1УДК 373.291 ББК 74.100.5
ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
А. П. Аникина
Аннотация. Статья посвящена вопросам взаимодействия различных образовательных развивающих областей в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения; использованию процесса интеграции в проведении занятий определенной тематики; внедрению сетевой формы взаимодействия при проведении опытно-экспериментальной работы по формированию выразительного образа человека в продуктивной деятельности, такой как рисование.
Опытно-экспериментальная работа по формированию эмоционального выразительного образа человека на занятиях по рисованию проводилась в старшей и подготовительной группах детского сада (АОУ детский сад № 26 «Незабудка» г. Долгопрудного Московской области). Итогом цикла занятий стал выразительный портрет, отображающий профессиональную принадлежность человека.
Ключевые слова: дошкольники, интеграция, изображение человека, эмоционально-выразительный образ человека в рисунке, эстетическое развитие.
INTEGRATION AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
A. P. Anikina
Abstract. The article deals with the issues of interaction of various educational developmental areas in the educational process of preschool institutions; the use of process integration in the class on a specific topic; introduction of network forms of interaction when carrying out experimental work on the formation of an expressive image of man in productive activities such as drawing.
Experimental work was held on the formation of emotional and expressive image of a person at drawing classes in the senior and preparatory groups of the № 26 kindergarten "Nezabudka", Dol-goprudny (Moscow region). The result of course is the expressive portrait that shows the professional affiliation of the person.
Keywords: preschoolers, integration, portrayal of a man, emotionally-expressive image of a man in a picture, aesthetic development.
Формирование эстетической культуры личности особенно важно в дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человека. Это период познания ребенком окружающего мира, период его первичной социализации, период, когда активизируется индивидуальность мышления, развивается познавательная мотивация. Чтобы правильно развивать ребенка, нужно дать ему возможность охватить своим вниманием как можно больше образовательных областей и самостоятельно отдать предпочтение одной из них либо нескольким.
Вопросы интеграции во всех образовательных областях дошкольном образовании в настоящее время актуальны. Мы проанализировали научные исследования отечественных ученых Т. С. Комаровой, М. Б. Зацепиной, Е. А. Пелих, А. И. Савенкова, Н. М. Сокольниковой и др. по вопросам организации воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. Т. С. Комарова в своей исследовательской работе показывает, что интеграция в области художественно-эстетического развития дает возможность обогатить содержание детского творчества через пересечение искусства с самостоя-
тельной художественно-творческой деятельностью детей дошкольного возраста. Она дает пояснение о дифференциации комплексных и ин-тегративных занятий. Т. С. Комарова утверждает, что интеграция является системообразующим фактором процесса обучения детей изобразительной деятельности и развития их творчества, включенных в разработанную ею комплексную систему рисования, аппликации и лепки. Это подразумевает тесную взаимосвязь всех разделов воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду.
Научные разработки по процессу интеграции в эстетическом воспитании и развитии детского художественного творчества привели к эффективной динамике образования дошкольников на всех уровнях обучения, которое проявляется в следующем:
• объединение разных видов искусств и различных видов деятельности, которые способствуют развитию всех познавательных психических процессов у детей с учетом периодизации всего дошкольного детства;
• повышение мотивации усвояемости детьми разнообразного материала и программного содержания;
• качественное формирование художественно-эстетического вкуса у детей;
• сокращение количества занятий для предотвращения перегрузки детей и сохранения психофизического здоровья;
• эффективное формирование педагогического коллектива и целостного подхода в педагогической деятельности образовательной организации;
• приобретение детьми разносторонних знаний и формирование целостного представления о мире со всеми его составляющими;
Опытно-экспериментальная работа, проводимая в АОУ детском саду № 26 «Незабудка» г. Долгопрудного Московской области по формированию эмоционального выразительного образа человека в рисовании детей пред-школьного возраста (6-7 лет), включала себя проектную деятельность. Целью проектной деятельности являлось:
• ознакомление детей предшкольного возраста с миром искусства, возникновение и развитие познавательной мотивации в отношении мира искусства, посредством интеграции худо-
жественной, эстетической, игровой, изобразительной деятельности;
• воспитание в ребенке предшкольного возраста эстетической культуры, которая позволит ему эстетически развиваться и приобщаться к миру искусства, правильно воспринимать прекрасное, замечать нужные свойства и качества предметов и черт лица в портрете для правильной передачи их в изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Расширить эстетические представления детей предшкольного возраста в художественной области, углубить их представления об окружающем мире, расширить внутренний мир.
2. Пробудить потребности ребенка в освоении художественных и эстетических ценностей за счет изучения особенностей природы изображения портрета человека.
3. Учить детей замечать в окружающем мире красоту, обращать внимание на детали: цвет, тон, тень, угол падения лучей и прочее. Обращать внимание на то, как эти детали влияют на «характер» изображаемого персонажа.
Одно из занятий было посвящено профессии человека. Детям предшкольного возраста было дано задание - изобразить человека определенной профессии. От ребенка требовалось не только изобразить правильно фигуру человека, но и представить человека в определенной одежде с соответствующей символикой и атрибутами, относящимся к определенной профессии. Перед тем как приступить к заданию, с детьми была проведена поэтапная предварительная работа, состоящая из интегративных блоков по теме «Профессия человека». Использовались различные формы работы.
1. Применение сетевой формы взаимодействия - экскурсии в городскую картинную галерею (профессия музейного работника), посещение городской библиотеки (профессия библиотекаря), почты, посещение пожарной части и военного городка, кинологического отдела полиции, а также совместные праздники с представителями пожарных, спасательных служб, ГИБДД, Российской Армии; проведение внутренних ознакомительных экскурсий - работа медицинской сестры, повара, кастелянши-прачки, секретаря, рабочего по ремонту здания.
2. Чтение художественных произведений отечественных и зарубежных авторов: «Чем пахнут ремесла?» Дж. Родари, «Про все на свете», «А что у вас?» С. В. Михалкова, «Кем быть?» В. Маяковского. Беседы с детьми по прочитанным произведениям. Беседы о профессиях и труде родителей дошкольников и их близких.
3. Просмотр мультипликационных и короткометражных фильмов о различных профессиях, тематическая прогулка в целях наблюдения за транспортом и тренерской работой на стадионе.
4. Совместная фотовыставка «Мама и папа на работе», «Профессия моей семьи»; подбор тематических картин и репродукций художников-портретистов для организации выставки «Все работы хороши - выбирай на вкус», где отражен труд людей на сельскохозяйственных и промышленных предприятиях и представлены, например, строительные профессии (маляр, каменщик, бульдозерист, монтажник, электрик и т. д.), научно-интеллектуальные и творческие профессии (космонавт, художник, музыкант, ветеринар, зоолог), а также работа в сфере обслуживания (портной, парикмахер, продавец).
5. Проведение интеллектуальной викторины о знаниях человеческого труда, ремесел и профессиях.
6. Организация театрализованного досуга детьми подготовительной группы для показа более младшим детям по произведениям советских писателей: «Это он, это он, ленинградский почтальон», «Дядя Степа - милиционер» и т. д.
7. Совместная работа с родителями - создание совместными усилиями родителей и их детей рамки для портрета «Человека труда», приуроченного к проведению выставки по теме «Кем я хочу стать».
8. Проведение спортивных праздников с приглашением представителей МЧС, пожарной службы и госавтоинспекции по теме «Азбука безопасности». На праздник, посвященный Дню Российской Армии, приглашаются не только папы и дедушки, мамы-военнослужащие, но и приходят в гости к детям военнослужащие срочной службы и офицеры, рассказывающие о суровых буднях по охране границ нашей Родины.
9. Организация в группах сюжетно-роле-вых и дидактических игр по определенной тематике.
Итогом проведения цикла занятий по определенной тематике явился результат не только технически правильного изображения человека, но и выразительный портрет, отображающий профессиональную принадлежность. Положительный плодотворный итог проведенный нами работы был достигнут благодаря интеграционному комплексу занятий, охватывающему все образовательные и развивающие области.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] / А. В. Запорожец; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - В 2 т. Т 1. - М.: Педагогика,1986. - 316 с.
2. Зверев, Д. И. Взаимная связь учебных предметов [Текст] / Д. И. Зверев. - М.: Знание, 1977. - 64 с.
3. Комарова, Т. С. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. -144 с.
4. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество [Текст]: метод. пособие для воспитателей и педагогов / Т. С. Комарова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 160 с.
5. Комарова, Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников [Текст]: мо-ногр. / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 144 с.
6. Котова, Е. В. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст]: метод. пособие / Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. С. Романова. - М.: ТЦ «Сфера», 2010. - 128 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки [Текст]. -М.: ТЦ «Сфера», 2015. - 96 с.
8. Чепиков, М. Г. Интеграция наук [Текст] / М. Г. Чепиков. - М.: Мысль. 1998. - 135 с.
REFERENCES
1. Zaporozhets A. V. Izbrannye psikhologicheskie trudy. In 2 vol. Vol. 1. Moscow: Pedagogi-ka,1986. 316 p.
2. Zverev D. I. Vzaimnaya svyaz uchebnykh pred-metov. Moscow: Znanie, 1977. 64 p.
3. Komarova T. S., Zatsepina M. B. Integratsiya v sisteme vospitatelno-obrazovatelnoy raboty detskogo sada: posobie dlya pedagogov dosh-kolnykh uchrezhdeniy. Moscow: Mozaika-Sin-tez, 2010. 144 p.
4. Komarova T. S. Detskoe khudozhestvennoe tvorchestvo: metod. posobie dlya vospitateley i pedagogov. Moscow: Mozaika-Sintez, 2008. 160 p.
5. Komarova T. S. Razvitie khudozhestvennykh sposobnostey doshkolnikov: monogr. Moscow: Mozaika-Sintez, 2016. 144 p.
6. Kotova E. V., Kuznetsova S. V., Romanova
T. S. Razvitie tvorcheskikh sposobnostey doshkolnikov: metod. posobie. Moscow: TTs „Sfera", 2010. 128 p.
7. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart doshkolnogo obrazovaniya: Pisma i prikazy Minobrnauki. Moscow: TTs „Sfera", 2015.96 p.
8. Chepikov M. G. Integratsiya nauk. Moscow: Mysl, 1998. 135 p.
Аникина Алевтина Павловна, аспирантка кафедры педагогики Института «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета, директор АОУ детский сад № 26 «Незабудка» г. Долгопрудного e-mail: [email protected]
Anikina Alevtina P., Post-graduate student, Pedagogy Department, Institute, Graduate School of Education, Moscow State University of Education, No. 26 kindergarten "Nezabudka", Dolgoprudny, director e-mail: [email protected]