7. Феномен опережения как приоритетный критерий модернизации образования взрослых в России: кол. монография / под ред. В.В. Горшковой. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2007.
* * *
1. Bim-Bad B.M. Operezhajushhee obrazovanie: teorija i praktika // Sov. pedagogika. 1988. № 6. S. 5159.
2. Vorozhejkina O.L., Pokladok E.B., Tarasjuk L.N. Tendencii razvitija vysshego obrazovanija i mehanizmy obespechenija kachestva podgotovki v stranah Evropy (na primere Velikobritanii, Germanii, Francii): kurs lekcij. M.: Issled. centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2007.
3. Obrazovanie cherez vsju zhizn': problemy stanovlenija i razvitija nepreryvnogo obrazovanija // Materialy dokladov i soobshhenij uchastnikov Vtoroj Mezhdunarodnoj konferencii (g. Sankt-Peterburg, 4-5 ijunja 2002 g.) / pod nauch. red. N.A. Lobanova i V.N. Skvorcova. SPb.: Izd-vo «Fajnder», 2003.
4. Solomko L.I. Pedagogicheskie uslovija nepreryvnogo obrazovanija prepodavatelej vysshej shkoly: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Kazan', 1998.
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija. Uroven' vysshego obrazovanija: Podgotovka kadrov vysshej kvalifikacii. Napravlenie podgotovki 44.06.01 Obrazovanie ipedagogicheskie nauki: Utv. prikazom M-va obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 30 ijulja 2014 g. № 902 (ljuboe izd.).
6. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». M.: Omega-L., 2014.
7. Fenomen operezhenija kak prioritetnyj kriterij modernizacii obrazovanija vzroslyh v Rossii: kol. monografija / pod red. V.V. Gorshkovoj. SPb.: GNU IOV RAO, 2007.
Development tendencies in the modern higher school in the context of continuous professional education
The article deals with the tendencies of development of the modern higher school in Russia, the legislative change of status of scientific and pedagogic staff training, the innovative changes connected with the new Federal education standards, multilevel continuous professional education.
Key words: continuous professional education, education of adults, scientific and pedagogic staff training, postgraduate study, education programme, Federal state education standard of higher professional education 44.06.01 "Education and pedagogical sciences".
кл. снегирёва
(смоленск)
в.м. бехтерев: видение непрерывного образования глазами учёного конца xix -начала xx века*
В.М. Бехтерев рассматривал непрерывное образование как последовательное чередование ступеней специально организованного обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, школах, университетах. Являясь не только теоретиком, но и практиком в этой области, ученый создавал научные и образовательные учреждения, где реализовывались его прогрессивные для того времени идеи.
Ключевые слова: В.М. Бехтерев, история отечественной педагогики, непрерывное образование, дошкольное образование, школьное образование, высшее образование.
Владимир Михайлович Бехтерев (1857— 1927) - великий русский учёный-энциклопедист, посвятивший жизнь медицине, психологии, педагогике, общественной деятельности. Он разрабатывал многие вопросы, касающиеся насущных проблем общества. Проблемы образования в трудах учёного занимали не последнее место.
Причинами такого интереса служили противоречивая социально-экономическая обстановка в стране в конце XIX - начале XX в., интенсивное развитие наук и собственно педагогического знания. Нельзя не учесть и субъективный фактор - личное отношение В.М. Бехтерева ко всему происходящему вокруг, самобытность его мировоззрения.
Миропонимание и мировосприятие учёного можно охарактеризовать как неравнодушие ко всему происходящему вокруг и стремление улучшать мир всеми способами. Семья и отношения в семье, жизненные трудности и потери (ему было 8 лет, когда умер отец, мать воспитывала детей своими силами и сделала всё, чтобы дети получили образование), педагоги «от Бога», встречавшиеся на пути учёного, и их отношение к своим ученикам - всё это формировало В.М. Бехтерева как философа, учёного и человека. не случайно он так рассуждал о цели воспитания: «Современное вос-
* Работа выполнена по итогам научной конференции (проект «Непрерывное образование учителя: теория и практика» № 16-06-14101), поддержанной РГНФ.
О Снегирёва К.Л,, 2016
- теория и исто
питание должно ставить своей целью дать обществу человека, который, с одной стороны, должен преодолевать жизненные препятствия, с другой - должен быть существом не только гуманным, но и социальным в истинном смысле этого слова» [8, с. 12].
Несмотря на сложную социально-политическую обстановку того времени, революционные настроения в массах, желание общей справедливости, В.М. Бехтерев остался верен науке. Научная и общественная деятельность учёного мирового масштаба пришлась на конец XIX - начало XX в. Россия переживала непростые времена: старый режим менялся на новый, прогрессивный тогда - либерально-демократический. Эти перемены проходили тяжело и затрагивали все сферы жизни общества. Образование выступало одним из инструментов осуществления этих перемен.
Сложившаяся система образования хотя и медленно, но перестраивалась, встречая на своём пути множество преград. И самой большой преградой было нежелание правительства увеличивать число образовательных учреждений различного уровня и делать образование более доступным для всех слоёв населения. самодержавие боялось свергнуть себя своими же руками. рост промышленности способствовал развитию капитализма в стране, но сельское хозяйство было по-прежнему отсталым. Стране не хватало как квалифицированных рабочих и крестьян, так и людей, их обучающих. «Заявления о том, что обучение рабочего - необходимое условие успеха в конкурентной борьбе, постоянно и всё более громко звучали в выступлениях экономистов, социологов, политиков, государственных деятелей» [9, с. 17]. Власти оказались в тупике: промышленный подъём и развитие капиталистических отношений в стране требовали образованного населения, но этого не желал царизм.
В контексте нерешительности правительства в сфере образования характерной особенностью данного периода стало развитие общественно-педагогического движения. Его участниками ставились важнейшие вопросы о необходимости введения всеобщего начального обучения; о том, какой должна быть начальная народная школа; о создании национальной школы, где бы сочеталось изучение русского языка и русской литературы с изучением родного языка и культуры (национальных традиций); о женском образовании, в частности о создании высших женских учебных заведений; о материальном, юридическом и общественном положении учителей и др. однако
[я педагогики -
всё это было преимущественно частной и общественной инициативой.
Научный прогресс конца XIX - начала XX в. был следствием развития различных областей знания, среди них было и естествознание, которое оказывало влияние непосредственно на педагогическую науку, в частности дошкольную педагогику [10, с. 29]. Представители естественнонаучного направления внесли весомый вклад в развитие народного образования, культуры, просвещения. Среди них был и В.М. Бехтерев.
Как известно, данный период - время появления ярких прогрессивных тенденций в педагогической науке. В этих тенденциях проявляли себя характерные особенности образования этого периода. Так, министром просвещения П.Н. Игнатьевым произведена попытка реформирования всей системы образования. Помимо этого, создаются учебные заведения, в которых реализуются оригинальные теоретико-педагогические идеи (гимназия А.И. Попова, школа С.Т. Шацкого, Дом свободного ребёнка К.Н. Вентцеля и др.). В 10-е гг. XX в. происходит оформление идей педологии. В недрах педагогической науки разрабатывается экспериментальная педагогика, одним из представителей которой был В.М. Бехтерев. Развивается собственно педагогическая наука (труды В.М. Бехтерева, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтеро-ва и др.). Центральной проблемой развивающейся педагогики становится проблема детства.
В таких непростых условиях развивались педагогические идеи В.М. Бехтерева. Ученый, активно ведущий исследования в области психиатрии, анатомии и физиологии нервной системы, психологии, уделял особое значение проблемам детства и разрабатывал вопросы дошкольной педагогики. Касался он и проблемы непрерывного образования. Не выделяя собственно этого понятия, учёный затрагивал основные вопросы данной темы.
Идеей непрерывного образования пронизаны все научно-педагогические труды В.М. Бехтерева: «Вопросы воспитания в возрасте первого детства» (1909 г.), «Охрана детского здоровья. К вопросу о воспитании детей дошкольного возраста» (1911 г.), «О воспитании в младенческом возрасте» (1913 г.), «Вопросы эволюции нервно-психической деятельности и отношение к педагогике» (1916 г.), «Значение музыки в эстетическом воспитании ребёнка с первых дней его детства» (1916 г.), «О социально-трудовом воспитании» (1917 г.),
«Культура социального героизма в воспитании детей» (1926 г.) и др.
В.М. Бехтерев в своих педагогических работах наиболее полно освещал проблемы первой ступени непрерывного образования, не оставляя без внимания школьное, профессиональное образование и другие формы обучения и воспитания. Остановимся на его идеях о дошкольном образовании, которое является, безусловно, важным элементом системы непрерывного образования.
По мнению ученого, дело воспитания вообще - это дело общенародное, «и там, где меньше всего семья может располагать возможностью воспитывать своих детей, там и нужна в особенности помощь общественных организаций, преследующих цели воспитания» [4, с. 38]. Однако педагог отмечал, что правительство делает очень мало для развития масштабного дошкольного образования, что инициатива в этом отношении, как правило, исключительно частная.
Понимая значение дошкольного образования в развитии непрерывного образования, он предлагал разнообразные формы его организации. «Средствами общественного воспитания в дошкольном возрасте должны служить устройство педологических институтов и яслей с воспитательной обстановкой, устройство соответственно обставленных общественных детских садов, детских домов и детских воспитательных клубов или "детских маяков", детских гимнастических обществ, устройство других более специальных типов воспитательных и нравственно оздоровляющих учреждений, устройство детских площадок с правильной организацией воспитательных детских игр и гимнастических упражнений под руководством опытных лиц, организация образовательных экскурсий для детей, воспитательных экскурсий, занятия с детьми по деревням ходячими учителями и т. п.» [Там же, с. 39].
В.М. Бехтерев говорил о важности и взаимосвязи всех аспектов воспитания в формировании личности ребёнка - социально-трудового, умственного, нравственного, эстетического и физического. Во взаимосвязи семейного и общественного воспитания учёный видел огромный ресурс не только для всестороннего развития личности и её социализации, но и для ее непрерывного образования [6, с. 151]. Он высказывал мысль о преемственности в воспитании, говорил о результате воспитания как создании социального права, которое «может быть достигнуто лишь социально-трудовым воспитанием, проводимым система-
тически в семье и в школе, начиная с самого раннего детства» [8, с. 16].
В.М. Бехтерев выделял игру как важный вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, хотя точного понятия игры еще не было сформировано в науке. Учёные (В.М. Бехтерев, И.А. Сикорский, М.М. Манасеина, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт) высказывали разные точки зрения по этому вопросу. Общим для них являлось убеждение, что дети раннего и дошкольного возраста успешно развиваются в игре. В процессе игры происходит умственное и физическое развитие, формируются активность и самодеятельность. Важнейшими из методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста В.М. Бехтерев считал внушение, пример, убеждение, поощрение и осуждение, в редких случаях - наказание [7, с. 9-10].
Следующей ступенью непрерывного образования, по В.М. Бехтереву, является школа. В работах учёного выделены условия успешного школьного обучения. Во-первых, оно должно быть всеобщим и бесплатным. Во-вторых, оно должно сообразовываться как с возрастом, так и с физическим состоянием и развитием организма. В-третьих, оно должно строиться с учетом особенностей психического состояния и в этом отношении должно быть строго индивидуализировано. В-четвертых, в вопросах воспитания и образования школа должна заботиться не столько о шаблонном заучивании готовых форм, заимствованных большей частью у классиков, сколько о развитии самодеятельной личности с критическим умом и самостоятельным отношением к окружающей действительности. И наконец, школа должна заботиться об устранении того рабского духа, который так легко прививается человеку с ранних лет. «Воспитание и общее образование должно преследовать задачи общественности и должно иметь своею прямою целью выработать личность как самостоятельную социальную единицу. В этих видах вся низшая и профессиональная средняя школы должны быть переданы в ведение органов самоуправления, которые лучше могут определять, что соответствует задачам общественности и что им не соответствует» [5, с. 34].
Как можно заметить, многие идеи В.М. Бехтерева в области дошкольного и школьного образования нашли своё отражение в современности: создание различных типов дошкольных учреждений, органов самоуправления в образовательных учреждениях, принципы построения современного образования (всеобщность,
- теория и исто
доступность, бесплатность, обеспечение права на образование в течение всей жизни), принципы обучения и воспитания (учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности, особых образовательных потребностей ребенка с предоставлением ему права выбора индивидуальной образовательной траектории и др.).
Проблемам высшего профессионального образования В.М. Бехтерев уделял особое внимание. Так, в 1904 г. начал работу созданный им Психоневрологический институт, имевший позже широкий круг медицинских, научно-исследовательских и образовательных задач. В 1908 г. институт стал функционировать как высшее учебное заведение, принимающее лиц со средним образованием и выпускающее их специалистами-педагогами, врачами, юристами. Характерными его особенностями были: следование принципу доступности обучения для всех желающих (окончивших курс высших или средних отечественных или зарубежных заведений), в том числе из непривилегированных сословий, рабочей молодёжи, представителей всей России и ближнего зарубежья.
В 1909 г. им был создан Педологический институт как особое вспомогательное учреждение Психоневрологического института. «Педологический институт при полном правильном развитии его деятельности в дальнейшем существовании должен быть центром для всестороннего научного изучения детей, преимущественно первого детства (от рождения до 4 лет) и установления рациональных форм воспитания будущего человека и гражданина» [1, с. 301]. Вместе с тем В.М. Бехтерев отмечал, что по возможности изучение и выработка форм воспитания детей в институте должны вестись до совершеннолетия. «Педологический институт является институтом для усовершенствования личности в широком смысле слова... Педологический институт является высшей практической школой, в которой лица, призванные служить педагогическому делу, могут и будут обучаться тому, как следует воспитывать человека со дня рождения и вплоть до совершеннолетия в лучших идеалах, составляющих истинное украшение человеческой личности» [3, с. 38].
При Педологическом институте были организованы курсы, посвященные воспитанию ребёнка и уходу за ним. Их цель - «дать слушателям необходимые сведения для правильного физического и психического воспитания детей с момента рождения и кончая дошкольным возрастом, а также ознакомить с гигиеной
[я педагогики -
брака и периода материнства» [2, с. 3]. Были разработаны две разные программы обучения для педагогов и для родителей. Данные программы можно рассматривать как пример реализации непрерывного образования «для жизни» и «в течение жизни» в условиях того времени. В.М. Бехтерев отмечал: «Необходимо повсюду, где возможно, устраивать курсы для ухаживающего за ребёнком персонала, или курсы для матерей и нянь. Эти курсы должны быть краткими, наглядными и практическими и должны быть всемерно поощряемы как земскими и городскими самоуправлениями, так и общественными организациями. Нечего говорить, что пропаганда основ воспитания в возрасте первого детства путём издания соответствующих брошюр имеет также своё значение в данном вопросе» [7, с. 28].
относительно подготовки научных кадров в условиях непрерывного образования В.М. Бехтерев отзывался следующим образом: «Что касается высших школ, имеющих своею целью исключительно научное или научно-практическое образование, то здесь первым и основным условием должно быть устранение служебного положения науки. Наука должна открывать и говорить только истины, а никакая истина не может быть настоящей истиной, если она искусственно подтягивается под какую-либо систему, под какой-либо раз данный шаблон или если она заранее имеет определённое предназначение» [5, с. 34-35]. Наука, по мнению учёного, должна служить духовным нуждам народа и быть свободной. Это является приоритетным направлением для любого культурного государства.
На основе вышесказанного отметим, что взгляды учёного на проблему непрерывного образования в России конца XIX - начала XX в. смело можно назвать прогрессивными и актуальными по сей день. В.М. Бехтерев предлагал рассматривать непрерывное образование как последовательность ступеней специально организованного обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, школах, а затем в университетах.
он обращал внимание на преемственные связи между отдельными ступенями образования со специально разработанными программами воспитания и обучения. Содержание, формы и методы непрерывного образования, по мнению учёного, обусловлены требованиями экономики, развития личности и интересами общества. Важно отметить, что В.М. Бехтерев не только разрабатывал теоретические вопросы непрерывного образования, но и за-
известия вгпу. педагогические науки
нимался непосредственно практикой - претворением своих идей в жизнь. Об этом свидетельствуют созданные им учебные и научные учреждения.
список литературы
1. Бехтерев В.М. Духовное наследие В.М. Бехтерева // Архив ЦГИА СПб. Ф. 2265. Д. № 14.
2. Бехтерев В.М. Проект открываемых при Педологическом институте курсов по развитию личности ребёнка // Архив ЦГИА СПб. Ф. 2265. Д. № 929.
3. Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. СПб.: Тип. П.М. Вольфа, 1909.
4. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. М., 1910.
5. Бехтерев В.М. Личность и условия её развития и здоровья. СПб.: К.М. Риккер, 1905.
6. Бехтерев В.М. Объективное изучение личности: избранные труды по психологии личности: в 2 т. / отв. ред. Г.С. Никифоров, Л.А. Коростылева. СПб.: Алетейя, 1999.
7. Бехтерев В.М. О воспитании в младенческом возрасте. СПб.: Грамотность, 1913.
8. Бехтерев В.М. О социально-трудовом воспитании. Пг., 1917.
9. Егоров С.Ф. Исследования истории отечественной педагогики: вчера и сегодня // Педагогика. 2009. № 5. С. 73-79.
10. Чмелёва Е.В. Педагогика дошкольного детства в России конца XIX - начала XX века: ист.-
пед. очерк. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. * * *
1. Behterev V.M. Duhovnoe nasledie V.M. Beh-tereva // Arhiv CGIA SPb. F. 2265. D. № 14.
2. Behterev V.M. Proekt otkryvaemyh pri Pedo-logicheskom institute kursov po razvitiju lichnosti rebjonka // Arhiv CGIA SPb. F. 2265. D. № 929.
3. Behterev V.M. Voprosy vospitanija v vozraste pervogo detstva. SPb.: Tip. P.M. Vol'fa, 1909.
4. Behterev V.M. Voprosy obshhestvennogo vos-pitanija. M., 1910.
5. Behterev V.M. Lichnost' i uslovija ejo razvitija i zdorov'ja. SPb.: K.M. Rikker, 1905.
6. Behterev V.M. Ob#ektivnoe izuchenie lichno-sti: izbrannye trudy po psihologii lichnosti: v 2 t. / otv. red. G.S. Nikiforov, L.A. Korostyleva. SPb.: Aletejja, 1999.
7. Behterev V.M. o vospitanii v mladencheskom vozraste. SPb.: Gramotnost', 1913.
8. Behterev V.M. О social'no-trudovom vospita-nii. Pg., 1917.
9. Egorov S.F. Issledovanija istorii otechestven-noj pedagogiki: vchera i segodnja // Pedagogika. 2009. № 5. S. 73-79.
10. Chmeljova E.V. Pedagogika doshkol'nogo detstva v Rossii konca HIH - nachala HH veka: ist.-ped. ocherk. Smolensk: Izd-vo SmolGU, 2008.
V.M. Bekhterev: pedagogic education as viewed by a scientist of the end of XIX -beginning of the XX centuries
The article deals with the pedagogic education as viewed by V.M. Bekhterev. The scientist regarded the continuous education as a sequence of stages of specially organized education and training in preschool educational institutions, schools, and later in universities. Being not only a theorist but also a practical worker in this sphere, V.M. Bekhterev created scientific and educational institutions where his progressive ideas were implemented.
Key words: V.M. Bekhterev, history of domestic pedagogy, continuous education, preschool education, school education, higher education.
INNA MOLITORIS (Spring Arbor)
building a conceptual framework to understand schools as open systems in a globalizing environment*
In this paper, Thompson's theory of organizations as open systems (1967), Epstein's School-Community Partnership Model (1995), and Etz-kowitz's Triple Helix Model (2003) have been discussed and integrated into one model. It is proposed to explore this new combined model to better understand schools as open/close systems that collaborate with other organizations in a globalizing environment.
Key words: organizational theory, open systems, school-family-community, partnership, collaboration, Triple Helix, entrepreneurial university, globalization.
organizations as open systems [10] The first concept that was used to build a conceptual framework for this discussion is the theory of the organizations as open systems devel-
* Работа выполнена по итогам научной конференции (проект «Непрерывное образование учителя: теория и практика» № 16-06-14101), поддержанной РГНФ.
О Molitoris Inna, 2016