Trukhin Aleksandr Valerevich
THE ESSENCE OF SELF-EDUCATION ..
pedagogical sciences
УДК 374.73
СУЩНОСТЬ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
© 2018
Трухин Александр Валерьевич, аспирант кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр-т Ленина, 69, e-mail: truxin82@rambler.ru)
Аннотация. Статья посвящена особенностям самообразовательной деятельности военнослужащих в военно-педагогическом процессе. Обоснована актуальность значения способности военнослужащих к восполнению утраченных знаний, умений и навыков, их обновление и наращивание в процессе самообразования. Представлены различные подходы к определению понятия самообразования, на основе анализа научной литературы раскрываются его сущностные характеристики, такие как самостоятельность, целенаправленность, систематичность, личная заинтересованность, и др. В работе отражена классификация самообразования по способам мотивации, характеру процесса и сферы реализации получаемых знаний. Приводится описание этапов процесса самообразовательной деятельности. Отмечена необходимость участия личности в активной профессиональной деятельности как важного элемента, способствующего проявлению стремления к профессиональному самообразованию. Отражены предпосылки к самообразованию военнослужащих, которые вызывают необходимость постоянного, целенаправленного и продуктивного саморазвития. На основе раскрытия сущности самообразования в рассмотренных исследованиях сформулировано определение самообразовательной деятельности военнослужащих в процессе повседневной военной службы. Наглядно представлена сущность профессионального самообразования, с последующим описанием предложенной модели. В заключении обосновывается необходимость разработки инструментов, интегрированных в повседневную военную службу, системно способствующих эффективному формированию готовности военнослужащих к самообразовательной деятельности.
Ключевые слова: самообразование, самообразовательная деятельность, непрерывное образование, классификация самообразования, структура самообразования, готовность к самообразованию, военно-педагогический процесс.
THE ESSENCE OF SELF-EDUCATION IN THE MILITARY-PEDAGOGICAL PROCESS
© 2018
Trukhin Aleksandr Valerevich, postgraduate at the Department of teacher training department professional training and subject methods South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue, 69, e-mail: truxin82@rambler.ru)
Abstract. The article is devoted to the peculiarities of the self-educational activity of military in the Military-pedagogical process. The relevance of the importance of the ability of military to replenish lost knowledge, skills and abilities, their updating and growth in the process of self-education is substantiated. Different approaches to the definition of the concept of self-education are presented, on the basis of the analysis of the scientific literature, its essential characteristics are revealed, such as independence, purposefulness, systematicity, personal interest, etc. The work reflects the classification of self-education by means of motivation, the nature of the process and the sphere of realization of the received knowledge. The stages of the process of self-educational activity are described. The need to participate in active professional activity as an important element contributing to the manifestation of the desire for professional self-education was noted. The prerequisites for the self-education of military, which cause the need for constant, purposeful and productive self-development, are reflected. Based on the disclosure of the essence of self-education in the studies examined, the definition of the self-educational activity of military in the process of daily military service is formulated. The essence of professional self-education is clearly presented, with the subsequent description of the proposed model. In the conclusion substantiates the need to develop tools integrated into the daily military service, systematically contributing to the effective formation of military readiness for self-educational activity.
Keywords: self-education, self-educational activity, continuous education, self-education classification, self-education structure, readiness for self-education, military-pedagogical process.
С развитием военно-технического прогресса, внедрением передовых технологий в системы вооружения и военной техники, усложнением форм и способов ведения боевых действий выдвигаются всё более высокие требования к подготовленности воинов: знания, полученные по образовательным программам в военных учебных центрах, со временем либо забываются, либо утрачивают свою актуальность.
Особенностью профессиональной деятельности военнослужащих является её подвижность, вызванная неизбежными изменениями технологий, что приводит к осознанию неактуальности имеющихся профессиональных знаний и умений и необходимости постоянного обучения.
Повышение уровня подготовленности военных специалистов, восстановление утраченных знаний и освоение новой информации осуществляется в процессе обучения и переподготовки в военных учебных центрах, по плану боевой подготовки в воинских подразделениях и в ходе самостоятельного освоения необходимого материала.
Большое значение имеет способность военнослужащих к восполнению утраченных знаний, умений и на-
выков, их обновление и наращивание в процессе самообразования.
Самообразование военнослужащих в повседневной деятельности войск является неотъемлемой частью военно-педагогического процесса, особым видом познавательной деятельности в специфических условиях военной службы. Самообразование, наряду с самовоспитанием и саморазвитием, является одним из видов работы над собой, объединяемых понятием самосовершенствование [1, с. 242].
Под военно-педагогическим процессом понимается структурно-функциональное образование, выражающее целенаправленную и организованную работу руководителей военных организаций по воспитанию, обучению и развитию подчинённого личного состава, подготовку его к умелым действиям в условиях современного войскового боя [1, с. 48].
Самообразование многими исследователя мира рассматривается как часть непрерывного образования. Е.Б. Абакумова выделяет его как связующее звено между базовым образованием и последующим повышением квалификации [2]; Э.Р. Азизова, Э.Н. Маковская рассматривают как сложный динамический процесс саморазвития
педагогические науки
Трухин Александр Валерьевич СУЩНОСТЬ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...
в течении всей жизни [3; 4]; Н.Н. Мальчукова, С.В. Куликова, А.В. Смирнов самообразование определяют как средство совершенствования профессионального мастерства, представляющее индивидуальную траекторию саморазвития личности [5; 6]; А.С. Саргсян относит самообразование к видам образования - в качестве составляющего звена в структурной модели непрерывного образования [7].
Вместе с тем, некоторые исследователи (В.А. Золотарёв) самообразование относят к автономному явлению, проявляющемуся вне образовательной деятельности, не являющимся составным компонентом какой-либо образовательной системы [8].
Непрерывное образование позиционируется как основное направление многоуровневой системы профессионального образования, где вкупе с приобретением базовых знаний и компетенций, развиваются творческие, духовные качества личности, способствующие его активному самосовершенствованию [9, с. 129].
Современный подход к непрерывному образованию акцентируется на изменении характера самого образования. Оно приобрело личностную ценность. Цель образования сегодня - эффективно учиться самостоятельно пополнять, восстанавливать и обогащать знания [10, с. 22].
В современной научной литературе существует множество определений понятия самообразования, что объясняется приобщением к определённой области жизни. В самом общем определении самообразование представляет собой целенаправленную познавательную деятельность, управляемую самой личностью, в основе которой сочетается личная заинтересованность в усвоении нового материала с самостоятельным его изучением.
Исходя из анализа разнообразных определений самообразования, М.И. Поднебесова выделяет существенные признаки, их объединяющие, такие как самостоятельный поиск необходимой информации, освоение новых знаний в целях дальнейшего развития личности. Характерными для самообразования являются признаки наличия внутренней мотивации, приобретения знаний в дополнение к имеющимся, самостоятельности деятельности субъекта [11].
Таким образом, самообразование определяется как деятельность целенаправленная на приобретение и усвоение систематических знаний, обусловленная личными потребностями личности для достижения цели самосовершенствования.
В военно-педагогическом процессе широко используется термин самостоятельной работы, определяемый как вид познавательной деятельности, осуществляемый без посторонней помощи, позволяющий закрепить ранее полученные знания, умения и навыки [1, с. 102]. Для избегания ошибочного взаимного сопоставления определений самостоятельной работы и самообразовательной деятельности стоит отметить, что при некотором стечении обстоятельств их цели и задачи совпадают, разница состоит в том, что самостоятельная работа организуется, мотивируется и корректируется внешним воздействием, а самообразовательная деятельность руководствуется исключительно внутренними мотивами и самоорганизованностью.
В процессе самообразовательной деятельности личностью осваивается новая информация, которая относится к какой-либо определённой области, это могут быть знания из области научных дисциплин, культуры, духовных и социальных институтов. Самообразовательная деятельность военнослужащих направлена на приобретение и усвоение специальных знаний, способствующих успешному исполнению возложенных служебных обязанностей, всестороннему развитию специалиста и подготовке к следующему «уровню» штатной должности. В зоне актуализации знаний и умений, приобретаемых военнослужащими самостоятельно, преобладают знания и умения, определяемые квалификацией военнослужащего как специалиста.
На основе разделения видов знаний, приобретаемых путём самообразования, Ю.Е. Калугиным выделено понятие профессионального самообразования как самообразования, подчинённого профессиональной деятельности, удовлетворяющего её потребности и направленного на актуализацию известной информации и получение новых знаний и умений. Существенным является видовое разделение профессионального самообразования по способам мотивации на целенаправленное, самоцельное и попутное. Целенаправленное профессиональное самообразование является основным видом, которое возникает в результате осознанного активного процесса освоения личностью новой информации. В связи с осознанностью этой деятельности целенаправленное профессиональное самообразование подлежит проектированию, контролю и корректировке. Самоцельное профессиональное самообразование связано с самой деятельностью человека, мотивирующей устойчивый интерес к освоению новых знаний и умений в данной сфере. Попутное профессиональное самообразование происходит в процессе усвоения основного материала в виде случайной полезной информации [12].
Этим же исследователем совместно с Т.В. Киселевой представлена классификация видов профессионального самообразования по характеру процесса и получаемому результату на консервативное, направленное на восстановление утраченной информации, и прогрессивное, нацеленное на получение и освоение новой информации, её интеграции с имеющимися знаниями и умениями, выработке инновационного опыта [13].
Прогрессивное самообразование наиболее актуально, так как оно ведёт к развитию личности.
В зависимости от вида осваиваемой информации, в зависимости от того является ли информация известной или неизвестной ранее, самообразование имеет функцию познавательную и созидательную.
Е.Н. Брязгунова в своём исследовании [14] на основании разделения сферы реализации самообразовательных потребностей выделяет четыре вида самообразования: бытовое, познавательное, самореализации, профессиональное. Бытовое определяется самим названием и предполагает овладение социальным опытом в быту. Познавательное самообразование заключается в познании окружающего мира. Самореализации нацелены на изменяющиеся свойства и качества личности в соответствии с представляемым идеалом. Профессиональное самообразование служит для поддержания раннее приобретённых и обогащения профессиональных компетенций.
Профессиональное самообразование возникает при вовлечении личности в деятельность трудового социума, в виде необходимости решения возникающих задач, не имеющих определённых выходов. Например, это может быть участие в освоении на производстве новых неотработанных технологий, изменении направления деятельности предприятия или сама деятельность предприятия является разносторонней, оптимизации эффективности труда и функционирования организации. Иными словами, говоря, деятельность работника, стоящего у конвейера и постоянно выполняющего в монотонном режиме повторяющиеся действия, не будет способствовать профессиональному самообразованию.
В дополнение можно обозначить замечание коллектива военных педагогов утверждающих, что «для всестороннего формирования типа личности нужна и определённая профессиональная деятельность. Тот, кто ничего не делает вряд ли испытывает потребность в самообразовании» [15, с. 384]. Только вовлеченный в активную разностороннюю деятельность военнослужащий сталкивается с определёнными трудностями, обращает внимание на свои недостатки, оценивает возможности по их устранению.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что важным фактором, способствующим проявлению стрем-
Trukhin Aleksandr Valerevich
THE ESSENCE OF SELF-EDUCATION ..
pedagogical sciences
ления к профессиональному самообразованию, служит участие личности в активной профессиональной деятельности.
А.Д. Лопуха в своём исследовании [16], на наш взгляд, успешно выстроил процесс самообразования. На первом этапе у личности возникает осознание потребности в самообразовании, происходит самооценка подготовленности, понимание необходимости в новых знаниях, постановка целей и задач. На следующем этапе личностью осуществляется планирование работы по самообразованию. Далее происходит определение форм, методов и средств самообразования. Затем осуществляется поиск и освоение новой информации, самооценка результатов. На результирующем этапе личностью осознаётся наличие новых знаний, умений и навыков, осуществляется их применение на практике.
Как отмечает Е.Б. Абакумова, процесс самосовершенствования невозможен без внутренней потребности самосовершенствования, даже при наличии благоприятных внешних условий и соответствующих способностей личности. Основой же самосовершенствования выступает рефлексия, следовательно, деятельность определяется как рефлексивная, структурными компонентами которой являются: саморефлексия, самопознание, самореализация. Стимулируя активность и самостоятельность личности, рефлексивный уровень самопознания опосредует формирование системы внутренних мотивов и определяет дальнейшее направление самообразовательной деятельности [2, с. 134].
Рефлексия самосовершенствования предполагает акцентирование внимания на самого себя и на результаты своих действий. Наличие у личности правильных знаний о себе, адекватной оценки своих достижений является условием успешного самосовершенствования. При выявлении и оценке уровня несоответствия между целью самосовершенствования и достигнутыми результатами возникает необходимость внесения корректив в работу над собой.
Ошибки, допущенные личностью в самопознании, в конечном итоге приводят к прекращению самосовершенствования [15].
Предпосылкой к самообразованию служат познавательные потребности личности, которые вызывают необходимость постоянного, целенаправленного и продуктивного саморазвития. При этом при достижении определённого результата потребность в самообразовании не иссякает, а лишь способствует формированию новых мотивов к дальнейшему развитию на фоне уже обретённых знаний [2, с. 135].
Несмотря на то, что самообразование является профессиональной обязанностью военнослужащего любого звания и ранга, вовлечение его в самообразовательную деятельность невозможно без непосредственного личного интереса, в качестве которого могут выступать: стремление к получению высшей квалификации, что сопровождается дополнительным материальным стимулированием; повышение образовательного уровня, профессиональных знаний и умений для возможности продвижения по службе; желание подражать положительному примеру реального или вымышленного персонажа, являющегося воплощением идеала.
Основываясь на раскрытии сущности самообразования в проведенных исследованиях вышеуказанных авторов, самообразовательная деятельность военнослужащих в военно-педагогическом процессе нами определена как целенаправленная познавательная активность с самостоятельно выстраиваемым, положительно мотивированным ходом познания, побуждаемым к проявлению самоорганизованности, волевых усилий и целеустремленности по приобретению профессионально значимых знаний, умений и навыков, способствующих успешному исполнению профессиональных обязанностей, направленных на достижение требуемого личностного результата.
Сущность профессиональной самообразовательной деятельности можно представить схематически (рис. 1).
Рисунок 1 - Сущность профессионального самообразования
В своей профессиональной среде военнослужащий (субъект) обладает определённой областью профессиональных знаний, умений и навыков. Подталкиваемый положительно направленной мотивацией извне и осознавая внутреннюю потребность в самосовершенствовании (саморефлексия), субъект определяет для себя цели предстоящей познавательной деятельности, проектирует процесс самообразования, в ходе осуществления которого контролирует и оценивает промежуточные результаты, внося необходимые коррективы. При овладении областью потребных профессиональных знаний, умений и навыков субъект достигает требуемой цели самообразования. Дальнейшее применение вновь приобретённых знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности способствует формированию у субъекта новых мотивов к дальнейшему самосовершенствованию.
В настоящее время проблемой современного профессионального самообразования военнослужащих является недостаточное уделение внимания этому вопросу. Образовательная среда военно-педагогического процесса воинского подразделения не в достаточной мере способствует формированию мотивационного и организационного компонента самообразовательной деятельности. При явной заинтересованности командования в самостоятельном повышении уровня подготовки подчинённых, пути решения задачи самообразования и создания необходимых условий остаются на откуп самим военнослужащим.
Учитывая личностные характеристики военнослужащих, далеко не все проявляют стремление к переменам в своей жизни, у многих отсутствует желание к выполнению дополнительной работы, их полностью устраивает та социальная ниша, которую они занимают. К тому же на пути к самообразованию перед военнослужащим возникает множество препятствующих явлений, таких как дефицит свободного времени, сильная эмоциональная нагрузка в повседневной службе, нерешённые социальные проблемы в быту и т. д.
В настоящее время существует два возможных варианта совершенствования профессиональных компетенций военных специалистов помимо получения новых знаний в ходе плановых занятий по боевой подготовке: первый - подготовкой военнослужащих занимается руководство путём направления в военные учебные центры переподготовки и повышения квалификации; второй - военнослужащие «находят» в себе достаточные внутренние мотивы и способности к самообразованию и совершенствуются. Вследствие чего, на наш взгляд актуальной является разработка инструментов, интегрированных в повседневную военную службу, системно способствующих эффективному формированию готовности
педагогические науки
Трухин Александр Валерьевич СУЩНОСТЬ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...
военнослужащих к самообразовательной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы: учебное пособие. Под редакцией генерал-майора А.В. Барабанщикова. - М.: Изд-во Военно-политической академии имени В.И. Ленина, 1980. - 280 с.
2. Абакумова Е. Б. Теория вопроса самообразования в философской, психолого-педагогической и социологической литературе/Е.Б. Абакумова // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). - Чита: Изд-во Молодой ученый, 2012. - С. 134-137.
3. Азизова Э.Р. Непрерывное образование и самообразование как фактор профессионального роста личности / Э.Р. Азизова // Материалы 11-ой Международной научно-практической конференции. В 2-х книгах. Под общей редакцией Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. - Казань: Изд-во Редакционно-издательский центр «Школа», 2017. - С. 253-256.
4. Маковская Э.Н. Формирование мотивации к непрерывному профессиональному самообразованию в техническом ВУЗе / Э.Н. Маковская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 11-3. - С. 49-52.
5. Мальчукова Н.Н., Куликова С.В. Самообразование как часть системы непрерывного образования / Н.Н. Мальчукова, С.В. Куликова // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. Материалы XXV международной научно-практической конференции.
- М.: Изд-во Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2015.
- С. 258-264.
6. Смирнов А.В. Самообразование в развивающейся системе непрерывного образования / А.В. Смирнов // Вестник оренбургского государственного университета.
- 2011. - № 6 (125). - С. 49-52.
7. Саргсян А.С. Самообразование как ведущая форма непрерывного самообразования /А.С. Саргсян // Человек и образование. - 2015. - № 3 (44). - С. 96-101.
8. Золотарёв В.А. Готовность к профессиональному самообразованию как ключевая компетенция будущего офицера Федеральной службы войск национальной гвардии / В.А. Золотарёв // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2016. - № 4 (92). - С. 100.
9. Коптев Л.Н. Готовность к непрерывному образованию как мобилизация духовной целостности / Л.Н. Коптев // Высшее образование в России. - 2008. - № 11.
- С. 129-132.
10. Асанова Н.И., Талипова Л.Ю., Топеха Т.А. Самообразование как неотъемлемый компонент непрерывного образования: механизмы формирования самообразования / Н.И. Асанова, Л.Ю. Талипова, Т.А. Топеха // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки.
- 2014. - № 3 (24). - С. 21-26.
11. Поднебесова М.И. Сущностные характеристики самообразовательной деятельности // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/9721 (дата обращения: 07.11.2017).
12. Калугин Ю.Е. Дефиниция понятия «профессиональное самообразование» / Ю.Е. Калугин. - режим доступа: http://onIine-science.ru/m7products/pedagogical_ sciense/gid884/pg0/ (дата обращения: 14.10.2017).
13. Калугин Ю.Е., Киселева Т.В. Виды профессионального самообразования / Ю.Е. Калугин, Т.В. Киселева // Альманах современной науки и образования.
- 2014. - № 1 (80). - С. 51-53.
14. Брязгунова Е.Н. Самообразование как основа успешности человека / Е.Н. Брязгунова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012.- С. 310312.
15. Военная педагогика: учебник для вузов / под общ. ред. И. А. Алехина. - М.: Издательство Юрайт, 2017. -
414 с. - (Серия: Специалист).
16. Лопуха А.Д. Самообразование курсантов военного ВУЗа в современных условиях / А.Д. Лопуха // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 6 (55). - С. 209-212.
Статья поступила в редакцию 03.07.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018