религиозное искусство как фактор
духовного воспитания школьников в воскресных школах мордовии
Т. М. Грязнова, С. И. Грязнов*,
Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева (Саранск)
Аннотация. В статье обосновывается актуальность изучения религиозного искусства (архитектура, живопись, музыкально-певческое наследие) православной ориентации в воскресных школах Мордовии. Выявляется духовно-нравственный потенциал музыкально-певческого наследия, способного оптимизировать процессы, направленные на формирование основ духовности и нравственности, чувства патриотизма, любви к родному очагу, Отечеству и малой родине у подрастающих поколений. Музыкально-певческое искусство в контексте православной культуры рассматривается как источник и носитель духовно-нравственных ориентиров, что особенно важно для школьников Мордовии XXI века.
Ключевые слова: религиозное искусство, воскресная школа, православие, певческое искусство, христианские ценности, традиции, патриотизм, духовное становление личности.
Summary. The article reveals the relevance of the study of Russian Christian orthodox art: architecture, painting, music and singing heritage in the educational institutions, based her experience on traditional analysis of prospects for the preparation of future teachers of music and aesthetic unit, reveals the didactic potential of orthodox art of music, optimizing processes aimed at laying the foundations of spirituality and morality. Music and singing art in the Orthodox culture is considered by us the source and carrier of spiritual and moral education of schoolchildren in a multicultural region and his development aimed at optimizing the process under study in a multicultural Mordovian region environment of the XXI century.
163
Keywords: religious art, socialization of students, musical-educational process in Sunday Schools, spiritual education, Orthodox churches today in Mordovia, performance traditions of Orthodoxy, the spiritual development of the younger generation
* Научный руководитель - профессор, доктор философских наук Е. А. Мартынова.
164
В настоящее время перед педагогами Мордовии стоит важная задача - приобщение подрастающего поколения к духовно-нравственным ценностям, в том числе к ценностям православия. Предпосылки к возрождению основ православной культуры в современном социуме коренятся в общественных переменах, которые, как правило, сопровождаются переоценкой наследия прошлого и стремлением к духовному обновлению. Проблему экологии природы, экологии общественной культуры и культуры личности невозможно решить без актуализации высокого духовного и нравственного уровня человека.
Известно, что религиозное искусство обращено к душе, духу и нравственности, к тому, как должен относиться человек к миру, окружающим его людям, к самому себе. Триединство Вселенная - Земля - Человек является космической концепцией религиозного искусства. Нарушение человеком высших законов нравственности приводит общество к драматическим последствиям.
На рубеже столетий проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений особенно обострились, что связано с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины этого кроются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана и т. д.). К сожалению, следует признать, что в последние десятилетия и в сфере музыкального образования мы наблюдаем негативные тенденции: музыка развлекательного характера, как никогда прежде, начинает превалировать над другими жан-
рами в ценностных предпочтениях молодёжи. Данный процесс усугубляется тем, что всё более возрастает влияние именно такой музыки на выбор стиля жизни, на формирование определённого типа поведения, системы ценностных ориентаций и в целом на мировосприятие и миро-отношение личности [1-3].
В Республике Мордовия негативные процессы в обществе выражены не столь агрессивно. Правительство Мордовии, Мордовская митрополия создают все условия для решения острых социально-нравственных проблем: повсеместно строятся и открываются храмы, при которых воскресная школа обязательна, стало традицией отмечать православные праздники - Рождество, Пасху, Крещение, Троицу, Покров - как в воскресных школах, так и в детских садах, младших классах общеобразовательных школ. Для подготовки и проведения таких праздников создаются учебные пособия, осуществляется подбор музыкального материала, разрабатываются сценарии их проведения [4; 5 и др.].
Безусловно, часть обозначенных выше проблем затронула и наш регион. Один из путей выхода из сложившейся ситуации видится в формировании у подрастающих поколений традиционных российских ценностей, связанных с православием, с его неповторимым строем душевной жизни, ярко выраженным в религиозном искусстве.
Религиозное искусство погружает людей, живущих в эпоху информационных технологий, совершенно в иной мир, где действуют иные законы и иначе течёт время. Религиозное искусство - сильное и незаменимое
средство духовного воспитания. Соприкасаясь с религиозным началом, духовный план человека видоизменяется: размягчается чёрствость, окаменелость души и она наполняется любовью, миром.
О религиозном искусстве принято говорить в двух смыслах - широком и узком. Религиозное искусство, понимаемое в широком смысле, включает в себя те произведения, в которых художественными средствами выражены религиозные идеи и устремления, то есть произведения, имеющие религиозную направленность. В более узком смысле к сфере религиозного искусства относят те произведения, которые включены в систему религиозного культа и выполняют в нём определённые функции. Иначе говоря, религиозное искусство в узком смысле -это культовое, церковное искусство.
Религиозное искусство, включённое в систему культа, носит полифункциональный характер. Во-первых, оно выполняет специфически религиозную, культовую функцию, поскольку возбуждает религиозные образы, идеи, переживания, возобновляет и подкрепляет религиозные верования, а нередко служит и непосредственным объектом культового поклонения. Во-вторых, ему свойственна эстетическая функция, ибо оно есть продукт художественного сотворчества и вызывает у воспринимающих его людей эстетические чувства [6, с. 8].
От каких факторов зависит соотношение указанных двух функций культового искусства?
Здесь играют роль многочисленные условия как субъективного, так и объективного порядка. К числу субъективных условий следует отнести, прежде всего, отношение человека,
присутствующего на богослужении, к религии. Если это личность глубоко верующая, то, естественно, в его сознании эстетическая сторона того или иного культового объекта или действия всегда будет подчинена этической (религиозной) стороне. Последняя будет доминировать, вбирая в себя и подчиняя себе эстетические чувства. И напротив, в сознании неверующего или колеблющегося в религиозном смысле человека религиозная сторона богослужения может быть оттеснена интенсивными эстетическими переживаниями на второй план. Эстетические чувства могут в этом случае господствовать, полностью или частично вытесняя религиозные образы и представления.
Определённую роль в соотношении функций культового искусства могут играть и объективные факторы, в частности художественные достоинства того или иного произведения церковного искусства. Душевное состояние человека, вызванное религиозным искусством и всем строем богослужения, получило название в святоотеческой литературе радостопеча-лия, или правильного внутреннего устроения.
Церковное искусство внедряет в человеческую душу церковную проповедь истинной жизни, формирует его душевную, внутреннюю целостность, делает для него ясными различные проявления добра и зла. Традиционно выделяют следующие области православного искусства: зодчество, иконопись (монументальная живопись и иконы), искусство малых форм (церковная утварь), монументальная резьба, скульптура и литьё. Шедеврами православного религиозного искусства, обладающими высочайшими эстетическими качествами,
165
166
раскрывающими красоту и смысл окружающего мира, стали православное певческое наследие, зодчество и иконопись [7; 8].
Духовным средоточием отечественной культуры, основой нравственного воспитания и одухотворенного эстетического творчества была и остаётся вера. Выявить проявления веры в произведениях отечественной культуры, таких, например, как «Запе-чатлённый ангел» Н. С. Лескова, «Чистый понедельник» И. А. Бунина, «Хованщина» М. П. Мусоргского, полотна «Что есть истина?», «Христос и Пилат», «Тайная вечеря» Николая Ге, «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», «Проповедь в селе» Василия Перова и многих других, чтобы осветить ими первые шаги юной души в этом мире, - одна из важнейших задач современного учителя [9; 10].
Многого на поприще взращивания чистых детских душ может достичь учитель музыки. По мнению В. В. Медушевского, вечная новизна христианского педагогического искусства подскажет, что именно и как искать в учебном процессе педагогам-исполнителям, композиторам, теоретикам и историкам, эстетикам, философам, преподавателям общеобразовательных дисциплин - всем, кто участвует в воспитании музыкального слуха как органа поиска «божественной» красоты, светящейся в музыкальной интонации [9, с. 16].
Именно такая направленность присуща музыкальным занятиям в воскресных школах Мордовии, куда принимаются все желающие в них заниматься дети. Эти занятия проводятся по заранее разработанному плану каждое воскресенье по окончании литургии.
Важнейшим методологическим ориентиром, с опорой на который строятся занятия в воскресной школе, является принцип «вплетённости» православной духовной традиции в культуру, её базового значения для формирования отечественной и вообще европейской культуры, для востребованной современностью культурной целостности, для понимания и освоения отечественного и зарубежного музыкального наследия.
Сегодня чрезвычайно важен поиск истоков, которые присутствуют в нашем культурном наследии и связь с которыми в наши дни опасно утрачивается. Важно выявление христианских духовных начал в мировом музыкальном наследии. В решении данного вопроса мы опираемся на концепцию В. В. Медушевского об истоках и происхождении европейской классической музыки. «В чём суть и истинная сила искусства?.. - задаётся вопросом учёный. - Это свет красоты, который есть отражение в звуках, линиях, красках благовестия. Отображением небесного света, хотя и мечтательным, является и высокое светское искусство, музыка в частности... Высокое искусство родилось из веры (исказившейся) в среде верующего народа и приняло в себя от своей старшей сестры, церковного искусства, критерии и сами средства выражения возвышенной красоты и благочестия, духовной сосредоточенности, внутренней дисциплинированности, серьёзности, возвышенной чистоты, окры-ления души» [Там же, с. 14]. Исследователь отмечает, что подлинным ядром и фундаментом всей музыкальной культуры является церковная музыка. Сами критерии серьёзной музыки - возвышенность, чистота, красо-
та, а также интонационные средства выразительности - производны от церковного искусства (отсюда важное следствие для теории музыкального и художественного образования: положение о базовости церковного искусства). Из этого методологического тезиса вытекает следующий: «Музыка как искусство познаётся не теоретически, а духовно-практически. Музыкальное же делание для ребёнка есть прежде всего церковное пение. Всё население России принимало когда-то участие в церковном пении. И пока воспевала Русь святые церковные песнопения, уверенно стояла она на двух континентах» [9, с. 15-18].
Божественное, ангельское пение, как известно, стало прототипом пения церковного, храмового, получившего название «песнь новая». «Воспойте Господу новую песнь», «Пойте Господу песнь новую» говорится в стихах псалмов. В результате такого поиска возвышенного, благочестивого, высоконравственного стиля храмового христианского пения появилась та серьёзность и глубина музыкального выражения, которая сказалась на дальнейшей многовековой истории развития европейской музыки как музыки серьёзной: «Высокое музыкальное искусство возникло именно в литургическом пространстве» [10, с. 2].
В связи с этим подлинный предмет музыки есть божественная красота, воссиявшая в красоте приемлющей её одухотворённой души и осиявшая собой и сами дивные звуки. Красота и гармония музыкального воспитания - это искусство преображения души, взращивание ростков веры, надежды и любви, возводящих к царственной свободе Божией действиями спрятанной в звуках гармонии
духа, что неосуществимо без знания основ православной культуры. Эти проблемы осознавали русские государственные деятели, художники, поэты, историки, учёные, философы XIX века [8, с. 76]. И эти проблемы стоят ныне перед учителями музыки в воскресной школе.
Главная цель музыкальных занятий в воскресной школе - формирование православной культуры, духовных, жизненных, эстетических и нравственных ценностей посредством общения как с церковным музыкальным искусством, так и с русской классической музыкой, интонационно основанной на христианских традициях и идеалах. Это воспитание духовной культуры учащихся и музыкальной культуры как неотъемлемой её части, где возвышенное содержание искусства даётся в богатстве его форм и жанров, художественных направлений.
Основными задачами уроков музыки в воскресной школе являются:
• раскрытие природы церковного и классического искусства как результата боговдохновения в творческой деятельности великих русских композиторов;
• формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству на высоком духовном уровне;
• развитие музыкального восприятия как интеллектуально-творческого процесса;
• овладение интонационным языком русской духовной музыки, освоение системы «осмогласия» (система восьми гласов И. Дамаскина) и богослужебных напевов;
• овладение интонационным языком русской классической музыки на
167
основе эмоционально-интеллектуального восприятия её лучших образцов;
• накопление багажа музыкальных знаний, умений и навыков, опыта музицирования, хорового пения, слушания музыки, анализа музыкальных произведений.
При такой направленности музыкальных занятий, как показывает практика воскресных школ Мордовии, религиозное искусство оказывает действенное влияние на духовное воспитание школьников. Хотелось бы упомянуть и о том, что большие праздники православного календаря отмечаются утренниками и концертными выступлениями детей, где и проявляются их творчество и любовь к окружающему миру.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М. : Владос, 2000. - 253 с.
2. Асатрян, О. Ф. Профессиональное становление учителя музыки XXI века в координатах социально-ценностных про-
168 фессиональных ориентаций педагога-музыканта : монография [Текст] / О. Ф. Асатрян. - Саранск : Полиграф, 2008. - 176 с.
3. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Теория музыкального образования [Текст] : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - 2-е изд., доп. - М. : Академия, 2013. - 431 с.
4. Вихарева, Г. Ф. Творцу бесчисленных миров... Православное пение для детей [Текст; нотные приложения] : пособие для муз. работников ДОУ / Г. Ф. Вихаре-ва. - СПб. : Детство-Пресс, 2002. - 32 с.
5. Рукова, С. А. Беседы о церковном пении [Текст; нотные приложения] : учеб. пособие для учашцхся воскресных школ со сборником нотных приложений / С. А. Рукова, Н. И. Фортунатова. - М. : Изд-во Московской патриархии, РОПО «Древо добра», 1999. - 240 с.
6. Грязнова, Т. М. Духовная музыка и её нравственно-эстетические функции (на материале русского Православия) [Текст] / Т. М. Грязнова : дис. ... канд. философ. наук : 09.00.05 - этика. - Саранск : Полиграф, 1999. - 169 с.
7. Коломиец, Г. Г. Ценность музыки: философский аспект : монография [Текст] / Г. Г. Коломиец. - 2-е изд. - М. : Изд-во ЛКИ, 2007. - 536 с.
8. Кошмина, И. В. Русская духовная музыка [Текст] : учеб. пособие / И. В. Кошмина. -М. : Владос, 2001. - 156 с.
9. Медушевский, В. В. О духовном воспитании младших школьников [Текст] / В. В. Медушевский // Музыкант-педагог. - 2001. - № 6. - С. 14-18.
10. Холопова, В. Н. Понятие «музыка» [Текст] / В. Н. Холопова // Музыкальная академия. - 2003.- № 4. - С. 2-17.