ISSN 1029-3388
Кравчук O.M.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМООБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В контексте реализации требований Болонского процесса проблема формирования самообразовательной деятельности студента в условиях многоуровневого высшего образования особо актуальна. В связи с интеграцией отечественной системы высшего образования в общеевропейское пространство повышаются требования к качеству подготовки специалистов, которые должны стать профессионалами своего дела, обладать коммуникативными навыками, быть гибкими и мобильными, способными постоянно самосовершенствовать свое мастерство, быстро ориентироваться в меняющихся экономических условиях и информационном пространстве, творчески подходить к решению возникших профессиональных проблем.
Самообразование является оптимальным вариантом для выполнения определенных задач и для достижения поставленной цели. Поэтому проблема анализа теоретикометодических аспектов самообразования студентов в современных условиях многоуровневого высшего образования является чрезвычайно актуальной.
Сейчас растет уровень интеллектуальных запросов студентов и одновременно появляются новые технологии обучения, которыми должен быть осведомлен каждый будущий специалист. Молодому специалисту, который не научился в вузе самостоятельно приобретать знания, будет непросто развить в себе эти качества в профессиональной деятельности.
Образовательные учреждения не успевают разрабатывать учебные материалы по новейшей информации, соответствующей требованиям, выдвигаемым современным обществом к образованию, поэтому, чтобы получить качественное образование, студентам нужно заниматься самообразованием. Самостоятельное получение знаний, способность познавательной деятельности является основой творческих процессов: самостоятельного обучения и самообразования. Самостоятельное обучение является начальным этапом самообразования. Эти два процесса направляют личность на объективное познание действительности, на самопознание, самоорганизацию и самоопределение. Самостоятельное обучение способствует повышению интеллектуального потенциала, в частности - развитию личности.
Сложная ситуация на рынке труда требует самомотивации, собственной инициативы, самоорганизации, а прежде всего, готовности личности непрерывно учиться новому, продолжать учиться и переучиваться, то есть требует готовности к непрерывному обучению. Так, по мнению А.Мушинськи, самообразование - это своеобразный вид обучения в течение всей жизни, это процесс продленного и распространенного обучения, который ведет к обогащению интеллекта и развитию личности в целом, в соответствии с ее идейными, социальными, профессиональными и индивидуальными потребностями [1].
26
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2013
В истории педагогики и школы идея формирования готовности к самообразованию является одной из ведущих. Теоретические основы ее заложены Я. Коменским, Дж. Локком, А. Дистервегом, Г. Сковородой, К. Ушинским, В. Сухомлинским. В их трудах не только раскрывается роль самообразования в становлении личности, но и определяются общие пути формирования готовности к нему.
К концу XX века самообразование в педагогике было определено как «логически построенная, четко спланированная система повышения личностью своего уровня знаний, расширение кругозора, т.е. постоянная серьезная работа личности над собой» [2].
В психологическом справочнике Л. М. Фридмана самообразование определяется как «особые действия личности, предметом которых являются собственные состояния и качества человека как субъекта деятельности, общения, самоосознания» [3].
Эти определения самообразования доминировали в науке до середины XX века.
Проблемами самообразования занимаются западные ученые (У. Старк, А. Джонсон), российские (О. А. Шуклина, Г. Ю. Зборовский). Из украинских ученых эти вопросы исследовала в своих трудах О. А. Якуба.
Среди теоретических основ исследования роли самообразования в самореализации и саморазвитии личности выделяют, во-первых, теоретические разработки проблем образования и их социальное обоснование, во-вторых, совокупность подходов к анализу образования как социального института в рамках социологии знания, в-третьих, исследование проблем образования непосредственно в социологии образования.
Г. Ю. Зборовский и О. А. Шуклина определяют это понятие так: «Самообразование - это вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получения удовольствия от реализации личностью ее духовных потребностей» [4].
Исходя из этого определения, самообразование выступает как средство индивидуальной саморегуляции личностью сферы своего собственного знания и обусловлено личностными потребностями индивида. Поэтому можно сказать, что самообразование является самореализацией субъекта в образовательной и познавательной сферах.
Самообразование позволяет осуществлять действительно свободный выбор и смену профессии в соответствии с индивидуальными наклонностями, способствует формированию реалистических жизненных планов, а также их осуществлению с учетом общественных потребностей.
Сегодня самообразование личности стало социокультурной проблемой. От ее оптимального решения зависят социальная мобильность и общая культура личности, перспективы развития общества и его социальных институтов. Проблеме самообразования сейчас уделяют внимание многие специалисты, ратующие за повышение квалификации кадров, в том числе и при подготовке будущих учителей с помощью самообразования.
В современной научной литературе существуют разные определения понятия «самообразование». Некоторые исследователи выдвигают на первый план один из характерных его признаков: проявление потребности в знаниях (В. Ильин, М. Кузьмина, Ж. -Нусинова), достижение высокого уровня познавательной активности (Н. Ковалевская), процесс самоуправления усвоением знаний (В. Бондаренко), отклик на социальные требования общества (А. Громцева, Л. Ковтун, Г. Ричкова, О. Телюк).
27
ISSN 1029-3388
По мнению О. В. Бурлуки, «самообразование личности - это специфическая деятельность, которая свободно осуществляется, обеспечивает информацией, знаниями другие виды деятельности, а также это форма удовлетворения познавательных потребностей, интересов, которая необходима для совершенствования образовательного потенциала, профессионального уровня и общей культуры».
Как отмечает автор, на современном этапе сформировалось несколько подходов к исследованию самообразования личности:
- педагогический, где самообразование рассматривается как целенаправленная самостоятельная деятельность человека по выбору тематики, времени и средств работы с целью приобретения знаний, и обосновываются оптимальные методики организации самообразования;
- библиотековедческий, связан с организацией самообразовательного чтения и анализом читательских интересов;
- социологический, направленный на выявление социальной обусловленности этого явления, анализа распространенности и уровня интенсивности самообразовательной активности в различных социально-демографических, социально-профессиональных группах общества;
- праксеологический, в рамках которого рассматривается необходимость переквалификации специалистов, перспективы профессионально-должностного роста с помощью самообразования в условиях социальных и экономических изменений, происходящих в общественной жизни [5].
Учитывая современное экономическое состояние украинского общества, И.В. Гра-бовец предлагает определить дополнительно такие функции самообразования:
- ресоциализации - с помощью самообразования личность способна переориентироваться на новые научные взгляды, сформировать новое мировоззрение, изменить жизненные убеждения, которые не отвечают требованиям времени; благодаря самообразованию человек может получить новую специальность, используя свой существующий образовательный уровень и практический опыт работы;
- социальной защиты: в условиях жесткой конкуренции на рынке труда благодаря постоянному самообразованию специалисты способны длительное время поддерживать свою конкурентоспособность и профессионализм, быстро реагировать на возникновение и внедрение в производство новых техник и технологий;
- социальной интеграции: благодаря самообразованию удовлетворяется потребность молодых специалистов в полноценных и разнообразных знаниях во время их вхождения в самостоятельную жизнь;
- самореализации личности в профессиональной деятельности: самообразование выступает главным фактором самореализации молодых специалистов в образовательной и познавательной сферах, а профессиональная деятельность в данном случае выступает базой развития его образовательных и познавательных интересов;
- самосовершенствование личности: самообразование - это то средство, которое помогает молодым специалистам понять, принять, развить и реализовать свои способности в профессиональной и любой другой сфере деятельности;
- самоутверждения личности: самообразование помогает молодым специалистам привлекаться к общественным отношениям, последовательной смене способов жизнедеятельности и самоопределяться как созидатель собственного жизненного пути [6].
Автор утверждает, что самообразование - это многогранное явление, которое представляет собой: системное овладение определенными знаниями (системный подход),
28
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2013
организованную деятельность, направленную на усвоение накопленных ценностей культуры (социокультурный подход), особый вид человеческой деятельности с целью получения знаний для формирования собственной личности (деятельностный подход), сочетание знаний качествами личности и формирования ее интеллектуальной культуры (субъектный подход).
Обобщая различные взгляды ученых, можем сделать вывод о том, что самообразование - это целенаправленный и систематически организованный процесс приобретения человеком знаний, развития умений и навыков посредством самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Результативность этого процесса в значительной степени зависит от обеспечения личностью самоорганизации и самоконтроля собственных действий, осознание своих достоинств и недостатков, уровня собственной обученности.
Основными характерными признаками процесса самообразования являются: свободный выбор области проблем, интересующих студента; самостоятельный поиск источников информации, индивидуальный режим организации процесса самообразования и т.п. Следует также отметить, что процесс самообразования обеспечивает реализацию ряда важных функций: 1) экстенсивную, т.е. накопление и приобретение новых профессиональных знаний; 2) компенсаторную, что проявляется в ликвидации недостатков в процессе обучения студента; 3) саморазвитие, что обеспечивает совершенствование личностных качеств; 4) методическую, которая связана с преодолением профессиональной ограниченности личности; 5) творческую, что побуждает будущего специалиста к участию в творческой работе, обеспечивает сопровождение творческой самореализации; 6) предупреждение застоя в развитии.
Проблема самообразования студентов в современных условиях считается весьма актуальной. В основе самообразования лежат способы деятельности, личностные установки, качества и умения ставить цели, определять средства и способы их достижения, понимать значение поставленной цели, использовать уже приобретенные и искать новые приемы внутреннего стимулирования самообразовательной деятельности, расширять личностные образовательные интересы и потребности.
Сегодня происходят радикальные изменения не только в организации учебного процесса и содержании учебных программ, но и в характере взаимодействия между студентами и преподавателями. В частности, учебные программы подготовки будущих специалистов на уровне бакалавров или магистров предусматривают значительное увеличение времени на самообразование путем уменьшения аудиторной нагрузки, сокращения количества практических занятий и введения большого количества дисциплин, которые студенты выбирают по индивидуальному плану и изучают на протяжении обучения.
В украинских вузах, по нашему мнению, организации самообразования студентов уделяется недостаточно внимания. В свою очередь, недооценка педагогами необходимости обеспечения самостоятельного овладения будущими специалистами знаниями и умениями, необходимыми для осуществления эффективного самообразования, приводит к снижению не только качества выполненных ими курсовых и дипломных работ, но и провоцирует торможение их профессионального становления в целом.
Поэтому необходимо подчеркнуть, что рост роли самообразования для студентов отечественных вузов в свете требований Болонского процесса является вполне закономерной тенденцией, которую необходимо учитывать каждому преподавателю.
Чтобы выполнить задания, стоящие перед высшей школой, нужно совершенствовать учебно-воспитательный процесс, разрабатывать новые методы и формы взаимодей-
29
ISSN 1029-3388
ствия преподавателя и студента, стимулировать самостоятельную учебную деятельность молодежи, поскольку жизнь доказала, что только те знания, которые человек приобрел самостоятельно, благодаря собственному опыту, мыслям и действиям, становятся действительно его достижением.
На основе анализа научных работ сделан вывод о том, что успешная организация самообразования студентов вуза обеспечивается при следующих условиях: 1) научно обоснованного выбора учебного материала; 2) обеспечения осознания студентами значимости определенной образовательной информации; 3) самостоятельного выдвижения целей и их содержания в течение процесса обучения; 4) самоорганизации процесса обучения. Последнее предусматривает: а) самостоятельное программирование процесса обучения; б) выбор форм самообразования; в) самостоятельное приобретение знаний; г) самостоятельные оценки промежуточных и конечных результатов своих учебных действий, самоконтроль и т.д. Опыт учебно-воспитательной деятельности вузов убеждает, что эффективно решать вопросы подготовки будущих специалистов можно только при активном участии в этом процессе именно студентов, то есть речь идет об их самосовершенствовании.
Итак, самообразование является органической составляющей профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе. Однако на данный момент отечественная система высшего образования в недостаточной степени стимулирует студентов к осуществлению процесса самообразования, не предоставляет им необходимой педагогической поддержки в этом вопросе. В свою очередь, это не только приводит к снижению ее качества, но и не способствует подготовке квалифицированных специалистов. Поэтому потребностью сегодня является дальнейшее изучение проблемы организации самообразования студентов высших учебных заведений, которая должна соответствовать основным положениям Болонского соглашения.
Библиографический список
1 .Мушиньсю, А. Оргашзацшно-педагопчш умови професшного навчання у центрах неперервно! освни Польщ! // Автореф. дис. канд. пед. наук 13.00.04. - Тернопшь, 2004. - 28 с.
2. Мнацаканян, Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. - М.: Просвещение, 1991. - 191с.
3. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 288с.
4. Зборовский, Г.Е. Самообразование как социологическая проблема // Социологические исследования. - 1997. - № 10. - С.7-12.
5. Бурлука, О.В. Самоосвна особистосл як соцюкультурне явище: автореф. дис. . . . на здобуття наук. ступеня канд. фшос. наук: спец. 17.00.01 «Теор!я та !стор!я культури». - X., 2005. - 16 с.
6. Грабовець, 1.В. Самоосвна як штегруюча детермшанта самореал!заци молодих фах!вщв у про-фесшнш д1яльностг автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. соцюл. наук: 22.00.04 «Спещальш та галузев! соцюлогн». - К., 2004. - 18 с.
30