ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
М.А. Меньшикова, К.В. Коптева
Аннотация. В статье проанализированы основные показатели, которые используются для оценки уровня и качества жизни населения.
Ключевые слова: качество жизни, уровень жизни, индекс развития человеческого потенциала.
Появление категории качества жизни населения во второй половине XX в. связано с осознанием обществом ограничений, присущих традиционному понятию уровня жизни как меры благосостояния населения, поскольку рост доходов и потребления материальных благ сложным образом связан с другими аспектами жизни людей и может сопровождаться ухудшением состояния окружающей среды, ростом преступности, заболеваемости и т. п.
Под качеством жизни понимается совокупность условий, обеспечивающих жизнь населения страны на каждом определенном этапе ее развития. «Качество жизни» зависит от исторических, национальных, географических и других условий. Поэтому нет универсального эталона «качества жизни», но каждая страна на основе передовых мировых достижений вырабатывает приемлемые для нее параметры, обеспечение которых и выступает условием социальной стабильности общества, а значит, и его устойчивости Г11.
Категория «качество жизни населения» включает в себя социально-экономические, политические, культурные, экологические и другие аспекты жизнедеятельности человека, что предполагает использование системного подхода при формировании теоретических и методологических основ содержательного наполнения этого понятия.
Качество жизни - мера структуры всех отношений человека, определяющая интенсивность его деятельности, возможность свободного и эффективного использования благ; гармония благ.
Условная количественная характеристика качества жизни - уровень жизни - мера общего количества вещей, используемых индивидуумом в виде носителей благ. В настоящее время в экономической литературе не существует однозначного определения термина «уровень жизни»: при решении различных задач используются различные толкования. Связано это с тем, что понятие «уровень жизни» является сложным и многогранным и используется совместно с такими понятиями, как «народное благосостояние», «качество жизни», «положение населения» и другими. Широкое распространение термина «качество жизни» обусловлено тем, что сейчас под качеством жизни понимается удовлетворенность населения жизнью с точки зрения широкого набора потребностей и интересов.
Большинство определений уровня жизни акцентирует внимание на отдельных сторонах этого понятия, однако особый интерес представляют определения, дающие комплексную оценку этой категории. Можно привести следующее определение: «Уровень жизни -это сложная комплексная социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей» [2].
Уровень жизни - понятие, которое является одним из составляющих оценки развития того или иного города, региона, страны. Это сложное понятие включает в себя целую систему показателей. Сюда входят условия жизни, состояние сфер здравоохранения и образования, условия природной среды обитания. Но чаще всего под уровнем жизни подразумевают обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами и достигнутый уровень их потребления.
Задачи оценки уровня и качества жизни населения:
- общая и всесторонняя характеристика социально-экономических условий жизни и удовлетворения потребностей населения;
- анализ характера и степени влияния различных социально-экономических и общественно-политических факторов, включая действия органов государственной власти, на уровень и качество жизни населения;
- оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий уровня благосостояния отдельных социальных, демографических и иных групп населения.
Оценки качества жизни позволяют:
- комплексно проанализировать уровень жизни в отдельном регионе или муниципалитете и сравнить его с ситуацией в других регионах/муниципалитетах;
- не только рассмотреть объективные статистические показатели предоставления населению общественных услуг (здравоохранение, образование, социальные услуги), но и учесть мнение граждан об их качестве, что чрезвычайно важно при переходе к управлению по результатам в рамках реформы системы государственного и муниципального управления;
- понять, какие именно услуги и какого качества необходимы людям;
- увидеть, как граждане оценивают отдельные аспекты своей жизни в конкретном регионе (безопасность, доверие к власти и т. д.);
- планировать и осуществлять повышение качества жизни населения, основываясь как на передовом опыте западных стран, так и на опыте, который уже наработали российские регионы.
Оценка качества жизни предусматривает сравнение значений соответствующих показателей во временном (преимущественно ретроспективном) или в пространственном (межтерриториальном или межгрупповом) аспекте. Интегральный индекс качества жизни характеризует статическое состояние населения определенной территории в определенный момент времени и отражает динамику развития между измерениями. Проведение таких сопоставлений позволяет производить оценку влияния проводимых преобразований на жизнь населения на основе системы частных и комплексных индикаторов, характеризующих качество жизни отдельного человека, группы лиц, населения муниципального образования, региона или страны в целом [3].
Важнейшими обобщающими показателями уровня жизни (т. е. показателями, характеризующими благосостояние всего населения) являются: валовой внутренний продукт, совокупные доходы населения и доходы в расчете на душу населения; индекс потребительских цен на товары и услуги; средняя продолжительность предстоящей жизни населения и др.
Частные показатели уровня жизни отражают те или иные стороны благосостояния и включают следующие группы показателей:
- доходы населения: номинальные, реальные, денежные; средний доход и средняя заработная плата; средний размер пенсии, пособия, стипендии;
- потребление и расходы населения: общий объем потребления, потребительские расходы населения и расходы в расчете на душу населения; покупательная способность средней заработной платы, средней пенсии;
- социальная дифференциация населения, уровень и границы бедности: распределение населения по размеру среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода; структура потребительских расходов; индекс концентрации доходов (коэффициент Джини), децильные коэффициенты дифференциации доходов и потребления; порог бедности, уровень бедности, дефицит дохода.
Однако ни один из вышеперечисленных показателей не обладает качествами интегрального показателя.
Задача построения единого интегрального показателя уровня жизни остается актуальной. Группой специалистов Программы развития ООН в качестве интегрального показателя предложен индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который включает три показателя, отражающих наиболее важные аспекты уровня жизни: ожидаемая продолжительность жизни при рождении; достигнутый уровень образования; реальный объем ВВП в расчете на душу населения (в долларах на основе паритета покупательной способности валют). Основной принцип построения ИРЧП основан на способности данной страны достигать поставленных целей в области человеческого развития по шкале от 0 до 1. Считается, что страны с ИРЧП < 0,5 имеют низкий уровень, с показателем 0,5-0,8 - средний, а с показателем более 0,8 - высокий уровень [4].
ИРЧП определяется как средняя арифметическая из индексов трех указанных показателей, рассчитываемых по формуле
II = (Х1 - Хтт) / (Хтах - ХттХ где 11 - индекс показателя данного вида; Х1 - фактическое значение показателя; Хтах и Хт1П - соответственно максимальное и минимальное значение показателя.
Индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении
11 = (Х1 - 25) / (85-25), где 25 - минимальное значение возраста; 85 - максимальное значение возраста.
Индекс достигнутого уровня образования определяют по формуле
12 = 2/3 1г + 1/31а, где 1г - индекс грамотности среди взрослого населения с весомым коэффициентом 2/3; 1а - индекс совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений в возрасте до 24 лет с весовым коэффициентом 1/3.
При определении индекса грамотности взрослым считается население в возрасте 15 лет и старше. Предельные значения (в долях) принимаются равными:
Хтт 0; Хтах 1.
При расчете индекса реального объема ВВП на душу населения в ППС в качестве порогового значения, достаточного для разумно высокого уровня благосостояния, принимается средний объем ВВП на душу населения по миру в целом (Хтах), а минимальное значение (Хт1П) принимается равным 100 долл. В результате имеем:
13 = (Х! - 100) / (Х - 100), где Х = Хтах - среднее значение ВВП на душу населения по миру в целом (по расчетам = 5448 долл.) Отсюда ИРЧП = (1}+ 12+ 13) / 3 . Методика расчета ИРЧП постоянно совершенствуется, как совершенствуется и вся система показателей уровня жизни населения [5].
Таким образом, в оценке качества жизни преобладают два подхода. Первый заключается в определении интегрального показателя качества жизни по методикам, предлагаемым специалистами Института экономического прогнозирования РАН, в частности ИРЧП. Второй подход не менее распространен и заключается в оценке уровня жизни с последующим дополнением полученных результатов с помощью социальных индикаторов качества жизни населения.
Список использованных источников
1 Дворянков В. А. Экономическая безопасность - теория и реальность угроз. - М.: МО МАНПО, 2000. - 222 с.
2 Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 560 с.
3 Аралбаева Г.Г. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. - 2008. -№ 3 (27). - С. 58 -64.
4 Бобков В.Н. Методологический подход всероссийского центра уровня жизни к изучению и оценке качества и уровня жизни населения // Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление. - 2009. - № 2. - С. 26-36.
5 Человеческое развитие : новое измерение социально-экономического прогресса : учеб. пособие / под общ. ред. В.П. Колесова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., 2000. - 156 с.
Информация об авторах Меньшикова Мария Алексеевна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга и управления персоналом ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», тел.: 8(4712)56-22-29, e-mail: [email protected]
Коптева Ксения Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и управления персоналом ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», тел.: 8(4712)56-22-29, e-mail: [email protected]