№ 3 (32), 2009
"Культурная жизнь Юга России "
— 45
И. Г. ПРОКОПЕНКО
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К КАРЬЕРНОМУ РОСТУ
В статье рассматривается понятие «карьерный рост», а также обосновывается необходимость внедрения методологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и на формирование у них психологической готовности к карьерному росту.
Ключевые слова: карьера, карьерный рост, психологическая готовность, психологические условия, методология.
Глобальные изменения социальной ситуации в нашей стране предъявляют особые требования к уровню профессионализма специалистов. Объективно назрела потребность в компетентных, высококвалифицированных работниках, способных принимать самостоятельные решения и руководить трудовыми коллективами по окончании вуза, т. е. в полной мере готовых к практической деятельности. Сознательное планирование карьеры является одним из важнейших факторов профессионального развития личности, ее самореализации.
Карьера - это один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека, достижение желаемого статуса и соответствующего ему уровня и качества жизни, известности и славы. В последние годы стал исчезать негативный оттенок понятия «карьера». Проблема карьерного роста стала предметом изучения Н. И. Дряхлова,
A. И. Кравченко, А. И. Турчинова, Е. В. Охотского,
B. И. Добренькова и др.
С середины 1990-х годов в отечественных научных изданиях, посвященных проблемам психологии управления, менеджменту персонала, появляется целый ряд различных по глубине определений карьеры. К числу наиболее известных можно отнести теорию карьерных якорей. Согласно Э. Шейну, планирование карьеры - это процесс медленного развития профессиональной «Я-кон-цепции» и самоопределения в терминах собственных способностей, мотивов, потребностей, отношений и ценностей. Понятие успешной карьеры связано, прежде всего, с успешным профессиональным самоопределением. В теории Д. Сьюпера утверждается, что важнейшей детер-минантой профессионального пути человека является представление о личности, так называемая «профессиональная Я-концепция», которую каждый человек воплощает в серию карьерных решений 11]. Н. С. Пряжников также усматривает в построении карьеры процесс профессионального самоопределения, который, по мнению ученого, представляет собой последовательность чередующихся выборов и имеет в качестве основы «Я-концепцию» личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека. На современном этапе
под карьерой понимается не только успешность в данной профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни [2].
Отечественные авторы (например, А. К. Маркова) разделяют понятие карьеры на широкое и узкое. В первом случае оно рассматривается как профессиональное продвижение, профессиональный рост, переход от одних ступеней профессионализма к другим (в таком толковании этот термин близок определению траектории движения человека к вершинам, «акме» профессионализма). Во втором - подразумевается такое «должностное продвижение», при котором на первый план выступает достижение определенного социального статуса, занятие определенной должности [3]. Высокий профессионализм является важной, но не единственной детерминантой успешного профессионального и личностного развития, сопряженного с эффективным карьерным продвижением.
На наш взгляд, наиболее современное и актуальное толкование термина «карьера», отражающее психолого-акмеологический подход, предлагает И. Д. Ладанов [4]. Он определяет сущностную характеристику карьеры не только как продвижения по должностным ступенькам, но и как процесса реализации человеком себя, своих возможностей в условиях профессиональной деятельности. Такое личностное становление подразумевает психологическую готовность к карьерному росту. Выделим в ее структуре компоненты, включающие в себя субъективные и объективные факторы, которые обусловливают развитие психологической готовности:
- мотпвационно-ценностнъш, отражающий, во-первых, профессиональную направленность - эмоциональное отношение к себе как будущему профессионалу, ценностное и заинтересованное отношение к профессии, потребность реализовать себя в ней, удовлетворенность сделанным выбором, активность; во-вторых, ценностные ориентации (значимость общечеловеческих ценностей);:
- оценочно-орнентацноннъш, характеризующийся адекватностью самооценки, обусловленной знаниями об особенностях будущей профессиональной деятельности, а также подразумеваю-
"Культурная жизнь Юга России "
46 —
№ 3 (32), 2009
щий профессиональную компетентность, представленную знаниями, частичными умениями и навыками;
- эмоционально-волевой, свидетельствующий о наличии самоконтроля, эмоциональной устойчивости, умения управлять собой, уверенности в успехе, а также об индивидуально-психологичес-ких особенностях личности, обеспечивающих успешный карьерный рост.
При рассмотрении первого фактора нам представляется важным выделить понятие направленности личности. Оно находится в тесной связи с психологической готовностью к конкретной деятельности. В этом контексте применяется категория профессиональной направленности, которая в значительной степени определяет характер общих устремлений личности. Проблеме ее формирования посвящены исследования Е. А. Климова, Н. Д. Левитова, В. Ф. Сахарова, А. П. Сейтешева, В. Д. Шадрикова.
В современной психологии большое значение имеет понятие ценностных ориентаций, под которыми, как правило, понимают некие идеальные цели общества, социальных групп или личности. Кроме того, они представляют собой своего рода точку отсчета при оценивании тех или иных событий. Через ценностные ориентации проявляется отношение человека к окружающей реальности, которое формирует его поведение, характер деятельности, способы самоактуализации.
Профессиональная компетентность включает в себя комплексы знаний и умений. Однако необходимо отметить, что большую роль играют не только профессиональные, но и общие (не относящиеся непосредственно к профессии, а отражающие осведомленность личности в различных сферах жизнедеятельности) знания. Профессиональная компетентность применительно к оценке развития психологической готовности студентов к карьерному росту вполне может быть представлена необходимыми знаниями, актуализированными в таких умениях, как понимание профессиональных задач и принятие правильного решения.
Важную роль имеет самооценка профессионально значимых качеств личности, т. е. сопоставление осознаваемых качеств у себя и других людей, соотнесение их с внутренним эталоном, а также самооценка деятельности (определение человеком своих возможностей в реально осуществляемой или будущей деятельности). Формирование адекватной самооценки является существенным фактором структуры психологической готовности к карьерному росту.
Эмоционально-волевой компонент структуры отражает стремление к развитию профессионально важных качеств.
Выделенные нами компоненты представляют, с нашей точки зрения, совокупность достаточных и необходимых для личности студента факторов развития психологической готовности к карьерному росту.
Для максимального и всестороннего развития составляющих структуры психологической готовности к карьерному росту необходима также
разработка психологических условий, адекватных данной структуре. Этому способствует анализ становления личности в период обучения в вузе. Для нас важно выделить новообразования данного возраста, а именно: профессиональную направленность, ценностные ориентации, профессиональную компетентность и факторы эмоцио-нально-волевого компонента (самоконтроль, уверенность в успехе, умение управлять собой).
Студенческий возраст - время активного развития эмоционально-волевой сферы. Это связано с поиском своего места в жизни. В качестве основного психологического новообразования данного периода выступает самосознание - обобщенная самооценка, степень принятия собственной личности. Самоанализ и самооценка осуществляются путем сравнения идеального «Я» с реальным. Оба компонента на данном этапе еще не выверены и могут быть случайными, поскольку к этому времени они еще не оценены всесторонне самой личностью. Карьерные планы молодых людей студенческого возраста отличаются относительно слабой, неустойчивой сформированностью и довольно сильной нравственной нормированностью со стороны старших поколений. В них в основном представлены концепции идеальной профессии. При этом развитие идеалов профессионального пути у молодых людей (например, «я хочу быть крупным банкиром» или «я хочу быть преуспевающим бизнесменом») сопряжено с неопределенными представлениями о средствах их достижения (например, «надо закончить какой-нибудь престижный институт», «надо иметь хорошие контакты с преуспевающими деловыми людьми» и т. п.).
На наш взгляд, студенческий возраст является наиболее благоприятным для становления основных подструктур человека, достижения им зрелости как субъекта общения, познания, деятельности, т. е. развития психологической готовности к профессиональному карьерному росту. Обучение и воспитание в вузе призваны обеспечить формирование и саморазвитие личности специалиста с такими качествами и опытом, которые соответствовали бы современным требованиям общества и гарантировали успех на практике с самого начала ее осуществления. Эта цель выражает объективно назревшую потребность в подготовке работников, способных выполнять определенные социальные и трудовые функции в условиях демократизации общества. Вузовское образование представляет собой не столько передачу знаний, умений и навыков, сколько их отбор, синтез, открытие (Т. Н. Ломтева).
В провозглашенной идее личностно развивающегося обучения акцент делается на социальную активность обучаемого (А. Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, А. А. Вербицкий), развитие его профессионального самосознания (А. П. Алексеев, М. К. Мамардашвили, А. К. Маркова), совершенствование самоконтроля и самоорганизации. Главное внимание, как отмечает Л. М. Митина, должно быть сконцентрировано на личности специалиста, поскольку от того, какой смысл имеет для него профессия, как он относится к другим и
№ 3 (32), 2009
"Культурная жизнь Юга России " ^
к себе, зависит успешность профессионализации и карьеры [5].
Анализ результатов многочисленных исследований позволяет выделить следующие группы условий успешного формирования личности студента в вузе:
- понимание учащимися значимости своей будущей профессии и требований, которые она предъявляет к специалисту; положительная мотивация к самоутверждению в студенческом коллективе; правильная самооценка своих личностных качеств и степени подготовленности к будущей практической деятельности по окончании вуза; стремление к совершенствованию профессиональных качеств и личности в целом;
- четкое уяснение преподавательским и руководящим составом вуза современных требований к подготовке специалистов; изучение и объективная оценка уровня профессиональной подготовленности студентов, степени сформированности у них соответствующих психических процессов, состояний; побуждение студентов к непрерывному совершенствованию своих позитивных качеств, знаний, навыков и умений, необходимых для эффективной профессиональной деятельности по специальности;
- стремление к единству взглядов, установок, профессиональной направленности и взаимодействию преподавателей и студентов, согласованность.
В связи с этим целенаправленное формирование сознания студентов требует от педагогов знания закономерностей развития необходимых качеств и личности в целом, а также соответствующей организации всего учебно-воспитательного процесса.
Отечественные психологи считают, что работа по формированию личности лишь предопределяет ее развитие. Управлять этим процессом возможно в деятельности, формирующей и развивающей все качества, черты характера и способности. Как отмечал А. Н. Леонтьев, «исследование <...> порождения трансформаций личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, и является ключом к ее подлинному пониманию» [6].
В управлении деятельностью студента важную роль, по мнению М. И. Дьяченко, играет обратная связь, всестороннее и глубокое понимание воспитателями значения ее результатов [7]. В первую очередь эта связь отражается в успеваемости учащихся, их общественной занятости, культуре поведения. Гораздо сложнее получить информацию о самосознании, направленности, темпераменте, характере, способностях как психологических предпосылках эффективности деятельности будущих специалистов. Тем не менее изучение и учет роли этих параметров в жизни учащейся молодежи в значительной мере определяет успех учебно-воспитательной работы в вузе.
Деятельность обучающихся имеет конкретную внутреннюю структуру: цели, мотивы, способы. В ней отражаются присущие студентам познавательные процессы, знания, навыки, умения, лич-
ные качества, а также влияние со стороны других людей, коллектива, преподавателей и руководства вуза в соответствии с требованиями государства и общества к специалистам. Учебная деятельность есть форма активного отношения к изучаемому материалу. Она базируется на определенной ориентации студента, соответствующим образом организующего свои силы, специфична по целям, условиям, мотивам (по сравнению с учебой в школе) [8]. Вместе с тем она является основой формирования личности будущего специалиста.
Становление и поддержание устойчивой направленности личности студента представляет собой непрерывный процесс согласования требований перспективы посредством деятельности и обратной связи. По мнению В. И. Ковалева, формирование мотивов, равно как и системы целей и намерений, идет вместе с выработкой потребностей [9]. Они, как и другие компоненты (интересы, влечения и др.), становятся устойчивее за счет более глубокого познания перспективы и трансформации их в конкретные мотивы.
Один из важных методов развития профессиональной направленности студентов - стимулирование их к самообразованию и самовоспитанию, что, в свою очередь, зависит от формирования положительного отношения к будущей профессии и стремления повышать квалификацию по окончании вуза. Организация активной пробы сил в той сфере, на которую ориентируется студент, является важнейшим условием повышения уровня профессиональной направленности. Реализация данного условия предполагает постановку перед молодыми людьми задач, раскрывающих специфику деятельности и ее творческие стороны [10].
Несомненно, обучение в вузе - важнейший период социализации человека, усвоения опыта, норм, принятых в данной группе и обществе, путем преобразования их в свои личные ценности и ориентации. Вузовское обучение является мощным фактором социализации студентов. Уместность целенаправленного влияния на студентов со стороны педагога и степень его эффективности зависит от того, как понимать воспитание. Если это - воздействие на личность с целью формирования нужных воспитателю, вузу, обществу качеств, то ответ может быть и отрицательным. Если оно направлено на создание условий для саморазвития личности в ходе вузовского обучения, то ответ должен быть однозначно положительным [11]. Воспитание предполагает формирование жизненных позиций, профессиональных и карьерных ценностей, идеалов и целей, определение степени их согласованности. Оно может быть действенным, если переходит в самовоспитание, пробуждает собственную активность, участвует в формировании психологической готовности студентов к карьерному росту по окончании вуза.
Потребность в самовоспитании личности является показателем ее социальной зрелости, которая определяется степенью соответствия профессиональной подготовки требованиям общества. Установка на самовоспитание, связанная с перспективами будущей специальности, способству-
^^ "Культурная жизнь Юга России "
m 3 (32), 2009
ет тому, что получаемая студентами из разных источников информация воспринимается, оценивается и используется ими на фоне задач развития у них соответствующих качеств. Успешность формирования психологической готовности студентов к карьерному росту зависит, прежде всего, от внутреннего принятия учащимися будущей профессии, отношения к ней, которое обусловлено их потребностью к познанию, интересами и идеалами, ценностными ориентациями. При этом необходимо также систематическое, комплексное и целенаправленное использование всего разнообразия принципов, форм и методов в ходе учебно-воспитательной работы в вузе, создание ситуаций, близких к реальным условиям будущей деятельности. В этом и состоит работа по образованию предпосылок формирования у студентов психологической готовности к карьерному росту [12].
Таким образом, анализ научных подходов позволяет систематизировать условия, способствующие формированию психологической готовности к карьерному росту, которые (в соответствии с ее структурой) можно объединить в следующие содержательные блоки:
- развитие мотивационно-ценностного компонента (т. е. потребности в карьерном росте, убежденности в его значимости для дальнейшей жизни, воспитание и поддержание устойчивой профессиональной направленности личности студента, стимулирование мотивационно-ценностного отношения к профессии, интереса к ней, желания проявлять в ней свои способности);
- утверждение оценочно-ориентационного компонента структуры (стимулирование к самообразованию и самовоспитанию, организация активной пробы сил в выбранной ими сфере деятельности, актуализация внутреннего потенциала студента, будущего специалиста, привитие навыков рефлексии);
- выработка эмоционально-волевого компонента (формирование образа «Я» как субъекта готовности к карьерному росту, развитие субъектных качеств, способствующих последнему, а также навыков самоуправления и самоконтроля, создание ситуации успеха).
В настоящее время нами разработано и готово к реализации опытно-экспериментальное исследование по апробации модели формирования психологической готовности к карьерному росту в процессе обучения в вузе.
Литература
1 .Super D. Е. Synthesis. Or is it distillation//Personnel and Guidance journal. 1983. Vol. 61. P. 508-512.
2. Пряжников H. С. Профессиональное и личностное самоопределение. M.; Воронеж, 1996.
3. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
4. Ладанов И. Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. М., 1997.
5. Мшттш Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С.28-38.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. С. 173.
7. Дьяченко М. И. Психология высшей школы. Минск, 2006.
8. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность ...
9. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1970.
10. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
11. Шумская Л. И. Социализация студенческой молодежи. Минск, 2001.
12. ДьяченкоМ. И. Психология высшей школы ...
I. G. PR0K0PENK0. THEORETICAL-METHODOLOGICAL GROUNDS OF PHSYCH READINESS FORMING TO A CAREER ADVANCE
The article deals with the notion «a career advance». The author stipulates the necessity to introduce technologies aimed at high level of students' knowledge as well as their phsych readiness to a career advance.
Key words: a career, a career advance, a psychological readiness, psychological conditions, methodology.
А. П. ЧЕРВАТЮК
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ-УНИВЕРСАЛ
В статье рассматриваются модель и концепция подготовки современного специалиста-универсала музыкального профиля в педагогическом вузе с учетом модернизации российского музыкального образования.
Ключевые слова: современный специалист-универсал музыкального профиля, гуманизация высшего образования.
Современная жизнь общества ставит новые тности, весьма востребованным на данном этапе задачи перед музыкальным образованием. В час- является специалист-универсал. Это обстоятель-