3. Knebel' M.O. Po'eziya pedagogiki. Moskva: VTO, 1976.
4. Tovstonogov G.A. O professiirezhissera. Moskva: VTO, 1967.
5. Zharkov A.D. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Moskva: MGUK, 2012.
6. Hrapchenko M.B. Gorizonty hudozhestvennogo obraza. Moskva, 1982.
7. Uspenskij B.A. Po'etika kompozicii. Moskva, 2000.
8. Pedagogika. Bol'shaya sovremennaya 'enciklopediya. Minsk: Sovremennoe slovo, 2005.
9. Zharkov A.D. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Moskva: MGUK, 2012.
10. Popov A.D. Tvorcheskoe nasledie. Moskva: VTO, 1980.
Статья поступила в редакцию 28.09.16
УДК 372
Giniyatullina E.H., postgraduate, Pedagogy and Psychology of Childhood Department, South-Ural State Humanitarian
Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: giniyatullinaeh@cspu.ru
A PARTICIPATORY APPROACH TO THE FORMATION OF POLYCULTURAL SKILLS OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF THE FOREIGN LANGUAGE. The article describes the influence of a participatory approach on how polycultural skills in preschool children are formed and developed. In the article the author identifies and justifies such concepts as "polycultural education of older preschool children" and "polycultural skills of older preschool children". The study reveals three types of participation: symbolic, free and global ones, which reflect the logic of formation of polycultural skills in preschool children. The research is based on an analysis that has shown the introduction of the participatory approach into the process of development of polycultural skills of preschool children is an effective means that allows bringing up a diversified, creative and free personality.
Key words: participatory approach, preschool children, polycultural skills, foreign language.
Э.Х. Гиниятуллина, аспирант каф. педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: giniyatullinaeh@cspu.ru
ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена влиянию партисипативного подхода на формирование поликультурных умений детей старшего дошкольного возраста. Выявлены и обоснованы такие понятия как «поликультурное образование детей старшего дошкольного возраста», «поликультурные умения детей старшего дошкольного возраста». Выявлено, что существует три вида партисипа-тивности: символическое, свободное и глобальное, которые отражают логику формирования у детей старшего дошкольного возраста поликультурных умений. На основе проведенного анализа, установлено, что применение партисипативного подхода к формированию поликультурных умений детей старшего дошкольного возраста является эффективным действенным средством, которое позволяет воспитать разносторонне развитую, творческую и свободную личность.
Ключевые слова: партисипативный подход, дети старшего дошкольного возраста, поликультурные умения, иностранный язык.
Проблема обеспечения современного качественного дошкольного образования всегда являлась актуальной, что подтверждается законом «Об образовании в РФ», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 г.», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, которые направлены на разработку и активное применение инновационных педагогических технологий, ориентированных на модернизацию дошкольного образования и как результат переход на новый качественный уровень.
Использование инновационных педагогических технологий благоприятно воздействует на процесс формирования у детей дошкольного возраста национального самосознания (воспитание любви к Родине) путём воспитания чувства толерантности по отношению к людям других национальностей и иным культурам, а именно: формирование поликультурных умений. В данном случае, в рамках инновационных технологий обучение детей иностранному языку является эффективным средством приобщения детей к иной культуре (знакомство с обычаями, традициями, обрядами, особенностями быта, искусства родной и иноязычной культуры).
Процесс обучения иностранному языку непрерывно связан с процессом приобретения знаний, т.е. с образовательным процессом, являющийся альтернативным, дополнительным, не входящим в составную часть официального дошкольного образования.
Однако предпосылки доказать эффективность обучения детей раннего возраста языку зародились еще давно и отражены в исследованиях Л.С. Выготского, Я.А. Коменского, И.Г. Песта-лоцци, Л.Н. Толстого и др. Л.С. Выготский [1, с. 53] отмечал, что «ребёнок усваивает иностранный язык, обладая уже системой знаний в родном языке и перенося её в сферу другого языка. Но и обратно, усвоение иностранного языка проторяет путь для овладения высшими формами родного языка. Оно позволяет ребенку понять родной язык как частный случай языковой системы,
следовательно, дает ему возможность обобщить явления родного языка, а это и значит - осознать свои собственные речевые операции и овладеть ими».
Актуальность раннего обучения детей дошкольного возраста иностранному языку подтверждается исследованиями многих специалистов в данной области: Е.В. Бодрова, Н.Д. Гальскова, Н.А. Горлова, А.В. Спиридонова, А.Н. Утехина, И.Л. Шолпо и др.
Дошкольное образование находится в состоянии непрерывного процесса самосовершенствования. Законодательные акты, нормативные документы, научно-исследовательские программы, представляющие собой социальный заказ, ориентируют дошкольное образование на поликультурность, которая проявляется через уважение к людям разных национальностей и иным культурам.
Поликультурные умения детей старшего дошкольного возраста
Поликультурность (Г.Д. Дмитриев, О.В. Гукаленко, Н.В. Кузьмина, А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Су-прунова и др.) предполагает приобщение ребёнка, являющегося субъектом детских видов деятельности и поведения, к миру человеческих ценностей, и направлена на формирование толерантности к иным культурам и на развитие способностей к межкультурной коммуникации.
Солидаризируясь с В.В. Сафоновой [2, с. 17 - 24], выделяем следующие задачи поликультурного образования: развитие культуры восприятия современного, многоязычного мира; комплексное билингвистическое и поликультурное развитие языковой личности детей дошкольного возраста; развитие у детей дошкольного возраста полифункциональной социокультурной компетенции (которая является одним из компонентов коммуникативной компетенции), помогающей им ориентироваться в изучаемых типах культур и соотносимых с ними норм коммуникации и форм общения; создание условий для культурного творчества, в том числе и речетворчества.
На основе проведенного теоретического исследования, где отражены основные закономерности психофизического и личностного развития ребенка, было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста готовы к формированию поликультурных умений и навыков и способны овладеть ими.
Таким образом, под поликультурным образованием детей старшего дошкольного возраста понимаем педагогический процесс, который направлен на осознание детьми гражданами своей страны, на овладение детьми знаниями о многообразии культур и их взаимосвязи, и на формирование толерантности по отношению к другим культурам и их представителям.
Под поликультурными умениями детей старшего дошкольного возраста понимаем приобщение детей к национальной и интернациональной культурам, овладение ими знаниями об особенностях культуры разных народов, а также умение корректно общаться и сотрудничать с людьми другой национальности на основе толерантности, вежливости и взаимопонимания.
Партисипативный подход как составляющая теоретико-методического инструментария формирования поликультурных умений детей старшего дошкольного возраста
Существует много исследований, где идеи партисипатив-ности представлены в виде: организационной идеи; управленческого феномена, заключающегося в участии детей в воспитательном процессе (обучающем процессе); метода мотивации и организации членов коллектива; средства повышения качества обучения в коллективе.
На сегодняшний день исследования, посвященные применению партисипативного подхода, незначительны. Впервые партисипативный подход был отмечен в исследованиях Е.Ю. Никитиной, а в дальнейшем изучен и представлен её учениками: О.Ю. Афанасьева, Е.В. Грош, И.В. Касьянова, Л.А. Клыковой, Е.Б. Юнусовой и др. Применение партисипативного подхода, отраженное в данных исследованиях, направлено на субъект-субъектное взаимодействие (а не воздействие) педагога и детей, а результатом данного применения является выработка и реализация коммуникативного общения. Механизм такого взаимодействия может быть представлен в виде переговоров, где целью является общность взглядов на проблему принятия совместного решения и обеспечения активности обучаемых [3, с. 122].
Вместе с Е.Ю. Никитиной [4, с. 163 - 170] пришли к выводу, что термин «партисипативность» (от лат. рагйарайоп) соотносится с такими понятиями, как «участие», «соучастие», «вовлеченность», что обусловлено, вероятно особенностями перевода с английского языка и стремлением найти более точный русский аналог указанному термину. Однако есть и другие исследователи в области партисипативности (У.Дж. Дункан, W.E. eming, O. Irwin, P.B. Peterson и др.), которые считают данные понятия различными, придавая тем самым категории партисипативности более широкий или, наоборот, узкий смысл, усиливая тем самым её семантические оттенки.
Ребенок старшего дошкольного возраста, рассматриваемый как свободная и активная индивидуальность, стремится к детерминации и совместно с другими личностями достигает по-
Библиографический список
ликультурной деятельности на занятиях по иностранному языку. По мнению Е.Б. Быстрай [5, с. 78 - 83], такое «соучастие» способствует устранению психологических барьеров и предполагает свободное общение, дает возможность учитывать индивидуальность обучаемого, позволяет развивать творческое мышление и формировать поликультурные умения.
Научные исследования позволяют утверждать, что партисипативный подход, как методико-технологическая основа формирования поликультурных умений, ориентирован на обеспечение эффективности данного процесса используя современные методы и средства обучения.
Вслед за Е.Ю. Никитиной [4, с. 163 - 170] полагаем, что партисипативный подход к процессу формирования поликультурных умений детей старшего дошкольного возраста направлен на сотрудничество педагога с детьми и на совместное выявление проблем формирования поликультурных умений и поиски путей их решения.
Существует три вида партисипативности: символическое, свободное и глобальное, которые отражают логику формирования у детей старшего дошкольного возраста поликультурных умений. При формировании данного процесса действия педагога должны быть направлены на принятие результативных решений относительно того, как, какие и где осуществлять перемены, совместимость целей каждого ребенка и группы в целом, улучшение коммуникации, сотрудничество между детьми и координации их действий, тем самым создавая групповую гармонию, направленную на повышение уровня развития поликультурных умений.
Согласно проведенному исследованию, применение парти-сипативного подхода на занятиях по иностранному языку, предполагает особую форму организации педагогического процесса. При этом следует обратить внимание на то, что дети дошкольного возраста нуждаются не только во внимании, но и в педагогическом воздействии и поддержке.
Применение партисипативного подхода к формированию поликультурных умений детей старшего дошкольного возраста является действенным средством, которое ориентирует на переосмысление общей структуры организации данного процесса и позволяет воспитать разносторонне развитую, творческую и свободную личность.
Признавая правомерность выдвинутых исследователями идей об использовании партисипативного подхода и учитывая специфику процесса формирования поликультурных умений детей старшего дошкольного возраста согласно анализу научной литературы партисипативный подход дает возможность:
■ выявить новые источники знаний и опыта в области поликультурного общения и подготовки к нему детей;
■ добиться сотрудничества, которое умножает усилия детей дошкольного возраста, обеспечивая помощь, поддержку и стимулы для более высокой результативности формирования у них поликультурных умений;
■ дать возможность детям, которых затрагивает данная проблема, повлиять на подход к ней и результаты процесса развития поликультурных умений.
1. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте. Мышление и речь: сборник. Москва: ACT: Хранитель, 2008.
2. Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования. Иностранные языки в школе. 2001; 3: 17 - 24.
3. Никитина Е.Ю., О.Ю. Афанасьева Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы. Москва: МАНПО, 2006.
4. Никитина Е.Ю., Казаева Е.А. Партисипативный подход как методологический регулятив педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010; 1: 163 - 170.
5. Быстрай Е.Б. Межкультурно-партисипативный подход как теоретико-методологическая стратегия формирования межкультурной педагогической компетентности. Вестник Оренбургского государственного университета. 2003; 6: 78 - 83.
References
1. Vygotskij L.S. K voprosu o mnogoyazychii v detskom vozraste. Myshlenie i rech': sbornik. Moskva: ACT: Hranitel', 2008.
2. Safonova V.V. Kul'turovedenie v sisteme sovremennogo yazykovogo obrazovaniya. Inostrannye yazyki v shkole. 2001; 3: 17 - 24.
3. Nikitina E.Yu., O.Yu. Afanas'eva Pedagogicheskoe upravlenie kommunikativnym obrazovaniem studentov vuzov: perspektivnye podhody. Moskva: MANPO, 2006.
4. Nikitina E.Yu., Kazaeva E.A. Partisipativnyj podhod kak metodologicheskij regulyativ pedagogicheskoj koncepcii razvitiya grazhdanskoj pozicii buduschego uchitelya. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2010; 1: 163 - 170.
5. Bystraj E.B. Mezhkul'turno-partisipativnyj podhod kak teoretiko-metodologicheskaya strategiya formirovaniya mezhkul'turnoj pedagogicheskoj kompetentnosti. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2003; 6: 78 - 83.
Статья поступила в редакцию 26.09.16