Вестник ПСТГУ.
Серия IV: Педагогика. Психология.
2017. Вып. 45. С. 73-80
Смоленского государственного университета
Снегирева Ксения Леонидовна, аспирант кафедры педагогики
214000, Россия, г. Смоленск,
Теоретико-методологические основания
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В. М. БЕХТЕРЕВА К. Л. Снегирева
В данной статье представлены теоретико-методологические основы концепции воспитания В. М. Бехтерева с позиции уровней методологического знания. Философское основание концепции — русская классическая педагогика с ее нравственной составляющей. Автором отмечено, что теорией эволюционного монизма, смысл которой заключается во взаимодействии всех процессов в природе, ученый объяснял суть процесса воспитания. Медицинское видение педагогических проблем способствовало тому, что В. М. Бехтерев акцентировал внимание именно на важности понимания механизма возникновения и существования процессов, связанных напрямую с воспитанием и развитием личности. Являясь представителем экспериментальной педагогики, ученый был одним из первых, кто применил метод эксперимента к педагогическим явлениям. Итогом статьи является формулирование ключевого подхода, который явился ядром педагогической концепции В. М. Бехтерева. На основе анализа педагогических трудов ученого автор подробно описывает комплексную модель воспитания ребенка дошкольного возраста.
В истории отечественной педагогики были ученые, которые плодотворно трудились в различных областях научного знания. Владимир Михайлович Бехтерев (1857—1927) входил в их число. Ученый-энциклопедист уделял огромное внимание проблемам развития и воспитания детей дошкольного возраста, понимая перспективность данного направления в педагогической науке.
Вопросы воспитания подрастающего поколения на рубеже Х1Х—ХХ вв. волновали широкий круг общественности. Воспитание будущего поколения выступало не только гарантом здоровья самих детей, но и гарантом благополучия государства.
Важность развития дошкольного образования сейчас воспринимается само собой разумеющейся тенденцией. В конце XIX — начале XX в. дошкольное образование только начинало свой путь развития, а сама дошкольная педагогика стала претендовать на отдельное существование в системе педагогического знания.
Наука о дошкольном детстве развивалась стараниями таких выдающихся ученых, как В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, К. Н. Вентцель, П. Ф. Каптерев, М. М. Манасеина, И. А. Сикорский и других. Каждый из них вносил что-то новое в теорию и практику науки, выстраивая арсенал собственных оригинальных
мыслей и идей относительно воспитания ребенка дошкольного возраста. При этом эти мысли и идеи, как правило, были основаны на вполне определенных теоретико-методологических позициях.
Педагогические идеи В. М. Бехтерева были не исключением. Ученый разрабатывал вопросы воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с четкими теоретическими и методологическими основаниями.
Все эти проблемы в той или другой мере исследуются в настоящей работе. В данной статье ставится цель — раскрыть основные идеи и методологические подходы, которые помогли ученому создать концепцию воспитания ребенка дошкольного возраста. Суть статьи составили следующие работы В.М. Бехтерева: «Вопросы воспитания в возрасте первого детства» (1909 г.), «Внушение и воспитание» (1912 г.), «О воспитании в младенческом возрасте» (1913 г.), «О социально-трудовом воспитании» (1917 г.), «Бессмертие человеческой личности как научная проблема» (1918 г.).
Как известно, В. М. Бехтерев выступал в поддержку «медицинской педагогики», одного из прогрессивных течений в развитии педагогической мысли в России, которая акцентировалась на практическом использовании в деле воспитания медицинских знаний, в частности таких наук, как анатомия, физиология, неврология, психиатрия. Этому очевидно способствовало его базовое образование (медицинское).
В своих педагогических воззрениях ученый акцентировал внимание именно на важности понимания механизма возникновения и существования тех или иных процессов, в том числе связанных напрямую с воспитанием и развитием личности.
Воспитанию, которое является и по сей день одним из основных понятий педагогики, в своей работе «Вопросы воспитания в возрасте первого детства» (1909 г.) он давал следующее определение: воспитание — это «создание привычек вообще, привычек в сфере физической, нравственной и умственной»1.
В этой же работе В. М. Бехтерев дает определение целям воспитания подрастающего поколения, которое отражает отнюдь не медицинское их понимание — «целью всякого воспитания, как мы ее понимаем, должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты. Воспитание должно создавать личность с самостоятельной инициативой, с критическим отношением ко всему окружающему, личность сильную духом и телом, с любовью ко всему человеческому, возвышенному и прекрасному и в то же время личность безукоризненной честности, отзывчивую на все доброе и хорошее»2. Очевидно, что понимание целей воспитания у ученого выходит за рамки медицинской педагогики, затрагивая глубинные структуры этого процесса.
Здесь мы можем открыть философскую составляющую понимания воспитания ученым. Именно она выступает первоосновой концепции В. М. Бехтерева о воспитании ребенка дошкольного возраста в контексте русской классической педагогики — воспитание в идеалах истины, добра и красоты. Сведение же
1 Бехтерев В. М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. СПб, 1909. С. 3.
2 Там же. С. 6.
В. М. Бехтеревым собственно понятия «воспитания» до поведенческого навыка — не более чем попытка выяснить механизм воспитания, найти объективные составляющие всего воспитательного процесса, для того чтобы максимально четко определить пути воспитания ребенка в тех идеалах, о которых говорит ученый.
Однако не одно только медицинское видение педагогических проблем было характерно для ученого. Конец XIX в. — это время, когда формировались различные течения педагогической мысли. Некоторые из них только зарождались, другие активно развивались, постепенно трансформируясь в новые направления, которые актуальны и в данный момент для современной педагогической науки.
Прогрессивным течением в педагогике конца XIX — начала XX в. являлась экспериментальная педагогика (термин ввел Э. Мейман), создавшая благоприятную почву для того, чтобы педагогику можно было назвать точной, настоящей наукой.
В. М. Бехтерев являлся представителем экспериментальной педагогики. Он участвовал непосредственно в разработке ее методологических основ, апробации экспериментальных методов, был одним из первых, кто применил метод эксперимента к педагогическим явлениям. Помимо этого ученый организовывал учебные учреждения, занимающиеся как подготовкой научных кадров, так и исследованиями в области экспериментальной педагогики.
Широкое использование именно экспериментальных методов помогло ученому не только в разрешении спорных научных вопросов, но и способствовало формированию оригинальной концепции воспитания. Методы экспериментальной педагогики широко использовались ученым на базе Педологического института при исследовании педагогических явлений. Если говорить об исследованиях в области дошкольного детства, то в компетенцию экспериментальной педагогики входило всестороннее изучение ребенка с первых лет жизни, всестороннее изучение ребенка перед поступлением в школу, формирование привычек у детей, изучение одаренности, соотношение факторов формирования личности — наследственности, среды и воспитания и т. д.
Кроме того, усилиями В. М. Бехтерева возникла научная дисциплина рефлексология, изначально называвшаяся ученым объективной психологией. Она пыталась объяснить поведение человека с двух сторон: социальной и биологической на основе теории энергетизма и идеи рефлекторного происхождения психики человека И. М. Сеченова. Рефлекс здесь выступал основной единицей анализа нервно-психической деятельности.
С помощью рефлекторной теории ученый попытался раскрыть механизм реагирования человека на различные ситуации, или по-другому — стимулы или раздражители. Причем эта схема реагирования не укладывалась в привычную «стимул-реакция», добавлялось еще одно звено — «мозговая переработка» физической энергии. Работа мозга, или, словами В. М. Бехтерева, «напряжение энергии в центрах» составляет ядро «духовной стороны человеческой личности». В свою очередь, «духовная сторона человеческой личности», согласно уче-
ному, — это «все вообще происходящие в ней субъективные процессы и тесно связанные с ними внешние проявления»3.
Как можно заметить, В. М. Бехтерев не отрицал значения субъективной переработки человеком внешних стимулов, хотя и акцентировал большее внимание на внешних поведенческих проявлениях личности.
Ученый сформулировал вывод о том, что между нервно-психической и физическими энергиями существует взаимосвязь, и не просто взаимосвязь, а «взаимоотношение, основанное на переходе одной в другие и обратно»4. Эти выводы были подкреплены опытным путем и основывались на законе постоянства энергии Майера и Гельмгольца, или по-другому — законе сохранения энергии: «Энергия может подвергаться превращению из одного ряда в другой, но она не тратится и не убывает»5.
Этот закон, по мнению ученого, распространяется вообще на все процессы, происходящие в мире, и лежит в основе эволюционного монизма: «Живая и мертвая природа подчинены закону эволюции — тому закону, по которому одно развивается из другого и которым обеспечивается поступательный ход всего сущего, всего вообще мирового процесса и в том числе человека как высшего живого существа на земле»6. Отсюда и частное понимание В. М. Бехтеревым процессов, характерных в общем для человека. Воспитание не исключение в этом случае.
На основе теории эволюционного монизма ученый строит свое понимание процесса воспитания ребенка дошкольного возраста и в общем процесса развития личности. Ученый отмечает, что любое воздействие на человека (в виде мимики, жеста, взгляда, слова, телодвижения и т. д.) не проходит бесследно, оно «неизбежно сопровождается для самого человека определенными органическими впечатлениями, что, в свою очередь, должно отразиться в его личности, претворившись в новые формы деятельности в последующий период времени»7. Если же воздействия на человека происходят в присутствии других лиц, они посредством подражания или внушения отразятся и на их последующей деятельности. «Таким образом, идет беспрерывная передача энергии от одного лица к другому и от старшего поколения к младшему из века в век путем того, что в обыденной жизни называется влиянием или взаимовлиянием...»8.
Последователи В. М. Бехтерева ученые: И. А. Арямов, А. С. Грибоедов, А. А. Дернова-Ярмоленко, В. Н. Осипова, В. Н. Мясищев продолжили рефлексологические исследования. Данные рефлексологии впоследствии использовались педагогикой и психологией, так как сама наука перестала существовать в начале 30-х гг. XX в.
В современных педагогических классификациях идеи В. М. Бехтерева относят к синтетически-антропологическому течению в педагогике (Б. М. Бим-Бад).
3 Бехтерев В.М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема (на обложке «Бессмертие с точки зрения науки»). Речь, сказанная на торжественном акте Психоневрологического института в феврале 1916. М, 1918. С. 5.
4 Там же. С. 5.
5 Там же. С. 3.
6 Там же. С. 8.
7 Там же. С. 11.
8 Там же. С. 13.
Представители синтетически-антропологичекого направления (В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, В. А. Вагнер, Н. Н. Ланге, К. Сент-Илер и др.) соединяли челове-кознание с опытно-экспериментальными методами.
Само направление выросло благодаря классику русской педагогики К. Д. Ушинскому. Ему же принадлежит идея о комплексном изучении ребенка в традициях педагогической антропологии. В частности, педагогическая антропология соединяла в себе знания физиологии, педагогики, психологии и других наук о человеке и отмечала важность их достижений в деле воспитания подрастающих поколений. «Речь шла не о механическом соединении данных различных наук о человеке, а об их органическом синтезе. Синтезе, вырастающем из опытно-экспериментального, а не только теоретического исследования»9.
Учитывая многочисленные теоретические и методологические искания ученого, можно сделать вывод о том, что смысл этих исканий заключался не в чем ином, как в объективном и комплексном изучении человека.
Именно комплексное изучение педагогических вопросов позволило ученому взглянуть вглубь и вширь процесса воспитания ребенка дошкольного возраста. Иными словами, ученый смог рассмотреть процесс воспитания ребенка не линейно, а объемно, стараясь учесть все его многочисленные и одновременно важные составляющие.
Идея комплексности воспитания ребенка дошкольного возраста у ученого выражалась в нескольких взаимосвязанных вариантах:
1. Комплексное исследование личности ребенка (наследственность, социальная среда, воспитание, уровень развития и здоровья, индивидуальные психологические особенности личности).
2. Комплексное (всестороннее) развитие личности ребенка.
3. Воспитание в комплексе (взаимосвязь семейного и общественного воспитания) (рис. 1).
Рис. 1. Комплексная модель воспитания ребенка дошкольного возраста В. М. Бехтерева
9 Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М, 1998. С. 13.
О важности комплексного исследования личности ребенка в деле его воспитания ученый отмечал во многих своих работах, посвященных педагогической проблематике — «Вопросы воспитания в возрасте первого детства» (1909 г.), «Внушение и воспитание» (1912 г.), «О воспитании в младенческом возрасте» (1913 г.). В. М. Бехтерев выделял несколько факторов формирования личности — наследственность, среда, индивидуальный ход развития личности и воспитание. Последнему ученый придавал особое значение по причине его главенствующей позиции.
В. М. Бехтерев отмечал, что в деле воспитания чрезвычайно важно учитывать особенности развития ребенка, его здоровье, здоровье его родителей и прародителей, обстановки, в которой он растет и развивается. Ученый считал: для того чтобы осуществить качественное воспитание, необходимо исследовать личность воспитанника и историю его развития. Вместе с тем необходимо не только учитывать индивидуальный ход развития личности ребенка, историю его развития, но и следить за этим развитием в динамике — вести «педагогические дневники», где будут отражены полученные данные «физиологического изучения ребенка и психического наблюдения»10.
Комплексное всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, по мнению В. М. Бехтерева, должно осуществляться посредством его воспитания — физического, нравственного (и в частности религиозного), умственного, эстетического, социально-трудового.
И наконец, воспитание в комплексе подразумевает тщательно организованное семейное и общественное воспитание. Воспитательные усилия семьи и социальных институтов должны быть осуществляемы в одном направлении. Семья — первооснова, общество лишь может помочь семье в деле воспитания. Эта помощь заключается в предоставлении семье сведений о том, как правильно воспитывать детей, а также в осуществлении грамотного воспитания в образовательных учреждениях, в которых находится ребенок11.
В заключение следует отметить, что философскую основу концепции воспитания В. М. Бехтерева (следование принципам истины, добра и красоты) составляет русская классическая педагогика с ее нравственно-мировоззренческой позицией по отношению к теме воспитания будущих поколений.
Кроме этого, теория эволюции рассматривается ученым как научное обоснование механизма воспитательных воздействий на ребенка, заключающееся в беспрерывной передаче энергии от одного лица к другому и от старшего поколения к младшему из века в век, и если эта энергия положительная, то речь идет о правильном воспитании, если отрицательная, то можно говорить о воспитании, которое пагубно влияет на личность.
Вместе с тем исследования В. М. Бехтерева основывались на объективных данных и были экспериментально подтверждены.
10 ЦГИА СПб. Ф. 2265. Оп. 1. Д. 929.
11 Бехтерев В. М. О социально-трудовом воспитании. Доклад на Съезде по экспериментальной педагогике 23 мая. Пг, 1917.
Ядром концепции воспитания ребенка дошкольного возраста явился комплексный подход, который выступил ее методологическим основанием, обеспечив единство структуры и содержания, и гарантом ее состоятельности.
Ключевые слова: история отечественной педагогики, теоретико-методологические основания, В. М. Бехтерев, воспитание, русская классическая педагогика, эволюционная теория, экспериментальная педагогика, педагогическая концепция, ребенок дошкольного возраста, модель воспитания, комплексный подход.
Список литературы
Бехтерев В. М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. СПб, 1909. Бехтерев В. М. О социально-трудовом воспитании. Доклад на Съезде по экспериментальной педагогике 23 мая. Пг, 1917. Бехтерев В.М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема (на обложке «Бессмертие с точки зрения науки»). Речь, сказанная на торжественном акте Психоневрологического института в феврале 1916. М, 1918. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М, 1998.
St. Tikhons University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology.
2017. Vol. 45. P. 73-80
Snegireva Ksenia, Graduate Student Smolensk State University 4 Przkeval'skogo ul., Smolensk 214000, Russian Federation [email protected]
Theoretical and Methodological Foundations of V. M. Bekhterev's Pedagogical Concepts
K. Snegireva
The paper presents theoretical and methodological foundations of V. M. Bekhterev's conception of education from the perspective of levels of methodological knowledge. The philosophical basis of this conception is constituted by Russian classical pedagogy. The author points out that Bekhterev explained the essence of the education process through the theory of evolutionary monism. Medical vision of educational problems allowed the scientist to focus on the origin and existence of processes directly related to education and personal development. As a representative of experimental pedagogy, the scientist was one of the first who applied the method of experiment to pedagogical phenomena. The paper offers a formulation of the approach that was essential to V M. Bekhterev's conception of teaching. Based on the analysis of pedagogical works of the scientist, the paper describes in detail the integrated model of child's preschool education.
Keywords: history of Russian pedagogy, theoretical and methodological foundations, V. M. Bekhterev, education, Russian classical pedagogy, evolution theory, experimental pedagogy, pedagogical concept, preschool age children, model of education, integrated approach.
References
Bim-Bad B. M., Pedagogicheskie techeniia v nachale dvadtsatogo veka: Lektsiipo pedagogicheskoi antropologii i filosofii obrazovaniia, Moscow, 1998.