38
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
УДК 378. 04
Д. М. Кошман, М. Г. Кошман
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
В статье рассматривается сущность акмеологической компетентности будущего педагога. Определен состав и содержание ее структурных компонентов: потребностно-мотивационного, когнитивного, ценностно-смыслового, мыследеятельностного, профессионально-деятельностного, социально-кооперативного и рефлексивно-управленческого. Выделены основные ее функции: побудительно-мотивационная, познавательная, нормативно-регулятивная, креативно-творческая и развивающая. Выявлено три уровня ее развития: низкий, средний и высокий. Дана характеристика двух ее типов: традиционно-эволюционного и деятельностно-рефлексивного.
Введение
В современном, приобретающем информационный характер обществе проблема развития профессионализма педагога-предметника является одной из актуальных и значимых. Сегодня познавательные усилия многих философов, методологов, теоретиков педагогики [1]—[10] связаны с поиском теоретико-методологических основ изменения традиционного педагогического профессионализма. В этом направлении особенно значимым и актуальным является разработка теоретико-технологических средств становления и развития нового типа педагогического профессионализма - мыследеятельностного - на основе акмеологического и системномыследеятельностного подходов [2], [9].
Результаты исследования и их обсуждение
Известно, что акмеологическая проблематика возникла в психолого-педагогической теории в начале прошлого века. В последние десятилетия интенсивно развивается наука о вершинах профессионализма зрелой личности. Она получила название «акмеология» [1]-[8]. Об этом свидетельствует открытие специализированных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, а также создание Международной академии акмеологических наук. Сегодня акмеология пронизывает различные профессиональные сферы жизнедеятельности социума, особенно она важна для сферы педагогического производства. Происходит бурная социализация акмеологии. Начинают включаться в учебные планы разных специальностей учебные дисциплины по акмеологии, и в качестве учебно-методического обеспечения разрабатываются первые учебные пособия по данному предмету, которые предназначены для овладения будущими специалистами теоретико-методологическими основами и методическими путями достижения профессионализма и творческой самореализации, методами самосовершенствования, способами достижения педагогического мастерства в квазипрофессиональной деятельности в вузах. Результаты проведенных исследований показывают, что впервые появилась реальная возможность использования и реализации акмеологического подхода при подготовке педагогических кадров [1]-[8]. Данное обстоятельство со всей очевидностью фиксирует проблему формирования у будущих педагогов-предметников основ акмеологической компетентности как важнейшей составляющей профессионально-педагогической подготовки в вузе. Место и значение данного вида профессиональной компетентости видится нам в разработке стратегии и тактики оптимального достижения каждым педагогом персонального «акме». В процессе вузовского обучения осуществляется постижение студентами основ педагогической акмеологии, формируется потребностно-мотивационная сфера личности будущего педагога в профессионально-личностном развитии, происходит освоение базовых компонентов педагогической профессии и актуализация креативно-творческой деятельности, связанной с построением позиции Я-профессионал. Дальнейшее развитие персональной акмеограммы учителя происходит в процессе профессиональнопедагогической деятельности.
В образовательном стандарте Республики Беларусь по специальности 1-02 03 06 Иностранные языки выделяются академические, социально-личностные и профессиональные компетенции. Акмеологическая компетентность специально и отдельно не выделяется. В системе вузовского образования акмеологическая компетентность входит в состав
ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ
39
профессионально-педагогической компетентности и тесно связана с академической и социальноличностной компетентностями. В области требований к трем вышеперечисленным компетенциям можно отнести такие, которые тесно взаимосвязаны и отражают сущность акмеологической компетентности: 1) академические компетенции - это уметь работать самостоятельно и повышать свой профессиональный уровень, применять междисциплинарный подход при решении проблем, применять полученные базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач в области создания и совершенствования инновационных технологий, организации учебно-воспитательного процесса; 2) социально-личностные компетенции -это быть способным к критике и самокритике, обладать способностью саморазвития и самосовершенствования; 3) профессиональные компетенции, которые в учебно-воспитательной деятельности связаны с анализом, внедрением, проектированием, планированием и использованием эффективных педагогических средств; в учебно-методической деятельности связаны с организацией, освоением, разработкой, планированием и использованием рациональных методов, форм и средств обучения и воспитания; в научно-исследовательской деятельности связаны с освоением новых психолого-педагогических и предметных знаний, а также с проведением и использованием в педагогической практике собственных исследований; в организационно-управленческой деятельности связаны с организацией и управлением качеством в сфере образовательной деятельности, а также с построением эффективного социально-педагогического взаимодействия; в инновационной деятельности связаны с разработкой и использованием педагогических инноваций в процессе обучения и воспитания учащихся [10].
Анализ научно-методической литературы показывает, что понятия «акмеологическая компетентость», «акмеологическая компетентость будущего педагога», «формирование акмеологической компетентности будущего педагога» являются малоисследованными и их теоретико-методические основы разработаны недостаточно. В психолого-педагогических исследованиях встречаются такие понятия, как «акмеологическая позиция», «акмеограмма», «акмеологическая культура», «акмеологические знания» и др.
Методологической основой решения данной проблемы выступает компетентностный подход [11], который сегодня является основополагающим для системы подготовки педагогических кадров в условиях вузовского образования. Целесообразность введения понятия «компетентность» была вызвана необходимостью объединения, упрощения и лаконизации описания профессиональной сферы деятельности. Вместе с тем в психолого-педагогической литературе нередки случаи отождествления этого понятия с понятием «компетенция». Единого мнения в педагогической науке по этому вопросу пока не выработано. Согласно одним данным, считается, что компетентность - это некая личностная, интегративная характеристика, симптомокомплекс, а компетенция - совокупность конкретных профессионально-функциональных характеристик. По другим данным, компетентность рассматривается, в основном, как совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, а под компетенцией понимается опыт, готовность, грамотность, способность осуществлять профессиональные действия. Множественность трактовки этих понятий в психолого-педагогических работах обусловлена наличием различных исследовательских позиций в приложении к решаемым научно-исследовательским задачам и зачастую отсутствием использования онтологического и системного подходов в исследованиях. Основоположниками направления по проблемам исследования компетентности и различных её аспектов в разное время в теории и практике как профессионального, так и педагогического образования в отечественной и зарубежной науке являлись В. А. Адольф, С. Я. Батышев,
A. А. Вербицкий, С. Б. Елканов, А. И. Жук, О. Л. Жук, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Л. А. Петровская, Дж. Равен,
B. И. Слободчиков, Р. Уайт, Н. Хомский, А. В. Хуторской и другие авторы. Суть данного подхода заключается в том, что это методологическая основа непрерывного общего и профессионального обучения, сущность которой состоит в реализации рефлексивно-деятельностного вузовского образования, ориентированного на подготовку специалиста, владеющего нормативными и креативно-творческими способностями решения профессиональных задач и проблем.
Под акмеологической компетентностью будущего педагога мы понимаем часть общей профессионально-педагогической компетентности, которая отражает динамическое единство профессионально-педагогической направленности личности, знания, ценности, способы педагогической мыследеятельности, позволяющие осуществлять эффективное профессионально-личностное развитие в социокультурной среде и образовательной практике.
40
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Научно-педагогические исследования в области компетентностного профессиональноориентированного образования, а также онтология профессионально-личностного развития человека являются основанием для построения теоретической модели акмеологической компетентности и определения её структуры. На основе этих исследований и исходя из сущности профессионально-личностного развития педагога в образовательной ситуации акмеологическая компетентность состоит из следующих структурных компонентов: потребностно-мотивационного, когнитивного, ценностно-смыслового, мыследеятельностного, профессионально-деятельностного, социально-кооперативного и рефлексивно-управленческого. Логика выделения и фиксация самих компонентов в структуре акмеологической компетентности подтверждаются исследованиями различных авторов (О. С. Анисимов, А. А. Деркач, В. И. Загвязинский, А. А. Исаев, Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев, Г. И. Хозяинов, И. И. Цыркун и др.). В данной структуре первые четыре компонента отражают аспекты становления и развития личности будущего педагога (личностное пространство), последующие два компонента характеризуют его профессионально-деятельностное развитие на рефлексивной основе, специфика последнего компонента заключается в том, что его профессионально-личностное развитие осуществляется в педагогической общности и имеет социальную значимость. Это связано с тем, что только в обществе, в общественных отношениях, в социальном окружении, в деятельности человек может, по мнению Г. П. Щедровицкого, овладеть определенными видами деятельности, научиться осуществлять их в кооперации с другими людьми. И только в меру овладения частями человеческой социальной деятельности индивид становится человеком и личностью [9].
Нормативная структура содержания данных компонентов позволит осуществить ретроспективную рефлексию, разработать, реализовать и осуществить проспективную рефлексию персональной акмеограммы будущего педагога. Содержательная характеристика данных компонентов представлена в таблице.
Таблица - Характеристика структурных компонентов акмеологической компетентности будущего педагога-предметника
Компоненты акмеологической компетентности будущего педагога Содержательная характеристика каждого компонента
Потребностно-мотивационный Потребности и мотивы, связанные с профессионально-личностным развитием, самосовершенствованием будущего педагога
Когнитивный Личностные и профессионально важные знания, качества, свойства и способности, связанные с оптимальным достижением персонального «акме»
Ценностно-смысловой Ценности и смыслы профессионально-личностного развития будущего педагога
Мыследеятельностный Акмеологическое сознание и мышление будущего педагога
Профессионально-деятельностный Способы проектирования и реализации акмеологической деятельности будущего педагога
Социально-кооперативный Востребованность и развитие профессионализма личности и деятельности. Со-бытийная общность педагогов
Рефлексивно-управленческий Способы рефлексивной деятельности, связанные с управлением профессионально-личностным развитием будущего педагога
Раскроем основные сущностные характеристики каждого компонента акмеологической компетентности будущего педагога. Потребностно-мотивационный, когнитивный и ценностносмысловой компоненты представлены личностными характеристиками педагога-акмеолога, которые отражают сущность акмеологической направленности личности педагога. К таким характеристикам относятся: знания и ценности; творческие способности; педагогическая позиция; профессиональное самоопределение; духовно-нравственная и мотивационно-потребностная сферы; профессионально-педагогическая направленность и профессионально важные качества учителя-профессионала. Овладение нормативной структурой в этих элементах позволит педагогу овладеть акмеологической компетентностью личности.
ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ
41
Мыследеятельностный компонент связан с акмеологическим сознанием и мышлением будущего педагога как с особым акмеологическим типом мыследеятельности. Акмеологическая мыследеятельность состоит из трех основных слоев и двух процессов. К первым относятся: акмеологическое мыследействование, акмеологическая мыслекоммуникация и акмеологическое мышление, где ведущим выступает слой акмеологической мыслекоммуникации, который связывает два остальных слоя и образует целостность и системность данного типа мышления. Понимание и рефлексия - это процессы, которые пронизывают все три слоя и без которых акмеологическое мышление невозможно [2], [9].
Профессионально-деятельностный компонент отражает сущность и структуру акмеологической деятельности будущего педагога, реализующейся посредством следующих способов: проблемный анализ исходного состояния педагогического профессионализма,
разработка персонального акмеологического проекта (акмеограммы) и его развитие (концептуализация, технологизация и ресурсное обеспечение), постоянное перманентное перепроектирование своего профессионально-личностного развития на основе обратной связи от сложившейся и/или складывающейся ситуации в профессиональном поле, рефлексия достоинств и недостатков профессионально-педагогической деятельности.
Социально-кооперативный компонент заключается в совместных, согласованных действиях по реализации педагогом с коллективным педагогическим субъектом своего акмеологического проекта в образовательном пространстве. В качестве коллективного субъекта выступает коммунальная группа, общественно-образовательное профессиональное сообщество и общественно-образовательная профессиональная общность педагогов. Отметим, что в первых двух типах организованностей педагогов реализовать персональную акмеограмму педагогу будет очень трудно, поскольку он будет постоянно сталкиваться с противодействием со стороны социокультурной ситуации, коллег и педагогической администрации. Ему придется создавать среду обитания в социокультурной действительности, но при этом он должен постоянно рефлексировать взаимодействие «личность-система». Данный компонент акмеологической компетентности будущего педагога и заключается в нахождении конструкции согласия в совместной педагогической деятельности без ущерба для профессионально-личностного развития и в выращивании акмеологической компетентности у данной социально-профессиональной организованности. Рефлексивно-управленческий компонент отражает механизм профессиональноличностного развития будущего педагога в образовательной практике [2], [9].
Данные компоненты находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Их реализация осуществляется в зависимости от этапа акмеологического проекта и определяется закономерностями его разработки и реализации в персональной и совместной деятельности на основе мыслекоммуникации. Этим же обусловливается и их этапность в становлении и развитии педагога, где системообразующим компонентом выступает мыследеятельностный в аспекте рефлексивного составного элемента. К основным функциям акмеологической компетентности будущего педагога можно отнести следующие: побудительно-мотивационную, познавательную, нормативно-регулятивную, креативно-творческую и развивающую. Как любое педагогическое явление, акмеологическая компетентность будущего педагога имеет различные уровни сформированности. В наших исследованиях выделяется три уровня: низкий, средний и высокий. Данные уровни отражают ее динамику в процессе становления в вузовском обучении и развития в профессиональной деятельности. Важнейшим и основополагающим для процесса подготовки будущего педагога в вузе выступает средний уровень, который отражает культурные нормы всех компонентов акмеологической компетентности и свидетельствует о том, что педагог может самостоятельно проектировать, осуществлять и рефлексировать реализацию персональной акмеограммы в процессе практической работы в школе.
Типологизация акмеологической компетентности будущего педагога позволила выделить два ее типа: традиционно-эволюционный и деятельностно-рефлексивный. Традиционно-
эволюционный тип характеризуется стихийно-эмпирическим, естественно-эволюционным отношением к педагогическому профессионализму и, как правило, выражается понятием «рост педагогического профессионализма». Деятельностно-рефлексивный тип отражает сознательное рефлексивное управление развитием профессионального бытия педагога и выражается понятием «развитие (управление развитием) педагогического профессионализма».
42
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Выводы
Сущность акмеологической компетентности будущего педагога заключается в том, что это динамическое единство профессионально-педагогической направленности личности, знаний, ценностей, способов педагогического мышления и деятельности, позволяющих осуществить профессионально-личностное развитие в образовательной практике.
Акмеологическая компетентность состоит из следующих компонентов: потребностно-мотивационного, когнитивного, ценностно-смыслового, мыследеятельностного, профессиональнодеятельностного, социально-кооперативного и рефлексивно-управленческого.
Выделены следующие функции акмеологической компетентности будущего педагога: побудительно-мотивационная, познавательная, нормативно-регулятивная, креативно-творческая и развивающая. Выявлено три уровня ее развития: низкий, средний и высокий. Установлено, что средний уровень является базовым и основным для подготовки педагогических кадров в вузе. Определено два типа акмеологической компетентности будущего педагога: традиционноэволюционный и деятельностно-рефлексивный.
Таким образом, изложенные выше сущностные характеристики понятия «акмеологическая компетентность будущего педагога» позволяют, на наш взгляд, осуществить дальнейшую критериальную рефлексию данного понятия и определить его место в системе акмеологического знания, а также в процессе подготовки высококвалифицированных и востребованных на рынке труда педагогических кадров. Кроме этого, уже сегодня имеется возможность разворачивать исследования для становления и развития данного вида профессиональной специализации у будущих педагогов и учителей-предметников.
Литература
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человековедения / Б. Г. Ананьев. - М. : ЛГУ, 1980. - 328 с.
2. Анисимов, О. С. Педагогическая акмеология: общая и управленческая / О. С. Анисимов. - Минск : Технопринт, 2002. - 788 с.
3. Деркач, А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач,
Н. В. Кузьмина. - М. : Энциклопедия управленческих знаний, 1993. - 532 с.
4. Хозяинов, Г. И. Акмеология физической культуры и спорта : учеб. пособие для студентов высшей школы / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, Л. Е. Варфоломеева. - М. : изд. центр «Академия», 2005. - 208 с.
5. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. - М. : Просвещение, 1990. - 284 с.
6. Кузьмина, Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. - М. : Просвещение, 1989. - 353 с.
7. Кухарев, Н. В. На пути к профессиональному совершенству: кн. для учителя / Н. В. Кухарев. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.
8. Кухарев, Н. В. Педагог-мастер-педагог-исследователь / Н. В. Кухарев. - Гомель : ГГОИПК, 1992. - 211 с.
9. Щедровицкий, Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. - М. : Школа культурной политики, 1996. - 760 с.
10. ОС РБ 1-02 03 06-2008 Образовательный стандарт Республики Беларусь. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков). - Минск : Мин-во образования Республики Беларусь, 2008. - 41с.
11. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
Summary
The article deals with the essence, structure, functions, levels and types of akmeologic competences of future teachers. The contence and essence of structural components (motivation, cognitive, sense, activity, professional, social and cooperative, reflexive and managing) are reflected. The main functions (motivation, cognitive, normative and regulative, creative, developing) are summarized.Three levels of acmeologic competence are given (low, medium, high). The characteristic of its types is given (traditional, evolutional, action and reflection).
Поступила в редакцию 10.03.11.