► ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 373.2 ББК 74.100.5
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF AESTHETIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN
Комарова Тамара Семеновна
Заведующий кафедрой дошкольного образования Московского государственного областного университета, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Международной академии наук педагогического образования
E-mail: [email protected]
Москвина Анна Сергеевна
Заместитель декана по учебной работе факультета психологии Московского государственного областного университета, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования E-mail: [email protected]
Komarova Tamara S.
Head of the Department of Preschool Education, Moscow Region State University, ScD in Education, Full Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Academician of the International Academy of Pedagogical Education Sciences E-mail: [email protected]
Moskvina Anna S.
Deputy Dean for academic affairs of the Faculty of Psychology, Moscow Region State University, PhD in Education, Assistant Professor at the Department of Preschool Education E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье авторы рассматривают теоретические и методологические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях. Представлен анализ феномена эстетического воспитания. Раскрыты сущностные черты детского рисунка как психолого-педагогического феномена. Актуализирована проблематика возможностей
Abstract. In this article, the authors examine the theoretical and methodological foundations of the aesthetic education of children of preschool age in modern conditions. The analysis of the phenomenon of aesthetic education is presented. The essential features of a children's drawing as a psychological and pedagogical phenomenon are revealed. The
каждого ребенка. Освещена миссия и задачи изобразительной деятельности в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации. Описаны организационно-педагогические условия, влияющие на полноценное эстетическое воспитание ребенка в условиях дошкольной образовательной организации в эпоху цифрового мира.
problematics of the possibilities of each child are updated. The mission and tasks of the visual activity in the pedagogical process of the pre-school educational organization are highlighted. Organizational and pedagogical conditions affecting the full aesthetic education of a child in the pre-school educational organization in the digital world are described.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, ребенок дошкольного возраста, теоретические и методологические основы, условия, феномен, детский рисунок, изобразительная деятельность.
Keywords: aesthetic education, a preschool child, theoretical and methodological foundations, conditions, phenomenon, a children's drawing, graphic activity.
В современной образовательной и педагогической действительности особую актуальность приобретает исследование проблем эстетического воспитания именно детей дошкольного возраста в связи с тем, что инвестиции в дошкольное детство превышают в разы инвестиции в школьное и вузовское образование индивидуума.
На наш взгляд, в настоящее время необходимо актуализировать проблемы художественно-эстетических основ детского рисунка, организации нового видения данного вопроса в дискурсе меняющихся парадигм в системе дошкольного образования, что и определило цель нашего значительного исследования, которое будет отражаться на страницах ведущих периодических педагогических изданий России; состоящая в разработке нового видения и инструментария, архитектуры, конструкта и прочих важнейших детерминант эстетического воспитания детей дошкольного возраста для нового сложного мира с учетом глобальных вызовов и процессов, происходящих на всех континентах.
Рассмотрим более подробно феномен эстетического воспитания детей.
Эстетическое чувство - это способность непосредственно воспринимать и ощущать гармонию мира, красоту или безобразие предметов и явлений действительности.
Эстетическое чувство возвышает и облагораживает человека, помогая ему правильно воспринимать и выражать самому различные состояния - радость, восторг, страдание, гнев, горе и проч.
Эстетический вкус - это способность судить о прекрасном или безобразном по чувству удовольствия или неудовольствия, испытываемого нами от предмета или явления [1].
На наш взгляд, особое место в эстетическом воспитании детей является рисунок, выполненный самим ребенком.
Детский рисунок давно привлекает внимание художников, искусствоведов, культурологов и ученых различных областей знаний - биологов, психологов, этнографов и проч. Изучение детского рисунка имеет свою историю.
Однако гораздо важнее для нас разобраться в причинах того глубокого интереса, который проявляется к детскому рисунку в настоящее время во многих странах.
Известно, какое большое внимание уделяется выставкам детского рисунка ЮНЕСКО. Международный обмен этими выставками прочно вошел в практику культурного общения практически всех стран в целях взаимопонимания и сотрудничества [2].
Важное место в современной педагогической теории и образовательной практике занимает эстетическое воспитание и обучение рисованию детей дошкольного возраста.
Чрезвычайно активное внимание в последнее время учеными-педагогами уделяется возможностям каждого ребенка (одаренность, талантливость, способности). Мы считаем, что творческая индивидуальность сможет развиваться только при условии обогащения его знаниями и умениями. Обучение детей в области такой творческой деятельности, как рисование, выступает ведущим фактором гармоничного развития детей дошкольного возраста.
Всеобщее художественное воспитание осуществляется в первую очередь в дошкольных образовательных организациях, в которых жизнь и деятельность ребенка строится несколько иначе, чем в семье. Что касается рисования, в условиях семейного воспитания одни дети имеют возможность много времени уделять этому занятию и их увлечение поддерживается и одобряется, другие - совсем не имеют возможности рисовать, у них не возникает и интереса к этой деятельности.
В дошкольной образовательной организации XXI в. занятия рисованием, лепкой, равно как и пением, физическими упражнениями и проч., обязательны для всех детей и проводятся в установленное время. В результате интерес к рисованию развивается у большинства детей; по своему желанию они могут рисовать и лепить в часы игр. Регулярно проводимые занятия имеют большое значение для развития способности к изобразительной деятельности, что так же важно и для дальнейшего обучения детей в начальной школе, готовности к обучению в школе и проч.
На общегрупповых занятиях целесообразно всякий раз предоставлять детям полную самостоятельность. Опыт подобной организации рисования уже имел место в XX в. и себя не оправдал [3].
Развитие детей в условиях коллективного воспитания требует очень продуманной методики и организации занятий. Воспитателю дошкольной образовательной организации не только нужно любить и ценить детское творчество, но и уметь учить, а через это воспитывать и развивать одаренность и творческий потенциал каждого ребенка.
Общеизвестно то, что индивидуальные различия детей уже в возрасте трех-четы-рех лет велики, и то, как данные различия оказывают влияние на овладение рисованием. Владение кистью и карандашом, равно как и глиной и ножницами, не дается всем детям естественно и свободно. Без должной помощи воспитателя и без обучения многие дети не могут овладеть ими своевременно. Своевременное овладение данной деятельностью означает, что, когда у ребенка уже рождаются замыслы, техническое неумение мешает их выразить. Обучаясь, дети уже к пяти годам получают возможность владеть кистью и карандашом свободно и легко. Приходит та непринужденность, которая необходима для дальнейшего развития творчества, не позволит ему угаснуть и в школьные годы [4].
Можно согласиться с гипотезой, что нужно учить детей владеть кистью и карандашом, но изображают они пусть как хотят. На практике, которая осуществлялась авторами данной статьи во многих дошкольных образовательных организациях Московской
области, оказывается, что и умение изображать приобретается детьми постепенно и имеет свои закономерности, которые необходимо знать воспитателю.
Кроме того, маленьких детей невозможно учить технике, не соединяя и не проводя ассоциативный ряд этого с изображением чего-либо. Ведь каждая проведенная ребенком линия и нарисованная им форма полна для него смысла.
Изобразительная и техническая стороны не могут быть разорваны в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Помимо этого следует учесть, что в условиях коллективных занятий обучение не может сводиться к помощи при отдельных затруднениях того или иного ребенка. Все дети одновременно получают какое-либо задание, формируют умение и усваивают навык. Пояснения отдельным детям могут быть только дополнительными.
Над такой системой обучения рисованию и лепке маленьких детей и работает отечественная теория и практика дошкольного образования. Безусловно, в настоящее время происходит активный процесс поиска новых идей, создания инновационной архитектуры детского рисунка, мыслеообразные концепты и прочее для детей дошкольного возраста с учетом их талантливости и одаренности [5].
Наряду с этим не все, что имеется в лучшем передовом опыте дошкольных образовательных организаций, нашло свое отражение и применение в массовой педагогической теории и образовательной практике.
Значительная проблема в системе дошкольного образования современности - это недостаточная квалификация и компетентность воспитателя, в частности, невысокий уровень его художественно-эстетического развития. На наш взгляд, необходимо улучшить и упрочить подготовку высокопрофессиональных педагогов для дошкольных организаций Российской Федерации. Неуклонно бурный рост дошкольных образовательных организаций опережает возможности этой подготовки. Мы уверены, что это дело временное и будет решено в самые ближайшие сроки, о чем заявляет и министр просвещения России О. Ю. Васильева и директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Т. В. Волосовец.
Что касается путей и методов повышения художественной культуры воспитателя дошкольной образовательной организации, равно как и педагога общеобразовательной организации, то в этом деле, на наш взгляд, громадную роль и помощь могли бы оказать художники и представители творческих профессий.
Нельзя не сказать, что в настоящее время прослеживается острая необходимость в художественных произведениях для детей - скульптуре, графике, прикладном искусстве и проч.
Организация и методика проведения анализа оценки созданных детьми изображений могут оказать существенное влияние на развитие детского творчества. Поэтому очень важно оценивать детские рисунки доброжелательно, эмоционально, отличая интересные решения, выразительность, что новое внес каждый ребенок. Даже в рисунке не очень удачном можно найти интересные детали и обратить на них внимание всех детей. Совместный просмотр, анализ и оценка созданных детьми изображений обогащает творчество детей, дает им возможность видеть разнообразие замыслов и воплощений.
Воздействие различных средств художественно-эстетического цикла по сути своей способствует всестороннему развитию личности ребенка: развитию таких психических процессов, как восприятие, представление, мышление, воображение и проч. В процессе осуществления изобразительной деятельности решаются задачи нравственного, трудового, умственного воспитания.
Исследования, выполненные под руководством ведущих специалистов в области дошкольного детства (Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина, Г. П. Новикова, А. И. Савенков, Р. Г. Казакова), показывают, что изобразительная деятельность является эффективным средством воспитания социально активной личности.
С другой стороны, изобразительная деятельность в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации успешно взаимосвязана с ознакомлением с окружающей жизнью (природой, трудов взрослых и проч.). Это подтверждают исследования С. Д. Галайда «Отражение труда взрослых в рисунках старших дошкольников», Е. Янаки-евой «Взаимосвязь изобразительной деятельности с природой» и проч. - и широкая опытная работа авторов данной статьи по изобразительной деятельности на различных площадках как Российской Федерации, так и зарубежья (Германия, Италия).
Ребенок-дошкольник, создавая свой продукт, действует не только для себя, удовлетворяя свою потребность в действии, движении, как это трактуют теоретики и практики дошкольного детства. Ребенок стремится своим рисунком, лепкой, танцем и проч. воздействовать на окружающих и получить их оценки.
Итак, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования для дошкольных организаций особое внимание уделяется среде, в которой воспитывается ребенок [6].
Создание безопасной и эстетически насыщенной, а еще лучше - комфортной среды в современной дошкольной образовательной организации - это задача, решение которой необходимо не только для охраны жизни и здоровья детей (физического и психического), но и для всестороннего развития детей и подготовки их к обучению в школе.
Необходимо создать такую среду, в которой осуществляется жизнедеятельность детей, где ребенок чувствовал бы себя спокойно, защищенно и уверенно. Для этого он должен быть окружен вниманием и заботой взрослого. Достичь такого положения можно лишь в том случае, если будут соблюдаться нормы наполнения групп детей в соответствии с возрастными показателями. Переполнение групп детьми ведет к повышению нервно-психического напряжения [7; 8].
Важно понимать, что полноценное эстетическое воспитание ребенка и формирование его художественных способностей происходит с учетом следующих организационно-педагогических условий:
1. Акцентирование приоритетного внимания к специфическим детским деятель-ностям: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые могут при условии их оптимальной организации обеспечить всестороннее развитие ребенка и наполнить его жизнь интересным содержанием.
2. Актуализация творческого подхода педагогических работников к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также организации занятий
с детьми с использованием разнообразных форм, методов и приемов работы в этом направлении. Содержание составляет и трансформированный учеными (педагогами и психологами) с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей общественно-исторический опыт человечества, включающий, по мнению отечественных ученых - И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, - четыре компонента: знания, навыки, умения и опыт творческой деятельности, базирующийся на знаниях, навыках и умениях, но не идентичный им и не сливающийся с ними, а также опыт эмоционального отношения к миру.
Список литературы
1. Лосич Л. Н. Основы этики и эстетики: учеб. пособие. - М.: МГИУ, 2004. - 66 с.
2. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 160 с. - (Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы»).
3. Москвина А. С., Радомская О. И., Юдушкина О. В. Изобразительное искусство и литературное медиатворчество в организации трудового воспитания детей дошкольного и школьного возрастов // Педагогика искусства. - 2016. - № 3. -С. 66-73.
4. Комарова Т. С. Величайшие педагоги и психологи мира об одаренности и способностях детей // Педагогическое образование и наука. - 2016. - № 5. -С. 10-13.
5. Третьяков А. Л. Формирование толерантного мироотношения у детей дошкольного возраста посредством фольклора в современном инклюзивном образовании - актуальная психолого-педагогическая проблема // Перспективы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. и образовательного семинара (к 100-летию Санкт-Петербургского государственного института культуры), 18-19 мая 2018 г., Санкт-Петербург. - СПб., 2018. - С. 192-198.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 28.01.2019).
7. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. -М.: Просвещение, 1973. - 208 с.
8. Современные информационно-коммуникационные технологии в дошкольной образовательной организации: учеб.-метод. пособие / Т. Н. Мельников [и др.]. -М.: МГОУ, 2015. - 138 с.
9. Александрова В. Г., Богуславский М. В. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм. - М.: МГПУ, 2007. - 311 с.
10. Богуславский М. В., Куликова С. В., Романов А. А. Формирование и деятельность учителя: исторический опыт передачи образованности и культуры // Психолого-педагогический поиск. - 2016. - № 3. - С. 15-27.
References
1. Losich L. N. Osnovy etiki i estetiki: ucheb. posobie. Moscow: MGIU, 2004. 66 p.
2. Komarova T. S., Zatsepina M. B. Integratsiya v vospitatelno-obrazovatelnoy rabote detsk-ogo sada: posobie dlyapedagogov doshkolnykh uchrezhdeniy. Moscow: Mozaika-Sintez, 2014. 160 p. (Uchebno-metodicheskiy komplekt k programme "Ot rozhdeniya do shkoly").
3. Moskvina A. S., Radomskaya O. I., Yudushkina O. V. Izobrazitelnoe iskusstvo i literaturn-oe mediatvorchestvo v organizatsii trudovogo vospitaniya detey doshkolnogo i shkolnogo vozrastov. Pedagogika iskusstva. 2016, No. 3, pp. 66-73.
4. Komarova T. S. Velichayshie pedagogi i psikhologi mira ob odarennosti i sposobnostyakh detey. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2016, No. 5, pp. 10-13.
5. Tretyakov A. L. Formirovanie tolerantnogo mirootnosheniya u detey doshkolnogo voz-rasta posredstvom folklora v sovremennom inklyuzivnom obrazovanii - aktualnaya psik-hologo-pedagogicheskaya problema. In: Perspektivy psikhologo-pedagogicheskoy raboty v sovremennom obrazovatelnom uchrezhdenii. Proceedings of the III International scientific-practical conference and educational seminar (to the 100th anniversary of the St. Petersburg State Institute of Culture), 18-19.05.2018, St. Petersburg. St. Petersburg, 2018. Pp. 192-198.
6. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart doshkolnogo obrazovaniya. Available at: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (accessed: 28.01.2019).
7. Sakulina N. P., Komarova T. S. Izobrazitelnaya deyatelnost v detskom sadu. Moscow: Prosveshchenie, 1973. 208 p.
8. Melnikov T. N. (et al.). Sovremennye informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v doshkolnoy obrazovatelnoy organizatsii: ucheb.-metod. posobie. Moscow: MGOU, 2015. 138 p.
9. Aleksandrova V. G., Boguslavskiy M. V. Novye rubezhipedagogicheskoy realnosti: aksi-ologiya, dukhovnost, gumanizm. Moscow: MGPU, 2007. 311 p.
10. Boguslavskiy M. V., Kulikova S. V., Romanov A. A. Formirovanie i deyatelnost uchitelya: istoricheskiy opyt peredachi obrazovannosti i kultury. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2016, No. 3, pp. 15-27.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 3
Статья поступила в редакцию 27.01.2019 The article was received on 27.01.2019