Научная статья на тему 'Художественно-эстетическая компетенция студентов вузов: траектория развития'

Художественно-эстетическая компетенция студентов вузов: траектория развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
642
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ARTISTIC-AESTHETIC EDUCATION / ARTISTIC-AESTHETIC COMPETENCE / INTERDISCIPLINARY APPROACH / PARTICIPATIVE APPROACH / POLY-ARTISTIC APPROACH / PEDAGOGICAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клыкова Людмила Алексеевна

В статье представлена характеристика междисциплинарного, партисипативного и полихудожественного подходов как теоретико-методологическая основа развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов, описаны выявленные принципы осуществления данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic-Aesthetic Competence of Higher Educational Institution Students: Development Trajectory

The article presents characteristics of interdisciplinary, participative and polyartistic approaches as theoretical-methodological bases for higher educational institution students artistic-aesthetic competence development and describes pedagogical principles for carrying out this process.

Текст научной работы на тему «Художественно-эстетическая компетенция студентов вузов: траектория развития»

УДК 74.970 ББК 450

Клыкова Людмила Алексеевна

преподаватель г. Челябинск Klykova Lyudmila Alexeevna

Lecturer

Chelyabinsk

Художественно-эстетическая компетенция студентов вузов:

траектория развития Artistic-Aesthetic Competence of Higher Educational Institution Students:

Development Trajectory

В статье представлена характеристика междисциплинарного, партисипа-тивного и полихудожественного подходов как теоретико-методологическая основа развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов, описаны выявленные принципы осуществления данного процесса.

The article presents characteristics of interdisciplinary, participative and poly-artistic approaches as theoretical-methodological bases for higher educational institution students’ artistic-aesthetic competence development and describes pedagogical principles for carrying out this process.

Ключевые слова: художественно-эстетическое образование, художественно-эстетическая компетенция, междисциплинарный подход, партисипативный подход, полихудожественный подход, педагогические принципы.

Key words: artistic-aesthetic education, artistic-aesthetic competence, interdisciplinary approach, participative approach, poly-artistic approach, pedagogical principles.

Необходимость обращения к разработке процесса развития художественно-эстетической компетенции студентов-будущих работников хореографических коллективов обусловлена рядом обстоятельств и в первую ояередь, указаниям в Государственном образовательном стандарте на поиск новых путей расширения проблемы повышения уровня подготовки будущих специалистов. Более того, введение новых специальностей, таких, как художественный руководитель хореографических коллективов, выведение основных и дополнитель-

ных специальностей и специализаций, установленных государственным стандартом, разработка и внедрение в образовательную практику программ Министерства культуры РФ по классическому, народному, бальному танцам для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств, различных методических разработок для хореографических кружков предъявляют повышение требования к специалистам в области культуры.

Историю развития идеи осуществления художественно-эстетического образования мы условно разделили на четыре этапа: 1890-1915гг.; 1915-1960гг.; 19602000гг.; 2000- наст. время. Данная периодизация позволила установить истоки возникновения и развития нашей проблемы, определить степень её разработанности в теории и практике педагогики, что послужило в дальнейшем стимулом для осмысления путей постановки новых педагогических задач в области развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов и их решения.

Художественно-эстетическое образование - организованный процесс формирования творчески активной личности, по освоению совокупности межкуль-турных, полихудожественных и эстетических знаний, в основе которых лежат мировоззренческие установки отношения к искусству и художественному творчеству, развитие способностей и дарований в различных областях знаний, обеспечивающих понимание как отдельных эстетических явлений, так и подлинного искусства, а также красоты окружающего мира в целом.

Одной из важнейших задач любого научного исследования является, на наш взгляд, выявление и анализ исходных положений и методов конкретных изысканий, их оценка с точки зрения перспективности, возможности использования как инструментария дальнейшего познания. В первую очередь мы относим изложенное к анализу характера и возможностей различных подходов к развитию художественно-эстетической компетенции студентов вузов с тем, чтобы выявить ошибочное, нерациональное и добиться перевода положительно оцененных методов и структур в форму принципов и предписаний исследовательской деятельности.

Нами разделяется мнение, согласно которому подход - это теоретикометодологическая основа педагогического исследования, проявляющаяся в определенных закономерностях и особенностях.

Для определения методологических требований к исследованию проблемы развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов нами представлена характеристика междисциплинарного, партисипативного и поли-художественного подходов.

В художественно-эстетическом образовании различные учебные дисциплины взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на обучаемых. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных междисциплинарных связей в преподавании, например, литературы, изобразительного искусства и музыки. Эстетическое образование осуществляется комплексно также и за счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетики отношений, как в учебное, так и внеучебное время.

Для обеспечения эффективности художественно-эстетического образования студентов вузов в учебном процессе необходимо опираться на постулат неразрывной связи всей художественно-эстетической деятельности с реальной жизнью, с процессом формирования мировоззрения и нравственности. Действительность эстетического образования прямо зависит от соблюдения художественно-творческой деятельности и самодеятельности студентов. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, очерков, рецензий знакомит студентов с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения. Важную роль в системе художественно-эстетического образования играет учебная деятельность. Органическая взаимосвязь труда и красоты, производства и потребления требует вовлечения студентов в профессиональную деятельность, отвечающий современным эстетическим категориям. В таком труде осуществляется художественно-эстетическое образование будуще-

го участника рыночного производства - потребителя товаров и духовноэстетически развитого члена общества.

Результаты нашего теоретико-экспериментального исследования показали, что социальное и культурное творчество будущих специалистов, их непосредственное участие в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь, проясненность общих ценностей и целей, определяющих поведение каждого студента, коллективная ответственность за результаты и высокая эффективность их учебно-познавательной деятельности, всемерное развитие и использование индивидуального и группового потенциала - таковы слагаемые партисипативного подхода (О.Ю. Афанасьева, Е.В. Грош, И.В. Касьянова, И. А. Кравченко, Е.Ю. Никитина и др.).

Анализ научной литературы показал, что термин «партисипативность» соотносится с такими понятиями, как «участие», «соучастие», «вовлеченность», что обусловлено, вероятно особенностями перевода с английского языка и стремлением найти более точный русский аналог указанному термину.

По нашему мнению, термин «партисипативность» является наиболее точным и полным в семантическом плане. При этом мы рассматриваем эту категорию как альтернативу авторитарности, директивности, принуждения.

Партисипативность предполагает взаимодействие (а не воздействие) преподавателя и студентов для выработки и реализации совместного решения художественно-эстетической ситуации, которое является субъект-субъектным. В связи с этим механизм такого взаимодействия должен быть близок переговорам с целью нахождения общности взглядов на проблему принятия единого согласованного решения и обеспечения активности обучаемых.

Обобщая вышеизложенное, назовем характерные черты, присущие парти-сипативному подходу:

• влияние студентов на разрешение значимых художественно-эстетической проблем;

• совместное принятие и исполнение решений преподавателем и будущим специалистом;

• диалогическое взаимодействие преподавателя и студента, основанное на паритетных началах;

• достижение консенсуса при решении художественно-эстетической проблемы;

• добровольность и заинтересованность всех участников образовательного процесса;

• художественно-эстетическая компетенция участников образовательного процесса;

• коллективная ответственность.

При этом конфигурация участников образовательного процесса может быть следующей: преподаватель - студент; преподаватель - группа студентов; преподаватель - студенческий коллектив. Соответственно указанным типам конфигураций можно назвать и формы: индивидуализированные (в конфигурациях преподаватель - студент, студент - студент); групповые (преподаватель -группа студентов, группа равных по статусу студентов с лидером проблемы); массовые (преподаватель - студенческий коллектив, преподаватель - несколько групп студентов, группы с лидерами).

Изучая работы М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, П.Н.Якобсона, - можно утвердиться во мнении, что нравственные и поведенческие нормы, опираются на богатый опыт художественного отражения действительности, становятся основой поведения человека, когда являются объектом эмоционального отношения к ним. Усилить же, дать толчок эмоциональному отношению - наряду с другими воздействиями вполне сможет привлечение на учебных занятиях различных видов искусства, обогащение занятий художественными образами, художественное творчество учащихся (О.С. Богданова, И.С. Витковская, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова, М.Г. Яновская).

Практическая деятельность педагогов-экспериментаторов показывает, что в поиске подходов художественно-образного обогащения занятий избирается путь привлечения различных видов искусства, использование разнообразных художественных образов и видов творческой деятельности студентов. Это дает

основание для обращения к полихудожественному подходу (Б.П.Юсов) как к одному из прогрессивных направлений в художественной педагогике.

Полихудожественный подход - совокупность педагогических приемов и способов художественно-эстетического развития будущих специалистов. К числу важнейших задач поликультурного подхода относится воспитание духовной, нравственной личности, способной интегрировать в себе положительный опыт человечества из различных областей культуры, науки, образования, искусства. Поликультурный подход - это система способов, где с помощью разнообразных направлений художественной деятельности и средств различных видов искусства происходит выражение и отражение психической энергии, чувств и эмоций обучаемого в его художественном творчестве.

Поликультурный подход выступает своеобразным оригинальным стилем в художественной педагогике, способным выйти из жесткой причастности к профессионально-искусствоведческой методике. Важной особенностью поликуль-турного подхода является то, что благодаря ему студент становится субъектом культурогенных процессов, в то время как раньше субъектом выступало окружающее обучаемого профессиональное пространство, художественная среда, потребление чужого искусства и приобщение к нему.

Существенное значение в поликультурном подходе придается природным художественным возможностям будущих специалистов. В основе этого лежат представления о том, что каждый студент изначально полихудожественен, так как обладает способностью к восприятию различных видов искусства. Он воспринимает мир в художественных образах, которые возникают в его фантазии и воображении. Каждый способен действовать и творить в любом виде искусства.

Суть полихудожественности заключается в полифоническом восприятии и отражении художественных образов, в выходе за рамки одного искусства, в умении осознать и выразить действительность, то или иное явление разными худоржественными способами: звуком, пластикой, движением, цветом, ритмом, словом, знаком, символом. Такие особенности полихудожественного подхода позволяют успешно привлекать и развивать его не только на предметах эстети-

ческого цикла, но и на занятиях профессионального блока (Н.Д. Марисава, Ю.В. Орлова, Т.И. Сухова).

В связи с этим мы видим весомые основания и педагогические перспективы по привлечению полихудожественного подхода в развитии у будущих специалистов художественно-эстетической компетенции.

Выявление принципов той или иной педагогической модели - важнейшая составляющая теоретического знания. Это внутренне необходимая, всеобщая и существенная связь предметов и явлений объективной действительности. Принцип - это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической модели, это методологическое отражение подлинных законов и закономерностей. Это знание о целях, сущности, содержании, структуре образования, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики (В.Н. Загвязинский, В.В. Краевский).

Принцин поликультурности (Дж. Бэнкс, К. Грант, О.В. Гукаленко, Н.В. Кузьмина, И.Ю. Макурина, Л.Л. Супрунова, П. Янг и др.).

Художественное-эстетическое образование студентов вузов, как показывает опыт работы автора, должно осуществляться в рамках соизучения языков и культур, так как именно культура на сегодняшний день выступает в качестве системообразующей структуры, контекста, в котором строится иноязычная образовательная деятельность. Культура, являясь универсальной характеристикой деятельности, определяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов освоение личностью культуры предполагает и освоение способов практической деятельности. Мы разделяем мнение исследователей о том, что культура - это и результат, и процесс, и деятельность, и способ, и отношение, и норма.

Если культурное самоопределение является реально достижимым уровнем, то диалог культур должен стать процессом и целью всей сознательной жизни каждого человека. Иными словами, культурная вариативность - это норма жизни и деятельности современного поликультурного сообщества, а диалог куль-

тур - это философия общения людей в современных поликультурных сообществах стран родного и изучаемого языков.

Принцип субъектности. Социально-экономическая и политическая ситуация в Российской Федерации привела к переоценке роли человека в социуме. Развитие человека как субъекта деятельности становится целью современного образования. В образовательной деятельности важная роль отводится не только преподавателю, но и обучаемому. Утверждение субъектности становится девизом большинства педагогических и психологических исследований, посвященных изучению этого феномена.

Художественно-эстетическое образование студентов вузов - целенаправленный процесс, предполагающий ориентацию обучаемых на конкретные художественно-эстетические ценности. В связи с этим основное внимание должно быть уделено не только результату, но ценностям и смыслам, которые осознанно принимаются будущими специалистами как основа их художественноэстетического вкуса.

Применимая на практике комплексная система педагогического мониторинга развития субъектных характеристик личности студентов, таких как направленность личности, уровень субъектного контроля, исследование личностного, творческого, художественного, эстетического, культурно-психологического потенциала, а также определение уровня внутренней среды студентов, четко продемонстрировала ряд недостаточно сформированных субъектных характеристик личности студентов, процесс развития которых нуждается в комплексной педагогической поддержке.

Принцип эмпатии. Эмпатийное поведение выступает мерой художественно-эстетической готовности студентов вуза. При этом индивидуальное сочетание профессионально значимых качеств будущего профессионала, таких как способность к импровизации, интуитивность, креативность, ответственность, наблюдательность, толерантность, оптимизм, рефлексия и др., есть комбинирование двух основных стратегий развития эмпатии - универсальной и индивидуальной.

Универсальная стратегия предполагает развитие эмпатии студентов при анализе специально отобранных и ситуаций, при обсуждении проблемных художественно-эстетических вопросов в ходе групповой дискуссии, при выполнении заданий для самостоятельной работы и заданий на самодиагностику. Эта линия связана с заданными целями художественно-эстетического образования, при которых эмпатия встраивается в учебные цели, установленные учебными программами.

Принцип коммуникативного партнерства и сотрудничества в учебной группе. Объективное преимущество осуществления художественно-

эстетического образования студентов вузов на основе принципа коммуникативного партнерства и сотрудничества связано с увеличением возможностей для каждого обучаемого занять активную позицию в коммуникации. Организация внутригруппового общения зависит от величины группы. Конечно, в маленькой группе предоставляются наиболее благоприятные условия для активной речевой деятельности каждого ее члена. С точки же зрения получения новой информации и выдвижения новых идей, небольшая группа оказывается менее эффективной.

Принцип рефлексивного управления художественно-эстетическим образованием студентов. Проведенное нами исследование показало, что системная рефлексия имеет место на всех стадиях осуществления художественноэстетического образования студентов вузов. При этом она не дублирует их, а выступает как средство. Сложное рефлексивное управление как управление переосмыслением окружающей действительности (внешней и внутренней) в управляемой системе художественно-эстетического образования будущих специалистов призвано обеспечить системную рефлексию целостного опыта обучаемого. В этом случае ее можно рассматривать и как обратную связь, и как рефлексивный выход, и как переосмысление содержания ценностного опыта обучаемого. При таком положении каждый компонент разработанной нами педагогической модели развития художественно-эстетической конпетенции студентов вузов может быть описан в соответствии с собственными тенденциями,

в результате чего полученные описания могут являться принципами, требованиями, правилами, алгоритмами (В .Г. Поляков, М. А. Розов и др.).

Рефлексивное управление характеризуется осуществлением обратной связи на межличностном, индивидуально -групповом и межгрупповом уровнях в виде рефлексивных процессов, что обеспечивает коррекцию преподавателем и обучаемым своих позиций в ходе взаимодействия и создает условия для его реализации по типу диалога. При этом реализация в управленческом взаимодействии обратных связей в виде рефлексивных процессов способствует восполнению его субъектами информации и тем самым обеспечивает коррекцию своих позиций.

Библиографический список

1. Афанасьева, О.Ю. Управление коммуникативным образованием студентов вузов: педагогическое сопровождение: монография /О.Ю. Афанасьева. -М.: Изд-во МГОУ, 2007. - 324с.

2. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы: монография /Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006. - 154с.

3. Подготовка студентов вузов к осуществлению деловой коммуникации: коллект. моногр./под ред. Е.Ю. Никитиной. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 380с.

Bibliography

1. Afanasyeva, O. Yu. Management of Higher Educational Establishment Students’ Communicative Education: Pedagogical Accompaniment: Monograph / O. Yu. Afanasyeva. - M.: MGOU Publishing House, 2007. - 324 p.

2. Nikitina E. Yu. Pedagogical Management of Higher Educational Establishment Students’ Communicative Education: Perspective Approaches: Monograph / E. Yu. Nikitina, O. Yu. Afanasyeva. - M.: MANPO, 2006. - 154 p.

3. Preparing of Higher Educational Establishment Students to Business Communication: Multi-Author Book / under the editorship of E. Yu. Nikitina. - M.: VLADOS Humanitarian Publishing House, 2008. - 380 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.