Научная статья на тему 'Эмоционально-ценностный подход к духовно-нравственному воспитанию ребенка в дореволюционной отечественной педагогике начала ХХ В. (1900-1917 гг. )'

Эмоционально-ценностный подход к духовно-нравственному воспитанию ребенка в дореволюционной отечественной педагогике начала ХХ В. (1900-1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / HISTORY OF PEDAGOGY / ЭМОЦИИ / EMOTIONS / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД / EMOTIONAL-EVALUATIVE APPROACH / EMOTIONAL FACTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахаров В. А., Сахарова Л. Г.

Эмоционально-ценностный подход это совокупность идей, являющихся результатом теоретического анализа и педагогического опыта, выраженных в целях, принципах, содержании педагогической деятельности и адекватных технологиях, которые направлены на развитие и саморазвитие обучающихся. Ключевым понятием данного подхода является «эмоциональный фактор», под которым понимаются эмоции, оказывающие существенное мотивирующее влияние на процесс интериоризации у учащихся нравственных ценностей. Обращение к разработке эмоционально-ценностного подхода как теоретической основы духовно-нравственного воспитания школьников можно аргументировать тем, что духовно-нравственному воспитанию имманентно присуща обращенность к миру эмоций и чувств, к принятию человека как цели и ценности воспитания. Самоценность эмоционально-ценностного подхода как самостоятельного педагогического феномена обусловлена наличием ряда теоретико-методологических обоснований о влиянии эмоционального фактора на процесс интериоризации у воспитанников нравственных ценностей. Вместе с тем существует противоречие между необходимостью определения сущности, структуры содержания и стратегии эмоционально-ценностного подхода к духовно-нравственному воспитанию школьников и недостаточной теоретико-методологической разработанностью этого процесса. В современной теории воспитания отсутствуют исследования эмоционально-ценностного подхода к процессу духовно-нравственного воспитания школьников. Нет также историко-педагогических исследований, в которых бы анализировалось зарождение и развитие идей эмоционально-ценностного подхода к духовно-нравственному воспитанию в педагогической теории и практике. Таким образом, возникла необходимость подробного и систематического исследования сущности и структуры эмоционально-ценностного подхода к процессу духовно-нравственного воспитания, а также эволюции его идей, категорий, принципов и практических технологий в теоретических трудах и опыте отечественных педагогов ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сахаров В. А., Сахарова Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional - valuative approach to the spiritual and moral upbringing of the child in the pre-revolutionary domestic pedagogy of the early XX century (1900-1917)

Emotional-evaluative approach is a set of ideas that are the result of theoretical analysis and pedagogical experience expressed in goals, principles, content of pedagogical activity and adequate technologies that are aimed at the development and self-development of students. The key concept of this approach is the "emotional factor", which refers to emotions that have a significant motivating effect on the process of interiorization of moral values in students. The appeal to the development of the emotional-evaluative approach as a theoretical basis for the spiritual and moral upbringing of schoolchildren can be argued by the fact that spiritual and moral upbringing immanently inherent in the appeal to the world of emotions and feelings, to accept man as the goal and value of education. Self-value of the emotional-evaluative approach as an independent pedagogical phenomenon is caused by a number of theoretical and methodological substantiations about the influence of the emotional factor on the process of interiorization of moral values in pupils. At the same time, there is a contradiction between the need to define the essence, the structure of the content and the strategy of the emotional-evaluative approach to the spiritual and moral upbringing of schoolchildren and the insufficient theoretical and methodological elaboration of this process. In the modern theory of education there are no studies of the emotional-value approach to the process of spiritual and moral education of schoolchildren. There is also no historical and pedagogical research in which the origin and development of ideas of the emotional-evaluative approach to spiritual and moral upbringing in pedagogical theory and practice were analyzed. Thus, the need a detailed and systematic study of the essence and structure of the emotional-evaluative approach to the process of spiritual and moral upbringing, as well as the evolution of his ideas, categories, principles and practical technologies in the theoretical works and experiences of native teachers of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «Эмоционально-ценностный подход к духовно-нравственному воспитанию ребенка в дореволюционной отечественной педагогике начала ХХ В. (1900-1917 гг. )»

УДК 371(09)

doi: 10.25730/VSU.7606.18.010

Эмоционально-ценностный подход к духовно-нравственному воспитанию ребенка в дореволюционной отечественной педагогике начала ХХ в.

(1900-1917 гг.)

В. А. Сахаров1, Л. Г. Сахарова2

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Вятский государственный университет.

Россия, г. Киров. ORCID: 0000-0002-0155-6188. E-mail: usr03912@vyatsu.ru

2кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой социальных и гуманитарных наук, Кировский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ. Россия, г. Киров.

E-mail: Slg75@rambler.ru

Аннотация: Эмоционально-ценностный подход - это совокупность идей, являющихся результатом теоретического анализа и педагогического опыта, выраженных в целях, принципах, содержании педагогической деятельности и адекватных технологиях, которые направлены на развитие и саморазвитие обучающихся.

Ключевым понятием данного подхода является «эмоциональный фактор», под которым понимаются эмоции, оказывающие существенное мотивирующее влияние на процесс интериоризации у учащихся нравственных ценностей.

Обращение к разработке эмоционально-ценностного подхода как теоретической основы духовно-нравственного воспитания школьников можно аргументировать тем, что духовно-нравственному воспитанию имманентно присуща обращенность к миру эмоций и чувств, к принятию человека как цели и ценности воспитания.

Самоценность эмоционально-ценностного подхода как самостоятельного педагогического феномена обусловлена наличием ряда теоретико-методологических обоснований о влиянии эмоционального фактора на процесс интериоризации у воспитанников нравственных ценностей.

Вместе с тем существует противоречие между необходимостью определения сущности, структуры содержания и стратегии эмоционально-ценностного подхода к духовно-нравственному воспитанию школьников и недостаточной теоретико-методологической разработанностью этого процесса.

В современной теории воспитания отсутствуют исследования эмоционально-ценностного подхода к процессу духовно-нравственного воспитания школьников. Нет также историко-педагогических исследований, в которых бы анализировалось зарождение и развитие идей эмоционально-ценностного подхода к духовно-нравственному воспитанию в педагогической теории и практике.

Таким образом, возникла необходимость подробного и систематического исследования сущности и структуры эмоционально-ценностного подхода к процессу духовно-нравственного воспитания, а также эволюции его идей, категорий, принципов и практических технологий в теоретических трудах и опыте отечественных педагогов ХХ в.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, история педагогики, эмоции, эмоционально-ценностный подход.

Среди огромного количества решаемых человечеством задач особое место всегда занимали и занимают проблемы развития духовности, нравственности, морального духа людей, от которых зависит жизнь и деятельность общества и государства. Свое решение данные проблемы получали в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений [11, с. 119].

Существенным признаком процесса духовно-нравственного воспитания является его воздействие на эмоционально-мотивационную сферу личности [12, с. 106]. Это составляет сердцевину эмоционально-ценностного подхода, под которым мы понимаем совокупность их идей, выраженных в целях, принципах, содержании педагогической деятельности и адекватных технологиях, которые направлены на духовно-нравственное воспитание школьников.

Одним из базовых понятий, составляющих теоретический компонент эмоционально-ценностного подхода к духовно-нравственному воспитанию школьников, является категория «эмоциональный фактор» [13, с. 127-133]. Это «...эмоции, оказывающие существенное мотивирующее влияние на результативность воспитательных воздействий, формирование ценностных отношений и развитие нравственных чувств личности, а также на процесс интериоризации у учащихся познавательных, культурных и нравственных ценностей» [14, с. 122] в процессе нравственного воспитания.

© Сахаров В. А., Сахарова Л. Г., 2018

В дореволюционный период развития русской педагогической науки начала ХХ в. (19001917 гг.) становление идей эмоционально-ценностного подхода связано с именами ученых и педагогов В. М. Бехтерева, В. П. Вахтерова, П. Ф. Каптерева, А. Н. Нечаева, И. А. Сикорского и др. Анализ их творческого наследия показывает, что в их трудах содержатся важные теоретико-методологические положения, утверждающие необходимость актуализации эмоциональной сферы в духовно-нравственном воспитании ребенка.

Впервые в дореволюционной педагогике мы встречаем анализ педагогической роли эмоций в работах Л. И. Петражицкого (1867-1931). Юрист, социолог и психолог Л. И. Петражицкий, изучая эмоциональные реакции в поведении детей, одним из первых в отечественной педагогике начала ХХ в. попытался обосновать роль эмоций в духовно-нравственном воспитании ребенка. С точки зрения Л. И. Петражицкого, «представления известных поступков, например представления "измены", "лжи", "убийства", "клеветы", ассоциированы в нашей психике с отталкивающими эмоциями» [10]. Если бы, например, нам предложили принять участие в обмане, сказать ложь (например, за деньги) или т. п., мы пережили бы душевное состояние, похожее на то, как если бы нам предложили съесть гнилой кусок мяса, схватить паука или змею; мы пережили бы в нормальных случаях отталкивающие эмоции, репульсивные, отталкивающие моторные раздражения.

Представления других поступков и видов поведения, например «милосердия, кротости, верности, правдивости и т. п., ассоциированы в нашей психике с эмоциями, действующими притягательно, апульсивно» 9, с. 4-5].

Задача нравственного воспитания, таким образом, сводится к приучению психики детей соединять антиэтические понятия с «репульсивными» (т. е. - отрицательными), а этические - с «апу-льсивными» (положительными) эмоциями, которые, в свою очередь должны стать мотивами нравственно-ценностного поведения ребенка.

В то же время, с точки зрения П. Ф. Каптерева (1849-1922 гг.), именно отрицательные эмоции также могут, при определенных условиях, стать полноценными мотивами подобного поведения. «Знакомство с простейшими неприятными состояниями важно еще для развития симпатических чувствований. Как можно пробудить глубокую и искреннюю жалость к страдающим в таком человеке, который о страданиях знает только понаслышке, а сам никогда по-настоящему не страдал? - пишет он. - Человек, жизнь которого была преисполнена радостями и удовольствиями... такой человек весьма мало расположен сочувствовать горю других: оно ему незнакомо и непонятно, он представляет его крайне туманно, в расплывающихся, неопределенных очертаниях, так что подобный образ не производит почти никакого действия на его сердце, не заставляет его сильнее сжиматься и биться.

А развитие в каждой личности достаточно напряженных симпатических чувствований дело такой громадной важности, что серьезным родителям и воспитателям совершенно необходимо принять для этого все нужные меры. Одна из таких мер заключается в том, чтобы ни одно дитя не устранялось насильственно и искусственно от переживания неприятных состояний элементарного характера» [7, с. 151].

Реалии общественной жизни начала XX в. привлекали внимание к вопросам воспитания и образования людей самых различных профессий. В связи с этим неудивительно, что значительный и оригинальный вклад в разработку и реализацию комплекса педагогических проблем внес выдающийся психиатр Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927 гг.).

Педагогические воззрения Бехтерева основаны на многолетних теоретических размышлениях, наблюдениях и практической деятельности в области психиатрии. По его убеждению, причины ненормальных характеров, болезненных склонностей и душевных заболеваний чаще всего коренятся в «плохо поставленном воспитании в детские годы». В связи с этим он специально разрабатывает проблему воспитания в младенческом возрасте и формулирует ряд важных положений, значимых и для современной дошкольной педагогики. Само духовно-нравственное воспитание в целом, по мнению В. М. Бехтерева, понимается как «развитие чувства социальной любви и сострадания и развитие чувства правды и уважения ко всему общественно ценному, хорошему» [3, с. 307], т. е. базируется, прежде всего, на развитии нравственных чувств.

Интересной представляется точка зрения Бехтерева на ведущие принципы воспитания: к ним он относит «воспитание полезных, бодрящих эмоций и устранение угнетающих» [1, с. 504-507].

Актуализация эмоциональной сферы в раннем детстве имеет, по его мнению, решающее значение для полноценного воспитания. «Ребенок - существо по преимуществу чувственное, и его чувства следует развивать и направлять соответственным образом с первых дней жизни человека, -отмечает В. М. Бехтерев. - При этом, конечно, должно иметь в виду не сухие наставления, которыми у нас обычно обременяют ребенка, возбуждая в нем лишь чувство скуки и отвращения, а пользоваться живым примером, обстановкой, рисунками, играми, рассказами и беспредельно ласковым от-

ношением к ребенку лиц, которые руководят воспитанием.... само воспитание должно возбуждать в ребенке добрые чувства и, поддерживая в ребенке саморазвитие, дух инициативы и доставляя ему удовольствие, должно вестись без всякого принуждения» [2, с. 508].

Развитие нравственных чувств следует начинать как можно раньше: «.многое должно сделать дошкольное воспитание, или, вернее, воспитание с пеленок, со дня рождения. Здесь, еще у груди матери, должны впервые воспитываться и характер, и первые начала тех чувств, которые лежат в основе нравственности. Позднее, когда ребенку доступно слушание сказок и рассказов, все должно быть направлено к тому, чтобы прививать ребенку добрые чувства и устранять все грубое, низкое, неблагородное» [2, с. 41] .

К важнейшим нравственным чувствам, формируемым в дошкольном детстве и влияющим на всю дальнейшую жизнедеятельность, В. М. Бехтерев относит чувство добра, собственности, справедливости, правдивость, любовь к ближнему, долг, трудолюбие и др. [6, с. 91]

Вопросы развития нравственных чувств ребенка нашли отражение в творчестве А. П. Нечаева (1870-1948 гг.). «Говоря о нравственном воспитании, - пишет он в своем труде, - подразумевают главным образом выработку соответствующих чувств и стремлений...»

В психологической природе нравственных чувств он подчеркивал их связь с интеллектуальными процессами: «Душевные состояния, известные под именем "нравственных чувств", могут быть рассмотрены с двух сторон - как чувства в собственном смысле этого слова и как представления, связанные с этими чувствами. Мы говорим о "нравственном блаженстве", "нравственном подъеме", "нравственном возмущении", "нравственном гнете", "нравственном напряжении" и "нравственной удовлетворенности". Все эти чувства получают название нравственных только тогда, когда они соединяются с суждением о нравственной ценности того или другого явления» [8, с. 106].

Исходя из этого ученый делал следующие выводы: «Тонко развитое нравственное чувство предполагает в человеке способность к переживанию самых разнообразных оттенков радости и горя, возбуждения и подавленности, напряжения и разряда; понимание нравственного достоинства известных явлений предполагает в человеке способность к более или менее широким обобщениям, к оценке окружающего с принципиальной точки зрения» [8, с. 111].

Единство нравственного переживания и интеллекта находит выражение в понятии «совесть», рассматриваемом как осознание человеком своего нравственного долга.

А. П. Нечаев делает выводы о решающей роли актуализации эмоциональной сферы воспитанника в процессе нравственного воспитания и о взаимосвязи нравственного и интеллектуального развития. Нравственное чувство - это одно из проявлений эмоциональной жизни ребенка. Поэтому для его развития и воспитания необходимо стимулировать переживание самых разнообразных оттенков чувств. «Одно из важных требований воспитания нравственного чувства, - отмечал он, - сделать человека способным к переживанию разнообразных эмоций, сделать его способным радоваться и страдать, волноваться и успокаиваться, надеяться, разочаровываться и удовлетворяться» [8, с. 112].

Вместе с тем воспитание нравственных чувств предполагает также способность человека к оценке окружающего с нравственной точки зрения, т. е. требует активной умственной деятельности. Отсюда следует, что «воспитание тонкого нравственного чувства требует и тонкого интеллектуального развития... Не может быть воспитания нравственного чувства, когда интеллект остается в пренебрежении» [8, с. 117].

В трудах В. П. Вахтерова (1853-1924 гг.), таких как «Нравственное воспитание и начальная школа» (1901), «Основы новой педагогики» (1913) и др., изложена стройная система взглядов на цель, задачи, содержание, средства и методы духовно-нравственного воспитания, а также обоснована необходимость воздействия на эмоциональную и волевую сферу ребенка в данном процессе.

Основными звеньями процесса духовно-нравственного воспитания, по В. П. Вахтерову, являются развитие нравственного сознания, воспитание нравственных чувств, развитие воли, выработка нравственных убеждений, формирование поведения, нравственной устойчивости [4, с. 116-118].

Так, необходимым условием становления высоконравственной личности педагог справедливо считал пробуждение нравственных чувств. «Нет выше заслуги в самовоспитании, как развить нравственное чувство, - писал В. П. Вахтеров. - Развить это чувство, иметь силу подчинять все свои поступки требованиям совести - это значит навсегда, на всю жизнь определить направление своей деятельности, своего образа жизни, это значит дать самое верное средство честно и по совести прожить жизнь, без вреда для своей нравственности пройти мимо всех прелестей и соблазнов, мимо всех искушений, прожить, не нуждаясь в посторонней помощи, с возможно большей пользой для ближних, для родины, для людей вообще» [5, с. 69].

«Задача воспитания, - отмечал он далее, - развить в детях, сколько возможно в этом возрасте, чувства симпатии и привязанности. а задача дальнейшего воспитания и самовоспитания - под-

нять альтруистические чувства на такую высоту, чтобы несчастье ближнего дети чувствовали как собственное несчастье, радость его - как собственную радость» [5, с. 117-118]. К числу нравственных чувств, наиболее важных для духовно-нравственного воспитания личности, В. П. Вахтеров относил «великодушие, милосердие, сожаление и преданность... любовь к ближнему... социальные чувства» [5, с. 109], «.чувство человеческого достоинства и чувство чести» [5, с. 138-139], особо выделяя при этом фундаментальные нравственные чувства - совесть и чувство долга.

«Необходимо, чтобы человек. подчинялся только внушениям своего разума и своей совести. чтобы он развивал в себе чувство долга, - отмечает он. - ...К возможно полному развитию этого чувства можно было бы свести все наше нравственное воспитание. Развить чувство долга - это значит сделать человека высоконравственным существом. Любить добро не ради внешних выгод, которые оно может доставить (оно может и не доставить этих выгод, а, напротив, может причинить страдания), а для него самого, действовать так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим законом и вело к благу для всего человечества, - это значит поступать согласно со своим долгом» [5, с. 69].

В целом проведенный анализ теоретических подходов и практики российских педагогов дореволюционного периода убеждает в том, что у них не имеется целостной концепции эмоционально-ценностного подхода к духовно-нравственному воспитанию школьников, изложенной как система теоретических положений.

Тем не менее ознакомление с их работами дает основание утверждать, что именно данная проблема в их творческом наследии является одной из ключевых, поскольку в их трудах лейтмотивом проходит идея о том, что именно развитие нравственных чувств личности является важнейшим фактором интериоризации нравственных норм и ценностей, равно как и критерием духовно-нравственной воспитанности личности.

Список литературы

1. Антология педагогической мыли России второй половины XIX - начала XX в. / сост. П. А. Лебедев. М. : Педагогика, 1990. 608 с.

2. Бехтерев В. М. Вопросы общественного воспитания. М. : Тип. Т-ва Кушнерев и К°, 1910. 41 с.

3. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека / под ред. А. В. Брушлинского, В. А. Кольцовой. Воронеж : Изд-во «Ин-т практ. психологии» : НПО «МОДЭК», 1997. 416 с.

4. Богуславский М. В. История отечественной педагогики (первая треть ХХ века). Томск : Изд-во НТЛ, 2005. 312 с.

5. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения / сост. Л. Н. Литвин, Н. Т. Бритаева. М. : Педагогика, 1987. 400 с.

6. Волобуева Л., Авилова Е. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И. А. Сикорского и В. М. Бехтерева / / Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С. 88-92.

7. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. М. : Педагогика, 1982. 704 с.

8. Нечаев А. П. Нравственное чувство и его воспитание // Русская школа. 1906. № 5-6. С. 106-117.

9. ПетражицкийЛ. И. О мотивации человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их разновидностях. СПб., 1904. 77 с.

10. Петражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственности: Эмоциональная психология. СПб. : Тип. Ю. Н. Эрлих, 1905. 311 с.

11. Сахаров В. А., Сахарова Л. Г. Роль эмоционально-ценностной воспитывающей среды в духовно-нравственном воспитании детей в педагогическом наследии Русского зарубежья (1-я пол. ХХ в.) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 2(3). С. 118-125.

12. Сахаров В. А., Сахарова Л. Г. Духовно-нравственное воспитание молодежи как эмоционально-ценностный педагогический феномен // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 6. С. 105-109.

13. Яновская М. Г. Эмоциональный фактор нравственного воспитания и развития личности // Вестник ВятГГУ. 2005. № 12. С. 127-133.

14. Яновская М. Г. Эмоционально-ценностный подход в образовательном процессе // Вестник ВятГГУ. 2009. № 4(1). С. 117-126.

Emotional - valuative approach to the spiritual and moral upbringing of the child in the pre-revolutionary domestic pedagogy of the early XX century (1900-1917)

V. A. Sakharov1, L. G. Sakharova2

xPhD of pedagogical sciences, associate professor of the Department of pedagogy, Vyatka State University.

Russia, Kirov. ORCID: 0000-0002-0155-6188. E-mail: usr03912@vyatsu.ru 2PhD of historical sciences, associate professor, head of the Department of social sciences and humanities, Kirov State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation. Russia, Kirov. E-mail: Slg75@rambler.ru

Abstract: Emotional-evaluative approach is a set of ideas that are the result of theoretical analysis and pedagogical experience expressed in goals, principles, content of pedagogical activity and adequate technologies that are aimed at the development and self-development of students.

The key concept of this approach is the "emotional factor", which refers to emotions that have a significant motivating effect on the process of interiorization of moral values in students.

The appeal to the development of the emotional-evaluative approach as a theoretical basis for the spiritual and moral upbringing of schoolchildren can be argued by the fact that spiritual and moral upbringing immanently inherent in the appeal to the world of emotions and feelings, to accept man as the goal and value of education.

Self-value of the emotional-evaluative approach as an independent pedagogical phenomenon is caused by a number of theoretical and methodological substantiations about the influence of the emotional factor on the process of interiorization of moral values in pupils.

At the same time, there is a contradiction between the need to define the essence, the structure of the content and the strategy of the emotional-evaluative approach to the spiritual and moral upbringing of schoolchildren and the insufficient theoretical and methodological elaboration of this process. In the modern theory of education there are no studies of the emotional-value approach to the process of spiritual and moral education of schoolchildren. There is also no historical and pedagogical research in which the origin and development of ideas of the emotional-evaluative approach to spiritual and moral upbringing in pedagogical theory and practice were analyzed.

Thus, the need a detailed and systematic study of the essence and structure of the emotional-evaluative approach to the process of spiritual and moral upbringing, as well as the evolution of his ideas, categories, principles and practical technologies in the theoretical works and experiences of native teachers of the twentieth century.

Keywords: emotional factor, spiritual and moral upbringing, history of pedagogy, emotions, emotional-evaluative approach.

References

1. Antologiya pedagogicheskoj myli Rossii vtoroj poloviny XIX - nachala XX v. - Anthology of pedagogical thought of Russia of the second half of XlX-the beginning of XX century / comp. P. A. Lebedev. M. Pedagogica. 1990. 608 p.

2. Bekhterev V. M. Voprosy obshchestvennogo vospitaniya [Public education issues]. M. Typ. of Partnership Kushnerev and K°. 1910. 41 p.

3. Bekhterev V. M. Problemy razvitiya i vospitaniya cheloveka [Problems of development and education of man] / ed. by A. V. Brushlinsky, V. A. Kol'tsova. Voronezh. Publishing house "In-t of practical psychology": NGO "MODEK". 1997. 416 p.

4. Boguslavskij M. V. Istoriya otechestvennoj pedagogiki (pervaya tret'XX veka) [History of Russian pedagogy (the first third of the twentieth century)]. Tomsk. Publishing house NTL. 2005. 312 p.

5. Vahterov V. P. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works] /comp. L. N. Litvin, N. T. Britaeva. M. Pedagogica. 1987. 400 p.

6. Volobueva L., Avilova E. Rannij i doshkol'nyj vozrast: voprosy nravstvennogo vospitaniya v pedagogicheskih koncepciyah I. A. Sikorskogo i V. M. Bekhtereva [Early and preschool age: the questions of moral education in the pedagogical concepts by I. A. Sikorsky and V. M. Bekhterev] // Doshkol'noe vospitanie - Preschool education. 2007, No. 3, pp. 88-92.

7. Kapterev P. F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works] / edited by A. M. Arsenyev. M. Pedagogica. 1982. 704 p.

8. Nechaev A. P. Nravstvennoe chuvstvo i ego vospitanie [Moral feeling and its education] // Russkaya shkola -Russian school. 1906, No. 5-6, pp. 106-117.

9. Petrazhickij L. I. O motivacii chelovecheskih postupkov, v osobennosti ob ehticheskih motivah i ih raznovidnostyah [On the motivation of human actions, especially on ethical motives and their varieties]. SPb. 1904. 77 p.

10. Petrazhickij L. I. Vvedenie v izuchenie prava i nravstvennosti: EHmocional'naya psihologiya [Introduction to the study of law and morality: Emotional psychology]. SPb. Typ. of Yu. N. Erlich. 1905. 311 p.

11. Saharov V. A., Saharova L. G. Rol' ehmocional'no cennostnoj vospityvayushchej sredy v duhovno nravstvennom vospitanii detej v pedagogicheskom nasledii Russkogo zarubezh'ya (1-ya pol. XX v.) [The role of emotionally valuable educational environment in the spiritual and moral education of children in the pedagogical heritage of the Russian

abroad (1st half of XX century)] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta - Herald of Vyatka State University for the Humanities. 2012, No. 2 (3), pp. 118-125.

12. Saharov V. A., Saharova L. G. Duhovno nravstvennoe vospitanie molodezhi kak ehmocional'no cennostnyj pedagogicheskij fenomen [Spiritual and moral education of young people as emotionally valuable pedagogical phenomenon] // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly) - Alma mater (Herald of higher school). 2015, No. 6, pp. 105-109.

13. YAnovskaya M. G. EHmocional'nyj faktor nravstvennogo vospitaniya i razvitiya lichnosti [Emotional factor in moral education and personality development] // Vestnik VyatGGU- Herald of VyatSHU. 2005, No. 12, pp. 127-133.

14. YAnovskaya M. G. EHmocional'no cennostnyj podhod v obrazovatel'nom processe [Emotional and valuative approach in the educational process] // Vestnik VyatGGU - Herald of VyatSHU. 2009, No. 4 (1), pp. 117-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.