Научная статья на тему 'Формирование карьерных компетенций студентов педагогического вуза'

Формирование карьерных компетенций студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1105
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АКМЕОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутняк Светлана Владимировна

В статье представлены виды карьерных компетенций, представленных определенным набором поведенческих индикаторов, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности. Описывается алгоритм разработки и внедрения в образовательный процесс вуза технологии формирования карьерных компетенций, способствующей развитию и коррекции представлений о карьерных перспективах, обучению социальным и техническим навыкам карьерного роста. Показаны диагностические процедуры и технологии проектирования индивидуальной акмеограммы, личностного проекта «Моя карьерограмма»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование карьерных компетенций студентов педагогического вуза»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 37. 01(045)

Кутняк Светлана Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», kutniak@bk.ru, Саранск

ФОРМИРОВАНИЕ КАРЬЕРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье представлены виды карьерных компетенций, представленных определенным набором поведенческих индикаторов, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности. Описывается алгоритм разработки и внедрения в образовательный процесс вуза технологии формирования карьерных компетенций, способствующей развитию и коррекции представлений о карьерных перспективах, обучению социальным и техническим навыкам карьерного роста. Показаны диагностические процедуры и технологии проектирования индивидуальной акмеограммы, личностного проекта «Моя карьерограмма».

Ключевые слова: карьерные компетенции, технология формирования карьерных компетенций, индивидуальная акмеограмма.

Kutnyak Svetlana Vladimirovna

Candidate ofpedagogical sciences, docent of the Department of Pedagogy Mordovia state pedagogical institute named after M. E Evsevjev, kutniak@bk.ru, Saransk

FORMATION OF CAREER COMPETENCE OF STUDENTS PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Abstract. The article presents the types of career competencies provided a certain set of behavioral indicators that are required for successful teaching. An algorithm development and implementation of the educational process of high school career competencies imaging technologies conducive to the development and correction of ideas about career opportunities, training, social and technical skills for career advancement. Showing diagnostic procedures and technologies for designing individual akmeogrammy, personal project «My karerogramma».

Keywords: career competencies, technology of career competencies, individual akmeogramma.

Проблема формирования личности, готовой к успешной самореализации в мире труда является одной из актуальных в отечественной педагогической теории и практике. Современное общество выдвигает на первый план вопрос подготовки не профессионалов узкого профиля, а конкурентоспособных, инициативных, мобильных личностей, готовых к инновационной профессиональной деятельности, максимальной реализации личностного потенциала, карьерному росту. По справедливому замечанию В. М. Кашлача успешность современного образования определяется, прежде всего, гибким реагированием на постоянно изменяющиеся условия на рынке труда, способ-

ностью профессионала оперативно перестроить содержание своей деятельности [2].

В этой связи перспективным становится процесс формирования карьерных компетенций уже на этапе профессиональной подготовки, позволяющий молодому человеку ответить на вопросы: кем быть, где и как жить, где и как работать, какой стиль жизни выбрать, как реализовать потребности и желания, как стать успешным?

Под карьерными компетенциями в этом случае понимаются индивидуально-личностные характеристики, знания, умения, навыки, модели поведения студента, ценности, факторы мотивации, необходимые для эффективного выполнения профессиональ-

ной деятельности на более высоком уровне и способствующие личному и карьерному росту. Сочетание имеющихся у человека карьерных компетенций определяет его дальнейший путь развития, в том числе и определенный карьерный сценарий.

Одним из ключевых моментов становления карьеры на этапе вузовского обучения является правильное определение и последующая диагностика уровня сформирован-ности значимых карьерных компетенций. При определении профиля карьерных компетенций значимых, в первую очередь, для будущего учителя, мы ориентировались на совокупность объективных характеристик, обеспечивающих высокий уровень профессионального выполнения педагогом своих функций, фиксируемую степень практической реализации профессиональных знаний и умений, ориентацию на развитие карьеры в рамках педагогической деятельности. Такой подход позволил выделить следующие группы карьерных компетенций: в области проектирования карьеры; в области мотивации к достижениям; в области коммуникативной деятельности; в области эмоций и поведения; в области личностных качеств и способностей; в области проектно-исследовательской деятельности; в области профессионального совершенствования.

Каждую карьерную компетенцию можно представить определенным набором поведенческих индикаторов - качеств, способностей и умений, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности.

Карьерные компетенции в области проектирования карьеры:

- умение определять цели и задачи карьеры и пути их реализации;

- умение строить план карьеры с учетом значимых факторов личной и профессиональной самореализации;

- умение выстраивать траекторию образовательной деятельности в рамках реализации плана карьеры;

- умение определять степень реалистичности плана карьеры и мобильно менять его;

- умение проектировать свою карьеру с учетом жизненных целей и ценностей;

- умение составлять карьерное портфолио;

- умение прогнозировать карьерную траекторию.

В области мотивации к достижениям:

- способность к достижению поставленных целей;

- стремление к получению все более высокого результата;

- стремление продвигаться по карьерной лестнице;

- стремление к достижению успеха в профессиональной деятельности;

- готовность в полной мере реализовывать свои способности для решения задач;

- готовность повторить профессиональный выбор при изменении приоритетов и условий жизнедеятельности.

В области коммуникативной деятельности:

- владение навыками продуктивного общения;

- умение вызвать у собеседника благоприятное впечатление и уважение с первого контакта;

- умение достигать своих целей в процессе общения;

- умение доступно и точно формулировать вопросы и ответы;

- способность к успешному взаимодействию с людьми.

В области эмоций и поведения:

- владение приемами волевой, эмоциональной и интеллектуальной саморегуляции;

- умение создать у себя и окружающих хорошее настроение;

- умение вызвать к себе расположение окружающих;

- умение выдерживать большие эмоциональные нагрузки.

В области личностных качеств и способностей:

- стремление к полной реализации своих способностей в решении карьерных задач;

- владение техниками самопознания и саморазвития для формирования конкурентоспособности на рынке труда и образовательных услуг;

- умение определять у себя проявление врожденных и приобретенных способностей;

- умение осмысливать характер собственных достоинств;

- умение пользоваться техниками само-презентации;

- способность к мобильности, позволяющей принимать решения в различных ситуациях карьерного выбора;

- способность к проявлению лидерских качеств.

В области проектно-исследовательской деятельности:

- умение работать в проектном режиме:

- умение воплощать выработанные стратегии в конкретные действия;

- умение оценивать соответствия полученного результата намеченной цели;

- умение работать с различными источникам, оперативно выделять фрагменты необходимой информации;

- умение группировать, систематизировать и перерабатывать информацию в зависимости от поставленной цели в соответствующей форме.

В области профессионального совершенствования:

- способность оценивать уровень своих знаний и умений;

- готовность к постоянному обучению;

- владение эффективными методами самообучения;

- стремление использовать все возможности для повышения своей компетентности.

Сочетание карьерных компетенций определяет путь успешного профессионального развития и определенный карьерный сценарий. Однако, как показывает практика, у большинства выпускников отсутствуют карьерные компетенции, способствующие успешной самореализации в профессиональной деятельности: умение ладить с людьми, адаптироваться в новом коллективе, брать на себя ответственность, быть мобильными, конкурентоспособными, обладать организаторскими и лидерскими качествами и т. д. Вместе с тем, современный вуз имеет возможность создать условия для карьерного развития студентов, начиная с первого курса. С этой целью нами осуществлена попытка разработки и внедрения в образовательный процесс вуза технологии формирования карьерных компетенций, способствующей развитию и коррекции представлений о карьерных перспективах, обучению социальным и техническим навыкам карьерного роста.

Разработка и реализация предлагаемой технологии предполагает:

- обоснование подходов, принципов, целей, задач, этапов формирования карьерных компетенций;

- выявление педагогических условий, способствующих эффективному формированию и развитию карьерного потенциала студентов;

- создание карьерообразовательной среды вуза;

- мониторинг профессионально-личностного развития студентов, направленный на выявление оптимальных путей продвижения по карьерной лестнице в зависимости от карьерной мотивации карьерных ожиданий;

- организация карьерного тьюторинга и карьерного коучинга;

- внедрение в учебный процесс в качестве дополнительных образовательных программ и тренингов по наработке необходимых для карьерного становления качеств, умений и навыков;

- осуществление обратной связи с выпускниками с целью уточнения этапов продвижения по служебной лестнице и соотнесения реального положения дел, касающегося их карьерного роста, с планированием карьеры в вузе;

- корректировка деятельности вуза по обеспечению качественного обучения и целенаправленного проектирования студентами карьеры в соответствии с запросами общества, работодателей и профессиональной мотивацией студентов;

- разработка методических рекомендаций педагогического сопровождения карьеры в период вузовской подготовки в вузе с целью использования в системе профессионального гуманитарного образования.

Структура процесса формирования карьерных компетенций студентов может быть представлена несколькими блоками, условно названными как аналитико-диагностиче-ский, карьеро-проектировочный, презентационный, мониторинговый.

Первый блок (аналитико-диагно-стический) предполагает разработку диагностирующего инструментария исследования профессионально-личностных качеств и способностей, а также карьерной готовности будущих учителей и составление на основе полученных данных акмеограммы. Карьерная готовность предполагает «направленное на планирование и построение карьеры выражение личности, включающее ее убеждения, взгляды, мотивы, чувства, установки, настроенность на поведение, которое обе-

спечит успешное построение карьеры и соответствие ожиданий личности ожиданиям карьерной среды» [3, с. 9]. Процесс исследовании карьерной готовности начинается с определения сферы будущей профессиональной деятельности; набора компетенций, определяющих в совокупности профессиональную компетентность педагога; деловых характеристик, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Карьерная готовность выявляется через:

- уровень сформированности мотивации к педагогической профессии и обучению компетенциям, необходимым для ее успешного овладения;

- наличие имеющихся педагогических способностей и соотнесение их с професси-ограммой учителя;

- определение личностных положительных и отрицательных качеств, влияющих на успешность карьеры;

- выявление ожиданий студента в отношении собственной карьеры;

- проектирование целей будущей профессиональной карьеры.

Предметом диагностических процедур выступает учебно-познавательная мотивация, тип ценностных ориентаций, уровень притязаний, уровень сформированности личной профессиональной перспективы, степень готовности к саморазвитию и самопознанию. Учебно-познавательная мотивация диагностируется посредством учебной активности, о наличии которой свидетельствуют следующие показатели: готовность отвечать, желание задавать вопросы, желание добывать знания самостоятельным путем, преодоление препятствий в изучении проблемы, стремление к самостоятельности и критичности рассуждений, готовность поделиться знаниями.

Диагностика уровня притязаний осуществляется через анализ реакции студента на успех и неудачу, причин неудач, поведения в случае успеха или неудачи.

Тип ценностных ориентаций диагностируется по критерию отношения ценности к сфере профессиональной деятельности. Он может быть противоречивым или непротиворечивым, в зависимости от выбираемых ценностей, которые реализуются непосредственно в профессиональной деятельности.

Готовность к саморазвитию диагностируется по двум критериям: готовность знать себя и готовность менять себя.

Уровень сформированности личной профессиональной перспективы дает картину обобщенной и целостной оценки перспектив профессионального и личностного саморазвития по следующим критериям: общая ориентировка в мире профессий, наличие устойчивых жизненных ценностей и главной жизненной цели, наличие согласованных личных и профессиональных целей, наличие запасного варианта профессионального развития в случае неудачи по основному варианту, представление о трудностях внешнего и внутреннего характера при достижении поставленных целей и способов устранения препятствий.

В целях диагностики предлагается использовать опросник «Мотивация к карьере» (Методика А. Ноэ, Р. Ноэ), позволяющий выявить степень развития карьерной интуиции, карьерной причастности, карьерной устойчивости; методику «Карьерные ориентации» (Э. Шейн), направленную на определение ведущей карьерной ориентации; проективный тест «Круги и линии» (Е. Мо-гилевкин), диагностирующий отношение к карьере. Оценить наличие профессионально значимых качеств можно также с помощью современной технологии оценки персонала «Ассессмент-центр» [4].

После завершения диагностических процедур студент совместно с тьютором составляет индивидуальную акмеограм-му. Акмеограмма выявляет особенности профессионального самосовершенство-

вания, пути достижения более высокого уровня профессиональной деятельности и представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию личности [1]. В своей практике мы используем более упрощенный вариант построения акмео-граммы - виды деятельности студента по преобразованию самого себя как личности и как будущего педагога и необходимые для этого условия и факторы. Составление акмеограммы осуществляется через сопоставление собственных способностей, качеств, знаний, умений с требованиями профессиограммы учителя или с профессиональным идеалом.

В связи с широким распространением проектного подхода в современном менеджменте конкурентные преимущества на рынке труда получают молодые специалисты, владеющие навыками работы в проектном режиме. Умение включаться в проект, нести ответственность за свою часть проектной деятельности - одна из ключевых компетенций, обеспечивающих успех выпускника вуза. Возможности овладения данной компетенцией заложены в карьеропроектировочном блоке, предполагающем целенаправленное проектирование профессиональной карьеры и разработку индивидуального проекта «Моя карьерограмма».

Наиболее эффективной формой деятельности по содействию студентам в разработке плана карьерного становления является введение элективного курса «Планирование карьеры», цель которого - знакомство с различными подходами и современными методами карьерного планирования. В процессе освоения данного курса решаются следующие задачи: обучение студентов практическим умениям и навыкам планирования карьеры; развитие умений определять наиболее эффективные пути, средства и методы достижения успеха в профессиональном и должностном росте; разработка алгоритмов и правил составления личного карьерного плана. Курс «Планирование карьеры» состоит из двух частей - теоретической и практической. Теоретическая часть обеспечивает знакомство студентов с основами планирования карьеры и особенностями функционирования рынка труда и образовательных услуг, а также структурой личности и технологиями принятия решения. Практическая часть курса направлена на реализацию индивидуальных планов карьеры в предметно-практической деятельности, которая должна иметь проектно-исследовательский характер. Проектная деятельность в рамках данного курса предполагает совместную разработку и оформление замысла карьерного проекта, подготовку теоретического обоснования и практических рекомендаций по реализации проектного замысла, рефлексивную оценку качества результата.

Итогом деятельности студентов в рамках данного курса выступает разработка индивидуального проекта «Моя карьерограм-ма» - личного плана, содержащего набор

возможных направлений карьерного роста, целей реализации данного направления и деятельности по их достижению. Карьеро-грамма основывается на индивидуальных жизненных принципах и правилах и содержит конкретные шаги по формированию карьерных компетенций.

В рамках презентационного блока предполагается непосредственное участие студентов в психологических и бизнес-тренингах: само-презентации, адекватной самооценки деловых и личностных качеств, постановки целей, поиска работы и эффективного прохождения собеседования, адаптации на рабочем месте, ведения телефонных разговоров и т. д. Цель этого этапа - наработка навыков презентации карьерных возможностей, профессиональных и личностных достижений. Эффективность работы на данном этапе обеспечивается использованием в образовательном процессе карьерообразующих форм, средств и методов обучения - деловых игр, презентаций, минилекций, мозгового штурма, мастер-классов. Наиболее результативным методом является организация внутривузовского шефства. Внутривузовское шефство направлено на привлечение студентов старших курсов, демонстрирующих успешное карьерное поведение, в процесс формирования карьерной мотивации у студентов младших курсов, что обеспечивает более успешную их профессионализацию. При этом реализуется модель наставничества и обеспечивается адаптация студентов к реалиям педагогической деятельности уже с первых курсов обучения в высшем учебном заведении. Подобное курирование играет значительную роль в социальной адаптации первокурсников, а «шефы-кураторы» получают навыки реального управления, отрабатывая методы эффективной межличностной коммуникации.

В качестве примеров практической реализации идеи внутривузовского шефства можно привести: активное участие студентов старших курсов в проведении адаптационных тренингов для первокурсников, испытывающих определенные трудности в вузовской жизни; объединение студентов старших и младших курсов, заинтересованных в углубленном изучении выбранного направления, в ходе обучения по дополнительным программам; совместную организацию и проведение досуговых мероприятий и т. д.

Положительно зарекомендовала себя в целях самопрезентации такая форма, как портфолио карьерного продвижения, представляющее собой пакет документов в бумажном или электронном варианте, отражающих все достижения студентов за период обучения в вузе. Карьерное портфолио является многокомпонентной структурой и выполняет несколько функций: накопительную (сбор различных документальных подтверждений успехов), диагностическую (оценка уровня достижений и выявление сильных сторон), рефлексивную (осмысление путей развития делового и личностного потенциала). Будущие педагоги включают в портфолио по собственному усмотрению ряд документов из числа предложенных: список пройденных учебных курсов по основной сфере деятельности, тренингов, специализированных семинаров, элективных курсов; список внеучебных мероприятий, в которых студент принимал участие в роли организатора; перечень должностей и поручений, выполняемых студентом в период обучения; отчеты и отзывы о прохождении педагогических практик; тезисы докладов на научно-практических конференциях; грамоты, благодарности, другие формы награждений; выпускная квалификационная и курсовая работа; рекомендательные письма от преподавателей и кураторов; профессионально составленное резюме; акмеограмму и карьерограмму. Портфолио карьерного продвижения составляется в такой форме, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с научными руководителям преподавателями и кураторами в вузе в период обучения, а также с потенциальными работодателями после окончания высшего учебного заведения.

Как показывают отзывы выпускников, карьерное портфолио является действенным средством развития карьеры - его наличие помогает при трудоустройстве, при прохождении конкурса на замещение вакантных должностей, при собеседовании с будущими руководителями.

Формирование карьерных компетенций будущего учителя невозможно без понимания его как субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности. Перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятель-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ность, развития в саморазвитие, образования в самообразования. Вне самообразования идея карьерного развития неосуществима. Самообразование будет способствовать продуктивному формированию карьерных компетенций, если:

- в процессе самообразования реализуется потребность к собственному развитию и саморазвитию как движущей силе карьерного роста;

-осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального саморазвития и самообразования;

- студент владеет способами самопознания и самоанализа, осознает как позитивные, так и негативные моменты своей будущей профессиональной деятельности, признает необходимость постоянного совершенствования и является открытым для изменений;

- студент обладает способностью к рефлексии - деятельности, направленной на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов.

Формирование карьерных компетенций студента в процессе вузовского обучения невозможно без блока мониторинговых процедур и карьерного тьюторинга. С этой целью необходимо создание в учебном заведении центров профориентации и трудоустройства, студенческих кадровых агентств, акмеологических центров, реализующих консалтинговые программы по развитию карьеры. Стратегическим направлением деятельности подобных служб является пси-холого-педагогическая и организационная поддержка карьеры, которая обеспечивается профессионалами (педагогами, психологами, коучингами, тьюторами). В рамки предлагаемой технологии логично вписывается акмеологическая служба. Эта служба занимается карьерным коучингом и вопросами трудоустройства студентов, выступая в качестве посредника между образовательными учреждениями и будущими педагогами, и реализуя собственные программы содействия трудоустройству студентов. В практике деятельности данной службы используются такие формы работы как ведение базы данных выпускников и вакансий в сфере педагогической профессии; консультирова-

ние студентов по вопросам трудоустройства и составления резюме; проведение «Дней карьеры» и «Ярмарок вакансий»; организация круглых столов с руководителями общеобразовательных учреждений и органами управления образованием и т. д.

В результате участия в данных мероприятиях студенты приобретают знания о реальной ситуации на рынке труда, возможных способах поиска работы, правовых аспектах взаимоотношений с работодателями; а также умения анализировать изменения, происходящие на рынке труда, учитывать их в процессе профессионального обучения, составлять резюме и т. д.

Так как процесс карьерной профессионализации является сложным и нелинейным, необходим постоянный мониторинг процесса формирования карьерных компетенций и профессионально-личностного развития студентов. При этом вуз берет на себя определенную социальную ответственность за успешное начало профессионального пути и благоприятный стартовый уровень карьеры молодого специалиста: проводятся маркетинговые исследования рынка образовательных услуг, внедряются дополнительные образовательные программы, способствующие повышению конкурентоспособности будущих педагогов и т. д. Из числа наиболее успешных студентов формируется собственный кадровый резерв.

Таким образом, процесс формирования и развития карьерных компетенций является неотъемлемой составляющей профессионального и карьерного развития современного молодого специалиста и является показателем успешной профессиональной социализации.

Предложенный вариант технологии формирования карьерных компетенций студентов в период вузовской подготовки, включающий совокупность компонентов, отражающих системный характер данного процесса и логику взаимосвязи целей, задач, содержания, функций, форм, методов, не исчерпывает всей полноты решения проблемы карьерного развития будущих педагогов, а предлагает лишь один из путей ее решения.

Библиографический список

1. Деркач А. А. Акмеология в вопросах и ответах. - М.: Издательство Московского психологосоциального института, 2007. - 108 с.

2. Кашлач В. М. Становление профессиональной мобильности педагога в процессе профессионального образования // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 3. - С. 28-34.

3. Миронова-Тихомирова А. С. Психологическая структура карьерной готовности выпускника вуза: автореферат дис.. .канд. психол. наук. - Хабаровск, 2006. - 24 с.

4. Могилевкин Е. А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. - СПб.: Речь, 2007. -336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.