ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ
да ¿й, да ¿sv4 да да jstî. ¿.rt. да № да № да да да да да да да да да да да да да да да да да да,
М.Н. Исянбаев УДК 330.34
МЕХАНИЗМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ*
Аннотация
В статье рассмотрены теоретико-методологические основы стабилизации социально-экономического развития депрессивных регионов, которые ныне переживают глубокий кризис, вызванный сильным спадом производства в основных отраслях экономики, особенно промышленности, представляющих регион в межрегиональном разделении труда как отрасли производственной специализации. Обосновываются механизмы их стабилизации, которые при создании необходимых условий могут задействовать свой достаточно высокий промышленно-производственный, научно-технический, человеческий потенциал. Для этого необходимыми условиями являются модернизация форм и механизмов федеральной поддержки депрессивных регионов; финансирование федеральных программ развития депрессивных территорий на возмездной и безвозмездной основе; предоставление различных льгот и дотаций новым предприятиям и производствам; государственное инвестирование, направленное на создание новых рабочих мест за счет строительства совместных предприятий с частными фирмами и образования новых технологических центров, а также на инфраструктурное обеспечение (дороги, транспорт, связь, топливо-, энергоснабжение и др.), диверсификацию отраслевой структуры промышленности, модернизацию действующих производств и стимулирование развития малого бизнеса.
Ключевые слова: депрессивные территории, приоритетные направления развития, экономические, социальные, правовые механизмы
Mazgar N. Isjanbaev
MECHANISMS FOR STABILIZING THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF DEPRESSED AREAS
Abstract
The article considers the theoretical and methodological foundations of stabilizing the socio-economic development of depressed regions, which in the modern period are experiencing a deep economic crisis caused by a strong decline in production in the main sectors of the economy, especially in industries representing the region in the interregional division of labor as a branch of production specialization. The mechanisms for stabilizing the socio-economic development of depressed areas are substantiated, which, being components of problem regions of the country, can use the latters' sufficiently high industrial-production, scientific-technical, human potential to ensure
* Данное исследование выполнено в рамках госзадания ИСЭИ УНЦ РАН по теме «Нивелирование пространственной поляризации разноуровневых территориальных систем в условиях формирования технологического прорыва» (№ госрегистрации АААА-А17-117021310209-5)
Исянбаев Мазгар Насипович, доктор экономических наук, профессор, академик АН РБ, главный научный сотрудник Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН (Уфа), e-mail: [email protected]
Mazgar N. Isyanbaev, Prof. Dr.Sc. (Economics), Full Member of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, Chief Researcher of the Institute for Socio-Economic Research of the Ufa Scientific Center, Russian Academy of Sciences (Ufa), e-mail: [email protected]
© Исянбаев М.Н., 2017
sustainable self-development when creating the necessary conditions. In the achievement of sustainable self-development of depressed regions, modernization of forms and mechanisms of federal support of these regions is necessary. This includes financing of federal programs to develop depressed territories on a reimbursable and nonreimbursable basis; providing various benefits and subsidies to new enterprises and industries under construction in depressed areas; public investment aimed at creating new jobs through the construction of joint ventures with private companies and the formation of new technology centers, the infrastructure (roads, transport, communications, fuel, energy, etc.), diversification of the industry's industrial structure, modernization of existing production, stimulation of small business development.
Key words: depressive territories, priority directions of development, economic, social, legal mechanisms
В «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» Минэкономразвития РФ была выдвинута концепция: «Решение задачи удвоения ВРП требует срочного перехода от политики выравнивания социально-экономического развития территорий к политике поляризованного развития, к определению и поддержке регионов - "локомотивов роста"» [1].
Принцип поляризованного социально-экономического развития регионов-лидеров (опорных регионов) основывается на осуществлении концентрации финансовых, производственных, человеческих, административно-управленческих и других ресурсов в отдельных регионах и отраслях, на создании полюсов экономического роста, обеспечивающих получение высокого эффекта от дополнительных вложений капитала.
В нашей стране в период ее индустриализации была широко использована теория поляризованного развития и создания полюсов роста: создавались крупные промышленные предприятия-гиганты, центры и регионы («локомотивы»), в которых сосредотачивалась ее основная масса промышленно-производственного, финансового, научно-технического, а также человеческого потенциала. Однако концентрация всех ресурсов в отдельных полюсах роста хотя и обеспечивала несколько повышенный уровень экономического развития и эффективности капитальных вложений в них, в итоге образовалось большое число регионов с низким уровнем промышленного, аграрно-промышленного и социального развития, со слабыми строительными и инфраструктурными базами. Они представляют собой депрессивные территории, которые вошли в рыночные отношения с низкими стартовыми уровнями социально-экономического развития. Процесс их поляризации по уровню развития усилился в период реформирования экономики России: регионы-локомотивы продолжают концентрировать в себе финансовые, производственные, че-
ловеческие и другие ресурсы при существенном отставании от них регионов-аутсайдеров по уровню развития. Сложившиеся диспропорции характеризуют следующие показатели: соотношение стоимости основных фондов отраслей экономики (в расчете на 1 жителя) между регионами-лидерами и регионами-аутсайдерами составляет 3-5 и более раза; производство валового регионального продукта на душу населения до 50 тыс. руб. осуществляется в 19 регионах, от 51 тыс. до 100 тыс. руб. - в 54, от 101 до 150 тыс. руб. - в 10, свыше 150 тыс. руб. -в 6 регионах страны [2, с. 20-21].
Экономические подрайоны Республики Башкортостан сильно дифференцируются по территориальной концентрации промышленного производства. Около 31% основных производственных фондов промышленности республики сконцентрировано в ее центральном подрайоне, 32,4 -в южном, 16,4 - в западном, 13,3 - в северозападном, 6,4 - в уральском и 0,3% - в северовосточном подрайонах [3, с. 56-57].
Негативные социально-экономические последствия, вызванные поляризацией экономического пространства, в условиях адаптации экономики к рыночным условиям сильнее проявляются именно в депрессивных регионах: в них создается неблагоприятная рыночная конъюнктура, несбалансированная экономическая структура, промышленность имеет узкую специализацию в межрегиональном разделении труда, производственный потенциал агропромышленного комплекса используется неэффективно. На совершенствование структуры экономики, повышение эффективности производственной специализации регионов и на решение экономических, социальных и демографических проблем не обращается должного внимания.
Сложившиеся существенные различия и отрыв регионов-лидеров от регионов-аутсайдеров, на наш взгляд, обусловливаются тем, что экономика страны не представляет собой совокупности
взаимосвязанных и взаимообусловленных отраслей и производств, а экономика регионов - совокупности взаимосвязанных составных частей экономики страны. Вследствие этого обеспечение высоких темпов экономического роста в регионах-лидерах непосредственно не отражается на темпах развития регионов-аутсайдеров.
В концепции поляризованного развития подходы к решению проблемы ускоренного социально-экономического развития отдельных регионов аргументируются тем, что через такой путь прошли многие страны, пережившие экономический и социальный подъем. Известно, что промышленно-развитые страны, достигшие высокого уровня технического развития, занимая 14,7% населения мира, производят 76,9% мирового валового продукта. Эти показатели по развивающимся странам составляют соответственно 78,8 и 19,8%, по странам с переходной экономикой - 6,5 и 3,3% [2, с. 20-21]. Поляризация социально-экономического развития стран мира приводит к тому, что промышлен-но-развитые страны высокими темпами наращивают свой экономический потенциал, а развивающиеся - остаются как поставщики сырья и топлива.
Нам представляется, что, выдвигая необходимость ускоренного экономического развития регионов-локомотивов, не следует противопоставлять принципы «ускорения темпов экономического роста» и «выравнивания уровня социально-экономического развития регионов», т.к. эти принципы представляют собой две взаимосвязанные стороны единой стратегии развития страны и ее регионов. Необходимые соотношения между ростом и выравниванием развития регионов должны устанавливаться исходя из стратегии экономического и социального развития страны.
Ускорение темпов экономического роста предполагает строительство промышленных предприятий-гигантов, создание крупных индустриальных центров, превращение их в «опорные регионы-локомотивы», «точки экономического роста». Это, в свою очередь, вызывает чрезмерную концентрацию промышленного производства в ограниченном числе промцентров и регионов, гиперспециализацию последних на выпуске отдельных видов продукции, удлинение транспортно-эко-номических связей и рост затрат на транспортировку сырья, топлива, материалов, готовой продукции и др.
Эти затраты в ряде случаев сводят на нет добавочный доход, получаемый за счет дополнительных вложений капитальных средств на ограниченной территории (т.е. за счет образования как бы дифференциальной ренты II). На этом основании нами обосновывается положение о том, что ускорение темпов экономического роста должно сопровождаться выравниванием уровня социально-экономического развития регионов и повышением комплексности структуры их экономики.
Под «выравниванием уровня социально-экономического развития регионов» нами представляется, прежде всего, обеспечение одинакового уровня социального развития регионов (в т.ч. их депрессивных территорий), выравнивание экономических условий для их развития на основе создания собственной экономической базы, включающей в себя производства регионального значения (отрасли перерабатывающей промышленности, производства по деревообработке, изготовлению местных строительных материалов, строительные организации, объекты производственной, специальной инфраструктуры и т.д.).
Концепция выравнивания уровня социально-экономического развития регионов направлена на смягчение сложившихся диспропорций в структуре и уровне развития экономики, создание равных условий жизни и деятельности людей. Сложившиеся диспропорции (территориальные, внутри- и межотраслевые) в экономике депрессивных регионов существенно снижают эффективность функционирования отраслей хозяйства, препятствуют их прогрессивной стабилизации и устойчивому росту, нормальному функционированию хозяйственных комплексов регионов. Преимущественно сырьевая направленность хозяйства в депрессивных регионах обрекает их экономику на неустойчивое функционирование с неблагоприятными последствиями для финансового положения предприятий и обеспеченности их бюджетными средствами.
Обеспечение ускоренного и успешного социально-экономического развития России и ее регионов на основе эффективного размещения производительных сил, прежде всего, промышленного производства по территории страны, повышения уровня системы расселения, достижения конкурентоспособности экономики регионов и их интеграции в мировой рынок возможно лишь при расширении экономической самостоятельности регионов. Необходимыми становятся
разработка и реализация научно-обоснованной долгосрочной региональной политики, направленной на смягчение чрезмерной дифференциации регионов и их муниципальных образований по уровню социально-экономического развития.
Программа развития депрессивных регионов России может быть успешно реализована при совершенствовании действующего налогового законодательства. В нем должны быть изменения в сторону обеспечения соответствия налоговых заданий регионов бюджетному Кодексу РФ, т.е. должно быть предусмотрено оставление в регионах значительной части консолидированного бюджета для развития их экономики и социальной сферы.
Субъекты РФ, будучи относительно самостоятельными административно-хозяйственными системами страны, выступают в качестве основных звеньев территориального планирования и управления ее экономикой.
Депрессивные территории могут задействовать свой достаточно высокий промышленно-производственный, научно-технический, человеческий потенциал при: усилении регулирующей роли государства, разработке и принятии долгосрочной региональной социально-экономической политики; совершенствовании экономических отношений федерального центра с субъектами РФ; повышении эффективности использования механизмов рыночной экономики (сосредоточение капитала в разных проектах, преодоление монопольного положения на рынках труда, выравнивание стартовых уровней социально-экономического развития регионов и возможностей их адаптирования к рыночным отношениям).
Для обеспечения устойчивого саморазвития депрессивных регионов необходимыми являются: совершенствование форм и механизмов федеральной поддержки; финансирование федеральных программ на возмездной и безвозмездной основе; предоставление различных льгот и дотаций новым предприятиям и производствам; государственное инвестирование, направленное на создание новых рабочих мест за счет строительства совместных предприятий и новых технологических центров, инфраструктурное обеспечение, диверсификацию отраслевой структуры промышленности, модернизацию действующих производств, стимулирование развития малого бизнеса.
В ускорении социально-экономического развития депрессивных регионов необходимыми
являются: обеспечение структурной перестройки их экономики, эффективная специализация предприятий, повышение доли конечной продукции в общем объеме производства; ускорение внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, в т.ч. импорта прогрессивных технологий, сделав это направление центральным в достижении жизнеспособности регионов в рыночных условиях; сокращение сложившихся глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной производственно-экономической базы для повышения уровня и качества жизни населения; переход к распределению средств фонда финансовой поддержки регионов с учетом уровня их социально-экономического развития на основе нормативного подхода; разработка системы региональных приоритетов и целевых программ для эффективного использования ограниченных финансовых и материальных ресурсов; усиление государственного регулирования финансово-кредитного воздействия на стабильное развитие экономики депрессивных регионов; стимулирование частных инвестиций (за счет собственных средств предприятий, а также ресурсов, аккумулируемых в финансовой системе) посредством создания благоприятных условий: установление льготных процентных ставок по кредитам, предоставляемым на проекты, снижение налоговых ставок, прежде всего, по федеральным налогам, при реинвестировании прибыли и т.д.; поддержка процесса частного инвестирования за счет разработки эффективной государственной инвестиционной политики, соблюдения прав акционеров в процессе реформирования и создания инвестиционно привлекательных компаний на базе активов отрасли промышленности; создание благоприятных предпосылок для инвестиций, предусматривающих гарантию прав собственности на объекты вложений (в т.ч. и на землю), возможность заключения соглашения о разделе продукции, обеспечение процедуры отвода земель и размещения предприятий; развитие объектов инфраструктуры в депрессивных регионах как важнейшей предпосылки для эффективного размещения производства. Последнее предполагает сосредоточение основной части бюджетных вложений за счет бюджета развития в инфраструктурных объектах (транспортная сеть, энерго- и теплоснабжение, телекоммуникации и т.д.). Поскольку частные инвестиции в такие
сферы часто неэффективны, основная часть вложений здесь должна быть государственной; обеспечение экологической безопасности депрессивных регионов за счет инвестиций местного, регионального и федерального бюджетов и собственных средств предприятий и их объединений; осуществление мероприятий по приватизации существующих, а также санация экономически неблагополучных предприятий. Приватизация должна обеспечить привнесение новым инвесторам современных технологий, эффективного управления, внедрения новых каналов и механизмов продвижения продуктов на рынках. Эти условия (помимо стоимости, вносимой инвестором на аукционе) должны быть основными при принятии решения о приватизации. Санация предприятий должна происходить не за счет средств бюджета, а инвестора. Необходимо внедрять новые процедуры приватизации, позволяющие снижать стоимость приватизируемых объектов с тем, чтобы облегчить доступ частных инвесторов; использовать при приватизации процедуры отнесения задолженности предприятий на их имущество и т.д.; использование мероприятий по стабилизации рынка труда с целью преодоления негативных тенденций при переходе к новой структуре экономики.
Совершенствование механизмов хозяйствования призвано обеспечить решение специфических для депрессивных регионов задач, как прекращение оттока населения, создание равных условий для свободного развития всех наций, проживающих на их территории; опережающее развитие депрессивных малых, средних городов и сельских районов; создание необходимых условий и предпосылок для обеспечения населения продовольствием, товарами народного потребления; перевод всех отраслей хозяйства на ресурсосберегающие и чистые в экологическом
отношении технологии, ликвидация малорентабельных и убыточных предприятий, особенно неоправданных с социальной точки зрения; создание ресурсов, гарантирующих их самофинансирование и самоокупаемость.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегия социально-экономического развития регионов Российской Федерации / Минэкономразвития регионов Российской Федерации. М., 1995. 73 с.
2. Шарипов Ш.И. Стратегия регионального развития: выравнивание или поляризация? // Экономика региона. 2009. №2. С. 48-55.
3. Исянбаев М.Н. Экономические подрайоны Республики Башкортостан: приоритетные направления социально-экономического развития. Уфа: Ги-лем, 2008. 292 с.
REFERENCES
1. Strategy a sotsial'no-ekonomicheskogo razvitija regionov /Minekonomrazvitija regionov Rossijskoj Fede-ratsii [Strategy of Social and Economic Development of the Russian Federation's Regions / Ministry of Economic Development of the Russian Federation's Regions]. Moscow, 1995. 73 р. (in Russ.).
2. Sharipov, Sh.I. Strategija regional'nogo razvitija: vyravnivanie ili poljarizatsija? [Regional Development Strategy: Alignment or Polarization?]. Ekonomika regio-na - Regional Economy. 2009. No 2. Р. 48-55 (in Russ.).
3. Isyanbaev, M.N. Ekonomicheskie podrajony Res-publiki Bashkortostan: prioritetnye napravlenija sotsial'-no-ekonomicheskogo razvitija [Economic Subareas of the Republic of Bashkortostan: Priority Areas of SocioEconomic Development]. Ufa: Gilem press, 2008. 292 p. (in Russ.).