Г. С. Дьяконов, В. Г. Иванов, В. В. Кондратьев ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: квалификация, компетенция, модель специалиста, системная модель, квалификационный подход, компетентностный подход, инженер инновационной сферы,
инновационное инженерное образование.
Рассматривается переход к системной модели образования на основе единства квалификационного и компетентностного подходов. Оцениваются содержание и возможности компетентностного подхода к образованию. Характеризуются особенности системы знаний инженера инновационной сферы - химии и технологии полимерных, композиционных и энергонасыщенных материалов и инновационного инженерного образования.
Keywords: qualification, the competence, model of the expert, system model, the qualifying approach, competency building approach,, the engineer of innovative sphere, an innovative
engineering education.
Transition to system model of formation on the basis of unity qualifying and is considered. The maintenance and possibilities competency building approach to formation is estimated. Features of system of knowledge engineer innovative sphere and an innovative engineering education are characterized.
Действующие в нашей стране стандарты ВПО построены на базе квалификационной модели специалиста, достаточно жестко привязанной к объекту и предмету труда. В рамках внедрения стандартов третьего поколения осуществляется переход от квалификационной модели к компетентностной модели специалиста.
Для отечественной системы образования переход к системной модели (квалификационной и компетентностной в их единстве) представляется крайне актуальным. Российская система образования в отличие от западной модели, ориентированной на академические нормы оценки, всегда была компетентностной, т. е. ориентированной на сферу профессиональной деятельности. Но задачей российской системы образования была подготовка специалистов для массового, стабильного производства, с редко меняющейся технологией и постоянной номенклатурой выпускаемой продукции.
Сегодня ситуация становится иной: меняются технологии, в том числе полимерных, композиционных и энергонасыщенных материалов, производство становится гибким. Оно требует другого специалиста, способного проявлять активность в меняющихся условиях.
Реализация системной модели требует выстраивания результатов обучения в двух измерениях:
• квалификационно-профессиональном;
• междисциплинарно-компетентностном.
Всеобщий вектор экономического развития XXI века - «интеллектуализация машин» и «дематериализация» труда. Это отнюдь не ведет к вытеснению явления и категории квалификации, а делает квалификацию недостаточно адекватной мерой для
проектирования результатов высшего образования.
Вопрос о компетенциях и квалификациях - это вопрос о целях образования, которые выступают активным ядром нормы качества образования, его стандартов.
Квалификационный подход предполагает, что профессиональная образовательная программа увязывается, как правило, с объектами (предметами) труда, соотносится с их характеристиками и не свидетельствует о том, какие способности, готовности, знания и отношения оптимально связаны с эффективной жизнедеятельностью человека во многих контекстах. Квалификация означает преобладание рамочной деятельности в устойчивых профессиональных полях и алгоритмах. Компетенции отвечают требованиям «плавающих» профессиональных границ, динамике профессий, их глобализации, разрушению профессиональных замкнутостей (еще раз повторимся - это не исключает требования высокого профессионализма в конкретных предметных областях - химии и технологии полимерных, композиционных и энергонасыщенных материалов). Компетенции - суть контекстная целесообразность, контекстное творчество, контекстноролевая самоорганизация, самоуправление, самооценивание, саморегулирование,
самокоррекция, самопозиционирование.
Компетентностный подход позволяет:
• перейти в профессиональном образовании от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания на основе принципов его полноты и целостности;
• «снять» диктат объекта (предмета) труда (но не игнорировать его);
• положить в основание стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможности трудоустройства и выполняемых задач;
• поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса;
• увязать более тесно цели с ситуациями применимости (используемости) в мире
труда;
• ориентировать человеческую деятельность на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций.
Общую, концептуальную идею компетентностного подхода, позиции которого становятся все более прочными в современном образовании (и зарубежном, и отечественном), можно сформулировать следующим образом. Компетентностно-ориентированное образование направлено на глубокое и комплексное освоение знаний и способов практической деятельности, обеспечивающих успешное функционирование человека в ключевых сферах жизнедеятельности в интересах как его самого, так и общества, государства. Ориентация образования на новый его результат требует модернизации подхода к обеспечению качества образования, критериям его оценки, нового подхода к организации образовательного процесса и управления им. Эта идея отражается в содержании компетентностного подхода к образованию. Он включает:
1. Модель специалиста, построенную по принципам формирования компетенций как результата образования на основе полноты знаний и их целостности.
2. Государственный образовательный стандарт нового поколения, в котором дифференциация знаний, навыков и умений, а также формулирование требований к выпускнику даются не в дисциплинах, а в составе компетенций.
3. Образовательную программу и главный ее элемент - учебный план, построенные по модулям знаний, необходимых для определенных компетенций.
4. Планирование и оценку трудоемкости учебного процесса, осуществляемые по
кредитам. Такая система наиболее приемлема в управлении образовательным процессам по компетентностному подходу.
5. Оценку освоенных студентом знаний, которая должна быть многокритериальной (не только уровень знаний, но и такие параметры, как устойчивость, системность, полнота, целостность, структура, объем и пр.).
6. Помимо оценки знаний необходима оценка освоения компетентности. Это оценка оперирования знаниями, построения стратегии действий, выбор альтернатив и пр.
7. Управление образованием по качеству компетентностей, полученных в результате обучения.
Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом. Другими словами, характер, скорость и эффективность инновационных процессов в различных отраслях экономики и сферах деятельности существенно зависят от характера и эффективности инновационной деятельности в сфере образования. С позиций системного подхода, который в последнее время является ведущим методологическим инструментом исследований, системообразующим фактором в построении модели специалиста должен выступать результат процесса обучения. Этот результат тесно связан с таким показателем как качество образования.
Качество образования в широком смысле понимается как совокупность признаков, свойств, характеристик, отличающих один вид образования от другого. Ну а в узком смысле качество образования понимается как подготовленность субъекта, получившего образование определенного качества, к выполнению конкретных функций.
Модель специалиста - это описание того, к чему должен быть пригоден специалист, к выполнению каких функций он подготовлен и какими качествами обладает. Модели позволяют отличать одного специалиста от другого, а также уровни (качества) подготовки специалистов одного и того же типа. Модель выступает системообразующим фактором для отбора содержания образования и форм его реализации в учебном процессе.
Модель специалиста должна носить системный характер, ассимилируя преимущества квалификационной и компетентностной моделей.
Важнейшим требованием к выпускнику вуза является обеспечение его профессиональной компетентности (включающей полноту и целостность базы знаний).
Характерная особенность системы знаний, необходимой для инженера инновационной сферы (в том числе, химии и технологии полимерных, композиционных и энергонасыщенных материалов), заключается в прочном естественнонаучном, математическом и мировоззренческом фундаменте (необходимой полноты и целостности) приобретаемого образования, широте системно-интегративного междисциплинарного кругозора, охватывающего природу, общество и человека, а также в высоком уровне общей и специальной подготовки по профессии, обеспечивающей плодотворную деятельность в проблемных ситуациях.
Характерной особенностью инновационного инженерного образования является высокий уровень методологической культуры, творческое владение методами познания и деятельности. Причем речь идет не только о методах классического естествознания, ориентированных на поиск единственного решения, но и о формировании и широком внедрении в образовательную культуру многокритериальной постановки и решения инновационных проблем с поиском множества вариантов решения задач, использованием методов системного подхода к выбору оптимальных решений, удовлетворяющих потребности пользователей. Полноценное овладение профессией инженера предполагает
не только высокий уровень образования, но, и столь же высокий уровень духовнонравственной, социально-психологической и физической культуры человека. Поэтому, проектируя содержание инновационного образования, необходимо найти место для системы знаний и методов, направленных на решение задач самопознания и самореализации человека. Перестройка образования с целью подготовки специалистов в области инновационной деятельности требует, в первую очередь, фундаментализации содержания образования, обеспечения формирования у специалистов инновационного мышления и специальной подготовки по трансферу технологий.
Фундаментализация содержания образования достигается расширением и углублением междисциплинарных знаний специалиста, ориентированных на решение проблемных ситуаций в научной, проектировочной и предпринимательской деятельности; повышением уровня сформированности методов познавательной, профессиональной, коммуникативной и аксиологической деятельности; обеспечением синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания и переходом к комплексным критериям продуктивности, эффективности и качества деятельности; способностью расширения научного базиса социально-профессиональной деятельности за счет ее методологизации, генерализации и различных видов моделирования.
Важными составляющими содержания инновационного образования являются учебные материалы и образовательные технологии, создающие условия для формирования нестандартного, новаторского мышления; многокритериальной постановки и решения проблем, нелинейной логики инженерной мысли, устойчивых навыков владения информационной культурой.
Наконец, необходимым аспектом подготовки кадров в области высоких технологий полимерных, композиционных и энергонасыщенных материалов является обеспечение специального образования по проблемам трансфера технологий, включающего усвоение знаний и формирование методов системного проектирования и программирования роста и развития, освоение стратегического менеджмента и маркетинга предпринимательской деятельности, овладение методами и средствами межкультурной коммуникации.
Одной из центральных составляющих общей структуры инновационного образовательного процесса в вузе является образовательная инновация. При этом цель образовательной инновации определяется нами как формирование у студента инновационного мышления и выступает в качестве ценностной основы методики подготовки высокопрофессиональных специалистов.
Такой подход обусловил поиск инновационных технологий (педагогических, интеллектуальных, информационных и т.п.), которые в совокупности обеспечат реализацию основных целей высшего профессионального образования на современном этапе:
• формирование полноценной личности;
• обеспечение возможности получения фундаментальных всесторонне универсальных и специальных знаний;
• воспитание у личности постоянной потребности учиться и способности адаптироваться к изменениям сферы деятельности.
Методологическим ядром образовательных инноваций является формирование «участного мышления» как индивидуального переживания знаний.
Используемые инновационные образовательные технологии являются индикатором развития науки и техники, важным элементом культуры, среды, способствующей появлению талантливых высокопрофессиональных кадров.
Наибольший эффект от применения различных технологий образования возможен только при интеграции наиболее эффективных современных методов, средств, приемов и широкого арсенала научных знаний в целостную систему.
Результатом интеграции совокупности взаимосвязанных и взаимодополняющих образовательных технологий является наукоемкая образовательная технология, которая может быть реализована в разнообразных видах образовательной деятельности: учебной, научной, управленческой.
Широкое использование наукоемкой образовательной технологии обеспечит получение разнообразных социальных, методологических, психологических, педагогических, дидактических результатов.
Из множества существующих и используемых в настоящее время подходов формированию компетентностей, по нашему мнению, в большей степени способствуют следующие активные методы и технологии обучения: проблемно-деятельностное
обучение, деловые игры, ситуативно-ролевые тренинги (тренажи), проектнодеятельностное обучение (метод проектов), информационные образовательные технологии.
Методологический подход к проектированию инновационного образовательного процесса является основой для разработки конкретной процедуры соотнесения всех компонентов педагогической системы.
Общий технологический подход к организации обучения, воспитания и развития студентов должен реализовываться преимущественно на принципах личностнодеятельностного, проблемного, контекстного обучения, обеспечивающих достижение стоящих перед личностью, обществом и государством целей.
Литература
1. Гурье, Л.И. Интегративные основы инновационного образовательного процесса в высшей профессиональной школе / Л.И.Гурье, А.А.Кирсанов, В.В.Кондратьев, И.Э.Ярмакеев; под ред В.В .Кондратьева. - М.: ВИНИТИ, 2006. - 288с.
2. Дьяконов, Г.С. Подготовка инженера в реально-виртуальной среде опережающего обучения / Г.С.Дьяконов, В.М.Жураковский, В Г.Иванов, В.В.Кондратьев, А.М.Кузнецов, Н.К.Нуриев; под ред. С.Г.Дьяконова. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2009. -404с.
3. Кирсанов, А.А. Методологические проблемы инженерной педагогики как самостоятельного направления профессиональной педагогики / А.А.Кирсанов, В.Г.Иванов, В.В .Кондратьев // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №4. - С.228-249.
© Г. С. Дьяконов - д-р хим. наук, проф., ректор КГТУ; В. Г. Иванов - д-р пед. наук, проф., первый проректор КГТУ; В. В. Кондратьев - д-р пед. наук, проф., директор ЦППКП КГТУ ,уукоМг@шаі1.ги.