УДК 316.614-053.6
КУДАКТИНА Анфиса Игоревна, соискатель кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия anf2403@yandex.ru
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
В статье рассматриваются фундаментальные научные подходы, раскрывающие понятие социализации и суть социализационного процесса известными
зарубежными и отечественными учеными. Ими обоснован тезис, что именно социализация призвана обеспечить подрастающее поколение практическим знанием о том, как существовать и взаимодействовать с различными сферами общественной жизни -социальной, культурной, экономической,
коммуникативной и, конечно, политической.
Ключевые слова: социализация, процесс, личность, механизмы социализации, подходы, подрастающее поколение.
KUDAKTINA Anfisa Igorevna Applicant for a Degree, Chair of Public Policy and Public Administration Kuban (Region) State University,
Krasnodar, Russia anf2403@yandex.ru
CONCEPTUAL AND-PROCEDURAL APPROACHES TO STUDIES IN THE MEANING OF PROGRESS IN SOCIAL ADAPTATION OF THE YOUNGER GENERATION.
The paper made a review of fundamental approaches in research, those discovering the meaning of social adaptation and the essence of progress in social adaptation, the way some Russian and international scientists perceived it. They substantiated the point that social adaptation was indeed aimed at providing the younger generation with the working knowledge about ways of living and interacting within various areas of public life - in the community, in culture, in economy, communication, and, of course, on the policy making level.
Key words: social adaptation, making progress in, personality, social adaptation procedures, approaches, younger generation
Процесс социализации подрастающего поколения находится в центре внимания исследователей на протяжении десятилетий. Проблемное поле, связанное с различными аспектами, формами, институтами социализации, исследуется с теоретико-методологических позиций различных наук - социологии, психологии, философии, политологии, культурологии. Однако, несмотря на солидный исследовательский срок разработки проблемной ситуации, нельзя констатировать, что научное сообщество наметило пути и способы преодоления имеющихся противоречий, связанных ссоциализационным процессом.
Аналогичным образом стоит отметить, что управленческая мысль не обладает как достаточным теоретическим знанием социализационного процесса, так и апробированными, верифицированными технологиями, позволяющими работать с подрастающим поколением, преодолевать периодически возникающие элементы девиантного и делинквентного поведения.
Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Социализацию следует рассматривать как органическое единство двух составляющих. С одной стороны, становление личности достаточно жестко детерминировано объективными процессами, происходящими в обществе, социальной средой, факторами микро-, миди- и макроуровня. С другой - от человека требуется не только пассивное усвоение социального опыта, сколько участие в его преобразовании, превращении в собственные ценностные ориентации, убеждения и установки, являясь творцом своего морального сознания. Результат этого двуединого процесса - приобщение индивида к культуре, обретение им социальной идентичности, формирование личности как субъекта сознательной, энергичной и позитивной социальной активности. Ее главная составляющая - образовательная активность, приобретающая в свете концепции перехода к непрерывному образованию особую актуальность [1].
Стоит отметить, что понятие «социализация» впервые было введено в научный оборот американским социологом Ф. Гиддингсом и французскими социологами и социопсихологами (Г. Тард, Г. Лебон) еще в конце XIX века. Они понимали под социализацией такую достаточно абстрактную категорию, как «процесс развития социальной природы человека» [2]. Развитие человека зависит от меняющихся условий его взаимодействия с окружающим миром. Процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром получил название «социализация» [3].
Изучая механизмы социализации, Г. Тард [4] основным из них считал подражание. Также к психологическим механизмам социализации его последователи относят импринтинг (запе-чатление) - фиксирование человеком на подсознательном уровне особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов в младенчестве, в раннем или дошкольном возрасте,
подростковом или юношеских возрастах (запечатление образов, ощущений, в том числе травматический опыт). В рамках данного подхода выделяются следующие значимые элементы со-циализационного процесса:
- экзистенциальный нажим - влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в раннем детстве), а также неосознаваемое усвоение норм социального поведения в социуме, необходимых для выживания в нем;
- подражание - произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также предлагаемыми средствами массовой коммуникации;
- идентификация (отождествление) - эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами [5].
В середине XX в. в социологической науке сформировался и стал довольно распространенным подход, который предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой.
Первичная социализация, закладывающая основы всего последующего функционирования человека, по мнению Т. Парсонса, происходит в семье. В семье, отмечал он, складываются фундаментальные мотивационные установки человека.
В результате специального исследования выдающийся американский ученый сформулировал функции школьного класса в процессе социализации:
- эмансипация ребенка от первичной эмоциональной привязанности к семье;
- интернализация общественных ценностей и норм на более высоком уровне, чем в семье;
- дифференциация детей в свете их достижений и их оценки; селекция и распределение человеческих ресурсов применительно к ролевой структуре взрослого общества [6].
Э. Дюркгейм, рассуждая о социализирующей роли общества, одним из первых среди социологов делает замечание о социализации как о чем-то отличном от воспитания. Французский мыслитель стоял у истоков осмысления собственно социализации, но адекватно объяснил ее место в обществе, связав ее с будущим социума, с подрастающим поколением [7].
Наиболее обоснованную и концептуальную теорию социализации представил Дж. Мид. По мнению Дж. Мида, процесс социализации включает в себя несколько стадий, связанных с формированием человеческого «Я»: стадию имитации (копирование поведения взрослых людей или представителей реферативной группы); игровую стадию (проигрывание ролей); стадию коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей на основе образа «обобщенного другого») [8].
В отечественной социологии и социальной психологии также имеется ряд заслуживающих внимания концепций социализации. Так, одним из самых первых глубоких теоретиков социализации в отечественной науке стал И.С. Кон. Согласно его теории социализация есть не что иное, как «способ существования и трансмиссии культуры». По мнению И.С. Кона, социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности [9]. И.С. Кон предлагает рассматривать социализацию как процесс социального развития и формирования во внутреннем мире личности новообразований, в состав которых входят знания об общественных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и общения, социальная активность [10].
Существуют также и другие классические концепции социализации в отечественной науке (В.С. Мухина, А.В. Петровский, Г. М. Андреева). Так, концепция В.С. Мухиной детально раскрывает структуру жизненной среды, в которой уделено внимание не только знаковым и социальным составляющим, но и вещам и территории. По мнению Г.М. Андреевой, содержание процесса социализации - процесс становления личности, начинающийся с первых минут жизни человека, который протекает в трех сферах: деятельности, общения, самосознания. Автор подчеркивает, что в процессе социализации происходит не только освоение и воспроизводство социального опыта, но и преобразование, продвижение его на новую ступень. Определяются следующие этапы социализации: дотрудовой (ранняя стадия и период обучения), трудовой и послетрудовой [11].
Отечественный социолог, изучающий подрастающее поколение, В.Т. Лисовский, помимо традиционной типологии социализационного процесса, выдвинул авторскую. Он отмечал, что существует, как минимум, три системы социализации. Первая, так называемая направленная социализация, создается социальной системой. Вторая - система «стихийной» социализации. Сюда относят обычно как все то, что обобщают словом «улица» (детские и подростковые компании), так и влияние СМИ, книг, искусства и т.д. И третья система - самовоспитание личности, ее способность к принятию грамотных решений. Лисовский отстаивал убеждение о том, что социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральное звено социализации - значимая деятельность [12].
Рассмотрев различные теоретические концептуальные представления о сущности процесса, мы можем констатировать следующее. В настоящее время становится очевидным, что ни одна из теорий социализации не может быть признана на сегодняшней день исчерпывающей и оптимальной - как того бы не хотелось ее создателям. Каждая из теорий акцентирует внимание на одном из важных, но не всеохватывающих аспектов социализации молодого поколения. Социологические теории социализации делают излишний акцент на рациональных действия и взаимодействиях социализирующегося индивида и социальных институтов, подсистем, организаций, в то время как рационально-логическое начало в социальных практиках молодежи может быть поставлено под серьезное сомнение. Вместе с тем социально-психологические теории социализации излишне драматизируют социопсихические факторы, придавая им первостепенное значение по сравнению с социальными, культурными, экономическими и т.д. Кроме того, социологический подход к анализу процесса социализации настроен на учет широкого социального, социокультурного, социокоммуникативного и социально-экономического контекста данного процесса. В этом проявляется сильная сторона социологического подхода, особенно в условиях масштабных трансформаций российской действительности начала XXI в.
Следовательно, мы можем отметить, что одним из направлений социализационного процесса в условиях современного российского общества целесообразно рассматривать политическую социализацию. Ее значение в нынешних условиях сложно переоценить. Когда основные институциональные структуры и механизмы социализационного процесса оказались серьезным образом дестабилизированы в конце XX - начале XXI в., именно воспитание гражданских качеств подрастающего поколения, разъяснение им сущности и «скрытых сторон» политики, объяснение им принципов действия политической борьбы позволит избежать как политической самоизоляции подрастающего поколения, с одной стороны, так и излишней политизации молодежной среды, роста радикальных, ксенофобных установок - с другой. Особую опасность в современных условиях представляет сеть Интернет, а также глобальные международные электронные медиа. Они способны в ряде случаев гипертрофировать или, наоборот, игнорировать социальные проблемы и провокационным образом представлять их в процессе коммуникации с юной аудиторией. Провокационные непроверенные сообщения, а порой даже откровенная дезинформация, становясь доступными для подрастающего поколения, способны принести краткосрочный и долгосрочный негативные эффекты в социально-политической сфере.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Виноградова М.В. Управление социализацией подростков в средней школе: автореф. дис. ... канд. соц. наук. -М., 2003.
2. Шестопал Е.Б. Личность и политика. Критический очерк современных западных концепций политической социализации. - М.: Изд-во Мысль, 1988. - С. 9.
3. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 34.;
4. Тард Г. Законы подражания. - М.: Академический проект, 2011. - 304 с.
5. Там же.
6. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л.А. Седова, А.Д. Ковалева. - М., 1998.
7. Дюркгейм Э. Социология образования / пер. с фр., сост., послесловие, замечания А.Б. Гофмана. - М., 1995.
8. Мид Дж.Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В.Г. Николаев. Отв. ред. Д.В. Ефременко. - М., 2009.
9. Кон И.С. Социологическая психология. - М.: Московский психолого-социальный институт; - Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999.
10. Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования. - М. 2008.
11. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.,1997. http://www.sbiblio.com/
12. Лисовский В.Т. Социальные изменения в молодежной среде // CREDO NEW. Теоретический журнал. 2002. №1
REFERENCES
1. Vinogradova M.V. Upravlenie sotsializatsiey podrostkov v sredney shkole: avtoref. dis. ... kand. sots. nauk. - M., 2003.
2. SHestopal E.B. Lichnost i politika. Kriticheskiy ocherk sovremennykh zapadnykh kontseptsiy politicheskoy sotsializatsii. - M.: Izd-vo Mysl, 1988. - S. 9.
3. Mudrik A.V. Sotsializatsiya cheloveka. - M.: Izdatelskiy tsentr "Akademiya", 2004. - S. 34.;
4. Tard G. Zakony podrazhaniya. - M.: Akademicheskiy proekt, 2011. - 304 s.
5. Tam zhe.
6. Parsons T. Sistema sovremennykh obshchestv / per. s angl. L.A. Sedova, A.D. Kovaleva. - M., 1998.
7. Dyurkgeym E. Sotsiologiya obrazovaniya / per. s fr., sost., posleslovie, zamechaniya A.B. Gofmana. - M., 1995.
8. Mid Dzh.G. Izbrannoe: Sb. perevodov / RAN. INION. TSentr sotsial. nauchn.-inform. issledovaniy. Otd. sotsiologii i sotsial. psikhologii; Sost. i perevodchik V.G. Nikolaev. Otv. red. D.V. Efremenko. - M., 2009.
9. Kon I.S. Sotsiologicheskaya psikhologiya. - M.: Moskovskiy psikhologo-sotsialnyy institut; - Voronezh: Izdatelstvo NPO "MODEK", 1999.
10. Slastenin V.A. Pedagogika professionalnogo obrazovaniya. - M. 2008.
11. Andreeva G.M. Psikhologiya sotsialnogo poznaniya. - M.,1997. http://www.sbiblio.com/
12. Lisovskiy V.T. Sotsialnye izmeneniya v molodezhnoy srede // CREDO NEW. Teoreticheskiy zhurnal. 2002. №1