УДК 37.018.322.2 + 37.035
В. Н. Ефименко, В. В. Кротова
РАЗВИТИЕ СПОСОБСТВУЮЩИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ-СИРОТ В ГРУППАХ ПО СЕМЕЙНОМУ ТИПУ
В статье представлен опыт работы Камчатской школы-интерната по развитию способствующих успешной социальной адаптации качеств у детей-сирот в группах, организованных по семейному типу
Ключевые слова: дети-сироты, качества воспитанников, группы, организованные по семейному типу, программа подготовки к успешной социальной адаптации
V. N. Yefimenko, V. V. Krotova
DEVELOPMENT OF QUALITIES ACCOMPANYING SUCCESSFUL SOCIAL ADAPTATION OF ORPHANS IN FAMILY GROUPS
The article summarizes the work experience of Kamchatka boarding-school in the development of orphan's qualities required for their successful adaptation in the groups organized along family lines.
Key words: orphans, educatees' qualities, groups of family type, program for successful social adaptation
Известно, что роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. Именно семья формирует у ребенка необходимые навыки и воспитывает необходимые качества для дальнейшей самостоятельной жизни.
Однако всегда существовала категория детей, воспитываемая вне семьи, — это дети-сироты, заботу о которых брало на себя общество и государство.
Тем не менее усилия государственных сиротских учреждений в области воспитания и обучения детей-сирот чаще всего не достигают своего результата: выпускники этих учреждений испытывают серьезные трудности, оказавшись перед необходимостью самостоятельно решать свои жизненные проблемы. Многим выпускникам интернатов и детских домов свойственны черты иждивенчества, привычка жить на всем готовом, неграмотность в решении материальных проблем, вопросов собственности, экономики, которые касаются их лично.
В 2013 г. руководством страны принят ряд важнейших мер федерального масштаба, направленных на семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако существует определенный процент детей-сирот, устройство в семьи которых по разным причинам затруднительно
или невозможно: это дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки.
В последние годы происходит процесс реформирования системы интернатных учреждений. Модернизация учреждений для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена на восстановление нор -мального полноценного детства, на успешную подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и развития у них качеств, необходимых для успешной социальной адаптации.
Мы провели исследование по выявлению уровня подготовленности воспитанников к самостоятельной жизни. Результаты опроса воспитанников старших классов школы-интерната показали, что 26 % детей имеют повышенный уровень тревожности и неуверенности в по -строении дальнейших жизненных планов.
Вопрос о том, какие качества для успешной социальной адаптации необходимо развивать у детей, проживающих и воспитывающихся в стенах учреждения интернатного типа, мы задали выпускникам, которые прожили 2-3 года самостоятельно. Результаты были следующие. На вопрос «Что бы Вы изменили в практике работы школы-интерната по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни?» Отвечают, что в школе-интернате должно быть побольше «родительского тепла», доверия, ува-
JOURNAL COLLECTION OF SCIENTIFIC WORKS OF KRASEC. THE HUMANITIES № 2 (24) 2014 Pedagogics
жения, милосердия, заботы — 13 % опрошенных. Считают, что необходимо научить воспитанников практическим навыкам (готовить пищу, делать заготовки на зиму, шить, расходовать деньги, экономить, вязать и др.) — 21 % выпускников. Отмечают, что следует ввести в интернате преподавание курса о семье, семейных отношениях — 6 % опрошенных. Столько же выпускников (6 %) убеждены, что в интернате обязательно нужно знакомить воспитанников с разными специальностями и при окончании дать одну из них, чтобы была возможность уже сразу после выпуска зарабатывать себе на жизнь. Считают, что надо изменить режим дня, ввести дополнительный вечерний ужин, приготовленный ребятами самостоятельно, — всё что должно способствовать созданию в интернате домашнего уюта — 11 % выпускников. Полагают, что необходимо внести изменения в учебно-воспитательный процесс, прежде всего лучше подбирать воспитателей; «давать всем воспитанникам обязательно среднее образование», «учить трудом» (создавать подсобные хозяйства), «оплачивать труд», «учить добру и добром», «не наказывать трудом», «учить самостоятельности и не бояться трудностей», «не приукрашивать реальную жизнь», «создавать больше спортивных секций, кружков» — 36 % выпускников.
Таким образом, мы пришли к выводу, что для успешной социальной адаптации необходимо воспитывать в наших воспитанниках такие качества, формировать такие умения и навыки, как самостоятельность; информированность и соотнесение информации со своими особенностями; умение принимать решения; умение планировать; положительное эмоциональное отношение к необходимости сделать выбор и принять решение. Формировать положительное отношение к своему здоровью и сохранению себя как личности, отношение к труду как жизненно-смысловой доминанте, культуру семейных отношений, воспитывать личностное и профессиональное самоопределение.
Мы считаем, что воспитанию названных качеств детей-сирот, находящихся в учреждении интернатного типа, будет способствовать организация их жизнедеятельности в группах по семейному типу.
В Камчатском государственном казенном образовательном учреждении «Камчатская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» первые группы, организованные по семейному типу, были созданы в сентябре 1980 г. На сегодняшний момент в школе-интернате функционирует 3 группы семейного типа.
Создавались семейные группы, опираясь на принцип семейного воспитания. Братья и сестры живут вместе независимо от возраста, что позволяет сохранить кровные родственные связи. Социальная открытость школы -интерната позволяет интегрироваться воспитанникам в систему дополнительного образования.
При организации групп семейного типа мы попытались приблизить условия проживания и воспитания детей к домашним, семейным, создали обстановку и быт, которые присущи многодетной семье. В каждой группе благодаря воспитателям сложилась морально-нравственная атмосфера, которая существует в обычной семье. При распределении в группы детей мы учитывали их индивидуально-возрастные особенности и желания детей проживать в той или иной семье (группе). Особое внимание уделялось созданию семейных традиций, установлению правил проживания в семье, выявлению интересов и потребностей каждого ребенка, включению воспитанников в активную познавательную деятельность, развитию необходимых качеств детей, способствующих их успешной социальной адаптации, под го -товке к самостоятельной жизни, к труду.
Каждая группа своеобразно оформлена и не похожа на другие, имеет свою атмосферу и индивидуальность. В оформлении групп воспитатели и их помощники совместно с детьми проявили фантазию и творчество. Помещения украшены работами воспитанников, выполненными собственными руками. Особо хочется отметить сложившуюся в семейных группах атмосферу доверия, тепла и взаимоответственности. Благодаря совместной деятельности взрослых и детей воспитатели стали для детей значимыми взрослыми. В группах создан такой микроклимат, который влияет на активность каждого члена коллектива и создает условия для самовоспитания и самообразования.
ВЕСТНИК КРАУНЦ. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 2 (24) 2014 ISSN 1816-8280
Педагогика
На сегодняшний день контингент школы -интерната составляет 55 воспитанников от 4 до 16 лет, 31 из них воспитываются в семейных группах (кровные братья и сестры из 14 родственных семей).
Развитие необходимых качеств воспитанников для их успешной социальной адапта -ции происходит не только в семейных группах на специально организованных занятиях, но и в системе дополнительного образования. В нашем учреждении работает ряд кружков дополнительного образования, способствующих развитию творческих способностей и дарований воспитанников, расширению их кругозора. Занятия в кружках и секциях дают возможность попробовать себя с разных сторон, выявить свои предпочтения, понять свои возможности, раскрыть себя.
Для решения этих же задач в нашей школе созданы и работают творческие объединения: «Мягкая игрушка», «Бумажные кружева», «Умелые ручки», судомоделирование; вокальный кружок «Радуга», театральная студия «Волшебный калейдоскоп», хореографический кружок «Ассорти», студия альтернативного танца «Брейк-данс». Дети имеют возможность заниматься каратэ, плаванием, футболом, стендовой стрельбой.
Занятия в системе дополнительного образования позволяют выявить не только дарования и способности детей, но и развить такие необходимые для жизни качества, как умение общаться со сверстниками и взрослыми, умение планировать, доводить начатое дело до конца и др.
Вовлечение воспитанников в систему дополнительного образования является очень важной задачей, так как, расширяя границы своей деятельности, дети приобретают новый опыт социального поведения, делают шаги в мир ответственности. Вообще система дополнительного образования — это арена для формирования самоопределения, самореализации, самоутверждения и развития самосознания наших воспитанников.
Конечно же наши дети достигают успехов: это и победы в различных конкурсах краевого, регионального и даже международного масштабов, это и участие в фестивалях и конкурсах, выставках и акциях.
Делая упор на семейное воспитание в этих группах, мы тем самым приближаем условия проживания детей к семейным, а значит способствуем формированию тех качеств, которые формируются только в семье. Однако не только одна организация жизни детей в семейных группах способствует формированию необходимых качеств. Особую роль играют в жизни воспитанников воспитатели и их особые занятия. Несколько слов хочется сказать об авторской программе первой семейной группы «Обретение надежды», написанной воспитателями 1-й семейной группы.
Основными целями и задачами данной программы являлись такие, как:
- воспитать детей, способных в будущем самостоятельно создать нормальную семью;
- научить ориентироваться в различных жизненных ситуациях, сформировать качества, необходимые в будущей самостоятельной жизни;
- подготовить их к самостоятельной жизни и труду через вовлечение воспитанников в различные виды деятельности.
Программа включает 4 раздела: «Семья — ячейка общества», «Семья и умственное развитие ребенка», «Трудовая атмосфера семьи», «Семейная экономика».
Программа циклична, повторяется каждые 4 года, рассчитана на разновозрастную группу детей. За время пребывания в школе-интернате дети усваивают ее содержание дважды. Дошкольники и младшие школьники в дос -тупном для них варианте, старшие школь -ники — в более глубоком, обширном. Работа ведется дифференцированно, с каждым годом знания расширяются, закрепляются и совершенствуются.
На занятиях воспитанники получают представления о семье, ее функциях, нравственных основах, осознают ее значение в жизни каждого человека. Учатся готовить, рассчитывать семейный бюджет, вести домашнее хозяйство. Получают знания о различных видах труда, принимают участие в профессиональных пробах.
Воспитанию личностного и профессионального самоопределения наших детей помогает работа педагогов-психологов, которые проводят специальные занятия в виде тренингов, ролевого моделирования, занятий-обсуждений
JOURNAL COLLECTION OF SCIENTIFIC WORKS OF KRASEC. THE HUMANITIES № 2 (24) 2014 Pedagogics
и т. п. Данные занятия позволяют познать себя, увидеть свои слабые и сильные стороны, развить личностные ресурсы, осуществить правильный выбор профессии.
Воспитатели совместно с педагогами-психологами ведут и индивидуальные коррекци-онные занятия, на которых уделяется внимание снятию стресса и тревожности, развитию эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и др. Все и даже незначительные достижения воспитанников воспитатели фиксируют в дневниках их личностного роста.
Отметим, что в нашей школе-интернате существуют не только группы организованные по семейному типу, но и обычные группы. Мы сравнили результаты воспитания детей в группах семейного типа и обычных. Анализ результатов воспитания детей позволил сделать вывод, что у детей из семейных групп:
- наблюдается более высокий уровень мотивации к учебной деятельности — дети ориентированы на успех в учебе, практически всегда готовы к урокам, имеют более высокую успеваемость, и среди них нет неуспевающих по предметам в школе;
- сформированы бытовые навыки веде -ния домашнего хозяйства — умеют готовить, занимаются самообслуживанием, поддерживают чистоту и порядок в комнатах, проявляют заботу о младших и др.;
- развиты на более высоком уровне коммуникативные навыки, дети занимают активную жизненную позицию — практически все они занимаются в системе дополнительного образования, активные участники всех семейных, школьных и внешкольных мероприятий, ориентированы на профессию и труд в даль-
нейшем, имеют планы на будущее и все мечтают создать свою семью в будущем;
- стремление к ведению здорового образа жизни — у них выше показатели как соматического, так и психологического и социаль -ного здоровья, сформированы навыки безопасного поведения, среди этих детей меньше таких, которые проявляют различные виды девиантного поведения.
Подводя итог, хочется еще раз отметить, что группы, организованные по семейному типу, являются более эффективной формой воспитания и содержания детей.
В начале данной статьи мы обозначили, что есть категория воспитанников, которых устроить в семьи по разным причинам невозможно. Однако педагоги учреждения должны их подготовить к будущей самостоятельной жизни, сформировать качества, необходимые им в дальнейшей самостоятельной жизни. Наш опыт показывает, что наиболее эффективной формой воспитания и формирования данных качеств у этой категории детей будут группы, организованные по семейному типу. Возможно, что таких высоких показателей как в семейных группах с кровными родственниками добиться будет сложно. Воспитанники будут знать модель построения семейных отношений, а жизнедеятельность в группе по семейному типу будет способствовать формированию качеств, необходимых для дальнейшей их самостоятельной жизни. Другими словами можно сказать, что если дети по каким-либо причинам находятся не в семье, то альтернативной формой воспитания является группа, сформированная по семейному типу.
Библи ог р аф ич е с кий спис о к
1. Педагогическое сопровождение социализации воспитанников интернатных учреждений и учащихся
общеобразовательных школ в образовательном пространстве Камчатского края / В. Н. Ефименко, Ю. В. Стафеева, И. М. Яковенко, Е. В. Ковалева; под ред. Ю. В. Стафеевой. — Петропавловск-Камч.: КамГУ им. Витуса Беринга, 2013.
2. Ефименко В. Н. Трудности социализации детей-сирот // Личность в экстремальных условиях. Вып. 2: сб.
науч. тр.: в 2 ч. Ч. 1 / науч. ред. А. В. Серый, М. С. Яницкий; под общ. ред. А. А. Бучек, Ю. Ю. Неяски-ной, М. А. Фризен. — Петропавловск-Камч.: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — С. 184-193.
3. Ефименко В. Н., Стафеева Ю. В. Создание адаптивно-развивающей среды в школе интернате для детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как фактор их социализации // Вестн. КРАУНЦ. Гуманитар. науки. — 2012. — № 2 . — Вып. 20. — С. 35-42.
94 ВЕСТНИК КРАУНЦ. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 2 (24) 2014 ISSN 1816-8280
Педагогика