ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТНОЙ ПРИРОДЫ СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ XXI ВЕКА
О. Ф. Асатрян*,
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
Аннотация. В статье представлена характеристика социально-ценностных профессиональных ориентаций учителя музыки XXI века в координатах понятий «духовное» и «социальное». С позиций новых социокультурных образовательных требований к профессиональной деятельности педагога-музыканта определены сущностные характеристики понятий «духовное» и «социальное», сформулированы представления о природе социально-ценностных профессиональных ориентаций учителя музыки и их основных структурных компонентах. Специальное внимание уделяется раскрытию функционального значения социально-ценностных профессиональных ориентаций учителя музыки, механизму их становления. Определены пути для исследования проблемы социального и профессионального становления и развития учителя музыки XXI века.
Ключевые слова: духовность, духовное, социальное, учитель музыки, направленность личности, искусство, педагогика, музыка, ребёнок, структура, социально-ценностные профессиональные ориентации.
Summary. The article deals with the idea of the origin and functioning of the socio-profes-sional value orientations of the teacher of music XXI century in the coordinates of the concepts of "spiritual" and "social". From the standpoint of the new socio-cultural training requirements for the professional activity of the teacher-musician identified the essential characteristics of the concepts of "spiritual" and "social", formulated ideas about the essential nature of the social and professional value orientations of the teacher of music: the structure of axiological components of social and professional value orientations of music teacher is defined. The essence and the functional significance of the social and professional value orientations of the teacher of music in reliance on the foundation of being a professional teacher-musician - art and pedagogy and leading value-semantic dominant - music and child is considered. A possible mechanism for the formation of the social
83
* Доктор педагогических наук, профессор Э. Б. Абдуллин являлся научным руководителем Ольги Фёдоровны Асатрян при написании ею диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук на тему «Становление социально-ценностных профессиональных ориентаций учителя музыки в процессе вузовской подготовки». Диссертация защищена в Московском педагогическом государственном университете в 2000 году.
and professional value orientations of the teacher of music has been worked out. The ways to study the problems of social and professional formation and development of the teacher of music of the XXI century.
Keywords: spiritual, spiritual, social, music teacher, orientation of the person, art, education, music, child, structure, social and professional value orientation.
84
Побуждением к началу и продолжению научного поиска теоретико-методологических основ сущностной природы социально-ценностных профессиональных ориентаций учителя музыки XXI века [1-4] послужил уникальный образец профессионального бытия моего Учителя - Эдуарда Борисовича Абдуллина, под руководством которого в годы обучения в аспирантуре Московского педагогического государственного университета была написана кандидатская диссертация. В 2013 году по инициативе Э. Б. Абдуллина возглавляемая мною кафедра музыкального образования и методики преподавания музыки МГПИ имени М. Е. Евсевьева стала филиалом кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни», что послужило новым толчком к продолжению исследований в данном направлении.
Изучение и анализ осуществляемых ведущими учёными научной школы Э. Б. Абдуллина исследований в области совершенствования вузовской подготовки педагога-музыканта (Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, А. В. Торопова и др.), практические результаты инициируемого моим научным руководителем в 2000 г. Международного конкурса «Учитель музыки XXI века имени Д. Б. Кабалевского», сегодняшняя деятельность коллектива педагогов-музыкантов по реализации новой программы по музыке для начальной
школы в рамках проекта «Музыка для всех» в Республике Саха (Якутия) (Э. Б. Абдуллин - руководитель, Е. В. Николаева, Б. Р. Иофис, А. В. Варламова) свидетельствуют о наличии инновационных процессов, отражающих переориентацию вузовской музыкально-образовательной практики на новое, системное видение феномена «Учитель музыки XXI века» [5-20].
Речь в данном случае идёт о переходе вузовской практики подготовки учителя музыки от знаниево-деятель-ностной парадигмы к становлению профессионально-личностных качеств педагога-музыканта, делающих его, в первую очередь, субъектом культуры, различных социальных сред, деятельной единицей культуры.
Данная музыкально-педагогическая инноватика ключевым образом трансформирует процесс вузовской подготовки специалиста в области общего и дополнительного музыкального образования детей, что выражается в формировании компетенций и компетентностей, комплексно обеспечивающих готовность учителя музыки к формированию у обучающихся способностей к восприятию, познанию, переживанию, трансляции и воспроизводству ценностей музыкальной культуры как части общечеловеческой культуры.
Сегодняшние требования к педагогу-музыканту формулируются в терминах способов деятельности («уме-
ния», «способность», «готовность»), что говорит об особых образовательных результатах высшего музыкально-педагогического образования, благодаря которым достигаются требуемое качество профессионального образования - профессиональная компетентность и её составляющие - специальные профессиональные и ключевые (базовые) компетенции.
Примечательно, что в настоящее время, в условиях изменения методологии развития государства и общества, актуализируется новая функция образования - быть «генетической матрицей» общества, субъектом преобразования социума и порождения новых форм социальной жизни. Интеграция российского музыкального образования в мировое образовательное пространство создаёт условия для перехода от традиционной отечественной парадигмы «образование на всю жизнь» к новой - «непрерывное музыкальное образование на протяжении всей жизни», то есть «музыкальное образование через всю жизнь».
В связи с этим необходимым условием модернизации системы музыкального образования Российской Федерации является решение первостепенной задачи - повышение качества музыкально-педагогического корпуса в соответствии с запросами социума.
Справедливости ради следует добавить, что основные концептуальные идеи широко обсуждаемого сегодня педагогической общественностью профессионального стандарта педагога - а именно: «Педагог - ключевая фигура реформирования образования... В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демон-
стрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений...» [21] - уже много лет находят своё действенное научно-исследовательское и практическое воплощение в обсуждаемой научной школе.
Сказанное выше актуализирует необходимость выявления профессионально значимых компонентов личности и профессиональной деятельности педагога-музыканта в соответствии с вышеизложенными современными инновационными процессами в области педагогики музыкального образования, к которым мы относим и социально-ценностные профессиональные ориентации учителя музыки XXI века.
Проведённое в этом направлении исследование, полученные нами результаты социологических обследований студентов - будущих учителей музыки (2000-2014 гг.) позволили сформулировать основные научные представления по обозначенной проблеме. 85
В недрах отечественной педагогики обрело силу убеждение, что социально-ценностным профессионально значимым методологическим ориентиром, в соответствии с которым рассматривается педагогическая деятельность учителя любой специальности, должна стать категория «духовность» [22].
Примечательно в этой связи, что социально-ценностные характеристики профессиональных ориентаций учителя тесно связаны со становлением общей направленности личности педагога, то есть целостной системы её отношений к профессиональной
86
действительности. О направленности личности учителя можно говорить лишь через призму его профессии, её специфики, без учёта которых любая характеристика социально-ценностных профессиональных ориентаций будет неполной.
Если попытаться выделить в социально-ценностных профессиональных ориентациях учителя главный его аспект, то следует назвать такое его качество, как обращённость к другому, - в том его глубоком нравственно-этическом, социально-ценностном смысле, которым наделяет его отечественная образовательная традиция. В решении этой задачи огромным подспорьем выступает искусство, и в особой мере - музыка как фактор хранения и передачи многовекового духовного опыта.
Социально-ценностные профессиональные ориентации учителя находят своё проявление и в специфических условиях педагогического общения, ведущие признаки которого - состояние соборности, любви, ответственности, то, что во многом выражает истинный смысл и проявление духовности. Такое общение является той формой обмена духовно-нравственными представлениями, чувствами, идеями, ценностями между субъектами общения, которая ведёт к само- и взаимопониманию, взаимовлиянию друг на друга. Социально-ценностные результаты такого взаимодействия - формирование души человеческой, взаимопонимание, доверие, уважение, любовь, внешняя и внутренняя свобода, адекватное понимание себя и окружающего мира.
В. В. Медушевский отмечает: «Её (духовность. - О. А.) нельзя свести к комплексу мыслей, потому что она
есть еще и строи чувств, и направленность воли и устремлении, и соцветие всех прочих сущностных сил человека... Единое в многообразном, все мыслимое как одно, как целостное устремление духовности, охватывающее разом все измерения жизни, - таково устроение духовности, конгруэнтное основному принципу мироздания. В духовном сходятся устремления частных сфер культуры. Но стержнем его, специфическим измерением оказывается "нравственность", которая высшее, должное, благое, доброе, совершенное, прекрасное носит в себе, содержит в самом корне сущностных сил человека, его духовно-жизненнои активности, устремленности к миру, к глубине жизни, ради чего человек, собственно, и существует на земле» [23].
Среди параметров духовности мы выделяем два основных, характеризующих сущность духовного потенциала личности. Это человечность в отношении к миру и человеку и созида-тельность как деятельное, творческое начало личности.
В данном исследовании духовность представляется как индикатор духовнои организации личности учителя музыки, выступающии в системе координат профессиональных ориентации, которые определяют мотивы поступков, поведения, деятельности педагога-музыканта, смысловое поле его жизненного и профессионального бытия.
Кардинальные преобразования, затронувшие все сферы жизни рос-сииского общества, повлекли за собои существенные изменения в профессионально-ценностном сознании как учителеи музыки, так и студентов - будущих учителеИ музыки. Меняется со-
держание личностных ценностных представлений, профессиональных ориентаций и установок, меняется и сама иерархия ценностей. Особо настораживает тот факт, что в профессионально-ценностных ориентациях студентов часто доминирует прагматический, а не духовный аспект. Немалое число будущих педагогов-музыкантов слабо ориентированы на решение социально значимых профессиональных проблем.
В силу чего же профессиональные ориентации учителя музыки обретают статус социально-ценностных?
Основу профессионального бытия учителя музыки, как известно, составляют две сферы - искусство и педагогика, а ведущими ценностно-смысловыми доминантами являются музыка и ребёнок. Именно при их непосредственном содействии наполняются социально-ценностным, профессионально ориентированным смыслом те установки и отношения, к которым прибегает педагог-музыкант в своём взаимодействии с окружающим миром.
К сказанному следует добавить, что профессиональная деятельность учителя музыки складывается под воздействием самых разнообразных факторов, весь спектр которых пронизан понятиями духовного и социального. Именно в их координатах возникают и функционируют представления о сущностной природе социально-ценностных профессиональных ориентаций учителя музыки. Социальное ставит педагога-музыканта перед необходимостью выстраивать стратегию и тактику общего музыкального образования в соответствии с актуальными потребностями культурно-общественной практики не только в России, но и во
всём мире, в то время как духовное направляет школьный учебно-воспитательный процесс в русло гуманистического, индивидуально-творческого начала. В нашем понимании это означает, что в социальном педагог-музыкант обязан узреть те профессионально значимые ценностные приоритеты, которые открывают ему духовное измерение вещей и деяний, вводят его в ту атмосферу, где живёт, творится и сияет «истинное искусство» (И. А. Ильин). Иными словами, те ценности, которые взывают к творчеству, созиданию, к обретению духовно-нравственной силы и которые с полным правом можно было бы отнести к социально-ценностным доминантам профессиональных ориентаций учителя музыки.
На этой основе выстраивается представление о том, что социально-ценностные профессиональные ориентации педагога-музыканта представляют собой особый социально-ценностный, духовно-личностный феномен, который мы понимаем как совокупность личностных отношений и установок учителя музыки к различным социокультурным и профессиональным ценностям, и прежде всего к музыке, к ребёнку, к реальному музыкально-педагогическому процессу.
Проводимые нами исследования позволяют сделать вывод, что структура системы педагогических ценностей, соответствуя содержанию социально-ценностных феноменов музыкально-педагогической действительности, может включать в себя следующий ряд ценностей:
• содержание музыкального искусства;
• цели, принципы, содержание музыкально-педагогической деятельности;
87
88
• способы и средства музыкально-педагогической деятельности;
• отношения между субъектами музыкально-педагогического процесса;
• качества ее субъектов;
• результат музыкально-педагогического взаимодеиствия.
Представляется, что диалектические взаимопереходы основных аксиологических категорий «значение» -«ценность» - «смысл» - «личностный смысл» могут характеризовать механизм появления социально-ценностных профессионально ориентированных аксиологических характеристик различных феноменов музыкально-педагогической действительности.
Коротко охарактеризуем компоненты, представляющие в своем единстве структуру социально-ценностных профессиональных ориен-таций педагога-музыканта.
Первый из них - эмоционально-оценочная сфера личности учителя-музыканта - выступает фундаментом, на основе которого приводится в действие весь механизм социально-ценностных профессиональных ориентаций педагога-музыканта, то есть все аспекты его установок и отношений к музыкально-педагогической действительности.
Другими словами, педагог-музыкант соотносит «заданную» музыкально-педагогическую действительность с собственными жизненными и профессиональными ориентация-ми, то есть моделирует свою профессиональную перспективу. Испытывая эмоционально-чувственное реагирование при решении профессиональных задач, педагог-музыкант, внутренне настраиваясь и мобилизуясь, приводит свою «психическую органику» в состояние творческой активности.
Характеризуемый компонент профессиональных ориентаций обусловливается, в первую очередь, социально-ценностной спецификой тех профессионально значимых ценностей, на которые направлен выбор педагога-музыканта.
Рассматриваемый компонент, как правило, свидетельствует о стремлении внести в музыкально-педагогический процесс необходимые изменения, инновационные взгляды и подходы. В этом стремлении и проявляются социально-ценностные профессионально значимые ориентации учителя музыки, которые, в свою очередь, выступают предпосылкой его творческой самореализации.
Художественно-интеллектуальный компонент социально-ценностных профессиональных ориентаций педагога-музыканта, прежде всего, проявляется в стратегии и тактике его профессионального мышления. Если чувственный эмоциональный уровень выступает своеобразным «лифтом», на котором из социально-духовного опыта личности педагога-музыканта «поднимаются» творческие стремления и инстинкты, то художественно-интеллектуальный компонент, основанный на синтезе специфических мыслительных операций и действий, придает этим стремлениям определенную социально-ценностную профессиональную направленность.
Важнейшая особенность данного компонента - наличие в его содержании диалектического единства научно-логического и художественного. Указанное родство приводит к тому, что они взаимно влияют друг на друга, и схемы видения мира, выработанные в науке, переносятся в художественное мышление, а схемы художествен-
ного мышления так оплодотворяют научный поиск и фантазию, что рассудок и ум не вредят эмоциональности, а, напротив, её одухотворяют, делают более глубокой.
Руководствуясь данной методологической посылкой, мы рассматриваем художественно-интеллектуальный компонент как своеобразный духовно-личностный психологический феномен, заключающий в себе прежде всего:
• способность педагога-музыканта рефлексировать на возникающие в музыкально-педагогической действительности противоречия и с учётом её характера и направленности логически обоснованно подходить к их разрешению;
• возможность прогнозировать способы своего отношения к ведущим социально-ценностным аксиологическим аспектам этой действительности;
• умение осуществлять самоанализ профессиональной деятельности, в частности подвергать критическому осмыслению особенности своих профессионально-ценностных ори-ентаций.
По существу, все перечисленные выше способности и умения выступают в своей совокупности ничем иным, как проявлением самосознания педагога-музыканта (Г. М. Цыпин). Анализируемый компонент призван, прежде всего, помочь ему осознать своё личностное профессиональное «я» в контексте тех социально-ценностных отношений, которые устанавливаются между ним и музыкально-педагогической действительностью. Важную роль при этом играет рефлексия, представляющая собой частный случай самосознания в мышлении.
При выявлении сущности социально-ценностных профессиональ-
ных ориентаций, как уже отмечалось, данные ориентации находят своё проявление в определённой деятельности. На этой основе выделен деятель-но-практический компонент.
Данный компонент, прежде всего, заключает в себе те личностно-твор-ческие ориентации, посредством которых педагог-музыкант реализует своё отношение к музыкально-педагогической действительности во всех ведущих его аспектах. В число этих деятельно-практических способов (ориентаций) входят:
• отбор необходимых для аргументации своих профессиональных ори-ентаций знаний различного научно-методологического уровня (философского, общенаучного, частнонаучного);
• выявление и систематизация оригинальных идей, подходов, технологий, методов и инноваций для решения ведущих задач музыкального образования, осуществления на основе самоанализа «коррекции» своих профессиональных ориентаций на социально-ценностном уровне.
Деятельно-практический компонент профессиональных ориентаций педагога-музыканта отличается сложным интегративным характером, поскольку втягивает в себя всё многообразие психологических сторон его личности (интеллектуальную, потреб-ностную, деятельно-практическую сферы), что находит своё отражение в проявлении эмоционально-волевых усилий, творческой активности, самостоятельности педагога-музыканта и способствует обогащению его лич-ностно-творческого профессионального и социального опыта в целом.
Какой же по качеству уровень личностных отношений и установок педагога к музыке можно считать социаль-
89
но-ценностным с точки зрения задач музыкально-педагогической практики?
Научные достижения XXI века, внедрение технических средств тиражирования и распространения музыки оказали большое влияние на социальное функционирование музыкального искусства в обществе, изменили его статус, породили новые способы бытования и формы восприятия. Многочисленные исследования и наблюдения отечественных и зарубежных социологов, психологов, педагогов-музыкантов свидетельствуют о том, что музыка, способная совершенствовать и возвышать душу человека, формируя в нём основы гуманного отношения к миру и людям, по-прежнему мало привлекает широкие слушательские массы.
Слом тональной системы, появление «открытой» формы и многое другое обусловили ещё большее отдаление академической музыки от основной массы населения. В данной ситуации ориентация учителя музыки в мире музыкальных ценностей представляет серьёзную музыкально-педа-90 гогическую проблему, связанную с постоянным преодолением формирующихся или уже сформированных стереотипов, требуя изучения и осознания педагогом-музыкантом новой иерархии музыкальных ценностей, новых способов музыкального бытия, новых представлений о существовании мира и художника.
Восприятие музыки, осуществляемое в основном через средства массовой коммуникации, создало почву для пассивного её восприятия. Музыка зачастую перестаёт быть «событием», и это не может не отражаться на формировании массового музыкального сознания.
В настоящий момент всё сильнее даёт о себе знать противоречие между уровнем высших достижений российского музыкального искусства, признанного во всём мире (музыкальное наследие Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, Стравинского, Шостаковича, Прокофьева и многих других композиторов) и уровнем музыкальной культуры нашего общества в целом, его музыкальными вкусами, ори-ентациями, потребностями. Устранить это противоречие, опасность которого для духовного здоровья России огромна и далеко выходит за рамки понимаемой как одна из частных, «узких», проблем, совершенно необходимо. Решение этой проблемы требует больших усилий со стороны государства, телевидения, разных слоёв общества, в том числе, конечно, музыкально-педагогического.
Стремительно возрождается
фольклорная культура. Так как современная культура носит плюралистический характер, то всякое индивидуальное творчество имеет общекультурную ценность. В связи с этим современное общество переключилось на качественно иной уровень своей культурной истории. На этом уровне высокий статус индивидуальности в новой культуре входит в противоречие с принципом коллективности фольклора. Вот почему в современной культуре фольклор не может занять место всеобщего художественного явления, а может образовать лишь один из уровней или типов культуры. Но сегодня фольклор способен выйти за границы собственно художественной и эстетической функции, раствориться в межличностных формах общения и регулировать поведение индивида. Становится очевидным, что
музыкальный фольклор является одним из социальных механизмов развития личности в системе духовного производства.
Таким образом, отбор и включение в урок учебного музыкального материала приобретает глубокий социальный и профессиональный смысл.
Если попытаться выделить в профессионально-ценностных ориента-циях учителя любой специализации главный его «вектор», то, как уже отмечалось ранее, следует назвать такое его качество, как «обращённость к другому». Для педагога-музыканта «другой» - это, прежде всего, его ученик. Общепризнанным является положение о том, что основой отношения педагога любой специальности к детям является гуманизм как выражение высокой нравственности, духовно-личностной сопричастности, созидательно-творческой устремлённости. А это предполагает: формирование души человеческой, ориентацию на личность, индивидуальность учащегося, на раскрытие его сущностных сил, способностей и возможностей; формирование приоритетных качеств личности учащегося - музыкальности, креативности («творческости»), эмпа-тии [13]; оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи и защиты через создание условий для его личностного роста, реализации положительного потенциала; формирование нравственных ориен-таций и социально значимых установок в его жизненном самоопределении, творческой активности сознания, направленной на созидательную практическую деятельность.
Социально-ценностный смысл профессиональных ориентаций педагога-музыканта наиболее зримо нахо-
дит своё проявление в функциях, которые они выполняют: во «внешней» функции, когда профессиональные ориентации становятся средством ориентировки педагога-музыканта в мировом социокультурном, в том числе профессиональном, пространстве, и во «внутренней» функции, связанной с ориентировкой на рефлексию своего духовного и профессионального «я» с целью дальнейшего его обогащения и совершенствования.
В связи с этим нельзя обойти вниманием социально значимые качества личности педагога-музыканта: осознание ценностей и социальной значимости выбранной профессии; чувство личной ответственности за результаты своей профессиональной деятельности; высокую степень социальной активности, проявляющейся, прежде всего, через потребность в постоянном профессиональном и духовном самосовершенствовании, а также его приоритетные профессиональные качества - музыкальность, любовь к детям, эмпатию, профессиональное мышление и самосознание, музыкально-педагогическую интуицию, артистизм, личностную профессиональную позицию [Там же]. А это значит, что музыкально-педагогический процесс должен быть построен таким образом, чтобы в каждом его эпизоде проявлялась способность учителя музыки «видеть» личность и деятельность учащегося, учителя музыки и их взаимодействие с музыкальным искусством через призму данных качеств.
Принципиально важно, что каждый из аспектов социально-ценностных профессиональных ориентаций педагога-музыканта не может функционировать отдельно, поскольку все они являются отражением взаимодей-
91
ствия личности учителя музыки с профессиональной и социокультурной действительностью в целом.
В завершение хотелось бы сказать, что исследования в данном направлении продолжаются. В частности, перспективным представляется исследование проблемы социального и профессионального становления и развития учителя музыки XXI века. Необходимо обозначить ряд обстоятельств, обусловивших актуальность данного поиска.
Во-первых, в настоящее время возникли новые условия профессиональной деятельности учителя музыки: усложнение его профессиональной деятельности, появление новых функций в должностных обязанностях и др.
Сложившиеся в условиях традиционной системы принципы, подходы к профессиональному становлению учителя музыки недостаточно полно и адекватно отражают обстоятельства и динамику его социального и профессионального развития в новых условиях, что затрудняет решение возникающих проблем в его жизни и про-92 фессиональной деятельности.
Во-вторых, система высшего профессионального музыкально-педагогического образования в последнее время складывалась в условиях быстро меняющихся социально-экономических сред, когда изменения структуры экономики и занятости, динамичная конъюнктура рынка труда требуют повышения профессиональной мобильности специалиста. Иными словами, успех профессиональной деятельности педагога-музыканта определяется его готовностью к работе в непрерывном инновационном режиме, способностью гибко, оперативно, мобильно реагировать
в своей профессиональной деятельности на постоянно изменяющиеся потребности общества, рынка труда, личности с учётом развивающихся технологий и непрерывно обновляющейся информационной среды. Всё это существенно повышает требования к личности профессионала и говорит о необходимости совершенствования системы непрерывного профессионального музыкально-педагогического образования и сопровождения специалистов на разных этапах трудового пути.
В-третьих, высокий динамизм современных общественных преобразований предполагает, в частности, существенную модернизацию научно-практических подходов к управлению социально-профессиональным становлением учителя музыки как достаточно длительным, многофакторным, имеющим сложную и динамичную структуру процессом. Социальное и профессиональное становление учителя музыки, будучи по своей природе сложнодинамическим социальным процессом, объективно нуждается в управлении и изучении.
В этой связи требует пристального внимания и изучения вопрос, каким должен быть учитель музыки школы XXI века. Речь идёт, прежде всего, о том, какие качества личности определяют социальную и профессиональную компетентность учителя музыки XXI века, как, с помощью каких подходов, технологий, методик можно установить степень готовности студента - будущего учителя музыки к выполнению своих социальных и профессиональных функций в новых условиях.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асатрян, О. Ф. Становление социально-ценностных профессиональных ориента-ций учителя музыки в процессе вузовской подготовки [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : защищена по специальности: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка) / О. Ф. Асатрян. -М., 2000. - 229 с.
2. Асатрян, О. Ф. Профессиональное становление учителя музыки XXI века в координатах социально-ценностных профессиональных ориентаций педагога-музыканта [Текст] : монография / О. Ф. Аса-трян. - Саранск : Полиграф, 2008. - 176 с.
3. Асатрян, О. Ф. Психолого-педагогическое сопровождение духовного развития учащихся в музыкально-образовательном процессе [Текст] / О. Ф. Асатрян // Российский научный журнал. - 2011. -№ 4 (23). - С. 152-160.
4. Асатрян, О. Ф. Формирование готовности будущих учителей музыки к инновационной деятельности в условиях научно-практического центра художественного образования [Текст] / О. Ф. Асатрян // Гуманитарные науки и образование. -2013. - № 4 (16). - С. 16-20.
5. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Методика музыкального образования [Текст] : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. -М. : Музыка, 2006. - 336 с.; М. : Изд-во Ин-та новых технологий, 2006. - 6 DVD-дисков.
6. Торопова, А. В. Психология музыкального образования и развития личности (методологический аспект) [Текст] / А. В. Торопова // Вестник МГУКИ. - 2008. -№ 5. - С. 200-204.
7. Николаева, Е. В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты [Текст] : монография / Е. В. Николаева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Ритм, 2009. - 408 с.
8. Абдуллин, Э. Б. Исследовательская деятельность будущего учителя музыки как важный и необходимый компонент вузовской профессионально ориентированной подготовки [Текст] / Э. Б. Абдуллин // Пе-
дагогика и психология музыкального образования: прошлое, настоящее, будущее [Текст] : материалы IX научно-практической конференции с международным участием, 29 и 30 октября 2010 г. / отв. ред.-сост. Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. -М. : Граф-Пресс, 2010. - С. 8-14.
9. Абдуллин, Э. Б. Методология педагогики музыкального образования [Текст] : учебник для студентов вузов / Э. Б. Абдул-лин. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Гном, 2010. - 416 с.
10. Методология педагогики музыкального образования. Научная школа Э. Б. Абдул-лина [Текст] : коллективная монография / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, Б. М. Целковников, О. Ю. Солопанова и др. ; под науч. ред. Э. Б. Абдуллина. - 3-е изд, испр. и доп. - М. : Граф-Пресс, 2010. - 272 с.
11. Абдуллин, Э. Б. О проблемах современного музыкально-педагогического образования [Текст] / Э. Б. Абдуллин // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования : материалы X Международной научно-практической конференции / отв. ред.-сост. Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М. : Ритм, 2012. -С. 7-14.
12. Абдуллин, Э. Б. Музыкальное образование как объект научного исследования [Текст] : учеб. пособие для вузов, обучающихся по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование»: магистерская программа «Педагогика и психология музыкального образования» / Э. Б. Абдуллин. - М. : Гном, 2012. - 144 с.
13. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Теория музыкального образования [Текст] : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М. : Прометей, 2013. - 431 с.
14. Николаева, Е. В., Абдуллин, Э. Б. Концепция программы по музыке в свете новой государственной стратегии развития общего музыкального образования [Текст] / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2013. -№ 3. - С. 133-157.
93
15. Абдуллин, Э. Б. Методологический анализ как метаметод педагогики музыкального образования [Текст] / Э. Б. Абдуллин // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». -2013. - № 2. - С. 13-22.
16. Абдуллин, Э. Б. На пути к рождению нового «лика» урока музыки [Текст] / Э. Б. Абдуллин // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2014. - № 2. - С. 41-47.
17. Абдуллин, Э. Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта [Текст] : учеб. пособие / Э. Б. Абдуллин. -СПб. : Лань : Планета музыки, 2014. -368 с.
18. Региональная программа учебного предмета «Музыка» 1-4 классы в контексте проекта «Музыка для всех» [Текст] / авт.-сост. Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, Б. Р. Иофис, А. В. Варламова. - Якутск -Москва : Ритм, 2015. - 102 с.
19. Целковников, Б. М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта (Поиск их смысла в диалоге с наукой, с искусством и самим собой) [Текст] : учеб. пособие к курсу «Методология музыкально-педагогического образования» / Б. М. Целковников ; отв. ред. Э. Б. Абдуллин. - М. : Изд-во МПГУ, 1998. - 156 с.
20. Торопова, А. В. Интонирующая природа психики [Текст] : монография / А. В. Торопова. - М. : Ритм, 2013. - 340 с.
21. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://img.rg.ru/pril/article/73/89/59/ Standart.pdf
22. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р://минобрнауки РФ /документы /336
23. Медушевский, В. В. Музыковедение: проблема духовности [Текст] / В. В. Медушевский // Советская музыка. - 1988. - № 5. -С. 6-15.
94