Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
дети дошкольного возраста / развитие / изобразительные умения

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаталова Д. И., Ежкова Н. С.

в статье представлен научный анализ проблемы развития изобразительных умений у дошкольников, описаны методические стороны поддержки детей в процессе обогащения их изобразительного опыта, развития изобразительных умений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаталова Д. И., Ежкова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ»

Совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников способствует созданию дружеских связей. Они могут поддерживать друг друга, учиться друг у друга и развивать долгосрочные отношения, которые могут оказаться ценными на протяжении всей жизни.

В целом, наставничество узких специалистов имеет огромное значение в обеспечении равных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно способствует полноценному вливанию в общество таких детей и развитию их потенциала. Поэтому важно продолжать и развивать эту работу, чтобы каждый ребёнок имел возможность получить качественное образование и реализовать свои способности.

Список использованной литературы:

1.Алехина С.В. (ред.) Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации. М.: МГППУ, 2012.-[3,с.31]

2. Державина В.В. Особенности наставничества в инклюзивной среде: ее содержание и виды / В.В. Державина // Казанский педагогический журнал. - 2020. - №6. -[1,c.241]

3.Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы/ О. Г. Приходько [и др.]. - М.: Издательство МГПУ, 2014. - [2,с.3] (серия «Инклюзивное образование»).

© Сульженко Ю.А., Юрова А.А., Короткая И.И., 2024

УДК 373.24

Шаталова Д.И.,

студент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого» Научный руководитель: Ежкова Н.С.,

д. пед. наук, профессор ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ

Аннотация

в статье представлен научный анализ проблемы развития изобразительных умений у дошкольников, описаны методические стороны поддержки детей в процессе обогащения их изобразительного опыта, развития изобразительных умений

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, развитие, изобразительные умения.

В дошкольном возрасте большое место занимает изобразительная деятельность, которая имеет неоценимое значение для разностороннего развития детей. Являясь для них самой интересной, она позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни то, что их взволновало, вызвало положительное отношение. Но это не просто стремление выразить свои чувства или поделиться впечатлениями с теми, кто увидит рисунок. Рисуя, как и играя, ребенок не только отражает мир, но и познает его, проявляет свое Я. Именно поэтому многие ученые исследовали и до сих пор исследуют, и предлагают методы обучения, нетрадиционные техники, которые позволяют развивать изобразительные

умения. Л.С. Выготский отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческой деятельности. Умелая и своевременная поддержка изобразительной деятельности позволяет совершенствовать изобразительный опыт, развить творческие способности ребенка. Но, первостепенное значение имеют изобразительные умения. При этом важно обратить внимание на следующее:

- изобразительные умения помогают дошкольникам овладеть способами познания окружающего

мира;

- имеют большое значение для успешной подготовки их к школе.

- дают материал для чувственного, образного познания мира природы, социального мира;

- способствуют развитию творческого мышления и познавательных способностей дошкольников, их пространственных представлений;

- оказывают большое влияние на воспитание у детей аккуратности и самостоятельности, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда;

- развивают у детей точность движений, являются важнейшим условием успешного овладения другими видами изобразительной деятельности;

- благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса дошкольников, решение задач их эстетического развития в целом.

Анализ процесса создания ребенком изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умение выражать эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей в целях образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.

Умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. Закономерности их формирования и развития те же, что и любых других двигательных умений. Поэтому обучение техническим умениям рисования будет успешным лишь в том случае, если педагог учтет физиологические и психологические особенности, условия и факторы успешности их образования.

Особенности изобразительной деятельности заключаются и в том, что для ее осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. Техника рисования включает и движения, и восприятие их, т. е. движение под контролем зрения и двигательных ощущений. Изобразительное движение руки при рисовании связано с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестетически и зрительно: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение. Отдельное внимание нужно уделить организации и методике работы с детьми по формированию самоконтроля, готовности сравнивать полученный результат с поставленной целью. Закрепление изобразительных умений может проходить в свободное от занятий время. Для этого в самостоятельное пользование в свободное время следует предоставить детям разнообразные средства: альбомы для раскрашивания, краски, карандаши, фломастеры и др.

Наблюдая за рисованием в свободное время, педагог должен акцентировать внимание детей на том, что начатый рисунок желательно завершить. Использовать вопросы, побуждающие ребенка к развитию замысла, поиску способов действий, самоконтролю и самооценки.

Таким образом, изобразительная деятельность входит в число основных видов деятельности дошкольников. При этом важно развивать у детей изобразительные умения, поддерживать интерес к деятельности, желание творить, эмоционально самореализовываться.

Список использованной литературы:

1. Ежкова Н.С. Теоретические основы дошкольного образования. - М.: Юрайт, 2023. - С. 112-154.

2. Казакова Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.

3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 117 с.

© Шаталова Д.И., 2024

УДК 37

Ширлиева О. С., старший преподаватель Гурбанова Г. Дж., преподаватель Нурлыева М. Х., преподаватель Государственный энергетический институт Туркменистана

Хайиткулиев С.,

Туркменский государственный университет имени Махтумкули ОСОБЕННОСТИ STEM - ОБРАЗОВАНИЙ В ЗАРУБЕЖНОМ ОПЫТЕ

Аннотация

Наиболее распространенной системой современного образования является STEM - (Наука, Технология, Инженерия, Математика) образование, которое представляет собой систему образования, соответствующую термину Традиционное научно-техническое профессиональное образование.

Ключевые слова: наука, технология, инженерия, математика.

Shirliyeva O., Gurbanova G., Nurlyyeva M., Hayitkuliyev S.

FEATURES OF STEM EDUCATION IN FOREIGN EXPERIENCE

Abstract

The most common system of modern education is STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) education, which is an education system corresponding to the term Traditional Science and Technology Vocational Education.

Keywords:

science, technology, engineering, mathematics.

Наиболее распространенной системой современного образования является STEM - (Наука, Технология, Инженерия, Математика) образование, которое представляет собой систему образования, соответствующую термину Традиционное научно-техническое профессиональное образование.

Сегодня государству требуются специалисты высокого уровня, способные под его руководством справиться со сложными технологиями традиционной науки в различных областях образования. В средних школах и высших учебных заведениях обучение учащихся и студентов ведется по техническим пособиям по точным наукам. В этом контексте внедрение технологии STEM является тенденцией, целью которой является подготовка студентов к специализации в области математики и естественных наук для подготовки к будущему обучению.

Введение этого потока в образование позволит компенсировать недостаток технологических процессов, био - и нанотехнологий, которые будут играть важную роль в научно-технических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.