Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №5, Том 10 / 2018, No 5, Vol 10 https://esj.today/issue-5-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/14ECVN518.pdf DOI: 10.15862/14ECVN518 (http://dx.doi.org/10.15862/14ECVN518) Статья поступила в редакцию 20.09.2018; опубликована 11.11.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Исянбаев М.Н. Теоретико-методологические основы структурной модернизации экономики регионов // Вестник Евразийской науки, 2018 №5, https://esj.today/PDF/14ECVN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/14ECVN518
For citation:
Isyanbaev M.N. (2018). Theoretical and methodological bases of structural modernization of regional economy. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(10). Available at: https://esj.today/PDF/14ECVN518.pdf (in Russian) DOI: 10.15862/14ECVN518
Статья выполнена в рамках государственного задания ИСЭИ УФИЦРАН на 2018 год
УДК 332.1 ГРНТИ 06.61.33
Исянбаев Мазгар Насипович
ФГБНУ «Уфимский федеральный исследовательский центр РАН», Уфа, Россия
Институт социально-экономических исследований Главный научный сотрудник Доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=524560
Теоретико-методологические основы структурной модернизации экономики регионов
Аннотация. В статье обосновываются теоретико-методологические положения структурной модернизации экономики регионов на основе более полного и эффективного использования регионального, производственного, научно-технического, человеческого, природно-ресурсного потенциала.
Цель исследования - разработка методических подходов и практических рекомендаций по управлению структурной модернизацией экономики регионов как важной предпосылки повышения эффективности и конкурентоспособности экономики Российской Федерации в условиях интеграции страны в глобальные экономические, социальные и политические процессы.
В исследовании использованы методы логического и системного подхода к процессам модернизации отрасли, методы статистического и функционального анализа, синтеза, экспертных оценок и др. В работе развиты теоретико-методологические положения структурной модернизации экономики на уровне региона.
На основе исследования установлено, что приоритетными направлениями и механизмами структурной модернизации экономики региона являются: внедрение в производство прогрессивной, высокопроизводительной техники и технологии; освоение производства новых видов промышленной продукции, соответствующих мировым стандартам; совершенствование территориальной структуры экономики региона на основе создания хозяйственных структур, объединяющих в единый технологический комплекс различные
производства от подготовки сырья до полной его переработки, и организации новых производств, ориентированных на выпуск высокоэффективной продукции, конкурентоспособной на внутренних и мировых рынках; подготовка и повышение квалификации кадров.
Структурная модернизация экономики региона направлена на обновление всего воспроизводственного процесса, осуществляемого в регионе на основе активной инновационной деятельности, широкого внедрения в производство новейших научно-технических достижений, прогрессивной техники и технологических процессов, эффективных институциональных преобразований, совершенствования территориальной структуры экономики для обеспечения инновационного развития региона.
Ключевые слова: инновационное развитие; структурная модернизация экономики; приоритетные направления; эффективность; конкурентоспособность; механизмы
Стратегические задачи структурной модернизации экономики регионов Российской Федерации
Актуальность и практическая значимость структурной модернизации экономики регионов обусловливается тем, что действующие механизмы управления социально-экономическим развитием регионов недостаточно эффективны и вызывают ряд негативных явлений: заторможены инвестиционные и воспроизводственные процессы; выпуск конкурентоспособной продукции; ослаблена дисциплина платежей между субъектами экономики. Все это приводит к финансовому дефициту, ограничению возможностей государственного регулирования развития экономики регионов; углублению противоречий между групповыми интересами на различных уровнях управления; снижению эффективности производства; росту дифференциации социально-экономического развития регионов, уровня и качества жизни населения [10; 11; 14].
Нами выделены факторы, оказывающие негативное воздействие на структуру региональных социально-экономических систем:
• научно-технические - снижение уровня научного обеспечения; сокращение инвестиций в инновационное развитие; низкие темпы внедрения в производство новейших научно-технических достижений, прогрессивной техники и технологии; низкий уровень образовательного и квалификационного потенциала кадров;
• экономические - снижение темпов социально-экономического развития регионов; спад промышленного производства; сокращение количества рабочих мест в отраслях экономики и рост безработицы; несовершенство структуры инвестиций по видам экономической деятельности; недостаточность инновационного потенциала регионов для модернизации экономики [9; 10];
• сырьевая направленность экономики, несовершенство отраслевой и территориальной структуры промышленного производства; низкий уровень развития производственной и рыночной инфраструктуры;
• социальные - низкий уровень развития социальной инфраструктуры; замедление темпов роста численности населения; повышение уровня безработицы; снижение уровня и качества жизни населения;
• природно-экологические - ухудшение природно-экологической среды в регионах; большие объемы сброса загрязненных производственных сточных вод в водоемы; высокий уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
На современном этапе стратегическими задачами экономического и социального развития Российской Федерации и ее регионов являются осуществление структурной модернизации экономики, преодоление сложившихся диспропорций, обеспечение взаимосвязанного и сбалансированного развития структурных звеньев экономики, достижение высокой эффективности и конкурентоспособности ее на мировых рынках.
Структурная модернизация экономики региона направлена на обновление всего регионального воспроизводственного процесса, на преодоление существенной дифференциации в экономическом и социальном развитии регионов, на повышение эффективности производства, обеспечение высокой конкурентоспособности региональных хозяйственных систем в глобальной экономике на основе активной инновационной деятельности, широкого внедрения в производство прогрессивной техники и технологии, осуществления высокоэффективных структурных и институциональных преобразований [5; 6; 8].
Стратегическими задачами структурной модернизации экономики региона являются не осуществление лишь отдельных научно-технических и технологических нововведений, не реализация какой-либо краткосрочной программы стабилизации экономики, изменение тех или иных количественных показателей экономического и социального развития, а обеспечение качественно новых изменений в структуре и технологии экономики региона, формирование новой социально-экономической системы на базе научно-технических и технологических нововведений, прогрессивных структурных сдвигов и эффективных институциональных преобразований, направленных на достижение устойчивого социально-экономического развития региона, обеспечение высокой конкурентоспособности его в глобальной экономике, повышение уровня и качества жизни населения [7; 9].
Вступление России в ВТО создало определенную напряженность в социально-экономическом развитии страны и ее региональных систем. Это привело, прежде всего, к замедлению темпов развития ряда отраслей экономки - сельского хозяйства, машиностроительной, легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности, усилению роста безработицы и численности социально незащищенных слоев населения, увеличению нагрузки на региональные и муниципальные бюджеты. Предприятия данных отраслей промышленности являются градообразующими в большинстве моногородов страны, в том числе и в Республике Башкортостан.
Преимущественное развитие в Башкортостане нефтегазодобывающей и перерабатывающей, химической, нефтехимической и других отраслей промышленности, представляющих собой полупродуктовую базу для промышленности развитых стран, создает крайне напряженную социально-экономическую и экологическую ситуацию в республике. Экономические санкции, проводимые США и рядом стран Западной Европы в отношении России, на наш взгляд, способствуют ускорению темпов роста экономики нашей страны, совершенствованию ее отраслевой и территориальной структуры.
Нам представляется, что необходимость обеспечения устойчивого экономического и социального развития Российской Федерации выступает как исходная база для достижения устойчивости развития ее региональных социально-экономических систем. В то время стратегия устойчивого социально-экономического развития в теоретическом, методологическом и практическом отношениях имеет региональный характер. В этой связи стратегии устойчивого развития региональных социально-экономических систем должны
выступить в качестве основы для разработки стратегии развития структуры экономического пространства более высоких рангов. Это обусловливается тем, что воспроизводственные процессы, протекающие в региональных социально-экономических системах, являются, во-первых, составными частями единой системы воспроизводственного процесса на уровне общего экономического пространства страны, во-вторых, они выступают как относительно самостоятельные воспроизводственные подсистемы, располагая необходимым для процесса воспроизводства научно-техническим, производственным, человеческим, природно-ресурсным и др. потенциалом. Эффективное взаимодействие факторов, определяющих высокоэффективное развитие сферы экономики, природно-экологической среды и социальной сферы, может быть успешно реализовано на уровне региональных социально-экономических систем [12].
В структурной модернизации экономики региональных социально-экономических систем определяющее значение имеют внедрение в производство высокоэффективной, прогрессивной техники и технологии, обеспечение инновационного развития регионов, что обусловливается усилением зависимости реализации проблем социально-экономического развития и природопользования от степени внедрения достижений научно-технического прогресса, прогрессивной техники и технологии, развития наукоемких отраслей и производств
Структурная модернизация экономики региона предполагает применение модели управления, ориентированной на обеспечение устойчивого социально-экономического развития, эффективного природопользования, охраны окружающей среды, повышения уровня и качества жизни населения в регионе. Это достигается на основе обеспечения сбалансированного воспроизводства научно-технического, экономического, социального, человеческого, природно-ресурсного и др. потенциала в соответствии со стратегическими целями и задачами социально-экономического развития страны [3].
Структурно-технологическая модернизация экономики регионов Российской Федерации обусловливается необходимостью обеспечения ускоренных темпов их социально-экономического развития. Основные предпосылки структурной модернизации экономики регионов сводятся к четкому обозначению региональных приоритетов с учетом расширения их экономической самостоятельности и определению целей и задач структурно-технологической модернизации перестройки экономики.
Постановка проблемы структурной модернизации экономики региона, нацеленная на обеспечение ее высокой эффективности и конкурентоспособности, требует соблюдения комплекса принципов: учет общественных потребностей; ориентировка элементов экономических систем на сложившийся научный, производственный, человеческий, природно-ресурсный потенциал региона; развитие наукоемких отраслей и производств; учет последствий структурных преобразований экономики. На основе этих принципов должны быть определены стратегические направления структурных сдвигов в экономике регионов Российской Федерации. При этом стабилизация и рост экономики регионов должны осуществляться в форме госзаказа.
Стратегические задачи структурно-технологической модернизации экономики регионов более полно и эффективно могут быть решены при реализации стратегии и тактики экономического реформирования с учетом особенностей формируемых новых социально-экономических систем (создание высокоразвитого производственного, кадрового, инновационного, инвестиционного потенциала, осуществление структурной перестройки экономики и институциональных преобразований с формированием новых отношений собственности, структуры хозяйства, форм управления, воспроизводственных механизмов и
др.).
Страница 4 из 14
[1].
14ECVN518
На первом этапе экономического реформирования в стране больше внимания уделялось структурной модернизации экономики регионов с точки зрения изменения форм собственности и введения новых форм и способов хозяйствования. В настоящий период цели и задачи экономических реформ следует ориентировать на модернизацию всей системы социально-экономических и финансовых отношений, на обеспечение их более эффективного функционирования и реализацию основных социально-экономических задач.
В модернизации структуры экономики страны и ее регионов, обеспечении ее конкурентоспособности на мировом рынке, необходимыми являются: осуществление федеральной программы структурной модернизации экономики; реализация федеральных целевых программ по развитию прогрессивных отраслей; стимулирование структурной модернизации экономики регионов путем государственного финансирования инвестиционных программ и проектов; разработка механизмов санации, перепрофилирования и реорганизации неэффективных предприятий; осуществление системы мер, стимулирующих привлечение иностранного капитала в приоритетные секторы экономики и т. д.
Разработка методов обоснования приоритетных направлений развития экономики регионов представляется совершенно необходимой для квалифицированной выработки структурной политики страны. Во-первых, обоснование структурной модернизации экономики регионов должно быть увязано с макроэкономической политикой страны. Спрос на продукцию отдельно взятых отраслей экономики, предложение капитала, иностранной валюты, других ресурсов зависят, прежде всего, от приоритетных направлений развития экономики страны в целом. Оценки динамики основных макроэкономических показателей, таких, как национальный доход, валовой национальный продукт, инвестиции (предложения) капитала, труда, импортных товаров, необходимы как основа для разработки проектов развития отдельных отраслей экономики региона. В то же время результаты макроэкономического анализа могут корректироваться в зависимости от результатов деятельности отдельных взятых отраслей на уровне экономики регионов.
На современном этапе структурной модернизации экономики регионов Российской Федерации неотложными задачами являются преодоление преобладающих диспропорций в функционировании элементов (звеньев) экономической системы страны, усиление их направленности на обеспечение взаимосвязанного и сбалансированного развития социально-экономических процессов, происходящих в регионах, достижение стабильного состояния экономики, повышение эффективности социально-экономического развития на макроэкономическом и региональном уровнях. Регионы выступают как объекты локализации деструктивных социально-экономических, демографических, экологических и других явлений и процессов, с одной стороны, и как субъекты регулирования их - с другой.
Экономическая ситуация в регионах России определяется причинами и факторами, обусловливающими сокращение производства в базовых отраслях экономики, инвестиционной сфере, отраслях, производящих средства производства, рост безработицы, снижение доходов и платежеспособного спроса населения на макроэкономическом уровне.
Экономика большинства регионов России находится в критическом состоянии. В то же время социально-экономическая политика, проводимая Российским правительством, не содержит четко определенных общегосударственных стратегических интересов и механизмов их достижения, а его оперативная деятельность, как правило, сводится к решению наиболее острых временных проблем.
Приоритетные направления и механизмы структурной модернизации экономики региона
В экономике регионов России кризис охватил все фазы воспроизводства. Он вызван, главным образом, структурным кризисом. Для экономики регионов характерна особая деформация в соотношении производства средств производства и предметов потребления; резкое преобладание производства средств производства над производством предметов потребления; преимущественное положение в структуре промышленности фондоемких отраслей; низкая конкурентоспособность производимой продукции и т. д.
Сложившийся народнохозяйственный комплекс Российской Федерации является основой дальнейшего социально-экономического прогресса и реализации основных задач, поставленных на перспективный период. Решение проблем социально-экономического развития страны не может быть успешно реализовано, если ориентироваться лишь на неизменное сохранение сложившейся структуры совокупного производства, его нынешней технической базы и негативных тенденций в развитии отдельных отраслей экономики. Обеспечение более полной и эффективной реализации этих задач невозможно на базе достигнутого технического и технологического уровня развития экономики регионов, сложившихся ее внутриотраслевых и региональных структур.
Определенные противоречия имеют место между необходимостью решения актуальных социально-экономических задач и территориально-отраслевой структурной диспропорцией народного хозяйства страны. Сложившаяся структура экономики России отстала от потребностей обеспечения ее социально-экономического прогресса. Диспропорции в отраслево-территориальной структуре ее экономики не позволяют в полной мере и высокоэффективно реализовать научно-технический, промышленный, аграрно-промышленный, природный потенциал регионов, ограничивают возможности более активного влияния их на социально-экономическое развитие регионов страны [4].
Регионы Российской Федерации находятся на разных этапах отраслевого и территориального развития. При развитых структурах экономики регионов расширяются реальные возможности вовлечения в хозяйственный оборот и эффективного использования разнообразных ресурсов, реализации природно-экономического и другого потенциала, решения региональных социально-экономических задач. При узкопрофильной отраслевой и территориальной структуре экономики сужается круг подлежащих решению проблем. Депрессивные территориально-производственные образования отличаются несовершенностью и слабым развитием структуры региональной экономики, отставанием структурного и технологического развития экономики от потребностей решения проблем комплексного и эффективного использования природно-экономического потенциала и обеспечения социального развития регионов.
Модернизация структурно-инвестиционной деятельности промышленных предприятий в регионе должна быть осуществлена на основе применения принципов приоритетности и выборочности. Для этого должны быть разработаны механизмы организации процессов воспроизводства продуктов и средств производства на промышленных предприятиях за счет собственных средств. Необходимым является преодоление спада производства на предприятиях промышленности. Следует принять меры по защите и стимулированию отечественных товаропроизводителей на основе разработки и реализации экономически эффективных средне- и краткосрочных проектов и программ с обеспечением поддержки со стороны государства, прежде всего, за счет упорядочения закупки товаров и услуг для государственных нужд, ориентированных на импортозамещение и развитие социально-значимых производств на основе стимулирования промышленного экспорта, обеспечения
Проблемы структурной модернизации промышленности региона
поддержания необходимого уровня инвестиционной активности предприятий промышленности, создания консалтинговой инфраструктуры, способной проводить экспертизу проектов, претендующих на государственную поддержку и т. д.
В качестве участников решения важной задачи структурной модернизации промышленности регионов Российской Федерации выступают: перепрофилирование предприятий, продукция которых не находит реализации; создание новых конкурентоспособных производств; укрепление производственных связей предприятий; повышение качества и удешевление продукции; улучшение экологической ситуации. Необходимо создать такую структуру промышленности региона, как которая способствовала бы развитию различных форм собственности и хозяйствования, достижению социальной переориентации экономики, более полному и эффективному использованию производственного, научно-технического, человеческого, природно-ресурсного потенциала региона.
В структурной модернизации промышленности определяющее значение имеет индустриализация региона. Именно достижение высокого уровня развития промышленного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры выступают в качестве основной предпосылки в модернизации экономики региона, росте выработки валового регионального продукта, обеспечении занятости, повышении уровня и качества жизни населения; привлечении и использовании внутренних и иностранных инвестиций, создании инвестиционного потенциала и достижении конкурентоспособности экономики региона на региональных и мировых рынках.
Важными механизмами индустриализации региона являются:
• преодоление сырьевой направленности промышленности, активное вовлечение природного и сельскохозяйственного сырья в углубленную промышленную переработку в целях получения высококачественной, конкурентоспособной продукции;
• ориентация отраслей промышленности региона на современные наукоемкие технологии, преодоление высокой материало-, энерго- и фондоемкости производства;
• совершенствование отраслевой структуры промышленности региона на основе преодоления сложившихся меж- и внутриотраслевых диспропорций, связанных с сырьевой направленностью промышленного производства;
• укрепление позиций промышленности региона на внешних и внутренних рынках на основе расширения производства промышленной продукции, соответствующей международным стандартам, создания высокотехнологичных и наукоемких промышленных производств, способных выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию;
• ведение эффективной внешнеэкономической деятельности и повышение ее влияния на стимулирование развития промышленности в регионе; активное привлечение иностранных инвестиций, развитие совместной деятельности для производства конкурентоспособной промышленной продукции; расширение рынков сбыта продукции на основе обеспечения условий продвижения товаров на внешние рынки;
• важной проблемой в индустриализации региона является повышение эффективности территориальной структуры промышленности. Решение этой проблемы будет способствовать более полному вовлечению в хозяйственный
оборот имеющегося местного природно-ресурсного, производственного, научно-технического, человеческого потенциала, эффективному социально-экономическому развитию региона, повышению уровня и качества жизни населения.
Для обеспечения структурной модернизации промышленности региона необходимым является создание новых центров промышленности («полюсы роста»), предпринимательских зон, технологических парков, технополисов и др., способных оказать стимулирующее влияние на промышленное развитие региона. Следует усилить интеграцию слаборазвитых в промышленном отношении регионов в развитые экономические системы.
Для индустриального развития региона необходимой предпосылкой является создание условий для притока капитала и оздоровления инвестиционного климата, совершенствование бюджетной и налоговой политики. Укрепление экономической базы должно увязываться с результатами хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций, расположенных на территории региона. Только эффективное функционирование промышленности как основного производственного звена может обеспечить реальный переход региона на качественно новый путь социально-экономического развития.
Модернизация структуры агропромышленного комплекса региона
В модернизации экономических отношений в агропромышленном комплексе региона наиболее актуальным является совершенствование отношений и связей между сельскохозяйственными предприятиями и кредитными учреждениями, заготовительными организациями, перерабатывающими предприятиями и организациями распределения (реализации) материально-технических средств на основе разработки и применения более гибких, стимулирующих развитие отечественного сельскохозяйственного производства. Важными являются продолжение политики поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств; ввод и применение новых механизмов финансирования сельского хозяйства (путем залоговых и срочных сделок по государственным закупочным операциям и т. д.); постепенный переход от дотирования производителей сельскохозяйственной продукции к дотированию ее потребителей с уменьшением объема дотаций.
Проблемы модернизации структуры социальной сферы региона
Социальное развитие региона предполагает эффективное функционирование социальной сферы. Задачи в этой области не могут быть в полной мере решены без обеспечения необходимых прогрессивных сдвигов в структуре социальной сферы как в общегосударственном, так и региональном аспектах. В этих целях необходимо усилить социальную направленность экономических реформ: приостановить снижение уровня жизни, усилить адресную поддержку социально уязвимых групп населения; создать реальные предпосылки для улучшения материального положения и условий жизни различных слоев населения; совершенствовать систему налогообложения; усилить государственное регулирование доходов различных групп населения.
Эффективные направления модернизации территориальной структуры экономики региона
Важной народнохозяйственной проблемой является обеспечение соответствия основных параметров развития экономики страны и ее территориальной структуры
потребностям поэтапного осуществления стратегических социально-экономических задач. Неизменное сохранение, или механическая экстраполяция (простое повторение) сложившейся территориальной структуры экономики региона привело бы не только к осложнению решения соответствующих задач, но и к созданию тупиковой структурной ситуации в осуществлении их как в отраслевом, так и территориальном аспектах.
В модернизации территориальной структуры экономики регионов Российской Федерации основную и решающую роль должны играть развитие в них отраслей, определяющих научно-технический прогресс, оптимальное развитие и размещение производительных сил. Если модернизация отраслевой и межотраслевой структуры (пропорции) экономики региона применительно к ведущим ее отраслям тесно связана с развитием научно-технического прогресса и реализацией его достижений, то модернизация территориальной структуры народного хозяйства страны может быть обеспечена, прежде всего, эффективным развитием и размещением производительных сил. Однако эти обстоятельства ни в какой мере не игнорируют сложившиеся взаимосвязи, в частности, между НТП и размещением производительных сил. Эти процессы воспроизводства не являются одноактными и разобщенными. Они в различной степени взаимосвязаны и последовательно взаимодействуют на различных иерархических уровнях экономики: модернизация отраслевой и территориальной структуры экономики региона определяется взаимодействием многочисленных процессов и факторов.
Проблемы социально-экономического развития являются острыми во многих регионах страны. Они особенно актуальны и неотложны в тех регионах, в которых пока еще не используются достижения современного научно-технического прогресса и не осуществляются те прогрессивные структурные сдвиги, которые в развитых регионах создают нормальную социально-экономическую ситуацию. Поскольку регионы находятся на разных этапах структурного развития, то модернизацию территориальной структуры их экономики невозможно решить на основе одинакового подхода. Мероприятия по социально-экономическому развитию регионов необходимо увязывать с намеченной структурной модернизацией экономики страны. Не следует осуществлять их изолированно от общего решения проблемы. Это потребовало бы колоссальных затрат при существенном снижении общей народнохозяйственной эффективности.
Модернизация территориальной структуры экономики региональных формирований, структурная перестройка и преодоление ее узкопрофильности являются важными факторами прогрессивных сдвигов в территориальной структуре экономики регионов. Регионы, отнесенные к группе депрессивных, в наибольшей степени нуждаются в прогрессивных структурных изменениях, структурной модернизации их экономики с существенным повышением доли отраслей обрабатывающей промышленности, созданием новых отраслей и производств, формированием новых промышленных центров.
Заключение
Важнейшими управляющими параметрами эффективной структурной модернизации экономики регионов России, в том числе Республики Башкортостан, являются:
• преодоление сырьевой направленности экономики регионов, эффективное использование природно-ресурсного потенциала, активное вовлечение ресурсов природного и сельскохозяйственного сырья в углубленную промышленную переработку для производства высококачественной, конкурентоспособной продукции;
• обеспечение стабильного развития основных сфер экономики, переход от глубокого спада к устойчивому росту производства в отраслях жизнеобеспечения на основе большей его сбалансированности с потребностями населения и внутреннего рынка;
• достижение конкурентоспособности экономики региона на региональных и мировых рынках; расширение производства изделий, соответствующих международным стандартам; модернизация структуры экспорта и импорта; развитие экспортно-ориентированных производств;
• преодоление глубоких деформаций в отраслевой и территориальной структуре промышленного производства регионов, всемерное повышение доли отраслей и производств, выпускающих высокоэффективную, конкурентоспособную продукцию на базе прогрессивной техники и технологии;
• осуществление приоритета структурной модернизации отраслей промышленности, обеспечивающих научно-технический прогресс, развитие конверсии предприятий военно-промышленного комплекса с учетом необходимости создания промышленных производств, повышающих место и роль региона в едином экономическом пространстве России и способствующих росту эффективности экономики;
• формирование в регионах отраслевых и межотраслевых производственных комплексов как составных частей народнохозяйственных отраслевых и межотраслевых комплексов страны;
• обеспечение комплексного социально-экономического развития регионов; ликвидация сложившихся территориальных, меж- и внутриотраслевых диспропорций; сокращение различий в уровне социально-экономического развития; обеспечение ускоренного развития депрессивных городов и районов;
• развитие городов и сельских районов региона как единой региональной социально-экономической системы путем углубления процесса интеграции между городами и районами в решении общих производственных, социальных, экологических, административных и других задач на основе создания для городов и районов общего назначения предприятий, перерабатывающих местное минерально-строительное, лесное, сельскохозяйственное сырье, организации общих строительной базы, транспортного хозяйства, объектов социальной и рыночной инфраструктуры, сети образовательных, лечебно-оздоровительных, культурных и других учреждений, к услугам которых обращается как городское, так и сельское население.
В настоящий период одним из наиболее спорных и болезненных для Российской Федерации и ее регионов является вопрос: возможно ли совместить политику жестких финансовых ограничений с политикой осуществления структурной модернизации экономики регионов, требующей кредитов и инвестиционной активности? Кроме того, структурная модернизация экономики регионов должна осуществляться в условиях институциональных преобразований в экономике.
Нами рекомендуются отдельные мероприятия по модернизации финансовой системы региона, включающие в себя ряд перспективных направлений развития государственных финансов: налоговая политика и доходы бюджета; финансовые взаимоотношения с федеральным бюджетом; государственные расходы и проблемы дотационного характера бюджетных расходов; финансовые взаимоотношения с местными бюджетами; основные
направления денежно-кредитной политики; перспективы развития банковского сектора, рынка страховых услуг, финансовых рынков на территории регионов и т. д.
Источником государственного финансирования структурной модернизации экономики региона наряду с традиционными бюджетными каналами должны служить внебюджетные фонды развития, а также доходы от приватизации. При этом помощь должна предоставляться через региональные органы власти. Именно региональные органы власти призваны решать проблемы развития производственной и социальной инфраструктуры, трудоустройства высвобождаемых работников, акционирования предприятий и выпуска в обращение акций. Государственная поддержка конкурентоспособных предприятий должна осуществляться путем отсрочки платежей по кредитам, предоставления гарантий по новым кредитам и покрытия процентов за счет бюджета и др.
Важным направлением структурной модернизации экономики региона является стимулирование частных и иностранных инвестиций в производство через механизмы рынка капитала. Инвестиционные программы межрегионального значения должны финансироваться за счет объединенных средств предприятий, организаций, лизинговых компаний и других коммерческих структур, а также населения и иностранных фирм. Необходимым является привлечение банковского капитала под гарантию акций и имущества предприятий и организаций.
Целесообразно создавать сеть региональных кооперативных банков, уставной капитал которых должен создаваться за счет первоначальных льготных кредитов и других источников. Они станут источником первоначального капитала для развития малого бизнеса, для решения проблемы инфраструктуры и использования избыточной рабочей силы непосредственно в регионах.
Финансовые ресурсы, необходимые для структурной модернизации экономики региона, могут формироваться за счет арендной платы, платежей за вновь вовлекаемую рабочую силу, за счет платы за пользование местным природно-экономическим потенциалом, целевых поступлений из государственного бюджета, за счет местных налогов, различных штрафов и т. д. Роль центральных органов в управлении модернизацией структуры экономики региона будет заключаться в регулировании размеров дотаций в целях преодоления существенных различий в экономическом и социальном развитии регионов страны за счет установления дифференцированных экономических нормативов.
Финансовые ресурсы, направляемые на структурную модернизацию экономики региона, должны иметь строго целевой характер и перечисляться по мере реализации программы модернизации. Основным принципом выравнивания бюджетных диспропорций может стать соотношение расходных статей местных бюджетов со сложившимися их доходными источниками (собственными и привлеченными из вышестоящего бюджета). Недостаток собственных средств региона для реализации инвестиционных программ может восполняться за счет долгосрочного кредита банков и займов инвестиционных, лизинговых и прочих компаний. Слаборазвитым регионам кредиты банков и займы различных компаний могут предоставляться на льготных условиях в целях доведения их стартового социально-экономического положения до среднероссийского уровня.
Налоговые льготы должны стимулировать структурную модернизацию производства во всех отраслях экономики региона. В связи с этим целесообразно ввести общую налоговую льготу, способствующую модернизации отраслей экономики региона. Это могут быть льготы в обложении налогами части средств, направляемых на приобретение оборудования производственного назначения. Льготы должны касаться инвестиций именно в производственное оборудование. Помимо прямого положительного воздействия на развитие
предприятий отрасли эта мера может оказать косвенное влияние: повысить общий спрос на производимую продукцию (при условии введения меры на территории всей страны).
Вторая налоговая льгота (возможно, она носит временный характер) должна стимулировать предприятия отраслей экономики региона к повышению квалификации кадров. В условиях модернизации структуры экономики, безусловно, возникает потребность в квалифицированных кадрах. Необходимо стимулировать этот процесс непосредственно на предприятиях. В этих целях следует освобождать от налогов средства, направляемые на подготовку и переподготовку кадров для предприятий, которые осуществляют модернизацию производства в стимулируемых направлениях.
Изменения в амортизационной политике являются одним из возможных источников дополнительных капитальных вложений в наиболее перспективные отрасли экономики. Следует предусмотреть особый порядок амортизационных отчислений для высокоэффективных, прогрессивных отраслей промышленности. Первым мероприятием в этой области следует считать снижение нормативных сроков службы для приоритетных отраслей.
Государственные органы призваны активно поддерживать частное предпринимательство. Поддержка государством частных предпринимателей должна выражаться в создании многочисленных фондов поддержки со смешанным (государственным и частным) капиталом, в надежной правовой защите, обеспечении заказами, особенно со стороны местных органов власти. Частные предприниматели должны получать государственные гарантии по кредитам в рамках отраслевых и региональных программ. Предпринимателям должна предусматриваться ускоренная амортизация капитала, а та часть прибыли, которую они инвестируют в расширение своего предприятия, - освобождаться от налогообложения.
Важной стратегией страны социально-экономического развития являются предоставление субъектам Российской Федерации полномочий, необходимых для самостоятельного решения социально-экономических проблем, не затрагивающих интересы между Федерацией и ее субъектами, создание реальных экономических предпосылок для реализации региональных и межрегиональных программ социально-экономического развития, высокоэффективного развития единого экономического пространства страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Апокин А.Ю. Направления технологической модернизации ведущих отраслей Российской промышленности / Д.Р. Белоусов, В.А. Сальников, И.Э. Фролов // Проблемы прогнозирования. - 2008. - №6. - С. 10.
2. Асаул А.Н. Феномен инвестиционно-строительного комплекса или сохраняется строительный комплекс страны в рыночной экономике [Электронный ресурс]. URL: http://www.aup.ru/books/m65/ (дата обращения: 07.09.2012).
3. Байрамова Ж.М. Региональные аспекты модернизации национальной экономики // Известия ПГПУ им В.Г. Белинского. - 2011. - №24. - С. 181-187.
4. Белоусова Л.С. Отраслевая и территориальная трансформация строительного комплекса региона (методические аспекты) // Экономика и управление. - 2009. -№10. - С. 27-34.
5. Дегтярев А.Н., Солодилова Н.З., Таюпов Р.Н. Мониторинг инновационной активности в Республике Башкортостан // Экономка и управление: научно-практический журнал. - 2010. - №1. - С. 62-69.
6. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России. Национальный доклад. - М.: ИМЭМО РАН, ГУ. - ВШЭ. - 2008. - 168 с.
7. Исянбаев М.Н. Развитие региональной экономики в условиях модернизации экономики России (на примере Республики Башкортостан). - Уфа: РИЦ БашГУ,
2012. - 308 с. - С. 3-15.
8. Исянбаев М.Н. Структурно-технологическая модернизация экономии региона: сущность, состояние, проблемы // Региональная экономика: теория и практика. -
2013. - №12 (291). - С. 2-10.
9. Исянбаев М.Н., Шарафутдинова З.А. Направления структурно -технологической модернизации промышленности Республики Башкортостан // Экономика и предпринимательство. - 2013. - №8. - С. 140-146.
10. Модернизация экономики России [Электронный ресурс]. URL: http ://webekonomy.ru/index.php?newsid=108&lpage=cat8itype=news (дата дата обращения: 12.02.2012).
11. Сорокин Н.О. Модернизация российской экономики - главное условие выживания нации и государства [Электронный ресурс]. - URL: http://viperson.ru/articles/nikolay-sorokin-modernizatsiya-rossiyskoy-ekonomiki-glavnoe-uslovie-vyzhivaniya-natsii-i-gosudarstva (дата обращения: 07.09.2012).
12. Структурно-технологическая модернизация экономки региона: сущность, состояние, проблемы / под общей редакцией М.Н. Исянбаева - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2012. - 158 с.
13. Чувашаева Э.Р. Промышленность строительных материалов в структуре промышленности Уральского региона Республики Башкортостан // Материал региональной научно-практической конференции: Уральский регион Республики Башкортостан: человек, природа, общество. - Сибай: ГУП РБ «СГТ», 2013. - С. 110-113.
14. Шиндина Т.А. Организация в строительном комплексе: кластерная основа хозяйствования. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 258 с.
Isyanbaev Mazgar Nasipobich
Ufa federal research Centre of the Russian academy of sciences, Ufa, Russia
Institute of social and economic researches E-mail: [email protected]
Theoretical and methodological bases of structural modernization of regional economy
Abstract. The article substantiates the theoretical and methodological provisions of the structural modernization of the regional economy on the basis of a more complete and effective use of regional, industrial, scientific and technical, human, natural resource potential.
The purpose of the study is to develop methodological approaches and practical recommendations for managing the structural modernization of the regional economy as an important prerequisite for improving the efficiency and competitiveness of the Russian economy in the context of integration of the country into the global economic, social and political processes.
The study uses the methods of logical and systematic approach to the processes of modernization of the industry, methods of statistical and functional analysis, synthesis, expert assessments, etc.in the work developed theoretical and methodological provisions of the structural modernization of the economy at the regional level.
On the basis of research it is established that priority directions and mechanisms of structural modernization of economy of the region are: introduction in production of the progressive, highperformance equipment and technology; development of production of the new types of industrial production conforming to the international standards; improving the territorial structure of the region's economy through the creation of economic structures that combine different industries into a single technological complex from the preparation of raw materials to its full processing, and the organization of new industries focused on the production of high-performance products that are competitive in domestic and international markets; training and advanced training.
Structural modernization of the region's economy is aimed at updating the entire reproduction process carried out in the region on the basis of active innovation, widespread introduction of the latest scientific and technological achievements, advanced technology and technological processes, effective institutional reforms, improvement of the territorial structure of the economy to ensure the innovative development of the region.
Keywords: innovative development; structural modernization of the economy; priority areas; efficiency; competitiveness; mechanisms