Научная статья на тему 'Влияние СМИ на социализацию молодежи'

Влияние СМИ на социализацию молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5412
555
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА МОЛОДЕЖИ / SOCIAL AND DEMOGRAPHIC GROUP OF YOUTH / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / SOCIAL INSTITUTES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Данилова Елена Александровна

В данной статье рассматривается проблема влияния одного из социальных институтов средств массовой информации, на процесс социализации молодежи в условиях изменяющейся реальности. Особое внимание уделяется анализу взаимосвязи содержания средств массовой информации и направленностью социализационных траекторий молодого поколения современного российского общества. В работе приводится теоретическое осмысление важных условий функционирования средств массовой информации. А также рассматриваются основные социальные функции СМИ, реализация которых предопределяет характер процессов интериоризации норм, ценностей, установок, образцов поведения и интеграции молодой личности в социальное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MEDIA ON SOCIALIZATION OF YOUTH

In this article the problem of influence of one of social institutes mass media on process of socialization of youth in the conditions of the changing reality is considered. Special attention is paid to the analysis of interrelation of maintenance of mass media and orientation of social trajectories of the younger generation of modern Russian society. Theoretical judgment of important operating conditions of mass media is given in work. And also the main social functions of media which realization predetermines the nature of processes of an internalization of norms, values, installations, examples of behavior and integration of the young personality into social space are considered.

Текст научной работы на тему «Влияние СМИ на социализацию молодежи»

УДК 316

Е. А. Данилова

кандидат социологических наук, доцент кафедра социологии и управления персоналом Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема влияния одного из социальных институтов - средств массовой информации, на процесс социализации молодежи в условиях изменяющейся реальности. Особое внимание уделяется анализу взаимосвязи содержания средств массовой информации и направленностью социализационных траекторий молодого поколения современного российского общества. В работе приводится теоретическое осмысление важных условий функционирования средств массовой информации. А также рассматриваются основные социальные функции СМИ, реализация которых предопределяет характер процессов интериоризации норм, ценностей, установок, образцов поведения и интеграции молодой личности в социальное пространство.

Ключевые слова: средства массовой информации, социализация, социально-демографическая группа молодежи, социальные институты.

E. A. Danilova

Candidate of Sociology, associate professor Department of sociology and personnel management Penza State University, Penza, the Russian Federation

INFLUENCE OF MEDIA ON SOCIALIZATION OF YOUTH

Abstract. In this article the problem of influence of one of social institutes -mass media on process of socialization of youth in the conditions of the changing reality is considered. Special attention is paid to the analysis of interrelation of maintenance of mass media and orientation of social trajectories of the younger generation of modern Russian society. Theoretical judgment of important operating conditions of mass media is given in work. And also the main social functions of media which realization predetermines the nature of processes of an internali-zation of norms, values, installations, examples of behavior and integration of the young personality into social space are considered.

Key words: mass media, socialization, social and demographic group of youth, social institutes.

В XXI в. средства массовой коммуникации являются неотъемлемой частью повседневной жизни миллионов людей, оказывая воздействие на их настроения, установки и мировоззрения. На современном этапе развития общества массовая коммуникация стала необходимым элементом взаимодействия людей, групп, институтов, государств, в ходе которого осуществляется передача информации, ценностей, оценок, значений, чувств и т.д., посредством многочисленных источников: радио, телевидение, пресса, глобальная сеть Интернет. Поэтому непосредственное личностное общение уходит на второй план, а информационное взаимодействие с окружающей средой становится для молодого человека одним из важнейших факторов становления и развития его как личности. Таким образом, для современного подрастающего поколения резко возросла значимость СМИ.

Исследуя степень воздействия средств массовой коммуникации на общество, следует выделить молодежь, как особую социально-демографическую группу, так как в отличие от других возрастных групп представители данной находятся на стадии становления и поиска собственного «Я».

Молодежная среда наиболее подвержена процессам трансформации новых норм, традиций, поскольку в силу особенностей своего возраста и отношения к жизни, именно она быстрее других интегрирует новые ценностные ориентации и больше других нуждается в социальной и культурной идентичности человека в социокультурное сообщество. Различие в восприятии и усвоении норм и ценностей культуры, по сравнению с другими социальными и возрастными группами, способствует трансформации системы ценностей и формированию соответствующих форм поведения молодежи. Этот процесс подкрепляется и переменами в обществе, которые, как правило, стимулируют и влекут за собой возникновение новых ценностных ориентаций, усиливают противостояние между ценностями традиционной культуры и вновь появляющимися.

Ученые отмечают, что молодые люди отличаются большей впечатлительностью, психической подвижностью и возбудимостью, интеллектуальной мобильностью, преобладанием эмоций над рассудком [1, с. 21]. Поэтому условиям, в которых формируется и развивается молодое поколение, необходимо придавать особую значимость как со стороны государственной власти, так и общества в целом. Ведь мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества [5, с. 20].

Важнейшим условием эффективного социального взаимодействия и стабильного функционирования общества является предсказуемость в действиях, другими словами, социально одобряемое поведение людей. Асоциальное поведение ведет общество к дестабилизации и распаду. Поэтому общество создает различные механизмы социального регулирования и контроля для того, чтобы координировать поведение своих членов.

Общепризнано, что основным механизмом интеграции молодежи в общество является социализация. В современных условиях социализационный процесс происходит на фоне всеобщей деформации функций основных институтов социализации, вытеснения одних институтов другими, смены форм и способов социального контроля и снижения целенаправленных влияний институтов на формирование молодежи [2, с. 28].

В то же время отмечается, что в процессе социализации всегда присутствуют отклонения, которые А.И. Ковалева классифицирует по следующим основаниям анализа: социального (состояние общества, институтов социализации, характер стихийных влияний и т.д.), типичного личностного и группового (девиа-нтное поведение, кризисы социализации, а также социальной идентичности) [3, с. 111].

Основные социальные институты, такие как семья, государство, образование, СМИ и другие, призваны использовать различные механизмы социального регулирования и контроля социума. Очевидно, что сегодня возрастает роль СМИ в функционировании всех социальных институтов и в процессе управления обществом в целом. Данная тенденция обуславливает усиление ответственности перед аудиторией за формирование и трансляцию норм и образцов поведения, жизненных стратегий, ценностных ориентаций.

Именно СМИ являются одним из индикаторов происходящих перемен в обществе, реализуя следующие функции:

- по формированию ценностных ориентаций, жизненных стратегий, образцов поведения, привычек, предпочтений;

- по трансляции социального опыта, влияющего на направленность процесса социализации молодого поколения;

- по регулированию социального взаимодействия и контроля, пропагандируя нормы, правила и образцы социально одобряемого поведения;

- по обеспечению сплоченности, взаимозависимости и взаимной ответственности, идентичности членов общества (интегративная функция);

- по удовлетворению индивидами, социальными общностями и группами различных потребностей, в том числе информационных, образовательных, коммуникационных, рекреационных и др.

Следует отметить, что степень и направленность реализации каждой из этих функции СМИ характеризует уровень развития данного социума.

Очевидно, что в социальном регулировании поведения молодежи важную роль играют средства массовой информации. Результаты ряда исследований свидетельствуют, что, как правило, значимую долю свободного времени молодежь отводит использованию различных форм средств массовой коммуникации.

В советский период кинематограф, телевидение, радио и печать были мощными инструментами пропаганды здорового образа жизни и осуждения асоциального поведения. Сегодня ситуация изменилась кардинальным образом. Путем реформ Россия превратилась в «свободную» страну, в которой молодое поколение выделяет для себя категорию свободы как приоритетную ценность, но следует опасаться ее перехода во вседозволенность.

Необходимо понимать, что и свобода СМИ становится благом для развития общества лишь тогда, когда она считается с ответственностью. Ответственность СМИ проявляется, прежде всего, в экологичности той информации, которую они создают и тиражируют.

Экологичность информации и ответственность СМИ нужно рассматривать в прямой связи с тем, способствует ли эта информация стабильности общества, служит ли совершенствованию отношений между различными социальными группами общества и окружающей средой в широком смысле этого слова - между народами, городами, предприятиями, внутри каждой организации, в отношениях с окружающей средой и т. д. [4, с. 151].

По мнению В.С. Комаровского, деятельность СМИ должна заключать в себе потенциал развития личности, уровень ее информированности, понимание сущности событий и явлений, происходящих в мире, стране, близком окружении; потенциал повышения уровня культуры и нравственности человека, степень приобщенности к общественным делам.

Но реальная ситуация такова, что развитие рыночной экономики привело к преобладанию «капитала» во всех сферах жизнедеятельности населения, включая и средства массовой информации. Коммерционализация СМИ обуславливает ослабление их воспитательной и образовательной функций и преобладание функций развлечения, удовлетворения потребительских интересов.

Многие исследователи отмечают негативное влияние современных СМИ на молодежную аудиторию, которые транслируют достаточно большой поток насилия, агрессивности, эротики и праздный образ жизни. Наблюдается массовое засилье западным образом жизни, которое, прежде всего, идет через вестернизацию СМИ. Более половины фильмов, транслируемых по центральным каналам телевидения, приходится на американские ленты, как правило, среднего или низкого качества.

Так, специально проведенный исследователями анализ позволил выявить важную закономерность в том, что нарастание интенсивности трансляций сцен насилия и эротики в релаксационных фазах, когда снижен уровень самоконтроля и критичности, способствует принятию зрителем негативных образцов поведения. Более того, нарастание сцен агрессии в ночные часы телевещания (состояние «пред-сна») позволяет поставить специальный вопрос о проработке девиантных моделей поведения в сновидениях [6, с. 170].

Очевидно, современные СМИ не всегда ответственно и избирательно подходят к выбору содержания транслируемой информации, зачастую популяризируя асоциальное поведение. Например, через кинематограф, реалити-шоу, шоу-бизнес активно пропагандируются девиантные формы поведения, где главные герои гордо демонстрируют свои вредные привычки, антиобщественные действия,

нецензурную лексику, свободу и вседозволенность в межличностных и межпоколенных отношениях.

Следует отметить, что восприятие и интериоризация всех транслируемых форм поведения, включая и явно девиантные, может приводить к тому, что молодое поколение начинает принимать их за норму и без особых препятствий воспроизводить в реальной жизни, учитывая в собственной системе ценностных ори-ентаций и жизненных стратегиях, что обуславливает не совершенствование и саморазвитие, а деградацию личности, и даже ее разрушение.

В условиях современных общественных перемен социализационные нормы, идеалы, образцы поведения претерпевают кардинальные изменения. Поэтому средства массовой информации как один из важнейших социальных институтов должен транслировать аудитории примеры идеального типа личности, социально одобряемого поведения, нормы и правила, которые будут служить ориентиром для подражания не только молодому поколению, но и обществу в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Запесоцкий А.С. Эта непонятная молодежь...: Проблемы неформальных молодежных объединений / А.С. Запесоцкий, А.П. Файн. — М. : Профиздат, 1990. — 224 с.

2. Зубок Ю.А. Современная социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // Россия реформирующаяся. — 2017. — № 15. — С. 12-48.

3. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социали-зационная траектория / А.И. Ковалева // Социологические исследования. — 2003. — № 1. — С. 119-115.

4. Комаровский В.С. Государственная служба и СМИ (Курс лекций) / В.С. Комаров-ский. - Воронеж: ВГУ, 2003. — 114 с.

5. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учеб. Пособие / В.Т. Лисовский. — СПб. : СПбГУП, 2000. — 519 с.

6. Собкин В.С. Информационная среда и проблемы социализации подростков / В.С. Собкин, Ю.М. Евстегнеева //Социология и общество. Тезисы Первого Всеросс. со-циол. конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». — СПб. : Скифия, 2000.— С. 170-172.

REFERENSES

1. Zapesotskii A.S., Fain A.P. Eta neponiatnaia molodezh'...: Problemy neformal'nykh mo-lodezhnykh ob"edinenii [This unclear youth ...: Problems of informal youth associations]. Moscow, Profizdat Publ., 1990, 224 p.

2. Zubok Iu.A., Chuprov V.I. Modern sociology of youth: the changing reality and new theoretical approaches. Rossiia reformiruiushchaiasia = Russia which is reformed, 2017, no. 15, pp. 12-48 (in Russian).

3. Kovaleva A.I. Concept of socialization of youth: norms, deviations, social trajectory. Sotsiologicheskie issledovaniia = Sociological Studies, 2003, no. 1, pp. 119-115 (in Russian).

4. Komarovskii V.S. Gosudarstvennaia sluzhba i SMI (Kurs lektsii) [Public service and media (Course of lectures)]. Voronezh, VGU Publ., 2003, 114 p.

5. Lisovskii V.T. Dukhovnyi mir i tsennostnye orientatsii molodezhi Rossii: Ucheb. Posobie [Inner world and valuable orientations of youth of Russia: manual]. Saint Petersburg, SPbGUP Publ., 2000, 519 p.

6. Sobkin V.S., Evstegneeva Iu.M. Informatsionnaia sreda i problemy sotsializatsii po-drostkov [Information environment and problems of socialization of teenagers]. Sotsiologiia i obshchestvo. Tezisy Pervogo Vseross. sotsiol. kon-gressa «Obshchestvo i sotsiologiia: novye rea-lii i novye idei» [Sociology and society. Theses of the First All-Russian sociological congress "Society and sociology: new realities and new ideas"]. Saint Petersburd, Skifiia Publ., 2000, pp. 170-172 (in Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Данилова Елена Александровна — кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: danilovaea31@gmail.com.

AUTHOR

Danilova Elena Aleksandrovna — Candidate of Sociology, associate professor, department of sociology and personnel management, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, ••••Russian Federation, e-mail: danilovaea31@gmail.com.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Данилова Е.А. Влияние СМИ на социализацию молодежи / Е.А. Данилова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство».— 2017.— Т. 5, № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Danilova E. A. Influence of Media on Socialization of Youth. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 2, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.