МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
О. Ф. Асатрян,
Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева
Аннотация. В статье представлены результаты проведённого социологического исследования музыкальных предпочтений студентов - будущих учителей музыки с довузовским музыкальным и немузыкальным образованием. Рассматриваются факторы, оказывающие влияние на формирование музыкальных предпочтений учащихся, а также основная направленность их эволюции в процессе музыкальных занятий. Высказывается предположение, что полученные данные позволят определить новые пути для профессионального становления педагога-музыканта в период обучения в вузе.
Ключевые слова: музыкальные предпочтения, образование, учитель музыки, студенты, профессиональное становление.
42
Summary. The article presents the results of sociological study of specific musical preferences of students - future teachers of music who have pre-university musical and non-musical education. The factors that influence the formation of the musical preferences of learners, as well as the main directions of their evolution during music lessons are considered. It has been suggested that the data will help to identify new ways for professional development of the teacher-musician in the period of study at the university.
Keywords: musical preferences, education, teachers of music, students, professional formation.
Главная задача педагогики музыкального образования в современном мире - формирование души человеческой. Заявленная нами тема напрямую связана с решением обозначенной задачи. Российское общество сегодня особенно нуждается в активных творческих личностях, в людях высокого интеллекта и духовной культуры. Воспитание такой личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без глубокого овладения опытом мирового культурного наследия. Значительную роль в этом процессе
играет музыкальное искусство. Отражая действительность посредством музыкального образа, системы музыкальных выразительных средств, оно имеет свою специфику в формировании общечеловеческих ценностей. Эта специфика заключается в развитии эстетических и нравственных потребностей личности и, в целом, - в подъёме духовной культуры, что, с одной стороны, под силу музыке с высоким нравственным содержанием [1-3], а с другой - не меньшее значение здесь имеет и наличие ценностного сознания воспринимающего [4].
К сожалению, следует признать, что в последние десятилетия музыка развлекательного характера начинает, как никогда прежде, превалировать в ценностных предпочтениях подрастающих поколений. Процесс усугубляется тем, что всё более возрастает влияние именно такой музыки на поиск собственного стиля и образа жизни личности.
В данной ситуации особое значение в вузовской подготовке учителей музыки придаётся таким проблемам, как нравственное становление и творческое развитие школьников через постижение мира музыкальных ценностей, формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке как виду искусства [3]. Будущий учитель должен быть готов к решению такого рода задач. В этой связи представляется актуальным исследование музыкальных предпочтений непосредственно самих будущих учителей музыки, а также изменений, которые происходят в этой сфере в процессе их обучения в вузе.
С этой целью нами с 2003 года по настоящее время осуществляются исследования музыкальных предпочтений студентов - будущих учителей музыки [5]. Было проведено три экспериментальных замера (в 2003/2004, 2008/2009 и в 2011/2012 учебных годах) музыкальных предпочтений студентов 1-5-го курсов (очной и заочной форм обучения) музыкального отделения факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева». Поскольку на это отделение принимаются абитуриенты с различным уровнем музыкальной подготовки, одной из задач про-
водимого исследования стало выявление общего и особенного в музыкальных предпочтениях студентов -будущих учителей музыки с учётом их довузовского образования.
Выбор данного контингента в качестве объекта исследования был обусловлен большими различиями в довузовской музыкальной подготовке студентов. На очном отделении на каждом курсе группы сформированы таким образом, что в одной из них студенты не имеют довузовского музыкального образования, в другой - в том или ином объёме получили музыкальное образование (окончили музыкальную школу или музыкальное училище, в ряде случаев - колледж культуры или, как минимум, два-три года обучались в музыкальной школе). На отделении заочного обучения 95 % студентов имеют довузовскую музыкальную подготовку.
Общее количество респондентов составило 770 человек (2003/2004 уч. год - 260 человек в возрасте от 17 до 25 лет; 2008/2009 уч. год - 250 человек в возрасте от 17 до 27 лет; 2011/2012 уч. год - 260 человек в возрасте от 17 до 25 лет).
В исследовании приняли участие студенты мордовской национальности, представители славянской группы и студенты других национальностей. Среди 770 респондентов 49% - студенты с музыкальным образованием,, 51% -студенты без музыкального образования.
Систематизируя многообразие аспектов конкретно-социологи че ско го изучения музыкальных предпочтений, мы определили следующие основные направления исследований:
1) изучение вопроса, как часто и почему студенты обращаются к произведениям музыкального искусства;
43
44
2) изучение направленности и многообразия музыкальных предпочтений студентов - будущих учителей музыки (классическая музыка, джаз, рок, музыкальный фольклор и др.);
3) изучение качественного уровня музыкальных предпочтений студентов.
Методика включала такие диагностические техники, как анкетирование (анкета «Мои музыкальные предпочтения», опросный лист), мини-сочинение. Для того чтобы исключить неискренность ответов и избежать влияния социальной желательности, анкетирование, опросный лист и мини-сочинение носили анонимный характер.
Анкетирование было очным, анкета содержала 25 вопросов как открытого, так и закрытого типа. Вопросы анкеты были сформулированы таким образом, чтобы в результате анализа ответов можно было бы получить информацию не только о музыкальных предпочтениях студентов, но и о характере их преобразований в процессе взросления, выбора профессии учителя музыки и обучения в вузе. С этой целью в содержание анкетирования был введен целый ряд вопросов, таких, например, как: «С какого возраста Вы посещаете концерты?»; «Как часто раньше и теперь Вы смотрите музыкальные передачи, транслируемые по телевидению? Укажите один ответ в каждой строке»; «Ваш любимый исполнитель (исполнительница, группа, коллектив) в прошлом и настоящем времени?»; «Выбор любимого исполнителя (исполнительницы, группы, коллектива) обусловлен...»; «Выбор музыки, которую Вы слушаете, обусловлен...».
Для более полного представления о музыкальных предпочтениях студентов и факторах, оказывающих влия-
ние на их изменения, при составлении анкеты особое внимание уделялось вопросам, направленным на выявление отношения респондентов к различным формам потребления музыки. Как известно, к относительно пассивным формам относят потребление музыки при помощи телевидения, радио, к относительно активным - посещение концертов, прослушивание в записи и т. д.
Опросный лист, наряду с традиционными, включал в себя «звучащие» вопросы. Например: «Оцените каждый из прослушанных Вами музыкальных фрагментов следующим образом: очень нравится (+2); нравится (+1), безразлично (0), не нравится (-1), очень не нравится (-2)».
Для уточнения и обогащения полученных сведений будущим учителям музыки было предложено написать мини-сочинение. Мы предложили студентам ответить в форме размышлений на следующие два вопроса:
Во всём ли Вы согласны с данными утверждениями?
«Только слушая музыку и только во время, когда мы её слушаем, мы приближаемся к чему-то, похожему на бессмертие» (К. Леви-Стросс).
«Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках. Музыка ещё больше приблизит вас к идеалу совершенного человека» (Д. Д. Шостакович).
«Музыке за относительно короткий промежуток времени удаётся достичь того, для чего не всегда хватает целой жизни... - единства намерения
и его осуществления... Удовольствие, доставляемое музыкой, родственно удовольствию, которое человек получает в результате полной, требующей затрат всех сил личности, самореализации в профессиональной деятельности, социальной жизни или любви, когда напряжение мгновенно падает, вызывая парадоксальный, блаженный упадок сил. и порождая слёзы, но -от радости» (Л. О. Акопян).
Какой по характеру взгляд на музыкальное искусство Вы считаете наиболее целесообразным в наше время?
Анализ анкет, опросных листов и мини-сочинений позволил выявить следующие основные тенденции:
1. Результаты, полученные в ходе трёх экспериментальных замеров (2003/2004, 2008/2009, 2011/2012 учебные годы) музыкальных предпочтений студентов 1-5-го курсов, в содержательном отношении заметно не различаются. Разница в экспериментальных замерах составляет от 2,3 до 5,2 %.
2. Для студентов обеих групп музыка является обязательной частью их жизни: «музыка - мой настоящий друг»; «музыка - это мой доктор»; «музыка - это моя душа»; «музыка - это часть моей жизни»; «музыка помогает мне лучше понять себя, моих близких и друзей»; «музыка - это открытая дверь в другое время»; «музыка помогает мне расслабиться, успокоиться, когда я раздражён, поверить в свои силы»; «музыка забирает отрицательную энергетику»; «когда я слушаю музыку - это как сеанс психотерапии»; «когда я устаю, то обязательно слушаю музыку»; «слушая музыку, я растворяюсь в ней - это удивительное чувство»; «музыка - это способ найти нестандартное творческое решение проблемы»; «музыка - моё
вдохновение»; «музыка способна поднять мне настроение», «музыка - это мой ангел-хранитель»; «я не представляю себя без музыки» и др.
3. Наблюдается существенная разница в музыкальных предпочтениях студентов, имеющих разную довузовскую подготовку.
В мотивационной сфере студентов без музыкального образования преобладают музыкальные потребности развлекательного и компенсаторного характера (49,2 %), ориентация на моду и престиж (15,2 %). К сожалению, этот факт имеет место и на выпускном курсе (37,6 и 11,3 % соответственно). Важнейшим мотивом обращения к музыке является желание создать себе настроение, отдохнуть в уединении, насладиться красотой и гармонией, в одиночестве размышлять под музыку.
Иные показатели в группе студентов с музыкальным образованием: доминируют эстетический, познавательный, гедонистический, эмоционально-регулирующий и мотивационный характер музыкальных потребностей. Студенты-«музыканты» (93 %) стремятся быть независимыми от законов моды, свой выбор музыкальных предпочтений они определяют по собственным меркам и нормам.
4. Основным каналом связи студентов обеих групп с музыкой являются внеконцертные формы общения.
Так, студенты-«немузыканты» признались, что не были ни разу в течение года на концертах музыки академических жанров (84,8 %); на концертах вокальной, хоровой музыки (81,4 %); на концертах народной музыки (62,9 %); на концертах джазовой музыки (86,2 %); на эстрадных концертах (48,6 %); на концертах рок-музыки
45
(45,2 %); на оперных и балетных спектаклях (83,7 %). Соответственно, можно сделать вывод, что музыкальные предпочтения студентов этой группы сосредоточены в основном на эстраде и роке. Все остальные музыкальные жанры имеют достаточно ограниченное число поклонников.
В отличие от студентов, не получивших довузовского музыкального образования, студен,ты-«мувыканты» чаще посещают как оперные и балетные спектакли, так и классические, джазовые, эстрадные концерты.
5. Знания музыкальных жанров, стилей, имён композиторов, исполнителей, направлений в музыке и др., необходимые будущему учителю музыки, у студентов-«немузыкантов» (1-3-й курсы) поверхностны (47,34 %). Подавляющее большинство студентов (94,4 %) оценивают музыку по критериям «шлягерности», внешней яркости, разрекламированности либо по эмоционально-личностным, субъективным критериям. У большей части студентов 4-5-го курсов в группе «не-
.„ музыкантов» (75,8 %) наблюдается ак-
46 тивность в самостоятельном использовании или приобретении знаний и умений в области музыки с учётом потребности в профессиональном совершенствовании.
6. Музыкальные предпочтения респондентов в обеих группах довольно разнообразны: классика, народная музыка, джаз, зарубежный и отечественный рок, поп-музыка и др. Однако, воспринимая разные музыкальные стили и жанры, только студенты-«музыканты» и чуть более половины студентов 4-5-го курсов группы «немузыкантов» (53 %) способны аргументировать свои музыкальные пред-по чтения.
7. Музыкальные предпочтения у большинства студентов со временем претерпевают значительные изменения. Это находит своё отражение в том, что на смену единственно любимому музыкальному жанру и кумиру приходит целый ряд других любимых исполнителей и музыкальных жанров. Большинство студентов из выборки «немузыканты» (4-5-й курсы) отмечали, что с возрастом отношение к классической музыке у них изменилось в лучшую сторону. Однако нами была обнаружена внутренняя не-дифференцированность для значительной части студентов классической музыки, в целом воспринимаемой нормативно и внеличностно, чего нельзя сказать о зарубежном и отечественном роке, поп-музыке.
8. Существенные различия выявлены нами и при анализе музыкальных предпочтений студентов разных национальностей, а также в процессе изучения зависимости музыкальных предпочтений от места проживания студентов (в городах или сельской местности).
Вполне ожидаемым оказалось преобладание в предпочтениях у студентов мордовской национальности отечественной и «мордовской» музыки (95,9 и 61,4 % соответственно), у славян - западной и российской (94,8 и 79,4 %). При этом можно констатировать, что в качестве предпочитаемой музыки произведения мордовских композиторов были отмечены в ответах 9,1 % студентов мордовской национальности, проживающих в городе, и 4,8 % - на селе. Это, впрочем, почти в 3 раза меньше аналогичного показателя у студентов-славян (27,6 %). Вероятно, здесь можно говорить о влиянии фактора урбанизи-рованности, с ростом которой увеличивается число приверженцев клас-
сической музыки вне зависимости от её «национальности». Показательно, что доля любителей мордовской народной музыки среди сельской молодёжи оказалась в 2,3 раза выше, чем среди городской. Городские юноши и девушки чаще, чем сельская молодёжь, в качестве предпочитаемой называли «европейскую» (западную, российскую) эстраду и реже - «мордовскую» (татарскую и др.).
При сравнении музыкальных предпочтений сельской молодёжи и городской были выявлены и некоторые другие различия. Так, если в предпочтениях сельской молодёжи классическая музыка оказалась на 5-м месте (11,5 %), то у городской - на 3-м (31 %). Джаз у сельской молодёжи - на 6-м месте (1,8 %), джаз и рок-музыка у городской - на 2-м (35 %). В то же время все студенты, независимо от места проживания, оказались солидарны в отношении эстрадной (популярной) музыки. И у сельской, и у городской молодёжи она оказалась на 1-м месте (64,5 и 69 % соответственно). Включение духовной музыки в круг музыкальных предпочтений отмечено всего лишь у 3,2 % студентов.
9. Музыка как явление социальной реальности с дошкольного и младшего школьного возраста участвует в формировании музыкальных предпочтений студентов, осознаваемых как «значение-для-меня». За точку отсчёта при рассмотрении изменений своих музыкальных пристрастий большинство студентов обеих групп (87 %) брали подростковый возраст и лишь часть студентов из группы «музыканты» (13 %) - дошкольный и младший школьный возраст.
10. Основными факторами, оказывающими заметное влияние на формирова-
ние музыкальных предпочтений студентов - будущих учителей музыки, являются: прослушивание музыки на постоянной основе без посещения концертного зала, музыкального театра и др., например дома; прослушивание музыки в барах, на тусовках, в клубах, на концертах, фестивалях, с друзьями и др.; коллекционирование, которое предполагает создание фонотек, а также общение с другими коллекционерами, что способствует формированию групп, состоящих из подлинных ценителей музыки; потребность поиска идентичности в музыкальной субкультурной группе или интернет-сообществе по музыкальным предпочтениям; реализация интереса к музыке и музыкальным событиям через чтение соответствующей литературы, участие в дискуссиях и обращение к экспертному знанию; обучение музыке, музицирование: пение или игра на музыкальном инструменте, проходящие без организации или с организацией музыкального коллектива, сочинение собственного произведения или подбор (воспроизведение услышанного); репертуарный набор слушателя музыки, значительную роль в котором играют внешние факторы: СМИ, мода, Интернет, сокурсники, друзья, преподаватели и др.; экспертное музыкальное знание; влияние родственников, группы и др. (данное влияние с 1-го по 5-й курс теряет свою силу, и в дальнейшем студенты руководствуются собственным вкусом при выборе музыки).
Таким образом, результаты проведённого нами исследования позволяют сделать вывод, что достичь высоких профессиональных результатов можно не только со студентами, имеющими явно выраженные музыкальные спо-
47
собности и высокую мотивацию к профессиональной музыкально-педагогической деятельности, но и с теми, кто 1. чётко представляет всю сферу её профессиональных задач и компонентов,
2
к числу которых мы относим и музыкальные предпочтения. В связи с этим информированность о динамике музыкальных предпочтений у студентов -будущих учителей необходима как им 3. самим, так и преподавателям, непосредственно закладывающим фундамент профессиональной культуры учителя в период обучения в вузе. Это даёт основания полагать, что полученные данные позволят определить новые пути для профессионального становления педагога-музыканта в период его 5. обучения в вузе.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства [Текст] : учеб. пособие / В. Н. Холо -пова. - СПб. : Лань, 2000. - 319 с. Торопова, А. В. HOMO-MUSICUS в зеркале музыкально-психологической и музыкально-педагогической антропологии: монография [Текст] / А. В. Торопова. -М. : ГРАФ-ПРЕСС, 2008. - 288 с. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Теория музыкального образования [Текст] : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М. : Академия, 2013. - 431 с. Коломиец, Г. Г. Ценность музыки: философский аспект [Текст] : монография. -2-е изд. / Г. Г. Коломиец. - М. : Изд-во ЛКИ, 2007. - 536 с.
Асатрян, О. Ф. Профессиональное становление учителя музыки XXI века в координатах социально-ценностных профессиональных ориентаций педагога-музыканта: монография [Текст] / О. Ф. Асатрян. - Саранск: Полиграф, 2008. - 176 с.
48