УДК 378.018.4 (470+510)
М. Н. Кичерова, С. И. Черноморченко, Чжу Юйфу Особенности самообразования российских и китайских студентов
В условиях современного образовательного процесса самообразование обретает большое значение как для общества в целом, так и для личности и отдельных социальных групп. В статье рассмотрены особенности самообразования российских и китайских студентов в процессе обучения в университете. Сопоставительный анализ социокультурных практик самообразования российских и китайских студентов реализован на основе анкетного опроса, анализа документов и экспертного опроса.
В ходе эмпирического исследования, в котором приняли участие китайские^=148) и российские (N=148) студенты, выявлены мотивационные установки и сфера интересов в области самообразования, проведена оценка бюджетов времени, затраченных на самообразование, рассмотрено использование в процессе самообразования массовых открытых онлайн-курсов. В работе изучены место и роль самообразования в развитии целостности личности, раскрыты социокультурные детерминанты развития практик самообразования у китайских и российских и студентов, рассмотрено влияние самообразования на социальную и профессиональную ориентацию студентов.
Self-education in modern educational process acquires great importance both for society and for the individual and certain social groups. The article describes main features of self-education among Russian and Chinese students during the process of learning at the university. Comparative analysis of the sociocultural practices of self-education of Russian and Chinese students is implemented on the basis of a questionnaire survey, document analysis and expert survey.
148 Chinese and same amount of Russian students took part in the empirical study. Motivational attitudes and interests in self-education were identified, time budgets spent on self-education were evaluated, the use of mass open online courses. The paper studies the place and the role of self-education in the development of the integrity of individual, reveals the sociocultural determinants of the development of self-education practices among Chinese and Russian students, examines the effect of self-education on the social and professional orientation of students.
Ключевые слова: самообразование, самообразовательная деятельность, функции самообразования, цифровое общество, массовые открытые онлайн курсы.
Key words: self-education, self-education activities, self-education functions, digital society, mass open online courses.
Особую актуальность тема самообразования студентов приобретает в контексте стремительного развития цифровых технологий нового поколения: мобильных и облачных технологий, массовых открытых онлайн-курсов и т. д. Прогресс технологий, их разнообразие помогает использовать новые формы и методы в
© Кичерова М. Н., Черноморченко С. И., Чжу Юйфу, 2018
299
самообразовательной деятельности. Эти глобальные процессы захватывают все страны и отражаются на развитии национальных образовательных систем: национальные образовательные системы пытаются найти ответы на такие вызовы. Как Россия, так и Китай находятся в настоящее время в состоянии активного поиска новой современной системы образования, обладающей национальной спецификой, соответствующей требованиям времени, местным особенностям и традициям. В современном быстроменяющемся мире образование является основой социального и экономического благосостояния, ключевым ресурсом для устойчивого развития государства. Все эти процессы требуют применения новых подходов и технологий в высшей школе, которая направлена на формирование у студентов способности к творческому самообразованию, активному саморазвитию, профессиональному становлению, что будет обеспечивать конкурентоспособность будущих профессионалов и помогать адаптироваться в быстроменяющихся внешних условиях.
В связи с этим интересен опыт реализации процессов самообразования не только в отечественных университетах, но и в зарубежных вузах. Поэтому актуален сопоставительный анализ повседневных практик самообразования (мотивационных, ментальных и культурных особенностей, связанных с национальной идентичностью) современных студентов из университетов России и Китая. По нашему мнению, в рассмотрении организации самообразования российских и китайских студентов представляется актуальным и важным изучение новых способов самообразовательной деятельности, связанной с развитием сети Интернет, раскрытие возможностей использования технологий, в частности массовых открытых онлайн-курсов (MOOC-Massive open online courses). Как свидетельствуют специалисты, наиболее активно студентами высших учебных заведений используются платформы Coursera, Universum, MIT open courses, Интуит и др. Эти платформы предлагают занятия и учебные курсы, проводимые преподавателями лучших мировых университетов, по различным областям знаний. Их миссией является обучение студентов со всего мира, изменяя при этом методы традиционного преподавания и делая обучение доступным и ориентированным в определенной степени на самообразовательную деятельность. Такие платформы пользуются большой популярностью. Так, по данным на 2017 г., на платформе Coursera зарегистрировано более 24 млн пользователей, и более 2 тыс. курсов и 160 специализаций от 149 образовательных учреждений мира. Среди иностранных слушателей Coursera лидируют Бразилия, Китай и Индия [18].
Цель данной статьи - изучение повседневных практик самообразовательной деятельности современных студентов гуманитарных факультетов университетов России (на примере
Тюменского государственного университета) и Китая (на примере педагогического университета г. Цюйфу), связанных с развитием информационных технологий, и выявление факторов, детерминирующих самообразование студенческой молодежи.
Основные задачи исследования:
- рассмотреть самообразование как социальный феномен и социокультурную практику;
- представить некоторые теоретические подходы к изучению самообразовательной деятельности;
- определить социокультурные детерминанты развития практик самообразования у китайских и российских и студентов;
- провести анализ повседневных практик самообразовательной деятельности российских и китайских студентов, в том числе с использованием платформ для онлайн-обучения,
- оценить бюджет времени, отводимого на самообразование;
- выявить факторы, которые активизируют и дестабилизируют самообразовательную деятельность студенческой молодежи гуманитарных факультетов;
- на основе компаративистского анализа выявить национально-ментальные особенности, влияющие на практики самообразовательной деятельности студенческой молодежи России и Китая.
Определение понятия самообразование. В своем исследовании мы опираемся на определение ключевого феномена «самообразование», данное Г.Е. Зборовским: «самообразование - это вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей» [5, с. 26]. Такой подход к пониманию самообразования позволяет изучать его как специфический вид социальной деятельности и использовать в эмпирическом исследовании для рассмотрения практик самообразования современной студенческой молодежи.
Степень разработанности проблемы. К изучению процессов самообразования личности обращались многие исследователи, в том числе в дискурсе педагогики, психологии, социологии, антропологии, философии.
Феномен «самообразование» является актуальным для многих современных концепций и наук. Так, в философии (В.И. Андреев, О.Н. Козлова, П.Н. Осипов и др.) сформировалась целостная система принципов и взглядов на самообразование как на определяющую ценностную деятельность, позволяющую раскрыть сущность человека, его внутренний мир. По мнению исследователей, именно
самообразование способствует успешному поиску смысла жизни и раскрытию творческих способностей и возможностей [3; 8; 10]. Отсюда следует, что самообразование с философской точки зрения является важным деятельностным процессом, в результате которого формируются новые знания о разных явлениях жизни и общества. Данные знания будут основой для формирования процессов самореализации личности, что важно учитывать в проектировании современных образовательных траекторий.
В педагогике и психологии проблему самообразования исследовали такие ученые, как А.К. Громцева, М.А. Данилов, Г.С. Закиров, Л.С. Колесник, М.Н. Скаткин. В работах этих авторов раскрыта сущность процесса самообразования, выявлены условия и средства развития личности посредством самообразования, раскрыты эффективные пути и средства управления самообразовательной деятельностью [10; 13].
В трудах Л.И. Божович, Н.А. Еременко и А.Г. Ковалева самообразование приобретает значение философско-педагогической категории. Самообразование, по их мнению, связано прежде всего с самореализацией личности. Действительно, именно в процессе самообразования у личности формируется чувство собственного достоинства как ключевой элемент для духовного и нравственного самоутверждения и саморазвития [8; 10; 12]. В трудах многих современных исследователей утверждается важная мысль о том, что самообразование не только основное и эффективное условие развития каждого современного студента, но и фактор, определяющий многие процессы развития общества в целом [1; 3; 4; 5].
Современные ученые справедливо считают, что стремление к самообразованию личности формируется путем продуманного и целенаправленного воздействия на обучающихся. Как правило, этот процесс достаточно длительный. Эффективному осуществлению этого процесса во многом способствует современное образовательное пространство [7, с. 69]. Как отмечают исследователи, новый взгляд на процесс самообразования в современном университете связан с развитием цифрового общества. Так, Г. Зборовский на основе своих исследований полагает, что в современном мире происходит смещение от образования к самообразованию, благодаря развитию цифровых технологий. Он считает, что «объективные тенденции актуализации самообразования будут увереннее пробивать себе дорогу. Необходимость добывать себе материал заставит индивида апеллировать все больше к различным формам самообразования, нежели к взаимодействию с образовательными учреждениями и его педагогами» [7, с. 111]. Эта мысль находит подтверждение в работах многих современных исследователей, которые утверждают, что в
настоящем информационном обществе в результате преобразований самообразование является ведущим видом деятельности.
Многие ученые считают, что в современном обществе кардинальным образом изменилась социальная роль самообразования и его значение. Человечество на протяжении многих веков по-разному организовывало процесс самообразования. Так, в доиндустриальную эпоху самообразование традиционно реализовывалось посредством межличностных отношений, как правило, в процессе трудовой деятельности. В индустриальном обществе самообразование осуществлялось посредством изучения теории («книжный» тип самообразования). В современном постиндустриальном обществе «возможности информационных технологий создали «экранную» культуру (Б.С. Ерасов), опирающуюся на компьютерные средства связи и обработки информации» [5].
Важно подчеркнуть, что современные информационные и коммуникационные средства коренным образом изменили принципы организации и реализации самообразования. Так, компьютерные технологии создали условия для доступности получения необходимой и разнообразной информации. При этом именно технологии повысили эффективность всех процессов самообразования, без которых невозможна современная производственная, научная, управленческая, образовательная и другая деятельность. Все эти виды деятельности, как правило, требуют от исполнителей гибкого мышления и творческой активности, которые успешно могут формироваться в процессе самообразования.
Кардинальным образом изменяются способы самообразования: передовые технологии облегчают поиск информации, обеспечивают математическую и статистическую обработку данных. Связь этих процедур - скорость получения и разнообразные инструменты обработки информации - расширяют возможности процесса самообразования и делают его творческой деятельностью.
Самообразование можно рассматривать и как социокультурную компетенцию студентов. Так, академик В. Загвязинский подчеркивает, что образовательная среда прежде всего должна обеспечивать условия для формирования личности в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных условий жизнедеятельности отдельного человека. Однако для формирования социокультурной компетенции необходимо такое освоение информации, при котором знание переходит в форму понимания и превращается в «живое знание» (по В.П. Зинченко), осмысленное в разных социокультурных контекстах и имеющее действенный, практико-преобразующий характер. При этом под социокультурной компетенцией понимается «владение умениями активного личностно значимого освоения информации через её осмысление в разных социокультурных контекстах и последующее
использование в творческой деятельности и во взаимодействии с другими людьми» [11, с. 141].
В работах известных зарубежных психологов (А. Адлер, Г. Айзенк, А. Маслоу, Г. Олпорт, Э. Фромм, К. Юнг) особое внимание направлено на изучение условий развития потребности в самообразовании и особенно в его самореализации. По мнению Э. Фромма, структура социальной самореализации сложна, «она включает следующие компоненты: потребность в самообразовании, потребность в самоутверждении, потребность в межличностном общении, потребность в развитом самосознании, потребность в системе нравственно-ценностных ориентаций» [14]. Э. Фромм отмечает, что самообразование человека - это значимый и осознаваемый процесс раскрытия личностью своих возможностей и способностей в практической деятельности, а также межличностных отношениях, возникающих в процессе разного вида деятельности [14]. Социально-психологический аспект самообразования является многогранным и представляется весьма важным для изучения.
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что эффективность самообразования определяется личностными и профессиональными целями, которые ставят перед собой обучающиеся. В этой связи нужно выделить два вида ориентации, формируемые в процессе самообразования студентов, - социальную и профессиональную. Социальная ориентация понимается как определение студентом своего места в обществе, как выбор социального положения, статуса и определение основных путей его достижения. Профессиональная ориентация включает некоторый «набор профессий», наиболее важных для развития современного общества, который формируется в сознании индивида и осуществляется выбор наиболее привлекательной из них. Как показывает практика, социальная ориентация формируется раньше, чем профессиональная, и самообразование помогает студенческой молодежи «встроиться» в профессиональную структуру общества.
Проведенный теоретический анализ научной литературы категории «самообразование» показывает, что в современном мире происходит совмещение общественных предпосылок развития образования с индивидуально-личностными потребностями в самообразовании. Смещение в плоскости «образование - самообразование» в сторону доминирования последнего связано с тем, что «процессы самообразования, часто протекающие стихийно, начнут обретать все более осознанные и организованные формы. Исследователи считают, что «самообразование в качестве неотъемлемой составляющей части деятельности человека будет постепенно занимать господствующие позиции, вытесняя существующие рутинные действия» [6, с. 112].
В настоящее время остаются недостаточно изученными факторы внутренней мотивации к самообразованию, социальные условия, а также возможности распространения новых образовательных практик, которые открываются благодаря информационным технологиям и массовым открытым онлайн-курсам. Для студенческой молодежи самообразование открывает новые горизонты, социальный эффект от грамотного управления данным процессом позволяет воздействовать на социальную активность и самочувствие, будущую профессиональную деятельность.
Изменения в системе современного высшего образования России и Китая представлены в работах Н.Е. Боревской, В.П. Борисенкова, Чжу Сяоманя, Цзинь Сибиня, Чан Чжьюмина [2; 14; 15; 16]. Реформирование высшего образования в России и Китае вызвано значительными изменениями в экономике и социальной сфере. Оно происходит в контексте общемировых процессов формирования глобальной экономики, основанной на знаниях. Общим для России и Китая является:
- изменение стратегии развития высших учебных заведений, ориентир на международную конкурентоспособность;
- развитие негосударственного сектора высшего образования, расширение спектра организаций, предоставляющих образовательные услуги;
- существенное расширение автономии государственных высших учебных заведений;
- изменение структуры подготовки преподавательских кадров в России и Китае, что связано с изменениями социально-профессиональной структуры общества,
-увеличение количества обучаемых по гуманитарным и социально-экономическим специальностям, интернационализация образования [2, с. 262].
Следует отметить, что с конца ХХ в. в системе высшего образования Китая (КНР) произошло стремительное развитие высшей школы, связанное с ростом потребностей в специалистах, необходимых для социально-экономического прогресса. В это время выросло количество финансовых и политико-юридических высших учебных заведений, что обусловлено становлением рыночной экономики и правового общества [2, с. 247].
Так, в 2010 г. в китайские вузы поступило семь миллионов учащихся, что в четыре раза больше чем в 1999 г., прием студентов каждый год увеличивался примерно на 30%. И это при том, что высшее образование в Китае является платным, но существует большое количество удобных образовательных кредитов с низкой процентной ставкой. В 2012 г. расходы на образовательную реформу в КНР составили 4% от ВВП, «правительство планирует, что к 2020 г. 220 млн
граждан будут иметь диплом об окончании высшего учебного заведения. Сейчас в стране насчитывается более двух тысяч высших учебных заведений, в которых обучается более 11 миллионов студентов» [17, с. 14].
В современной системе высшего образования России происходят кардинальные изменения. Для того чтобы отвечать быстроменяющимся запросам общества и работодателей, лучшие университеты пересматривают основные подходы к организации своей деятельности. Ключевыми становятся вопросы привлечения талантливой молодежи в высшее учебное заведение, при этом делается акцент на индивидуализацию образования - переход на индивидуальные образовательные траектории.
С 2012 г. в России запущен проект повышения конкурентоспособности российских университетов, который призван способствовать наращиванию научно-исследовательского потенциала группы национальных университетов. Задачами этого проекта являются укрепление конкурентных позиций на глобальном рынке образовательных услуг, вхождение пяти университетов в первую сотню международных рейтингов, повышение международной академической репутации университетов России.
В связи с этим в образовательные процессы университетов внедряются новые подходы и технологии, реализуются программы международной академической мобильности. При этом акцент переносится на личность студента, в основе построения образовательной программы - индивидуальные запросы личности. Главной особенностью и результатом образовательного процесса является создание и освоение студентами индивидуальных образовательных траекторий. В контексте данных изменений важным становится вопрос о рассмотрении индивидуальных образовательных практик современных студентов, связанных с самостоятельными занятиями, самообразованием, мотивацией к такой деятельности.
Характеристика эмпирического исследования. Для изучения практик самообразования студенческой молодежи было проведено исследование с использованием метода анкетирования. Анкетный опрос проводился среди студентов Тюменского государственного университета (г. Тюмень, Россия, N=148) и Цюйфуйского Государственного педагогического Университета (г. Цюйфу, Китай, N=148). Анкета включала 18 вопросов, которые раскрывали потребности студентов в самообразовании, наличие планов на самообразование, описание форм и видов самообразования, оценка полученных результатов благодаря самообразованию.
Результаты исследования. По результатам проведенного исследования было выявлено, что современные российские и китайские студенты активно используют практики самообразования.
Среди наиболее распространенных практик студенты назвали самостоятельные занятия, занятия с репетитором, обучение с помощью видеороликов, посещение мастер-классов, обучение с помощью онлайн-курсов, представленных на платформе Coursera. Так, среди российских студентов наиболее популярными формами (возможно было указание на несколько форм самообразования) явились: обучение с репетитором (75% от числа опрошенных); обучение с помощью видеороликов (36% опрошенных); посещение мастер-классов (18% опрошенных).
Опрос показал слабую информированность российских студентов о возможностях самообразования посредством MOOC (Massive open online courses). Так, всего 10% респондентов знают о подобных платформах, но только два человека (1%) используют их в своем обучении. При этом студенты отметили эффективность обучения на таких курсах, одна студентка отметила, что прошла более 35 курсов и имеет 20 сертификатов об обучении (студентка I курса магистерской программы).
Китайские студенты более осведомлены о возможностях самообразования с использованием современных информационных платформ: Coursera, Universum, MIT open courses. Они знают большее количество платформ, чем российские студенты, и из 148 опрошенных респондентов более половины (69%) прошли обучение с применением MOOC. Такие практики для них являются регулярными, 71 человек из числа опрошенных имеют от 8 до 11 сертификатов об окончании МООС.
Анализ повседневных практик самообразования российских и китайских студентов показал, что 62% российских студентов тратят менее одного часа в день, от 1 до 3 часов в день посвящают самообразованию 25% студентов, остальные 13% опрошенных тратят более трех часов в день. Китайские студенты значительно больше времени из своего бюджета тратят на саморазвитие и самообразования, что, возможно, связано с особенностями национальных установок на саморазвитие и самообразование. Такие мотивационные установки имеют социально-культурную основу в традициях конфуцианства, связаны со спецификой национального характера с его ориентацией на упорство, стремлением достичь цели, высокой работоспособностью. Респонденты из Китая указали, что менее одного часа в день занимаются самообразованием всего 2% из числа опрошенных, от 1 до 3 часов в день - 27% респондентов, остальные 61% тратят на самообразование более трех часов в день. Эту особенность отмечает и преподаватель педагогического университета Цюйфу Н.В. Разумкова: «В Китае жизнь студентов в кампусе строго регламентирована: занятия начинаются в 08:00 (но в аудиторию они должны прийти в 7:00, чтобы повторить уроки) и продолжаются до обеда 12:00 - 14:30. После двухчасового отдыха
студенты занимаются до 17:00, затем идут на спортплощадки играть в волейбол, баскетбол, пинг-понг, кататься на роликах. В 19:00, когда ужин закончился, ученики возвращаются в аудиторию и занимаются самостоятельно до 22:00. Таким образом, напряженный учебный день длится с 6:00 до 22:00 с двумя перерывами, очень много языковых текстов учат наизусть, отсюда и большие успехи в изучении иностранных языков, в том числе и русского» (сохранен стиль автора) [9]. Данные наблюдения находят подтверждение и в словах профессора Чжу Юйфу (Тюменский государственный университет): «Привычка к самообразованию культивируется у китайского ребенка с раннего детства, ежедневное время, отведенное на самообразование, примерно 3-5 часов.
Китайские студенты понимают, что «усиленное самообразование сегодня направлено, прежде всего, на будущий результат...» (стиль автора сохранен). При этом тематическое содержание самообразовательной деятельности весьма разнообразно, оно связано с изучением иностранных языков, углублением знаний по своей специальности, интересами в области спорта и досуга, предпринимательства. Молодые люди используют преимущественно бесплатные занятия, однако готовы частично оплачивать наиболее актуальные для них тренинги и семинары. Российские студенты готовы потратить не более 1-3 тысяч рублей в месяц на самообразование, так ответили 67% опрошенных студентов из Тюменского государственного университета, примерно 6-10 тысяч рублей готовы потратить треть опрошенных (29%). Остальные хотят заниматься бесплатно, считают, что «образование человек должен получать только бесплатно», такое обучение, по их мнению, является «более качественным и непринужденным» (стиль автора сохранен). Китайские студенты (80%) считают, что на самообразовании не следует экономить (даже несмотря на невысокий семейный бюджет). Они пишут, что «только самообразование поможет развить творческую активность, для того чтобы эффективно реализоваться в будущей профессии» (сохранен стиль автора)
Использование современных информационно-коммуникационных технологий для самообразования у современных студентов представлено следующими видами занятий: просмотр обучающих видеоуроков на You Tube, целенаправленные занятия на платформе образовательных курсов Соигэега, использование мобильных приложений для изучения иностранного языка, общение в тематических группах (исследовательские проекты, волонтерские акции и др.), которые имеют познавательную и образовательную направленность. Так, онлайн-обучение, связанное с будущей профессией используют 34% российских студентов, 78% китайских студентов.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить наиболее распространенные практики самообразования современных студентов. Установлено, что самообразование занимает у российских студентов 1-2 часа, а у китайских студентов гораздо больше (3-6 часов) в бюджете их времени. Самыми распространенными практиками самообразования является применение курсов на платформе Соигеега, которые активно используют, как китайские студенты (64% из числа опрошенных), так и российские студенты (14% из числа опрошенных). Влияние образовательных систем, в частности ориентир на индивидуализацию образовательных траекторий в высшем образовании России и Китая, сказывается и на изменении отношения студентов к самообразованию. Среди основных мотивов, обусловливающих самообразовательную деятельность, российскими и китайскими студентами были названы:
- формирование конкурентоспособности (78% китайских студентов; 65% российских студентов);
- развитие творческих способностей (60% китайских студентов; 78% российских студентов);
- необходимость для будущей профессиональной деятельности (94% китайских студентов; 69% российских студентов).
Таким образом, практики самообразования большинство российских и китайских студентов связывают с будущей успешной профессиональной деятельностью. По итогам проведенного исследования установлено, что самообразовательная деятельность оценивается как российскими (82%), так и китайскими студентами (97%) как необходимая составная образовательного процесса в современных условиях, именно самообразование помогает стать конкурентоспособным на рынке труда. В процессе самообразования у студентов формируются творческие способности, новые способы решения известных проблем, что отметили 75% российских студентов из числа опрошенных и 78% китайских студентов. В практике самообразования используются информационные платформы, однако российские платформы онлайн-обучения, такие как Интуит, Uniweb, Eduardo мало знакомы студентам. Российские студенты используют отдельные курсы на платформе Coursera, в то время как китайские студенты значительно активней применяют для самостоятельного обучения возможности современных образовательных платформ и представленных на них массовых открытых онлайн-курсов. Для продуктивного самообразования нужны волевые качества, самоорганизация и дисциплина. Таким образом, самообразование позволяет выстраивать и реализовать индивидуальную образовательную траекторию студентов и превращается в один из основных компонентов организации образовательного процесса в современном высшем учебном заведении.
Список литературы
1. Авдошкина С. Л., Немцова О. А. Самообразование как неотъемлемый компонент непрерывного образования: механизмы формирования самообразования // Молодой ученый. - 2017. - №34.1. - С. 1-4. - URL: https://moluch.ru/archive/168/45435 (дата обращения: 30.10.2018).
2. Боревская Н.Е., Борисенков В. П. Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI: сравнительный анализ. - М.: Наука, 2007. - 592 с.
3. Гальетов В. П. Проблемы самообразования молодёжи в 21 веке. - URL: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,10402/Itemid,550 1315/ (дата обращения: 09.10.2018).
4. Евдокарова Т. В., Дмитриева С. Н. Самообразование студентов как одна из форм подготовки к профессионально-педагогической деятельности // Концепт. -2016. - Т. 30. - С. 164-166. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56609.htm.(дата обращения: 31.102018).
5. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование парадигма XXI века // Высшее образование в России. - 2003. - № 5. - С. 25-32.
6. Зборовский Г. Е., Шуклина Е.А. Образование как ресурс информационного общества // Социологические исследования. - 2005. - №7. - С. 107-113.
7. Зборовский Г. Е., Шуклина Е.А. Социология образования: учеб. пособие. -М.: Гардарики, 2005. - 380 с.
8. Камьянов А. А. Самообразование студентов в современном вузе (концептуально-технологический аспект) // Интеграция образования. - 2011. - № 2.
- С. 25-29.
9. Командировка длиной в шесть лет: история учительницы, переехавшей из Тюмени в китайскую провинцию. - URL: https://72.ru/text/gorod/65529181/ (дата обращения: 29.10.2018).
10. Минина Е.В. Самообразование как форма самостоятельной работы студентов // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 2. - С. 54-57.
11. Подготовка педагога-исследователя в университетском образовании: коллективная моногр. / отв. ред. В.И. Загвязинский. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2017.
- 164 с.
12. Поднебесова М.И. Сущностные характеристики самообразовательной компетентности [Электронный ресурс]. - URL: http://econf.rae.ru/article/7457 (дата обращения: 14.04.2014).
13. Суханов А. В. Самообразование как фактор формирования и развития личности студента-юриста // Молодой ученый. - 2010. - №9. - С. 273-276. - URL https://moluch.ru/archive/20/2003/ (дата обращения: 04.11.2018).
14. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / пер. (авторское вступление П.С. Гуревич). - М.: Наука, 2015.
15. Чжу Сяомань. Перед лицом вызовов: регулирование и обновление нравственного воспитания в учебных заведениях // Цзяокюй яньцзю. - 2005. - №3.
16. Чжу Сяомань. Реформа содержания образования в Китае // Педагогика. -2005. - № 1. - С. 67-74.
17. Чэн Чжьюмин Высшая и средняя школа Китая в условиях современных реформ: автореф. ... канд. пед. наук. - Чита: Изд-во Забайкальский ун-т, 2010.
18. ^ursera - официальный сайт. - URL: https://www.coursera.org/
Статья поступила: 12.11.2018. Принята к печати: 10.12.2018