УДК 56.013 ББК 65:1
Милютина Анна Александровна
аспирант
кафедра русского языка, литературы и МПРЯ и Л Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Milutina Anna Alexandrovna Post-graduate Chair of the Russian language and Literature and the Russian language and Literature Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Milyutinaaa@cspu.ru Теоретико-методическая основа формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка Theoretical and methodological basis of the formation of mediacompetenсe at the lesson of Russian in primary school
В данной статье рассматриваются теоретические и методические основы формирования медиакомпетенции младших школьников на уроке русского языка. Представлено подробное исследование термина «медиакомпетенция», определение его места в системе начального образования, раскрывается структура умений личности, обладающей медиакомпетенцией. Pазработаны и описаны подходы, соединение которых является теоретико-методической основой исследования.
This article discribes the theoretical and methodological basis of the formation of mediacompetence at the lesson of Russian in primary school. It provides a detailed study of the term "mediaсompetence", definition of its place in the system of primary education, reveals the structure of the skills of the person possessing mediacompetence. Developed and described approaches, the combination of which is theoretical and methodological basis of the research.
Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетенция, умения, подходы.
Key words: mediaeducation, mediacompetence, skills, approaches.
Одной из важнейших тенденций в России и мире является глобальный
процесс информатизации, который формирует новую среду жизнедеятельности людей, а также требует специалистов с новыми знаниями, умениями и навыками. Важная роль при этом отводится востребованности в активных, компетентных членах общества. Информатизация образования, в основном, определяется как процесс обеспечения образования методологией и практикой разработки и
использования современных информационных технологий, которые направлены на реализацию психолого-педагогических целей обучения. [2, с.9] Продуманное и целенаправленное включение современных информационных технологий, средств, средств медиа в образовательном процессе позволит освоить человеку окружающий мир, рефлексировать свою деятельность, формировать собственные познавательные мотивы учения. Всё это является ключевыми позициями образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения [4].
Сегодня активно развивается такое направление в педагогике, как медиаобразование. Термин «медиакомпетенция» более точно определяет суть имеющихся у индивида умений использовать медиа, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных формах, видах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в современном обществе [5, с.8-13]. Формирование медиакомпетенции призвано помочь учащемуся грамотно выразить свои мысли, точно и ёмко отражать действительность в своих высказываниях, уметь накапливать необходимые информационные знания, то есть грамотно работать с существующими и только что созданными медиа. Формирование медиакомпетенции тесно связано с формированием общеучебных универсальных учебных действий (У УД), основа которых закладывается на начальной ступени образования.
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью внедрения в практику начальной ступени образования научно-обоснованного процесса формирования медиакомпетенции на уроках русского языка у младших школьников, овладение которой поможет учащимся организованно и грамотно работать с различными средствами информации, овладеть общеучебными УУД.
Приоритетной целью начального школьного образования в соответствии с ФГОС НОО становится формирование умения учиться. Таким образом, учащийся, формируя умение учиться, автоматически формирует медиакомпетен-
цию - умение ориентироваться в постоянно изменяющемся медиа мире, с легкостью осваивать новые виды медиа.
Первое общепризнанное определение «media education» выработано на совместном совещании сектора информации ЮНЕСКО и Международного совета по кино и телевидению в 1973 году.
Российская педагогическая энциклопедия трактует всё медиаобразование как «направление в педагогике, выступающее за изучение аудиторией «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств [3, с.133].
Формирование медиакомпетенции мы рассматриваем не только в информационной, но и коммуникационной сферах (формирование медиакомпетенции необходимо для общения со сверстниками, грамотного использования медиа средств для коммуникации), а грамотное общение невозможно без сформиро-ванности языковых и речевых знаний (овладение ребенком языковыми нормами - фонетическими, лексическими, грамматическими).
Таким образом, важнейшей задачей является формирование медиакомпетенции как важнейшей основы медиа грамотности младшего школьника.
Понятие «медиакомпетенция» трактуется нами как адекватное восприятие медиа средств, умение использовать их в учебной и социальной деятельности для грамотного решения поставленных медиа задач, представленных для младшего школьного возраста и выполнения функции коммуникации в постоянно изменяющемся (современном) медиа обществе (медиа мире).
Так как во всех общеобразовательных школах существует специально учрежденный учебный план, который утверждается заранее, формирование медиакомпетенции возможно только в процессе освоения какого-либо учебного
предмета. Этим предметом является «Русский язык», так как целью его преподавания в начальной школе является помочь младшему школьнику овладеть языком во всех её функциях: в функции общения, познания и мышления, функции накопления знаний о мире и постижения культуры, адаптации к жизни в современном обществе. Задача уроков русского языка на начальной ступени образования и состоит в том, чтобы заложить основы развития школьников, их умения и навыки во всех видах речевой деятельности. Именно в процессе изучения этого предмета у школьников должны закладываться основы умений быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; грамотно оперировать научными терминами; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
Важнейшим документом, определяющим правила, способы работы в начальной школе является Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Именно требование к освоению предмета «Русский язык»: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; говорят о важности формирования медиакомпетенции именно на уроках русского языка в начальной школе.
Основным элементом процесса взаимодействия становится не только знание, но и информация, а в качестве нового средства обучения выступает компьютер, сеть. Это позволяет пересмотреть применение методов и форм педагогического взаимодействия в образовании и прийти к ее усовершенствованной форме, при которой сетевой компьютер и учебник параллельно используются в учебном процессе.
На основании анализа различных программ формирования медиакомпетенции нами выделены следующие группы знаний, умений и навыков, указывающих на сформированность медиакомпетенции:
1. Социокультурные - умение моделировать своё поведение, трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и национально-культурных особенностей аудитории, для которой она предназначена, учитывая элементы социокультурного контекста (нормы, правила, особенности менталитета, обычаи, ритуалы, и др.).
2. Речевые - умения, обеспечивающие грамотное и ясное использование языковых средств для решения задач медиа-общения, в соответствии с целями, условиями и адресатом, согласованность действий собеседников и адекватное восприятие языковых средств адресата:
а) переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему;
б) переводить вербальную информацию в визуальную знаковую систему;
в) умение кодировать и декодировать информацию;
в) умение общаться, соблюдая требования высокой культуры речи (правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность) и медиа грамотности (грамотное использование средств медиа в процессе коммуникации);
г) умение прогнозировать выбор эффективных медиа-средств оформления высказываний в общении, составлять план информационного общения;
д) находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению.
3. Рефлексивные - умения осмысливать, осознавать и понимать себя и свои действия, позволяющие осуществлять выбор оснований деятельности с использованием медиа, как определённого типа отношений к социокультурной действительности и к самому себе:
а) умение оценивать себя, свои способности, действия, поступки и быть оцененным другими в процессе информационного общения;
б) умение поддержать общение, вовремя и адекватно реагировать на реплики собеседника;
в) устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
г) составлять рецензии и анонсы информационных сообщений;
д) умение представить родную культуру в инокультурной среде.
В совокупности данные умения обеспечивают эффективность общения в медиа мире. Изучение состояния проблемы нашего исследования в теории и методике преподавания русского языка в начальной школе позволило сделать вывод о том, что данные умения не образуются самостоятельно, а требуют целенаправленной деятельности учителя и определения условий их формирования.
гп « 1
Теоретико-методической основой формирования медиакомпетенции у младших школьников на уроках русского языка, по данным проведенного исследования, является соединение информационного (общенаучный уровень), семиотического (конкретно-научный уровень) и лингводидактического (мето-дико-технологический уровень) подходов. Дадим им краткую характеристику в соответствии с избранным предметом исследования.
Информационный подход представлен в работах таких исследователей, как К. Шеннон, Р. Ф. Абдеев, Г.А. Бордовский, В.М. Казакевич, О. Ф. Ливичев, А. Н. Хуторская и др.
Целью информационного подхода является стремление к наиболее эффективному использованию в педагогической системе информационного поля, повышение ее управляемости, оперативности, результативности. Данный подход обеспечивает широкие технические возможности использования новейших цифровых технических устройств, свободу учащегося в доступе к информации, вовлечение в феномен «коллективного разума».
При взаимодействии информационного образования с языковым происходит развитие личности обучаемого, его подготовка к жизни в условиях информатизации общества (развитие мышления; эстетическое воспитание за счёт использования аудио-, видеофрагментов, реализованных на базе технологии мультимедиа; формирование умений работать с текстовыми редакторами, программами, автоматизированными словарями; развитие умений осуществлять экспериментальную деятельность в процессе выполнения упражнений по какой-либо теме урока; формирование информационной культуры; интенсификация всех уровней учебного процесса (интерактивное взаимодействие, автоматизация процесса индивидуализации представления учебного материала и контроля знаний, компьютерная визуализация учебной информации, выбор режима учебной деятельности); углубление межпредметных связей при изучении русского языка за счет использования современных средств медиа [1, с. 4].
В связи с этим информационный подход позволяет четко выделить в качестве приоритетов обучения младших школьников русскому языку не систему языка и процесс передачи обучаемым содержания обучения медиакомпетенции, а интересы и потребность учащихся младших классов как субъектов учебной деятельности.
На методико-технологическом уровне формирования медиакомпетенции младших школьников нами выявлен лингводидактический подход, разработкой и реализацией которого занимались такие ученые, как Г.И. Богин, Л.И. Божович, Н.Д. Гальскова, Л.Ф. Миньяр-Белоручев, Н.М. Шанский и др.
Специфика применения лингводидактического подхода при формировании у младших школьников медиакомпетенции состоит, по данным нашего исследования, в том, что: а) происходит усвоение языка не только как средства коммуникации, но и как средства получения информации; б) формирование медиакомпетенции осуществляется на основе интеграции с другими учебными дисциплинами; в) формирование медиакомпетенции направлено, главным образом, на формирование практических умений и навыков в области применения медиа средств; г) происходит осознание обучаемым своей медиалингвистиче-ской самоидентификации; д) происходит расширение индивидуальной картины мира обучаемого за счет необъятных возможностей компьютера и сети Интернет.
Семиотический подход (конкретно-научный уровень), являющийся одним из составляющих теоретико-методической основы нашего исследования, представлен в работах Р. Карнапа, Ч.У. Морриса, Ч.С. Пирса, Ф. де Соссюра, Ю.С. Степанова, Н.С. Трубецкого и др. Он предполагает использование термина «знаково-символические средства», объединяющего все множество знаков и символов, которые можно использовать при формировании медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка.
Роль знаково-символических средств в образовании велика, т.к. учебная информация может быть представлена как в устной, письменной форме естественного языка, так и в схемах, графиках, диаграммах, чертежах в виде искусственного языка. Поэтому уже в начальной школе начинает закладываться система знаково-символических действий в рамках общеучебных универсальных учебных действий (УУД). Они составляют особую группу общеучебных УУД: -моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, в которой выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
-преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область [3].
Применительно к нашему исследованию знаково-символическая система может включаться в урок русского языка как: предметная - организация предметных действий: ребенку дается медиа средство, с которым он может работать непосредственно, при этом под действием понимается не графическая работа, а опыты, подобные физическим; образная - дети работают с изображениями или моделями при использовании медиа средства на уроке русского языка; символическая - дети учатся обозначать действия, слова символами, удобными при работе с медиа. Такое преобразование учебной информации с помощью знаков, символов обеспечивает ее наглядность как условие оптимальной передачи, восприятия, осмысления, запоминания и применения.
Итак, теоретико-методическая основа формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка разработана на основе анализа документов в области системы образования, программ и работ ведущих учёных в области информатизации образования и языкознания. Кроме этого, выделены группы знаний, умений и навыков, указывающих на сформированность медиакомпетенции, определены подходы, в соответствии с избранным предметом исследования и доказана их связь с темой нашего исследования.
Теоретико-методическая основа формирования медиакомпетенции младших школьников на уроке русского языка определяет важнейшую из задач в области начального образования: разработка, построение и научное обоснование специальной методики, обеспечивающей в процессе языкового образования младших школьников формирование медиакомпетенции. Дальнейшая исследовательская работа в этой области приведёт к решению данной задачи.
Библиографический список
1. Курбатова З.Я. Реализация возможностей информационных технологий в процессе совершенствования методических подходов к изучению русского языка [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 2005: утв. 2005 / Курбатова Зинаида Яковлевна. - М., 2005. - 235 с.
2. Лавина Т.А., Роберт И.В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования [Текст] / Т.А. Лавина. - М.: ИИИ РАО, 2006. - 88 с.
3. Подольская Е.А. Педагогика и психология высшей школы [Текст] / Е.А. Подольская. - Харьков: Нар. укр. академ. «НУА», 2010. - 316 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / [Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru. дата обращения: 21.05.14
5. Федоров А.В. Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика [Текст] / А.В. Федоров. - М.: Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», 2005. - 134 с.
Bibliography
1. Kurbatova Z.Ya. Implementation of information technologies in improving methodological approaches to the study of Russian language [Text]: dis. Candidate. ped. Sciences: 13.00.02: protected 2005: approved. 2005 / Kurbatova Zinaida Y.. - Moscow, 2005. - 235 p.
2. Avalanche TA, Robert IV Dictionary of the conceptual apparatus of educational informatization [Text] / TA Avalanche. - M.: IRS RW 2006. - 88 p.
3. Podolsky EA Pedagogy and Psychology Graduate School [Text] / EA Podolsky. - Kharkov: Nar. Ukr. acad. "LSA", 2010. - 316 p.
4. Federal State Educational Standard primary education / [electronic resource]: http://standart.edu.ru. date accessed: 05/21/14
5. Fedorov AV Media Education. Media education. Media journalism [Text] / A. Fedorov. - Moscow: UNESCO Program "Information for all", 2005. - 134 p.