УДК 371.72 - 057.87
А. А. Савицкий
К вопросу формирования активности здорового образа жизни у школьников подросткового возраста
В статье рассматриваются вопросы здоровья, здорового образа жизни, виды здоровья (физическое, психическое и социальное), резервы организма. Представлены точки зрения ученых по поводу формирования ЗОЖ. Рассматриваются понятия ЗОЖ и их содержание. Раскрываются принципы, условия формирования ЗОЖ. Выделены группы ЗОЖ, а также предложены элементы программы формирования ЗОЖ у современных подростков.
The article discusses health issues, healthy lifestyle, health (physical, mental and social), the reserves of the body. Presented the point of view of scientists about the formation of a healthy lifestyle. The concepts of healthy lifestyles and their contents. The principles, conditions for the formation of a healthy lifestyle. The selected group of healthy lifestyle, as well as the proposed elements of the program of formation of healthy lifestyle of teenagers today.
Ключевые слова: здоровье, ЗОЖ, физическое, психическое и социальное здоровье, резервы организма.
Key words: health, healthy lifestyles, physical, mental and social health, body reserves.
Существует множество определений понятия «здоровье», смысл которого определяется точкой зрения профессиональных авторов. По определению, принятому в сентябре 1948 г. Всемирной организацией здравоохранения: «здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:
- индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма при отсутствии патологических изменений, оптимальной коммуникации с окружающей средой, координации всех функций (Демчен-кова Г.З., Полонский Н.Л., 1987);
- здоровье - это гармоничное сочетание структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую деятельность;
- индивидуальное здоровье - это гармоничное единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма;
© Савицкий А. А., 2017
- здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности его активной жизни (В.П. Казначеев, 1980; И.И. Брехман, 2004).
Принято говорить о трех видах здоровья: физическом, психическом и нравственном (социальном).
Физическое здоровье является естественным состоянием организма, обусловленным нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются прежде всего добросовестное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нравственным установкам, правовой образ жизни.
Можно говорить о феномене в современном обществе: будучи физически и психически здоровым человеком, можно одновременно стать моральным «чудовищем», т. е. пренебречь теми моральными принципами и отношениями, которые приняты в этом обществе, поэтому социальное здоровье считается высшей мерой здоровья человека.
Таким образом, целостность человеческой личности проявляется прежде всего во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для самовыражения в различных сферах жизни, активный и здоровый человек остается молодым в течение длительного времени, продолжает свою творческую деятельность, не позволяет себе лениться.
Академик Н.М. Амосов предложил ввести новый медицинский термин «сумма» для обозначения меры резервов организма (Н.М. Амосов, 2007).
Допустим, у человека спокойно через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые высокотренированные спортсмены могут на протяжении 10-11 мин ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т. е. больше в 30 раз. Это и есть резерв организма. Мужайтесь и рассчитывать свои силы. Есть минутный объем сердца - количество крови в литрах, выбрасываемой за одну минуту. Предположим, что в покое оно дает 4 литра в минуту, и в самой энергичной физической работе -20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4). Точно так же есть скрытые резервы почек, печени, выявляются они с помощью различных нагрузочных тестов.
Исходя из этой точки зрения, здоровье - это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качества их работы.
Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:
1. Биохимические резервы (реакции обмена).
2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).
3. Психические резервы.
Возьмем, например, физиологические резервы на клеточном уровне бегунка-спринтера. Отличный результат в беге на 100 м 10 секунд. Это может показать только один человек. Но можно ли улучшить этот результат? Расчеты показывают, что это возможно, но не более нескольких десятых секунды. Предел здесь зависит от конкретной скорости распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и расслабления мышц.
Что определяет уровень здоровья каждого человека и, следовательно, способность его организма?
Как упоминалось выше, здоровье человека - комплекс взаимодействия социальных, психологических и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:
- наследственность - 20 %;
- окружающая среда - 20 %;
- уровень медицинской помощи - 10 %;
- образ жизни - 50 %.
Расширенный вариант этих цифр, по мнению российских ученых, выглядит следующим образом:
- человеческий фактор - 25 % (физическое здоровье - 10 %, психическое здоровье - 15 %);
- экологический фактор - 25 % (ап1есо!оду - 10 %);
- социально-педагогический фактор - 40 % (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15 %, поведение, режим жизни, привычки - 25 %);
- медицинский фактор - 10 %.
Из этого следует, что если человек ведет здоровый образ жизни, все это приводит к высокому уровню здоровья (50 %). И наоборот, человек, ведущий совершенно противоположный образ жизни, подрывает свое здоровье, позволяя себе преждевременную старость, тем самым сокращая продолжительность жизни (Дубровский В.И., 1999, Айзман Р.И., 2006).
В тесной связи с понятием «здоровье» такое понятие, как «здоровый образ жизни».
Существует очень распространенное мнение, что понятие здорового образа жизни порождается событиями последних десятилетий. Действительно, о здоровом образе жизни в СМИ за последние 10-15 лет стали много говорить и довольно тяжело. Но это не значит, что это явление чисто современное. История убедительно показывает, что истоки лежат во временах первобытного общества.
До недавнего времени в подавляющем числе случаев здоровье понималось в узком биологическом смысле как универсальная способность к универсальной адаптации в ответ на изменения окружающей среды и состояния внутренней среды. В данном случае речь шла о физиологических способностях адаптации человека и о том, что здоровье является лишь частью концепции «здорового образа жизни». Но получается, что здоровый образ жизни в его единстве-это триада составляющих (биологическая, социальная, психологическая), с одной стороны, а с другой - это социальная ценность, которая является важнейшей задачей любого цивилизованного общества. Исходя из этого, определение понятия должно завершиться и отразить это единство.
Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры, - это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, что важно для надлежащей физической подготовки, правильное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, гипокинезией.
Группа авторов монографии «Формирование здорового образа жизни молодежи» указала, что здоровый образ жизни относится к деятельности, направленной на укрепление не только физического и психического, но и морального здоровья, и что этот образ жизни должен осуществляться коллективно всеми основными формами жизни: трудовой, социальной, бытовой, досуговой (Дуркин П. К., Лебедев М.П., 2002).
По мнению академика Д.А. Изуткина (Изуткин Д.А., Степанов А.Д., 1981), здоровый образ жизни - это первое правило профилактики всех болезней. Он подчеркивает, что наиболее ценная форма профилактики -первичная, предотвращение возникновения заболеваний, расширение спектра адаптационных возможностей человека. Образ жизни - здоровый, цивилизованный - реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время. Для того чтобы любая деятельность была интегрирована в повседневную жизнь индивидуума, важно, чтобы этот индивидуум был вполне стандартизирован, чтобы выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, и эта деятельность осуществлялась бы в пространстве, а не только в мыслях и мечтах.
В основу здорового образа жизни, по мнению Д.А. Изуткина, следует заложить ряд основных принципов:
1) здоровый образ жизни - его носителем является человек как существо активное в биологическом и социальном плане;
2) человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик;
3) здоровый образ жизни способствует надлежащему выполнению социальных функций;
4) здоровый образ жизни включает в себя профилактику заболеваний.
Кроме прочего, в структуре здорового образа жизни принято выделять три группы:
1. Созидательно-преобразующая группа.
К этой структурной группе относят все те виды жизнедеятельности, в процессе которых человеком производятся материальные, культурные и духовные ценности, поддерживается мир и стабильность в обществе, воспитывается подрастающее поколение, оказывается медицинская помощь и т. д. В процессе созидательно-преобразующей деятельности человек, как правило, расходует запасы своих сил и энергии, качеств и способностей, умений и навыков. Крайне важно, чтобы эта деятельность была высокопроизводительной, эффективной и малозатратной, чтобы она осуществлялась на основе последних, наиболее совершенных научно-практических достижений, на основе норм и правил по охране труда.
2. Восстановительно-оздоровительная группа.
К этой структурной группе относятся все те виды человеческой жизнедеятельности, которые нацелены на восстановление и оздоровление человеческого организма в постпроизводственный (по-слеучебный) период. Характер и направленность восстановления и оздоровления в конечном счете предопределяется содержанием и особенностями трудовой (производственной, учебной, профессиональной) деятельности. Крайне важно, чтобы в обществе сложилась научно обоснованная система мер, направленная на восстановление и оздоровление человека, чтобы в ней нашли свое место полноценное (но без излишеств) питание, нормальный сон, активный отдых, соблюдение норм личной и общественной гигиены, чтобы организм получал ежедневную норму физических движений и т. д.
3. Развивающе-поддерживающая группа.
К этой структурной группе ЗОЖ относятся все виды человеческой жизнедеятельности, которые направлены на развитие и совершенствование физических сил, качеств, способностей, здоровья человека. Двигательная деятельность, физические упражнения и спорт были и остаются единственным средством развития и укрепления человеческих сил и энергии, его физических качеств и способностей. Крайне важно, чтобы каждый человек научился осознанно, без какого-либо принуждения пользоваться этими абсолютно доступными для всех средствами.
Таким образом, можно сделать вывод, что сущность здорового образа жизни заключается в обеспечении оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации психического и физического развития человека, состояния и функционирования внутренних и внешних систем и связей индивида и общества.
Совершенно ясно, что формирование здорового образа жизни - это сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.
Новый этап развития российской системы образования определяется изменением представлений о личности школьников подросткового возраста, которая является системообразующим началом образовательного процесса и, кроме социальных качеств, наделена субъективными свойствами, которые определяют ее самостоятельность и способность к самостоятельной регуляции. На сегодняшний день обществу требуется такая система саморазвития человека, в нашем случае подростка, которое позволило бы в дальнейшем опережать каждую на тот момент времени востребованность знаний с помощью собственной активности в процессе познания, умения сочетать общие знания с возможностью изучения ограниченного числа дисциплин (Зеер Э.Ф., 2002, с. 49).
Важным условием самореализации человека является образ жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - одно из главных условий эффективной деятельности современного индивида. При этом формирование культуры здорового образа жизни является социальной и социологической проблемой. Здоровье является отражением качественных сторон особенностей включения человека в социальную сферу и является важной предпосылкой творческой активности (Антонов С.В., 2006, с. 267-269).
Известный английский философ Джон Локк в своем трактате «Мысли о воспитании» рассматривает совокупность тело-дух следующим образом: «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». Таким образом, Джон Локк говорит о том, что только здоровый организм способен обеспечить и душевное, и психологическое здоровье.
Адам Смит, шотландский мыслитель, отмечал, что «...жизнь и здоровье составляет главный предмет заботливости, внушаемой каждому человеку природой».
Нам наиболее близка мысль французского философа Клода Гельвеция, который говорил о позитивном влиянии физического воспитания на здоровье людей: «Задача такого воспитания состоит в следующем: сделать человека более здоровым, более сильным, соответственно, более счастливым, на много часто приносящим своему отечеству пользу».
Культура ЗОЖ подростков - это ценностное отношение к собственному здоровью и осознанное стремлении к его укреплению и сохранению.
На сегодняшний день в системе наук о человеке используются следующие определения понятия «здоровье человека»:
- гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными явлениями (Лисицын Ю.П., 2007);
- процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни (Казначеев В.П., 1980);
- как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека (Баевский Р.М., 1993);
- целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции (Айзман Р.И., 2006; Казначеев В.П., 1980; Щедрина А.Г., 1999).
В педагогике существует свое определение понятия «здоровье». В педагогической науке влияние характера проявления психофизических качеств индивида и степени его социальной адаптации, зависящие от личностных качеств человека и осознанности его поведения, на здоровье человека носит либо укрепляющий характер, либо наносящий здоровью вред.
Анализ ряда мероприятий, направленных на формирование и реализацию ЗОЖ в школе, свидетельствует о том, что учащимся нужно правильно уделять внимание физической активности, оптимальному режиму труда и отдыха, режиму дня, нормальному питанию и т. д. В программе вместе с тем особое внимание уделяется пропаганде ЗОЖ и вредным привычкам.
Результаты проведенного исследования подтверждают точки зрения современных авторов касательно того, что исследование особенностей формирования основ ЗОЖ в сегодняшнем учебно-воспитательном процессе актуальны и важны в силу утраты здоровья ребят в ходе обучения в школе.
Одно из центральных мест в формировании ЗОЖ школьников занимает потребностно-мотивационная сфера, дающая возможность им включаться в процесс формирования и познания личной философии здоровья.
Занятия физическими упражнениями положительно сказываются на сохранении и укреплении здоровья подростков. Информация о слабой заинтересованности школьников в занятиях спортом и физической культурой соотносится со средними адаптационными возможностями большей части ребят.
Таким образом, на основании изложенного, можно выделить следующие условия эффективности программы, ориентированной на формирование ЗОЖ школьников:
1) разработка на государственном уровне системы социологической работы;
2) проведение социолого-педагогической работы в общеобразовательных организациях среди учащихся;
3) введение в учебную программу занятий, ориентированных на формирование ЗОЖ школьников.
Следовательно, формирование ЗОЖ будет успешным в том случае, если разработать совокупность мероприятий, ориентированных на приобщение школьников к ЗОЖ:
1) ЗОЖ должен войти как составляющая в общую систему обучения школьников;
2) необходимо осуществлять социологическое просвещение родителей учащихся;
3) следует целенаправленно стимулировать внутреннюю активность школьников к саморазвитию, самовоспитанию.
Таким образом, реализация указанной программы должна происходить в русле апробации социолого-педагогических условий в процессе профилактической работы среди школьников, разработки методических рекомендаций для руководителей общеобразовательных учреждений, социальных педагогов, психологов школы.
Список литературы
1. Айзман Р.И. Валеология. - Новосибирск: НГПУ, 2006. - 19 с.
2. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФиС, 2007. - 63 с.
3. Антонов С. В. Здоровье молодежи - социальная проблема общества. - Чебоксары: Фирма «Атолл», 2006. - С. 267-269.
4. Баевский Р.М., Берсенева А. П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. -СПб.: Наука, 1993. - С. 33-48.
5. Баранов А.А., Кучма В.Р., Намазова-Баранова Л.С. [и др.] Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны укрепления здоровья подростков): моногр. - М.: ПедиатрЪ, 2014. - 112 с.
6. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 237 с.
7. Дубровский В. И. Валеология ЗОЖ. - М.: Флинта, 1999. - С. 1-35.
8. Демченкова Г.З., Полонский М.Л. Теоретические и организационные основы диспансеризации населения: науч. изд. - М.: Медицина, 1987. - 285 с.
9. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К решению проблемы формирования ЗОЖ населения России // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 8. - С. 2-5.
10. Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука, диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - 2002. - № 2 (14).
11. Изуткин Д .А., Степанов А. Д. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. - 1981. - № 5. - С. 32-44.
12. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. - М.: Наука, 1980. - 192 с.
13. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. - М.: Знание, 2007. - 234 с.
14. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. - Новосибирск: Наука, 1999. - 136 с.