продемонстрировали свою неэффективность. Сегодня требуются новые активные формы, такие как: ролевые профориентационные игры, исследовательские и практико-ориентирован-ные проекты профориентационной направленности, индустриальные экспедиции, профессиональные пробы, профессиональные полигоны, игровые профессиональные чемпионаты, социальные и предпринимательские практики, короткие карьерные тренинг-курсы, студенческие бизнес-инкубаторы, учебные фирмы. Очевидно, что все эти формы слабо ассоциируются со школой и школьным образованием, так как требуют
иных специалистов и иной учебно-производственной базы, а при ее отсутствии — больших финансовых вложений.
Подводя итог, еще раз хочется подчеркнуть, что проект «ТЕМП» увязывает цель повышения качества естественно-математического и технологического образования с решением проблемы обеспечения экономики Челябинской области инженерно-техническими и высококвалифицированными рабочими кадрами. Поэтому «ТЕМП» может быть эффективно реализован только совместно с профессиональным самоопределением молодежи.
Библиографический список
1. Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 № 01/3810]. — Режим доступа: http:// minobr74.ru/Storage/File/LegalActFile/File/src/4263/2014-12-31-prikaz_3810.pdf.
2. Отставнова, Л. А. Формирование конкурентоспособности работников промышленности РФ в системе отношений «человек — производство» [Электронный ресурс] / Л. А. Отставнова. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/9_NND_2012/Economics/5_105713.doc.htm.
3. В России слишком много не тех специалистов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.city-n.ru/view/83848.html.
4. Соркина, М. Б. Роль семьи в профессиональном выборе подростков [Электронный ресурс] / М. Б. Соркина. — Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/07/25/ rol-semi-v-professionalnom-vybore-podrostkov.
5. Сергеев, И. С. «Постиндустриальное» профессиональное самоопределение : взгляд в будущее [Текст] / И. С. Сергеев // Профессиональное образование. — 2015. — № 12. — С. 4-8.
УДК 374 А. Е. Танаева, педагог доп. образования
МОУ СОШ № 145, магистрант Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ БАЛЕТМЕЙСТЕРОВ
Развитие хореографических умений у будущих балетмейстеров требует исследования теоретико-методологической основы, являющейся важнейшим свойством любой педагогической системы. В статье анализируется синтез поликультурного, полихудожественного, партисипатив-ного подходов, определяется многоуровневость теоретико-методологической основы развития хореографических умений у будущих балетмейстеров.
Ключевые слова: будущие балетмейстеры, хореографические умения, теоретико-методологический подход, поликультурный, полихудожественный, партисипативность.
Проблема развития хореографических уме- ции долгосрочного социально-экономического
ний у будущих балетмейстеров обусловлена развития Российской Федерации на период до
изменением роли хореографии в социальной 2020 г говорится о возрастании роли челове-
жизни общества в последнее время. В Концеп- ческого капитала в социально-экономическом
процессе. Ведущее место в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры. В связи с этим назрела необходимость перехода к качественно новому, инновационному развитию абсолютно всех отраслей культуры, в том числе хореографической, так как одним из важных и значимых аспектов формирования поликультурной, всесторонне развитой личности является воспитание посредством танца. Таким образом, актуализируется проблема подготовки специалистов к работе в данной сфере и поиска новых подходов к их обучению.
Понятие «подход» (В. В. Краевский, М. Н. Скаткин, Е. Ю. Никитина, Н. Стефанов и др.) — это теоретико-методологическая основа педагогического процесса научного исследования, выступающая как способ познания действительности, обусловливающая основные направления, содержание и специфику педагогического исследования. Для определения теоретико-методологической основы нашего исследования мы проанализировали существующую в настоящее время систему хореографического образования и подходы к обучению. Проведенные нами исследования показали, что система хореографического образования складывалась в нашей стране на протяжении многих лет, она до сих пор действует и дает положительные результаты в области подготовки высокопрофессиональных исполнителей и балетмейстеров, однако в основе ее лежат подходы к обучению, разработанные много лет назад, не учитывающие современные приоритеты балета как в эстетике, так и в методике воспитания будущих балетмейстеров.
С целью определения методологической основы исследования проблемы развития хореографических умений у будущих балетмейстеров мы проанализировали уровни методологии и их специфику.
Общенаучный уровень, представляющий общенаучные концепции, дал возможность рассмотреть названную проблему с точки зрения поликультурного подхода, т. е. формирования личности не столько как потребителя разнообразных культур, сколько как развивающейся личности, способной конструктивно оценивать эти культуры и обогащать их собственными достижениями. Конкретно-научный уровень методологии (полихудожественный подход) позволил рассмотреть проблему комплексно на примере междисциплинарных связей эстетического цикла (музыка, литература, танцы, изобразительное искусство и т. д.), способствующих
развитию творческого воображения у будущих балетмейстеров. Методико-технологический уровень (партисипативный подход) описывает процедуру взаимодействия субъектов образовательного процесса, находящихся в открытых и равноправных взаимоотношениях, побуждающих к эстетической деятельности, направленной на развитие хореографических умений у будущих балетмейстеров.
Таким образом, решение проблемы развития хореографических умений у будущих балетмейстеров, на наш взгляд, может быть успешным, если в качестве теоретико-методологической основы выступит синтез междисциплинарного, правового и модульного подходов. Рассмотрим более подробно каждый из этих подходов.
Различные аспекты поликультурного подхода рассматривались в работах Дж. Бэнкса, К. Гранта, О. В. Гукаленко, Н. В. Кузьминой, И. Ю. Макуриной, Л. Л. Супруновой, П. Янга и др. Идея поликультурного образования, с их точки зрения, предполагает основу интегрированного изучения дисциплин на поликультурной основе и способствует выработке у обучаемых способности работать в поликультурном коллективе. Часть исследований посвящена взаимосвязи социальных, культурных, этнических, национальных, художественных составляющих нашей действительности и их влияния на духовно-нравственное и эстетическое развитие человека (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Л. С. Выготский, Д. С. Лихачев и др.). В последнее время активно разрабатываются научно-теоретические основы поликультурного воспитания в России (А. Н. Джуринский, В. В. Макаев, З. А. Малькова, Д. Б. Сажин, И. М. Синатулин, Л. Л. Супрунова, В. Ю. Хотинец и др.). В сфере профессионального образования рассматриваются проблемы формирования поликультурных компетенций будущих специалистов (А. Н. Джуринский, В. В. Макаев, З. А. Малькова, С. У. На-ушабаева, Л. Л. Супрунова и др.). Под поликультурным образованием ученые (В. Миттер и др.) понимают межличностные отношения, характеризующиеся сосуществованием обучающихся и педагогов, происходящих из различных поколений и среды [1].
Поликультурный подход имеет существенные возможности и для нашего исследования. Анализ педагогической литературы (И. С. Бес-сарабова, А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, В. В. Макаев, З. А. Малькова, В. Миттер, Л. Л. Супрунова и др.) позволил сформулировать цели и задачи поликультурного подхода к развитию хореографических умений у будущих
балетмейстеров. Солидаризуясь с Л. Л. Супру-новой, полагаем, что цель поликультурного подхода к образованию состоит в формировании человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований [2]. К задачам поликультурного образования следует отнести актуализацию диалога и взаимодействия культур, сохранение и создание новых культурных ценностей, формирование осознанной позитивной ценностно-эстетической направленности личности по отношению к различным культурам, создание поликультурной среды образования как основы взаимодействия субъектов, формирование у будущих балетмейстеров способности к личностной культурной идентификации, подразумевающей ощущение себя внутри конкретной культуры. Одной из основных задач поликультурного подхода является освоение ценностей различных культур, направленность на адаптацию к иным культурным ценностям.
Таким образом, поликультурный подход к развитию хореографических умений у будущих балетмейстеров как теоретико-методологическое основание общенаучного уровня методологии обеспечивает создание воспитывающей и формирующей поликультурной среды, формирование личности с ценностями общечеловеческой, национальной, индивидуальной культуры, вовлекает будущих балетмейстеров в процесс познания культуры путем диалогового общения, сотрудничества и самореализации сущностных сил и способностей личности в ее культурной идентификации.
Рассмотрим вторую составляющую избранной теоретико-методологической основы исследования — полихудожественный подход. Полихудожественный подход разработан применительно к преподаванию дисциплин художественного и эстетического циклов, предусматривает синтез искусства и образования. Проблему такой интеграции впервые обозначил Б. П. Юсов, который отметил: «Духовная культура сохраняет человека, поддерживает его существование на "высоких" этажах, что так необходимо в современном мире. Таково содержание и значение духовности, ее смысла в нашей концепции полихудожественного воспитания и интегрированного преподавания искусства» [3]. Таким образом, полихудожественный подход — это совокупность различных методов в педагогике, предусматривающих раз-
витие эстетических компетенций у будущих балетмейстеров посредством разнообразной художественной деятельности и использования различных видов искусства. При этом будущий специалист должен совершать ту или иную деятельность, творчески преобразовывать ее вследствие внутреннего побуждения.
Центральное место в полихудожественном подходе занимает элемент воображения. Для формирования личности будущего балетмейстера, обладающего высоким уровнем хореографической компетентности, важно развивать художественно-творческое воображение, фантазию, опираясь на личный творческий потенциал. Такого мнения придерживаются многие отечественные и зарубежные ученые, такие как В. Ф. Базарный, А. А. Гостев, Л. Машар и др. Полихудожественный подход обеспечивает формирование духовной культуры личности будущего специалиста, которое осуществляется в ходе приобщения к общечеловеческим ценностям и высоким эстетическим идеалам, что позволяет говорить о духовном возвышении личности.
Таким образом, полихудожественный подход к развитию хореографических умений у будущих балетмейстеров предполагает накопление художественных знаний в процессе активного деятельного общения между участниками образовательного процесса; активное вхождение в творческий процесс обеспечивают такие свойства личности будущего балетмейстера, как духовное возвышение и творческое воображение.
Третьей составляющей теоретико-методологической основы на методико-технологиче-ском уровне избран партисипативный подход, впервые разработанный Е. Ю. Никитиной и развитый в дальнейшем ее учениками О. Ю. Афанасьевой, Е. А. Зыряновой, М. В. Смирновой, И. В. Касьяновой, И. А. Кравченко, Л. П. Перфильевой, А. Г. Чурашовым, Е. Б. Юнусовой и др.
Партисипативность в нашем исследовании мы соотносим с такими категориями, как «участие», «соучастие», «вовлеченность». Пар-тисипативный подход к развитию хореографических умений у будущих балетмейстеров означает вовлечение их в творческих процесс, непосредственное участие и самоорганизацию в приобретении хореографических умений, самоуправление в коллективной деятельности и ответственность за принятие решений, взаимопомощь. Такой подход улучшает сотрудничество между балетмейстером и исполнителем, в котором балетмейстер способствует выработ-
ке системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении путем диалогичного типа взаимодействия — переговоров и консультаций.
Следуя логике Е. Ю. Никитиной [4], парти-сипативный подход применительно к процессу развития хореографических умений у будущих балетмейстеров должен обеспечить: организационную интеграцию, в рамках которой преподаватель, тесно взаимодействуя со студентами, принимает и реализует конкретные управленческие решения в образовательном процессе; идентификацию ценностных ориентаций будущих специалистов; функциональную и структурную стороны, т. е., с одной стороны, широкое использование гибких педагогических технологий, с другой — адаптацию студентов к инновациям, обеспечивающим гибкость их творческого мышления.
По активности влияния участников образовательного процесса на принимаемые решения в процессе развития хореографических умений у будущих балетмейстеров можно выделить следующие виды партисипативности: символическое участие (путем сбора мнений); полное участие (все желающие участвуют в процессе); исчерпывающее участие (каждый участвует в разрешении значимых творческих проблем). Эти виды характеризуются: наличием единой личностно ориентированной цели деятельности; специальной организацией с разделением функций и ролей между участниками в зависимости от их компетентности, цели, средств и условий ее достижения; наличием руководства
Библиографический список
в лице одного из участников со специальными полномочиями; пространственным и временным соприсутствием участников, создающим возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, информацией; взаимосвязью и взаимозависимостью участников в процессе и конечном результате совместной деятельности; возникновением в процессе работы межличностных отношений, изначально обусловленных содержанием совместной деятельности. На наш взгляд, в ходе такого взаимодействия происходит обмен интеллектуальными и духовными ценностями — идеями, знаниями, опытом, выводами.
Таким образом, приходим к выводу о том, что синтез поликультурного, полихудожественного и партисипативного подходов необходимо рассматривать как теоретико-методологическую основу развития хореографических умений у будущих балетмейстеров:
а) рассматривающую обучаемого как активную и саморазвивающуюся личность, обладающую высокой духовной культурой и творческим воображением;
б) представляющую собой воспитывающую и формирующую поликультурную среду образования как основы взаимодействия субъектов в процессе диалогового общения, сотрудничества и самореализации сущностных сил и способностей личности в ее культурной идентификации;
в) реализуемую путем междисциплинарных связей эстетического цикла, способствующих развитию хореографических умений у будущих балетмейстеров и обеспечивающих активное вхождение их в творческий процесс.
1. Миттер, В. Многокультурное образование и междисциплинарный подход [Текст] / В. Мит-тер // Перспективы. Вопросы образования. — 2004. — № 1. — С. 37-43.
2. Супрунова, Л. Л. Поликультурное образование в современной России : поиск стратегий [Текст] / Л. Л. Супрунова // Magister. — 2000. — № 3. — С. 77-81.
3. Юсов, Б. П. Взаимодействие искусств : методология, теория, гуманитарное образование [Текст] / Б. П. Юсов // Взаимодействие искусств : методология, теория, гуманитарное образование : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Астрахань, 25-29 авг. 1997 г.) / под. ред. Л. П. Казанцева ; сост. П. С. Волкова. — Астрахань, 1997. — С. 215.
4. Никитина, Е. Ю. К вопросу об использовании партисипативных методов при подготовке будущего учителя к управлению дифференциацией образования [Текст] / Е. Ю. Никитина // Актуальные проблемы управления качеством образования : сб. науч. ст. — Вып. 6. — Челябинск, 2001. — С. 27-36.