активности студентов во внеучебной деятельности выдвигает требование определить основные подходы к организации воспитательной работы по формированию данного качества у студентов. Под подходом подразумевается ориентация педагога, воспитателя, куратора на использование при осуществлении своих действий определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности [32, 83].
Ориентация на внешние факторы требует организации воспитательной работы по формированию гражданской активности студентов с учетом конкретно-исторического, идеологического и компетентностного подходов. Конкретно-исторический подход предполагает определение и формулирование специфических целей и задач формирования гражданской активности студентов, актуальных на современном этапе исторического развития белорусского общества и государства. В основе идеологического подхода - создание в учебном учреждении благоприятных условий для освоения студентами основополагающих ценностей (в том числе ценностей белорусского государства -патриотизма, гражданственности, толерантности, трудолюбия, коллективизма), идей, убеждений, формирования национального самосознания и активной гражданской позиции. Компетентностный подход направлен на формирование ключевых компетенций студентов и предполагает готовность молодых людей применять полученные знания и умения в социальной практике.
Внутренние факторы (возрастные особенности студентов и характер взаимоотношений и взаимодействия между субъектами учебно-воспитательного процесса) вызывают необходимость реализации в воспитательной работе по формированию гражданской активности студентов во внеучебной деятельности возрастного, субъектно-деятельностного и личностно ориентированного подходов. Возрастной подход предполагает учет выявленных в ходе исследования возрастных и индивидуальных особенностей студентов при формировании гражданской активности как качества личности. Субъектно-деятельностный подход ориентируется на создание в вузе оптимальных условий для приобретения студентами опыта позитивного гражданского поведения путем их включения в различные виды общественно значимой деятельности. Личностно ориентированный подход к формированию гражданской активности студентов ставит во главу угла учет их потребностей, возможностей и интересов, уважение их прав на независимость и самостоятельность, гуманизм и демократию. В основе личностно ориентированного подхода - обеспечение и поддержка процессов самосознания, саморазвития и самостроительства личности студента, развитие его неповторимой индивидуальности. Связующим звеном в реализации вышеперечисленных подходов является системный подход, предполагающий рассмотрение процесса организации воспитательной работы в его постепенном развитии и саморазвитии, с учетом его многоуровневости, многоступенчатости, иерархии, взаимозависимости. С этой позиции системный подход в формировании гражданской активности студентов заключается в выявлении компонентов и системообразующих связей педагогических процессов или явлений, рассмотрении этих компонентов во взаимосвязи, развитии и движении.
Перечисленные подходы позволяют определить содержание воспитательной работы по формированию гражданской активности студентов экономического вуза во внеучебной деятельности, нормативно-правовая база которой регулируется: Программой воспитания детей и учащейся молодежи (2001), законом Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» (2002), Концепцией патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь (2003), Концептуальными основами идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодежью (2003), Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (2004), Республиканской программой «Молодежь
26
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Беларуси» (2006), Государственной программой «Молодые таланты Беларуси» (2006), Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы (2006), законом Республики Беларусь «О высшем образовании» (2007), Программой и концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (2007), Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы (2007), образовательными стандартами и др. [11], [13], [15]-[20], [24]-[27]. Контент-анализ перечисленных законодательных актов и нормативных документов позволил выделить в качестве содержания внеучебной деятельности по формированию гражданской активности студентов следующее:
- усвоение студентами многогранности понятия «гражданская активность», восприятия и осознания его как общечеловеческой и личностной ценности;
- формирование у них представлений о формах и способах проявления гражданской активности;
- овладение навыками и умениями позитивного гражданского поведения;
- воспитание граждански и личностно значимых качеств (законопослушности, дисциплинированности, ответственности, инициативности, активной гражданской позиции и др.);
- приобщение к общественно значимой деятельности на благо общества и государства.
В логике настоящего исследования целесообразно определить цель воспитательной работы по формированию гражданской активности студентов во внеучебной деятельности:
- приобщение студентов к идеалам белорусского общества и государства;
- включение молодых людей в освоение знаний, умений, необходимых для полноценной гражданской самореализации;
- приобретение положительного опыта гражданского поведения и ведения конструктивной общественной деятельности.
Цель реализуется в конкретных задачах:
- формирование у студентов знаний о своих гражданских правах и обязанностях, готовности реализовать их на практике, овладение молодыми людьми понятием гражданской активности;
- утверждение в сознании студентов гражданских и правовых ценностей, взглядов и убеждений, мировоззренческих представлений об обществе, государстве и человеке;
- развитие уважения к законам государства, его культуре и историческому наследию;
- формирование гражданских качеств: гражданского достоинства, чувства долга,
законопослушности, дисциплинированности, активной гражданской позиции, гражданской ответственности;
- формирование целевых установок на активную жизненную позицию, гражданское поведение, уважение к правам и свободам человека;
- создание оптимальных условий для приобретения студентами опыта общественной деятельности, формирование навыков гражданского и политического участия;
- формирование мотиваций и умений, необходимых для интеграции молодых людей в современное общество.
Содержание внеучебной воспитательной работы по формированию гражданской активности студентов обусловливается соответствующими принципами. Под принципами обучения и воспитания понимают те важнейшие требования, которые предъявляются к осуществлению учебной и воспитательной работы. Анализ и обобщение подходов исследователей к определению принципов воспитания качеств личности дает возможность выделить следующее основные принципы формирования гражданской активности студентов:
- гуманизм, подразумевающий уважительное отношение к личности студента, его правам, взглядам и убеждениям, поддержание в нем чувства собственной значимости и индивидуальности, стремления к самореализации;
- демократизм, который способствует взаимоуважению и доверию между преподавателями и студентами, формированию гражданского поведения и гражданской культуры;
- уважение к законам государства, что предполагает готовность исполнять свои гражданские обязанности, защищать свою Родину, трудиться на ее благо;
- создание условий для самореализации, самоутверждения, самодеятельности и самоуправления студентов на основе взаимного доверия, уважения и требовательности;
- взаимодействие всех участников воспитательного процесса (студентов, педагогов, представителей общественных организаций, родителей), направленного на согласованность их усилий по формированию гражданской активности молодых людей;
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
27
- системность, предполагающая рассмотрение каждого элемента процесса воспитания в его тесной связи со всеми другими;
- целостность, которая предусматривает единство подходов и принципов воспитательного процесса по формированию гражданской активности студентов.
Далее необходимо обозначить функции формирования гражданской активности юношей и девушек в процессе организации внеучебной деятельности. К основным функциям формирования гражданской активности студентов целесообразно отнести:
- идеологическую функцию, реализующуюся в формировании у студентов знаний об основах идеологии белорусского общества и государства, чувства гордости за национальную символику, социальные, экономические и культурные достижения Республики Беларусь;
- воспитательную, которая способствует формированию гражданских качеств, активной жизненной позиции, общественного мнения, требующего добросовестного выполнения порученного дела, ответственного поведения, критичности и самокритичности;
- социальную, которая направлена на формирование отношений студентов к предметам и явлениям окружающего мира, обществу, государству, другим людям и нравственных ценностей, взглядов, убеждений, мировоззренческих ориентаций;
- информационную, предусматривающую раскрытие студентам общечеловеческих ценностей, сущности и содержания гражданской активности, вовлечение их в разнообразные социально значимые виды деятельности, приобщение к духовной культуре;
- имитационно-моделирующую, реализующуюся в моделировании во внеучебной деятельности различных воспитывающих ситуаций, способствующих освоению студентами различных социальных ролей в процессе имитационных игр.
Выводы
Таким образом, проведенный анализ научной литературы по проблематике предоставил возможность выявить специфику формирования гражданской активности студентов экономического вуза во внеучебной деятельности (внешние и внутренние факторы), обозначить основные подходы, содержание, цель, задачи, принципы и функции воспитательной работы по формированию данного качества у студентов экономического профиля во внеучебное время, очертить круг вопросов, требующих дальнейшего исследования: разработка основ формирования данного качества в целостном учебно-воспитательном процессе, исследование гендерных аспектов формирования гражданской активности юношей и девушек, определение педагогических условий эффективного формирования гражданской активности студенческой молодежи и др.
Литература
1. Артюхович, Д. В. Гражданская активность личности: социально-философский анализ : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Д. В. Артюхович. - Ставрополь, 2002. - 163 л.
2. Резник, Ю. М. Гражданское общество как социокультурный феномен: теоретико-методологический аспект : дис. ... д-ра филос. наук в форме науч. докл. : 09.00.11 / Ю. М. Резник. - М., 1998. - 127 л.
3. Рудник, Е. П. Воспитание у студентов гражданской активности и лидерства / Е. П. Рудник, Е. В. Кузьменкова // Выш. шк. - 2004. - № 5. - С. 57-58.
4. Сахапова, Ф. Х. Гражданское воспитание студентов технического вуза средствами иностранного языка : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Ф. Х. Сахапова. - Казань, 2004. - 186 л.
5. Сошвник, I. В. Формування громадянськості студентів вищих аграрних навчальних закладів : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / I. В. Сотвник ; Нац. аграрний ун-т М-ва аграрноі политики Укратни. - Тернопіль, 2006. - 20 с.
6. Лукашенко, А. Г. Выступление Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на встрече со студентами вузов Могилевской области 17 нояб. 2005 г., Могилев / А. Г. Лукашенко // Информ. бюл. Администрации Президента Респ. Беларусь. - 2005. - № 11. - С. 26-74.
7. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бада. - М. : Большая рос. энцикл., 2002. - 528 с.
8. Шумская, Л. И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе социализации / Л. И. Шумская. - Минск : РИВШ, 2005. - 271 с.
9. Пионова, Р. С. Педагогика высшей школы : учеб. пособие / Р. С. Пионова. - Минск : Выш. шк., 2005. - 303 с.
10. Харламов, И. Ф. Педагогика : компакт. учеб. курс : для студентов ун-тов и пед. ин-тов / И. Ф. Харламов. - Минск : Университетское, 2001. - 272 с.
11. Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодежью // Пазашкольнае выхаванне. - 2003. - № 8. - С. 3-9.
28
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
12. Концепция гражданского воспитания младших школьников в Республике Беларусь // Пачатковая школа. - 2002. - № 6. - С. 2-5.
13. Концепция патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь // Прабл. выхавання. -2003. - № 4. - С. 113-119.
14. Косинец, А. Н. Инновационное образование - главный ресурс конкурентоспособной экономики государства // А. Н. Косинец // Совет. Белоруссия. - 2007. - 30 окт. - С. 11-14.
15. О высшем образовании : Закон Респ. Беларусь, 11 июля 2007 г., № 252-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 06.09.2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс]. - Минск : ООО «ЮрСпектр», 2009.
16. О государственной программе «Молодые таланты Беларуси» на 2006-2010 годы : Указ Президента Респ. Беларусь, 10 мая 2006 г., № 310 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2006. - № 74. - 1/7573.
17. Об образовании в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 29 окт. 1991 г., № 1202-XII : в ред. закона Респ. Беларусь от 11.07.2007 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс]. - Минск : ООО «ЮрСпектр», 2009.
18. Об утверждении концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь : постановление М-ва образования Респ. Беларусь, 14 дек. 2006 г., № 125 // Зб. нармат. дак. М-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. - 2007. - № 2. - С. 9-40.
19. Об утверждении республиканской программы «Молодежь Беларуси» на 2006-2010 годы : Указ Президента Респ. Беларусь, 4 апр. 2006 г., № 200 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2006. -№ 56. - 1/7417.
20. Программа воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Прабл. выхавання. - 2001. - № 4. - С. 3-128.
21. Левко, А. И. Формирование гражданских качеств личности: методологические проблемы и практический опыт / А. И. Левко // Адукацыя i выхаванне. - 1997. - № 1. - С. 12-21.
22. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека : учеб. пособие / Е. Е. Сапогова. - М. : Аспект. Прогресс, 2001. - 460 с.
23. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. - 7-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 672 с.
24. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь ; редкол.: Л. М. Александрович [и др.]. - Минск : Юнипак, 2004. - 202 с.
25. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы [Электрон. ресурс] : утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 26 марта 2007 г., № 136 : в ред. от 26.08.2008 г. -Режим доступа : http://test.belisa.org.by/ru/nis/gospr/b87894fcb05f289.html. - Дата доступа : 16.09.2009.
26. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы // Совет. Белоруссия. - 2006. - 24 февр. - С. 1, 10-16.
27. Высшее образование. Первая ступень: спец. 1-25 01 11 «Аудит и ревизия», квалификация «Экономист»: образовательный стандарт Респ. Беларусь / М-во образования Респ. Беларусь. - Введ. 01.09.08. - Минск. - 30 с.
28. Лукашенко, А. Г. Наша молодежь должна иметь возможность реализовать себя в своей стране / А. Г. Лукашенко // Совет. Белоруссия. - 2004. - 22 сент. - С. 7-10.
29. Лукашенко, А. Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент / А. Г. Лукашенко // Совет. Белоруссия. - 2003. - 28 марта. - С. 3-6.
30. Зубра, А. С. Идеология и учебно-воспитательный процесс / А. С. Зубра // Организационнопедагогические и идеологические основы работы с молодежью в высшей школе. Из опыта работы специалистов по социальной и воспитательной работе со студенческой молодежью и кураторов студенческих групп / под общ. ред. И. И. Калачевой, С. А. Кулеш. - Минск, 2006. - С. 11-16.
31. Храмцова, Ф. И. Идеологическое воспитание: параметры эффективности : учеб.-метод. пособие / Ф. И. Храмцова. - Минск : БГАТУ, 2005. - 148 с.
32. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. - М. : Сфера, 2003. - 160 с.
Summary
The article concerns is going to reveal the special character of forming the social activity of students of an economical educational establishment during out-of- university activities.
The content-analysis of legal acts, normative and law documents, researches on the problem done by our and foreign scientists give the chance to clear out and to do theoretical grounding of external and internal factors defining the specificity of organizing of educational work aimed at forming social activity of student adolescence of an educational establishment during out-of-university activities, to define its content and main pedagogical approaches, to formulate the objective, tasks, principles and functions of forming the social activity of students-economists that is so actual in the period of the transition of the Republic of Belarus to the innovative way of its development.
Поступила в редакцию 10.12.09.