Соловьев Г. М.
_Теоретико-методологические аспекты здоровья и культуры его обеспечивающей
ЩПИШИЕ НИ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ И КУЛЬТУРЫ ЕГО ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ*
Г. М. Соловьев
THEORETICAL-METHODOLOGICAL ASPECTS OF HEALTH AND PROVIDING CULTURE
G.M. Solov^ev
Different concepts of health and healthy way of life are considered in the article. Basing on their analysis the author presents his view upon their essential characteristics, which serve as the basis for the elaborating a theoreticaf model of personality's healthy way of life culture as system-structural formation in the understanding of the given phenomenon.
Key Words: health, healthy way of life, healthy way of life culture.
В статье рассматриваются различные взгляды на предмет здоровья и здорового образа жизни. На основе их анализа изложена авторская точна зрения на их сущностные характеристики, которые послужили основанием для разработки теоретической модели культуры здорового образа жизни личности как системно-структурного образования в понимании данного феномена.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни.
УДК 37.037:796.015
Теория и методология здоровья и формирования культуры здорового образа жизни личности сегодня определяется насущной потребностью общества и образования, в рамках которого объединяется теоре-тическо-методологический и практический поиск в данной области. Проявляется философское понимание закономерностей единства теории и практики, антропологии человека и его воспитания, духовного, психического и телесного в структуре человека, природы гуманистических ценностей в образовании и взаимосвязи социального и биологического, деятельности и социально-культурных условий в формировании и развитии личности.
Существо нашего поиска сводилось к моделированию структурно-содержательной системы культуры здорового образа жизни личности на основе изучения и структурирования образующих ее элементов. При этом учитывалось, что множество элементов системы находится в соотношении и связях друг с другом и образует определенную целостность, единство.
В педагогической науке под системой понимается определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднаме-
*Статья подготовлена на основе исследований, проведенных в рамках целевой аналитической программы «Развитие потенциала высшей школы на 2009-2010 годы» (проект № 5566) Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию РФ.
ренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. В соответствии с ценностными ориентация-ми общества задаются цели в формировании личности, а значит, та или иная педагогическая система: меняются цели - должна меняться и система (5, 6, 17), а следовательно, и содержание деятельности.
Несмотря на то, что сегодня имеется множество научных публикаций и диссертационных исследований, посвященных проблеме здоровья и здорового образа жизни детей и учащейся молодежи, она по-прежнему относится к числу недостаточно разработанных в современной науке по причине еще того, что носит междисциплинарный научный характер и изучение её входит в компетенцию различных естественнонаучных дисциплин (медицины, биологии, антропологии, физиологии и др.), гуманитарных (философии, социологии, экономики, психологии, педагогики и др.). И решение данной проблемы не представляется вне рассмотрения сущностных характеристик содержания таких ее ведущих понятий, как «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здорового образа жизни личности».
Представление о «здоровье» с древних времен до настоящего времени постоянно уточняется, конкретизируется и до сегодняшнего дня не имеет единого научного определения.
Согласно Н. М. Амосову, здоровье -это сумма резервных мощностей основных функциональных систем организма человека. Отсюда, чем выше резервные мощности, тем крепче здоровье (1). И. И. Брехман отмечает, что «здоровье - это способ сохранять устойчивость в условиях резкого изменения количественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации» (7). По мнению Ю. П. Лисицина, «здоровье - это гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями» (9). В целом же существует достаточно большое количество дефиниций здоровья, например в медицине здоровье человека рассматривается как от-
сутствие болезней. В гигиене - как отсутствие факторов риска заболеваний или устойчивости к ним организма и ликвидации возможных угроз. В биологии взгляд на здоровье показывает необходимость взаимодействия организма со средой и его адаптации к ней в процессе онтогенеза. Психологическая формулировка здоровья сводится к преодолению и отрицанию болезни как стратегия жизни человека.
Широкое признание получило и общее определение здоровья, предложенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Согласно этому определению, здоровье человека характеризуется не только отсутствием болезни или дефекта, но и состоянием полного комфорта - физического, психического и социального, а также уместно добавить, что и духовного. Ибо духовность рассматривается как понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому («материальному», «природному») существованию человека. Духовность противостоит социальности в той мере, в какой социальность спонтанна, корыстна, неадаптивна, бездуховна.
Социально-духовные ценности в структуре личности представляются нами как разнообразная и многогранная система общественных и индивидуальных образований, в которых отображаются актуальные духовные потребности, вкусы, культура поведения, общения, коммуникации и деятельности, ее творческая направленность и духовные способности, которые представляются как социально, так и личностно выработанная совокупность свойств и качеств человека воспринимать, чувствовать, осознавать духовно-культурные, нравственные ценности общества, а также воспроизводить и творить их, воплощать в жизнь и жить ими. Исходя из вышеизложенного можно определить, что духовное здоровье - это потребностное и деятельностное качество человека, определяющееся культурными и морально-нравственными ценностями: уважением к человеку, его достоинству и уникальности; проявляется в поведении, общении и коммуникации; находится в тесной
взаимосвязи с физическим, психическим и социальным здоровьем. Его отсутствие вызывает внутренний и внешний (социальный) дискомфорт.
В медицине разработано представление о здоровье как континууме состояний, согласно которому существует много градаций и стадий перехода от нормального состояния здоровья к патологическому (норма, предболезнь, болезнь). Данные стадии здоровья рассматриваются как адаптационно-приспособительная деятельность организма, которая определяется рядом факторов, среди которых важную роль играет и возраст. При этом состояние организма в возрасте 21-23 лет характеризуется наилучшим адаптационно-приспособительным показателем, т. е. наилучшим физическим здоровьем (2).
В философской литературе понятие «здоровье» определяется как полнокровное существование человека, в результате которого его жизнь и деятельность воспринимаются как естественное саморазвитие присущих ему свойств и качеств.
Концепция здоровья, опирающаяся на достижения естественных и общественных наук о человеке, предполагает разграничение представлений о двух видах здоровья (физическом и психическом) и о взаимосвязи этих видов здоровья. В этом плане говорят о двух различных сторонах этой проблемы: о влиянии физического состояния на психическое тело и о влиянии психического состояния на физическое, соматическое (16). Помимо указанных представлений о двух видах здоровья употребляется значение и третьего вида здоровья - социального, которое определяется состоянием социальной среды, уровнем культуры, образования, нравственности, материально-экономическим уровнем и др. Взаимоотношения людей, культура общения, их социальный и материальный статус, экология и т. д. существенно определяют как физическое, так и психическое здоровье каждого члена общества.
В целом же в современной науке существует множество представлений о предмете здоровья, а также средств и методов его сбережения в контексте здорового образа жизни с позиции как частных, так и
общих вопросов: валеологии; физической культуры; духовно-нравственных ценностей; философии и психологии; экологии среды и человека; организации здорового образа жизни, образования и пр. (3, 11, 12, 13, 14, 15). Обобщая имеющееся знание и выделяя главное, можно сказать, что здоровье - это гармоничное состояние физического, психического, социального и духовного комфорта, обеспечивающее человеку высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптации к постоянно изменяющимся условиям природной и социальной среды.
Определяя сущность понятия «здоровый образ жизни» (ЗОЖ), необходимо также кратко рассмотреть имеющиеся в научной литературе содержание данного явления. В начале 80-х годов наиболее активно разрабатывается проблема ЗОЖ, даются его формулировки в основном представителями медицинской науки, через понятие «здоровье», а также через взаимосвязи и взаимовлияние образа жизни и здоровья населения.
В теоретическую разработку концепции здорового образа жизни внес весомый вклад Ю. П. Лисицын. Он утверждает, что все, имеющее отношение к сохранению и укреплению здоровья, все, что через деятельность по оздоровлению условий жизни: труда, отдыха, быта - способствует выполнению человеком его человеческих функций, его образу жизни и наиболее благоприятным для здоровья условиям и есть здоровый образ жизни (9). В своем понимании термина ЗОЖ О. А. Мильштейн и А. А. Алексеев считают необходимым различать здоровый образ жизни в узком смысле слова только как социально-гигиеническое понятие и в широком - как социологическое понятие (10). В международном терминологическом словаре, подготовленном институтами санитарного просвещения, дается следующее определение: «Здоровый образ жизни - это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня
трудоспособности, достижения активного долголетия».
Анализ теоретико-методологических исследований показывает, что категорию «здоровый образ жизни» нельзя рассматривать вне контекста такой базисной категории, как «образ жизни». Он заключает в себе как аксиологическое содержание, выступая в качестве идеала, модели, «образца» жизнедеятельности, так и определенное, объективно сложившееся «образование» в жизнедеятельности личности. Образ жизни предстает прежде всего как определенная структура форм жизнедеятельности индивида, в которой доминируют те или иные моменты его содержания. При этом способ жизнедеятельности является продуктом взаимоотношения личности и общества и структурой форм жизнедеятельности - его реальным проявлением (4).
Очевидно, что в образе жизни проявляются взаимосвязь и взаимодействие коллективного и индивидуального, общественного и личного, диалектического единства социально-типичного и индивидуально неповторимого в поведении, общении, складе мышления отдельного человека. Иначе, понятие «образа жизни» весьма многопланово, охватывает оно различные сферы жизнедеятельности людей и поэтому применяется во многих научных дисциплинах и исследованиях: в философии, политологии, культурологии, социологии, педагогике, психологии и других областях познания. Определяется ЗОЖ и «как социально-психологическое явление» и «как социально-философская категория», и «как основное социологическое понятие», и как «социально-экономическая категория» и т. д.
В последние годы в исследовании проблемы здорового образа жизни выделилось три основных направления: философ-ско-социологическое, медико-биологи-
ческое, психолого-педагогическое. Все три направления исследования ЗОЖ характеризуются своими подходами и имеют свой понятийный аппарат. Необходимо отметить, что резкой грани между этими направлениями не существует.
М. М. Борисов подчеркивает, что сущность данного понятия заключается в том, что «здоровый образ жизни - это научно обоснованный, культурный, наиболее рациональный и оптимальный в конкретных условиях, осознанный личностью как жизненная необходимость образ жизни (4). Неоспоримо, что характерной чертой здорового образа жизни является его неразрывная связь с общей культурой, которая становится критерием оценки способа ее бытия, уровня биологической жизнедеятельности и социальной практики. Вообще сложность решения проблемы здорового образа жизни, отмечает М. Я. Виленский, состоит в том, что здоровый образ жизни - производное многих составляющих в их диалектической взаимосвязи. Поэтому предупреждение и нейтрализация отрицательных факторов, деформирующих здоровье людей, предполагает интегративный комплекс мер социально-экономического, правового, экологического, образовательно-воспитательного, лечебно-профилактического, культурно-просветительного и организационного порядка. Другая сложность обусловлена отсутствием интегральной междисциплинарной концепции как конкретной научно-практической основы проектирования и формирования образа жизни, адекватного требованиям здоровья (8).
Таким образом, в широком плане можно сказать, что здоровый образ жизни есть социально исторически определенное представление о здоровье, а также средствах и методах его интеграции в практическую деятельность. В узком понимании (в отношении личности и ее культуры), нами было введено понятие «культура здорового образа жизни личности» как социально определенная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое состояние, характеризующееся определенным уровнем специальных знаний, мотивационно-ценностных ориентаций, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, воплощенных через эмоционально-волевые проявления в практиче-
ской жизнедеятельности, физическом и психофизическом здоровье. Исходя из данных определений, а также существующих в педагогике теорий о «Я-концепции» и значимости индивидуализации любой деятельности человека можно сказать, что здоровый образ жизни и культура, его обеспечивающая, являют собой и модель, и индивидуальный стиль жизнедеятельности, характеризующиеся определенным уровнем их составляющих. В данном содержании культура здорового образа личности представляется нами довольно сложным структурно-системным образованием. Все ее составляющие имеют тесную взаимосвязь, дополняют и обусловливают друг друга. Знания и интеллектуальные способности определяют кругозор личности, способность к созидательной деятельности, направленность ее оценок, ценностей и результатов деятельности. Основными показателями качественных характеристик знаний и интеллектуальных способностей в области культуры здорового образа жизни выступают их объем, научность, осознанность и умения. Главным качественным признаком объема знаний является эрудиция - широкая информированность в области содержания культуры здорового образа жизни. Знание ее основных структурных составляющих, научно-теоретических и методических основ ее обеспечивающих (философских, социологических, медицинских, психологических, биологических и педагогических), разнообразных и различных оздоровительных систем и т. д. Научность знаний детерминируется степенью их абстракции, обоснованностью, которая проявляется от простого описания или каталогизации фактов, процессов, явлений до изложения материала на междисциплинарном научном языке их рассмотрения. Иначе говоря, от феноменологической степени абстракции мышления до аксиоматической. Способность к переносу знаний определяется умением использовать полученную информацию для практической деятельности, создавать собственные теории, оздоровительные программы, интегрировать знания о культуре здорового образа жизни в другие дисциплины.
Мотивы включают направленность личности, характеризуют иерархию ее деятельности, стимулируют и мобилизируют ее на проявление активности в сфере здорового образа жизни; ценностные ориентации выражают аксиологию деятельности, совокупность отношений личности к сохранению и укреплению здоровья, пониманию ценности здоровья в ее развитии, становление лично-стно, профессионально и социально активной деятельности; потребности являются главной побудительной, направляющей, актуализирующей силой поведения личности в сфере здорового образа жизни.
Физическая культура обеспечивает такой уровень здоровья, физического развития, психофизических и физических возможностей личности, который составляет фундамент ее активной, преобразующей жизнедеятельности.
Социально-духовные ценности предполагают общекультурное развитие личности. Известно, что ценности - это духовные и материальные феномены, имеющие исторически обусловленный социальный смысл и являющиеся мотивами активной преобразующей деятельности. В настоящее время социально-духовные ценности складываются в основном стихийно под влиянием самых различных факторов и прежде всего жизненно насущных потребностей, содержание которых сегодня определяется «болезненной» реставрацией в России капиталистических отношений, далеко не всегда отвечающих духовности, человеческой морали, нравственности, справедливости, психическому и физическому здоровью общества и культуре народа в целом. Все это в значительной степени обусловливает социальную значимость формирования социально-духовного компонента культуры здорового образа жизни личности, а в силу того, что духовная жизнь является важной стороной функционирования и развития общества, в ее содержании проявляется подлинно человеческая сущность. Духовное, или духовность, присуще только человеку, выделяет или возвышает его над остальным миром, иначе является отличием его от животного.
На основе анализа литературных источников, относящихся к философии, общей педагогике, психологии, социологии, культурологи, мы пришли к заключению, что социально-духовные ценности есть разнообразная, многогранная система образований в сознании общества и индивида, в которой отображаются актуальные потребности, интересы, вкусы, культура поведения, общения, коммуникации и деятельности (ее творческая направленность) и духовные способности. Под последними мы понимаем, что это социально, а также лич-ностно выработанная совокупность свойств и качеств человека воспринимать, чувствовать, осознавать и воспроизводить духовно-культурные ценности общества, творить и переносить их в повседневную здоровьеори-ентированную жизнедеятельность.
Деятельностный компонент и различные виды деятельности в области здорового образа жизни отражают следующее его содержание: ценности и потребности в их конкретных проявлениях (аксиологию); состав, структуру, простоту или сложность (морфологию); развитие способов функционирования (праксиологию); способы существования: люди, объекты, среда (антологию), а также творческие способности. Программно-ориентировочный и содержательно-операциональный компоненты обеспечивают проектирование и конструирование плана жизнедеятельности личности в соответствии со здоровым образом жизни по целям, задачам, временному фактору, а в контексте технологии деятельности - совокупность действий, операции процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата. Деятельность в сфере здорового образа жизни представляется нами как динамическая, социальная и саморазвивающаяся система активных, упорядоченных и целенаправленных действий по освоению ценностей здоровья.
Эмоционально-волевой компонент культуры здорового образа жизни личности определяет необходимость проявления волевых качеств при достижении поставленной цели и программы ЗОЖ, эмоциональ-
ную оценку достигнутого. Это стартовый механизм начала любой деятельности, ведущей к решению поставленной цели.
Итак, все составляющие культуры здорового образа жизни, исходя из техноло-гизации процесса ее формирования, определяются качественно-критериальными показателями. В целом же изучение научного и практического опыта приводит к выводу о том, что здоровый образ жизни является проблемой многофакторной, полиструктурной и междисциплинарной в плане учебно-воспитательного процесса. Программа здоровья общества должна не только включать ряд физкультурно-оздоровительных и профилактических медицинских мероприятий, но и быть прежде всего системой государственной политики, направленной на преобразование психофизического, духовного и социального здоровья общества и, конечно же, активно действующей системой социально-педагогических воздействий, формирующих сознание и культуру здорового образа жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. -М.: Мол. гвардия, 1979. - 192 с.
2. Баевский, Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский. - М., 1979. - 320 с.
3. Баль, Л. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков: учебно-методическое пособие / Л. В. Баль, С. В. Ар-канова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -192 с.
4. Борисов, М. М. Формирование здорового образа жизни у будущих учителей в процессе физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. М. Борисов. - М., 1993. - 16 с.
5. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика. - 1988. - 160 с.
6. Боголюбов, В. И. Педагогическая технология: Эволюция понятия / В. И. Боголюбов // Сов. педагогика. - 1991. - № 3. - С.123-128.
7. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд., доп., перераб. /И. И. Брехман -М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208 с.
8. Виленский, М. Я. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе профессиональной подготовки у будущих учителей / М. Я. Виленский, М. М. Борисов // Проблемы
физического состояния и работоспособности детей и молодежи: тез. докл. Всерос. научн.-практ. конфер. — М., 1994. — С. 22.
9. Лисицын, Ю. П. Теоретико-методологические проблемы концепции «общественного здоровья». Общественные науки и здравоохранение / Ю. П. Лисицын. — М.: — Наука, 1987. — С. 48-61.
10. Мильштейн, О. А. // Актуальные медико-социологические аспекты пропаганды ЗОЖ: тез. докл. конфер. / О. А. Мильштейн, А. А. Алексеев. — Иваново, 1986. — С. 46—48.
11. Никифоров, Г. С. Психология здоровья: учебник для вузов / Г. С. Никифоров. — СПб.: Питер, 2006. — 607 с.
12. Озеров, В. П. Основы здоровой жизнедеятельности. Активизация психофизической работоспособности человека: учебное пособие / В. П. Озеров. — М.: ИЛЕКСА; Ставрополь: Сервисшкола, 2006. — 472 с.
13. Петрова, Н. Ф. Проблемы здоровья и функционирования образовательных учреждений оздоровительного типа: монография / Н. Ф. Петрова. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. — 184 с.
14. Соловьев, Г. М. Культура здорового образа жизни (теория, методика, системы: учебное пособие / Г. М. Соловьев, Н. И. Соловьева. — М.: ИЛЕКСА, 2008. — 432 с.
15. Соловьев, Г. М. Здоровьесберегающая система в обеспечении качества образования, здоровья и формирования культуры здорового образа жизни учащейся молодежи: монография / Г. М. Соловьев. — М.: ИЛЕКСА, 2009. — 264 с.
16. Хомская, Е. Ф. Здоровье как проблема медицинской психологии / Е. Ф. Хомская // Физкультура и здоровье студентов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 208 с.
17. Шаповалов, В. А. Высшее образование в социокультурном контексте / В. А. Шаповалов. — М.: Высшая школа, 1996. — С. 120.
Об авторе
Соловьев Геннадий Михайлович, Ставропольский государственный университет, д-р пед. наук,
зав. кафедрой физической культуры, профессор.
KFK-SGU@yandex.ru